Патриотическое воспитание студентов: сущность, цели и задачи
Опубликована Янв. 1, 2015
Последнее обновление статьи Сен. 22, 2022
В статье определяется актуальность темы исследования, заключающаяся в необходимости воспитания студенческой молодежи в духе патриотизма и гражданственности, правовой культуры и культуры межнационального общения. Раскрывается сущность процесса патриотического воспитания студентов как процесса формирования патриотического сознания и поведения личности, реализации ее творческого потенциала на благо Отечества и народа; развития и реализации всех сущностных сил личности в обозначенном направлении, становление социально-экологической культуры. Определяются цели и задачи на стратегическом, тактическом и оперативном уровнях.
Ключевые слова
Цели и задачи патриотического воспитания, патриотизм, cтуденты, воспитание, патриотическое воспитание
Современная Россия, ее будущее нуждаются в гражданах-патриотах. Это вызывает, в свою очередь, необходимость специально организованной деятельности, специально подготовленных людей, целенаправленно осуществляющих формирование патриотических качеств личности. Такая деятельность должна охватывать все слои населения, все возрастные группы, независимо от профессиональной занятости, принадлежности к определенной нации или этнической группе. Отсюда цель настоящей работы – выявить сущность и определить задачи патриотического воспитания студентов. В связи с этим методы исследования включали в себя, прежде всего, теоретические: анализ, синтез, обобщение, конкретизацию.
В результате была выявлена сущность исследуемого процесса. Патриотическое воспитание, на наш взгляд, представляет собой целостный педагогический процесс, направленный на формирование и развитие патриотических качеств личности каждого гражданина России, приобщение его к деятельности на благо Отечества и народа, планеты Земля, Космоса; развитие стремления к гражданскому, духовному, нравственному и физическому совершенствованию, потребности в достойном служении стране и народу, их защите от различных посягательств.
В целом патриотическое воспитание – это процесс формирования патриотического сознания и поведения личности, реализации ее творческого потенциала на благо Отечества и народа; развития и реализации всех сущностных сил личности в обозначенном направлении, становление социально-экологической культуры. Кроме того, патриотическое воспитание – это не только разноплановый, но и разноуровневый процесс. Он охватывает государственные органы, политические партии и движения, общественные организации и объединения, осуществляющие целенаправленную и скоординированную деятельность по формированию патриота и гражданина России, верного своему Отечеству, готового выполнить свой общественный и конституционный долг.
Сущность патриотического воспитания подрастающего поколения, учащейся молодежи позволяет сформулировать его главную цель и в условиях вуза. Она определяется общей потребностью россиян в сильном и могущественном государстве; восстановлении и укреплении традиций межнационального общения на основе равенства, дружбы и братства; в сплочении всех производительных сил на благо Родины; в защите Отечества от внешних и внутренних посягательств на его целостность; в оздоровлении всех слоев населения; психологической готовности к любым испытаниям и жертвам, к подвигам во имя интересов Родины. Сегодня начинает возрождаться идея сильной, благополучной и процветающей России, народа глубокой духовности и тысячелетней культуры.
Эта идея – идея патриотизма – оформляется в цель жизни и деятельности российского общества, всех слоев населения, каждого гражданина, воплощается в процессе воспитания подрастающих поколений, молодежи и студентов. В связи с этим цель патриотического воспитания студентов вуза заключается в развитии патриотических чувств: любви к своей Родине, народу; преданности Отечеству; готовности к самореализации на благо общества, во имя интересов государства и его граждан. Цель достигается путем решения разноуровневых задач: стратегических, тактических, оперативных.
Стратегические задачи:
- служение своему Отечеству и народу;
- бережное отношение к культурному наследию народов России; природе страны; людям и природному окружению своей местности;
- воспитание любви к Российской армии, готовности вставать в ее ряды и отдавать свои силы на защиту ее и Родины;
- воспитание гуманизма, стремления отстаивать мир в своей стране и на планете в целом;
- усвоение моральных и нравственных принципов, выработанных человечеством на протяжении тысячелетней истории;
- усвоение и применение нравственных традиций российского народа и своего этноса;
- формирование правовой культуры студентов, способствующей укреплению правового российского государства; становление и развитие правовых отношений граждан;
- усвоение опыта интернационального общения на основе уважения к правам и обязанностям граждан других государств;
- развитие и осознание чувства гражданского долга перед своей Родиной, своими родителями и детьми. Чувство долга должно стать внутренним критерием всех чувств, мыслей, деятельности;
- формирование действенной любви к Родине, стремление трудиться на ее благо;
- формирование общественных чувств и выработка навыков коллективной жизни;
- сохранение и соблюдение традиций боевой и трудовой славы своей страны и народа;
- борьба со всеми проявлениями национализма, шовинизма, сепаратизма, терроризма, нетерпимости к другим нациям и народностям; уважение их самобытности;
- преодоление узкоместнического понимания патриотизма, различных его интерпретаций;
- формирование национального самосознания, ответственного отношения к русскому языку как государственному и как средству межнационального общения, уважения к своему родному языку.
Тактические задачи:
- защита своей Родины, выполнение своих гражданских обязанностей и долга;
- ответственное отношение к своей учебе, овладению будущей профессией;
- изучение географии и истории своей страны, своей местности; формирование реалистического представления о природных и исторических истоках национального своеобразия народов России;
- изучение, охрана и восстановление культурного наследия российского народа; приумножение культурного богатства на благо Отечества;
- изучение и усвоение прав и обязанностей граждан России; нравственных норм и традиций своего народа, их дальнейшее приумножение;
- формирование у студентов чувства общности коренным интересам в борьбе за мир, демократию, национальную независимость, социальный прогресс;
- формирование у студентов умения подчинять свое сознание и поведение идее долга перед Отечеством и народом;
- формирование у каждого студента чувства ответственности перед государством и народом; коллективом вуза, группы;
- развитие у студентов потребности активного участия в практической деятельности на благо России и ее народов;
- создание условий творческой самореализации студентов во имя процветания России;
- формирование трудолюбия, сознательности, дисциплинированности, ответственности; уважения к интересам государства, общества, каждого гражданина.
Оперативные задачи:
- активное служение делу демократии в России, социально-экономическому прогрессу;
- уважение национальных чувств и национального достоинства каждого человека в повседневной жизни и деятельности;
- внесение посильного вклада в охрану и восстановление памятников природы и истории для настоящего и будущих поколений;
- обновление интернациональных традиций, преодоление национального зазнайства, кичливости, эгоизма и чванства;
- обогащение исторического наследия вуза новыми достижениями, духовными ценностями;
- создание обстановки нетерпимости к нарушениям студентами их обязанностей и трудовой дисциплины;
- единство и непреклонность требований всех воспитателей в лице преподавателей вуза, коллектива в целом;
- использование различного содержания и многообразия форм вовлечения студентов в деятельность, направленную на рост благосостояния страны;
- укрепление в сознании студентов чувства принадлежности к многонациональному российскому государству; народу России как древнейшей исторической общности людей, развивающейся на определенной территории – части Евразии; укрепление единства наций и народностей страны;
- формирование у студентов культуры межнационального общения;
- формирование у студентов представления о своей деятельности, в том числе и профессиональной, в контексте деятельности всего российского народа; укрепление экономической и оборонной мощи страны;
- укрепление у каждого студента чувства общенациональной гордости; потребности и умений в установлении деловых связей, сотрудничества во всех сферах народнохозяйственного комплекса с представителями других наций, этносов, слоев населения;
- создание атмосферы товарищества и благоприятных условий для адаптации студентов разных национальностей, места проживания, традиций.
Подытоживая, следует подчеркнуть, что сформулированные цели и задачи достигаются в процессе патриотического воспитания студенческой молодежи, отдельных его направлениях: правовом. социально-экологическом, культуре межнационального общения, управленческом. Вместе с тем, особенности каждого из направлений требуют решения своих специфических задач, изучение которых – предмет дальнейшего исследования.
Список литературы