Загрузка...

Эта статья опубликована под лицензией Creative Commons и не автором статьи. Поэтому если вы найдете какие-либо неточности, вы можете исправить их, обновив статью.

Загрузка...
Загрузка...

Энергетическое право Европейского Союза Creative Commons

Link for citation this article

Курбанов Р.А.,

Шамба Т.М.

Право и политика, Год журнала: 2012, Номер №5, С. 934 - 941

Опубликована Май 1, 2012

Последнее обновление статьи Май 19, 2024

Эта статья опубликована под лицензией

License
Link for citation this article Похожие статьи

Аннотация

В статье рассматриваются основные вехи становления отрасли энергетического права Европейского Союза. Утверждается, что энергетическое право ЕС является комплексной отраслью права, отличающейся сложностью и многоликостью. Акцент сделан на исследование нормативной базы энергетического права ЕС, исследуется на подотраслевом уровне, то есть, авторами отдельно рассматривается правовое регулирование нефтяной энергетики; газовой энергетики; электроэнергетики; правовое регулирование возобновляемых источников энергии и энергоэффективности; а также ядерной энергетики.

Ключевые слова

Возобновляемые источники энергии, комплексная отрасль права, нефтяная и газовая энергетика, ядерная энергетика, юриспруденция, отрасль права, электроэнергетика, энергетическое право ЕС, энергоэффективность, историческое развитие

Энергетическое право Европейского Союза развивалось на протяжении многих десятилетий, первые учредительные и нормативные акты, касающиеся различных аспектов энергетики, легли в основу построения европейских интеграционных объединений еще на рубеже 40-х и 50-х гг. прошлого века. Как следствие построение европейского энергетического права, которое насчитывает более чем полувековую историю, осуществлялось различными юридическими инструментами; от самых простых - предоставляющих регулирование данных вопросов государствам-членам ЕС, до наиболее сложных и технически совершенных актов права ЕС. Так, к примеру, ряд вопросов, касающихся угольной промышленности и атомной энергетики, были разработаны еще в 50-е гг. прошлого века и регулировались основными учредительными актами европейских интеграционных объединений, что, как следствие, объясняет довольно поверхностный характер такого регулирования. В тоже время, наиболее современные акты права Европейского Союза, касающиеся, к примеру, возобновляемых источников энергии или качества нефтепродуктов, характеризуются специализацией, а также технической спецификацией и сложностью.


Следовательно, европейское энергетическое право представлено различными источниками права ЕС. Это учредительные акты (основополагающие договоры), судебная практика Суда ЕС и т.д. Стоит отметить сообщения (Communications) Еврокомиссии, которые, несмотря на то, что не имеют принудительной силы, играют важную роль в европейском энергетическом праве. Большая часть нормативного материала по энергетике содержится в законодательных актах ЕС - директивах и регламентах, которые являются основным источником европейского энергетического права. Стоит упомянуть инструменты международного права, которые также имеют значение для европейского энергетического права в той мере, в которой они имеют значение для внешнеполитической деятельности Союза (участие ЕС в энергетических проектах с третьими странами - не государствами-членами ЕС).


Определенную сложность в идентификации энергетического права как отрасли права ЕС представляет его выделение на фоне других отраслей права ЕС, с которыми оно непосредственно имеет связь: экологическое право ЕС; нормы, регулирующие правила внутреннего рынка ЕС; транспортное право; нормы, касающиеся защиты прав потребителей, и т.д. Среди множества правовых актов ЕС, в первую очередь законодательных, существует ряд актов, не относящихся напрямую к энергетическому праву, но все же касающиеся его в большей или меньшей степени. Более того, принимая во внимание, что политика ЕС в сфере энергетики преследует множество политических целей, которые нередко противоречат друг другу и реализуются в рамках других отраслей законодательства, идентифицировать нормы права, относящиеся исключительно к энергетическому праву, довольно сложно. Так, к примеру, очевидно, что законодательные положения, направленные на борьбу с глобальным потеплением не относятся к отрасли энергетического права, но в тоже время в 2009 году был принят пакет законов «климат-энергетика»[1], который в чистом виде нельзя отнести ни к энергетическому праву, ни экологическому праву. Хотя, скорее всего, меры, закрепленные в данных законодательных актах, относятся именно к последнему. Другим примером может служить ряд мер, касающихся так называемого транспортного права, которые также касаются энергетического права, но в тоже время не идентифицируются законодателем как таковые[2].


И все же представляется, что последние изменения учредительных актов ЕС позволили создать единую базу данной отрасли права ЕС. Ст. 194 Договора о функционировании Европейского Союза (ДФЕС) содержит список целей, на которые направлена политика ЕС в сфере энергетики. Как следствие, любой нормативный акт ЕС, чаще всего директива или регламент, будет относиться к сфере энергетического права в том случае, если он принят на основании ст. 194 ДФЕС, что должно облегчить понимание того, относится ли той или иной акт ЕС к сфере энергетической политики и права ЕС.


Как мы отмечали раннее, энергетическое право ЕС носит комплексный характер, так как политика в сфере энергетики, о которой идет речь в ст. 194 ДФЕС, направлена на достижение нескольких независимых друг от друга целей, которые также частично реализуются в рамках других видов политики ЕС. Основными из этих целей учредительная власть ЕС считает: конкурентоспособность, устойчивость и безопасность, что уже само по себе свидетельствует о том, что реализация энергетической политики зависит от других видов политики ЕС и, в первую очередь, от политики в сфере экологии. Е1апример, в энергетическом праве, к так называемым «грязным» источникам энергии, в первую очередь, ископаемым энергоресурсам, подход будет совсем иным, чем к возобновляемым источникам энергии.


Другим примером взаимозависимости политики и права в сфере энергетики с другими отраслями и сферами жизнедеятельности, а также их комплексного характера, могут служить проекты по инвестициям в модернизацию промышленности и развитие науки и технического прогресса. Е1апример, для развития технологий, применяемых в энергетике, европейские законодатели расширили области отрасли энергетического права, включив в него как рамочные программы по развитию науки и современных технологий[3], так и программы, касающиеся инноваций и конкуренции[4], необходимость развития инноваций в сфере энергетики была также отмечена в стратегическом плане Еврокомиссии от 22 ноября 2007 г.[5]: «...технологии являются ключевым элементом энергетической политики», «... Европе необходима специальная политика по развитию инноваций и технологий, оказывающих как можно меньшее влияние на окружающую среду».


Одним из финансовых инструментов, направленных на реализацию вышеуказанных целей, является регламент, принятый в рамках «Третьего энергетического пакета ЕС», который направлен на развитие инфраструктуры и технологий в сфере энергетики[6]. Программа развития инноваций в сфере энергетики, закрепленная данным регламентом, устанавливает в качестве целей: развитие инфраструктуры газовой отрасли и сферы выработки электроэнергии; развитие «ветряной» энергии; а также сбор и подземное хранение углекислого газа. Данная программа в качестве основных ориентиров развития в сфере энергетики указывает также на необходимость обеспечения бесперебойного наличия энергоносителей и сокращения выбросов углекислого газа в атмосферу, что, безусловно, также не относится напрямую к отрасли энергетического права, а скорее к вопросам внутренней безопасности и экологического права.


Правовые акты ЕС в области энергетики довольно многочисленны. В официальной классификации актов в сфере энергетики, разработанной департаментом по энергетике Комиссии Европейского Союза[7], которая ограничивается лишь перечислением законодательных актов (директив и регламентов), содержится более 160 актов. Если мы обратимся к подзаконным актам, к программным актам, не носящим обязательного характера, к «мягкому праву» ЕС (обращениям, сообщениям, стратегиям, планам и т.п.), а также к законодательству, более или менее относящемуся к энергетике, то обнаружим, что количество таких актов превысит 3000. В связи с наличием такого огромного количества актов ЕС в сфере энергетики ее правовое регулирование стало объемным и специализированным и, как следствие, приобрело отраслевой и комплексный характер.


В отношении так называемого «вторичного права» Европейского Союза или законодательства, то есть директив и регламентов ЕС, можно отметить, что они отличаются не только своей значимостью в системе права ЕС, но и количеством. В связи с этим в отношении европейского законодательства в сфере энергетики наукой права ЕС предлагается множество классификаций[8], которые чаще всего основаны именно на отраслевом подходе, хотя с юридической точки зрения классификация европейских законодательных актов в сфере энергетики может осуществляться, с одной стороны, между актами, касающимися атомной энергетики, и с другой стороны, всеми другими актами в сфере энергетики. Такой подход основан на том, что в сфере атомной энергетики законодательство ЕС принималось на отдельном юридическом основании - Договоре о создании Европейского сообщества по атомной энергии.


Тем не менее, многогранность и комплексность европейского законодательства в сфере энергетики требует как от представителей науки европейского права, так и от органов ЕС именно отраслевого (или точнее подотраслевого) подхода в классификации законодательства ЕС в сфере энергетики. Е1ередко можно обнаружить подход, где отдельно рассматриваются различные акты органов ЕС в таких сферах энергетики, как нефтяная, газовая, электрическая, возобновляемая энергия и т.п.


Стоит все же отметить, что ряд значимых для энергетики актов ЕС носит все же межотраслевой характер, так как они распространяют свое действие на все сферы энергетики. К примеру, существует ряд актов органов власти ЕС, направленных на регулирование инвестиций в энергетику в целом[9]. Аналогичным образом, то есть без привязки к той или иной сфере энергетики, регулируются различные аспекты геологических изысканий, направленных на обнаружение энергоносителей и других полезных ископаемых[10]. Также стоит обратить внимание на существование общих программ экономической помощи, направленных на восстановление экономики для реализации проектов в сфере энергетики[11].


Тем не менее, основная масса актов органов власти ЕС в сфере энергетики носит отраслевой характер, то есть распространяет свое действие на ту или иную конкретную сферу энергетики. Рассмотрим ряд наиболее значимых законодательных актов ЕС, а также те из них, которые свидетельствуют о наиболее современных изменениях и направлениях развития правового регулирования отдельных сфер энергетики.


Нефтяная энергетика


В сфере нефтяной энергетики европейское законодательство начало формироваться еще в 60-е гг. прошлого века. В этой связи, необходимо обратить внимание на решение Совета ЕС от 20 декабря 1968 г. об имплементации индивидуальных соглашений между правительствами, касающееся обязательства государств-членов о поддержании минимальных запасов нефти и нефтепродуктов[12], а также на директиву 73/238 ЕС, касающуюся предотвращения негативного влияния дефицита поставок нефтепродуктов[13].


В тот же период развития европейского законодательства в сфере энергетики был закреплен популярный сегодня принцип «энергоэффективности и сокращения потребления энергоресурсов». Решение Совета ЕС от 7 ноября 1977 г. устанавливает в качестве цели энергетической политики сокращение потребления нефтепродуктов[14].


Е1а современном этапе формирования энергетического права ЕС законодательные акты, регулирующие отношения в сфере нефтяной энергетики, принятые в 60-е и 70-ее гг. были обновлены, но значительных изменений энергетическое право в данной сфере не претерпело. К примеру, можно обнаружить, что обновляя свод директив, касающихся поддержания государствами-членами необходимых минимальных запасов нефтепродуктов[15], европейский законодатель не совершил значительного прогресса в их отношении.


Газовая энергетика


В сфере газовой энергетики европейское законодательство не только начало формироваться на раннем этапе европейской интеграции, но и претерпело, напротив, бурное развитие, которое особенно выразилось на современном этапе развития европейского энергетического права.


В последние годы был принят ряд директив, касающихся правил внутреннего газового рыка[16]; повышения транспарентности ценообразования на газ и электричество для промышленных потребителей[17]. Ряд регламентов и решений Комиссии в отношении, в частности, условий доступа к газопроводам[18] [19]; средствам обеспечения бесперебойных поставок газа[20]; а также создавших такие институты, как Европейская группа регуляторов по электричеству и газу[21] и Агентство по сотрудничеству регуляторов в сфере энергетики[22], сыграли, несомненно, важную роль в становлении правовых основ регулирования газового рынка ЕС.


Электроэнергетика


Электроэнергия является отдельным объектом правового регулирования в европейском энергетическом праве, в отношении которого на современном этапе развития европейского энергетического права был также принят ряд нормативных актов.


Так, были заложены основы взаимной компенсации электроэнергии государств-членов ЕС в случае ее нехватки, и созданы основы регулирования обмена электроэнергией между ними[23]. До этого также были созданы условия по доступу к сетям передачи электроэнергии с целью ее межгосударственного обмена на европейском пространстве[24]. Очевидно, что данные правила определены принципами свободного рынка, свободного передвижения капитала, лиц и средств производства, на которых построена вся европейская интеграционная система.


Для внутреннего рынка электроэнергии были установлены общие правила функционирования, которые предназначены для защиты потребителей электроэнергии[25]. Аналогичным образом, как и в отношении других источников энергии, был принят ряд актов, направленных на гарантированное обеспечение поставок[26].


Возобновляемые источники энергии и энергоэффективность


Отдельно стоит обратить внимание на акты европейского законодателя в сфере энергетики, которые касаются возобновляемых источников энергии и энергоэффективности. Действительно, именно данные вопросы (наряду, конечно же, с вопросом обеспечения бесперебойных поставок энергоносителей) являются для органов власти ЕС наиболее значимыми. Это отразилось и на правовом регулировании данных вопросов энергетического права.


Так, например, был принят ряд актов, направленных на популяризацию использования биоэнергоносителей для передвижения транспортных средств[27], на популяризацию производства электричества из возобновляемых источников[28] и в общем стимулирующих использование возобновляемых источников энергии[29].


С целью продвижения идей энергоэффективности среди населения европейские законодатели приняли ряд актов, регулирующих маркировку товаров, с целью информирования покупателей о количестве израсходованной энергии при производстве того или иного товара[30]. Стоит обратить внимание и на то, что европейское законодательство по данным вопросам является весьма обстоятельным, так как для маркировки каждого вида товара предусмотрен отдельный законодательный акт[31].


Ядерная энергетика


Ядерная энергетика является наиболее объемным в европейском энергетическом праве нормативным блоком, так как количество законодательных актов, регулирующих данную сферу энергетики, в разы превышает количество актов европейского права, регулирующих другие сферы энергетического права.


Инвестиции в ядерную энергетику регулируются несколькими регламентами Совета и Комиссии[32].


Ряд решений Совета касается одобрения совместных межправительственных проектов в сфере ядерной энергетики. Большая часть из них касается создания совместных предприятий, находящихся на территории различных государств-членов ЕС[33].


Отдельно был принят ряд актов, регулирующих поставку ядерного топлива для АЭС. Для данных целей было создано Агентство по снабжению Евратом[34]. Само агентство было наделено компетенцией по определению правил поставок ядерного топлива и радиоактивных руд[35]. Данные нормы европейского энергетического права в сфере атомной энергетики продолжают совершенствоваться и по сей день[36].


Безопасность ядерной энергетики и защита от ионизирующего (радиоактивного) излучения всегда являлись важной сферой регулирования. Об актуальности этого вопроса свидетельствует и тот факт, что его регулирование осуществляется посредством конвенции[37] (а не просто законодательного акта), конкретизация норм которой была осуществлена несколькими решениями Совета[38] и несколькими решениями Комиссии[39].


Защита от радиоактивного облучения как человека, так и окружающей среды также стала для европейского законодателя отдельным вопросом правового регулирования. Например, одно из Сообщений Еврокомиссии касалось мониторинга радиоактивного излучения[40], тогда как некоторые рекомендаций Комиссии[41] были предназначены для установления стандартов информирования и процедур мониторинга по данным вопросам.


Ряд директив[42], подкрепленных актами мягкого права[43], установили стандарты по защите населения и работников сферы атомной энергетики, а также окружающей среды от ионизирующего облучения. Отдельно, европейским законодателем были предприняты меры по защите работников сферы атомной энергетики[44].


Использование радиоактивных материалов в медицине также стало объектом правового регулирования в европейском энергетическом праве. Причем европейский законодатель осуществил его как с помощью обязательных нормативных актов[45], так и с помощью актов мягкого права[46].


Информирование населения об угрозах, связанных с использованием «мирного» атома также регулируется европейским правом. К примеру, директива от 27 ноября 1989 г.[47] содержит нормы, направленные на регулирование вопросов информирования населения о мерах защиты, предпринимаемых в случае аварий на предприятиях атомной промышленности и атомной энергетики. Здесь же стоит отметить, что ряд директив касается обмена информацией между государствами-членами в случае аварий на предприятиях, оперирующих ядерными материалами, а также о взаимной помощи между государствами в случае аварий, связанных с использованием ядерных материалов[48].


Необходимо обратить внимание и на ряд актов, касающихся защиты населения от заражения ионизирующим облучением посредством пищи. Причем регламенты[49] и рекомендации[50], принятые европейскими институтами по данным вопросам, напрямую связаны с аварией на Чернобыльской АЭС, последствия которой беспокоят европейского законодателя и сегодня.


Европейский законодатель обратился и к вопросу предупреждения будущих аварий на объектах атомной промышленности и атомной энергетики. Так, были предусмотрены нормы по максимальному уровню заражения пищевых продуктов в случае аварий на предприятиях, оперирующих ядерными материалами[51] [52].


Немаловажным с количественной точки зрения является и блок актов, регулирующих обращение с отходами атомной промышленности и атомной энергетики. С одной стороны, данный вопрос регулируется обязательными к соблюдению актами - решениями Совета[53] и Комиссии[54], директивами[55] и регламентами[56], с другой стороны, обращение с ядерными отходами регулируется и мягким правом ЕС[57].


Подводя итоги, можно констатировать, что энергетическое право ЕС, являясь отдельной отраслью права ЕС, образовалось на основе европейской энергетической политики Европейского союза, которая закрепила за институтами ЕС обязательства по достижению определенных целей в рассматриваемой сфере. Реализация последних посредством нормативных актов (в первую очередь, регламентов и директив), позволила сформироваться энергетическому праву в качестве полноценной отрасли права ЕС. Необходимо также отметить, что данная отрасль права ЕС была сформирована под действием множества нормативных актов, большая часть из которых носит межотраслевой характер. В связи с этим выделение нормативной базы, на основании которой было сформировано энергетическое право ЕС, не так


просто осуществить, так как довольно часто приходится обращаться к нормативным актам, не имеющим, на первый взгляд, отношения к энергетическому праву. Вместе с тем, учредительные акты ЕС (ДФЕС и др.) уже содержат правовые основания политики ЕС в сфере энергетики, а отраслевой подход к исследованию источников правового регулирования ЕС в сфере энергетики обоснован большим количеством законодательных актов как органов ЕС, так и актов «мягкого права» ЕС в сфере энергетики, что, как следствие, является основанием для выделения энергетического права ЕС в отдельную самостоятельную и комплексную отрасль права ЕС.


Библиография


Е Е. Fournier. Captage et stockage de CO2: le cadre juridique naissant d’une technique prometteuse contre le re chantfoment climatique, Environnement 10/2009. - p. 9.


Ruete. Une politique europeenne de I’energie. // LPA 26 avr. 2007. - p. 5.


PE et Cons. UE, dec. n° 1639/2006/CE, 24 oct. 2006, etablissant un programme-cadre pour Finnovation et la competi- tivite (2007-2013). // Journal Officiel de Funion europeenne 9 Novembre 2006.


PE et Cons. UE, dir. 2009/31/CE, 23 avr. 2009, relative au stockage geologique du dioxyde de carbone et modifiant la directive 85/337/CEE du Conseil, les directives 2000/60/CE, 2001/80/CE, 2004/35/CE, 2006/12/CE et 2008/1/CE et le Reglement (CE) n° 1013/2006. // Journal Officiel de Funion europeenne 5 Juin 2009


PE et Cons. UE, dec. 1982/2006/CE, 18 dec. 2006, relative au septieme programme-cadre de la Communaute europeenne pour des actions de recherche, de developpement technologique et de demonstration (2007-2013) // Journal Officiel de Funion europeenne 30 Decembre 2006


PE et Cons. UE, regl. (CE) n° 663/2009, 13 juill. 2009, etablissant un programme d’aide a la relance economique par 1’octroi d’une assistance financiere communautaire a des projets dans le domaine de l’6nergie. // Journal Officiel de Funion europeenne 31 Juillet 2009.


References (transliteration)


Fournier. Captage et stockage de CO2: le cadre juridique naissant d’une technique prometteuse contre le rechauffement climatique, Environnement 10/2009. - p. 9.


Ruete. Une politique europeenne de I’energie. // LPA 26 avr. 2007. - p. 5.


PE et Cons. UE, dec. n° 1639/2006/CE, 24 oct. 2006, etablissant un programme-cadre pour Finnovation et la competi- tivite (2007-2013). // Journal Officiel de Funion europeenne 9 Novembre 2006.


PE et Cons. UE, dir. 2009/31/CE, 23 avr. 2009, relative au stockage geologique du dioxyde de carbone et modifiant la directive 85/337/CEE du Conseil, les directives 2000/60/CE, 2001/80/CE, 2004/35/CE, 2006/12/CE et 2008/1/CE et le Reglement (CE) n° 1013/2006. // Journal Officiel de Funion europeenne 5 Juin 2009


PE et Cons. UE, dec. 1982/2006/CE, 18 dec. 2006, relative au septieme programme-cadre de la Communaute europeenne pour des actions de recherche, de developpement technologique et de demonstration (2007-2013) // Journal Officiel de Funion europeenne 30 Decembre 2006


PE et Cons. UE, regl. (CE) n° 663/2009, 13 juill. 2009, etablissant un programme d’aide a la relance economique par 1’octroi d’une assistance financiere communautaire a des projets dans le domaine de I’energie. // Journal Officiel de Funion europeenne 31 Juillet 2009.


 


[1] См.: РЕ et Cons. UE. dir. 2009/31/CE. 23 avr. 2009. relative au stockage geologique du dioxy de de carbone et modifiant la directive 85/337/СЕЕ du Conseil, les directives 2000/60/ СЕ. 2001/80/CE, 2004/35/CE, 2006/12/CE et 2008/1/CE et le Reglement (CE) n: 1013/2006, Journal Officiel de i’union europeenne 5 Juin 2009; E. Fournier. Captage et stockage de CO2: le cadre juridique naissant d'une technique prometteuse contre le rechauffement climatique, Environnement 10/2009, p. 9.


[2] PE et Cons. UE, regl. (CE) n: 443/2009, 23 avr. 2009, etablissant des normes de performance en matiere d emissions pour les voitures particulieres neuves dans le cadre de 1'approche integree de la Communaute visant a reduire les emissions de CO2 des vehicules legers: Journal Officiel de Funion europeenne 5 Juin 2009; PE et Cons. UE. dir. 2009/30/CE. 23 avr. 2009. modifiant la directive 98/70/CE en ce qui concerne les specifications relatives a Fessence, au carburant diesel et aux gazoles ainsi que 1'introduction d'un mecanisme permettant de surveiller et de reduire les emissions de gaz a effet de serre, modifiant la directive 1999/32/CE du Conseil en ce qui concerne les specifications relatives aux carburants utilises par les bateaux de navigation interieure et abrogeant la directive 93/12/CEE. // Journal Officiel de Funion europeenne 5 Juin 2009.


[3] РЕ et Cons. UE. dec. 1982/2006/CE. 18 dec. 2006. relative au septieme programme-cadre de la Communaute europeenne pour des actions de recherche, de developpement technologique et de demonstration (2007-2013) // Journal Officiel de Funion europeenne 30 Decembre 2006.


[4] PE et Cons. UE. dec. n: 1639/2006/CE, 24 oct. 2006, etablissant un programme-cadre pour Finnovation et la competitivite (2007- 2013). // Journal Officiel de Funion europeenne 9 Novembre 2006.


[5] Un plan strategique europeen pour les technologies energetiques (Plan SET) - Pour un avenir moins pollue par le carbone. COM(2007)723 final.


[6] PE et Cons. UE. regl. (CE) n: 663/2009. 13 juill. 2009. etablissant un programme d'aide a la relance economique par Foctroi d'une assistance financiere communautaire a des projets dans le domaine de Fenergie. // Journal Officiel de Funion europeenne 31 Juillet 2009.


[7] Интернет-доступ: http://ec.europa.eu/energy/index_en.htm.


[8] См. например М. Ruete. Une politique europeenne de I'energie. //LPA26avr. 2007. - p. 5.


[9] Council Regulation (EU, Euratom) No 617/2010 of 24 June 2010 concerning the notification to the Commission of investment projects in energy infrastructure within the European Union and repealing Regulation (EC) No 736/96; Commission Regulation n: 833/2010 of 21 September 2010 implementing Council Regulation n: 617/2010 concerning the notification to the Commission of investment projects in energy infrastructure within the European Union.


[10] Directive 94/22/EC of the European Parliament and of the Council of 30 May 1994 on the conditions for granting and using authorizations for the prospection, exploration and production of hydrocarbons.


[11] Regulation (EC) No 663/2009 of the European Parliament and of the Council of 13 July 2009 establishing a program to aid economic recovery by granting Community financial assistance to projects in the field of energy; Regulation (EU) No 1233/2010 of the European Parliament and of the Council of 15 December 2010 amending Regulation (EC) No 663/2009 establishing a programme to aid economic recovery by granting Community financial assistance to projects in the field of energy.


[12] Council decision 68/416/EEC of 20 December 1968 on the conclusion and implementation of individual agreements between Governments relating to the obligation of Member States to maintain minimum stocks of crude oil and/or petroleum products, as amended by Council Directive 72/425/EEC.


[13] Council Directive 73/238/EC of 24 July 1973 on measures to mitigate the effects of difficulties in the supply of crude oil and petroleum production.


[14] Council Decision 77/706/EEC of 7 November 1977 on the setting of a Community target for a reduction in the consumption of primary sources of energy in the event of difficulties in the supply of crude oil and petroleum products (implementing Commission Decision 79/639).


[15] См., например: Council Directive 2006/67/EC of 24 July 2006 imposing an obligation on Member States to maintain minimum stocks of crude oil and/or petroleum products (Codified version) (Text with EEA relevance); Council Directive 2009/119 of 14 September 2009 imposing an obligation on States to maintain minimum stocks of crude oil and/or petroleum products.


[16] Directive 2009/73/EC of the European Parliament and of the Council of 13 July 2009 concerning common rules for the internal market in natural gas and repealing Directive 2003/55/EC.


[17] Directive 2008/92/EC of the European Parliament and of the Council of 22 October 2008 concerning a Community procedure to improve the transparency of gas and electricity prices charged to industrial end-users (recast) (text with EEA importance).


[18] Regulation (EC) No 715/2009 of the European Parliament and of the Council of 13 July 2009 on conditions for access to the


natural gas transmission networks and repealing Regulation (EC) N7 1775/2005.


[20] Regulation (EU) No 994/2010 of 20 October 2011 concerning measures to safeguard security of gas supply and repealing Council Directive 2004/67/EC.


[21] Commission Decision 2003/796/EC of 11 November 2003 on establishing the European Regulators Group for Electricity and Gas. Repealed by Commission Decision 2011/280/EU of 16 May 2011 repealing Decision 2003/796/EC on establishing the European Regulators Group for Electricity and Gas.


[22] Regulation (EC) No 713/2009 of the European Parliament and of the Council of 13 July 2009 establishing an Agency for the Cooperation of Energy Regulators (Text with EEA relevance).


[23] Commission Regulation (EU) No 838/2010 of 23 September 2010 on laying down guidelines relating to the inter-transmission system operator compensation mechanism and a common regulatory approach to transmission charging. Commission Regulation (EU) No 774/2010 of 2 September 2010 on laying down guidelines relating to inter-transmission system operator compensation and a common regulatory approach to transmission charging.


[24] Regulation (EC) No 714/2009 of the European Parliament and of the Council of 13 July 2009 on conditions for access to the network for cross-border exchanges in electricity repealing Regulation (EC) 1228/2003.


[25] Directive 2009/72/ЕС of the European Parliament and of the Council of 13 July 2009 concerning common rules for the internal market in electricity and repealing Directive 2003/54/EC.


[26] Directive 2005/89/EC of the European Parliament and of the Council of 18 January 2006 concerning measures to safeguard security of electricity supply and infrastructure investment.


[27] Directive 2003/30/EC of the European Parliament and of the Council of 8 May 2003 on the promotion of the use of biofuels or other renewable fuels for transport.


[28] Directive 2001/77/EC of the European Parliament and of the Council of 27 September 2001 on the promotion of electricity produced from renewable energy sources in the internal electricity market.


[29] Directive 2009/28/EC of the European Parliament and of the Council of 23 April 2009 on the promotion of the use of energy from renewable sources and amending and subsequently repealing Directives 2001/77/EC and 2003/30/EC,


[30] См., например: Directive 2010/30/EU of the European Parliament and of the Council of 19 May 2010 on the indication by labelling and standard product information of the consumption of energy and other resources by energy-related products (recast).


[31] Так, например, в отношении кондиционеров см.: Commission Delegated Regulation (EU) No 626/2011 of 4 May 2011 supplementing Directive 2010/30/EU of the European Parliament and of the Council with regard to energy labelling of air conditioners. См., например, в отношении вентиляторов: Commission Regulation (EU) No 327/2011 of 30 March 2011 implementing Directive 2009/125/EC of the European Parliament and of the Council with regard to ecodesign requirements for fans driven by motors with an electric input power between 125 W and 500 kW.'


[32] См., например: Council Regulation (Euratom) No 2587/1999 of 2 December 1999 defining the investment projects to be communicated to the Commission in accordance with Article 41 of the Treaty establishing the European Atomic Energy Community. Commission Regulation (Euratom) No 1352/2003 of 23 July 2003 amending Regulation (EC) 1209/2000 determining procedures for effecting the communications prescribed under Article 41 of the Treaty establishing the European Atomic Energy Community.


[33] См., например: Council Decision 75/328/Euratom of 20 May 1975 on the establishment of the Joint Undertaking ’Schnell-Briiter - Kernkraftwerksgesellschaft mbH' (SBK). Council Decision 79/1002/Euratom of 22 November 1979 approving an amendment to the statutes of the joint undertaking ’‘Schnell-Briiter-Kernk raftwerksgesellschaft mbH” (SBK). Council Decision 87/297/ Euratom of 18 May 1987 approving an amendment of the Statutes (articles of association) of the Joint Undertaking ’Societe d'energie nucleaire franco-beige des Ardennes' (SENA).


[34] Council Decision 2008/114/Euratom of 12 February 2008 establishing Statutes for the Euratom Supply Agency.


[35] См., например: Regulation of the Supply Agency of the European Atomic Energy Community amending the rules of the Supply Agency of 5 May 1960 determining the manner in which demand is to be balanced against the supply of ores, source materials and special fissile materials.


[36] См., например: Commission Regulation (Euratom) No 66/2006 of 16 January 2006 exempting the transfer of small quantities of ores, source materials and special fissile materials from the rules of the chapter on supplies.


[37] Convention on nuclear safety - Declaration by the European Atomic Energy Community according to the provisions of Article 30(4 )(iii) of the Nuclear Safety Convention.


[38] Decision of the Council of 7 December 1998 on the approval concerning the accession to the 1994 Convention on Nuclear Safety by the European Atomic Energy Community (Euratom) (not published); Decision of the Council of 15 December 2003 modifying the Decision of the Council of 7 December 1998 on the approval concerning the accession to the 1994 Convention on Nuclear Safety by the European Atomic Energy Community (Euratom) with regard to the Declaration attached thereto (not published).


[39] Commission Decision 1999/819/Euratom of 16 November


1999 concerning the accession to the 1994 Convention on Nuclear Safety by the European Atomic Energy Community (Euratom); Commission Decision 2004/491/Euratom of 29 April 2004 amending Commission Decision 1999/819/Euratom of 16 November 1999 concerning the accession to the 1994 Convention on Nuclear Safety by the European Atomic Energy Community (Euratom) with regard to the Declaration attached thereto.


[40] Communication 2006/C/155/02 from the Commission on Verification of environmental radioactivity monitoring facilities under the terms of Article 35 of the Euratom Treaty — Practical arrangements for the conduct of verification visits in Member States.


[41] Commission Recommendation 2000/473/Euratom of 8 June 2000 on the application of Article 36 of the Euratom Treaty concerning the monitoring of the levels of radioactivity in the environment for the purpose of assessing the exposure of the population as a whole (notified under document number C(2000) 1299); Commission Recommendation 2010/635/Euratom of 11 October 2010 on the application of Article 37 of the Euratom Treaty.


[42] Council Directive 96/29/Euratom of 13 May 1996 laying down basic safety standards for the health protection of the general public and workers against thedangers of ionizing radiation (and corrigendum to it), repealing and replacing Council Directive 80/836/Euratom of 15 July 1980 and Council Directive 84/467/ Euratom of 3 September 1984.


[43] Communication 98/C 133/03 from the Commission concerning the implementation of Council Directive 96/29/Euratom of 13 May 1996 laying down basic safety standards for the protection of the health of workers and the general public against the dangers arising from ionising radiation (COM/98/0087 final); Commission Recommendation 91/444/Euratom of 26 July 1991 on the application of the third and fourth paragraphs of Article 33 of the Euratom Treaty.


[44] Council Directive 90/641/Euratom of 4 December 1990 on the operational protection of outside workers exposed to the risk of ionizing radiation during their activities in controlled areas.


[45] Council Directive 97/43/Euratom of 30 June 1997 on health protection of individuals against the dangers of ionizing radiation in relation to medical exposure, and repealing Directive 84/466/ Euratom.


[46] Communication COM/2010/0423 from the Commission to the European Parliament and the Council on medical applications of ionizing radiation and security of supply of radioisotopes for nuclear medicine (of 6 August 2010).


[47] Council Directive 89/618/Euratom of 27 November 1989 on informing the general public about health protection measures to be applied and steps to be taken in the event of a radiological emergency.


[48] Council Decision 87/600/Euratom of 14 December 1987 on Community arrangements for the early exchange of information in the event of a radiological emergency; Commission Decision 2005/844/Euratom of 25 November 2005 concerning the accession of the European Atomic Energy Community to the Convention on Early Notification of a Nuclear Accident; Commission Decision 2005/845/Euratom of 25 November 2005 concerning the accession of the European Atomic Energy Community to the Convention on Assistance in the case of a Nuclear Accident or Radiological Emergency.


[49] Council Regulation (EC) No 733/2008 on the conditions governing imports of agricultural products originating in third countries following the accident at the Chernobyl nuclear power station (codified version); Council Regulation (EC) No 1048/2009 extends its validity until 31 March 2020); Council Regulation (EC) No 1048/2009 of 23 October 2009 amending Regulation)EC) No 733/2008 on the conditions covering imports of agricultural productsoriginating in third countries following the accident of the Chernobyl nuclear power station; Commission Regulation (EC) No 1635/2006 of 6 November 2006 laying down detailed rules for the application of Council Regulation (EEC) No 737/90 on the conditions governing imports of agricultural products originating in third countries following the accident at the Chernobyl nuclear power-station; Commission Regulation (EC) No 1609/2000 of 24 July 2000 establishing a list of products excluded from the application of Council Regulation (EEC) No 737/90 on the conditions governing imports of agricultural products originating in third countries following the accident at the Chernobyl nuclear power station.


[50] Commission Recommendation (EC) No 2003/274/EC of 14 April 2003 on the protection and information of the public with regard to exposure resulting from the continued radioactive caesium contamination of certain wild food products as a consequence of the accident at the Chernobyl nuclear power station, amended by corrigendum; Council Regulation (EEC) No 2219/89 of 18 July on the special conditions for exporting foodstuffs and feeding stuffs following a nuclear accident or any other case of radiological emergency.


[51] Commission Regulation (Euratom) No 770/90 of 29 March laying down maximum permitted levels of radioactive contamination of feeding stuffs following a nuclear accident or any other case of radiological emergency; Commission Regulation (Euratom) No 944/89 of 12 April 1989 laying down maximum permitted levels of radioactive contamination in minor foodstuffs following a nuclear accident or any other case of radiological emergency; Council Regulation (Euratom) No 2218/89 of 18 July 1989 amending;Regulation (Euratom) No 3954/87 laying down maximum permitted levels of radioactive contamination of foodstuffs and of feeding stuffs following a nuclear accident or any other case of radiological emergency.


[53] Council Decision 2005/84/Euratom of 24 January 2005 approving the accession of the European Atomic Energy Community to the Joint Convention on the Safety of Spent Fuel Management and on the Safety of Radioactive Waste Management.


[54] Commission decision 2008/312/Euratom of 5 March 2008 establishing the standard document for the supervision and control of shipments of radioactive waste and spent fuel referred to in Council Directive 2006/117/Euratom (notified under document number C(2008) 793); Commission Decision 2005/510/Euratom of 14 June 2005 concerning the accession of the European Atomic Energy Community to the Joint Convention on the Safety of Spent Fuel Management and on the Safety of Radioactive Waste Management (notified under document number C(2005) 1729).


[55] Council Directive 2006/117/Euratom of 20 November 2006 on the supervision and control of shipments of radioactive waste and spent fuel between Member States and into and out of the Community, repealing Council Directive 92/3/Euratom.


[56] Council Regulation (Euratom) No 1493/93 of 8 June 1993 on shipments of radioactive substances between Member States.