Загрузка...

Эта статья опубликована под лицензией Creative Commons и не автором статьи. Поэтому если вы найдете какие-либо неточности, вы можете исправить их, обновив статью.

Загрузка...
Загрузка...

Патриотическое воспитание студентов: сущность, цели и задачи Creative Commons

Link for citation this article

Шилова Вера Сергеевна

Научный результат. Педагогика и психология образования, Год журнала: 2015, Номер 1(1), С. 75 - 78

Опубликована Янв. 1, 2015

Последнее обновление статьи Сен. 22, 2022

Эта статья опубликована под лицензией

License
Link for citation this article Похожие статьи

Аннотация

В статье определяется актуальность темы исследования, заключающаяся в необходимости воспитания студенческой молодежи в духе патриотизма и гражданственности, правовой культуры и культуры межнационального общения. Раскрывается сущность процесса патриотического воспитания студентов как процесса формирования патриотического сознания и поведения личности, реализации ее творческого потенциала на благо Отечества и народа; развития и реализации всех сущностных сил личности в обозначенном направлении, становление социально-экологической культуры. Определяются цели и задачи на стратегическом, тактическом и оперативном уровнях.

Ключевые слова

Цели и задачи патриотического воспитания, патриотизм, cтуденты, воспитание, патриотическое воспитание


Современная Россия, ее будущее  нуждаются в гражданах-патриотах. Это вызывает, в свою очередь, необходимость специально организованной деятельности,  специально подготовленных людей, целенаправленно осуществляющих формирование патриотических качеств личности. Такая деятельность должна охватывать все слои населения, все возрастные  группы, независимо от  профессиональной  занятости, принадлежности к определенной нации или этнической группе. Отсюда цель настоящей работы – выявить сущность и определить задачи патриотического воспитания студентов. В связи с этим методы исследования включали в себя, прежде всего, теоретические: анализ, синтез, обобщение, конкретизацию.


В результате была выявлена сущность исследуемого процесса. Патриотическое воспитание, на наш взгляд, представляет собой целостный педагогический процесс, направленный на формирование и развитие патриотических качеств личности каждого гражданина России, приобщение его к деятельности на благо Отечества и народа,  планеты Земля, Космоса; развитие стремления к гражданскому, духовному, нравственному и физическому совершенствованию, потребности в достойном служении  стране и народу, их защите от различных посягательств.


В целом патриотическое воспитание – это процесс формирования патриотического сознания и поведения личности, реализации ее творческого потенциала на благо Отечества и народа; развития и реализации всех сущностных сил личности в обозначенном направлении, становление социально-экологической культуры. Кроме того, патриотическое воспитание – это не только разноплановый, но и разноуровневый процесс. Он охватывает государственные органы, политические партии и движения, общественные организации и объединения, осуществляющие целенаправленную и скоординированную деятельность по формированию патриота и гражданина России, верного своему Отечеству, готового выполнить свой общественный и конституционный долг.


         Сущность патриотического воспитания подрастающего поколения, учащейся молодежи позволяет сформулировать его главную цель и в условиях вуза. Она определяется общей потребностью россиян в сильном и могущественном государстве; восстановлении и укреплении традиций межнационального общения на основе равенства, дружбы и братства; в сплочении всех  производительных сил на благо Родины; в защите Отечества от внешних и внутренних посягательств на его целостность; в оздоровлении всех слоев населения; психологической готовности к любым испытаниям и жертвам, к подвигам во имя интересов Родины. Сегодня начинает возрождаться идея сильной, благополучной и процветающей России, народа глубокой духовности и тысячелетней культуры.


         Эта идея – идея патриотизма – оформляется в цель жизни и деятельности российского общества, всех слоев населения, каждого гражданина, воплощается в процессе воспитания подрастающих поколений, молодежи и студентов. В связи с этим цель патриотического воспитания студентов вуза заключается в развитии патриотических чувств: любви к своей Родине, народу; преданности Отечеству; готовности к самореализации на благо общества, во имя интересов государства и его граждан. Цель достигается путем решения разноуровневых задач: стратегических,  тактических, оперативных.


 Стратегические задачи:


-       служение своему Отечеству и народу;


-       бережное отношение к культурному наследию народов России; природе страны; людям и природному окружению своей местности;


-       воспитание любви к Российской армии, готовности вставать в ее ряды и отдавать свои силы на защиту ее и Родины;


-       воспитание гуманизма, стремления отстаивать мир в своей стране и на планете в целом;


-       усвоение моральных и нравственных принципов, выработанных человечеством на протяжении тысячелетней истории;


-       усвоение и применение нравственных традиций российского народа и своего этноса;


-       формирование правовой культуры студентов, способствующей укреплению правового российского государства; становление и развитие  правовых отношений граждан;


-       усвоение опыта интернационального общения на основе уважения к правам и обязанностям граждан других государств;


-       развитие и осознание чувства гражданского долга перед своей Родиной, своими родителями и детьми. Чувство долга должно стать внутренним критерием всех чувств, мыслей, деятельности;


-       формирование действенной любви к Родине, стремление трудиться на ее благо;


-       формирование общественных чувств и выработка навыков коллективной жизни;


-       сохранение и соблюдение традиций боевой и трудовой славы своей страны и народа;


-       борьба со всеми проявлениями национализма, шовинизма, сепаратизма, терроризма, нетерпимости к другим нациям и народностям; уважение их самобытности;


-       преодоление узкоместнического понимания патриотизма, различных его интерпретаций;


-       формирование национального самосознания, ответственного отношения к русскому языку как государственному и как средству межнационального  общения, уважения к своему родному языку.


Тактические задачи:


-       защита своей Родины, выполнение своих гражданских обязанностей и долга;


-       ответственное отношение к своей учебе, овладению будущей профессией;


-       изучение географии и истории своей страны, своей местности; формирование реалистического представления о природных и исторических истоках национального своеобразия народов России;


-       изучение, охрана и восстановление культурного наследия российского народа; приумножение культурного богатства на благо Отечества;


-       изучение и усвоение прав и обязанностей граждан России; нравственных норм и традиций своего народа, их дальнейшее приумножение;


-       формирование у студентов чувства общности коренным интересам в борьбе за мир, демократию, национальную независимость, социальный прогресс;


-       формирование у студентов умения подчинять свое сознание и поведение идее долга перед Отечеством и народом;


-       формирование у каждого студента чувства ответственности перед государством и народом; коллективом вуза, группы;


-       развитие у студентов потребности активного участия в практической деятельности на благо России и ее народов;


-       создание условий творческой самореализации студентов во имя процветания России;


-       формирование трудолюбия, сознательности, дисциплинированности, ответственности; уважения к интересам государства, общества, каждого гражданина.


 Оперативные задачи:


-           активное служение делу демократии в России, социально-экономическому прогрессу;


-           уважение национальных чувств и национального достоинства каждого человека в повседневной жизни и деятельности;


-           внесение посильного вклада в охрану и восстановление памятников природы и истории для настоящего и будущих поколений;


-           обновление интернациональных традиций, преодоление национального зазнайства, кичливости, эгоизма и чванства;


-           обогащение исторического наследия вуза новыми достижениями, духовными ценностями;


-           создание обстановки нетерпимости к нарушениям студентами их обязанностей и трудовой дисциплины;


-           единство и непреклонность требований всех воспитателей в лице преподавателей вуза, коллектива в целом;


-           использование различного содержания и многообразия форм вовлечения студентов в деятельность, направленную на рост благосостояния страны;


-           укрепление в сознании студентов чувства принадлежности к многонациональному российскому государству; народу России как древнейшей исторической общности людей, развивающейся на определенной территории – части Евразии; укрепление единства наций и народностей страны;


-           формирование у студентов культуры межнационального общения;


-           формирование у студентов представления о своей деятельности, в том числе и профессиональной, в контексте деятельности всего российского народа; укрепление  экономической и оборонной мощи страны;


-           укрепление у каждого студента чувства общенациональной гордости; потребности и умений в установлении деловых связей, сотрудничества во всех сферах народнохозяйственного комплекса с представителями других наций, этносов, слоев населения;


-           создание атмосферы товарищества и благоприятных условий для  адаптации студентов разных национальностей, места проживания, традиций.


Подытоживая, следует подчеркнуть, что сформулированные  цели и задачи достигаются в процессе патриотического воспитания студенческой молодежи, отдельных его направлениях: правовом. социально-экологическом, культуре межнационального общения, управленческом. Вместе с тем, особенности каждого из направлений требуют решения своих специфических задач, изучение которых – предмет дальнейшего исследования. 


 




Список литературы



  1. Закон «Об образовании в РФ». М., 2012.

  2. Конституция РФ. М., 2007.

  3. Российская педагогическая энциклопедия. М., 1993/1999.

  4. Шилова В.С. Патриотическое воспитание студентов. Учебное пособие. Белгород, 2010; 2011.