Загрузка...

Эта статья опубликована под лицензией Creative Commons и не автором статьи. Поэтому если вы найдете какие-либо неточности, вы можете исправить их, обновив статью.

Загрузка...
Загрузка...

Массовые открытые онлайн-курсы в системе подготовки и повышения квалификации педагогических кадров Creative Commons

Link for citation this article

Гущина О. М.,

Михеева О. П.

Образование и наука, Год журнала: 2017, Номер №7, С. 119 - 136, https://doi.org/10.17853/1994-5639-2017-7-119-136

Опубликована Янв. 1, 2017

Последнее обновление статьи Окт. 22, 2022

Эта статья опубликована под лицензией

License
Link for citation this article Похожие статьи
Загрузка...

Аннотация

Введение. В условиях тотальной информатизации общества, кардинальных технологических изменений, укрепляющейся взаимосвязи образования, науки и производства, активного внедрения в практику профессиональных стандартов все более пристальным становится внимание общества к проблеме подготовки и совершенствования квалификации кадров. Существующая система повышения квалификации педагогических работников нуждается в реорганизации и модернизации. Актуальным становится поиск соответствующих современным реалиям форматов, моделей и технологий непрерывного обучения и переобучения специалистов сферы образования.
Цель статьи - показать возможности инновационной технологии организации дистанционного обучения в виде массовых открытых онлайн-курсов (МООКов), предназначенных для повышения квалификации педагогов.
Методы исследования. В ходе работы использовались методы системного анализа, синтез и обобщение. Описан эксперимент по разработке и апробации онлайн-курсов.
Результаты и научная новизна. Уточнено понятие «массовый открытый онлайн-курс», рассматриваемое как форма электронного удаленного обучения, которое осуществляется на базе образовательного мультимедийного контента и в котором в интерактивном режиме участвует большое количество слушателей. Показаны преимущества МООК в организации гибридных форм дистанционного обучения: подобные курсы позволяют сочетать плановые он- лайн-взаимодействия обучающихся с лекторами и тьюторами, массовые дискуссии на злободневные профессиональные темы, офлайн-изучение записей учебных материалов и самостоятельную сетевую работу слушателей.
Представлена модель повышения квалификации педагогических кадров на основе МООК и реализации принципов открытого образования: открытой платформы, открытого расписания, открытого обучения, открытой аттестации. Обозначены основные подходы к формированию новой образовательной среды с использованием МООК как инновационной платформы подготовки и повышения квалификации педагогических кадров. Кратко изложен опыт апробации МООКов, разработанных в Тольяттинском государственном университете.
Практическая значимость. Авторы убеждены, что массовые открытые онлайн-курсы - перспективная форма электронного обучения в сетевых профессиональных сообществах. Предложенная инновационная модель повышения квалификации педагогических кадров позволяет оперативно претворять в жизнь передовые педагогические идеи и применять средства обучения, созданные на основе современного информационного и коммуникационного инструментария. Данная технология может быть использована менеджерами межотраслевых институтов повышения квалификации и профессиональной переподготовки кадров.

Ключевые слова

Модель повышения квалификации педагогических кадров, массовый открытый онлайн-курс, информационно-образовательная среда, индивидуально-образовательный маршрут обучения, дистанционные образовательные технологии, принципы открытого образования

Введение


Пристальное внимание общества к проблеме подготовки и повышения квалификации кадров, в том числе для сферы образования, вызвано нарастающим потоком новой научной информации; кардинальными изменениями в области техники и технологий; все более укрепляющейся взаимосвязью образования, науки и производства; активным внедрением в практику профессиональных стандартов.


В системе повышения квалификации специалистов наблюдается постепенный сдвиг от централизованной модели обучения к горизонтальным сетевым взаимодействиям, что требует не только совершенного владения информационно-коммуникационными технологиями, но и создает предпосылки для выбора индивидуально-образовательных маршрутов.


Гибридные формы электронного обучения при подготовке и повышении квалификации педагогических работников сочетают:



  • самостоятельную сетевую работу слушателей с открытыми образовательными ресурсами в процессе освоения курса;

  • дистанционную форму планового онлайн - взаимодействия с лекторами и тьютором;

  • дискуссионные обсуждения профессиональных проблем посредством видеовзаимодействия, коллективного общения в сети (на форумах, в чатах и блогах);

  • офлайн-изучение записей состоявшихся лекций, просмотр учебных роликов.


Проблема организации непрерывного, гибкого, результативного и качественного повышения квалификации педагогических кадров в значительной степени может быть решена благодаря использованию в ходе обучения



  • дистанционных образовательных технологий (ДОТ) [1, с. 502];

  • интерактивной сетевой деятельности, интегрирующей возможности формального, неформального образования и самообразования, опосредованного современными информационно-коммуникационными технологиями и реализуемого на основе компетентно-деятельностного подхода [2, с. 80].


Возможность выбора дистанционных курсов обучения, предлагаемых различными организациями и специалистами, позволяет педагогу повысить свой уровень знаний в той или иной области, сформировать готовность к эффективному самостоятельному проектированию образовательной среды в соответствии с современными требованиями [3, с. 37].


Для повышения квалификации педагогических кадров может быть использована модель МООКов (массовых открытых онлайн-курсов), которая основывается на личностно-ориентированном и компетентностном подходах. Данная модель включает:



  • цели и задачи обучения, определяющие основные направления в выборе образовательной траектории;

  • закономерности, принципы и этапы подготовки и проведения курсов;

  • механизмы и ресурсное обеспечение взаимодействия участников образовательного процесса;

  • прогнозируемые позитивные результаты обучения, выражающиеся в повышении уровня квалификации педагогических кадров.


Обзор литературы


Существует немало зарубежных и отечественных исследований, освещающих различные теоретические и практические аспекты разработки, внедрения и освоения МООК.


Например, В. Н. Кухаренко в своей работе делает акцент на том, что МООК «основывается на активном участии сотен и тысяч студентов, которые сами организуют свое взаимодействие в соответствии с целями обучения, предварительными знаниями и навыками, а также общими интересами» [4, с. 94].


М. Ebner, Е. Lackner, М. Корр считают МООК трендовым явлением в электронном образовании [5, с. 216].


Ряд авторов описывает МООК как «интернет-курс с интерактивным участием и открытым доступом» [б, с. 105], который, являясь «высшей точкой современного сетевого обучения, может дать толчок к формированию профессиональных сетевых сообществ, а также расширению международных контактов преподавателей высших учебных заведений» [7, с. 154].


А. А. Андреев предлагает организационно-педагогическую характеристику российских открытых образовательных ресурсов и массовых открытых дистанционных (онлайн) курсов и обосновывает необходимость приоритета этого направления в развитии современного отечественного образования [8, с. 151]. МООК повышает самостоятельность и мотивацию
педагогов в приобретении навыков, необходимых для профессиональной деятельности в глобальном цифровом мире.


На наш взгляд, наиболее точное и полное представление о сущности массовых открытых онлайн-курсов дает определение, которое содержится в статье «Терминологические проблемы электронного обучения» О. П. Михеевой. Исследователь утверждает, что «МООК - это форма электронного обучения на базе открытого (общедоступного) интернет-курса с использованием электронного образовательного мультимедийного контента, интерактивного взаимодействия пользователей и поддержки сообщества преподавателей, ассистентов и студентов, при массовом участии последних» [10, с. 769].


МООК обеспечивает формирование необходимой познавательной среды и направлен на решение следующих задач:



  • дать каждому обучающемуся равные возможности для самообразования и выбора алгоритма обучения, т. е. для определения индивидуальной траектории приобретения новых знаний, требующихся навыков, умений и повышения квалификации;

  • обеспечить преподавание учебного материала необходимыми информационными ресурсами в доступной и удобной электронной форме;

  • реализовать возможности инновационных педагогических идей по организации проектно-исследовательской деятельности обучаемых в рамках выбранного учебного курса;

  • сформировать условия для замены авторитарного стиля научного руководства (традиционной педагогической системы обучения) на демократический стиль, принятый в новой образовательной среде, где используются современные электронные средства коммуникации;

  • стимулировать развитие у обучаемых личностных интеллектуальных качеств и умений, направленных на поиск необходимой информации и преобразование ее в знания.


При разработке МООК особое внимание уделяется таким практическим вопросам, как:



  • выбор наиболее целесообразного и актуального типа курса;

  • учет ключевых факторов - дидактических, технических и административных;

  • структура основных элементов;

  • педагогические и методические составляющие онлайн-курсов с учетом предъявляемых к ним требований в XXI веке, основанных на принципах критического мышления и сотрудничества, осуществления непрерывного самообразования и умения работать в коллективе [11].


По поводу перспектив развития МООК среди авторов нет единодушия.


Есть публикации, в которых на основе анализа уже имеющихся результатов обучения слушателей МООКов [12, с. 11] выражается недоверие к данному способу образования [13, с. 372] и отмечается недостаточная разработанность общих педагогических принципов для массового внедрения подобной технологии [14, с. 130].


Другие исследователи, напротив, выступают явными пропагандистами внедрения МООК в практику подготовки и переподготовки педагогов.


Например, Г. В. Можаева описывает педагогические и организационные условия, необходимые для эффективной реализации МООК, существующие способы их монетизации, а также представляет позитивные результаты деятельности по разработке и осуществлению МООК-технологий в Национальном исследовательском Томском государственном университете [15, с. 61].


В. Сараев делится своими соображениями о возможности применения МООК в российском профессиональном образовании, перечисляет положительные стороны получения знаний посредством таких курсов, однако указывает и на вероятные риски, которые присущи электронному дистанционному обучению [16, с. 19].


И. Ю. Травкин выделяет и анализирует актуальные направления развития российских проектов МООК [17, с. 94].


S. Meisenhelder рассматривает обсуждаемую разновидность обучения как мировое экономическое и социальное явление, достаточно убедительно показывая широкие возможности МООК в образовании взрослых и при повышении квалификации [18].


О. П. Михеева излагает опыт создания и апробации МООКов, также подтверждающий продуктивность технологии при обучении большого количества слушателей [19, с. 586].


Некоторые авторы (см., например, [20, с. 89]) полагают, что широкое распространение массовых онлайн-курсов, являющихся богатейшими коллекциями лекций, учебных и контрольных заданий, превосходных компьютерных демонстраций изучаемого материала, неизбежно приведет к формированию новой образовательной парадигмы с максимальным использованием информационных и дистанционных технологий и созданию единой глобальной информационно-образовательной среды [21, с. 75]. Эта среда позволит каждому желающему совершенно бесплатно изучить любой предмет или курс (дисциплину) в удобное время и комфортном для обучающегося темпе.


Многообразие точек зрения на перспективы применения, распространения и развития МООК свидетельствует о продолжающемся поиске оптимальных и доступных практик повышения квалификации специалистов, в том числе педагогических работников.


Результаты исследования


Среди ключевых положительных особенностей МООК, связанных с реализацией принципов непрерывности и индивидуализации образования, можно выделить массовость, цельность, прохождение обучения в он- лайн-режиме и открытость курсов, заключающуюся не просто в наглядной эксплицитной демонстрации фрагментов учебного материала, но и в предоставлении актуальных для слушателя проблемных практических заданий, в мощной коммуникативной составляющей, выраженной в наличии постоянной обратной связи, помощи при контроле осваиваемых знаний и предоставлении по мере необходимости и возникающих затруднений у обучающегося индивидуальных онлайн-консультаций. Наконец, немаловажным привлекательным фактором для прохождения педагогическими работниками курсов повышения квалификации посредством МООК является возможность получения сертификата в случае успешного завершения обучения [22, с. 242].


Модель повышения квалификации педагогических кадров с использованием МООК может быть представлена на основе принципов открытого образования (рис. 1), которые сводятся к следующему:



  • открытое расписание: обучающиеся имеют возможность совмещать различные образовательные ресурсы, выстраивать собственную логику занятий и/или последовательность освоения учебно-методических комплексов по разным дисциплинам для того, чтобы удовлетворять свои индивидуальные запросы в полном объеме;

  • открытое обучение: преподаватели, тьюторы и/или обучающиеся могут через различные виды деятельности генерировать новые идеи и делиться ими в процессе обучения;

  • открытая аттестация: оценивание достигнутых результатов преподавателями, самим слушателем и другими обучающими своих коллег производится в процессе обучения, т. е. имеется возможность самооценивания, группового контроля или взаимооценивания участниками учебного процесса успехов друг друга;

  • открытая платформа: возможность поддерживать динамическое и интерактивное профессиональное общение в открытом образовательном пространстве, принимая личное участие в создании и обеспечении эффективного функционирования привлекательного, интуитивно-понятного и стабильного пользовательского интерфейса для преподавателей и обучающихся.



Модель повышения квалификации с использование МООК включает:



  • входное тестирование, которое предусматривает оценку профессиональной компетентности педагога. По результатам входной проверки выбирается проблемное поле и формулируются образовательные задачи курса повышения квалификации;

  • разработку индивидуальной образовательной программы (выбор актуальных для изучения тем и учебных модулей). Основой составления программы являются выявленные в результате входного тестирования профессиональные затруднения;

  • реализацию индивидуальной образовательной программы повышения квалификации. В ходе освоения курса у педагога могут возникнуть новые профессиональные интересы, удовлетворить которые он может, вновь обратившись к модульному депозитарию, выбрав следующие темы модулей и пройдя дополнительное обучение с заключительным тестированием (такой учебный процесс можно представить в виде цепочки: «обучение - рефлексия - обучение - рефлексия - ...»).


Подтверждением результативности воплощения в практике теоретической концепции МООК для подготовки и повышения квалификации педагогических работников является апробация на территории России и стран СНГ трех онлайн-курсов: «Информационная и медийная грамотность учителя в рамках реализации профессионального стандарта педагога», «Массовые открытые онлайн-курсы в ландшафте современного образования: теория и практика» и «Информационно-компьютерная компетентность как компонент профессиональной подготовки педагога». Эти МООКи были разработаны преподавателями Тольяттинского государственного университета и апробировались в период с 2014 по 2017 г. Общая численность слушателей составила 2000 человек.


МООК «Информационная и медийная грамотность учителя в рамках реализации профессионального стандарта педагога» был представлен тремя блоками, каждый из которых выполнял задачу по формированию одной из профессиональных педагогических информационно-коммуникативных компетентностей (ИКТ-компетентностей).


Данный онлайн-курс преследовал цель овладения общепользовательской ИКТ-компетентностью в объеме, представленном в профессиональном стандарте педагога и указанном в рекомендациях ЮНЕСКО. Курс предназначался для преподавателей учебных заведений, педагогов дополнительного образования и методических работников системы образования, желающих повысить свой профессиональный уровень в рамках стандарта педагога по направлению «Общепользовательская ИКТ-компетентность».


Педагоги стремились повысить уровень собственной компьютерной грамотности в плане использования онлайн-инструментов и прикладных программ в профессиональной деятельности: онлайн- и оффлайн-общения, сотрудничества с коллегами, создания учебных и методических материалов.


МООК «Массовые открытые онлайн-курсы в ландшафте современного образования: теория и практика» давал обучающимся представления об основах сетевой педагогики и теории массового онлайн-обучения. Педагоги овладевали практическими навыками самостоятельного создания МООК.


Предлагаемый учебный курс включал три этапа бучения:



  • знакомство с теоретическими основами МООК;

  • создание авторских мини-МООКов на базе бесплатной площадки Canvas;

  • теоретическое и практическое освоение правил продвижения разработанных онлайн-курсов.


Целевой аудиторией курса являлись преподаватели вузов, колледжей, школ; педагоги дополнительного образования; работники библиотек, методисты, учителя-предметники и студенты педагогических направлений подготовки различных образовательных учреждений.


МООК «Информационно-компьютерная компетентность как компонент профессиональной подготовки педагога> был направлен на формирование профессиональных, информационных, компьютерных и коммуникативных компетенций преподавателей, педагогов дополнительного образования и методических работников системы образования. Целью курса стало овладение слушателями практическими приемами эффективного использования основного потенциала информационных технологий для решения практико-ориентированных задач предметной области.


Разработанные МООКи были организованы по принципу неформального обучения, а для их реализации использовалась профессиональная платформа Canvas, основополагающим критерием выбора которой при создании массовых онлайн-курсов стало наличие ее бесплатной облачной версии, не имеющей ограничений по количеству участников учебного процесса и времени хранения материалов курса.


Многофункциональность Canvas позволяет создавать и осуществлять профессиональные образовательные онлайн-курсы, в том числе и для массового обучения. Кроме того, платформа предоставляет дополнительные возможности, такие как проведение вебинаров для малых групп слушателей (до пятидесяти человек); рассылку сообщений всем обучающимся; взаимооценивание заданий с комментированием проверяющего; автоматизированную проверку большинства заданий, в том числе творческого типа.


Подключение сервисов сторонних производителей - Google-доку- ментов, Slideshare, Prezi, RealTimeBoard, Quizlet, Википедии и еще более ста разнообразных интернет-ресурсов - позволяет организовать совместную работу слушателей курса в лучших традициях онлайн-обучения.


Широкий спектр образовательных услуг, предоставляемых избранной нами платформой Canvas, с привлечением вспомогательных электронных ресурсов, не только обеспечил качественное и востребованное повышение квалификации педагогических работников, но и способствовал формированию профессионального учебного сообщества как на огромной российской территории, так и за ее пределами (рис. 2).


Апробация МООКов продемонстрировала широкий диапазон возможностей онлайн-обучения и, по сути, безграничность охвата участников организованного подобным образом учебного процесса.



Анализируя организационную состоятельность МООКов для педагогических работников и подводя итоги реализации курсов, мы отметили высокий уровень образовательной активности онлайн-слушателей (рис. За) и творческий характер их познавательной деятельности, выразившийся прежде всего в самостоятельном креативном создании учебнометодических материалов (рис. 36).



  • Количество медработников разработавших креативные учебно-методические материалы

  • Количество педагогических работников на онлайн-курсах



На рис. 3а представлен график активности педагогических работников, обучающихся на онлайн-курсах. График наглядно показывает, что большинство слушателей завершили обучение досрочно, а это свидетельствует о повышенном интересе педагогических работников к такой форме обучения и их образовательной активности. На рис. 36 отображена статистика разработанных учебно-методических материалов педагогическими работниками, проходившими обучение на онлайн-курсах, которая показала, что в ходе подобного обучения формируется креативность и познавательный интерес, обусловленный повышением активности и самостоятельности в обучении.


Следует подчеркнуть, что в ходе обучения в полной мере были задействованы мотивационные, инструментальные и когнитивные ресурсы учителей, что определило их способность к решению личностно значимых познавательных и практических задач. Выделим несколько наиболее важных, на наш взгляд, результатов массового онлайн-обучения педагогов.


Результат 1 - обретение слушателями умений и навыков реализации в условиях открытой информационно-образовательной среды педагогических технологий и применения средств обучения, созданных на основе современного информационного и коммуникационного инструментария.


Результат 2 - сформированная готовность педагогов осуществлять технологическое проектирование МООК с учетом особенностей дидактических принципов открытого образования.


Результат 3 - развитие способностей организации обучения в сети Интернет с использованием различных форм и методов работы, основанных на принципах распределенного сотрудничества, интеграции, вхождения в мировое сетевое образовательное сообщество.


Результат 4 - получение знаний о формировании при помощи информационных технологий целостной картины педагогического процесса с учетом планируемых результатов обучения.


Заключение


В условиях тотальной информатизации общества и внедрения в практику профессиональных стандартов от преподавателей требуется не только совершенное владение информационно-коммуникационными технологиями, но и умение организовать учебно-воспитательный процесс на инновационном уровне. Понимая конъюнктуру современного рынка образовательных услуг, педагоги становятся активными участниками интеллектуальных онлайн-курсов.


Неформальное обучение в формате МООК, ориентированное на максимальное использование технических и программных возможностей современных информационных технологий, сервисов сетевого и мобильного взаимодействия, задает новый вектор инновационного развития системы подготовки и повышения квалификации педагогических работников. Опыт реализации технологии МООК, доказавший эффективность данной модели непрерывной профессиональной подготовки, заставляет пересмотреть концепцию организации образовательной деятельности и привести ее в соответствие с требованиями и тенденциями развития социума. Исходя из описанных в статье результатов апробации МООКов полагаем, что массовые открытые онлайн-курсы - перспективная форма электронного обучения в сетевых профессиональных сообществах, которая может быть рекомендована для широкого распространения в системе повышения квалификации педагогов.


Список использованных источников



  1. Чупрунова Е. А. Использование дистанционных образовательных технологий в повышении квалификации педагогических работников / / Известия Пензенского государственного педагогического университета им. В. Г. Белинского. 2011. № 26. С. 502-505.

  2. Жижина И. В. Организационно-содержательные условия стажировочной деятельности в системе повышения квалификации / / Профессиональное образование в России и за рубежом. 2015. № 3 (19). С. 79-82.

  3. Копытова Н. Е. Массовые открытые онлайн-курсы повышения квалификации педагогов // Гаудеамус. 2015. № 2 (26). С. 37-41.

  4. Кухаренко В. Н. Инновации в e-Learning: массовый открытый дистанционный курс // Высшее образование в России. 2011. № 10. С. 93-99.

  5. Ebner М., Lackner Е., Корр М. How to МООС? A pedagogical guideline for practitioners / / The International Scientific Conference eLearning and Software for Education. P. 215-222.

  6. Лебедева M. Б. Массовые открытые онлайн-курсы как тенденция развития образования // Человек и общество. 2015. № 1 (42). С. 105-108.

  7. Бугайчук К. Л. Массовые открытые дистанционные курсы: история, типология, перспективы / / Высшее образование в России. 2013. № 3. С. 148-155.

  8. Андреев А. А. Российские открытые образовательные ресурсы и массовые открытые дистанционные курсы / / Высшее образование в России. 2014. № 6. С. 150-155.

  9. , Sinclair С., Knox 3., Bayne S. Ls Macleod H. Teacher Experiences and Academic Identity: The Missing Components of MOOC / / Pedagogy’Journal of Online Learning and Teaching. 2014. Vol. 10. № 1. P. 57-69.

  10. Михеева О. П. Терминологические проблемы электронного обучения / / Труды Международной научно-технической конференции «Перспективные информационные технологии (ПИТ 2016)». 2016. С. 768-771.

  11. Guardia L., Maina М., & Sangrä А. МООС design principles: A pedagogical approach from the learner’s perspective // ELearning Papers. 2013. № 33 (4). P. 1-6. Available from: http://www.openeducationeuropa.eu/en/download/fi-le/fid/27126 (Accessed 22.01.2017).

  12. Maureen Ebben, Julien S. Murphy. Unpacking MOOC scholarly discourse: a review of nascent MOOC scholarship / / Learning, Media and Technology. № 39 (3). P. 1-18. Available from: http://dx.doi.org/10.1080/17439884.2013.878352 (Accessed 12.02.2017).

  13. Jon Baggaley МООС rampant / / Distance Education. 2013. Vol. 34. № 3. P. 368-378. Available at: http://dx.doi.org/10.1080/01587919.2013.835768 (Accessed 29.01.2017).

  14. Clara M., Barbera E. Learning online: massive open online courses (MOOCs), connectivism, and cultural psychology // Distance Education. Vol. 34. № 1. P. 129-136.

  15. Можаева Г. В. Массовые онлайн-курсы: новый вектор в развитии непрерывного образования // Открытое и дистанционное образование. 2015. № 2 (58). С. 56-65.

  16. Сараев В. Неленинский университет миллионов / / Эксперт. 2014. № 28 (907). С. 14.

  17. Травкин И. Ю. Актуальные направления развития российских проектов МООК / / Информационные технологии в науке и образовании: материалы Международной научно-практической конференции, март - апрель 2014 г., Москва. Москва: НОУ ИКТ, 2014. С. 94-96.

  18. Meisenhelder 8. МООС mania / / Thought & Action. 2013. Available at: https://www.nea.org/assets/docs/HE/TA2013Meisenhelder.pdf (Accessed 19.02.2017).

  19. Михеева О. П. Массовые открытые онлайн-курсы в системе дополнительного профессионального образования / / Электронное обучение в непрерывном образовании. 2015. Т. 1. № 1 (2). С. 579-587.

  20. Костюк Ю. Л., Левин И. С., Фукс А. Л., Фукс И. Л., Янковская А. Е. Массовые открытые онлайн-курсы - современная концепция в образовании и обучении // Вестник Томского государственного университета. 2014. № 1 (26). С. 89-98.

  21. Moore М. G. Independent Learning, MOOCs, and the Open Badges Infrastructure // American Journal of Distance Education. Vol. 27. Issue 2. P. 75-76.

  22. Bal V., Mozhaeva G. Modern tendencies in education development: experience of National Research Tomsk State University in MOOC creation. Triple Helix XII International Conference «The Triple Helix and Innovation Based Economic Growth: New Frontiers and Solutions», Tomsk, Russia, September 11-13, 2014. Proceedings. Tomsk: Publishing Office of Tomsk State University of Control Systems and Radioelectronics, 2014. 241-244.