Методологические основы формирования экологической культуры школьников на основе идей экоразвития
Опубликована Янв. 1, 2016
Последнее обновление статьи Окт. 22, 2022
Цель. В статье раскрываются методологические основы формирования экологической культуры школьников как инновационной подготовки для устойчивого будущего. Авторы учитывают международный и отечественный опыт, связный с опережающим развитием экологической культуры как образовательного ресурса адаптации социума к экологическим ограничениям, рискам, кризисным ситуациям и к современным консолидированным действиям, обеспечивающим устойчивую эволюцию цивилизации.
Методология и методика исследования. С позиций идей экоразвития (ноосферы, коэволюции, устойчивого развития) и совокупности аксиологического, культурологического, личностно-деятельностного, коэволюционного, культурно-экологического подходов разработан методологический базис построения модели формирования экологической культуры школьников. Обоснованный методический базис позволил сконструировать педагогическую модель формирования экологической культуры школьников, включающую взаимосвязанные целевой, содержательный, процессуальный, результативно-оценочный компоненты.
Результаты и научная новизна. В статье отражены результаты многолетних исследований авторов в области экологического образования. Дана характеристика экологической культуры обучающихся как цели образования, базирующегося на идеях экоразвития. Показано, что обретение такой культуры ориентирует обучающихся на новые ценности, жизненные смыслы, способы эколого-ориентированных действий и поведения, изменяющие установки потребительского общества и обеспечивающие развитие у подрастающего поколения коэволюци- онных, духовных установок в условиях постиндустриального общества. Представлена авторская модель формирования экологической культуры школьников, в которой сопряжены философско-методологический, теоретико-методологический и педагогический компоненты, что обеспечивает ее иерархичность и целостность. Раскрыт педагогический инструментарий оценки и охарактеризованы уровни сформированности экологической культуры.
Практическая значимость. Предложены пути реализации концептуальных аспектов экологического образования в школьной практике. Описано существующее методическое сопровождение формирования экологической культуры школьников: программы, учебники, учебные и методические пособия для учащихся и учителей, изданные в центральных и региональных издательствах России. Разработанная авторская модель и ее методическое сопровождение позволяют педагогам осуществлять свою деятельность в инновационном режиме и реализовать новый социальный заказ на образование в области окружающей среды.
Ключевые слова
Модель формирования экологической культуры школьников, экологическая культура, идеи экоразвития, уровни сформированности экологической культуры, «инструментарий педагогической диагностики».
Кризисная экологическая ситуация в стране и мире актуализирует проблему экологического образования подрастающего поколения. Такое образование должно быть опережающим, способствовать формированию экологической культуры как ключевого фактора перемен в направлении устойчивого развития цивилизации [9].
Пока в обществе продолжают доминировать потребительское отношение человека к природе, природопокорительные ценностные ориентации, наблюдается социальная апатия в решении экологических проблем. Общий низкий уровень культуры провоцирует безответственное, утилитарное отношение к природе.
Преодоление этого противоречия между требованиями мирового сообщества и действительностью возможно посредством формирования экологической культуры населения, базирующейся на новой, коэволюци- онной системе ценностей, в основе которой лежат представления о единстве человека и природы, гармонизации их отношений во благо устойчивого развития, о снижении гипертрофированных природопользовательских потребностей человечества (переходе от сверхпотребностей к пониманию достаточности). Мировоззренческой основой данной культуры является идея экоразвития - устойчивого развития, коэволюции, ноосферы.
Центральным звеном в решении указанной задачи является школьное образование и его опережающая роль в достижении устойчивого развития. Проблема формирования экологической культуры школьников предполагает выявление теоретико-методологического базиса и конкретной методики в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом общего образования, концепцией духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, а так же с международными нормативными документами, связанными с осуществлением глобального инновационного проекта «Образование в интересах устойчивого развития»
В наших предшествующих работах проанализированы обусловленные традициями и инновациями подходы отечественных и зарубежных ученых к развитию экологического образования и этапы формирования экологической культуры [12, 15-19].
В настоящее время специалисты связывают перспективы экологического образования с идеей устойчивого развития и коэволюционными ценностями.
Проектирование модели формирования экологической культуры школьников на основе идей экоразвития осуществлялось нами в контексте следующих исследований:
Методологический базис построения модели представлен в разработанной концепции экологического образования учащихся Нижнего Новгорода. Модель включает три уровня: философско-методологический, теоретико-методологический и педагогический (табл. 1).
Философско-методологический уровень представлен идеями экоразвития: ноосферы, коэволюции, устойчивого развития, экологической культуры как ключевого фактора перемен в направлении устойчивого развития.
Согласно концепции, предложенной В. И. Вернадским, человечество в результате совместной содержательной деятельности должно обеспечить переход к ноосфере, где разум человека будет играть доминирующую роль в гармонизации системы «человек - природа». Идея ноосферы ориентирует современную науку и образование на отказ от программы потребительства и разрушения в пользу программы созидания и восстановления. Понятие коэволюции, выдвинутое академиком Н. Н. Моисеевым, предполагает преодоление идеологии покорения природы, отношения с которой у человека должны строиться на основе эмпатии, события, партнерства, гармоничного соразвития.
Идея устойчивого развития, впервые озвученная на заседании Комитета по окружающей среде и развитию при ООН в международном от
чете «Наше общее будущее» (1987 г.) [11], основана на балансе экономического, экологического и социального спектров жизнедеятельности. Образованию в создании данного баланса отводится приоритетная роль, состоящая в ориентации на формирование у обучающихся экологической культуры, ценностным ядром которой является экоразвитие.
Таблица 1
Модель формирования экологической культуры школьников в контексте
идей экоразвития
Философско-методологический уровень | |||
Идеи экоразвития: ноосфера, коэволюция, устойчивое развити!; экологическая культура - ключевой фактор перемен в направлении устойчивого развития | |||
Теоретико-методологический уровень | |||
Подходы: аксиологический, культурологический, личностно-деятельностный, коэволюционный, культурноэкологический | Принципы: культурно-творческий, целостно-смысловой, консолидации и общения, ориентации на реально значимые экологические проблемы уникальности места, глобального единства | ||
Педагогический уровень | |||
Целевой компонент: экологическая культура - стратегическая цель экологического образования в интересах устойчивого развития | Содержательный компонент: - когнитивный, - аксиологический, - нормативный, - творческо-де- ятельн остный, - поведенческий | Процессуальный компонент: - культурно-адап тационный, - культурно-смыс ловой, - культурно-сози дательный | Результата вно- оцен очный компонент: уровни сформированное™ (высокий, средний, низкий) |
Теоретико-методологическую основу формирования экологической культуры школьников составляют аксиологический, культурологический, системно- структурный, личности о деятельностный, козволюционный подходы и соответствующие им принципы.
В качестве системообразующего фактора организации деятельности по проектированию модели формирования экологической культуры школьников выступил аксиологический подход. Его реализация позволяет раскрыть экологические ценности и выполняемые ими функции в отношениях человека с природой. Аксиологический подход обеспечивает гармонизацию познания и духовно-нравственного развития человека и природы, определяет личностное восприятие природы как самоценности, а человека как ее части.
Экологические ценности задают оптимальный способ взаимоотношений человека с природой в контексте идей устойчивого развития. Наряду с нормативно-регулирующей они выполняют предвосхищающе-опе- режаюшую и смысловую функции в отношениях человека с природой; выступают в качестве стратегических целей, побуждающих людей к совместным эколого-созидательным действиям; являются связующим звеном между экологической культурой общества и отдельной личности, основой общественного консенсуса, базисом культурной идентификации индивида и социума, необходимым компонентом экологической безопасности, критерием жизнеспособности и устойчивости общества как системы при фиксировании в нем аксиологической гомогенности. В условиях становления постиндустриального общества, для которого характерны неопределенность, кризисность, динамизм, многомерное существование различных культур, экологические ценности направляют формирование экокультуры на добро, ответственность, сбережение природы, создание безопасной здоровой среды, что и составляет аксиологический базис идеи устойчивого развития.
В русле культурологического подхода к решению обсуждаемой проблемы экологическая культура рассматривается как качественное состояние общей культуры, а современный экологический кризис позволяет определить экокультуру как разновидность культуры духовной. Культурологический подход, в противовес идеологии борьбы, покорения и эксплуатации природы, ориентирует человека на активный диалог с ней. С позиций данного подхода в центре образования находится субъект культуры, творящий ее, способный к культурному развитию и самоограничению. Реализация культурологического подхода заключается в преодолении отчуждения школьников от изучаемого содержания, «выращивании» личностных смыслов экокультуры на основе погружения учащихся в изучение реальных объектов природы, культурных событий, произведений искусства, раскрывающих гармоничные взаимоотношения человека и природы. Механизмом реализации культурологического подхода является экокультурная идентификация, т. е. установление духовного единства с экологическими мировыми и отечественными традициями, созидательная деятельность по сохранению и приумножению природного и культурного наследия.
Суть личности о деятельности ого подхода состоит в том, чтобы заложить в модели идею личности как субъекта деятельности. Этот подход опирается на принципы гуманизма, ответственной деятельности, направленной на реализацию идеологии устойчивого развития. Подход проявляется в приобретении субъектного опыта школьниками при изучении и решении экологических проблем разной масштабности, его механизмами служат самообразование, самореализация при разрешении учебных и реальных экологических ситуаций на основе созидательной деятельности в регионе проживания.
Коэволюционный подход привносит в модель систему ценностей, гармонизирующих сотворчество человека с природой, и предполагает
Эти положения являются фундаментом для становления новой картины мира, ориентированной на гармонию отношений человека и природы. Коэволюция представляет собой протяженный во времени процесс согласованного, соразмерного сосуществования и соразвития индивида, общества в целом и природной среды. Речь идет о кардинальном изменении мировоззренческих ценностей в социуме.
Культурно-экологический подход в педагогической модели занимает центральное место, поскольку он объединяет все ее компоненты и задает вектор развития экологической культуры. Обоснование, сущность и методика реализации культурно-экологического подхода нами раскрыты в ряде публикаций [4, 5, 10]. Здесь лишь отметим, что ключевыми в содержании образования должны стать такие области знания, которые изучают «человековключающие» системы. Структура содержания должна соответствовать концепциям и структуре экологической культуры. Процесс ее формирования должен отражать процесс культурного освоения личностью действительности в творческо-созидательном направлении.
Теоретико-методологический базис конструирования коэволюционной модели формирования экологической культуры школьников включает ряд принципов, отражающих комплексное воздействие на все сферы сознания личности.
Культурно-творческий принцип является одним из ведущих в построении модели и подразумевает развитие креативности мышления при решении экологических проблем в соответствии с требованием культуро- и природосообразной деятельности. Этот принцип изменяет представление об основополагающих ценностях образования как исключительно информационно-знаниевых и познавательных, снимает узкую научную ориентированность его содержания при построении учебного плана, расширяет культурные основы и смыслы обучения и воспитания, вводит категории продуктивности и творчества в деятельность школьника [15].
Ценностно-смысловой принцип играет также важную роль в воспитании экологической культуры человека XXI в., так как экологические ценности выполняют указанные выше функции в отношении человека с природным окружением. Принцип обеспечивает гармонизацию в экологическом образовании научного познания и духовно-нравственного развития; определяет новое личностное аксиологическое восприятие природы как самоценности, человека как части природы; реализует идеалы экогуманизма, экологической этики; способствует развитию оценки и переоценки опыта взаимодействия обучающихся с окружающей средой в контексте устойчивого развития.
Экогуманистический принцип воплощает общепедагогические принципы природо- и культуросообразности. Он основан на идее коэволюции человека и природы, их единства и направлен на осознание обучающимися необходимости сотворчества с природой, ответственности за сохранение социоприродного окружения.
Принцип консолидации и общения связан с присвоением коэволюционных ценностей обществом, а также с установлением субъект-субъектных отношений с природным окружением. Он способствует выработке экологически целесообразных навыков деятельности с позиций индивидуальной и общественной экологической безопасности.
Ориентация на реальные жизненно-значимые экологические проблемы предполагает их включение в содержание образования как особой формы междисциплинарного знания и новой реальности. Этот принцип способствует развитию субъектного опыта для принятия решений в экологических ситуациях. Он обеспечивает взаимосвязь чувственного и логического, теоретического и практического изучения экологических проблем.
Принцип уникальности места выражает краеведческий подход к формированию экокультуры: территория региона - универсальная ценность для людей, считающих ее своей родиной. Изучение природной, культурной, социально-экономической уникальности своего края, эволюции состояния экологии в регионе, духовных, религиозных ценностей как основы культурных народных традиций, историко-культурных и этнокультурных особенностей развития территории, осознание своей связи
с предшествующими и последующими поколениями (через присвоение наследия предков и творчество) становятся важным условием воспитания экологической культуры личности, способом расширения сферы деятельности субъекта посредством знакомства с природными и культурными объектами региона и проявлением заботы о них.
Принцип глобального единства («все связано со всем») означает формирование экологической культуры в контексте идей глобалистики, развитие таких специфических черт глобального мышления, как осознание себя частью человечества; восприятие современного мира целостным во всех его взаимосвязях; установка на гуманистические ценности при решении экологических проблем; критичность мышления, умение извлекать уроки из прошлого, рефлексия собственного опыта; чувство справедливости, нетерпимость к войнам и насилию.
Педагогический уровень коэволюционной модели формирования экологической культуры школьников представлен единством целевого, содержательного, процессуального, результативно-оценочного компонентов.
В настоящее время в научной литературе отсутствует общее понимание содержания экологической культуры. Выделяемые различными авторами ее составляющие не всегда соотносятся с ее спецификой. В этой связи мы предприняли попытку составить собственный перечень основных элементов экологической культуры личности, обеспечивающих устойчивое развитие общества [13]. Экокультура, на наш взгляд, включает следующие когерентные элементы:
Таким образом, экологическая культура личности представляет собой целостную систему, функционирование которой основано на гармоничном взаимодействии всех сфер жизнедеятельности личности.
В современных условиях, как уже было сказано выше, особую значимость имеют коэволюционные ориентации и ценности, которые в совокупности представляют собой аксиологический компонент и способствуют переходу от природопокорительских мировоззренческих установок к природо- и культуросообразным. Отличительной особенностью нового коэволюционного мировоззрения является созидательная творческая направленность от «знаю», «умею», «осознаю», «понимаю» к «созидаю во благо природы и собственного экологического благополучия».
Процессуальный компонент предлагаемой нами коэволюционной модели - последовательное освоение личностью ценностно-смысловых доминант окружающей среды. Процесс формирования экологической культуры включает три этапа:
В результативно-оценочный компонент модели входят объекты диагностики, критерии их сформированности и специально отобранные методики оценивания степени развития составляющих экокультуры. Перечисленные выше элементы экологической культуры как стратегической цели экологического образования в интересах сохранения устойчивости ноосферы являются тем диагностическим инструментарием, который позволяет выявить уровень (высокий, средний, низкий) такой культуры (табл. 2, 3).
Коэволюционная модель формирования экологической культуры школьников в контексте идей устойчивого развития была апробирована нами в Нижегородской области (Россия) в период 2002-2012 гг. В эксперименте принимали участие 10 учреждений общего образования (5 городских и 5 сельских школ). Всего экспериментом было охвачено 335 учащихся начальной, основной и старшей ступени. Эксперимент осуществ
лялся на базе одного класса в каждой из десяти школ при обязательном условии выраженного желания учителей, учащихся и родителей участвовать в нем. Апробация модели проводилась по заказу Министерства образования Нижегородской области и Комитета охраны окружающей среды и природных ресурсов Нижегородской области.
Разработанная методологическая база была использована при создании учебников и пособий, опубликованных в центральных и региональных издательствах России. Так, были созданы программы и подготовлены учебные пособия авторских интегрированных экологических курсов: «Природопользование», «Глобальная экология» [4], «Лес и человек», «Современные проблемы экологии», «Геоэкология окружающей среды» [5] (напечатаны в издательствах «Просвещение», «Дрофа», «Вентана-Граф»), линия учебников по географии «Полярная звезда» (5-11-е классы).
Таблица 2
Инструментарий педагогической диагностики сформированности
компонентов экологической культуры школьников
№ | Показатели | Критерии | Методики |
1 | Когнитивный компонент экологической культуры - экологическая грамотность | Глубина, обобщенность, осознанность усвоения экологических знаний | Оценка качества знаний (И. Я. Лернер); определение экологической образованности (С. В. Алексеев) [1] |
2 | Аксиологический и нормативный компонент экологической культуры - экологические ценности | Ценностное отношения к природе: доминантность, модальность, интенсивность | Определение доминантности экологических ценностей, модальности, интенсивности отношений (В. А. Ясвин, С. Д. Дерябо / методика «Эзоп») [7, 14]; типология экологического сознания (В. И. Панов) |
3 | Т ворческо-деятельн ост- ный компонент экологической культуры - экологическое мышление | Кон структивно-экологи- ческая активность | Определение экологической активности (Н. Ф. Винокурова, А. К. Осницкий) |
4 | Поведенческий компонент экологической культуры - эколого-ориентированная деятельность | Предпочитаемая деятельность | Ассоциативная методика предпочитаемой деятельности «Альтернатива» |
Таблица 3
Уровни сформированности экологической культуры
№ | Уровень | Характеристика |
1 | Низкий | Экологические знания воспроизводятся на уровне фактов, учащиеся называют основные экологические проблемы; преобладают потребительские ценности, проявляется объектно-прагматический тип отношений с окружающей средой; слабо выражен субъектный опыт культуро- и природосообразной деятельности в контексте устойчивого развития (репродуктивный опыт) |
2 | Средний | Учащиеся объясняют сущность экологических проблем и применяют эти знания в знакомых ситуациях, объясняют причинно-следственные связи, способствующие решению экопроблем; характерен объектно-непрагматический тип взаимоотношений с окружающей средой; уровень сформированности субъектного (продуктивного) опыта культуро- и природосообразной деятельности невысокий |
3 | Высокий | Учащиеся осознанно применяют знания об экологических проблемах в знакомых и незнакомых ситуациях; у них доминируют коэволюционные ценности, преобладает субъек- тно-непрагматическое отношение к природе; преобладает творческо-субъектный опыт культуро- и природосообразной деятельности |
Сформированы и внедрены в школьную практику экологические модули «Мой друг природа», «Я в разных пространствах экологической культуры», «Мыслить глобально - действовать локально».
К числу нерешенных проблем распространения экологической культуры среди школьников относится недостаточное использование возможностей социального партнерства различных общественных и государственных структур. Требует решения и более узкая педагогическая проблема, связанная с выявлением функций различных школьных предметов в формировании экологической культуры в едином образовательном пространстве в соответствии с содержанием ФГОС. Актуальным для изучения является вопрос применения в российских школах международных стандартов качества экологического образования.
Статья рекомендована к публикации д-ром пед. наук, проф. Г. П. Сикорской
Литература