Екатерина Сапего

Российский журнал когнитивной науки, Год журнала: 2015, Номер №1, С. 73 - 83

Опубликована Фев. 22, 2015

Объединение естественных и гуманитарных наук до сих пор представляется непривычным, однако, конвергентный подход в развитии наук и технологий успешно реализуется в русскоязычном пространстве. С целью формирования у читателей журнала представления о современном состоянии развития когнитивной науки настоящий материал обобщает публикации авторов из России и Беларуси по данной тематике за 2014 г. Основной акцент в обзоре сделан на материале по когнитивной психологии и отдельных аспектах ее изучения: память, внимание, восприятие, мышление, интеллект, категоризация. Также рассматриваются материалы по психолингвистике, нейрофизиологии и другим смежным направлениям. На основе обобщения представленного материала делаются выводы об основных вопросах исследований в области когнитивной науки.

Загрузка...

Андрей Анатольевич Четвериков

Российский журнал когнитивной науки, Год журнала: 2015, Номер №1, С. 41 - 51

Опубликована Март 21, 2015

Анализ данных в когнитивных исследованиях всегда сопряжен с определенными трудностями: отсутствие полностью сбалансированного дизайна, невозможность подобрать полностью эквивалентные стимулы, пропущенные значения в ответах и т. д. Для контроля случайной ошибки чаще всего применяется усреднение данных по испытуемым либо стимулам, а после этого усредненные данные анализируются с помощью традиционных методов, таких как дисперсионный анализ. В статье рассматривается альтернативный подход, основанный на применении регрессионных моделей со смешанными эффектами. Этот вид моделей позволяет анализировать данные без усреднения, включая в модель в явном виде допущения о существующих между отдельными наблюдениями взаимосвязях. В качестве примера анализа используются результаты квазиэксперимента, в котором оценивается связь времени ответа …

Загрузка...

Алексей Крушинский

Российский журнал когнитивной науки, Год журнала: 2015, Номер №1, С. 52 - 61

Опубликована Янв. 31, 2015

40 лет назад Л. В. Крушинским была опубликована дискуссионная статья «О возможном механизме рассудка», в которой он предположил, что упорядоченность мозга и избыточность нейронов должны быть тем выше, чем сложнее когнитивные задачи, решаемые животным. Анализ термодинамической и биофизической литературы свидетельствует о том, что у этой мысли есть определенные физические предпосылки, разбору которых я посвящаю эту статью. Основываясь на положениях Э. Шредингера, Л. Больцмана, Л. Бриллюэна, К. Шеннона и др., можно показать, что за решение логической задачи надо заплатить увеличением энтропии мозга, то есть снижением его упорядоченности, превышающем информацию, содержащуюся в задаче. Поэтому если мозг не обладает некоторым запасом упорядоченности, он …

Загрузка...

Андрей Курганский

Российский журнал когнитивной науки, Год журнала: 2015, Номер №1, С. 62 - 66

Опубликована Март 27, 2015

В своей статье А. Л. Крушинскй (этот выпуск, с. 52-61) выдвинул тезис о том, что выполнение когнитивных операций оплачивается утратой мозгом изначального запаса упорядоченности. Это положение ставится под сомнение с точки зрения (1) принципов физики систем, далеких от термодинамического равновесия, (2) данных о развитии мозга в онтогенезе, (3) неоднозначной роли избыточности (4) и нашего недостаточного знания о характере преобразования информации, лежащих в основе когнитивных операций.

Загрузка...

Светлана Валентиновна Дорофеева,

Виктория Алексеевна Решетникова,

Маргарита Никитична Серебрякова,

Дария Николаевна Горанская,

Татьяна Васильевна Ахутина,

Ольга Викторовна Драгой

Российский журнал когнитивной науки, Год журнала: 2019, Номер Том 6(1), С. 4 - 24

Опубликована Март 20, 2019

Стандартизированные тесты с нормативными данными стали золотым стандартом для оценки навыков чтения и для диагностики специфического расстройства чтения (дислексии) для многих языков. Для русского языка имеется такой тест для исследования чтения — Стандартизированная методика исследования навыков чтения, разработанная А. Н. Корневым и впервые опубликованная в 1997-м году. Однако наиболее свежие доступные нормативные данные по этой методике были собраны более десяти лет назад, и они не были проконтролированы по нескольким важным параметрам. Также не было опубликовано никаких деталей по поводу диагностической валидности теста. Мы использовали этот тест для оценки навыков чтения у девяноста типично развивающихся российских учеников начальной школы в 2018-м …

Загрузка...

Роза Михайловна Власова

Российский журнал когнитивной науки, Год журнала: 2019, Номер Том 6(1), С. 55 - 69

Опубликована Март 26, 2019

Данная статья посвящена возможным источникам недостоверности результатов в области изучения связи билингвизма с когнитивным развитием. Анализ проводится на примере вопроса о связи билингвизма и управляющих функций — как одного из наиболее разработанных в сфере исследований билингвального развития, строится на материале критических публикаций, вышедших за последние пять лет и ставящих под сомнение существование превосходства билингвов над монолингвами в различных компонентах управляющих функций, и иллюстрируется примерами соответствующих эмпирических исследований. Также выделяются дополнительные источники недостоверности результатов в области изучения связи билингвизма с когнитивным развитием, которые ранее не обсуждались в литературе. Среди них игнорирование либо некорректное использование поправки на множественные сравнения и «систематическая ошибка …

Загрузка...

Татьяна Васильевна Ахутина

Российский журнал когнитивной науки, Год журнала: 2019, Номер Том 6(1), С. 70 - 79

Опубликована Март 18, 2019

Статья посвящена обсуждению «ревизионизма в выготсковедении» — подхода, развиваемого А. Ясниц- ким и коллегами и подробно изложенного в работе А. Ясницкого и Э. Ламдана «„В августе 1941-го“: Неизвестное письмо А. Р. Лурии в США как зеркало „ревизионистской революции“» (История российской психологии в лицах: Дайджест, 2017). Целью сторонников «ревизионистской революции» является критическое изучение научного наследия Л. С. Выготского, А. Р. Лурии и круга их сотрудников и демифологизация личности Выготского и вклада его и его школы в науку. В нашей статье рассматривается произошедший в 2012 году переход от «архивной революции» к разоблачительной «ревизионистской». В анализ включены публикации Ясницкого с коллегами «Когда б …

Загрузка...

Валерия Александровна Гершкович,

Мария Вячеславовна Фаликман

Российский журнал когнитивной науки, Год журнала: 2018, Номер Том 5(4), С. 28 - 46

Опубликована Дек. 28, 2018

В статье кратко очерчена история когнитивной психологии с момента ее появления в 1950-х гг. и до настоящего времени. Обсуждается, что когнитивная психология как научное направление привнесла в психологическую науку. Рассмотрены основные направления критики данной области психологии как извне, так и изнутри: это критика, затрагивающая проблемы единого формата репрезентации в системе переработки информации, ограниченных ресурсов системы переработки, а также степени сходства процессов обработки информации в живых и искусственных системах. Обозначены современные области исследования, сложившиеся в соответствии с этими направлениями критики: исследование телесных аспектов познания, его контекстуальной природы, социокультурной укорененности, распределенного познания, эмоционального познания и др. Проанализированы возможные сценарии дальнейшего развития когнитивной …

Загрузка...

Иван Поздняков

Российский журнал когнитивной науки, Год журнала: 2018, Номер Том 5(3), С. 18 - 36

Опубликована Сен. 25, 2018

Транскраниальная электрическая стимуляция (ТЭС; англ, transcranial electrical stimulation) — группа методов, использующих слабое электрическое воздействие через кожу головы для влияния на мозговую активность. Эти методы включают в себя транскраниальную стимуляцию постоянным током (ТСПоТ; англ, transcranial direct current stimulation), транскраниальную стимуляцию переменным током (ТСПеТ; англ, transcranial alternating current stimulation) и транскраниальную стимуляцию случайным шумом (ТССШ; англ, transcranial random noise stimulation). На сегодняшний день методы ТЭС получили широкое распространение в когнитивной нейронауке, однако конкретные механизмы их работы до сих пор не ясны. Данный обзор посвящен истории возникновения ТЭС, ключевым эффектам, обнаруженным с помощью ТЭС, а также возможностям и ограничениям использования ТЭС для …

Загрузка...

Алексей Александрович Котов

Российский журнал когнитивной науки, Год журнала: 2018, Номер Том 5(2), С. 35 - 44

Опубликована Июль 28, 2018

Называемость (легкость, с которой человек может назвать объект или его признак) относится к числу факторов, способствующих формированию новых категорий. Эффект называемое™ частей объекта (Zettersten, Lupyan, 2018) заключается в том, что успешность научения новой категории выше, если правило категоризации основано на легко называемых признаках частей категоризуемых объектов (такими признаками могут выступать цвет или форма). В настоящем исследовании данный эффект был реплицирован на материале легко или трудно называемых цветовых оттенков. Дополнительно было показано, что эффект ограничен типом категориального правила: называемость признаков не повышает успешность при формировании правил, основанных на вероятностном распределении значений по нескольким признакам, в отличие от формирования правил, основанных на …

Загрузка...