Повседневное творчество: психологический анализ конструкта
Опубликована Апрель 1, 2022
Последнее обновление статьи Апрель 26, 2023
За последние тридцать лет в мировой психологической науке значительно вырос интерес к повседневному творчеству, появилось множество публикаций по данной проблематике. В отечественной психологии в настоящее время практически отсутствуют теоретические и эмпирические исследования повседневного творчества. В статье предпринимается попытка ликвидировать данный пробел, проанализировать конструкт повседневного творчества в контексте с пересекающимися конструктами творчества и креативности. Автор делает аналитический обзор научных дефиниций повседневного творчества, приводит его критерии, отличительные признаки, разбирает индивидуальную специфику, рассматривая данный конструкт как производное от многомерного конструкта творчества. Следует отметить, что в настоящее время отсутствует общепринятая научная дефиниция творчества, а в русскоязычной психологической литературе существует смысловая путаница в понятиях творчество и креативность. Подробно рассмотрены дискуссионные вопросы соотношения конструктов творчества и креативности, приведены их дефиниции из психологических исследований. В результате делаются выводы. Несмотря на общие с творчеством основные критерии (оригинальность и новизна), конструкт повседневного творчества значительно более субъективен. Его отличительными чертами являются доступность для каждого человека; личный характер, главенство процесса творчества над результатом; субъективность в восприятии и в методах измерения и оценки. Повседневное творчество может затрагивать области творчества, не определенные в институциональных терминах. В статье дается авторское определение повседневного творчества.
Ключевые слова
Творчество, дефиниция, креативность, конструкт, повседневная креативность, повседневное творчество
Сегодня творчество востребовано во всех сферах человеческой жизни — от детского сада и досугового центра до исследовательского института или производственной корпорации. О перспективах творчества писал М. Чиксентмихайи: «К лучшему или к худшему, наше будущее тесно связано с человеческим творчеством» [1, р. 6]. Психологическая наука активно изучает феномен творчества. На платформе eLibrary было обнаружено 2944 релевантные психологические статьи на тему креативности за период с 2000 по 2017 годы [2]. Анализ показывает, что в отечественных публикациях не всегда даются определения творчеству и креативности, данные конструкты часто используются как взаимозаменяемые, без четких определений и разграничений, что приводит к смысловой путанице и свидетельствует о недостаточной структурированности понятийного поля.
За последние тридцать-сорок лет появилось много зарубежных исследований творчества, связанных с повседневной жизнью [3; 4]. Однако в отечественной психологической науке в настоящее время практически отсутствуют теоретические и эмпирические исследования повседневного творчества, что обусловило актуальность данной работы. Повседневное творчество открывает нам новые пути познания себя и преодоления трудностей [5].
Целью данной статьи является психологический анализ повседневного творчества как производного от многомерного конструкта творчества; в том числе сравнение дефиниций пересекающихся конструктов творчества, креативности и повседневного творчества; выделение и уточнение критериев повседневного творчества, его индивидуальных особенностей, способов измерения и оценки данного конструкта.
Существительное «творчество» в русском языке означает созидание. В толковом Словаре церковно-славянского и русского языка (1847) отсутствует слово «творчество», зато есть близкие по значению слова: тварь (что сотворено); творение; творец; творить; творческий1.
Первые исследования по психологии творчества появляются в России в начале XX века (например, Лезин, 1907; Энгельмейер, 1910; Выготский, 1930). Развитие научно-технического прогресса стимулировало интерес к творчеству во всем мире. В 1950 году Джой Пол Гилфорд обратился к членам Американской психологической ассоциации с речью, в которой отметил, что из 121 тысячи психологических статей, написанных за последние четверть века, лишь 181 (0,15 %) связаны с феноменом творчества. С тех пор были опубликованы сотни тысяч рецензируемых статей и книг о творчестве, однако в настоящее время наука не имеет единой общепризнанной дефиниции творчества. Гилфорд не операционализировал концепт творчества, лишь отметил, что люди, проявляющие творческое поведение, признаются творческими. Такие люди характеризуются чувствительностью к проблемам, беглостью идей, гибкостью ума, дивергентным мышлением и способностью по-новому определять знакомые объекты и концепции [6].
В 1910 году Петр Энгельмейер выделил четыре признака творчества: искусственность (творение, созданное человеком); целесообразность (приспособленность к цели); неожиданность, предполагающая субъективную и объективную новизну; цельность [7, с. 62-64].
Stein (1953) в статье «Творчество и культура» дал определение творческой работе: новая работа, признанная группой приемлемой/полезной или удовлетворяющей в какой-то момент времени [8, р. 311].
Barron (1955) определил творчество как создание чего-то оригинального (нового, необычного, неожиданного), а также ценного (полезного, адаптивного, подходящего) [9, р. 553]. С тех пор новое (оригинальное, неожиданное) и подходящее (полезное, адаптивное) упоминалось среди признаков творчества более чем в тысяче научных публикаций [10, р. 3].
В классической статье «Анализ творчества» Rhodes (1961) сделал важное заключение: рассматривать сложный и многомерный конструкт творчества, а также давать ему определение необходимо целостно, с учетом всех его аспектов. Rhodes выделил четыре главных аспекта творчества: (1) персона; (2) процесс; (3) пресс; (4) продукт. «Персона» подразумевает информацию о личности творца, интеллекте, темпераменте, чертах характера, установках, системе ценностей, защитных механизмах и поведении. Процесс творчества включает мотивацию, восприятие, обучение, мышление и общение с взаимодействием. Пресс означает контекст, в котором протекает творчество, относится к отношениям между людьми и окружающей средой. Продукт или результат творчества представляет собой идею/концепцию, возможно, воплощенную в осязаемой форме [11, р. 307-309; 12].
Kampylis, Valtanen провели поиск определений творчества в психологической литературе за период с 1950 по 2009 годы. Анализ включал 1090 журнальных статей и материалов конференций, 128 книг, 76 официальных документов. В результате было собрано 42 точных определения и 120 признаков творчества [13]. В найденных определениях творчества преобладал одномерный подход, когда часть творчества рассматривалась как целостное явление. Элис Пол Торренс более полувека назад отмечал, что некоторые определения творчества формулируются в терминах продукта, например, изобретение; другие в терминах процесса, личности или набора условий [14]. Узкая концептуализация творчества способствует формированию представления, что творчество не так всеобъемлюще, каким оно является на самом деле. Комплексный подход к определению творчества встречается редко, что отчасти связано с различием точек зрения исследователей — психологов, философов, художников, изобретателей, педагогов, социологов на то, что следует считать творчеством [13]. Plucker с коллегами (2004) представили обобщенное определение творчества на основании контент-анализа его дефиниций из 90 исследований: взаимодействие между способностями, процессом и средой, с помощью которого индивид или группа производит продукт, который является одновременно новым и полезным в социальном контексте [15].
Российская психологическая наука трактует творчество как динамический концепт:
Изложенное позволяет сделать вывод, что научная дефиниция творчества имеет четкий центр и расплывчатые границы. В настоящее время существует некоторый консенсус в отношении признаков (новое, полезное, оригинальное, адаптивное, удивительное) творчества, но не в его определении. Исследователи могут трактовать конструкт творчества в зависимости от того, как они рассматривают творческую функцию, например, отождествлять творчество с творческим мышлением [20, с. 162], или не давать определения творчеству и креативности, лишь указывать, что данные конструкты рассматриваются в одном семантическом поле [21, с. 31].
В отечественную науку термин «креативность» активно вошел в 90-е годы прошлого века как англицизм. Существительное «creativity» (творчество) впервые появился в англоязычной литературе в печатном виде в 1875 году3 и берет начало от латинского creatus, что означает «делать», «производить». Приведем примеры определения креативности из отечественной психологической литературы.
Творческая, созидательная, новаторская деятельность; связывается со способностью к порождению нового, с творческим постижением и преобразованием мира [22].
Свойство и качество личности, которое определяет гибкое и конструктивное восприятие, мышление и поведение человека4.
Совокупность мыслительных и личностных качеств; способность личности к дивергентному мышлению [23].
В узком значении дивергентное мышление; в широком смысле творческие интеллектуальные способности [24, с. 141].
Дивергентное мышление, один из компонентов одаренности [25, с. 129]; общая способность к творчеству [25, с. 157].
Субъективная детерминанта творчества [26, с. 57].
Система общих творческих способностей и индивидуальных особенностей личности5.
Особенность мышления (когнитивных процессов), способность, качество личности, потенциал, объединяющий особенности личности и мышления, деятельность, поведение и творческие продукты [27, с. 81].
Универсальная способность к творчеству, в той или иной степени свойственная каждому человеку [28].
Зарубежные исследователи считают креативностью способность генерировать новые, неожиданные и убедительные идеи [29, с. 7] посредством экспериментов [30]. М. Ранко называет креативностью синдром или комплекс, вызванный большим разнообразием факторов, таких как образование, опыт, мотивация, установки, личностные черты, личный опыт, а также социально-экономические и социокультурные условия [31].
Сегодня принято считать, что креативность — это сочетание когнитивных, конативных и эмоциональных факторов, которые динамично взаимодействуют с окружающей средой [32]. Можно утверждать, что креативность — это ключевая [13] или самая важная человеческая способность [33].
Еще в 1953 году Stein обратил внимание на разницу между объективными формами творчества с акцентом на продукт (творчество больших достижений) и субъективными формами творчества с акцентом на процесс [8]. Многие исследователи творчества различают его уровни, выделяя большое творчество (Big Creativity) гениев и маленькое творчество (little creativity) обычных людей. Большое творчество (Big С) иначе называют объективным (Stein), историческим (Boden), культурным (Csikszentmihalyi), а малое творчество (little-c) по-другому называют обыденным (Энгельмейер), субъективным (Stein), психологическим (Boden), личным (Csikszentmihalyi, Bunco). Экстраординарное творчество (Big-C) определяется, как способность создавать новые работы высокого качества, преобразующие область через прорывные идеи [34]. Big-C оказывает влияние на мировой и исторический контекст, может привести к смене парадигмы. Однако изучая только творчество гениев, мы упускаем из виду необходимое различие между творческим продуктом и творческим опытом [8, р. 311]. С 1990-х годов наука стала проявлять интерес к творчеству обычных людей [35]. В отличие от Big-C продукты или идеи little-c являются субъективно новыми и оказывают влияние лишь на отдельного человека и его ближайшее окружение.
К большому (Big-C) и малому (little-c) творчеству Kaufman, В eghetto добавили уровни профессионального (Pro-с) и mini творчества или креативности. Достичь профессионального или экспертного уровня творчества (Pro-с) возможно годами практики и упорного труда. Минис является разновидностью little-c и представляет собой субъективно значимые идеи, знания и интерпретации в социокультурном контексте [36]. Согласно Л. Выготскому, утверждавшему, что все люди обладают творческим потенциалом, творчество малого уровня доступно каждому человеку. Можно упрощенно утверждать, что творчество уровня mini-c имеет значение только для самого субъекта, уровня little-c значимо для субъекта и его окружения, творчество уровня Pro-с признается экспертами и профессиональными сообществами, Big-C имеет общечеловеческую ценность и значимость.
По мнению Т. Amabile, творчество существует в континууме, и между его дискретными состояниями существует широкий спектр неучтенных творческих способностей. На шкале от 0 до 100 «нуль» мог бы обозначать креативность камня, а «сто» символизировать креативность высшего разума [37]. Несмотря на очевидное различие между Big-C и little-c, продукты и процессы могут быть полезными [38].
Помимо традиционных областей творчества, таких как наука и искусство, существуют творческие домены, не определенные в институциональных терминах, и потому долгое время остававшиеся вне поля зрения исследователей [39]. Это касается повседневной деятельности и хобби: решения проблем дома и на работе, импровизации при нехватке ресурсов, выращивания цветов на приусадебном участке, аквариумного рыбоводства, приготовления пищи и многого другого. Через повседневное творчество люди проявляют свою индивидуальность и оригинальность, развивают компетентность, изобретательность, критическое мышление, получают новые знания, гибко адаптируются к меняющимся условиям [40]. Повседневное творчество встречается в контекстах, когда возникает вопрос «Что, если?» [41]. П. Энгельмейер в начале XX века писал: «Человек ежедневно упражняется в творчестве. Хотим ли мы открыть лавочку, убрать квартиру, одеться к лицу, написать поздравительное письмо, поддержать разговор, отпарировать злую шутку — для всего этого нужна догадка, изобретательность, инициатива или творчество» [7, с. 41]. Повседневное творчество проявляется в ежедневных действиях и поведении людей и связано с самовыражением, межличностным стилем, увлечениями, решением текущих проблем [42, р. 309]. Некоторые исследователи полагают, что повседневное творчество включает в себя все творческие уровни, кроме Big-C [43; 44].
Прототипом повседневного творчества является ремесло — вид деятельности, связанный с ручной работой. В повседневном творчестве продукт и процесс часто сливаются в непрерывную практику культурного взаимодействия [45]. В творческом процессе, в том числе повседневном, присутствует тесная взаимосвязь между людьми и материальными инструментами, между непрерывностью и обновлением, а это означает, что материалы, инструменты, нормативные практики, уже существующие в мире, используют в качестве отправной точки для новых творений [46, р. 21]. В настоящее время повседневное творчество недооценено и недостаточно вознаграждается в школе, на работе, дома [5; 35].
Повседневное творчество определяется зарубежными исследователями следующим образом:
В приведенных определениях повседневного творчества акцент делается на его доступности для всех людей [34; 50; 52]; оригинальности [5; 40]; субъективной значимости [13; 40; 48]; на процессе, а не на результате [13; 34; 47-49].
По мнению М. Чиксентмихайи, повседневное творчество может сделать человеческую жизнь осмысленной, яркой, приятной и полезной [1, р. 344]. В двух онлайн-исследованиях, в которых приняли участие 750 человек, удовольствие было самым сильным мотивом для повседневного творчества, что согласуется с исследованиями, связывающими творчество с внутренней мотивацией и позитивным влиянием [49]. Другое исследование показало, что у творчески активных пожилых людей уровень субъективного благополучия значимо выше, чем у испытуемых, которые никогда или редко занимаются повседневным творчеством [53].
Рут Ричардс неоднократно отмечала вслед за Фрэнком Барроном [9], что для оперативного определения повседневного творчества необходимы два критерия. Первый и самый главный из них — оригинальность [40, р. 225] (должны быть задействованы новые или необычные элементы) [5, р. 26; 54, р. 476]; относительная редкость творчества в пределах данной референтной группы [3, р. 189].
Второй критерий — адаптация к реальности [54, р. 476], значимость для других [5, р. 26] или осмысленность [40] (быть понятным для других, не случайным или своеобразным, социально значимым) [3, р. 189; 54, р. 476]. Таким образом, можно заключить, что повседневное творчество — это явление, при котором человек реагирует на повседневные задачи оригинальным и осмысленным образом в любой сфере деятельности.
Что касается других критериев творчества — новизны и аутентичности, то контекст восприятия новизны в повседневном творчестве очень субъективен, также как и реакция на уникальность продукта. То, что воспринимается как очень оригинальное кем-то не сведущим в предметной области, может показаться банальным тому, кто обладает компетентностью и опытом в этой области.
Повседневная креативность определяется в терминах человеческой оригинальности на работе и в свободное время через разнообразную активность. Понятие повседневной креативности может трактоваться как личностная характеристика; стиль мышления или способность находить новые и эффективные решения жизненных проблем; как форма повседневной деятельности, поведения, отношения к жизни, которая расширяет наш опыт и влияет на то, кем мы становимся. Повседневная креативность — это скрытый человеческий потенциал [5]; способность людей адаптироваться к новым ситуациям [55]; способ мышления, отношения к миру и переживания себя [56].
В исследованиях творчества используют объективные и субъективные методы оценивания. Для измерения профессиональной и большой креативности подходят объективные методы — внешние или экспертные оценки и рейтинги. Повседневное творчество — внутренне мотивированный феномен, для его измерения в общей и в предметной области применяют субъективные методы оценки. Обычно это шкалы самоотчета — доступный и надежный способ оценки различных аспектов повседневной креативности, которые несложно администрировать [37; 57].
К измерению повседневного творчества обычно подходят с позиций персоны, процесса и продукта, причем оценка креативности продукта проводится редко. В настоящее время отсутствует единый подход к оценке повседневных творческих результатов, особенно в вопросе о том, кто будет давать оценку новизне. Результаты повседневного творчества могут быть новыми и значимыми для их создателя, его ближайшего окружения, без общественного признания. По мнению Р. Вайсберга, любой новый продукт, созданный намеренно, является творческим, независимо от того, представляет ли он какую-либо ценность для кого-либо [58, р. 111]. Результатом повседневного творчества может быть не только творческий продукт, но и творческий опыт, который часто является личным и оценивается только самим человеком [59].
Носеvаr (1981) проанализировал разные способы измерения креативности, среди которых тесты дивергентного мышления; оценки отношения и интересов; личностные и биографические характеристики; номинации коллег; оценки руководителей; оценки продуктов; выдающиеся достижения; самооценка творческой деятельности и достижений с позиции их надежности, дискриминантной валидности, размерности и конвергентной валидности. В результате был сделан вывод в пользу самооценки творческой деятельности и достижений, как наиболее оправданного метода выявления творческих личностей. Хосевар утверждал, что испытуемые знают о себе больше, чем о них знают другие; кроме того, судьи будут испытывать затруднения при разделении впечатления об испытуемых в целом от мнения об уровне их креативности [60].
Обычно повседневное творчество исследуют количественно, измеряя творческую активность (частоту занятий творчеством) и качественно, через уровень творческих достижений [61]. Исследование творческой активности больше подходит для изучения малой и мини креативности. Оценка творческих достижений отвечает специфике творчества с высоким уровнем С (Рго-С) [62].
В последние два десятилетия в исследованиях персонального творчества все чаще встречается понятие «творческая самоубежденность» (creative self-beliefs), означающая убежденность личности в своих творческих способностях [63]. Представления людей об своих творческих способностях и достижениях могут отличаться от их реальных творческих черт, способностей и достижений, но мнения людей о том, какие они есть, представляют научный интерес.
Творчество — сложный, многогранный конструкт, однако к его определению чаще подходят с одной или двух позиции, например, процесса и/или продукта. В настоящее время существует единомыслие в отношении признаков творчества (новое, полезное, оригинальное, адаптивное, удивительное), но не в его определении, что позволяет сделать вывод, что научная дефиниция творчества имеет четкое ядро и размытые границы.
Значения терминов «творчество» и «креативность» перекрываются лишь частично и не должны использоваться как синонимы. Креативность — это сочетание когнитивных, конативных и эмоциональных факторов, ключевая человеческая способность к творчеству.
Творчество существует в континууме [37], где выделяется большое творчество гениев и малое творчество обычных людей. Большое творчество (Big-C) объективно, в нем колоссальное значение имеет результат или продукт, малое творчество (little-c) субъективно и больше ориентировано на процесс. Строго говоря, малое творчество не является синонимом повседневного творчества, которое включает в себя все творческие уровни (mini, little, Pro-C), кроме Big-C [43; 44].
П. Энгельмейер более ста лет назад среди признаков творчества назвал субъективную и объективную новизну [7, с. 62-64]. Рут Ричардс, операционализируя концепт повседневного творчества, вслед за Ф. Барроном [9] выделила оригинальность и новизну, основные признаки творчества [10, р. 3]. Контекст восприятия новизны и оригинальности в повседневном творчестве очень субъективен (то, что воспринимается как новое и оригинальное одним субъектом, может показаться тривиальным специалисту).
Отличительные особенности повседневного творчества:
Продуктом повседневного творчества может быть также личный творческий опыт.
Повседневное творчество можно исследовать количественно, через творческую активность (частоту занятий творчеством) и качественно, через уровень творческих достижений [62], самооценку креативности [61], творческую самоубежденность [63].
Исследования повседневного творчества расширили понимание феномена творчества, которое приобрело более субъективную окраску. Теперь творчеством считается все, что кто-то делает оригинальным для создателя способом, соответствующим цели или задаче создателя [59]. Повседневная креативность — это адаптивная способность людей оригинально решать текущие проблемы.
В настоящее время повседневное творчество остается недостаточно изученным феноменом. Проблема требует обсуждения и дальнейшего изучения. Представляет научный интерес исследование взаимосвязи повседневного творчества и субъективного благополучия.
В заключение мы предлагаем свое определение повседневного творчества с целью прояснения понимания данного конструкта: создание индивидом субъективно уникального и/или оригинального продукта, обусловленного обстоятельствами.