Загрузка...
Загрузка...
Загрузка...

Повседневное творчество: психологический анализ конструкта Creative Commons

Link for citation this article
Наталья Булкина
Мир науки. Педагогика и психология, Год журнала: 2022, Номер 10(4), С. 1 - 14

Опубликована Апрель 1, 2022

Последнее обновление статьи Апрель 26, 2023

Эта статья опубликована под лицензией

License
Link for citation this article Похожие статьи

Аннотация

За последние тридцать лет в мировой психологической науке значительно вырос интерес к повседневному творчеству, появилось множество публикаций по данной проблематике. В отечественной психологии в настоящее время практически отсутствуют теоретические и эмпирические исследования повседневного творчества. В статье предпринимается попытка ликвидировать данный пробел, проанализировать конструкт повседневного творчества в контексте с пересекающимися конструктами творчества и креативности. Автор делает аналитический обзор научных дефиниций повседневного творчества, приводит его критерии, отличительные признаки, разбирает индивидуальную специфику, рассматривая данный конструкт как производное от многомерного конструкта творчества. Следует отметить, что в настоящее время отсутствует общепринятая научная дефиниция творчества, а в русскоязычной психологической литературе существует смысловая путаница в понятиях творчество и креативность. Подробно рассмотрены дискуссионные вопросы соотношения конструктов творчества и креативности, приведены их дефиниции из психологических исследований. В результате делаются выводы. Несмотря на общие с творчеством основные критерии (оригинальность и новизна), конструкт повседневного творчества значительно более субъективен. Его отличительными чертами являются доступность для каждого человека; личный характер, главенство процесса творчества над результатом; субъективность в восприятии и в методах измерения и оценки. Повседневное творчество может затрагивать области творчества, не определенные в институциональных терминах. В статье дается авторское определение повседневного творчества.

Ключевые слова

Творчество, дефиниция, креативность, конструкт, повседневная креативность, повседневное творчество

Введение


Сегодня творчество востребовано во всех сферах человеческой жизни — от детского сада и досугового центра до исследовательского института или производственной корпорации. О перспективах творчества писал М. Чиксентмихайи: «К лучшему или к худшему, наше будущее тесно связано с человеческим творчеством» [1, р. 6]. Психологическая наука активно изучает феномен творчества. На платформе eLibrary было обнаружено 2944 релевантные психологические статьи на тему креативности за период с 2000 по 2017 годы [2]. Анализ показывает, что в отечественных публикациях не всегда даются определения творчеству и креативности, данные конструкты часто используются как взаимозаменяемые, без четких определений и разграничений, что приводит к смысловой путанице и свидетельствует о недостаточной структурированности понятийного поля.


За последние тридцать-сорок лет появилось много зарубежных исследований творчества, связанных с повседневной жизнью [3; 4]. Однако в отечественной психологической науке в настоящее время практически отсутствуют теоретические и эмпирические исследования повседневного творчества, что обусловило актуальность данной работы. Повседневное творчество открывает нам новые пути познания себя и преодоления трудностей [5].


Целью данной статьи является психологический анализ повседневного творчества как производного от многомерного конструкта творчества; в том числе сравнение дефиниций пересекающихся конструктов творчества, креативности и повседневного творчества; выделение и уточнение критериев повседневного творчества, его индивидуальных особенностей, способов измерения и оценки данного конструкта.


Дефиниция творчества


Существительное «творчество» в русском языке означает созидание. В толковом Словаре церковно-славянского и русского языка (1847) отсутствует слово «творчество», зато есть близкие по значению слова: тварь (что сотворено); творение; творец; творить; творческий1.


Первые исследования по психологии творчества появляются в России в начале XX века (например, Лезин, 1907; Энгельмейер, 1910; Выготский, 1930). Развитие научно-технического прогресса стимулировало интерес к творчеству во всем мире. В 1950 году Джой Пол Гилфорд обратился к членам Американской психологической ассоциации с речью, в которой отметил, что из 121 тысячи психологических статей, написанных за последние четверть века, лишь 181 (0,15 %) связаны с феноменом творчества. С тех пор были опубликованы сотни тысяч рецензируемых статей и книг о творчестве, однако в настоящее время наука не имеет единой общепризнанной дефиниции творчества. Гилфорд не операционализировал концепт творчества, лишь отметил, что люди, проявляющие творческое поведение, признаются творческими. Такие люди характеризуются чувствительностью к проблемам, беглостью идей, гибкостью ума, дивергентным мышлением и способностью по-новому определять знакомые объекты и концепции [6].


В 1910 году Петр Энгельмейер выделил четыре признака творчества: искусственность (творение, созданное человеком); целесообразность (приспособленность к цели); неожиданность, предполагающая субъективную и объективную новизну; цельность [7, с. 62-64].


Stein (1953) в статье «Творчество и культура» дал определение творческой работе: новая работа, признанная группой приемлемой/полезной или удовлетворяющей в какой-то момент времени [8, р. 311].


Barron (1955) определил творчество как создание чего-то оригинального (нового, необычного, неожиданного), а также ценного (полезного, адаптивного, подходящего) [9, р. 553]. С тех пор новое (оригинальное, неожиданное) и подходящее (полезное, адаптивное) упоминалось среди признаков творчества более чем в тысяче научных публикаций [10, р. 3].


В классической статье «Анализ творчества» Rhodes (1961) сделал важное заключение: рассматривать сложный и многомерный конструкт творчества, а также давать ему определение необходимо целостно, с учетом всех его аспектов. Rhodes выделил четыре главных аспекта творчества: (1) персона; (2) процесс; (3) пресс; (4) продукт. «Персона» подразумевает информацию о личности творца, интеллекте, темпераменте, чертах характера, установках, системе ценностей, защитных механизмах и поведении. Процесс творчества включает мотивацию, восприятие, обучение, мышление и общение с взаимодействием. Пресс означает контекст, в котором протекает творчество, относится к отношениям между людьми и окружающей средой. Продукт или результат творчества представляет собой идею/концепцию, возможно, воплощенную в осязаемой форме [11, р. 307-309; 12].


Kampylis, Valtanen провели поиск определений творчества в психологической литературе за период с 1950 по 2009 годы. Анализ включал 1090 журнальных статей и материалов конференций, 128 книг, 76 официальных документов. В результате было собрано 42 точных определения и 120 признаков творчества [13]. В найденных определениях творчества преобладал одномерный подход, когда часть творчества рассматривалась как целостное явление. Элис Пол Торренс более полувека назад отмечал, что некоторые определения творчества формулируются в терминах продукта, например, изобретение; другие в терминах процесса, личности или набора условий [14]. Узкая концептуализация творчества способствует формированию представления, что творчество не так всеобъемлюще, каким оно является на самом деле. Комплексный подход к определению творчества встречается редко, что отчасти связано с различием точек зрения исследователей — психологов, философов, художников, изобретателей, педагогов, социологов на то, что следует считать творчеством [13]. Plucker с коллегами (2004) представили обобщенное определение творчества на основании контент-анализа его дефиниций из 90 исследований: взаимодействие между способностями, процессом и средой, с помощью которого индивид или группа производит продукт, который является одновременно новым и полезным в социальном контексте [15].


Российская психологическая наука трактует творчество как динамический концепт:



  • во всякой деятельности человек либо придерживается образца, т. е. подражает, либо создает что-то новое или творит (П. Энгельмейер) [7, с. 40];

  • деятельность человека, созидающая новые материальные и духовные ценности, обладающие общественной значимостью (С. Рубинштейн);

  • необходимое условие развития и образования новых форм материи (Я. Пономарев) [16, с. 46];

  • продуктивная деятельность, сочетающая в себе опыт, усвоенные знания, навыки, работу воображения и приводящая к созданию качественно нового продукта (Л. Выготский) [17, с. 1-2];

  • сложный процесс, закономерности которого многообразны и трудноуловимы (Г. Альтшуллер, Р. Шапиро) [18];

  • преобразующая активность человека (T. Барышева) [19, с. 56];

  • деятельность человека по преобразованию действительности, завершающаяся созданием нового оригинального продукта; процесс конструктивных преобразований информации и созидания инновационных результатов, субъективно и объективно значимых2.


Изложенное позволяет сделать вывод, что научная дефиниция творчества имеет четкий центр и расплывчатые границы. В настоящее время существует некоторый консенсус в отношении признаков (новое, полезное, оригинальное, адаптивное, удивительное) творчества, но не в его определении. Исследователи могут трактовать конструкт творчества в зависимости от того, как они рассматривают творческую функцию, например, отождествлять творчество с творческим мышлением [20, с. 162], или не давать определения творчеству и креативности, лишь указывать, что данные конструкты рассматриваются в одном семантическом поле [21, с. 31].


Дефиниция креативности


В отечественную науку термин «креативность» активно вошел в 90-е годы прошлого века как англицизм. Существительное «creativity» (творчество) впервые появился в англоязычной литературе в печатном виде в 1875 году3 и берет начало от латинского creatus, что означает «делать», «производить». Приведем примеры определения креативности из отечественной психологической литературы.


Творческая, созидательная, новаторская деятельность; связывается со способностью к порождению нового, с творческим постижением и преобразованием мира [22].


Свойство и качество личности, которое определяет гибкое и конструктивное восприятие, мышление и поведение человека4.


Совокупность мыслительных и личностных качеств; способность личности к дивергентному мышлению [23].


В узком значении дивергентное мышление; в широком смысле творческие интеллектуальные способности [24, с. 141].


Дивергентное мышление, один из компонентов одаренности [25, с. 129]; общая способность к творчеству [25, с. 157].


Субъективная детерминанта творчества [26, с. 57].


Система общих творческих способностей и индивидуальных особенностей личности5.


Особенность мышления (когнитивных процессов), способность, качество личности, потенциал, объединяющий особенности личности и мышления, деятельность, поведение и творческие продукты [27, с. 81].


Универсальная способность к творчеству, в той или иной степени свойственная каждому человеку [28].


Зарубежные исследователи считают креативностью способность генерировать новые, неожиданные и убедительные идеи [29, с. 7] посредством экспериментов [30]. М. Ранко называет креативностью синдром или комплекс, вызванный большим разнообразием факторов, таких как образование, опыт, мотивация, установки, личностные черты, личный опыт, а также социально-экономические и социокультурные условия [31].


Сегодня принято считать, что креативность — это сочетание когнитивных, конативных и эмоциональных факторов, которые динамично взаимодействуют с окружающей средой [32]. Можно утверждать, что креативность — это ключевая [13] или самая важная человеческая способность [33].


Уровни творчества


Еще в 1953 году Stein обратил внимание на разницу между объективными формами творчества с акцентом на продукт (творчество больших достижений) и субъективными формами творчества с акцентом на процесс [8]. Многие исследователи творчества различают его уровни, выделяя большое творчество (Big Creativity) гениев и маленькое творчество (little creativity) обычных людей. Большое творчество (Big С) иначе называют объективным (Stein), историческим (Boden), культурным (Csikszentmihalyi), а малое творчество (little-c) по-другому называют обыденным (Энгельмейер), субъективным (Stein), психологическим (Boden), личным (Csikszentmihalyi, Bunco). Экстраординарное творчество (Big-C) определяется, как способность создавать новые работы высокого качества, преобразующие область через прорывные идеи [34]. Big-C оказывает влияние на мировой и исторический контекст, может привести к смене парадигмы. Однако изучая только творчество гениев, мы упускаем из виду необходимое различие между творческим продуктом и творческим опытом [8, р. 311]. С 1990-х годов наука стала проявлять интерес к творчеству обычных людей [35]. В отличие от Big-C продукты или идеи little-c являются субъективно новыми и оказывают влияние лишь на отдельного человека и его ближайшее окружение.


К большому (Big-C) и малому (little-c) творчеству Kaufman, В eghetto добавили уровни профессионального (Pro-с) и mini творчества или креативности. Достичь профессионального или экспертного уровня творчества (Pro-с) возможно годами практики и упорного труда. Минис является разновидностью little-c и представляет собой субъективно значимые идеи, знания и интерпретации в социокультурном контексте [36]. Согласно Л. Выготскому, утверждавшему, что все люди обладают творческим потенциалом, творчество малого уровня доступно каждому человеку. Можно упрощенно утверждать, что творчество уровня mini-c имеет значение только для самого субъекта, уровня little-c значимо для субъекта и его окружения, творчество уровня Pro-с признается экспертами и профессиональными сообществами, Big-C имеет общечеловеческую ценность и значимость.


По мнению Т. Amabile, творчество существует в континууме, и между его дискретными состояниями существует широкий спектр неучтенных творческих способностей. На шкале от 0 до 100 «нуль» мог бы обозначать креативность камня, а «сто» символизировать креативность высшего разума [37]. Несмотря на очевидное различие между Big-C и little-c, продукты и процессы могут быть полезными [38].


Повседневное творчество


Помимо традиционных областей творчества, таких как наука и искусство, существуют творческие домены, не определенные в институциональных терминах, и потому долгое время остававшиеся вне поля зрения исследователей [39]. Это касается повседневной деятельности и хобби: решения проблем дома и на работе, импровизации при нехватке ресурсов, выращивания цветов на приусадебном участке, аквариумного рыбоводства, приготовления пищи и многого другого. Через повседневное творчество люди проявляют свою индивидуальность и оригинальность, развивают компетентность, изобретательность, критическое мышление, получают новые знания, гибко адаптируются к меняющимся условиям [40]. Повседневное творчество встречается в контекстах, когда возникает вопрос «Что, если?» [41]. П. Энгельмейер в начале XX века писал: «Человек ежедневно упражняется в творчестве. Хотим ли мы открыть лавочку, убрать квартиру, одеться к лицу, написать поздравительное письмо, поддержать разговор, отпарировать злую шутку — для всего этого нужна догадка, изобретательность, инициатива или творчество» [7, с. 41]. Повседневное творчество проявляется в ежедневных действиях и поведении людей и связано с самовыражением, межличностным стилем, увлечениями, решением текущих проблем [42, р. 309]. Некоторые исследователи полагают, что повседневное творчество включает в себя все творческие уровни, кроме Big-C [43; 44].


Прототипом повседневного творчества является ремесло — вид деятельности, связанный с ручной работой. В повседневном творчестве продукт и процесс часто сливаются в непрерывную практику культурного взаимодействия [45]. В творческом процессе, в том числе повседневном, присутствует тесная взаимосвязь между людьми и материальными инструментами, между непрерывностью и обновлением, а это означает, что материалы, инструменты, нормативные практики, уже существующие в мире, используют в качестве отправной точки для новых творений [46, р. 21]. В настоящее время повседневное творчество недооценено и недостаточно вознаграждается в школе, на работе, дома [5; 35].


Повседневное творчество определяется зарубежными исследователями следующим образом:



  • творческая работа обычных людей над задачей в данной области [34];

  • участие в творческих действиях, независимо от того, являются ли результаты новыми, полезными или творческими [47, р. 287];

  • повседневные и неформальные творческие практики, которые являются частью создания идентичности [48, р. 2];

  • творческая деятельность, происходящая в свободное время, имеющая личное значение, а не публично признанные достижения [49];

  • создание чего-то оригинального и значимого [5], не обязательно общественного признанного и полезного, поскольку повседневное творчество может принести пользу в ближайшем будущем [40];

  • «оригинальность» в повседневной жизни, проявляющаяся через разнообразную активность [5];

  • процесс создания материальных и нематериальных уникальных продуктов через преобразование существующих продуктов. Полученные продукты будут уникальными только для создателя и должны соответствовать критериям, цели и ценности, установленным создателем (Welsch, 1980, р. 97) [13];

  • фундаментальная, обыденная форма творчества, связанная с повседневной жизнью [50, р. 185];

  • творческие увлечения, решение проблем на досуге и на работе [51, р. 84];

  • творчество, которым может заниматься каждый [52, р. 395].


В приведенных определениях повседневного творчества акцент делается на его доступности для всех людей [34; 50; 52]; оригинальности [5; 40]; субъективной значимости [13; 40; 48]; на процессе, а не на результате [13; 34; 47-49].


По мнению М. Чиксентмихайи, повседневное творчество может сделать человеческую жизнь осмысленной, яркой, приятной и полезной [1, р. 344]. В двух онлайн-исследованиях, в которых приняли участие 750 человек, удовольствие было самым сильным мотивом для повседневного творчества, что согласуется с исследованиями, связывающими творчество с внутренней мотивацией и позитивным влиянием [49]. Другое исследование показало, что у творчески активных пожилых людей уровень субъективного благополучия значимо выше, чем у испытуемых, которые никогда или редко занимаются повседневным творчеством [53].


Критерии повседневного творчества


Рут Ричардс неоднократно отмечала вслед за Фрэнком Барроном [9], что для оперативного определения повседневного творчества необходимы два критерия. Первый и самый главный из них — оригинальность [40, р. 225] (должны быть задействованы новые или необычные элементы) [5, р. 26; 54, р. 476]; относительная редкость творчества в пределах данной референтной группы [3, р. 189].


Второй критерий — адаптация к реальности [54, р. 476], значимость для других [5, р. 26] или осмысленность [40] (быть понятным для других, не случайным или своеобразным, социально значимым) [3, р. 189; 54, р. 476]. Таким образом, можно заключить, что повседневное творчество — это явление, при котором человек реагирует на повседневные задачи оригинальным и осмысленным образом в любой сфере деятельности.


Что касается других критериев творчества — новизны и аутентичности, то контекст восприятия новизны в повседневном творчестве очень субъективен, также как и реакция на уникальность продукта. То, что воспринимается как очень оригинальное кем-то не сведущим в предметной области, может показаться банальным тому, кто обладает компетентностью и опытом в этой области.


Повседневная креативность определяется в терминах человеческой оригинальности на работе и в свободное время через разнообразную активность. Понятие повседневной креативности может трактоваться как личностная характеристика; стиль мышления или способность находить новые и эффективные решения жизненных проблем; как форма повседневной деятельности, поведения, отношения к жизни, которая расширяет наш опыт и влияет на то, кем мы становимся. Повседневная креативность — это скрытый человеческий потенциал [5]; способность людей адаптироваться к новым ситуациям [55]; способ мышления, отношения к миру и переживания себя [56].


Оценка и измерение повседневного творчества и креативности


В исследованиях творчества используют объективные и субъективные методы оценивания. Для измерения профессиональной и большой креативности подходят объективные методы — внешние или экспертные оценки и рейтинги. Повседневное творчество — внутренне мотивированный феномен, для его измерения в общей и в предметной области применяют субъективные методы оценки. Обычно это шкалы самоотчета — доступный и надежный способ оценки различных аспектов повседневной креативности, которые несложно администрировать [37; 57].


К измерению повседневного творчества обычно подходят с позиций персоны, процесса и продукта, причем оценка креативности продукта проводится редко. В настоящее время отсутствует единый подход к оценке повседневных творческих результатов, особенно в вопросе о том, кто будет давать оценку новизне. Результаты повседневного творчества могут быть новыми и значимыми для их создателя, его ближайшего окружения, без общественного признания. По мнению Р. Вайсберга, любой новый продукт, созданный намеренно, является творческим, независимо от того, представляет ли он какую-либо ценность для кого-либо [58, р. 111]. Результатом повседневного творчества может быть не только творческий продукт, но и творческий опыт, который часто является личным и оценивается только самим человеком [59].


Носеvаr (1981) проанализировал разные способы измерения креативности, среди которых тесты дивергентного мышления; оценки отношения и интересов; личностные и биографические характеристики; номинации коллег; оценки руководителей; оценки продуктов; выдающиеся достижения; самооценка творческой деятельности и достижений с позиции их надежности, дискриминантной валидности, размерности и конвергентной валидности. В результате был сделан вывод в пользу самооценки творческой деятельности и достижений, как наиболее оправданного метода выявления творческих личностей. Хосевар утверждал, что испытуемые знают о себе больше, чем о них знают другие; кроме того, судьи будут испытывать затруднения при разделении впечатления об испытуемых в целом от мнения об уровне их креативности [60].


Обычно повседневное творчество исследуют количественно, измеряя творческую активность (частоту занятий творчеством) и качественно, через уровень творческих достижений [61]. Исследование творческой активности больше подходит для изучения малой и мини креативности. Оценка творческих достижений отвечает специфике творчества с высоким уровнем С (Рго-С) [62].


В последние два десятилетия в исследованиях персонального творчества все чаще встречается понятие «творческая самоубежденность» (creative self-beliefs), означающая убежденность личности в своих творческих способностях [63]. Представления людей об своих творческих способностях и достижениях могут отличаться от их реальных творческих черт, способностей и достижений, но мнения людей о том, какие они есть, представляют научный интерес.


Выводы


Творчество — сложный, многогранный конструкт, однако к его определению чаще подходят с одной или двух позиции, например, процесса и/или продукта. В настоящее время существует единомыслие в отношении признаков творчества (новое, полезное, оригинальное, адаптивное, удивительное), но не в его определении, что позволяет сделать вывод, что научная дефиниция творчества имеет четкое ядро и размытые границы.


Значения терминов «творчество» и «креативность» перекрываются лишь частично и не должны использоваться как синонимы. Креативность — это сочетание когнитивных, конативных и эмоциональных факторов, ключевая человеческая способность к творчеству.


Творчество существует в континууме [37], где выделяется большое творчество гениев и малое творчество обычных людей. Большое творчество (Big-C) объективно, в нем колоссальное значение имеет результат или продукт, малое творчество (little-c) субъективно и больше ориентировано на процесс. Строго говоря, малое творчество не является синонимом повседневного творчества, которое включает в себя все творческие уровни (mini, little, Pro-C), кроме Big-C [43; 44].


П. Энгельмейер более ста лет назад среди признаков творчества назвал субъективную и объективную новизну [7, с. 62-64]. Рут Ричардс, операционализируя концепт повседневного творчества, вслед за Ф. Барроном [9] выделила оригинальность и новизну, основные признаки творчества [10, р. 3]. Контекст восприятия новизны и оригинальности в повседневном творчестве очень субъективен (то, что воспринимается как новое и оригинальное одним субъектом, может показаться тривиальным специалисту).


Отличительные особенности повседневного творчества:



  • субъективность;

  • доминирование процесса творчества над продуктом;

  • личный характер творчества (значимость и ценность только для автора и его ближайшего окружения);

  • доступность для каждого человека;

  • затрагивает домены, не определенные в институциональных терминах;

  • субъективные подходы и методы в измерении и оценках творчества (творческая самооценка; самоотчеты, дневники самонаблюдений).


Продуктом повседневного творчества может быть также личный творческий опыт.


Повседневное творчество можно исследовать количественно, через творческую активность (частоту занятий творчеством) и качественно, через уровень творческих достижений [62], самооценку креативности [61], творческую самоубежденность [63].


Исследования повседневного творчества расширили понимание феномена творчества, которое приобрело более субъективную окраску. Теперь творчеством считается все, что кто-то делает оригинальным для создателя способом, соответствующим цели или задаче создателя [59]. Повседневная креативность — это адаптивная способность людей оригинально решать текущие проблемы.


В настоящее время повседневное творчество остается недостаточно изученным феноменом. Проблема требует обсуждения и дальнейшего изучения. Представляет научный интерес исследование взаимосвязи повседневного творчества и субъективного благополучия.


В заключение мы предлагаем свое определение повседневного творчества с целью прояснения понимания данного конструкта: создание индивидом субъективно уникального и/или оригинального продукта, обусловленного обстоятельствами.


ЛИТЕРАТУРА



  1. Csikszentmihalyi, М. Creativity: Flow and the Psychology of Discovery and Invention. New York, NY: HarperCollins Publishers.

  2. Мирошник К.Г., Щербакова О.В. Психологические исследования креативности в России (2000-2017 гг.). Часть I. Анализ методологических практик // Психологический журнал. — 2020. — Том 41. — № 2. — С. 15-25.

  3. Richards R. Everyday creativity: Process and way of life — four key issues. J. Kaufman, R. Sternberg (Eds.). The Cambridge Handbook of Creativity, 2010: 189— 215. Cambridge University Press.

  4. Conner T.S., DeYoung C.G., Silvia P.J. Everyday creative activity as a path to flourishing. Journal of Positive Psychology. 2018. 13: 181-189.

  5. Richards R. Everyday creativity: Our hidden potential. R. Richards (Ed.), Everyday creativity and new views of human nature: Psychological, social, and spiritual perspectives. 2007: 25-53. Washington, DC: American Psychological Association, doi: 10.1037/11595-001.

  6. Guilford J.P. Creativity. American Psychologist, 1950. 5(9): 444-454. Available at: https://doi.org/10.1037/h0063487.

  7. Энгельмейер П.К. Теория творчества. / инженер П.К. Энгельмейер; с предисл. проф. Петербургского ун-та, акад. Д.Н. Овсянико-Куликовского и Эрнста Маха. — Санкт-Петербург: Образование, 1910. — [2], 205, [1] с.; 22 см.

  8. Stein M.I. Creativity and culture. Journal of Psychology. 1953. 36(1): 311-322.

  9. Barron E X. The disposition toward originality. Journal of Abnormal and Social Psychology, 1955. 51: 478-485.

  10. Sternberg R.J., Lubart T.I. The concept of creativity: Prospect and paradigms, In: Sternberg, R.J. (Ed.), Handbook of creativity, 2007. Cambridge: Cambridge University Press, pp. 3-16.

  11. Rhodes M. An analysis of creativity, Phi Delta Kappan. 42(7): 305-310.

  12. Kim D. Four Ps of Creativity: Person, Process, Press, and Product. Encyclopedia of Creativity (Third Edition). 2020. 516-520.

  13. Kampylis P.G., Valtanen J. Redefining creativity — Analyzing definitions, collocations, and consequences. The Journal of Creative Behavior, 2010. 44: 191-214. Available at: https://doi:10.1002/j.2162-6057.2010.tb01333.x.

  14. Torrance P. Creativity and Learning: Daedalus, 1965. 94(3): 663-681.

  15. A., Beghetto R.A., Dow GT. Why isn’t creativity more important to educational psychologists? Potentials, pitfalls, and future directions in creativity research. Educational Psychologist, 2004. 39: 83-96.

  16. Пономарев Я.А. Психология творчества. — M., — 1976. — 304 с.

  17. Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте. —СПб.: СОЮЗ, - 1997.-96 с.

  18. Альтшуллер Г.С., Шапиро Р.Б. О психологии изобретательского творчества // Вопросы психологии. — 1956. — № 6. — с. 37-49. URL: https://altshuller.ru/triz/trizO.asp (дата обращения: 22.10.2022).

  19. Барышева Т. А. Психологическая структура креативности (опыт эмпирического исследования) // Известия Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена. — 2012. Барышева Тамара Александровна Психологическая структура креативности (опыт эмпирического исследования) // Известия РГПУ им. А.И. Герцена. 2012.  № 145. URL: https://cvberleninka.ru/article/n/psihologicheskava-struktura-kreativnosti-opvt- empiricheskogo-issledovaniya (дата обращения: 22.10.2022).

  20. Богоявленская Д.Б. Раскрытие понятий творчества и одаренности по этапам развития познания // Российский психологический журнал. —2021, — Т. 18, — №3. —С. 159-168.

  21. Лактионова Е.Б., Грецов А.Г., Орлова А.В., Тузова А О. Особенности психологического благополучия одаренных подростков с разным уровнем креативности // Психологическая наука и образование. — 2021. — Том 26. —№ 2. — С. 28-39. — DOI: httDs://doi.org/10.17759/Dse.2021260203.

  22. Попов В.В. Креативная педагогика. Техническое творчество: теория, методология, практика. М. — 1995. — С. 77-78.

  23. Туник Е. Психодиагностика творческого мышления. Креативные тесты. — СПб.: Изд-во «Дидактика Плюс». — 2002. https://dou24.ru/305/images/19-20/strped/saltaeva/e.e._tunik_psihodiagnostika_tvorcheskogo_myshleniya._kreativnye_test y.pdf.

  24. Холодная, M.A. Психология интеллекта: парадоксы исследования / М.А. Холодная. — Москва: Юрайт. — 2019. — 334 с.

  25. Ильин Е.П. Психология творчества, креативности, одаренности / Е.П. Ильин. — Санкт-Петербург: Питер, — 2009. — 448 с.

  26. Барышева, Т А. Психолого-педагогические основы развития креативности / Т А. Барышева, Ю.А. Жигалов. — СПб.: СПГУТД, — 2006. — 268 с.

  27. Дорфман Л.Я. Уровни и типы креативности // Психологический журнал. — 2015. — Том 36, — № 1, — С. 81-90.

  28. Еремина Л И. Развитие креативности личности: психологический аспект // Общество: социология, психология, педагогика. — 2014, — № 1. URL: https://cvberleninka.ru/article/n/razvitie-kreativnosti-lichnosti-psihologicheskiv-aspekt (дата обращения: 22.10.2022).

  29. Lubart Т. Creativity and convergent thinking: reflections and practical considerations. RUDN Journal of Psychology and Pedagogics, 2016, 4: 7-15.

  30. Jones C., Svejenova S., Pedersen J.S., & Townley B. Misfits, Mavericks and Mainstreams: Drivers of Innovation in Creative Industries. Organization Studies, 2016. 37: 751-768. Available at: https://doi:10.1177/0170840616647671.

  31. Creativity: Theories and Themes: Research, Development, and Practice. Edition: 2. Publisher: Academic / Elsevier. 2014. Available at: https://doi:10.1016/C2012-0-06920-7.

  32. Kanh E. Assessment of Creativity: Theories and Methods. Creativity — A Force to Innovation. Available at: http://dx.doi.org/10.5772/intechopen.93971.

  33. A., Lebudal. Our Most Important Creative Task: Interview with Mark Runco. Creativity. Theories — Research — Applications. 2020. 7(2). DOI: 10.2478/ctra-2020-0021.

  34. Amabile T.M. Big C, little c, Howard, and me: Approaches to understanding creativity. In Gardner, H E., Kornhaber, M E. & Winner. E. (eds), Mind, Work, and Life: A Festschrift on the Occasion of Howard Gardner’s 70th Birthday, 2014. 1: 5-25. Cambridge, MA: Create Space Independent Publishing Platform.

  35. Amabile T.M. In pursuit of everyday creativity. The Journal of Creative Behavior, 2017. 51(4): 335-337. https://doi.org/10.1002/jocb.200.

  36. Beghetto R.A., Kaufman A. Classroom contexts for creativity. High Ability Studies, 25(1): 53-69. DOI: 10.1080/13598139.2014.905247.

  37. Amabile T. Creativity in context: Update to “The Social Psychology of Creativity”. Boulder, CO: Westview Press, p. 336.

  38. Bunco M.A. To Understand Is to Create: An Epistemological Perspective on Human Nature and Personal Creativity. In R. Richards (Ed.), Everyday Creativity and New Views on Human Nature. 91-107. Washington, DC: American Psychological Association.

  39. Kaufman I C , Glaveanu VP, Baer I. (Eds.). The Cambridge handbook of creativity in different domains. Cambridge: Cambridge University Press, (pp. 616-632).

  40. Richards R, Goslin-Jones T. Everyday creativity challenges for self and world — six questions. In Sternberg, R. & Kaufman, I. (eds). The Nature of Human Creativity. Cambridge: Cambridge University Press, 2018. 224-245.

  41. Craft A. Little-c creativity. In Craft A., Jeffrey R. & LeiblingM. (eds). Creativity in Education. London: Continuum, 2001. 45-61.

  42. Karwowski M., Lebuda I, Szumski G , Firkowska-Mankiewicz A. From moment-to- moment to day-to-day: Experience sampling and diary investigations in adults’ everyday creativity. Psychology of Aesthetics, Creativity, and the Arts, 2017. 11(3): 309-324.

  43. Merrotsy P. A note on Big-C creativity and little-c creativity. Creativity Research Journal, 2013. 25(4): 474-476. DOI: 10.1080/10400419.2013.843921.

  44. Kaufman J.C., Beghetto R.A. (2009). Beyond Big and little: The four C model of creativity. Review of General Psychology, 13(1): 1-12. DOI: 10.1037/a0013688.

  45. Glaveanu V.P. Educating which creativity? Thinking Skills and Creativity, 2018. 27: 25-32.

  46. Tangaard L. The socio-materiality of creativity in everyday life. Culture and Psychology, 2012. 19(1): 20-32. DOI: 10.1177/1354067X12464987.

  47. Drazin R , Glynn M.A., Kazan)ian R.K. Multilevel theorizing about creativity in organizations: A sense making perspective. The Academy of Management Review, 1999. 24(2): 286-307.

  48. Platt EC. Crafting place: Women’s everyday creativity in placemaking processes. European Journal of Cultural Studies, 2017.  1-16. Available at: httns://doi.org/10.1177/1367549417722090.

  49. , Bruckdorfer R., JaukE. Motives for creativity: Exploring the what and why of everyday creativity. The Journal of Creative Behavior, 2019. 1-16. Available at: https://doi.org/10.1002/iocb.396.

  50. Tangaard L. The creative pathways of everyday life. Journal of Creative Behavior, 181-193. doi: 10.1515/ctra-2015-0017.

  51. Furst G, Grin F. A comprehensive method for the measurement of everyday creativity. Thinking Skills and Creativity, 2018. 28:  84-97. Available at: https://doi.org/10.1016/i.tsc.2018.03.007.

  52. Kaufman J.C., Beghetto R.A., Watson C. (2016). Creative metacognition and selfratings of creative performance: A 4-C perspective. Learning and Individual Differences, 2016. 51: 394-399.

  53. Булкина H.А. Сравнительное исследование частоты занятий повседневным творчеством и субъективного благополучия в пожилом возрасте // Вестник КГПУ им. В.П. Астафьева. — 2022. — 02(60). — С. 110-117. — URL: https://doi.org/10.25146/1995-0861-2022-60-2-337.

  54. Richards R, Kinney D.K., Benet M., Merzel A.P. Assessing everyday creativity: Characteristics of the Lifetime Creativity Scales and validation with three large samples. Journal of Personality and Social Psychology, 1988. 54: 476-485. Available at: http://dx.doi.Org/10.1037/0022-3514.54.3.476.

  55. Conner T.S., Silvia P L Creative days: A daily diary study of emotion, personality, and everyday creativity. Psychology of Aesthetics, Creativity, and the Arts, 2015. 9(4): 463-470.

  56. Гришина H.B. Поведение в повседневности: жизненный стиль, повседневная креативность и «жизнетворчество» // Психологические исследования. — 2017. — Т. 10. — No 56.— С. 2.

  57. Kaufman J.C., Baer J. Sure I’m creative- But not in mathematics!: Self-reported creativity in diverse domains. Empirical Studies of the Arts, 2004. 22: 143-155. doi: 10.2190/26HQ-VHE8-GTLN-B JJM.

  58. Weisberg R.W. On the usefulness of “value” in the definition of creativity. Creativity Research Journal, 2015. 27: 111-124. Available at: https://doi.org/10.1080/10400419.2015.103032Q.

  59. Ilha Villanova A.L., Pina e Cunha M. Everyday creativity: A systematic literature review. The Journal of Creative Behavior. 2020. 0(0): 1-23. DOI: 10.1002/)ocb.481.

  60. Measurement of creativity: Review and critique. Journal of Personality Assessment, 1981. 45: 450-464.

  61. Silvia P J, Wigert В , Reiter-Palmon R, Kaufman J.C. Assessing creativity with selfreport scales: A review and empirical evaluation. Psychology of Aesthetics, Creativity, and the Arts, 2012. 6: 1-16.

  62. Diedrich J., JaukE., Silvia P.J., Gredlein J.M., Neubauer A C., Benedek M. Assessment of real-life creativity: The Inventory of Creative Activities and Achievements (ICAA). Psychology of Aesthetics, Creativity, and the Arts, 2018. 12: 304-316. DOI: 10.1037/aca0000137.

  63. Karwowski M., Lebuda I., Beghetto R. A. Creative self-beliefs. In J.C. Kaufman, R.J. Sternberg (Eds.). Cambridge handbook of creativity. 2019. 396-417. Cambridge University Press.