Опубликована Апрель 1, 2019
Показано, что для успешной реализации целей социально-экономического развития методология форсайта должна сочетаться с методологией экономической политики. В России между ними нет заметной связи. В мировой экономике сформировалось ядро нового технологического уклада, технологическая революция обеспечивает скачок в экономическом развитии. Для внедрения технологических достижений необходимо полномасштабное финансирование производств нового ТУ. Во всех развитых странах в этом плане важную роль играют инструменты денежно-кредитной политики. А в России ЦБ вместо целевого кредитования экономического роста тормозят экономическое развитие; бюджетные деньги по-прежнему выводятся через стабфонды: большая часть денег за экспорт энергоносителей ушла в офшоры. Для рывка необходима смешанная стратегия опережающего развития. Для развития новых технологий нужна …
Опубликована Окт. 1, 2015
В советский период в центре внимания ученых были научно-исследовательские работы и опытно-конструкторские разработки (НИОКР) - изучались вопросы внедрения их результатов в производство. Со второй половины 1980-х гг., следуя логике зарубежной (прежде всего англо-американской) традиции, предмет исследований расширили до технологических инноваций (этот термин заменил традиционный для нас - «научно- технические нововведения»). Казалось бы, подобное расширение предмета исследований должно было способствовать формированию системного взгляда на процесс создания и реализации научно-технических достижений. Однако с западным подходом к изучению инновационной деятельности был «заимствован» присущий ему на тот период принципиальный недостаток - игнорирование роли организационно-управленческих инноваций.
Опубликована Апрель 1, 2015
Современные проблемы Российской Федерации, как и большинства развивающихся стран, видятся не в построении постиндустриального общества — это удел развитых в рыночном и социально-экономическом отношении стран. Проблема России более прозаична и сводится, на наш взгляд, к решению двух задач: во-первых, объективно оценить исключительно либерально-рыночные возможности устойчивого и сбалансированного развития экономики и выполнения государством социальных обязательств; во-вторых, решиться после 24 потерянных для страны лет «рыночных» раздумий и раскачиваний на новую индустриализацию российской экономики посредством обновления производстве ино-технологическо го базиса, повышения качества и результативности управления социально-экономическими и общественными процессами.
Опубликована Апрель 1, 2015
Сегодня наша страна оказалась в крайне сложной ситуации, и нам, как никогда, нужен прорыв к новому качеству развития, именно развития, а не просто роста. Нужен форсайт, который позволит сделать рывок вперед.
Опубликована Дек. 10, 2015
В настоящее время в стране активизируется процесс пространственно-временной консолидации управления экономикой, начался переход от «ручного» (ситуационно-ориентированного) к стратегическому (слабоситуационно-зависимому) управлению [5]. Основой для такого перехода должен стать принятый в прошлом году Закон 172 ФЗ «О стратегическом планировании в Российской Федерации».
Опубликована Сен. 14, 2015
Мировая экономика вступила в длительный период турбулентности, в течение которого под воздействием глубинных структурных сдвигов формируется новая модель экономического роста, оказывающая существенное влияние на социально-экономическую ситуацию в странах, регионах, интеграционных группировках
Опубликована Сен. 10, 2017
Существование и развитие инновационной экосистемы невозможно без соответствующей промышленной политики - комплекса правовых, экономических, организационных и иных мер, направленных на развитие промышленного потенциала и обеспечение производства конкурентоспособной продукции.
Опубликована Апрель 1, 2014
Сложившаяся экспортно-сырьевая модель экономики в России опасна не только своими макроэкономическими последствиями, но и политико-экономической зависимостью от внешних условий и факторов хозяйствования ее главных выгодоприобретателей. Таковыми являются сырьевые компании и государственная бюрократия, успешность и благополучие которых определяются величиной рентных доходов, поступающих в их распоряжение. В возникшей системе хозяйственных координат сырьевая рента превратилась в своего рода экономический наркотик, препятствующий переходу к устойчивому и сбалансированному развитию страны с опорой на внутренние факторы. Этим определяется насущная необходимость проведения активной промышленной политики в рамках новой индустриализации России, нацеленной на смену экспортно-сырьевой модели развития.
Опубликована Дек. 1, 2014
Термин «предпринимательство» был введен в оборот в XVIII в.Р. Кантильоном [35], который выделял рискованность, инновационность предпринимательской деятельности и отличал функцию предоставления капитала от предпринимательской функции. Основатель классической школы политической экономии А. Смит [24] целью предпринимательской деятельности считал получение предпринимательского дохода, а предпринимателем называл собственника капитала. Ж. Б. Сэй [26], в отличие от представителей классической школы политической экономии, основную функцию предпринимателя видел в организации и управлении воспроизводством, в умении соединять и комбинировать факторы производства, а не в извлечении прибыли.
Опубликована Янв. 1, 2015
Сегодня очевидно, что экономическая политика в духе рыночного фундаментализма, начавшаяся еще в 1990-х гг, должна бытъ остановлена. Стране нужны высокотехнологичное материальное производство, наука и образование мирового уровня, культура, которой будут гордиться граждане России. В центре стратегии стоит задача реиндустриализации экономики, для решения которой необходимы: приоритетное развитие ключевых сфер высокотехнологичного материального производства, научно-образовательного процесса и законодательное закрепление этих направлений [2,3,11].Для отечественных производителей должна быть сформирована соответствующая экономическая среда (доступность ресурсов, снижение административных барьеров и чиновничьего давления, «налоговые каникулы», льготное долгосрочное кредитование, повышение уровня защищенности инвестиций и активов и т. д.). Экономические и неэкономические меры должны сопровождаться мерами социальной поддержки (снижение уровня …