Анализ динамики заболеваемости и состояния здоровья студентов курского государственного университета
Опубликована Янв. 1, 2017
Последнее обновление статьи Сен. 19, 2022
В статье рассматриваются вопросы анализа динамики и структуры заболеваемости среди студентов-первокурсников Курского государственного университета за последние пять лет. Проведено исследование физического развития и выявлена его взаимосвязь с образом жизни молодежи. в ходе исследования данных, было выявлено, что только 72% респондентов можно назвать «полностью здоровыми», остальные имеют хронические заболевания и различного рода отклонения в состоянии здоровья. Низкий уровень физической активности присущ подавляющему большинству студентов КГУ. Высокий уровень стресса, низкая двигательная активность, нерациональное питание приводят к угнетению иммунной системы, и как следствие – к ухудшению состояния здоровья. На основе полученных данных будут разработаны рекомендации для проведения профилактических мероприятий и коррекции состояния здоровья.
Ключевые слова
Физическое развитие, заболеваемость, состояние здоровья студентов, образ жизни
Студенчество – это значимая часть любого общества, наиболее активная часть молодежи, которую можно рассматривать по целому ряду признаков как отдельную группу населения.
Состояние здоровья студентов – это не только показатель существующего социально-экономического и общественного развития страны, но и важный индикатор будущего трудового, экономического, культурного, оборонного потенциала общества [4].
В настоящее время, по данным ВОЗ, молодые люди в возрасте от 16 до 29 лет составляют 30% населения земного шара [3]. Информационные и эмоциональные перегрузки, которым они подвергаются на фоне ухудшения экологической обстановки, социальных условий и снижения двигательной активности, приводят к возникновению негативных изменений в состоянии здоровья [1, 5].
В связи с этим ситуация, связанная с неуклонным ростом заболеваемости среди студентов, особенно в период обучения, требует тщательного изучения, анализа и проведения эффективных корригирующих мероприятий.
Важнейшим критерием состояния здоровья популяции, отражающим влияние эндогенных и экзогенных факторов является физическое развитие. Физическое развитие является объективным показателем состояния здоровья и достаточно часто отклонение его от нормы становится первым важным симптомом манифестации заболевания [6].
В связи с этим, оценка морфофункциональных показателей и определение на этой основе приоритетных направлений работы по сохранению здоровья студенческой молодежи является актуальной задачей.
Цель работы – сбор, систематизация и анализ данных о динамике заболеваемости и состоянии здоровья студентов КГУ и выработке рекомендаций по коррекции образа жизни с целью профилактики наиболее распространенных заболеваний.
Предмет исследования – показатели заболеваемости и физического развития и данные об образе жизни студентов.
Для достижения поставленной цели в работе решались следующие задачи:
1) Провести анализ медицинской документации с целью структурирования заболеваемости первокурсников по классам болезней (МКБ – 10);
2) Осуществить мониторинг сомати-ческого здоровья путем неинвазивной диагностики с измерением стандартного комплекса морфологических и медико-физиологических показателей организма студентов;
3) Провести анонимное анкетирование студентов по вопросам образа их жизни;
4) Обработать полученные результаты и обосновать индивидуальные рекомендации по повышению функциональных резервов систем организма, оздоровлению стиля жизни и укреплению здоровья.
Методы исследования: анкетирование, тестирование, методы математической статистики.
Результаты и их обсуждение. На первом этапе исследования нами проведена статистическая обработка индивидуальных медицинских карт студентов первых курсов КГУ с 2011 по 2016 гг. с целью выявления динамики соотношения контингента студентов, относящихся по состоянию здоровья к медицинским группам и выявления основных нозологических форм.
Анализ документации комплексного медицинского осмотра первокурсников КГУ показал, что к основной группе относится 70,18 1,5% от общего количества осмотренных, к подготовительной группе – 24,82 0,71%, к специальной медицинской группе – 5 1,53%. Полученные данные представлены в таблице 1.
В течение последних двух лет прослеживается тенденция сокращения количества студентов, относящихся к основной группе здоровья, и увеличение количества студентов, относящихся к подготовительной и специальной медицинской группе.
Проведя исследование индивидуальных медицинских карт первокурсников за период 2011-2016 гг., мы выявили рост числа заболеваний, который отражен в таблице 2.
В структуре патологии среди студентов I курса наибольшее распространение имеют болезни костно-мышечной системы и соединительной ткани, на втором месте – нарушения зрительного анализатора, на третьем – болезни органов середно-сосудистой системы, на четвертом – болезни нервной системы.
Особенно неблагоприятным по количеству выявленных лиц с отношениями в состоянии здоровья был 2014-2015 учебный год, в этот период отмечен максимальный прирост по всем классам патологии.
Структура заболеваемости первокурсников КГУ по классам болезней (МКБ – 10) (в %) представлена на рис. 2.
Далее нами было проведено анонимное анкетирование среди студентов факультетов: физической культуры и спорта, естественно-географического факультета, факультета иностранных языков, экономического, юридического, филологического факультетов, факультета физики, математики и информатики. В исследовании приняли участие студенты 1-5 курсов в количестве 625 человек Анкетирование позволило составить общее представление об образе жизни и состоянии здоровья студенческой молодежи в возрасте от 17 до 23 лет. Полученные данные обрабатывались с помощью пакета прикладных программ MS Excel, STATISTICA,NCSS PASS 11.0.4.
Анализ анкет показал, что практически треть студентов курит (27%), причем 9% из всех курящих – девушки. Занимаются физическими упражнениями, делают утреннею зарядку только 6,96% опрошенных, посещают спортивные секции – 19,72%, занимаются закаливанием – 2,32%. Было выявлено, что около 30% студентов ведут малоподвижный образ жизни, редко бывают на свежем воздухе; 83% суточного времени студенты находятся в состоянии относительной неподвижности.
74,9% студентов начинают обращать внимание на собственное здоровье, только в случае ухудшение самочувствия и выявления заболевания, 3,61% – когда напоминают родные, только 20,23% опрошенных регулярно следят за здоровьем. Желанию вести здоровый образ, по опросам студентов, препятствует недостаток времени – 7,8%, отсутствие силы воли – 28,98%, отсутствие необходимых условий – 22,68%, финансовые трудности – 10,54%.
Среди обследуемой выборки число «практически здоровых» студентов составило 72%, 28% – имели хронические заболевания или функциональные отклонения. Это: болезни органов дыхания, сердечнососудистые заболевания, болезни обмена веществ, аллергозы. Нерациональное питание (41% респондентов отмечали нарушение режима питания, превалирование в рационе «fastfood»), что приводило к развитию заболеваний желудочно-кишечного тракта.
В ходе работы выявлено: низкий уровень физической активности присущ подавляющему большинству студентов КГУ. Всего 48% студентов 1-3 курсов посещали занятия по физический культуре, еще 12% заняты были в спортивных секциях, каждый четвертый – предпочитал активный отдых и 15% имели освобождение от занятий физическими упражнениями по состоянию здоровья.
Высокий уровень стресса, низкая двигательная активность, нерациональное питание приводят к угнетению иммунной системы, что находит отражение в увеличении частоты острых респираторных заболеваний. Было выявлено, что 6% студентов, принявших участие в опросе, болели острыми респираторными заболеваниями чаще 4 раз в год, 22% обучающихся отмечали появление симптомов ОРЗ около 3-4 раз в год и 72% – болели, примерно, 1-2 раза в год. Несмотря на негативные тенденции в состоянии здоровья молодежи, стоит отметить выявленный нами факт: по данным анонимного анкетирования, число некурящих респондентов КГУ составило 71%, а лиц, не употребляющих спиртные напитки – 62%.
Данные медицинских осмотров студентов за последние 5 лет обнаруживают не только рост хронических заболеваний, но и увеличение количества их обострений (рисунок 3).
Следующий этап работы был посвящен объективной количественной оценке физического развития студентов. Физическое состояние характеризует функциональную готовность основных систем организма обеспечивать его работоспособность. К наиболее информативным величинам, исследование которых представляет наименьшие трудности, относятся частота сердечных сокращений (ЧСС), артериальное давление (АД), частота дыхания (ЧД), время задержки дыхания, за динамикой которых можно проследить в процессе занятий. Уровень физического развития рассчитывался по методике Л. Г. Апанасенко [2]. Для этого мы оценивали 5 параметров: индекс массы тела, жизненный индекс (жизненная емкость легких), произведение систолического артериального давления (САД) на частоту сердечных сокращений (ЧСС), время восстановления пульса после физической нагрузки и силовой индекс.
Результаты нашего исследования показали, что 50,8% обследованных студентов имели низкий уровень физического развития, 48% – средний уровень и 1,2% – выше среднего.
Заключение. Таким образом, проведя анализ полученных в ходе исследования данных, было выявлено, что только 72% респондентов можно назвать «полностью здоровыми», остальные имели хронические заболевания и различного рода отклонения в состоянии здоровья.
Низкий уровень физической активности присущ подавляющему большинству студентов КГУ.
Высокий уровень стресса, низкая двигательная активность, нерациональное питание приводят к угнетению иммунной системы, и как следствие – к ухудшению состояния здоровья.
Физическое воспитание в ВУЗе призвано постепенно и последовательно формировать у студентов мотивацию на здоровье, повышать защитные функции организма, устранять функциональные отклонения в физическом развитии для поддержания высокой работоспособности.
Выявленные тенденции в динамике состояния здоровья и физического развития студентов КГУ будут использованы в планировании работы спортивных секций в университете, разработке рекомендаций по санаторно-курортному лечению в профилактории «Росинка», проведении просветительской работы (лекции: «Функциональные тренировки», «О правильном питании»). Предложенные коррекционные программы призваны способствовать более рациональному и эффективному укреплению здоровья, что в свою очередь будет способствовать улучшению показателей физической подготовленности студентов.
В отношении данной статьи не было зарегистрировано конфликта интересов.
Список литературы
С. 78-82.