Опубликована Апрель 1, 2018
The paper aims to investigate the impact of the dependence on the post-Soviet trade on the quality of economic institutions in the Russian subnational regions. For this purpose, it uses two approaches: it looks at how the effect of post-Soviet trade on growth changes over time (hypothesizing that if one observes the decline of this effect, the latter is more likely to be driven by the legacy of the Soviet economy and thus less conducive for the improvement of institutional quality) and at the correlation of post-Soviet trade and quantitative indicators of the quality of economic institutions. The results suggest …
Опубликована Дек. 1, 2018
Выполнен сравнительный анализ содержания предлагаемой для утверждения и исполнения Стратегии пространственного развития РФ до 2025 г. и теоретических концепций, которые должны были бы лежать в основе подобной стратегии. Рассмотрены основные концепции пространственной организации экономики и общества, в том числе концепции размещения фирм и отраслей, модели пространственного развития и роста, концепции пространственного разнообразия и неравенства, принципы и формы региональной государственной политики, институциональная динамика. Исследованы отношения соподчиненности и конкуренции теоретических концепций и их отображения в экономической политике. Показано, что отсутствие адекватной системы, описывающей соподчиненность и взаимодействие концепций пространственного развития, является главной причиной конфликтующих результатов теоретического и практического плана как в области собственно …
Опубликована Апрель 1, 2020
В статье рассматривается развитие российской экономики в условиях пандемии новой коронавирусной инфекции. Обобщаются причины длительной стагнации и оцениваются барьеры на пути перехода к восстановительному росту после кризиса 2015–2016 гг. Описана макроэкономическая «ловушка спроса», препятствующая такому переходу. Показано, что возможности выхода из этой ловушки за счет эндогенных факторов отсутствуют, а внешние факторы к началу 2020 г. находились в состоянии неустойчивого равновесия, которое было нарушено начавшейся пандемией. Выполнен анализ предкризисной динамики мировой экономики и показано, что вероятность выполнения внешним спросом функций драйвера российской экономики невелика и, напротив, высока вероятность усугубления стагнации в случае перехода развитых экономик от низких темпов роста к отрицательным. …
Опубликована Апрель 1, 2018
В статье исследуются теоретические подходы к территориальным реформам местного самоуправления, выработанные европейской муниципальной наукой, а также практический опыт современного этапа укрупнения муниципалитетов в Германии (новые федеральные земли) и России. Особое внимание уделяется анализу аргументов сторонников и противников укрупнения, экономическим, социальным, управленческим и политическим эффектам этого процесса. На основе современных исследований делается вывод о несостоятельности аргумента об экономии бюджетных средств в ходе укрупнений муниципалитетов, а также о наличии ряда негативных последствий с точки зрения местной демократии. В то же время негативные демографические тенденции ведут к необходимости укрупнений на малонаселенных территориях. Статья содержит также ряд практикоориентированных выводов и рекомендаций
Опубликована Янв. 1, 2019
Последнее пятилетие для российского Дальнего Востока ознаменовалось имплантацией ряда новых институциональных решений, которые в основном представляли собой современную редакцию ранее разработанных и опробованных правил и механизмов, организационных решений и стимулов, но тем не менее действительно представляли собой определенную новую систему действий по привлечению инвестиций и стимулированию экономической активности бизнеса и населения. Характер самих институциональных решений, как и общеэкономическая среда, в которой они применяются, не гарантировали и не гарантируют успех в деле выращивания на их основе эффективных экономических институтов и получение быстрых результатов в форме устойчивого опережающего роста и структурной модернизации экономики региона, заметного улучшения качества жизни населения. Однако сопровождавшая новации …
Опубликована Авг. 1, 2017
В статье рассматривается динамика демографических и миграционных процессов на российском Дальнем Востоке в пореформенный период 1991–2016 гг. Анализируются факторы изменения численности населения в регионе. Особый акцент сделан на аспектах естественного воспроизводства населения, соотношения рождаемости и смертности. Показано, что если в период 1926–1991 гг. численность населения в регионе увеличилась в 5,1 раза, то в период 1991–2017 гг. она уменьшилась на 23,2%. Представлен анализ структуры миграционных потоков по территориям Дальнего Востока: внутрирегиональных, миграционного взаимодействия с федеральными округами России и внешней миграции (странами СНГ и дальнего зарубежья). Показано, что основной вектор в миграционных процессах ориентирован на Центральный, Северо-Западный и Южный федеральные округа. Приведенные …
Опубликована Дек. 12, 2019
Анализируются проблемы, возникшие при разработке Стратегии пространственного развития РФ и снижающие эффективность госполитики в этой сфере. Показано, что принципиальное повышение качества государственного управления в сфере пространственного развития требует решения целого ряда задач. Прежде всего, это формирование необходимой статистический основы. Во-первых, обработка и публикация статистических данных по территориальной структуре расходов федерального и региональных бюджетов, их открытость для широкого круга экспертов. Во-вторых, введение статистического учета в разрезе городских агломераций (на первом этапе хотя бы по численности населения), для чего необходимо научное обоснование и последующее утверждение официальных подходов к выделению агломераций. Кроме того, не теряет своей актуальности и проблема повышения качества муниципальной статистики …
Опубликована Окт. 1, 2019
В сентябре 2018 г. на IV Восточном экономическом форуме в г. Владивостоке Президент РФ В.В. Путин поручил разработать национальную программу социально-экономического развития Дальневосточного федерального округа до 2035 г., которая должна заменить действующую Государственную программу развития этого региона до 2025 г. В ходе ее подготовки проделана большая работа по отбору проектов, которые предполагается и предлагается реализовать во всех одиннадцати субъектах РФ, входящих теперь в состав округа. Результаты этой работы представлены в проекте программы, который обсуждается с июля 2019 г. В настоящей статье анализируется содержание подготовленного проекта, его соответствие целевым показателям, предусмотренным в указах Президента РФ (май 2018 г.) и постановлениях Правительства …
Опубликована Апрель 1, 2017
Инструменты реализации государственной региональной политики в отношении Дальнего Востока разнообразны – региональные программы, особые экономические зоны, зоны территориального развития, Свободный порт Владивосток, территории опережающего социально-экономического развития. Анализ результатов применения конкретных инструментов усугубляется отсутствием единообразного толкования используемых терминов, нехваткой информации и методик оценки роли административных преференций. Оценка результативности применения инструментов выполняется только на этапе обоснования необходимости использования конкретных инструментов, мониторинг реализации проектов и программ ведется по показателям выделения и освоения инвестиционных ресурсов. Чрезмерное многообразие инструментов федеральной поддержки предпринимательства в локальных зонах на Дальнем Востоке объясняется преимущественно ведомственными противоречиями федеральных министерств. Увлечение созданием территорий с особыми режимами породило завышенные ожидания от их …
Опубликована Июнь 1, 2016
В статье рассмотрены проблемы разработки концепции национальной стратегии пространственного развития России. Показано, что методологические подходы, лежащие в основе обсуждаемой концепции, не соответствуют современным представлениям в области пространственной экономики, что фактически означает признание национального экономического пространства аддитивным множеством замкнутых идеальных экономик, не связанных между собой ни иерархическими, ни кооперационными взаимосвязями. Отмечено, что представление общенациональной пространственной стратегии как простой суммы стратегий субъектов РФ отбраковывает собственно межсистемные связи, межрегиональные агломерационные и интеграционные эффекты, блокирует эффекты специализации.