Ниссен В., Профессор, Департамент сервисных информационных систем (Department of Service Information Systems), [email protected] Технический университет Ильменау (Ilmenau University of Technology), Германия, Max-Planck-Ring 14, 98693 Ilmenau, Germany
Татьяна Лёзина, Заведующая кафедрой информационных систем в экономике, [email protected] Санкт-Петербургский государственный университет, 199034, Санкт-Петербург, Университетская набережная, 7/9
Андрей Сайтам Ассистент кафедры информационных систем в экономике, [email protected] Санкт-Петербургский государственный университет, 199034, Санкт-Петербург, Университетская набережная, 7/9
Форсайт, Journal Year: 2018, Volume and Issue: 12(3), P. 53 - 61

Published: Jan. 1, 2018

Бизнес-модели многих современных компаний находятся в сильной зависимости от применяемых методов управления информационными технологиями (ИТ). В развитых странах управление ИТ за последнее десятилетие трансформировалось из функции поддержки бизнеса в инструмент повышения эффективности и (по крайней мере, в некоторых случаях) драйвера бизнес-инноваций и цифровой трансформации. В отличие от развитых государств, мало что известно о роли ИТ в компаниях стран с переходной экономикой, таких как Россия. Исторические, политические и географические особенности многих сфер жизни российского общества привели к возникновению концепции особого «русского пути». Но насколько правомерно говорить об особом пути в ИТ-менеджменте? Авторы статьи ставят задачу изучить особенности ИТ-менеджмента и оценить его …

Loading...

Марта Гетц Доцент, [email protected] Университет Вистула (Vistula University), Польша, ul. Stoklosy 3,02-787 Warsaw, Poland
Форсайт, Journal Year: 2019, Volume and Issue: 13(2), P. 72 - 83

Published: Jan. 1, 2019

Под влиянием четвертой промышленной революции (Индустрии 4.0) глобальные цепочки создания стоимости преобразуются в адаптивные сети предприятий. Для того чтобы оставаться конкурентоспособными, компаниям необходимо встраиваться в них, что требует повышенной гибкости в плане реорганизации структуры бизнеса и портфеля компетенций. В статье предпринята попытка провести связь между концепциями Индустрии 4.0 и кластеров. Это оригинальный взгляд, который поможет увидеть роль кластеров в формировании компетенций, востребованных в новом контексте. Показано, что фактор пространственной близости предоставляет уникальные возможности для взаимодействия, которые не могут быть обеспечены цифровыми технологиями дистанционной коммуникации. Как следствие, кластеры при соблюдении определенных требований не утратят актуальности в контексте Индустрии 4.0, а, напротив, …

Loading...

Степан Земцов, Ведущий научный сотрудник, Лаборатория исследований проблем предпринимательства, [email protected] Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте РФ (РАНХиГС), 119571, Москва, пр-т Вернадского, 82, стр. 1
Вера Баринова, Заведующая, Лаборатория исследований проблем предпринимательства; ведущий научный сотрудник, Центр экономического моделирования энергетики и экологии, [email protected] Институт прикладных экономических исследований Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте РФ, Москва, пр-т Вернадского, 82, стр. 1
Роза Семёнова Руководитель проектов, [email protected] Ассоциация инновационных регионов России (АИРР), 125009, Москва, Тверской б-р., 14, стр. 1
Форсайт, Journal Year: 2019, Volume and Issue: 13(2), P. 84 - 96

Published: Jan. 1, 2019

Процессы цифровизации и автоматизации предоставляют колоссальные возможности для развития. При этом они сопровождаются социальными рисками, главный из которых — высвобождение большого числа рабочих мест. Различные регионы и города обладают неодинаковым потенциалом приспособления к таким переменам. В статье оцениваются перспективы адаптации российских регионов к цифровой трансформации. Выявлены основные предпосылки для увеличения адаптивного потенциала: высокая степень диверсификации деятельности и концентрации человеческого капитала, благоприятные условия для предпринимательства, развитая информационно-коммуникационная инфраструктура. Напротив, риски возрастают вследствие доминирования в региональной экономике государственного сектора, сырьевых индустрий, высоких предпринимательских издержек, отсутствия подготовки специалистов с востребованными компетенциями, и других факторов. Регионы поделены на четыре категории в зависимости от величины …

Loading...

Паап Д. Президент, [email protected] Paap Associates, 351 Waban Avenue, Waban, MA, US
Форсайт, Journal Year: 2020, Volume and Issue: 14(3), P. 41 - 54

Published: Jan. 1, 2020

Перспективность инновационной идеи и вероятность появления успешного нового продукта или услуги в результате ее реализации напрямую зависят от качества информации, из которой идея возникла и с помощью которой оценивался ее потенциал. Идеи, основанные на недостаточном понимании потребностей или технологий, необходимых для их удовлетворения, редко оказываются прорывными. Ложные представления о рыночной привлекательности, вызванные ошибочным пониманием готовности клиентов к тем или иным инновациям, текущей или потенциальной деятельности конкурентов и их вероятной реакции на появление новой продукции, порождают серьезный риск. Для того чтобы создавать успешные инновации, организациям необходимы максимально полные и репрезентативные данные для принятия решения о разработке продукции и актуальные сведения о …

Loading...

Гётц М., Доцент, Департамент бизнеса и международных отношений (Department of Business and International Relations), [email protected] Университет Вислы (Vistula University), Польша, ul. Stoklosy 3,02-787 Warszawa, Poland
Янковска Б. Доцент, Департамент международной конкурентоспособности (Department of International Competitiveness), [email protected] Познаньский университет экономики и бизнеса (Poznan University of Economics and Business), Польша, ul. Niepodleglosci 10,61-875 Poznan, Poland
Форсайт, Journal Year: 2020, Volume and Issue: 14(4), P. 61 - 78

Published: Jan. 1, 2020

В условиях рыночной волатильности и сокращения жизненного цикла продукции современные производители сталкиваются с необходимостью наращивания затрат, ускорения и локализации производственных процессов. Ответ на эти вызовы предлагает четвертая промышленная революция, или Индустрия 4.0 (И4.0). Он состоит в увеличении скорости вывода продуктов на рынок через трансформацию цепочки поставок в высокоадаптивные интегрированные сети. Потенциальный эффект внедрения И4.0 для конкурентоспособности (в частности, дочерних структур иностранных компаний) и характер модернизации глобальных цепочек создания стоимости, частью которых являются компании, рассмотрены на четырех конкретных примерах. Показано, что в эпоху И4.0 конкурентные преимущества бизнеса могут зависеть как от трансформации отдельных отраслей, так и от изменения отношений между партнерами. …

Loading...

Валерия Власова, Научный сотрудник, Лаборатория экономики инноваций Института статистических исследований и экономики знаний (ИСИЭЗ); аспирант, Департамент образовательных программ ИСИЭЗ, [email protected] Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики» (НИУ ВШЭ), 101000, Москва, ул. Мясницкая, 11
Виталий Рудь Заместитель заведующего, Лаборатория экономики инноваций ИСИЭЗ; доцент, Департамент образовательных программ ИСИЭЗ, [email protected] Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики» (НИУ ВШЭ), 101000, Москва, ул. Мясницкая, 11
Форсайт, Journal Year: 2020, Volume and Issue: 14(4), P. 80 - 94

Published: Jan. 1, 2020

В эпоху открытых инноваций выбор бизнесом кооперационной стратегии вносит решающий вклад в продуктивность инновационной деятельности. Авторами рассмотрены типичные конфигурации кооперационных связей российских предприятий обрабатывающей промышленности, включая механизмы выбора партнеров, значимость факторов пространственной удаленности, длительности совместных проектов. Анализ данных по предприятиям позволил оценить роль кооперации в итоговой результативности инновационной деятельности с точки зрения новизны создаваемых инноваций и реализации экспортного потенциала. Самой распространенной практикой признана вертикальная кооперация — привлечение к разработке инноваций клиентов и поставщиков преимущественно из одного географического региона на нерегулярной (краткосрочной) основе. Узкий круг предприятий, вовлеченных в международное сотрудничество, как правило, опирается на долгосрочные связи с наукой, взаимодействие с которой …

Loading...