Современное волонтерство в воспитании просоциального поведения личности
Опубликована Янв. 1, 2019
Последнее обновление статьи Окт. 24, 2022
Введение. В современном обществе растет запрос на распространение просоциадьных практик, среди которых ведущая роль отводится волонтерскому движению. В связи с этим актуальной педагогической задачей становится воспитание просоциальной личности - субъекта, деятельность которого ориентирована на безвозмездное служение обществу и обусловлена альтруистическими мотивами. Таким потенциальным субъектом является прежде всего студенчество как особая социальная группа, характеризующаяся наибольшей степенью гражданской активности, стремлением к самоорганизации и самореализации в различных сферах жизни.
Цели представленного в статье исследования - выявить и проанализировать отношение в молодежной среде к различным видам волонтерства; обосновать необходимость поддержки и развития волонтерского движения как одного из главных условий безопасного и устойчивого существования социума.
Методология и методы. Работа базировалась на личностном и социальнокогнитивном подходах к процессу воспитания нового поколения, а также на ключевых положениях теории социальной безопасности. В качестве инструментария сбора информации применялись методы фокус-группового исследования, интервью, анкетирования и интернет-опроса. Полученные данные обобщались и обрабатывались с помощью качественных и количественных методов анализа, в том числе контент-анализа, анализа процентных соотношений, корреляционного анализа с применением коэффициента Пирсона и факторного анализа (метода главных компонент, варимакс-вращения). Расчеты производились с использованием пакета статистических программ SPPS 17.
Результаты и научная новизна. Феномен волонтерства рассмотрен как важный фактор социальной солидарности и социального доверия и как форма безопасного просоциалъного поведения личности. На основе мнений респондентов, принявших участие в опросах, изучены и обобщены типичные представления учащейся молодежи о мотивации волонтера, его личностных качествах и условиях приобщения к различным волонтерским практикам. Составлен психологический портрет современного молодого человека, способного на добровольные бескорыстные поступки во благо других людей. Выделены три группы факторов формирования просоциалъного поведения в молодежной среде: социально-экологические, образовательно-гражданские, культурнорелигиозные. Виды волонтерства ранжированы по степени их влияния на социальное благополучие отдельных сограждан и общества в целом и по расположенности студентов заниматься той или иной добровольческой деятельностью. Обнаружены различия в оценках потенциала добровольческой деятельности и в распределении ее видов в зависимости от предпочтительности и важности, с точки зрения студенческой молодежи и государства. Несовпадение приоритетов, обозначенных участниками опроса, и направлений деятельности, декларируемых в Концепции развития добровольчества (волонтерства) до 2025 года, может быть связано с недостаточной осведомленностью студентов о волонтерских проектах либо указывает на существование рисков социализации молодых людей.
Практическая значимость. Проведенное исследование, с одной стороны, обогащает область знаний о сущности безопасного просоциалъного поведения личности, с другой - обладает практике- ориентированной значимостью, так как может служить основой для разработки способов психологопедагогического воздействия на формирование готовности человека к такому поведению, реализующемуся через добровольческую деятельность.
Ключевые слова
Волонтерство, безопасное просоциальное поведение, бескорыстие, благотворительность, социальная активность
В условиях современного общества, когда глобальные социальные, экономические, политические и культурные изменения, затрагивающие все более широкие слои населения, формируют у людей потребительское отношение к жизни, актуальной задачей системы образования становится воспитание личности, ориентированной на бескорыстное служение обществу, обусловленное альтруистическими мотивами. Этот общественный запрос выражается в конкретных мерах государства по развитию просоциальных практик, в том числе волонтерства: регламентируется законодательная база, разработана Концепция развития добровольчества, создаются общественные движения и некоммерческие организации (НКО) в сфере волонтерства, организуются волонтерские форумы и слеты, а 2018 год прошел под эгидой объявленного Президентом РФ Года добровольца в России.
Добровольческое движение декларируется в качестве приоритетного направления в Концепции долгосрочного развития социально-экономической сферы в РФ на период до 2020 года1 (Концепция долгосрочного развития социально-экономической сферы в Российской Федерации на период до 2020 года [Электрон, ресурс]. Режим доступа: http://www.ifap.ru/ofdocs/rus/rus006.pdf (дата обращения: 25.11.2018).). Утверждена Концепция развития добровольчества (волонтерства) в России до 2025 года2 (Концепция развития добровольчества (волонтерства) в Российской Федерации до 2025 года [Электрон. ресурс]. Режим доступа: http://govemment.ru/docs/35231/ (дата обращения: 25.11.2018).), в которой обозначены основные направления добровольческих инициатив в целях обеспечения системного подхода к мерам их поддержки.
Одной из центральных социально-психологических категорий, активно разрабатываемых в рамках теории социальной безопасности, в настоящее время является категория безопасного просоциального поведения личности. На фоне возникающих в обществе угроз и рисков такое поведение становится формой решения жизненных проблем и социально значимых задач.
Актуальность его формирования определяется возрастающей ролью просоциальной субъектности личности и необходимостью соответствующего воспитания молодежи. Студенчество как особая социальная группа может стать субъектом просоциального поведения в силу возрастной активности, стремления к самоорганизации и самореализации в различных сферах жизни.
Наше исследование было направлено на обоснование волонтерства как формы бескорыстной активности личности, а также выявление условий вырабатывания у студентов соответствующих поведенческих установок. В ходе проведенной работы решались следующие задачи:
Просоциальный потенциал волонтерства позволяет рассматривать его как важный фактор социальной солидарности, условие социального доверия. Волонтерская активность содействует выработке установки на реализацию способностей личности, мобилизацию социальной инициативы. Именно волонтерство А. В. Кисиленко считает основой воспитания солидарного сознания, активной гражданской позиции молодежи, специфической формы самоорганизации, способствующей осознанию пределов и возможностей саморегулирования в условиях нарастания неопределенности и риска; интенсификации и углублению процессов развития гражданского общества [1].
Исследование волонтерства как формы безопасного просоциального поведения базируется на личностном и социально-когнитивном подходах. Личностный подход рассматривает названное поведение с точки зрения склонности индивида к оказанию помощи (А. М. Isen, М. S. Clark, М. F. Schwartz) [2]. J. Latane и В. Barley отмечают, что для просоциального реагирования необходима быстрая переработка больших объемов информации [3]. Зарубежными исследователями проанализированы различные аспекты мотивации волонтерства (спортивного, медицинского и др.), а также связи этой мотивации с временными перспективами и жизненной удовлетворенностью [4-8]. Р. Benevene, L. Dal Corso, A. De Carlo и др. обосновали нравственность как предпосылку удовлетворенности деятельностью, эмоциональной привязанности к ней и намерения оставаться среди волонтеров некоммерческих организаций [9]. N. Krause, G. Rainville выявили различия в гендерном и социальном контексте добровольчества и психологического благополучия [10].
С. К. Lee, Y. Reisinger, М. J. Kim, S. М. Yoon характеризуют «традиционное волонтерство» как «дополнительные руки» [11]. Р. Н. Mirvis, S. Т. Hurley, A. MacArthur рассматривают волонтерство, основанное на «профессиональном опыте, знаниях и умениях», которое иногда также называют «professional support» [12]. Его главное отличие - использование специализированных профессиональных компетенций. К. В. Kirkland считает, что pro bono волонтер - это «компетентный индивид» (skillful individual), предлагающий другим бесплатную профессиональную помощь, которая может осуществляться как самостоятельно, индивидуально, так и через посредничество группы или организации [13, 14]. Такая инициатива предполагает наличие определенной профессиональной квалификации волонтера, который участвуюет в ней как профессионал, а не просто как отзывчивый человек «с руками, ногами и горячим сердцем».
Установлено, что волонтерство способствует формированию просоциальных жизненных стратегий, успешному построению межличностных взаимоотношений, является источником социальных связей, интересного досуга, а также дает основу для профессионального становления [15]. Сегодня ощущается необходимость изучения различных видов волонтерской деятельности российской молодежи, выявления мотивов добровольчества, определения способов воспитания у студентов просоциальной субъектности.
Н. В. Молчанова характеризует просоциальное поведение личности как проявление активности, направленной на пользу для другого, не предполагающей ответной помощи или выгоды для себя [16]. Существенными характеристиками такого поведения с точки зрения безопасности выступают сознательные действия по обеспечению безопасного существования в современном социуме других людей и общества в целом, ориентация на общее благо в ситуациях, требующих минимизаций социальных рисков (национальных, культурных, нравственных, экологических), а также готовность противостоять факторам таких рисков.
А. Л. Свенцицкий и Т. В. Казанцева выявили взаимозависимость между количеством социальных ролей, которые исполняет человек в своей жизни (социальным капиталом), и его просоциальным поведением [17].
Помогающая субъектность личности и волонтерские практики как ее форма отражают процессы построения общества, в котором сформирована культура социально ориентированной активности граждан, а также созданы условия для реализации гражданского, личностного и профессионального потенциалов людей в добровольческой деятельности.
В Концепции развития добровольчества (волонтерства) определено более 30 направлений данной деятельности в сферах здравоохранения, образования, социальной поддержки населения, культуры, спорта, охраны окружающей среды, предупреждения и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций, оказания правовой помощи населению и др.
В России волонтерство имеет давнюю историю и свою специфику. Его сущностной особенностью всегда было социальное служение, которым целенаправленно и серьезно могут заниматься только те, кому это душев
но необходимо, и которое отражает самый высокий уровень социальной ответственности членов общества [18-20]. Сегодня в единой информационной системе «Добровольцы России» зарегистрировано 14 172 волонтерские организации, 538 918 добровольцев (средний возраст - 23 года).
Обобщая содержание исследовательских работ, можно констатировать, что добровольческая деятельность является действенной формой и практикой формирования гражданской идентичности, социальной технологией развития гражданской позиции и просоциальной активности личности, а просоциальное поведение - один из факторов социально-психологической безопасности и устойчивости личности [21-23].
Выборку нашего исследования составили студенты вузов и колледжей городов Екатеринбург, Иваново, Калуга, Клин, Кострома, Москва, Саранск, Симферополь, Сыктывкар, Тюмень, Шуя, Ярославль, в общей сложности 567 человек - 439 женщин и 128 мужчин. Средний возраст респондентов равнялся 20,2 года.
Мотивы волонтерской деятельности выявлялись посредством фокус- группового метода, а также с помощью интервью. Для определения предпочтений студентов в выборе видов просоциалъного поведения использовалась специально разработанная анкета, которая представляла собой перечень из 29 видов добровольческой деятельности. Респондентам предлагалось оценить степень значимости для общества того или иного вида (по шкале от 1 - «абсолютно не важно» до 5 - «очень важно»). Для изучения отношения респондентов к установленным в Концепции развития добровольчества направлений и форм волонтерской деятельности использовался интернет-опрос «Безопасное просоциальное поведение».
Полученные ответы обобщались и обрабатывались с помощью качественных и количественных методов анализа, в том числе контент-анали- за, анализа процентных соотношений, корреляционного анализа с применением коэффициента Пирсона и факторного анализа (метода главных компонент, варимакс-вращения). Расчеты производились с применением пакета статистических программ SPPS 17.
Опытом волонтерской деятельности обладала лишь пятая часть респондентов (22,6%). Среди мужчин оказалось больше волонтеров, чем среди женщин (27,1% против 21,5%). Можно предположить, что женщины располагают меньшим временем на оказание бескорыстной волонтерской помощи.
Мотивы занятия студентами волонтерской деятельностью.
Для выявления мотивации молодых людей к осуществлению волонтерских практик было проведено анкетирование на тему «Психологический портрет современного волонтера».
Ответы на вопрос «Занимались ли Вы когда-нибудь волонтерской деятельностью?» выявили, что у 44,1% респондентов «есть такой опыт», а 13,7% уже являются волонтерами. Вместе с тем 42,1% сообщили: «Нет, никогда не занимался».
60,5% опрошенных характеризуют волонтера как человека, которому не безразлична жизнь других людей. 35,1% молодых людей считают добровольцем периодического участника каких-либо акций и мероприятий. Наименьшее количество респондентов (4,4%) полагает, что волонтер - это богатый человек, занимающийся благотворительностью.
54,5% опрошенных главным мотивом волонтерской деятельности называют потребность помогать, 27,1% уверены, что существенным аспектом мотивации является достаточное количество свободного времени. По мнению испытуемых, меньше всего побуждают людей к подобной деятельности значимость и престиж (10,1%); желание заявить о себе (8,3%).
Большинство считает, что волонтеру присущи такие качества, как доброжелательность, ответственность и терпимость (42,3%), далее по нисходящей: доброта и умение прийти на помощь (24,4%), эмпатия, внимательность (22,1%), милосердие, открытость, искренность, честность (10,2%), добросердечность и порядочность (1,0%).
Среди препятствий для участия в добровольческих практиках были названы нехватка времени (39,2%), недостаток опыта (22,8%), отсутствие информации об организациях (20,0%). Одинаковое количество респондентов (по 9%) полагают, что отсутствие материальной возможности, стимула и вознаграждения также мешают реализации себя в волонтерской деятельности.
Психологический портрет волонтера создается посредством представлений о его мотивах, личностных качествах и условиях занятий волонтерством. Согласно итогам опроса, побуждать к волонтерской деятельности могут моральный долг и сочувствие и связанные с ними идеалистические мотивы: желание способствовать изменениям в обществе, быть социально полезным, помогать нуждающимся, отвечать на добро добром, улучшать благополучие другого человека. К аспектам выгоды респонденты относят получение полезных связей, пробу себя на пути к карьере, приобретение дополнительных знаний, умений и навыков, расширение опыта, общественное признание. Наиболее важными личностными качествами волонтера являются милосердие, открытость, искренность, доброжелательность, ответственность, желание помочь.
Среди его особенностей необходимо выделить психологическую готовность к добровольческой деятельности. К условиям совершения добровольных и бескорыстных поступков на благо окружающих относятся потребность помогать людям и наличие свободного времени.
Предпочтения в выборе студентами видов просоциалъного поведения (волонтерской деятельности). Результаты факторного анализа, проведенного с целью формирования обобщенных характеристик просоциального поведения и выявления востребованности его видов в молодежной среде, позволили определить три фактора, описывающих в общей сложности 67,5% общей дисперсии (табл. 1).
Таблица 1
Результаты факторного анализа просоциального поведения
и востребованность его видов в молодежной среде
Фактор | Переменные, составляющие фактор | Вес переменной |
1 | 2 | 3 |
1. Социально-экологический. Вес фактора - 16,5. Объясненная дисперсия - 56,9% | Предлагать помощь людям с ограниченными возможностями здоровья, пожилым людям в общественных местах | 0,814 |
Бережно относиться к окружающей среде, природе и участвовать в экологических акциях | 0,786 | |
Проявлять сочувствие, оказывать душевную поддержку и помощь людям в трудной жизненной ситуации | 0,76 | |
Помогать бездомным животным (осуществлять пожертвования или уход; помогать на улицах и пр.) | 0,757 | |
Помогать ветеранам, взаимодействовать с ветеранскими организациями | 0,736 | |
Участвовать в сборе пожертвований (вещей, продуктов) для социально уязвимых групп населения | 0,706 | |
Оказывать помощь по уходу за людьми, организации досуга в домах-интернатах, центрах для престарелых и инвалидов | 0,693 | |
Участвовать в благоустройстве территорий (посадка деревьев, уборка мусора в лесу, субботник во дворе и пр.) | 0,692 | |
| Благоустраивать памятные места и воинские захоронения, содействовать увековечению памяти погибших при защите Отечества | 0,645 |
Способствовать формированию здорового образа жизни людей, профилактике заболеваний, участвовать в организации дней здоровья | 0,592 | |
Оказывать нуждающимся финансовую помощь | 0,591 | |
Участвовать в осуществлении работ по сохранению памятников истории и культуры | 0,561 | |
2. Образовательногражданский. Вес фактора - 1,8. Объясненная дне- Персия - 6,2% | Участвовать в просветительской работе, образовательных программах (проведение занятий в школах, вузах, мастер- классов о профессии и пр.) | 0,728 |
Быть наставником или тьютором | 0,719 | |
Демонстрировать негативное отношение к коррупции как в личном окружении, так и в обществе | 0,717 | |
Быть добровольцем в ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций | 0,675 | |
Проявлять активную гражданскую позицию и сообщать о правонарушениях, свидетелем которых становишься | 0,66 | |
Участвовать в социальных проектах своего учреждения / организации | 0,628 | |
Содействовать в поиске пропавших людей (пропавших без вести, заблудившихся в лесу и пр.) | 0,605 | |
Сообщать об опасном (противоправном) интернет-контенте (пропаганда наркотиков, экстремизм, призыв к самоубийству, вредоносные компьютерные программы и др.) | 0,594 | |
Быть народным дружинником, помогать правоохранительным органам в охране общественного порядка | 0,574 | |
Участвовать в протестных акциях (митинги, демонстрации) для привлечения внимания к проблеме | 0,571 | |
Участвовать в массовых акциях траура и скорби | 0,561 | |
| Оказывать волонтерскую помощь в интернет-среде | 0,555 |
Быть донором крови и ее компонентов | 0,537 | |
Участвовать в организации и проведении спортивных мероприятий (олимпиад, паралимпиад, универсиад, чемпионатов, спартакиад) | 0,506 | |
3. Культур норелигиозный. Вес фактора - 1,3. Объясненная дне- Персия - 4,4% | Участвовать в организации религиозных массовых акций, праздников | 0,877 |
Помогать в восстановлении религиозных сооружений (храмов, мечетей и пр.) | 0,791 | |
Участвовать в проведении фестивалей, конкурсов, концертов, выставок, популяризации культурных традиций и практик | 0,618 |
Социально-экологический фактор составили переменные, указывающие на преимущественный выбор респондентами поступков, связанных с оказанием бескорыстной помощи конкретным людям, находящимся в трудных жизненных ситуациях, и сохранением среды обитания человека.
В образовательно-гражданский фактор вошли показатели, характеризующие групповую волонтерскую деятельность, направленную не столько на предоставление бескорыстной помощи конкретным нуждающимся в ней людям, сколько на участие в совместных программах или коллективных проектах просветительского, наставнического плана, а также способствующих социальной безопасности.
Культурно-религиозный фактор включил показатели востребованности бескорыстного участия в акциях и мероприятиях, ориентированных на сохранение традиционных духовных и культурных ценностей.
Ответы на вопрос: «Что может бескорыстно делать человек, чтобы способствовать благополучию людей в обществе?» - позволили проранжировать виды волонтерской деятельности, в наибольшей степени влияющие на благосостояние общества, с точки зрения студентов, и, следовательно, наиболее приоритетные в молодежной среде. Степень значимости видов волонтерства определялась путем подсчета суммы баллов, складывающейся исходя из оценок «4» и «5», поставленных респондентами по каждому из 29 пунктов анкеты, с последующим формированием четырех квартилей в зависимости от предпочтений в выборе просоциального поведения (табл. 2).
Таблица 2
Предпочтения (ранги) в выборе студентами видов просоциального
поведения (волонтерской деятельности)
Ранг | Сумма баллов | Виды просоциального поведения (волонтерской деятельности) |
1 | 2 | 3 |
Первый квартиль: наиболее предпочтительные виды волонтерской деятельности | ||
1-й | 2268 | Предлагать помощь людям с ограниченными возможностями здоровья, пожилым людям в общественных местах |
2-й | 2244 | Бережно относиться к окружающей среде, природе и участвовать в экологических акциях |
3-й | 2180 | Проявлять сочувствие, оказывать душевную поддержку и помощь людям в трудной жизненной ситуации |
4-й | 2141 | Помогать ветеранам, взаимодействовать с ветеранскими организациями |
5-й | 2057 | Способствовать формированию здорового образа жизни людей, профилактике заболеваний, участвовать в организации дней здоровья |
6-й | 2044 | Помогать бездомным животным (осуществлять пожертвования или уход; помогать на улицах и пр.) |
7-й | 1999 | Участвовать в благоустройстве территорий (посадка деревьев, уборка мусора в лесу, субботник во дворе и пр.) |
Второй квартиль: вторые по популярности виды волонтерства | ||
8-й | 1998 | Оказывать помощь по уходу за людьми, организации досуга в домах-интернатах, центрах для престарелых и инвалидов |
9-й | 1995 | Содействовать в поиске пропавших людей (пропавших без вести, заблудившихся в лесу и пр.) |
10-й | 1993 | Участвовать в сборе пожертвований (вещей, продуктов) для социально уязвимых групп населения |
11-й | 1953 | Благоустраивать памятные места и воинские захоронения, содействовать в увековечении памяти погибших при защите Отечества |
12-й | 1820 | Участвовать в акциях по сохранению памятников истории и культуры |
13-й | 1807 | Сообщать об опасном (противоправном) интернет-контенте (пропаганда наркотиков, экстремизм, призыв к самоубийству, вредоносные компьютерные программы и др.) |
14-й | 1782 | Быть донором крови и ее компонентов |
Третий квартиль: средние no предпочтениям виды волонтерской деятельности | ||
15-й | 1752 | Быть добровольцем в ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций |
16-й | 1752 | Участвовать в просветительской работе, образовательных программах (проведение занятий в школах, вузах, мастер- классов о профессии и пр.) |
17-й | 1738 | Помогать деньгами нуждающимся в помощи людям |
18-й | 1718 | Участвовать в социальных проектах своего учреждения / организации |
19-й | 1690 | Проявлять активную гражданскую позицию и сообщать о правонарушениях, свидетелем которых становится |
20-й | 1598 | Участвовать в организации и проведении спортивных мероприятий (олимпиад, паралимпиад, универсиад, чемпионатов, спартакиад) |
21-й | 1582 | Демонстрировать негативное отношение к коррупции как в личном окружении, так и в обществе |
Четвертый квартиль: виды волонтерства, получившие наименьшее количество высоких оценок по предпочтительной деятельности | ||
22-й | 1500 | Оказывать волонтерскую помощь в интернет-среде |
23-й | 1433 | Быть наставником или тьютором |
24-й | 1378 | Участвовать в проведении фестивалей, конкурсов, концертов, выставок, популяризации культурных традиций и практик |
25-й | 1348 | Помогать в восстановлении религиозных сооружений (храмов, мечетей и пр.) |
26-й | 1348 | Быть народным дружинником, помогать правоохранительным органам в охране общественного порядка |
27-й | 1188 | Участвовать в массовых акциях траура и скорби |
28-й | 1177 | Участвовать в протестных акциях (митинги, демонстрации) для привлечения внимания к проблеме |
29-й | 1131 | Участвовать в организации религиозных массовых акций, праздников |
Для выявления взаимосвязи видов просоциального поведения, вошедших в первый квартиль, был осуществлен корреляционный анализ с применением коэффициента Пирсона. Установлено, что между всеми видами существует сильная взаимосвязь (0,5 < p< 0,8, р < 0,001) (табл. 3). Это позволяет говорить о том, что они составляют ядро добровольческой активности и определяют ориентации и социальное поведение студенческой молодежи.
Таблица 3
Корреляционные связи между видами просоциального поведения
Ранг вида просоциального поведения | 1-й | 2-й | 3-й | 4-й | 5-й | б-й | 7-й | 8-й |
1-й | 1,00 | 0,72 | 0,73 | 0,71 | 0,62 | 0,67 | 0,64 | 0,69 |
2-й | 0,72 | 1,00 | 0,74 | 0,75 | 0,68 | 0,7 | 0,78 | 0,58 |
3-й | 0,73 | 0,74 | 1,00 | 0,71 | 0,63 | 0,67 | 0,66 | 0,65 |
4-й | 0,71 | 0,75 | 0,71 | 1,00 | 0,73 | 0,75 | 0,7 | 0,67 |
5-й | 0,62 | 0,68 | 0,63 | 0,73 | 1,00 | 0,64 | 0,65 | 0,57 |
6-й | 0,67 | 0,7 | 0,67 | 0,75 | 0,64 | 1,00 | 0,69 | 0,67 |
7-й | 0,64 | 0,78 | 0,66 | 0,7 | 0,65 | 0,69 | 1,00 | 0,63 |
8-й | 0,69 | 0,58 | 0,65 | 0,67 | 0,57 | 0,67 | 0,63 | 1,00 |
Мнения участников опроса позволяют выявить закономерность, на основе которой построено распределение видов добровольческой деятельности по потенциалу социального блага: от оказания адресной бескорыстной помощи людям, находящихся в трудной жизненной ситуации (инвалидам, детям, ветеранам, больным людям) и сохранения безопасной и здоровье сберегающей среды жизнедеятельности через коллективные формы волонтерства на основе гражданственности к сохранению духовных и культурных традиций общества.
В ходе проведенного исследования выявлены сущностные характеристики безопасного просоциального поведения: направленность на сознательное обеспечение безопасного существования в современном социуме других людей и общества в целом, ориентация на общее благо в ситуациях минимизаций социальных рисков (национальных, культурных, нравственных, экологических), а также готовность человека противостоять факторам такого риска. Волонтерство, обладая свойствами полезности для общества и социальной значимости, способствует поддержанию психосоциального комфорта граждан, нуждающихся в помощи, снижению социальной напряженности в тех ситуациях, когда отсутствует возможность помочь человеку какими-либо другими средствами. Именно этот потенциал позволяет рассматривать данное явление как форму безопасного просоциального поведения.
Вместе с тем сравнительный анализ направлений добровольческой деятельности, декларируемых в Концепции развития добровольчества (волонтерства) до 2025 года и обозначенных участниками опроса, обнаружил, что не все виды этой деятельности оцениваются молодежью как важные с точки зрения благополучия человека в обществе. Наименее предпочтительными оказались помощь в интернет-среде, наставничество, проведение фестивалей, конкурсов, концертов, выставок, спортивных мероприятий, популяризация культурных традиций и практик. По всей видимости, в представлениях молодых людей подобные инициативы ассоциируются с профессиональной деятельностью специалистов. В число недостаточно популярных вошли также виды просоциальной активности, связанные с корпоративным волонтерством, донорством, религиозной направленностью. Это обстоятельство может быть связано, на наш взгляд, с недостаточной осведомленностью о возможностях участия в таких проектах. Не востребованные студентами, но имеющие социальную значимость направления просоциального поведения можно считать факторами риска социализации.
С 1 января 2019 г. в России началась реализация Национального проекта «Образование», согласно которому к 2024 г. в 85 субъектах РФ будет создана и внедрена система социальной поддержки граждан, которые систематически участвуют в волонтерских проектах, включающая реализацию образовательных волонтерских программ. В Концепции развития добровольчества также отмечается, что действенным способом вовлечения школьников и студентов в активную социальную практику и добровольчество является «обучение через волонтерство» в рамках основных и дополнительных образовательных программ.
Согласно федеральным государственным образовательным стандартам высшего образования, сегодня у выпускников вузов требуется формировать универсальные компетенции, такие как способность к социальному взаимодействию, разработке и реализации проектов, самоорганизации и саморазвитию, поддержанию безопасных условий собственной и чужой жизнедеятельности. Содержание этих компетенций согласуется с выявленными видами просоциального поведения. Такое сопряжение позволяет включать в реализуемые основные образовательные программы дисциплины (модули), направленные на воспитание готовности студентов к социальной активности.
Указанные в стандартах высшего образования компетенции могут эффективно формироваться, если в образовательных программах как в рамках практико-ориентированной подготовки, так и различных форм социальной активности студентов будут активно использоваться технологии и методики воспитания просоциальной субъектности. К таким технологиям относятся волонтерство, основанное на профессиональных навыках (pro bono волонтерство), проектная деятельность, наставничество. Поэтому от педагогической, социально-психологической науки сегодня требуется разработка программ по вырабатыванию готовности студентов к волонтерству.
Включение молодых людей в волонтерскую деятельность позволяет развивать конструктивное мышление, умение самостоятельно принимать решения, проявлять инициативу. На наш взгляд, именно волонтерство, ориентированное на профессиональные навыки (pro bono), может стать продуктивной основой для реализации программ подготовки студентов.
Многими вузами уже востребованы соответствующие направления обучения волонтеров. Так, в Российском государственном социальном университете реализуется программа социально-педагогической поддержки инвалидов «Современные технологии управления волонтерской деятельностью и развитие профессионального мастерства руководителей волонтерских центров движения “Абилимпикс”», в Ивановском государственном университете - программы «Личный тренер» и «Тьютор адаптивной физической культуры» по работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья [22], а также программа «Православная педагогика в школе» по подготовке волонтеров к реализации мероприятий и социального проектирования в области духовно-нравственного воспитания детей в современных условиях через приобщение их к ценностям православной культуры [23].
По признанию студентов, если в начале реализации волонтерских проектов их значимость не осознавалась в должной степени, то в процессе систематической регулярной работы с больными детьми возникало ощущение своей нужности, востребованности и желание помогать дальше. Участие в добровольческих мероприятиях дает возможность попробовать свои силы, в некотором смысле почувствовать себя героями и осознать свою ответственность. «Волонтерство сделало нас благороднее, ответственнее и взрослее», - заявляли опрошенные. Ответственность, будучи разновидностью сознательной регуляции, опосредуется ценностными ориентациями и определяет уровень субъектности личности, ее гражданственность, является интегральным личностным свойством, проявляющимся в осознанном, инициативном, самостоятельном, социально-позитивном поведении.
Реализация социокультурного потенциала общественных инициатив и волонтерских организаций будет способствовать формированию у молодежи
просоциальных установок и социальных норм безопасного общества через развитие гражданской ответственности и социальной активности [24-26].
Учитывая, что волонтерство предоставляет широкий круг возможностей для самореализации молодежи в различных сферах жизни, необходимо разрабатывать и реализовывать программы, стимулирующие к просоциальному поведению.
Целесообразно в рамках модулей различных дисциплин проводить мотивационные тренинги по следующим направлениям:
Результаты проведенного нами исследования, с одной стороны, приумножают научное знание о сущности просоциального поведения, в частности понимания волонтерства, с другой - обладают практико-ориентированной значимостью и могут составить основу разработки способов психолого-педагогического воздействия на развитие готовности человека к просоциальному поведению, в том числе добровольческой деятельности. В подтверждение выдвинутой нами гипотезы было установлено, что волонтерская деятельность является ресурсом саморазвития и самореализации личности, способствует формированию мотивационных потребностей, смысложизненных ориентаций, альтруистической направленности, общих базовых ценностей, являющихся основными характеристиками ценностно-мотивационной сферы личности студентов-волонтеров.