Состояние наркопреступности в Российской Федерации: основные криминологические показатели и тенденции
Опубликована Окт. 1, 2017
Последнее обновление статьи Июнь 10, 2024
В статье раскрываются криминологические показатели наркопреступности в России. Отмечается высокая степень латентности преступлений в сфере незаконного оборота наркотиков, что отражает весьма глубокое проникновение явления наркотизации вглубь общества. Указываются регионы с наибольшим и наименьшим удельным весом наркопреступлений в общей структуре преступности. Обращается внимание на особенности организованной и транснациональной наркопреступности, маршруты поступления в Россию кокаина из стран Латинской Америки и героина из Афганистана как двух планетарных центров наркопроизводства, факты поставки в страну синтетических наркотиков из КНР. Указывается на наличие криминальной сети сбыта данных наркотиков через бесконтактный сбыт «тайниково-закладочным» способом с использованием сети Интернет либо каналов международной почтовой связи. Обосновывается, что введение в действие системы реабилитации на федеральном уровне и активизация государственно-частного партнерства способны повысить потенциал реализуемых и готовых к реализации программ реабилитации в субъектах РФ. Рассматривается сотрудничество МВД России c компетентными органами иностранных государств в сфере противодействия незаконному обороту наркотиков, которое, несмотря на санкции западных стран в отношении Российской Федерации и попытки международной изоляции, активно развивается как в рамках двустороннего взаимодействия, так и в многостороннем формате. Реализуются антинаркотические мероприятия и секторальная система международного сотрудничества по противодействию обороту наркотиков в рамках председательства Российской Федерации в ШОС и БРИКС, участия в качестве государства - члена в ОДКБ. Приводятся основные тенденции наркоситуации, среди которых отмечается механизм наркоиндустрии, отражающий четыре основных группы факторов, посредством которых анализируются экономический, социокультурный и технологический аспекты наркоугрозы: 1) наркопроизводство; 2) наркобизнес; 3) социальная пораженность наркотиками; 4) криминальная наркотехнология. Сформулирован вывод о том, что основными факторами, влияющими на осложнение наркоситуации, являются афганская наркоэкспансия, силовое сопровождение наркотрафика, активная пропаганда немедицинского потребления наркотиков со стороны наркобизнеса, активное использование Интернета для приобретения наркотиков, распространение синтетических наркотиков преимущественно бесконтактным способом через сеть мелкорозничных сбытчиков, которые вовлекают в этот процесс в основном молодежь.
Ключевые слова
Наркотрафик, государственная политика, наркотическое средство, организованная наркопреступность, комплексная реабилитация, наркотехнология, Антинаркотические мероприятия, балканский маршрут, наркотизация, контрабанда
Наркотизация российского общества, несмотря на консолидацию правоохранительных органов и активное противодействие транснациональной наркопреступности, представляет собой серьезную угрозу национальной безопасности и основной фактор подрыва демографического и социально-экономического потенциала страны. Наркобизнес продолжает активно трансформироваться, оказывая разрушающее воздействие на социальные и экономические сферы жизнедеятельности государства. Как справедливо отмечает А. И. Чучаев, «ситуация с наркотизацией в России остается непростой. Не прекращаются попытки распространения наркотиков в регионах Российской Федерации, в том числе героина, поставляемого из Афганистана. Новой угрозой стали синтетические наркотики — так называемые курительные смеси, спайсы, поставляемые из Европы и Юго-Восточной Азии»[1].
Противодействие наркоугрозе является одним из ключевых элементов обновленной Стратегии национальной безопасности Российской Федерации, утвержденной Указом Президента РФ от 31 декабря 2015 г. № 683, административного и уголовного законодательства. Кроме того, в Российской Федерации предусмотрено проведение оценки и государственного мониторинга состояния национальной безопасности Российской Федерации, одним из показателей которого является эффективность государственной политики в области противодействия незаконному обороту наркотиков.
В Российской Федерации в наркологических диспансерах состоят на учете около 640 тыс. человек. Однако согласно экспертным оценкам, в стране 7,3 млн человек потребляют наркотики в немедицинских целях, 2,4 млн человек — на постоянной основе. По данным Росстата, уровень смертности в возрастной категории от 15 до 34 лет в России составляет более 200 человек на 100 тыс. населения, что существенно выше, чем, к примеру, в среднем по Европе (45 умерших на 100 тыс. населения). Данная ситуация обусловлена тем, что порядка 2/3 от общего количества ежегодно умирающих в России молодых людей умирают от различных не свойственных молодежи соматических заболеваний, первопричиной которых является немедицинское потребление наркотиков.
В 2016 г. 6 064 человека совершили преступления под воздействием наркотических средств, 286 — под воздействием психотропных веществ и 11 — сильнодействующих.
В 2016 г. выявлены 201,1 тыс. преступлений, связанных с незаконным оборотом наркотиков, что на 15,1 % меньше, чем в 2015 г. (234,8), сотрудниками органов внутренних дел — 172,2 тыс. преступлений (+11%), в том числе 119,5 тыс. отнесенных к категориям тяжких и особо тяжких преступлений.
В свою очередь, 85 799 (-20,8 %) наркопреступлений совершены в крупном и особо крупном размерах (82 454 и 3 345 соответственно). По сравнению с 2015 г. на 16,4 % сократилось число выявленных преступлений, совершенных с целью сбыта наркотических средств, психотропных веществ или их аналогов (в 2016 г. зарегистрированы 99 052 таких посягательств). Наблюдается снижение на 26,7 % производства наркотиков (всего в 2016 г. зафиксировано 66 фактов), пересылки — на 51% (525) и нарушений правил оборота — на 56 % (11), незаконного оборота сильнодействующих веществ — на 44,9 (650), контрабанды наркотиков — на 21,9 % (803). Вместе с тем наблюдается рост на 15,8 % хищений либо вымогательств наркотических средств и психотропных веществ (всего в 2016 г. зафиксировано 66 преступлений). Приведенные данные следует анализировать с поправкой на высокую степень латентности данных преступлений, что отражает весьма глубокое проникновение явления наркотизации в глубь общества.
Правоохранительными органами раскрыто 120 701 наркопреступление, в том числе 102 752 — сотрудниками органов внутренних дел. Выявлены 108 258 лиц, совершивших преступления, связанные с незаконным оборотом наркотических средств, психотропных веществ или их аналогов, сильнодействующих веществ, что на 10,9 % меньше по сравнению с предыдущим годом.
Важным направлением в сфере противодействия розничному распространению наркотиков является противодействие организации и содержанию притонов. В стране продолжает реализовываться комплекс мер, направленных на ликвидацию незаконного рынка наркотиков, потребляемых в притонах. В 2016 г. осуждены 2 007 лиц (из них 593 женщины) за совершение преступлений, связанных с содержанием наркопритонов.
За совершение наркопреступлений осуждены 105 352 лиц, из них 2 533 несовершеннолетних (удельный вес 2,4 %) и 9 436 женщин (удельный вес 8,9%). За совершение преступлений, связанных с незаконным оборотом наркотических средств, психотропных веществ или их аналогов, сильнодействующих веществ, совершенных в составе организованных групп, осуждены 2 361 лицо, в том числе 28 несовершеннолетних и 421 женщина; в составе преступного сообщества (преступной организации) — 190 человек, в том числе 3 несовершеннолетних и 38 женщин[2]. Относительно участия в совершении наркопреступлний женщин следует поддержать обоснованное мнение Н. В. Киркиной, которая отмечает, что «латентность наркотизма в женской среде (в том числе криминального), как это признано на официальном уровне, всегда была гораздо выше, чем среди мужчин»[3].
Как представляется, указанные статистические данные свидетельствуют о достаточно высокой криминальной активности несовершеннолетних в сфере незаконного оборота наркотиков, поскольку их участие создает специфический кумулятивный эффект, направленный на поражение демографической составляющей общества, усиливая свойство воспроизводства наркопреступности. Однако сложно согласиться с Л. С. Радьковой, указывающей на незначительность удельного веса несовершеннолетних среди лиц, совершающих преступления в сфере незаконного оборота наркотиков[4]. Такая «незначительность» носит исключительно статистический характер и не имеет ничего общего с практически значимыми криминологическими показателями наркопреступности.
Регионами с наибольшим удельным весом наркопреступлений в общей структуре преступности являются г. Санкт-Петербург (26,4%), Чеченская Республика (18,7%), Карачаево-Черкесская Республика (18,2 %), Республика Ингушетия (17 %), Республика Дагестан (16 %), Республика Калмыкия (15,5 %), Астраханская область (14,5 %), Республика Северная Осетия — Алания (14,4%), Кабардино-Балкарская Республика (14,3 %), Приморский край (13 %); с наименьшим удельным весом — Тверская область (3,5%), Чукотский автономный округ (4,1%), Псковская область (4,1%), Архангельская область (4,5%), Республика Коми (4,8%), Чувашская Республика (4,8%), Забайкальский край (4,8%), Республика Адыгея (4,8%), Волгоградская область (5%), Республика Алтай (5,1%).
Продолжает оставаться достаточно напряженной ситуация с незаконным поступлением наркотиков на территорию России. Международная (транснациональная) наркопреступность на всем пространстве ответственности Организации Договора о коллективной безопасности[5] (далее — ОДКБ) тесно связана с геополитическим расположением государств — членов ОДКБ и сопряжена с продолжающимся активным движение наркотиков, произведенных на территории Афганистана, по всем основным направлениям до их конечного поступления на территорию России:
Наблюдается устойчивая тенденция поступления кокаина из стран Латинской Америки, среди которых наиболее активными «поставщиками» являются Белиз, Боливия, Гватемала, Гондурас, Коста-Рика, Никарагуа, Панама, Уругвай. Движение наркотических средств осуществляется по трем основным маршрутам:
Перекрытие данных каналов остается одной из приоритетных задач компетентных органов государств — членов ОДКБ. Например, в июне 2016 г. сотрудниками ГУН К МВД России совместно с Государственной службой по контролю наркотиков при правительстве Кыргызской Республики проведена совместная международная операция на маршруте доставки наркотиков: Бишкек — Москва — Каунас. По итогам операции изъято более 18 килограммов героина и задержан активный участник наркоформирования, осуществляющий организацию контрабандных поставок героина из Кыргызстана транзитом через Россию в страны Европы.
Имеют место множественные факты поставки синтетических наркотиков, в основном синтетических каннабиноидов и N-метилэфедрона, из Китайской Народной Республики и некоторых европейских стран. При этом разработана целая сеть сбыта данных наркотиков через бесконтактный сбыт «тайниково-закладочным» способом с использованием сети Интернет либо каналов международной почтовой связи. Китай продолжает оставаться основным поставщиком синтетических каннабиноидов («спайсов»), В этой связи достаточно симптоматично то обстоятельство, что доля синтетических наркотиков в общем объеме выявленных наркотических средств увеличилась с 14 % в 2015 г. до 15 % в 2016 г.
Особая роль в поставках на территорию Российской Федерации «тяжелых» наркотиков принадлежит этнической наркопреступности. Однако в 2016 г. рост числа задержанных за оптовые поставки наркотиков иностранных граждан приостановился. Наиболее концентрированные и опасные наркотики, такие как героин, гашиш и синтетические наркотики, поставляются на территорию России из-за границы. Однако упрощенный режим досмотра в пунктах пропуска на государственной границе и слабая техническая оснащенность таможенной инфраструктуры обусловливают крайне низкую эффективность противодействия контрабанде наркотиков. Зачастую, несмотря на приоритетность противодействия транснациональной организованной наркопреступности, которая выступает ключевой проблемой незаконного распространения наркотиков[6], значительные человеческие и временные ресурсы компетентных органов расходуются на выявление, раскрытие и расследование преступлений, не связанных прямо с деятельностью организованных преступных наркоформирований.
В 2016 г. из незаконного оборота изъято 21,7 тонн различных наркотиков (в 2015 г. — 34,2 тонны), в том числе около 15 тонн наркотиков каннабисной группы, немногим более 4 тонн синтетических наркотиков (в 2015 г. — около 5,4тонны), 1,4тонны наркотиков опийной группы (включая 965 килограммов героина), 1,3 тонны психотропных веществ и 385 килограммов сильнодействующих веществ. Окончательно ликвидированы основные каналы поставок наркотиков, распространяемых под видом пищевого мака, служащего сырьем для изготовления ацетилированного опия.
Продолжают совершенствоваться нормативная правовая база и общая организация механизма реабилитации и ресоциализации, развивается комплексный подход к формированию и финансированию региональных сегментов данной системы, что будет способствовать решению значимых проблем, связанных с немедицинским потреблением наркотиков: снижения уровня преступности и финансовых затрат на борьбу с незаконным оборотом нар
котиков, защиты общества от асоциального поведения наркопотребителей, освобождения от наркозависимости, смягчения электорального напряжения в существенном сегменте социума, а также уменьшения потерь валового внутреннего продукта от незаконного оборота наркотиков, которые, по экспертным оценкам, составляют до 3 % ВВП ежегодно.
Введение в действие системы реабилитации на федеральном уровне способно придать необходимое ускорение и кратно повысить потенциал реализуемых и готовых к реализации программ реабилитации в субъектах РФ. Однако только в случае реализации государственно-частного партнерства в сфере реабилитации и ресоциализации возможно качественно улучшить наркоситуацию в стране, а также существенно снизить уровень социальной напряженности в обществе.
Совокупный экономический эффект от сокращения теневого оборота наркодоходов может достигать 27 млрд руб. — это денежные средства, ежегодно затрачиваемые наркопотребителями на приобретение наркотиков, которые отнимаются у экономически активного населения, в том числе путем совершения корыстно-насильственных преступлений (в частности, краж, грабежей).
С учетом того, что, по данным Судебного департамента Верховного Суда РФ, к реальному лишению свободы за совершение преступлений, предусмотренных ст. 228 УК РФ, в 2016 г. приговорены 29 124 лиц, а условно осуждены 34 979, экономический эффект от снижения затрат на уголовно-исполнительную систему может достигать 14 млрд руб.
Распространение потребления наркотиков в России — неотъемлемая часть мировой проблемы наркомании, требующая скоординированных и сбалансированных действий всего мирового сообщества. В целях эффективного противодействия организованной транснациональной наркопреступности в 2016 г. правоохранительными органами РФ совместно с правоохранительными органами других стран, а также в рамках деятельности ОДКБ активно проводились специальные анти наркотические операции по изъятию наркотических средств и задержанию наркопреступников. Сформирована многоуровневая секторальная система международного сотрудничества по противодействию обороту наркотиков на территории Центральной Азии и Латинской Америки.
Сотрудничество МВД России с компетентными органами иностранных государств в сфере противодействия незаконному обороту наркотиков, несмотря на санкции западных стран в отношении Российской Федерации и попытки международной изоляции России, активно развивается как в рамках двустороннего взаимодействия, так и в многостороннем формате. Реализуются анти наркотические мероприятия в рамках председательства Российской Федерации в ШОС и БРИКС, в том числе Совещания руководителей компетентных органов государств — членов ШОС, наделенных полномочиями по борьбе с незаконным оборотом наркотиков, и менее двух лет назад созданной Антинаркотической рабочей группы БРИКС. В 2016 г. осуществлялась работа по вопросу присоединения компетентных органов ОАЭ к формату ЦАК (Центрально-Азиатский анти- наркотический квинтет) и преобразования ЦАК в антинаркотический альянс, что значительно повышает эффективность борьбы с наркопроизводством, осуществляемом на территории Афганистана, и наркотрафиком.
Практические результаты и достигнутая высокая степень координации совместной деятельности компетентных органов различных государств[7] предполагают продолжение взаимодействия на данном направлении. Однако действующие в настоящее время международные, межправительственные и межведомственные соглашения не в полной мере способствуют возможности полноценного контроля за наркотрафиком. Это обусловлено тем обстоятельством, что транснациональная наркопреступность вовлечена в широкий спектр сопутствующих видов криминальной деятельности, что значительно «размывает» возможности точечного и упреждающего воздействия на эти очаги преступной активности со стороны компетентных органов различных государств. К сопутствующим видам преступной деятельности транснациональной наркопреступности относятся незаконный оборот оружия, организация незаконной миграции, торговля людьми, преступность с использованием информационных технологий. Традиционными для организованного криминала остаются вымогательство, мошенничество, организация незаконных азартных игр, проституции и фальшивомонетничество. Не случайно под транснациональной наркопреступностью понимается разновидность организованной преступности, характеризующаяся количественными и качественными показателями, действующая на территории нескольких государств (двух и более), в целях получения финансовой выгоды (сверхприбыли) от совершения преступлений в сфере незаконного оборота наркотиков (наркобизнеса).
За счет консолидации усилий правоохранительных органов и институтов гражданского общества достигнуто снижение в Российской Федерации напряженности ситуации в сфере немедицинского наркопотребления и незаконного оборота наркотиков: уменьшилось количество совершаемых наркопреступлений и лиц, их совершивших, снизился объем наркотиков, находящихся в незаконном обороте. Вместе с тем сохраняющийся высокий уровень наркотизации населения страны продолжает представлять серьезную угрозу национальной безопасности России, что диктует необходимость дальнейшего развития антинаркотиче- ской системы и совершенствования методов противодействия незаконному обороту наркотиков.
Среди основных тенденций наркоситуации необходимо выделить:
Можно резюмировать, что состояние наркоситуации оказывает влияние на процессы развития современного российского общества. Поэтому антинаркотическая политика направлена на консолидацию совместных усилий правоохранительных органов, медицинских учреждений и институтов гражданского общества в целях противодействия незаконному обороту наркотиков, транснациональной организованной наркопреступности, легализации (отмыванию) наркодоходов. В целом можно согласиться с позицией В. А. Иванова и Н. С. Хлебниковой о том, что участие «граждан и институтов гражданского общества в выявлении и пресечении правоохранительными органами незаконного оборота наркотиков и их прекурсоров, обнаружении мест произрастания дикорастущих наркосодержащих растений и фактов их незаконного выращивания, выявлении и пресечении коррупционных связей, способствующих незаконной деятельности, способно оказать большое влияние на сокращение предложений наркотиков и спроса на них»[12].
Таким образом, основными факторами, влияющими на осложнение наркоситуации, являются афганская наркоэкспансия, силовое сопровождение наркотрафика, активная пропаганда немедицинского потребления наркотиков со стороны наркобизнеса, активное использование Интернета для приобретения наркотиков, распространение синтетических наркотиков преимущественно бесконтактным способом через сеть мелкорозничных сбытчиков, которые вовлекают в этот процесс в основном молодежь.
В целом изложенный материал усиливает представления о реальном состоянии наркоситуации в Российской Федерации и дает возможность выработать необходимые эффективные антинаркотические мероприятия, позволяющие совершенствовать деятельность по противодействию наркоугрозе.
БИБЛИОГРАФИЯ
[1] Чучаев А. И. Стратегия государственной анти наркотической политики: актуальные вопросы реализации // Lex Russica. 2016. № 6 (115). С. 242-243.
[2] Федеральная служба государственной статистики. URL: http://www.gks.ru/.
[3] Киркина Н. В. Основные направления воздействия на женскую наркопреступность // Вестник Московского государственного областного университета. Серия : Юриспруденция. 2015. № 3. С. 121.
[4] РадьковаЛ. С. Участие несовершеннолетних в незаконном обороте наркотических средств, психотропных веществ или их аналогов // Вестник Воронежского института МВД России. 2017. № 1. С. 228.
[5] Организация Договора о коллективной безопасности (ОДКБ) — военно-политический союз, созданный несколькими государствами Евразии (в разное время организация объединяла от 6 до 9 государств) на основе Договора о коллективной безопасности (ДКБ), подписанного 15 мая 1992 г. //URL: http://www. odkb-csto.org/structure (дата обращения: 04.07.2017).
[6] Щербаков А. Д. Состояние наркопреступности в Российской Федерации // Социально-экономические явления и процессы. 2015. Т. 10. № 9. С. 213.
[7] См.: Кобец П. Н. О необходимости укрепления международной системы контроля над незаконным оборотом наркотиков // Символ науки. 2017. Т. 3. № 4. С. 100—102.
[8] Также см.: Уварова И. А. Современное состояние и уровень наркопреступности в России // Вестник
Московского университета имени С. Ю. Витте. Серия 2 : Юридические науки. 2016. № 1 (8). С. 36—39.
[9] Гатчина Л. В. Об истории и перспективах противодействия наркопреступности //Уголовная политика и правоприменительная практика : сборник статей по материалам IV Всероссийской научно-практической конференции /отв. ред. Е. Н. Рахманова. СПб. : Петрополис. 2016. С. 87.
[10] Сильченко Е. В., Пользах А. Ю. О необходимости законодательного закрепления понятия «нелегальный наркобизнес» // Наука сегодня: глобальные вызовы и механизмы развития : материалы международной научно-практической конференции : в 2 ч. М. : Научный центр «Диспут». 2017. Ч. 2. С. 26.
Новикова Е. П. Современное состояние наркопреступности в России //Актуальные проблемы деятельности подразделений УИС : сборник материалов Всероссийской научно-практической конференции. Воронеж : Воронежский институт ФСИН России, 2016. С. 316—317.
[12] Иванов В. А., Хлебникова Н. С. Роль гражданского общества в борьбе с незаконным оборотом наркотиков // Марийский юридический вестник. 2017. № 1 (20). С. 17.