Особенности представлений о счастье в детском и пожилом возрасте
Опубликована Апрель 1, 2022
Последнее обновление статьи Апрель 26, 2023
Счастье, как и здоровье, необходимо человеку для полноценной жизни. В настоящее время, несмотря на огромный научный интерес к счастью, нет полной ясности ни в определении данного конструкта, ни в особенностях представлений о счастье в различных возрастных группах. В статье представлены результаты эмпирического исследования, направленного на изучение особенностей понимания счастья в детском и пожилом возрасте. Цель – изучить представления о счастье детей и пожилых взрослых и выявить их отличительные особенности. Гипотеза: несмотря на различия, существуют общие представления о счастье у детей и пожилых людей. В исследовании приняли участие дети в возрасте 7–10 лет (N=120; M=8,31; SD=1,09) и пожилые люди в возрасте 60–90 лет (N=82; M=70,43; SD=7,77). В качестве метода статистического анализа использовался критерий φ-Фишера. В результате выявлены общие ценности детей и пожилых людей – здоровье, семья, отношения, благополучие (все хорошо), а также различия в представлениях о счастье. Пожилые люди трактуют данный конструкт как благополучие. Счастье пожилых людей связано с удовлетворенностью жизнью и ее значимыми сферами: здоровьем, любовью и взаимопониманием, семейным благополучием, доходом, поддержкой близких. У пожилых людей представления о счастье не ассоциируются с положительными эмоциями, отдыхом, досугом или активностью (0 % ответов). Детские представления о счастье связаны с удовольствием, радостью, весельем, друзьями, отдыхом, подарками. Дети чаще пожилых людей переживают моментальное счастье.
Ключевые слова
Дети, удовлетворенность жизнью, благополучие, моментальное счастье, представления о счастье, пожилые люди
Счастье - базовая человеческая потребность, такая же как потребности в пище, безопасности или сексе. По мнению ученых, счастье приносит людям множество бонусов, например, облегчает социальное взаимодействие [1], помогает достигать цели, продуцировать новые идеи [2]. Счастливые люди более здоровы, живут дольше [1; 3], более активны, креативны, стрессоустойчивы [4], успешны [5]. По сравнению с депрессивными людьми, счастливые люди менее сосредоточены на себе, менее враждебны, менее агрессивны [6]. Они также более любящие, прощающие, доверчивые, энергичные, решительные и общительные, у них позитивное мировоззрение [5], выше способность к самоконтролю, саморегуляции и совладанию [4].
Несмотря на безусловную значимость счастья для людей, не существует единой дефиниции данного феномена. Американский психиатр Томас Сас (Т. 8. Szasz) утверждал: «Счастье - выдуманное состояние, его живые приписывают мертвым, взрослые - детям, а дети - взрослым» [по: 7, р. 13]. Н. М. Jones заметил, что счастье - концепт, значение которого понятно всем, но его точную дефиницию никто не может дать [по: 8]. Французский эссеист П. Брюкнер уподобил счастье воде, способной заполнить любую емкость, но, по его мнению, не найти емкости, полностью исчерпывающей счастье [9]. 8. Lyubomirsky называет счастьем состояние ума, включающее переживание радости, удовлетворенности или позитивного благополучия, в сочетании с ощущением того, что жизнь человека хороша, значима и достойна [10, р. 239]. R. Veenhoven считает счастье величиной, показывающей, насколько человеку нравится жизнь, которой он живет [ 11 ]. М. S. Mohanty дает определение счастья как устойчивого психологического чувства пребывания в состоянии удовлетворенности [12]. Д. А. Леонтьев характеризует счастье как эмоциональное состояние с максимально выраженной положительной окраской [13, с. 19]. Основными элементами концепта счастья являются позитивные эмоции; состояние удовлетворенности; субъективные оценки того, насколько человеку нравится его жизнь или он ею удовлетворен-, акцент на расплывчатости данного понятия.
Аристотель в Никомаховой Этике писал, что счастье - высшее благо, суть всех желаний, дар богов и единственная внутренняя цель, к которой стоит стремиться [14]. Средневековые богословы считали счастьем благо и добродетель. И. Кант объяснял счастье как полное благополучие и удовлетворенность своим состоянием [15].
Понимание счастья как наивысшего блага, ведущего к духовному развитию личности (эвдемония), легло в основу гуманистических психологических концепций XX в., теории психологического благополучия К. Рифф, теории внутренней мотивации и самодетерминации человеческого поведения (R. М. Ryan, Е. L. Deci). Представители эвдемонизма полагают, что благополучие индивида объемнее счастья, оно состоит в реализации человеком его истинной природы или своего даймона (духа). Данного подхода придерживаются авторы концепций психологического процветания. Понимание счастья как радости и наслаждения воплотилось в доктрине гедонизма. Его представители - древнегреческие философы Аристипп и Эпикур - считали высшим благом физическое удовольствие. Эпикур также полагал, что счастье человеку может доставить отсутствие страданий. Утилитаристы Д. Юм, И. Бентам, Дж. Милль отождествляли со счастьем полезность - способность приносить пользу, удовольствие или благо.
В1960-х гг. Н. Брэдбери (N. Bradbum) предложил научный эквивалент счастья - конструкт психологического благополучия, построенный на соотношении боли и удовольствия в чувственном опыте индивида. Е. Diener дополнил модель Н. Брэдбёрна оценочными суждениями о жизни в целом, представив в качестве научного аналога счастья конструкт субъективного благополучия [16]. Идея о балансе боли и наслаждения получила развитие, например, в исследованиях В. L. Fredrickson: чувственное удовольствие возникает, когда приятный аффект сопровождает удовлетворение потребностей, будь то физических, интеллектуальных или социальных [6]. Идеи Аристиппа и Эпикура продолжают развиваться в поле гедонистической психологии.
Анализ литературы показал, что в настоящее время в науке существует высокий интерес к феномену счастья, как и отсутствие единства в его понимании - от иллюзии до блага, от полезности до качества жизни. На вопрос Что такое счастье? можно получить ответы: состояние внутреннего штиля, восторг от жизни, крылья за спиной, если тебя любят, когда любишь ты. Признавая факт, что люди бесконечно разнообразны, обратим внимание на то, что они выбирают, когда им предоставляется такая возможность.
Типы счастья. Экономисты измеряют счастье в глобальных масштабах, оперируя такими понятиями, как всеобщее счастье, валовое национальное счастье, индекс процветания (Prosperity index) и др. На персональном уровне философ и искусствовед W. Tatarkiewicz разделял реальное счастье, которым человек обладает, и идеальное, к которому стремится [17]. Д. А. Леонтьев выделяет счастье-минимум, зависимое от качества жизни, удовлетворения базовых потребностей, и счастье-максимум, связанное с индивидуальными стратегиями, смыслом, деятельностью и добродетелью [13, с. 28].
Психологическая способность чувствовать себя счастливым в какой-то момент времени (счастье как яркая положительная эмоция) получила название моментального счастья [18]. Такое счастье предполагает положительный баланс приятных переживаний в данный момент или в короткой временной перспективе. F. Feldman называет его эпизодическим счастьем [19, р. 127-136], Д. А. Леонтьевострым счастьем [13, с. 19]. Люди, которые находятся в приподнятом настроении, чувствуют себя хорошо, улыбаются, испытывают подобное счастье.
D. Kahneman приравнял счастье к полезности (utility). Объективный уровень счастья в данный момент, или мгновенная полезность, - степень, в которой человек хочет, чтобы переживаемый в этот момент опыт был продолжен. Запомнившаяся полезность эпизода опыта определяется ретроспективной глобальной оценкой его субъектом. Объективное счастье - это временной интеграл мгновенных полезностей для всех моментов в течение интервала [18].
Помимо запомнившейся полезности, память бережно хранит приятные воспоминания, оживающие от услышанной полузабытой мелодии, при виде старой фотографии из альбома, выпавшего из книги засохшего цветка, даже случайно найденного вкладыша от жвачки. Такие воспоминания можно назвать реминисценцией счастья или памятью о счастье.
Счастье в жизни - счастье в интервале длиною в жизнь (lifetime happiness) [19]. Быть счастливым в жизни означает иметь в целом позитивный эмоциональный настрой, состояние вовлеченности и одобрения вкупе с незначительно выраженным негативным аффектом [20, р. 147].
Кто счастливее. Хотя люди могут быть счастливы в любом возрасте, закономерен вопрос: существует ли связь между возрастом и счастьем? Общепризнанное мнение, что детство - самая счастливая пора жизни. Утверждается, что дети смеются в среднем 300 раз в день, а взрослые - только 15. Очевидно, что дети более позитивны и жизнерадостны по сравнению с подростками и взрослыми. Когда для определения уровня счастья детям предъявляли смайлометр (smileyometer) с изображением смайликов от негативного, нейтрального до смеющегося, практически все дети выбирали 4-ю и 5-ю позиции (позитивный и очень позитивный) [21]. То, что дети, как правило, счастливее взрослых, Д. А. Леонтьев связывает с низким уровнем личностной зрелости у детей, когда образы и критерии высшего блага просты [22].
Существуют исследования, доказывающие, что пожилые люди значительно больше удовлетворены жизнью, чем молодые [23]. С возрастом у людей желания уменьшаются, а достижения накапливаются, это приносит определенное удовлетворение. Большая часть жизни позади, поставленные цели достигнуты, спешить некуда, в коробке осталось мало конфет, остается наслаждаться сегодняшним днем, потому как завтра может не наступить. Другое исследование показало, что жизненная удовлетворенность с возрастом растет, до 71-75 лет, затем начинает постепенно снижаться [24]. Экономисты обнаружили 11-закономерность изменения субъективного благополучия в течение жизни: высокое - в детстве и пожилом возрасте, более низкое - в середине жизни, что подтвердилось данными опроса Гэллапа [25; 26].
Цель - изучить представления о счастье детей и пожилых взрослых и выявить их отличительные особенности. Гипотеза исследования: вне зависимости от возраста существуют некие общие представления о счастье.
Исследование проходило в г. Ростов-на-Дону, участие в нем было добровольным. Респондентами стали дети в возрасте 7-10 лет (N=120; М=8,31; SD=l,09), учащиеся 1-4 классов МАОУ Лицей № 33; и пожилые люди, посещающие городской Совет ветеранов войны и труда, в возрасте 60-90 лет (N=82; М=70,43; SD=7,77), из них 38 % - мужчины. Чтобы ребенок, участвующий в исследовании, мог обеспечить оптимальную реакцию, он должен понимать смысл вопроса; быть в состоянии связать формулировку вопроса с собственным прошлым опытом; вынести суждение о своем прошлом опыте в соответствии с заданным вопросом [27]. Детям рассказали о целях исследования, спросили, знакомо ли им слово счастье, понимают ли они его смысл и значение, затем попросили на листочках бумаги написать ответ на вопрос Что такое счастье? Тому, кто затруднялся со словесной формулировкой ответа, было предложено нарисовать рисунок счастья. Пожилым людям также рассказали о цели исследования и попросили в письменной форме ответить на вопрос Что такое счастье? От всех участников было получено информированное согласие. В качестве метода статистического анализа использовали критерий 9-Фишера, предназначенный для оценки значимости различия дисперсий двух случайных выборок.
Данные попарного сравнения после предварительной обработки ответов детей и пожилых людей по каждому показателю с помощью критерия <р-Фишера представлены в таблице. Представления о счастье детей и пожилых людей значительно отличаются друг от друга.
Положительные эмоции, хорошее настроение, радость, веселье связывают со счастьем 50 % детей и 0 % пожилых взрослых. По шкале родители, семья, дети, внуки показатели у детей (37,5 %) выше, чем у взрослых (23,17 %); <р=2,189; р<0,05. Детям важно сохранять чувство защищенности, принадлежности, чувствовать, что они любимы близкими людьми. Кто-то из детей нарисовал рисунок семьи; кто-то написал: Счастье - это когда семья собирается вместе.
Представления о счастье детей связаны с дружбой в 18,33 % случаев против 2,44 % у пожилых людей (9=3,987; р<0,01).
Пожилые люди отождествляют счастье со здоровьем (60,98 %, 9=5,749; р<0,01), которое в пожилом возрасте обретает первостепенную значимость как условие для благополучной и счастливой жизни. Неблагоприятные изменения в состоянии здоровья оказывают длительное и негативное влияние на счастье [26]. Для детей выбор здоровья как аналога счастья также оказался приоритетным (на 3 месте по значимости; 21,67 %). Здоровье - базовая ценность, что особенно остро все осознали в период пандемии COVID-19.
Табл. Сравнение представлений о счастье детей и пожилых людей, проведенное с помощью критерия φ-Фишера Таb. Responses to "What is happiness?": children vs. older adults (Fischer’s criterion)
Показатель | Процентная доля в группе, % | Эмпирическое значение критерия ф | Р | |
Дети | Пожилые взрослые | |||
Здоровье твое и твоих близких | 22 | 61 | 5,749 | р<0,01 |
Родители, семья, дети, внуки | 38 | 23 | 2,189 | р<0,05 |
Подарки | 7 | - | 3,645 | р<0,01 |
Друзья, дружба, отношения | 18 | 2 | 3,987 | р<0,01 |
Любовь, взаимопонимание | 7 | 37 | 5,422 | р<0,01 |
Процесс познания, саморазвитие, самореализация, творчество | 5 | 7 | 0,676 | р>0,05 |
Спорт, активность | 6 | - | 3,405 | р<0,01 |
Успехи в учебе, работе, деле | 11 | 16 | 1,035 | р>0,05 |
Досуг, игры | 5 | - | 3,148 | р<0,01 |
Еда, сладости | 3 | - | 2,216 | р<0,05 |
Праздники (Новый год, день рождения) | 12 | - | 4,866 | р<0,01 |
Материальные блага, богатство, доход, достаток | 6 | 32 | 4,944 | р<0,01 |
Отдых | 16 | - | 5,713 | р<0,01 |
Домашние питомцы | 7 | - | 3,645 | р<0,01 |
Положительные эмоции, хорошее настроение, радость, веселье | 50 | - | 10,963 | р<0,01 |
Все хорошо | 13 | 10 | 0,784 | р>0,05 |
Погода, природа | 8 | - | 4,088 | р<0,01 |
Жизнь | 7 | 17 | 2,3 | р<0,05 |
Достижение целей | 3 | 13 | 2,671 | р<0,01 |
Удача, везение | 1 | - | 1,276 | р>0,05 |
События (что-то хорошее случается) | 1 | 1 | 0,269 | р>0,05 |
Поощрение, одобрение (тебя похвалили) | 1 | - | 1,276 | р>0,05 |
Поддержка близких | - | 10 | 4,434 | р<0,01 |
Удовлетворенность жизнью | - | 7 | 3,824 | р<0,01 |
Возможность помогать другим | - | 6 | 3,483 | р<0,01 |
Мир, благополучие всех людей | - | 2 | 2,189 | р<0,05 |
Благополучие и мир в семье | - | 32 | 8,349 | р<0,01 |
Свобода выбора | - | 1 | 1,545 | р>0,05 |
Понимание смысла жизни | - | 1 | 1,545 | р>0,05 |
Для 36,59 % пожилых взрослых счастье ассоциируется с любовью и взаимопониманием (счастье - когда тебя понимают); <р=5,422; р<0,01. Третью строку по значимости у пожилых людей заняли семейное благополучие (31,71 %; 9=8,349; р<0,01) и материальные блага (31,71 %; 9=4,944; р<0,01). Люди считают, что деньги приносят счастье. Исследования подтверждают факт наличия положительной корреляции между доходом и субъективным благополучием [26; 28]. Достижение целей (когда получаешь то, к чему долго шел) значимо для 13,41 % взрослых и для 3,33 % детей; 9=2,671; р<0,01.
Пожилым людям важны экзистенциальные ценности: жизнь (17 %); работа, любимое дело, «когда идешь с удовольствием на работу и с удовольствием с нее возвращаешься» (16 %); достижение целей (13 %). У пожилых людей есть потребность помогать другим (6 %) и самим получать поддержку (10 %). Полученные данные свидетельствуют о том, что пожилые люди сужают социальные контакты до семьи, детей и работы, мало уделяют внимание дружескому общению (2 %). Счастье в понимании смысла жизни видит 1 % пожилых людей, так же как в ярких или значительных событиях в жизни. По мнению Д. А. Леонтьева, на более высоких уровнях зрелости (личностной, духовной) счастья достичь труднее, чем в детстве, по причине того, что дистанция между реальностью и идеалом увеличивается, счастье становится более сложным и труднодостижимым [22].
Как показали результаты исследования, имеются существенные различия в представлениях о счастье между детьми и пожилыми взрослыми. Пожилые люди понимают счастье как благополучие, или удовлетворенность жизнью в целом и ее значимыми сферами: здоровьем, семейным благополучием, материальным достатком, любовью и взаимопониманием, работой. Пожилые люди не связывают счастье с положительными эмоциями, радостью, активностью, досугом, праздниками (0%).
Дети часто интерпретируют счастье как удовольствие. Детское счастье связано с положительными эмоциями, друзьями, отдыхом, погодой, природой, домашними питомцами, подарками. Аристотель полагал, что детям не дано вкусить счастье - высшее и самое прекрасное благо, из-за неспособности в силу возраста к добродетели и ощущению полноты жизни [14]. Действительно, детям не свойственно эвдемонистическое понимание счастья, хотя были детские ответы, где в качестве аналогов счастья названы успехи в учебе (11 %), творчество и саморазвитие (5 %), достижение целей (3 %). Дети воспринимают счастье аффективно, всегда находят источники счастья, которыми могут стать интересные события, новые впечатления. Дети наслаждаются радостью бытия через разные виды активности: они играют, рисуют, танцуют, бегают, поют, смеются и гораздо чаще пожилых людей переживают гедонистическое или моментальное счастье.
Счастье детей - легкое, простое; счастье пожилых - сложное и труднодостижимое. Но все сложное сложено из простого. Если пожилые люди будут больше улыбаться, по возможности больше двигаться, не ограничивать круг общения семьей и родными, замечать красоту окружающего мира, ценить мгновенья жизни, они станут счастливее, а значит здоровее [29; 30].
Существует ли общечеловеческое понимание счастья? Утилитарист Е. Бентам утверждал: «Счастье одного человека никогда не будет счастьем другого», вместе с тем сравнение приоритетных ответов детей и взрослых показывает наличие общих ценностей, среди которых видим здоровье, семью, отношения, благополучие. Полученные результаты требуют дополнительного обсуждения.
Конфликт интересов: Автор заявил об отсутствии потенциальных конфликтов интересов в отношении исследования, авторства и / или публикации данной статьи.
Conflict of interests: The author declared no potential conflict of interests regarding the research, authorship, and / or publication of this article.
Благодарности: Автор выражает благодарность за помощь в организации и проведении исследования учителю музыки МАОУ Лицей № 33 г. Ростов-на-Дону Митасовой Виктории Валентиновне.
Acknowledgements: The author would like to thank Victoria V. Mitasova from Lyceum No. 33 (Rostov-on-Don) for her help in organizing and conducting this research.