Койфман Александра Яковлевна Факультет психологии Московского государственного университета им. М.В. Ломоносова, Москва, Россия
Российский журнал когнитивной науки, Journal Year: 2016, Volume and Issue: №4, P. 45 - 62

Published: Oct. 22, 2016

В статье предпринята попытка сопоставления установки, центрального феномена в исследованиях Д. Н. Узнадзе, и неосознаваемого семантического прайминга, одного из важных объектов и инструментов исследования в когнитивной науке. Приводится развернутое определение и описание видов / уровней установки и прайминга, а также кратко обсуждаются теория установки и модели неосознаваемого семантического прайминга. Выделяются особенности установки и прайминга как исследовательской процедуры, как эффекта, наблюдаемого в результате применения этой процедуры, и как состояния. Результаты сопоставления позволяют утверждать, что, несмотря на искушение рассматривать прайминг-эффект как разновидность установки, все же целесообразно выделять его в качестве отдельного экспериментального феномена, который может быть эффективно использован для разных исследовательских задач. …

Loading...

Арбекова Ольга Александровна, Московский государственный университет имени м. В. Ломоносова, Москва, Россия
Гусев Алексей Николаевич Московский государственный университет имени М. В. Ломоносова, Москва, Россия
Российский журнал когнитивной науки, Journal Year: 2017, Volume and Issue: №1, P. 5 - 25

Published: March 28, 2017

В статье предпринята попытка сопоставить и найти содержательные аналоги между понятиями смысловой, целевой и операциональной установки, которые были разработаны А. Г. Асмоловым на основе деятельностного подхода, с одной стороны, и понятиями, которые описывают установочную регуляцию в современной зарубежной психологии, с другой стороны. Гипотеза об иерархической уровневой структуре установки позволяет систематизировать различные представления об установках, что особенно актуально в связи с размытостью границ данного понятия. Для каждого из уровней установки приводятся близкие по содержанию терминологические аналоги, обозначаются их сходства и различия. В результате анализа было выявлено, что операциональные установки представлены в зарубежной психологии как моторная установка (motor set), сенсорная установка (sensory …

Loading...

Ольга Дмитриевна Шмонина, Кафедра клинической психологии факультета психологии Санкт-Петербургского Государственного Университета, Санкт-Петербург, Россия
Василий Олегович Клайман, Кафедра клинической психологии факультета психологии Санкт-Петербургского Государственного Университета, Санкт-Петербург, Россия
Анастасия Ильинична Федорова, Кафедра клинической психологии факультета психологии Санкт-Петербургского Государственного Университета, Санкт-Петербург, Россия
Андрей Анатольевич Четвериков Кафедра общей психологии факультета психологии Санкт-Петербургского Государственного Университета, Санкт-Петербург, Россия
Российский журнал когнитивной науки, Journal Year: 2014, Volume and Issue: №3, P. 18 - 30

Published: Sept. 22, 2014

В статье рассматривается феномен «чувства на-кончике-языка» (tip-of-the-tongue state, ТОТ), возникающего, когда человек не может назвать некоторое слово, однако чувствует, что вот-вот его вспомнит: слово словно крутится на кончике языка. Изучение данного феномена началось с исследования Роджера Брауна и Дэвида МакНейлла (1966), в котором впервые была показана взаимосвязь ТОТ и объективных маркеров наличия доступа к забытому слову, таких как способность назвать слова, схожие с ним по смыслу или по звучанию. Последующие исследования подтвердили результаты Брауна и МакНейлла и позволили уточнить, какие именно аспекты забытого слова доступны испытуемым. Целью нашего исследования была репликация результатов о взаимосвязи феномена «чувства на-кончике-языка» и объективных маркеров …

Loading...

Tatyana N. Kotova, The Cognitive Research Centre, Russian Academy of National Economy and Public Administration (RANEPA)
Tatyana O. Yudina, Institute of Psychology, RSUH
Alexey A. Kotov Laboratory for cognitive research, National Research University «Higher School of Economics»
Российский журнал когнитивной науки, Journal Year: 2014, Volume and Issue: № 1–2, P. 39 - 53

Published: Jan. 1, 2014

In the second year of life, infants are actively interested in objects used by adults, despite the number of experienced difficulties in achieving their goals while handling these objects. What causes the child attempt to handle an object for a designated purpose while watching the adult? One of the evident explanations concerns the effectiveness of the adults behavior and the child’s desire to achieve the same result. However, multiple studies have shown that a child is guided not exclusively by the hoped-for result, but also by the adults intention. In our study, we verified the reason guiding a child’s choice …

Loading...