Агротуризм в системе мирового туристского рынка
Опубликована Янв. 1, 2017
Последнее обновление статьи Сен. 21, 2022
Особое место в системе современного мирового туристского рынка занимает агротуризм. Сегодня его принято рассматривать в качестве одного из ведущих и активно развивающихся секторов туристского рынка. Многие исследователи связывают это с возрастанием осознания обществом экологических проблем, увеличением техногенных нагрузок на общество, растущей урбанизацией и другими факторами. В статье предпринята попытка рассмотрения эволюции агротуризма и выявления факторов, оказывающих наиболее заметное влияние на его развитие. Приводится сравнительная характеристика развития агротуризма в различных странах. Проведенный анализ позволил сделать вывод о том, что тенденция активного роста агротуризма будет сохраняться достаточно длительное время, в том числе за счет вовлечения в эту сферу все новых и новых стран и регионов, в том числе России. Большое разнообразие природных, сельскохозяйственных, этнографических, культурных и иных ресурсов сельской местности России позволяет создавать конкурентоспособный туристский продукт на основе оптимального сочетания цены и качества. Большие потоки неорганизованных туристов свидетельствуют о наличии спроса на туристские ресурсы сельской местности, что, к сожалению, не подтверждается наличием существенного спроса на соответствующие туристские продукты. В статье формулируются первоочередные меры, способные придать ускорение развитию агротуризма в Российской Федерации.
Ключевые слова
Эволюция агротуризма, туристский рынок, устойчивый туризм, агротуризм
Агротуризм – относительно новое явление на мировом туристском рынке. Несмотря на свою молодость, агротуризм необычайно популярен, и в основе этой популярности лежит не только дань моде на все натуральное, но и множество экономических, социально-психологических и экологических факторов. Желание жить в гармонии природой, использовать натуральные продукты питания, забота о сохранении природы и культурной самобытности, как и стремление поддержать национальных сельскохозяйственных производителей, сгладить растущую дифференциацию в уровне жизни сельских и городских жителей – эти и многие другие факторы привели к необычайному росту популярности агротуризма во всем мире.
Быстрое развитие агротуризма обусловлено растущим спросом на данный вид отдыха как со стороны иностранных туристов, так и местного населения. Исследования показывают, что до 35% городских жителей отдают предпочтение сельскому отдыху. В некоторых странах их доля еще выше. Так, например, в Нидерландах туристы с такими предпочтениями составляют до 50% туристов, проживающих в городах. Официальные достоверные данные о вкладе агротуризма в экономику в целом и туристическую отрасль, в частности, практически отсутствуют. Тем не менее, по экспертным оценкам в Европе агротуризм обеспечивает от 10-12% [2] до 20-30% [3] совокупных доходов туристической индустрии. Кроме того, по мнению специалистов «Появляется все больше доказательств, что устойчивый рост туризма в сельской местности может привести к уменьшению масштабов бедности» [12]. Сказанное определяет возрастающий интерес к изучению мировых тенденций развития агротуризма.
Цель работы состоит в исследовании закономерностей развития агротуризма в мире и его особенностей в различных странах.
Материалы и методы исследования. В качестве источников информации для проведения исследования использовались труды отечественных и зарубежных специалистов в области агротуризма, а также данные официальной статистики. В качестве методологической базы исследования применялись исторический и сравнительный подходы к изучению развития агротуризма, а также такие общенаучные методы, как анализ и синтез, дедукция и индукция, абстрагирование, обобщение и др.
Зарождение агротуризма как отдельного направления туристской отрасли относится ко второй половине XX века. Многие исследователи связывают это с возрастанием осознания экологических проблем в конце прошлого столетия, увеличением техногенных нагрузок на общество, растущей урбанизацией, что естественным образом приводит к изменению системы ценностей и приоритетов. Россию и другие страны бывшего социалистического лагеря относят к так называемой «четвертой волне» развития агротуризма в мире. Здесь агротуризм как самостоятельный сектор туристской отрасли получил свое развитие только в 2000-е годы.
Принято считать, что «первая волна» развития агротуризма зародилась в Западной Европе, в таких странах, как Франция, Италия, Англия, Германия, Испания и др. При наличии множества разнообразных побудительных причин зарождения данного явления, в качестве основной следует рассматривать экономический кризис, поразивший сферу сельскохозяйственного производства в этих странах в связи с принятыми в рамках ЕЭС мерами по квотированию объемов сельскохозяйственного производства, ростом конкуренции со стороны американских агропроизводителей и невозможностью защитить интересы национальных агропроизводителей.
В этих условиях агротуризм стал рассматриваться как экономический инструмент реструктуризации сельского хозяйства, позволяющий нивелировать негативные экономические и социальные последствия кризиса (снижение доходов агропроизводителей, падение занятости в сельскохозяйственном секторе, деградация сельских территорий и др.) посредством создания новых форм малого бизнеса в сельской местности. Именно поэтому агротуризм в этих странах получил серьезную государственную поддержку. В свою очередь, данная поддержка превратила агротуризм в весьма доходный сектор туриндустрии.
Свое организационное и законодательное оформление агротуризм впервые получил во Франции. Здесь уже в 1955 году была создана Ассоциация сельского хозяйства и туризма. Через десять лет, в 1965 году аналогичная ассоциация была создана в Италии. Сегодня такие ассоциации функционируют в большинстве стран Европы. Основные задачи, реализуемые в рамках ассоциаций агротуризма, сводятся к установлению взаимодействия с туроператорами, представителями агротуристского бизнеса и власти, обеспечению их кооперации, представлению общих интересов сельских поставщиков туристических услуг, разработке стратегий развития агротуризма, продвижению туристских продуктов и др.
Туристские продукты в сфере агротуризма, предлагаемые в Западной Европе, имея много общего, имеют страновые отличия, определяемые специфическими условиями сельскохозяйственной деятельности, особенностями природных, этнографических, историко-культурных и иных ресурсов сельской местности.
Франция заслуженно считается лидером агротуризма в Западной Европе. Ежегодно Францию посещают более 7 млн. туристов, предпочитающих отдых в сельской местности [5]. Основные направления специализации агротуризма во Франции – винный и гастрономический туризм. В прибрежной зоне агротуризм оптимально сочетается с пляжным туризмом.
Большое количество и разнообразие средств размещения во Франции представлено фермерскими хозяйствами, апартаментами, шале, виллами, усадьбами и другими агротуристическими хозяйствами (gîtes ruraux). При этом агротуристические хозяйства могут находиться как во владении фермеров, так и туристических фирм и физических лиц, не являющихся жителями сельской местности.
Отличительной чертой агротуризма во Франции является большое разнообразие предлагаемых туристам видов отдыха. Помимо экскурсий на предприятия агробизнеса, это могут быть поездки по местным достопримечательностям, конные прогулки, рыбалка и многие другие виды активного отдыха. Активная государственная поддержка агротуризма во Франции имеет целью сохранение и развитие освоенности и комфортности проживания на сельских территориях, занимающих значительную долю общей площади страны. В соответствии с принятой в стране методикой к агротуризму относят только отдых в поселениях с численностью проживающих менее двух тысяч человек, занимающих около 80% общей территории.
Италия составляет достойную конкуренцию Франции в сфере агротуризма. Несмотря на более высокую по сравнению с Францией стоимость предоставляемых услуг, численность туристов, ежегодно выбирающих сельский отдых в Италии, составляет не менее 2 млн. человек [6]. Здесь, как и во Франции агротуризм тяготеет к гастрономическому и винному туризму, на морском побережье сочетаясь с пляжным, а в горных регионах – с горнолыжным туризмом.
В качестве основных средств размещения агротуристов в Италии используются агриколы (agricola) и массерии (masseri). Агрикола представляет собой комнату или отдельное помещение фермерского хозяйства, предоставляемое туристу. Туристы, предпочитающие такой способ размещения, обычно ориентированы на простой отдых на природе, хотя при желании они могут быть вовлечены в качестве экскурсантов в процессы сельскохозяйственного производства.
Массерии представляют собой восстановленные исторические усадьбы, виллы, где предоставляются туристам не только более комфортные условия проживания, но и более разнообразные услуги. Как правило, каждая массерия имеет полный цикл сельскохозяйственного производства для непосредственной демонстрации туристам, будь то производство сыра, вина или оливкового масла. В массериях используются разнообразные анимационные программы, а также могут осуществляться исторические реконструкции. Следует также отметить, что в соответствии с законодательством даже фермерские хозяйства, предоставляющие самые бюджетные средства размещения, имеют право принимать у себя туристов только при условии прохождения специального обучения. Также особенностью агротуризма в Италии является регламентируемое законом обязательство фермерского хозяйства, принимающего туристов, не прекращать сельскохозяйственного производства.
В Германии функционирует около 10000 предприятий агротуризма, входящих в региональные и федеральные ассоциации и объединения сельского туризма [7]. Помимо отдыха здесь предлагают разнообразные услуги, включающие конные прогулки, рыбалку, катание на велосипеде, творческие конкурсы, пленэры, концерты, экскурсии, пикники и многое другое.
Агротуризм в Германии является объектом значительного государственного внимания на всех уровнях власти. В основе такой политики лежат как экономические факторы, так и стремление максимально поддерживать культурную самобытность сельской местности. Возможно, именно поэтому в Германии наиболее распространен именно фермерский туризм, предполагающий проживание в фермерском доме совместно с хозяевами, включая оказание помощи по хозяйству. Также в силу этих причин агротуризм в Германии часто непосредственно смыкается с событийным туризмом. Народные праздники, ярмарки, фольклорные фестивали и многие другие событийные мероприятия становятся традиционным компонентом сельского отдыха.
В Англии в агротуризме работает свыше 25 тысяч малых предприятий, обеспечивая занятость около 400 тысяч человек [7]. Здесь, как и в Германии, имеет место преимущественная ориентация на совместное проживание туристов и владельцев агротуристических хозяйств. Серьезное внимание в Англии уделяется экологическому воспитанию, поэтому агротуристические хозяйства часто обустраивают специальные площадки для молодняка домашних животных, позволяя детям ухаживать за ними.
Наиболее популярными формами проживания являются размещение в жилом доме фермера с предоставлением постели и завтрака (farm В&В) или в отдельно стоящем на территории фермы специально оборудованном здании на условиях самообслуживания (self catering unit). Данные формы размещения являются доступными для малобюджетных туристов. Вместе с тем, сельский отдых в Англии может быть и очень дорогим. Клиенты с большими доходами и запросами, как правило, размещаются в специально реконструированных старинных замках и отелях класса «люкс».
Большой популярностью у иностранных агротуристов пользуется Испания, их количество ежегодно составляет более одного млн. человек, превышая численность внутренних туристов [7]. В Испании наиболее распространенной формой размещения агротуристов являются сельские гостиницы, располагающиеся в больших поместьях, фермах (gran finca), исторических усадьбах (finca histórica). Однако здесь можно и просто снять часть сельского дома (casa rurales), максимально погрузившись в сельский быт.
К так называемой «второй волне» развития агротуризма эксперты относят страны, в которых наряду с экономическими (стремление поддержать сельскохозяйственную отрасль) и социально-психологическими причинами (повышение привлекательности в сознании туристов сельского отдыха) на первый план вышли экологические факторы, связанные с необходимостью снижения нагрузки на природную среду и культурно-исторические центры, традиционно привлекающие большие потоки туристов. К этой группе стран принято относить Кипр, Грецию, США и др. Главной особенностью развития агротуризма в этих странах стало то, что, опираясь на опыт стран-лидеров в этой области, здесь изначально присутствовал высокий уровень централизации решения данной проблемы на уровне государственных структур.
Типичным примером такого подхода к развитию агротуризма является Кипр. Здесь в 1989 году в связи с чрезмерной экологической нагрузкой был принят мораторий на застройку территорий в пределах побережья. Это вызвало необходимость решения на государственном уровне вопроса о перераспределении туристических потоков. С этой целью был осуществлен комплексный анализ возможных новых направлений развития туризма, результатом которого стала выработанная государственная программа развития агротуризма в стране. Данная программа предусматривала предоставление дотаций жителям сельских районов на переоборудование сельских домов для принятия туристов и оказание помощи в продвижении агротуристских продуктов. В 1995 году была создана Кипрская агротуристическая компания. В настоящее время более 60 зарегистрированных агротуристических хозяйств предлагают полноценный отдых в сельской местности [7].
США также относят ко второй волне развития агротуризма. Однако используемые здесь модели агротуризма имеют существенные отличия от европейских. Это определяется, во-первых, особенностями американского менталитета. Если в Европе принято считать, что общество должно нести ответственность за возможность обеспечения занятости и доходов населения, проживающего в сельской местности, то американское общество в значительной степени свободно от таких обязательств. Во-вторых, это определяется и чисто экономическими факторами: если в среднем по странам ЕС на одно фермерское хозяйство приходится примерно 14 гектаров земли, то в США – 190 гектаров [4].
Агротуристы, как правило, размещаются в отдельно стоящих на территории фермы или ранчо домах или кемпингах, реже – в доме собственника агротуристического хозяйства. Варианты включенности туристов в сельскохозяйственные процессы могут быть различными – от простой их демонстрации до активного стимулирования к участию в них. Так, некоторые владельцы агротуристических хозяйств могут предлагать скидки на проживание при условии краткосрочного участия в трудовой деятельности. Это часто служит весомым фактором привлечения молодежи и других малобюджетных туристов.
К «третьей волне» развития агротуризма обычно относят страны Восточной Европы, позднее вступившие в ЕС и ставшие преемниками ее опыта в этой сфере. Помимо государственной поддержки, развитию агротуризма в этих странах способствовала существенная финансовая помощь со стороны Евросоюза.
Несмотря на более позднее активное освоение этого сектора туриндустрии, некоторые из этих стран достигли впечатляющих успехов в этой области. В качестве примера такого развития можно привести Польшу, которая по некоторым показателям агротуризма не отстает от признанных европейских литеров агротуризма.
Агротуризм в Польше сегодня обеспечивает 4% валового внутреннего продукта. Обеспечение высоких темпов роста агротуризма в Польше – это, прежде всего, заслуга государственной политики, проводимой в этой области. В качестве действенных мер поддержания и развития данного туристического сектора можно назвать:
Помимо этого, успехи Польши обусловлены тем, что здесь, в отличие от других стран бывшего социалистического лагеря, практически всегда сохранялись частная собственность на землю и особое отношение к сельскохозяйственному производству. В частности, в соответствии с польским законодательством право наследования земли имеют лишь лица, имеющие специальное образование для работы в сельском хозяйстве.
Сельские поселения в Польше занимают более 93% общей площади. При этом основу сельского хозяйства составляет малый бизнес. Средний размер земельного надела здесь значительно ниже, чем в целом по ЕС, и составляет 5,9 гектара [4].
Польская Федерация сельского туризма «Гостеприимные хозяйства» насчитывает свыше 600 сертифицированных по высшему стандарту качества агротуристических хозяйств, предлагающих помимо отдыха разнообразные услуги туристам: экскурсии, рыбалку, охоту, прокат лодок, велосипедов, большой выбор блюд национальной кухни и многое другое [7].
Таким образом, мировая практика убедительно демонстрирует возрастающее значение агротуризма как в системе туристической индустрии, так и экономики в целом. Быстрый рост данного сектора туристской индустрии, который по данным исследований составляет до 6% в год [3], обеспечивается следующими факторами:
Есть все основания полагать, что тенденция активного роста агротуризма будет сохраняться достаточно длительное время, в том числе за счет вовлечения в эту сферу все новых и новых стран и регионов. 2017 год объявлен Организацией Объединенных Наций международным годом устойчивого туризма. Это служит дополнительным аргументом в пользу признания агротуризма важнейшим туристическим сектором. Выступая в качестве одного из подвидов экологического туризма, агротуризм в максимальной степени соответствует концепции устойчивого туризма, предполагающей гармонизацию экологических, экономических и социально-культурных интересов туристов и местного сообщества посредством рационального использования всех ресурсов туристической дестинации.
Россия имеет все возможности подняться на «четвертой волне» развития агротуризма. Большое разнообразие природных, сельскохозяйственных, этнографических, культурных и иных ресурсов сельской местности России позволяет создавать конкурентоспособный туристский продукт на основе оптимального сочетания цены и качества. Большие потоки неорганизованных туристов свидетельствуют о наличии спроса на туристские ресурсы сельской местности, что, к сожалению, не подтверждается наличием существенного спроса на соответствующие туристские продукты.
В России развитие агротуризма, скорее, является декларируемым лозунгом, нежели реальным фактом. Реальная активность в этой сфере остается весьма ограниченной. Функционирующая в России ассоциация содействия развитию агротуризма (АгроТуризмАссоциация) на своем официальном сайте декларирует целый ряд очень важных задач, включая экспедиционно-изыскательскую деятельность по выявлению возможностей развития агротуризма в регионах, научно-методическую деятельность по написанию концепций развития агротуризма в регионах, практическую работу по созданию агротуристических хозяйств и др., однако об уровне ее реальной активности убедительно свидетельствует, например, тот факт, что представленная на сайте лента «Вехи работы» заканчивается 2014 годом (рисунок).
Несмотря на наличие некоторых весьма успешных примеров в этой области, предстоит еще очень много сделать для того, чтобы российский агротуризм занял достойное и соответствующее мировым тенденциям место в системе мирового туристского рынка. Вклад России в мировой агротуристический оборот составляет всего 1% [3]. Доля агротуризма на туристическом рынке России не превышает 2% [11]. Это, безусловно, не соответствует имеющемуся потенциалу в данной области.
Россия занимает 5-е место в мире по площади сельскохозяйственных угодий [9]. По данным Росстата численность сельского населения на 01 января 2017 года составила 37,8 млн. человек, или 26% от общей численности населения [8]. По данным Всероссийской сельскохозяйственной переписи 2016 году число крестьянских (фермерских) хозяйств снизилось по сравнению с 2006 годом и составило 136,6 против 253,1 тыс. единиц, а количество индивидуальных предпринимателей на селе увеличилось с 32 до 38 тыс. При этом площадь земли в среднем на одно на одно фермерское хозяйство за указанный период увеличилась с 102,6 до 268,9 га, а по индивидуальным предпринимателям – с 106,2 до 149,0 га [1]. Представленные данные свидетельствуют, с одной стороны, об усилении конкуренции, а, во-вторых, об увеличении масштабов сельскохозяйственного производства в данном секторе сельского хозяйства.
Сегодня, в условиях усложняющейся международной ситуации, роста терроризма, ужесточения санкций, снижения покупательной способности населения, в России значительно трансформируется туристический рынок. По сути, это позволяет говорить о наличии благоприятной ситуации для развития внутреннего туризма и агротуризма, в том числе. Сможет ли отечественный агротуристический бизнес воспользоваться этой ситуацией, зависит от многих факторов. При наличии необходимой ресурсной базы, явно ощущается как недостаток мотивации агропроизводителей и туристического бизнеса, так и действенных мер стимулирования этого процесса со стороны государственной власти. Первоочередными мерами, способными дать толчок развитию агротуризма в Российской Федерации, должны стать:
Список литературы
№ 4 (6). С. 29-32.