Гуманистическое направление в советской цивилистике: В.И. Серебровский
Опубликована Апрель 1, 2010
Последнее обновление статьи Апрель 15, 2023
В.И. Серебровский не иммигрировал после событий 1917 г., но он никогда не вступал в коммунистическую партию. Он начал новое гуманистическое направление в юридических научных исследованиях. Центром его исследований стали наследование и договор страхования жизни.
Ключевые слова
Наследование, договор страхования жизни, В.И. Серебровский, гуманистическое направление в юридических научных исследованиях
Скоро истечет полвека со дня ухода из жизни Владимира Ивановича Серебровского (1887—1971), а его деятельность и его фигура продолжают привлекать внимание наших современников. Сфера его деятельности — цивилистика.
Во всех странах научная цивилистическая мысль — часть интеллектуальной жизни. В этом потоке она занимает, однако, особое место, будучи тесно связана с государством. Последнее стоит за созданием гражданского права и за его применением, которые и составляют основной предмет цивилистики. Интеллектуальная жизнь России в XX в. была разорвана ходом истории страны. Рубежом стал 1917 г. Особенно глубоко этот разрыв проявился в области российской цивилистической мысли: катастрофические изменения в России претерпело прежде всего государство.
Великие имена прошлого российской цивилистики показывают, насколько гармонично протекала мысль тех из них, жизнь которых завершилась до наступления этого драматического рубежа. Только список опубликованных ими трудов способен дать представление о последовательности развития их научных взглядов. 1917 г. положил конец этой гармонии. В тот год на сцену выступило новое для России явление — политическая система. Отныне вклад российского цивилиста в развитие научной мысли уже не может определяться только и исключительно перечнем опубликованных им трудов. Важным становится также его отношение к возникшей политической системе.
Владимир Иванович Серебровский родился 2 ноября 1887 г. В 1917 г. ему было 30 лет: он достиг возраста научной зрелости. К этому моменту он уже был успешно работающим ученым-цивилистом и приват-доцентом кафедры гражданского права Харьковского университета. В то нелегкое время Украина была едва ли не главным центром бурных событий. Владимир Иванович оставался на Украине. С 1919 по 1922 г. он был в Симферополе и продолжал научную работу в Таврическом университете — сначала приват-доцентом, а затем — профессором.
Это был момент выбора. Лишь немногие прислонились к возникающей политической системе. Большинство круто изменило свою жизнь, приняв решение об эмиграции. Многие крупные российские цивилисты покинули страну1. Владимир Иванович Серебровский также сделал свой выбор: он не эмигрировал, но никогда на протяжении всей своей жизни не вступал в коммунистическую партию.
Жизнь и деятельность эмигрировавших российских цивилистов сложилась по-разному. В частности, эмигрировали В.И. Синайский, Л.И. Петражицкий, А.А. Пиленко, несколько позже — АН. Макаров. Некоторые эмигранты переезжали из страны в страну, были и те, кто погиб в немецких концлагерях. Многие, впрочем, оказали существенное влияние на юридическую мысль стран Европы (В.И. Синайский — Латвии, Л.И. Петражицкий — Польши, АН. Макаров — Германии). Однако принимать участие в развитии российской цивилистической мысли они уже не могли.
Автор настоящих строк, впрочем, может засвидетельствовать, что при подготовке в 1978 г. Закона «О гражданстве СССР» рабочая группа, в состав которой он входил, внимательно изучала труды АН. Макарова, вышедшие на немецком языке в Германии (разумеется, те члены рабочей группы, которые владели этим языком).
Чем полнее реализовывались таланты Владимира Ивановича Серебровского, тем больший резонанс в кругах юридической науки приобретала его позиция по отношению к установившейся в стране и эволюционировавшей политической системе.
1917 г. принес в Россию новое условие для развития цивилистической мысли. Речь идет о запрете на так называемое юридическое мировоззрение.
Человеческому сознанию свойственно расширять познание внешнего мира, важнейшей составной частью которого являются окружающие люди, человеческое сообщество. На протяжении истории могут быть отмечены различные подходы. Древнейшим, безусловно, является подход религиозного сознания. В его рамках, однако, довольно рано появляется также правовой взгляд. С течением времени человеческое сообщество начинают изучать экономисты, а позже появляется и специальная наука — социология.
В XIX в. К. Маркс и Ф. Энгельс, будучи представителями социологического и экономического направлений, вели споры с другими авторами, в том числе и со сторонниками правового взгляда на человеческое общество. Они обвинили последних в том, что те создали целое мировоззрение, назвав его «юридическим мировоззрением», и объявили, что указанное мировоззрение является «классически буржуазным».
В результате после 1917 г. в России был поставлен потолок для масштаба выводов научной цивилистической мысли, которая, вообще говоря, потенциально способна делать широкие научные обобщения. Результаты научной цивилистической мысли в России отныне не должны были достигать такого уровня, чтобы их можно было признать «мировоззрением». Последнее по определению влекло их объявление «юридическим мировоззрением», и тем самым — «классически буржуазным».
Возникшая в 1917 г. политическая система всесторонне защищала свою монополию на формирование мировоззрения, оставив для цивилистики лишь возможность выбора более или менее обособленных тем для исследования.
В трудах, принадлежащих перу Владимира Ивановича Серебровского и опубликованных после 1917 г., прослеживаются три основных цивилистических института: наследование, страхование и авторское право.
Начиная с 1924 г. свои основные работы В.И. Серебровский посвящал договору страхования. В том году была опубликована первая из них — «Страховой интерес», работа об источниках страхового права (1925), о понятии страхового договора (1926), о страховом риске (1927), о законопроектной работе, связанной с договором страхования (1939). Наконец, в 1943 г. Серебровский защитил диссертацию на соискание степени доктора юридических наук по теме «Договор страхования жизни в пользу третьего лица». Подчеркнем, что здесь речь идет о договоре страхования и о страховании жизни.
Вторая, и с нашей точки зрения, основная тема, которой В.И. Серебровский посвятил свои исследования, — это наследование.
Установившаяся в России политическая система, следуя, кстати сказать, указаниям К. Маркса и Ф. Энгельса, заняла негативную позицию по отношению к наследованию как таковому. Это был социальный эксперимент, осуществлявшийся политической системой над населением бывшей Российской империи. Мы еще скажем о нем более подробно. Пока ограничимся тем, что отметим, что этот эксперимент был закончен с завершением Гражданской войны в 1922 г., когда был принят Гражданский кодекс РСФСР, вновь вернувший наследование населению страны. В том же 1924 г. В.И. Серебровский обратился к теме наследования. Он публикует работы, посвященные лишению и приобретению наследства, а на следующий год — завещательному отказу. Несколько позже были опубликованы работы о делении наследников на присутствующих и отсутствующих (1927) и о природе завещания (1928).
Второй этап в разработке Серебровским вопросов наследования наступил после защиты им докторской диссертации в 1943 г. В этот период из-под его пера выходят такие фундаментальные исследования, как «История развития советского наследственного права» (1945), где была оценена попытка социальных экспериментаторов вообще ликвидировать наследование в России. За этой работой последовал труд об основных понятиях наследственного права (1946), посвященные более частным вопросам работы о принятии наследства (1950) и о праве приращения при наследовании (1952). Особое место в творческом наследии Владимира Ивановича Серебровского занимают «Очерки советского наследственного права» (1953). Это фундаментальный труд, значение которого явно выходит за пределы названия «очерки», которое дал ему автор.
Третья тема, которой уделил внимание В.И. Серебровский, — это авторское право. Он обратился к этой проблеме сравнительно поздно — в 1955—1961 гг. Начал он с работы, где вопросы авторского права освещались в связи с наследованием (1955), потом опубликовал труд «Вопросы советского авторского права» (1956), а затем написал работу об охране научных открытий, которую пытался установить советский законодатель (1960).
В целом научное наследие В.И. Серебровского обнаруживает принципиальную черту его научных интересов. Такой чертой, с нашей точки зрения, является то, что В.И. Серебровский избрал для своего творчества направление, которое заслуживает наименования гуманистической цивилистики. За всеми исследованными им темами и вопросами стоит человеческая личность, живой человек со своими интересами, стремлениями и надеждами. Серебровский был и навсегда останется лидером гуманистического направления советской цивилистики.
Наиболее яркое выражение эта направленность исследовательской работы В.И. Серебровского находит в его работах по наследственному праву. Все люди смертны, и, естественно, правовое регулирование наследования имеет значение для всех. В России после рубежа, обозначенного 1917 г., эта общечеловеческая проблема приобрела невиданную во всей истории человечества остроту.
Декрет от 21 апреля 1918 г. установил следующее основное положение: «Наследование как по закону, так и по духовному завещанию отменяется. После смерти владельца имущество, ему принадлежавшее (как движимое, так и недвижимое), становится государственным достоянием Российской Социалистической Советской Федеративной Республики». Над населением России был начат невиданный социальный эксперимент, задуманный еще за 60 лет до этого К. Марксом и Ф. Энгельсом и объявленный в брошюре, известной под названием «Манифест Коммунистической партии».
Нет необходимости входить в подробности дальнейшей эволюции законодательства в области наследования2. Отметим лишь, что Декрету от 27 апреля 1918 г. была придана обратная сила.
В.И. Серебровскому принадлежит историческая заслуга в борьбе против разнообразных последствий этого социального эксперимента. На протяжении долгих лет он, по существу, в одиночку вел упорную научную борьбу за восстановление правового института наследования в его нормальном виде.
Многие его труды, включая и докторскую диссертацию, посвящены договору страхования жизни. Конечно, такое страхование охватывает не все население страны, но тем не менее направленность этих трудов очевидна. Еще уже круг людей, интересы которых затрагиваются авторским правом. Однако в центре и этого направления стоит творческая личность.
Важно подчеркнуть, что гуманистическое направление в советской цивилистике появилось в 1924 г. Выбор момента В.И. Серебровским чрезвычаен, но характерен, причем характерен именно с сегодняшней научной точки зрения. Новейшие исторические исследования массового сознания нашей страны показывают, что этот момент был критическим — прошло два года после окончания в нашей стране Гражданской войны. С.Ю. Данилов пишет: «Развитие массового сознания нашей страны после катастрофической гражданской войны дало неожиданные, парадоксальные плоды. Крушение городской культуры, изгнание или истребление старой интеллигенции привело не к открытому оскуднению духовной жизни в целом, а к сильному упрощению и огрублению межчеловеческих отношений. Исчезла сословная и корпоративная замкнутость. Существенно возросла социальная мобильность. Было разрушено уважение к религии, браку, семье и женщине. Упал авторитет образованных и образования. В межчеловеческих и межгрупповых отношениях укрепился культ нажима и насилия»3.
Именно в этот критический для страны момент В.И. Серебровский стал основоположником гуманистической цивилистики. Он твердо выступил против огрубления и упрощения межчеловеческих отношений. В науке он стал выдвигать на первый план наследование и договор страхования, в первую очередь договор страхования жизни человека.
В задачу данной работы не входит освещение всей многогранной деятельности В.И. Серебровского. Она заслуживает особого внимания4. Здесь мы отметим лишь отдельные, наиболее существенные моменты. С 1943 г. В.И. Серебровский работал в Институте государства и права Академии Наук СССР. В 1958 г. ему было присвоено звание заслуженного деятеля науки, а в 1953 и 1956 гг. Президиум Академии Наук СССР присуждал ему премии за опубликованные труды. И сегодня, почти полвека спустя после ухода из жизни В.И. Серебровского у нас есть все основания с благодарностью вспоминать его как основоположника гуманистического направления в цивилистике нашей страны, тем более что и сегодня в межчеловеческих и межгрупповых отношениях продолжают ощущаться нажим и насилие, против которых он всегда выступал.