Опубликована Окт. 22, 2016
В статье предпринята попытка сопоставления установки, центрального феномена в исследованиях Д. Н. Узнадзе, и неосознаваемого семантического прайминга, одного из важных объектов и инструментов исследования в когнитивной науке. Приводится развернутое определение и описание видов / уровней установки и прайминга, а также кратко обсуждаются теория установки и модели неосознаваемого семантического прайминга. Выделяются особенности установки и прайминга как исследовательской процедуры, как эффекта, наблюдаемого в результате применения этой процедуры, и как состояния. Результаты сопоставления позволяют утверждать, что, несмотря на искушение рассматривать прайминг-эффект как разновидность установки, все же целесообразно выделять его в качестве отдельного экспериментального феномена, который может быть эффективно использован для разных исследовательских задач. …
Опубликована Март 28, 2017
В статье предпринята попытка сопоставить и найти содержательные аналоги между понятиями смысловой, целевой и операциональной установки, которые были разработаны А. Г. Асмоловым на основе деятельностного подхода, с одной стороны, и понятиями, которые описывают установочную регуляцию в современной зарубежной психологии, с другой стороны. Гипотеза об иерархической уровневой структуре установки позволяет систематизировать различные представления об установках, что особенно актуально в связи с размытостью границ данного понятия. Для каждого из уровней установки приводятся близкие по содержанию терминологические аналоги, обозначаются их сходства и различия. В результате анализа было выявлено, что операциональные установки представлены в зарубежной психологии как моторная установка (motor set), сенсорная установка (sensory …
Опубликована Март 31, 2017
В статье представлен историко-эволюционный анализ феномена установки в системе понятий, описывающих явления предвосхищения будущего как проявления преадаптации. Указывается место прайминга в иерархии установочных явлений, раскрывается контекст их изучения в когнитивной психологии, начиная с работ школы «Новый взгляд» 1940-х гг. Особо подчеркивается уместность использования термина «прайминг» в контексте когнитивных исследований как отражения экспериментального дизайна.
Опубликована Сен. 22, 2014
В статье рассматривается феномен «чувства на-кончике-языка» (tip-of-the-tongue state, ТОТ), возникающего, когда человек не может назвать некоторое слово, однако чувствует, что вот-вот его вспомнит: слово словно крутится на кончике языка. Изучение данного феномена началось с исследования Роджера Брауна и Дэвида МакНейлла (1966), в котором впервые была показана взаимосвязь ТОТ и объективных маркеров наличия доступа к забытому слову, таких как способность назвать слова, схожие с ним по смыслу или по звучанию. Последующие исследования подтвердили результаты Брауна и МакНейлла и позволили уточнить, какие именно аспекты забытого слова доступны испытуемым. Целью нашего исследования была репликация результатов о взаимосвязи феномена «чувства на-кончике-языка» и объективных маркеров …
Опубликована Март 24, 2015
Многие теории совместного внимания рассматривают его как низкоуровневый автоматизированный процесс прослеживания направления взгляда человека по ориентации его головы и глаз. Между тем ориентация головы и глаз человека является недостаточным источником информации об объекте его внимания. Проведен эксперимент, в ходе которого взрослые испытуемые выполняли задачу саккадической детекции объектов внимания участников невербальных коммуникативных сцен в двух условиях: (1) после просмотра видеофрагмента, позволяющего сформировать представление о контексте коммуникативной ситуации; (2) при отсутствии информации о коммуникативном контексте. Наряду с этим, варьировалось время экспозиции визуальной информации, необходимой для оценки направления взгляда персонажей. Испытуемые, обладавшие информацией о коммуникативном контексте, в отличие от лиц, не обладавших такой …