О соотношении понятий электронного обучения в высшей школе
Опубликована Янв. 1, 2014
Последнее обновление статьи Окт. 21, 2022
Цель публикации - систематизация и выявление сути понятий «электронное обучение», «дистанционное обучение» и «смешанное обучение», установление их взаимосвязей и соотношений в современном учебном процессе. Отсутствие в педагогической литературе общепринятых трактовок данных, активно осваиваемых и развивающихся в последние годы в высшей школе видов обучения существенно затрудняет конструирование и наполнение дидактической системы профессионального образования.
Методы и результаты. На основе сравнительного анализа различных позиций и суждений как исследователей, так и специалистов-практиков сформулирован ключевой признак видового отличия традиционного и электронного обучения - использование (или неиспользование, как в первом случае) в образовательном процессе информационных ресурсов (т. е. устройств и средств обработки, хранения, передачи информации), где учебный материал представлен в цифровом (электронном) формате. Если при традиционных методах и технологиях для решения отдельных образовательных задач применяются элементы электронного обучения, то, с точки зрения авторов, следует говорить о смешанном обучении. Дистанционным обучением предлагается считать электронное обучение в чистом виде (предельный вариант электронного обучения).
Научная новизна и практическая значимость. Избранный подход, при котором главным ориентиром является степень применения в образовательном процессе цифровых (электронных) ресурсов, позволяет унифицировано и корректно определить все существующие в современной высшей школе виды обучения (традиционное, дистанционное, электронное и смешанное), установить связь и показать разницу между ними. Это, сточки зрения авторов, обеспечит разумный компромисс при моделировании в высшей школе вариантов подготовки специалистов, которая понимается как совместный труд преподавателя и студента (тов), направленный на приобретение обучаемым знаний, способов деятельности и особенностей коммуникации, соответствующих требованиям будущей профессии, осуществляемый с применением учебных материалов информационного характера и необходимого оборудования.
Ключевые слова
Электронное обучение, смешанное обучение, дистанционное обучение
Процессы, происходящие в социально-политической и экономической жизни мирового сообщества, неизбежно приводят к изменениям в сфере образования. Такие тенденции XXI в., как трансформация, непрерывность, переход к концепции развития личности, интеграция и др. [12], с одной стороны, и развитие современных информационно-коммуникационных технологий, включение их в процесс обучения - с другой, позволяют внедрить ряд принципиально новых идей в сфере образования, связанных, в том числе, с реализацией электронного, дистанционного и смешанного обучения.
Модернизация российского образовательного пространства, которая проводится в контексте технологических новаций мировой системы образования на основе межкультурной и междисциплинарной интеграции, информатизации учебного процесса, формирования системы непрерывного образования, реализации компетентностного подхода, требует осмысления возрастающей роли видов электронного обучения, что становится одной из приоритетных задач современной отечественной педагогической науки.
Актуальность решения выделенной задачи усиливается всесторонним анализом педагогического опыта традиционного высшего образования. Результаты этого анализа указывают на снижение эффективности обучения, построенного на авторитарности педагогических требований и слабо связанного с потребностями общества и непосредственно тех, кто получает сегодня образование. Кроме того, к поиску новых технологических и методических решений вынуждает совмещение учебной и трудовой деятельности студентов и магистрантов и, как следствие, невозможность достижения в рамках традиционной схемы организации учебного процесса образовательных целей в полном объеме.
В такой ситуации и в условиях изменения целевых установок высшего образования, а также при возрастающем потоке учебной информации особое значение приобретает формирование у студентов умений учиться самостоятельно и ориентироваться в информационном потоке. Поэтому особо актуальными становятся современные педагогические технологии электронного, дистанционного и смешанного обучения, которые призваны реализовать личностно-ориентированный подход к подготовке специалистов и направлены на развитие индивидуальных ресурсов обучающихся.
Сказанное подчеркивает значимость исследования дидактических возможностей названных видов обучения, их методологических основ, условий реализации, выявления сущности педагогических, методических, психологических проблем их организации, а также поиска адекватных методик обучения.
Среди педагогов в настоящее время отсутствует единство в понимании сути и соотношения электронного, дистанционного и смешанного видов обучения и механизмов их осуществления. В данной статье излагается позиция ее авторов по обозначенному кругу вопросов.
Очевидно, что в рамещенном выше заголовке ключевым является понятие «обучение», а слова «традиционное» и «электронное» означают его организационные и методические формы.
В педагогической литературе имеется множество определений понятия обучения. Например, у Т. А. Ильиной это «целенаправленный процесс взаимодействия учителя и учащихся, в ходе которого осуществляется образование, воспитание и развитие человека» [6, с. 18]. А в известном «Педагогическом словаре» Г. М. и А. Ю. Коджаспировых говорится следующее: «обучение - специально организованный, управляемый процесс взаимодействия педагогов и воспитанников, направленный на усвоение знаний, умений и навыков, формирование мировоззрения, развитие умственных сил и потенциальных возможностей обучаемых, выработку и закрепление навыков самообразования в соответствии с поставленными целями» [8, с. 94]. Последняя трактовка стала практически общепринятой - на нее ссылаются многие авторы.
В приведенных и других известных авторам определениях в качестве сущности обучения выделяется, как правило, взаимодействие педагога и учащихся, однако не учитывается аспект взаимодействия учащегося с образовательной средой, в которой протекает образовательный процесс. Помимо этого определения понятия «обучение» обычно носят общий характер и сфокусированы в основном на общем образовании. Однако при углублении специфики образовательных процессов толкование обучения всякий раз нуждается в конкретизации. Например, относительно высшей школы следует ввести уточняющее понятие «обучение специалиста» или «обучение в высшей школе». При акцентировании внимания на информационном характере обучения, с нашей точки зрения, приемлема такая формулировка: обучение специалиста в высшей школе - это совместный труд преподавателя и студента (ов), направленный на приобретение обучаемым знаний, способов деятельности и особенностей коммуникации, соответствующих требованиям будущей профессии, и осуществляемый с применением учебных информационных материалов и необходимого оборудования.
К функциям преподавателя при его совместной деятельности с учащимися следует отнести:
Функции же студента заключаются
Таким образом, современный процесс обучения в вузе состоит
Далее под «традиционным» будем понимать обучение без использования средств и технологий, предусматривающих обработку информационных ресурсов в электронных (цифровых) форматах представления учебного материала. В эту категорию не попадают «докомпьютерные» технические средства обучения - кино- и видеопроекции, проекции статического изображения, электронные опросники и проч. - их применение также включается в средства и методы традиционного обучения.
Оценивая особенности перечисленных выше составляющих в традиционном вузовском обучении, нужно обратить внимание на следующее:
Таким образом, организация традиционного обучения обладает целым рядом недостатков, которые требуют решительного устранения. Это стало возможно благодаря современным средствам информационно-коммуникационных технологий обеспечивающим, в частности, в учебном процессе
Все перечисленное основано на представлении любой информации в цифровых (электронных) форматах, а также работе устройств, обеспечивающих ее автоматизированную обработку, передачу и хранение. Допустимые при этом методы обучения оказываются вторичными по отношению к характеру информации и средствам ее обработки. Таким образом, традиционное обучение и обучение с использованием информационно-коммуникационных систем отличается, в первую очередь, возможностью работать с информацией в электронном виде.
В отечественной и зарубежной литературе имеется немало определений понятия «электронное обучение» (e-learning):
Результаты контент-анализа основных подходов к определению понятия «электронное обучение» представлены в таблице.
Подходы к трактовке понятия «электронное обучение»
Источник / автор подхода | Ключевое понятие | Характеристические составляющие | ||
Целевая направленность (виды деятельности) | Используемые средства (инструментарий, ресурсы) | Особенности формулировки принципов, содержания, методов, условий обучения | ||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 |
Федеральный Закон | организация образовательной деятельности | организация деятельности, обработка, передача информации, взаимодействие обучающихся и педагогических работников | информационные технологии, технические средства, информационно-коммуникационные сети |
|
А. А. Андреев | синтетическая, интегральная, гуманистическая форма обучения | доставка учебного материала, его самостоятельное изучение, диалоговый обмен между преподавателем и обучающимся | традиционные и новые информационные технологии и их технические средства | принципы традиционны, содержание и методы меняются |
Н. Дубова | использование новых информационных технологий, технологий мультимедиа и Интернет | доступ к ресурсам и сервисам, удаленный обмен знаниями, совместная работа | новые информационные технологии, технологии мультимедиа и интернет |
|
E-didac- tics | процесс обучения | приобретение компетенций | информационная образовательная среда | доминирующая тенденция к самообучению |
А. В. Со ловов | новая форма организации учебного процесса | самостоятельная учебная работа обучающихся с помощью развитых электронных образовательных ресурсов, взаимодействие участников процесса | электронные образовательные ресурсы, среда обучения, средства электронных телекоммуникаций |
|
М. J. Rosenberg | использование интернет-технологий | предоставление широкого спектра решений, обеспечивающих повышение знаний и производительности труда, доставка учебного контента, обучение | сеть, интернет- технологии, учебный материал |
|
Р. J. Edel- son, V. V. Pitman | on-line обучение, Web-ba- sed training, CBT-computer Based Training | обучение | Web-технологии, компьютерные технологии |
|
D. Morrison | длительное усвоение знаний и навыков взрослыми | усвоение знаний | синхронные (видео-конференции, виртуальные занятия, скоростной обмен сообщениями), асинхронные (электронная почта, текстовые материалы, аудио-и видеозаписи, др.) средства |
|
Д. P. Tap- рисон, T. Андерсон | организованный по определенным темам, программам, предметам учебный процесс | активный обмен информацией между студентами и преподавателями, а также между самими студентами | средства новых информационных технологий и средства массовой коммуникации - факс, радио, телевидение, а также аудио-, теле- и видеоконференции, средства мультимедиа и гипермедиа, компьютерные телекоммуникации |
|
D. Keegan | предоставление образования и подготовка кадров | предоставлени е образования и подготовка кадров | Интернет, среды виртуального обучения, систем управления обучением |
|
При толкованиях электронного обучения усматривается неодинаковое понимание его сущности:
Обращает на себя внимание то, что многие авторы отождествляют электронное обучение с дистанционным. С нашей точки зрения, это неверно: первое может быть реализовано в учебной аудитории и на локальных компьютерах. Если, как говорилось выше, ключевым признаком, разделяющим традиционное и электронное обучение, является неиспользование / использование информации в электронных форматах, то можно дать следующее определение: электронным следует считать обучение, средства и методы которого предусматривают применение учебных информационных ресурсов в электронных (цифровых) форматах представления.
Прокомментируем данное определение:
Дистанционное обучение (distant learning) как самостоятельную форму организации учебного процесса признают и многие отечественные исследователи (В. Ю. Быков, Е. Ю. Владимирская, Н. Б. Евтух, В. О. Жулкевская, С. А. Калашникова, М. Ю. Карпенко, С. П. Кудрявцева, Е. С. Болат, Н. Г. Сиротенко, Е. М. Смирнова-Трибульская, П. В. Стефа- ненко, В. П. Тихомиров, О. В. Хмель, А. В. Хуторской, Б. И. Шуневич и др.), и зарубежные (М. Ален, Т. Андерсон, Дж. Боат, Ф. Ведемеер, Д. Р. Гаррисон, Дж. Даниель, Р. Деллинг, Д. Киган, М. Мур, О. Петерс, К. Смит, Р. Холмберг и др.).
Обратимся к некоторым определениям дистанционного обучения, которое называют
В предшествующей работе одного из авторов данной статьи разграничиваются понятия «дистанционное образование», «дистанционное обучение» и «дистанционные технологии обучения». В частности, обосновывается следующее утверждение: дистанционное обучение (distance learning) - это асинхронная форма изучения учебной дисциплины, предусматривающая самостоятельное усвоение обучаемым специально организованных учебных материалов с оперативным доступом к ним; контролъ и управление учебной деятельностью, осуществляемые удаленным преподавателем.
К определению даются следующие разъяснения:
Таким образом, дистанционное обучение следует рассматривать в качестве предельного случая электронного обучения, которое не содержит элементов традиционного обучения в части организации учебного процесса и взаимодействия его субъектов с образовательными ресурсами и между собой.
Однако было бы неправильно ограничить возможности организации учебного процесса двумя предельными случаями - традиционным и дистанционным обучением. Существует значительный образовательный сектор, в котором дистанционное обучение в полном объеме применить невозможно, но ничего не мешает использовать отдельные элементы электронного обучения (в частности, дистанционные образовательные технологии). Это относится к очной форме и школьного, и высшего образования.
В результате поисков более совершенных схем организации учебного процесса, использующих достоинства distance learning и компенсирующих его недостатки, возникла идея смешанного обучения (blended learning). Этим термином обозначается учебный процесс, в котором применяются различные событийно-ориентированные методики управления процессом обучения, такие как. face-to-face learning (обучение в аудитории), distance learning (асинхронное дистанционное обучение) и online learning (синхронное дистанционное обучение). Образовательный процесс строится на взаимодействии учащегося не только с компьютером, но и с преподавателем в активных очной и дистанционной формах, когда изученный самостоятельно материал обобщается, анализируется и используется для решения поставленных задач.
Смешанное обучение рассматривается педагогами как
Сопоставление определений показывает, что все они так или иначе указывают на сочетание традиционных и электронных форм образования. Гибкость смешанного обучения состоит в том, что пропорции традиционной очной и дистанционной форм в нем могут быть различными. Их соотношение зависит от нескольких достаточно очевидных факторов: содержания дисциплины, возраста обучаемых, степени их готовности к самообразованию, возможностей информационной образовательной среды учебного заведения, оснащенности учебно-методическим обеспечением.
Обобщить сказанное можно следующим образом: если традиционное обучение представить точкой на одном конце отрезка, а дистанционное обучение - точкой на другом его конце (как предельные случаи), то каждая из точек внутри отрезка будет представлять собой вариант смешанного обучения (рисунок). Пропорция «смешения» определяется отношением «расстояний» до крайних точек.
Таким образом, электронное обучение, согласно нашим представлениям, объединяет смешанное и дистанционное обучение.
Статья рекомендована к публикации д-ром пед. наук, проф. Ф. Т. Хоматнуровым