К вопросу о содержании права на доступ к правосудию
Опубликована Апрель 1, 2016
Последнее обновление статьи Май 18, 2023
В статье рассматривается вопрос о содержании права на доступ к правосудию с точки зрения международного права и его соотношение с правом на справедливое судебное разбирательством и правом на судебную защиту. Автор обращает внимание на особенность развития концепции доступа к правосудию, которая берет начало в национальном праве, а затем закрепляется в актах международных организаций и органов по защите прав человека и международных договорах. На основании анализа развития концепции автор выделяет особенную цель правового регулирования вопросов доступа к правосудию — предоставить возможность каждому заинтересованному лицу принимать участие в обеспечиваемой государством процедуре рассмотрении спора, затрагивающем его права и интересы, независимо от экономических и других возможных препятствий. В статье дается оценка взглядам зарубежных авторов на понятие «доступ к правосудию» и указываются причины их широкого, «всеобъемлющего» подхода к данному понятию. Автор анализирует международный принцип запрета отказа в правосудии, который лег в основу развития процессуальных гарантий прав человека. Рассматривается право на доступ к правосудию в двух вариантах:как право доступа к национальным средствам защиты прав и как право доступа к международным механизмам. При этом выделяется необходимое условие существования права доступа к международным механизмам — согласие государства на присоединение к тому или другому механизму защиты. Автор дает определение права на доступ к правосудию и выделяет в качестве основания данного права принцип равенства перед судом. В статье обращается внимание, что в настоящее время право на доступ к правосудию получает все большее и большее распространение как на национальном, так и на международном уровне. Это позволяет говорить о становлении общепризнанного права на доступ к правосудию, которое призвано снизить барьеры, стоящие между лицами, заинтересованными в рассмотрении того или иного спора, и механизмами отправления правосудия.
Ключевые слова
Международное право, права человека, международные стандарты, Европейский суд по правам человека, справедливый суд, судебная защита, доступ к правосудию, международная защита
Еще в период формирования классического международного права Г. Гроций расценивал обеспечение полной возможности обращения к правосудию как основной инструмент борьбы с «самоуправством»1. Спустя почти четыре столетия Европейский суд по правам человека (далее — ЕСПЧ) провозгласил, что «едва ли кто-либо может вообразить себе принцип верховенства права без возможности доступа к суду»2. Право на доступ к правосудию является не только одним из основных прав человека, но и одновременно выполняет функцию защиты других прав и свобод. Суд Европейского Союза в своей практике признал доступ к правосудию необходимым элементом права ЕС, утверждая, что идея прав человека требует расширения доступа к правосудию3. Данное право непосредственно закреплено в принятой на универсальном уровне Конвенции 1998 г. о доступе к информации, участии общественности в процессе принятия решений и доступе к правосудию по вопросам, касающимся окружающей среды (далее — Орхусская конвенция), участниками которой являются 47 государств4, и в Конвенции о правах инвалидов 2006 г., в которой участвуют 159 государств5.
Большинство исследований права на доступ к правосудию в российской правовой литературе осуществляется в работах по национальному праву. А.Б. Абросимов, А.Н. Алисов, В.И. Анашина, С.В. Баранов., С.Л. Дегтярев, В.М. Жуйков, В.В. Иванов, О.Ю. Котов, А.И. Петрушина, В.М. Сидоренко, Ю.И. Степцов, Т.В. Трубникова рассматривали данный вопрос в контексте конституционного, уголовного, гражданского или арбитражного судопроизводства, анализируя способы закрепления и обеспечения права на доступ к правосудию в российском законодательстве. В то же время, отмечается, что понятие «доступ к правосудию» закрепилось в российской литературе в основном благодаря практике ЕСПЧ6. В связи с этим с целью выявления содержания рассматриваемого права российские авторы обращаются к международным стандартам защиты прав человека.
Среди российских и зарубежных ученых — специалистов по международному праву — право на доступ к правосудию нашло отражение в работах А.А Жовалева, Ю.В. Самович, А. Врдольяк, М. Каппеллетти, Дж. Мак-Брайда, Дж. Паулсона, Э. Флина, Ф. Франциони, Дж. Эббесон и др. Тем не менее вопрос о содержании права на доступ к правосудию остается открытым. Отсутствует единство позиций по вопросам соотношения понятий «право на доступ к правосудию» и «право на международную защиту», «право на доступ к правосудию» и «право на справедливый суд». Право на доступ к правосудию может рассматриваться очень узко — только как право на обращение в суд7, или очень широко — с позиции распространенного в зарубежной литературе «всеобъемлющего подхода»8. Одной из причин такого различия во взглядах является то, что при анализе права на доступ к правосудию, как правило, источники данного права (в формальном и материальном смыслах) не рассматриваются отдельно от источников, предусматривающих другие судебные гарантии в области прав человека. Исходя из этого, следует провести анализ содержания права на доступ к правосудию и его соотношения с другими правами человека.
Наиболее широкое толкование права на доступ к правосудию присутствует в зарубежной литературе, в частности, справедливое судебное разбирательство нередко рассматривается как имманентно присущая составляющая данного права. Итальянский профессор Ф. Франциони признает более соответствующим концепции права на доступа к правосудию следующее определение: право на доступ к правосудию означает не только право на обращение в суд, но и право на рассмотрение своей жалобы судом в соответствии с должными стандартами справедливости9. Более того, зарубежными авторами отмечается тенденция к развитию теории доступа к правосудию «от стандартов справедливого процесса к стандартам справедливого результата»10. Такое широкое толкование данного права в зарубежной литературе может иметь два взаимодополняющих друг друга основания.
Первое связано с различием языка, используемого для обозначения рассматриваемого права в русском и английском языках. В русском языке термин «правосудие» имеет прямое отношение к суду. Первым значением данного слова в словаре С.И. Ожегова является деятельность судебных органов11. Справедливость и правосудие связаны между собой общим корнем, но не являются равнозначными. В английском языке понятие правосудие выражается словом justice, обозначающим также справедливость, поэтому доступ к правосудию в то же время означает доступ к справедливости. Справедливость является потенциально всеохватывающей характеристикой. Один из первых крупных исследователей правового регулирования принципа отказа в правосудии в международном праве А. Фриман назвал данный принцип «невинной на первый взгляд фразой», которая открывает «хаос неоднозначности» различных взглядов на ее объем12. При толковании понятия «доступ к правосудию» в зарубежной литературе авторы обращаются к понятию справедливости и рассматривают теории справедливости как неотъемлемые элементы «доступа к правосудию»13.
Второе основание связано с историей развития международных гарантий обращения к правосудию (справедливости). Обеспечение доступа к правосудию в международном праве длительное время было связано с защитой прав иностранных граждан. Уже в XVII веке международные договоры закрепляли обращение к национальным судам в качестве первого способа урегулирования спора в случае нарушения прав иностранных граждан. В договоре о мире и дружбе между Великобританией и Испанией 1667 г. стороны установили, что при нарушении прав граждан другой стороны договора репрессалии не должны применяться да тех пор, пока не будет обращения к правосудию в обычном суде14.
В XVIII-XIX вв. запрет отказа в правосудии получил настолько широкое применение в международной практике, что к началу XX в. Л. Оппенгейм называл запрет отказа в правосудии в отношении иностранца в случае причинения вреда его жизни, свободе и собственности на территории государства суда «международно-правовым обязательством, существующим в отношении каждого государства»15. Один из крупнейший исследователей стандартов обеспечения правосудия для иностранных граждан И. Борхард классифицировал эти стандарты по стадиям судебного разбирательствам. Он выделил три стадии судебного разбирательства, на которых лицу может быть отказано в правосудии: 1) до рассмотрения дела (может выражаться в намеренном создании препятствий к обращению в суд; незаконном аресте или задержании лица; отсутствии расследования преступления, в котором лицо обвиняется; неразумном ограничении времени на подачу иска и т.д.); 2) во время рассмотрения дела (чрезмерно длительное судебное разбирательство; нарушение процессуальных норм; дискриминация в отношении иностранного гражданина и т.д.); 3) после рассмотрения дела (наличие препятствий при подаче апелляции; неисполнение судебного решения; объявление амнистии, в результате которой заявитель не может привлечь нарушителя к ответственности и т.д.)16. Кроме того, основанием иска государства могли стать не только нарушающие нормы международного права, но и явно несправедливые решения национального суда17.
Разработанные в классическом международном праве стандарты запрета отказа в правосудии на современном этапе стали основой международных стандартов защиты прав человека. Подготовительные материалы («Travaux preparatoires») к Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод (далее — Европейская конвенция 1950 г.) содержит основные положения, разработанные международной практикой в отношении принципа запрета отказа в правосудии18. В практике ЕСПЧ право на доступ к суду охватывает те же три стадии судебного разбирательства: до, во время и после рассмотрения дела19. Такие стандарты, как запрет на создание намеренных препятствий обращения к суду, соблюдение разумного срока подачи иска, право на доступ к расследованию, на неисполнение судебного решения и др. закреплены и обогащены в практике ЕСПЧ20. Вместе с тем стандарты принципа запрета отказа в правосудии легли в основу не только права на доступ к правосудию, но и, например, права на справедливое судебное разбирательство, права на личную неприкосновенность.
В свою очередь концепция права на доступ к правосудию имеет свою историю развития. С конца XIX века в западной и отечественной правовой литературе начинает разрабатываться проблема обеспечения доступа к механизмам защиты прав для незащищенных слоев населения, включая лиц, не имеющих достаточно средств для обращения в суд21. Основой теорий, призванных обеспечить доступ всех слоев населения к суду, стал принцип равенства перед судом. «В чем состоит «юридическое равенство» между гражданами? Вот богач, вот бедняк: возможно ли говорить о «равенстве» между ними? ... «Суд равный для всех». И действительно: каждый одинаково имеет право на правосудие. Но не похоже ли это право на право быть богатым?»22.
Вплоть до 80-х гг. XX века происходили поиски понятия, отражающего доступность механизмов защиты. В советской правовой литературе процессуалистами выделялся принцип доступа к судебной защите, который представлял собой обеспеченную государством возможность всякого заинтересованного лица обратиться в порядке, установленном законодательством, в суд за защитой прав и интересов и их отстаивание в судебном процессе23. Существенным в обеспечении указанного принципа являлся вопрос о судебных расходах и юридической помощи24.
В свою очередь, в международной практике выделяется право на доступ к суду (access to court). Данное право отражено в практике ЕСПЧ25, а также в Конвенции о статусе беженцев (1951 г.) и Конвенции о статусе апатридов (1954 г.), где оно также включает право на юридическую помощь и освобождение от судебных расходов26. Межамериканский суд по правам человека в своих первых делах указывал на право доступа к средствам защиты (access to remedies)27. Данное право нашло отражение и в Американской конвенции по правам человека 1969 г.28
Закрепление в национальной и международной правовой науке «доступа к правосудию» (access to justice) как основной концепции, отражающей обеспечение реальной возможности обращения к механизмам защиты своих прав, связано с крупным компаративистским исследованием, осуществленным итальянской школой права в отношении предоставления и правового регулирования доступа к правосудию29. М. Каппеллетти выделил три волны изменений, которые происходили с развитием правового и социального государства в западных странах: появление права на бесплатную юридическую помощь; закрепление в национальном законодательстве права на коллективные иски и иски в защиту публичного интереса; обеспечение доступа не только к судебным, но и к альтернативным механизмам разрешения споров, а также упрощение судебной системы30.
Международное право добавило к концепции М. Каппелетти еще одну ее составляющую — право на доступ к международным системам защиты прав человека31. Основы правового регулирования данного права были также заложены в классический период32. Обращение к международным механизмам разрешения споров возможно после исчерпания внутренних средств защиты, однако это ограничение не являлось абсолютным. Исчерпание внутренних средств защиты не требуется, если в государстве нет институтов, обеспечивающих правосудие33, если они не могут предложить адекватное возмещение или если лицо не может ими воспользоваться в случае нехватки денежных средств, незнания о возможности апелляции или ввиду собственного представления о неэффективности таких мер34. Вырабатывалось правило ограничения срока обращения в международный орган. Несмотря на то, что срок обращения в принципе установлен не был, арбитражной практикой признавались неразумными сроки в 16 лет и более с момента нарушения35.
Однако общим условием права на доступ к международным органам защиты прав и в классический, и в современный период развития международного права является согласие государства признать юрисдикцию такого органа. Данный вопрос подробно рассматривался в практике Африканского суда по правам человека в связи с особенностью признания государствами его юрисдикции в отношении индивидуальных жалоб. Такое признание может быть осуществлено в любой момент после ратификации Протокола о создании Африканского суда по правам человека 1998 г., при этом сам суд признал возможность осуществления такого признания уже после подачи индивидуальной жалобы. Данный Суд подтвердил, что прямой доступ к нему является следствием соответствующего заявления государства и зависит от его усмотрения36.
Признание компетенции Африканского суда по правам человека является правом государства, проистекающим из его суверенитета, данное правило опирается на заложенные еще Постоянной палатой международного правосудия принцип, в соответствии с которым государство не может быть принуждено без его согласия к какому-либо способу разрешения споров, а такое согласие может быть выражено в отношении всех споров или в отношении конкретного дела37. Аналогично юрисдикция ЕСПЧ распространяется на территорию Российской Федерации в соответствии с выраженным при ратификации Европейской конвенции 1950 г. согласием признать «компетенцию Европейской комиссии по правам человека получать заявления (жалобы) от любого лица, неправительственной организации или группы лиц, которые утверждают, что они являются жертвами нарушения Российской Федерацией их прав, изложенных в Конвенции и указанных Протоколах к ней»38.
Из истории развития концепции права на доступ к правосудию следует, что она была разработана уже после принятия универсальных и региональных конвенций о защите прав человека, которые обеспечивают право на справедливый суд39. Концепция имеет особую, не связанную с обеспечением стандартов справедливого суда, цель правового регулирования — дать каждому заинтересованному лицу возможность принимать участие в обеспечиваемой государством процедуре рассмотрения спора, затрагивающего его права и интересы, независимо от экономических и других возможных препятствий. Главным в характеристике данной концепции является понятие «доступ». Именно в таком виде право на доступ к правосудию получило свое закрепление на международном уровне: в международных договорах, актах рекомендательного характера и в практике международных органов по правам человека.
Рекомендация № R (81) 7Е Комитета министров Совета Европы, закрепляя концепцию доступа к правосудию, предусматривает меры, направленные на облегчение доступа: информирование общественности о порядке обращения в суд и защиты своих интересов в судебном разбирательстве; упрощение процесса; ускорение разбирательства; сокращение судебных расходов; создание особых процедур по искам на незначительные суммы и по семейным спорам40. Декларация основных принципов правосудия для жертв преступлений и злоупотребления властью 1985 г. и резолюция Генеральной Ассамблеи ООН 60/147 от 16 декабря 2005 г. (далее — резолюция ГА ООН 2005 г.) рассматривают справедливость и доступность как различные (но равно необходимые) характеристики судебных и административных механизмов защиты прав. Резолюция ГА ООН 2005 г. прямо указывает на необходимость обеспечить выполнение международных обязательств, вытекающих как из права на доступ к правосудию, так и из права на справедливое и беспристрастное судебное разбирательство41. Право на доступ к правосудию и право на справедливый суд вместе обеспечивают эффективную защиту прав человека, однако выделение права на доступ к правосудию показывает, что наличия справедливых механизмов защиты в государстве недостаточно, если доступ к ним не обеспечен.
Также можно разграничить понятия «право на доступ к правосудию» и «право на судебную защиту». Несмотря на то, что оба права предусматривают возможность обращения к суду42, их содержание не идентично. Во-первых, в соответствии с концепцией понятие «правосудие» означает не только судебные механизмы защиты прав, но и другие, включая альтернативные средства разрешения споров. В частности, ст. 9 Орхусской конвенции устанавливает право на доступ к правосудию применительно не только к судебным, но и к внесудебным процедурам43. Во-вторых, право на судебную защиту рассматривается как право на защиту нарушенных прав, на их восстановление44, тогда как право на доступ к правосудию означает возможность участия в процессе, следовательно, круг субъектов данного права намного шире. Так, Орхусская конвенция предусматривает право на доступ не только лица, чье право нарушено, но и представителей общественности. Конвенция о правах инвалидов закрепляет обязательство государств обеспечить инвалидам наравне с другими эффективный доступ к правосудию для любого участника юридического процесса: как прямого, так и косвенного на всех его этапах, включая расследование и другие стадии предварительного производства45. Такое понятие о субъекте права на доступ к правосудию нашло отражение в других документах, принимаемых ООН46.
Еще одной особенностью права на доступ к правосудию является то, что в рамках данного права возможность обращения к суду рассматривается с позиции принципа равенства перед судом. И Комитет ООН по правам человека47, и Межамериканская комиссия по правам человека48 в основе права на доступ к правосудию рассматривают именно данный принцип. В свою очередь Комитет ООН по экономическим, социальным и культурным правам49, Комитет ООН по ликвидации дискриминации в отношении женщин50, Комитет ООН по защите прав трудящихся-мигрантов51 признают равенство в качестве одной из основных составляющих данного права.
Таким образом, право на доступ к правосудию можно определить как равную возможность любого заинтересованного лица беспрепятственно обращаться к судебным и иным механизмам отправления правосудия и принять участие в процессе рассмотрения спора на всех его стадиях. Данное право может предусматривать два варианта: доступ к национальным системам правосудия и доступ к международным системам правосудия. Тем не менее в обоих случаях его содержание отличается как от права на судебную защиту, имеющего своей целью восстановление в правах, так и от права на справедливое судебное разбирательство, целью которого является обеспечение стандартов независимого, беспристрастного судебного разбирательства. Концепция права на доступ к правосудию имеет историю развития и цель правового регулирования. Это право основано на принципе равенства всех перед судом и является гарантией его реализации. В настоящее время оно все больше и больше входит как в международную, так и национальную практику государств. Право на доступ к правосудию закреплено в законодательстве и судебной практике Великобритании52, США53, Франции54, Италии55, России56, Германии57, Нидерландов58, Индии59, Австралии60, Канады61, Бразилии62 и др. Таким образом, можно говорить о становлении общепризнанного права на доступ к правосудию, которое обеспечивается обязательствами государств по устранению и уменьшению барьеров доступа к правосудию.