Модели цифровой компетентности и деятельность российских подростков онлайн
Опубликована Авг. 30, 2016
Последнее обновление статьи Дек. 19, 2022
Представлена концепция цифровой компетентности, включающая четыре компонента (знания, умения, мотивация и ответственность), реализующихся в четырех сферах (контент, коммуникация, потребление и техносфера). Предлагается понятие модели цифровой компетентности как специфической системы представлений подростков о своих возможностях и желаниях в онлайн мире. Развитие этой системы опосредуется особенностями мотивации и деятельности онлайн, система регулирует как дальнейшую деятельность онлайн, так и дальнейшее развитие цифровой компетентности, она может быть реалистичной или «иллюзорной». На основе данных всероссийского исследования цифровой компетентности (1203 подростка 12–17 лет) методом латентных классов было выделено пять моделей цифровой компетентности, соответствующих ее низкому и среднему уровням при высокой и низкой мотивации, высокому специфическому (по компонентам умений и безопасности) и общему уровням. Показано, что более высокая оценка цифровой компетентности связана с возможностями более длительного и самостоятельного доступа в интернет, а так же с историей его самостоятельного освоения. Иллюзия цифровой компетентности связана с широким, но поверхностным освоением деятельностей онлайн. Мотивация развития цифровой компетентности связана с участием других людей в освоении интернета и признанием их роли, сравнении собственных имений и знаний с умениями и знаниями этих людей, а также с субъективно меньшим «цифровым разрывом» с родителями. Выдвигается предположение, что мотивационный компонент цифровой компетентности развивается в успешном взаимодействии с другими людьми по поводу интернета, при обучении у них и в сравнении с ними, если круг деятельностей и интересов онлайн предполагает активность и требует развития новых умений. На основе анализа моделей цифровой компетентности выделяются начинающие, опытные и продвинутые пользователи, находящиеся в разных группах риска по возможности столкновения с контентными, коммуникационными, техническими и потребительскими онлайн-угрозами.
Ключевые слова
Подростки, деятельность онлайн, иллюзия цифровой компетентности, модели цифровой компетентности, цифровая компетентность, пользовательская активность
Представления об информационной или цифровой грамотности (Асмолов, Семенов, Уваров, 2010; Лау, 2006; Медиа- и информационная грамотность..., 2013; Информационные и коммуникационные технологии …, 2013; Медийно-информационная грамотность …, 2014; Gilster, 1997; Martin, Madigan, 2006), цифровой компетентности (Структура ИКТ-компетентности..., 2011, Ilomäki, Lakkala, Kantosalo, 2011) и даже цифровом гражданстве (Mossberger, Tolbert, McNeal, 2008) все прочнее входят в русло психологических исследований интернета. В своей концепции цифровой компетентности (ЦК) (Солдатова и др., 2013) мы предлагаем понимать ее как составляющую социальной компетентности, включающую четыре компонента (знания, умения, мотивация, ответственность и безопасность), реализующихся в четырех сферах (контент, коммуникация, потребление и техносфера). Эмпирическая проверка данной модели в рамках популяционного исследования российских подростков и их родителей подтверждает ее валидность и эвристичность, в том числе, в отношении понимания детско-родительского взаимодействия по поводу интернета и реакции на онлайн риски и угрозы. Полученные результаты позволили сформулировать ряд исследовательских вопросов, связанных с особенностями моделей цифровой компетентности.
Во-первых, общий уровень цифровой компетентности в России оказался низким – 31% от максимально возможного у родителей и 34% у подростков. При этом наиболее дефицитарным оказалось мотивационное звено, что согласовалось с нашим представлением о его ключевой и системообразующей роли в развитии ЦК. Отмечался «разрыв» между относительно высокой общей мотивацией к освоению интернета и дефицитом конкретных намерений по улучшению своих знаний и навыков. Как следствие, на первый план выступил вопрос о том, как развивается конкретная мотивация. Мы предположили, что низкая конкретная мотивация объясняется узостью кругозора и особенностями социального сравнения. Так, привыкнув осваивать интернет стихийно и самостоятельно, нередко поверхностно или по «проторенным дорожкам» своих интересов, сравнивая себя с также осваивающими интернет друзьями (а нередко родителями и учителями) и защищая свой мир от вмешательства родителей, подросток часто чувствует себя действительно компетентным и не видит необходимости учиться.
Во-вторых, такая неоднородность в структуре цифровой компетентности позволяет поставить вопрос: речь идет о единой ЦК у всех подростков или можно выделить ее отдельные специфические типы, характеризующиеся особым усредненным профилем? В данной работе центральным является понятие модели цифровой компетентности как специфической системы представлений подростков о своих возможностях и желаниях в онлайн мире. Акцентируя внимание на разделении различных моделей ЦК, их факторов и проявлений, это понятие подчеркивает также субъективный статус компетентности при сохранении ее регуляторной функции. С одной стороны, представления подростка могут не совпадать с его объективными знаниями и умениями. С другой стороны, они – реалистичные или мнимые – выполняют регуляторную функцию в отношении деятельности подростка в интернете, именно от этих представлений зависит его активность, действия при столкновении с онлайн рисками, готовность обратиться за помощью и, в целом, дальнейшее развитие цифровой компетентности. Еще одно следствие такого понимания: так называемый «цифровой разрыв» (который, по нашим данным, свидетельствует не об «отставании» родителей от детей, а об отсутствии существенного опережения, и не позволяет им делиться опытом и критично обсуждать онлайн деятельность ребенка) может быть рассмотрен как разрыв субъективный. Имеют место представления подростка о том, что его знания и умения превышают родительские, или представления родителей о том, что подросток знает и может в интернете больше них.
В-третьих, полученные ранее данные позволили сформулировать гипотезу об «иллюзорной компетентности» – чрезмерной уверенности в себе и заведомо рискованных действиях, на ней основанных. Например, обнаружилось, что подростки с высоким уровнем цифровой компетентности, по сравнению с подростками с низким уровнем ЦК, чаще готовы лично встретиться с онлайн знакомыми, никому об этом не сообщая или сообщая лишь близким друзьям. Ранее мы предполагали, что феномен иллюзорной компетентности особенно ярко проявляется в неоднозначных социальных ситуациях, например, решение встретиться с онлайн знакомым может привести к негативным последствиям, а может и нет, и у подростка есть ощущение, что он точно различает эти ситуации. В данной работе иллюзорная компетентность рассматривается как общее понятие, тесно связанное с субъективностью моделей цифровой компетентности. Одной из причин иллюзии цифровой компетентности может быть разрыв между знаниями и информацией (How technologies…, 2009), характерный для цифрового мира – информация и ее доступность подменяет переработку и усвоение опыта. Предлагается даже метафора «многооконности» – поддержание большого количества «открытых окон» при поверхностном использовании каждого и быстром переключении между ними характеризует мир интернет-пользователя. В качестве дополнения этой картины, по некоторым данным, подростки не видят разницы между онлайн и непосредственным межличностным общением, а по некоторым параметрам (например, для извинения) онлайн общение становится предпочтительным (Madell, Muncher, 2004). В целом, можно предполагать, что частая и разнообразная поверхностная активность в интернете создает у подростка ложное ощущение, что он может и знает «все». И эта иллюзия, включенная в его модель цифровой компетентности и, возможно, подкрепленная субъективным «цифровым разрывом»: представлениями о том, что он знает и умеет больше, чем взрослые, и не меньше, чем друзья, регулирует его дальнейшую деятельность онлайн.
Цель данной работы – выявление моделей цифровой компетентности российских подростков, их связи с особенностями пользовательской активности, широтой и содержанием деятельностей онлайн, а также оценками онлайн деятельности и умений родителей. Выдвигались следующие гипотезы:
Можно выделить несколько моделей цифровой компетентности, характерных для российских подростков. В частности, мы предполагали, что можно выявить группы подростков с высокой и низкой мотивацией к развитию ЦК при одинаковом среднем уровне других компонентов цифровой компетенции, а также группы подростков со специфическим и общим высоким уровнем ЦК (по некоторым или по всем сферам и компонентам, соответственно). В ряде случаев высокий уровень цифровой компетенции может свидетельствовать о наличии феномена иллюзорной компетентности.
Более высокая оценка своей цифровой компетентности у детей связана с большей пользовательской активностью, опытом самостоятельного освоения и самостоятельного (неконтролируемого) доступа в интернет и более широким кругом деятельности там, а также субъективным «цифровым разрывом» – высокой оценкой своих пользовательских умений, по сравнению с умениями родителей. При этом чрезмерно широкий круг деятельности онлайн может быть признаком иллюзорной ЦК («многооконности» вместо действительного освоения этой деятельности), а чрезмерно узкий круг – признаком ее дефицита.
Для подростков с относительно высокой мотивацией развития ЦК характерно большее признание участия других людей в освоении интернета, а также меньший субъективный «цифровой разрыв» с родителями.
В работе использовались данные исследования, проводившегося в 2013 г. Фондом развития интернет и факультетом психологии МГУ имени М.В. Ломоносова при поддержке Google (Солдатова и др., 2013; Солдатова, Рассказова, 2014; Soldatova & Rasskazova, 2014).
Опрос проводился Аналитическим центром Юрия Левады (Левада-Центром) по многоступенчатым стратифицированным репрезентативным выборкам подростков в возрасте 12–17 лет и родителей, имеющих детей 12–17-летнего возраста, проживающих в городах России с населением от 100 тысяч человек и более. Для проведения исследования было отобрано 58 городов из 45 регионов всех 8 федеральных округов России. Выборки подростков и родителей подростков были распределены между отобранными городами пропорционально численности проживающего в них населения.
Всего было опрошено 1203 подростка: 300 мальчиков в возрасте 12–14 лет, 296 девочек в возрасте 12–14 лет, 304 юноши в возрасте 15–17 лет, 303 девушки в возрасте 15–17 лет.
В соответствии с целями данной работы использовались результаты следующих методик:
Методика индекса цифровой компетентности представляет собой опросниковый инструмент, позволяющий оценить уровень знаний (10 пунктов), умений (25 пунктов), мотивации (10 пунктов) и ответственности (11 пунктов) в четырех сферах (работа с контентом, коммуникация, техносфера и потребление). По результатам апробации (Солдатова и др., 2013) были продемонстрированы достаточные надежность-согласованность, факторная и критериальная валидность (соответствие ответам на тестовые задания) методики. В данной работе показатели по 16 субшкалам методики (5 компонентов в четырех сферах) использовались для выявления моделей цифровой компетентности. Кроме того, дополнительно подростков просили оценить онлайн умения их родителей – по тем же 25 пунктам шкалы умений (альфа Кронбаха для оценок своих умений составила 0,86, для оценок умений родителей – 0,90)
Особенности пользовательской активности оценивались при помощи четырех вопросов: «Как часто Вы пользуетесь интернетом за последние 12 месяцев?» – с оценкой по шкале Лайкерта от 1 до 5 баллов, «Сколько времени, в среднем, ты проводишь в интернете в будний день?», «Сколько времени, в среднем, ты проводишь в интернете в выходные дни?» – с оценкой по шкале Лайкерта от 1 до 6 баллов и «Насколько уверенным пользователем интернета ты себя считаешь?» – с оценкой по шкале Лайкерта от 1 до 4 баллов. Баллы по двум вопросам длительности пользования интернетом в будни и выходные дни усреднялись (альфа Кронбаха 0,82).
Для оценки источников знаний об интернете респондентов спрашивали: «Как Вы научились пользоваться интернетом?». Им предлагалось выбрать все подходящие варианты из списка: «самостоятельно», «в школе – научили учителя», «научили друзья», «научили братья/сестры», «научили мои родители», «на специальных курсах». Кроме того, в бланке были варианты «другое» и «затрудняюсь ответить».
Деятельность подростков онлайн и их представления о деятельности их родителей онлайн оценивались при помощи вопросов: «Что ты чаще всего делаешь, чем занимаешься в интернете? Выбери три варианта» и «Что твои родители чаще всего делают, чем занимаются в интернете? Выбери три варианта». Список вариантов включал 15 различных пунктов. Например, «поиск разнообразной интересной информации, фото, видео, музыки, новостей и пр.» (см. табл. 3). Лишь 70,8% подростков дали ровно три ответа о себе и лишь 38,0% – о родителях, общее количество ответов варьировало в обоих случаях от 0 до 14.
Для оценки иллюзии цифровой компетентности методика была дополнена тестовыми заданиями. В данном исследовании использовались три из них, представляющие описания типичных онлайн ситуаций (например, «Тебе пришло сообщение о том, что ты выиграл(а) неделю проживания в пятизвездочном отеле на курорте. Для получения приза тебя просят немедленно оплатить билеты. Для этого нужно прислать номер банковской карты. Что ты скорее всего сделаешь в данном случае?»). В качестве ошибочных мы использовали только ответы, сопряженные с очевидным незнанием или нарушением безопасности в интернете (например, ответ «Напишу в компанию, от которой пришло письмо» не рассматривался как ошибочный). Наличие хотя бы одной ошибки расценивалось как недостаточная ЦК.
Обработка данных проводилась в программах SPSS Statistics 22.0 и Mplus 7.
С целью выявления групп подростков с разной структурой цифровой компетентности мы использовали метод латентных классов. В отличие от кластерного анализа, в котором респонденты классифицируются на основе «близости» их показателей (расстояний), метод латентных классов предполагает, что связи между ответами людей на разные пункты объясняются неоднородностью выборки: респонденты представляют несколько разных однородных групп, для каждой из которых характерен свой паттерн ответов (Geiser, 2013). Метод относится к смешанным моделям (mixture models) и направлен на выявление категориальной латентной переменной – классов (подгрупп) респондентов – которая могла бы объяснить неоднородные паттерны ответов принадлежностью респондентов к разным однородным подгруппам. Иными словами, мы предполагали, что существует несколько характерных профилей компонентов цифровой компетентности в разных сферах. В таблице 1 представлены результаты сравнения показателей моделей с разным числом классов1.
Во всех моделях качество классификации по показателю энтропии достаточно хорошее: средняя вероятность того, что испытуемые относятся к «своим» классам составляет 0,85- 0,99; что к другим классам – <0,10.
Все информационные критерии снижаются с увеличением числа классов – иными словами, если ориентироваться исключительно на них, предпочтение должно быть отдано последней модели с шестью классами.
Согласно абсолютному и относительному показателям теста соотношения вероятностей, LRT модель с тремя классами должна быть признана лучше описывающей данные, по сравнению с моделями с одним и двумя классами. Модели с четырьмя, пятью и шестью классами по этим критериям не превосходят значимо модель с тремя классами и друг друга. Однако, расчет LRT методом бутстрепа свидетельствует о превосходстве моделей с большим числом классов, по сравнению с моделями с меньшим числом классов (p<0,0001). Следует, однако, отметить, что результаты бутстрепа при сравнении модели с шестью классами и модели с пятью классами менее надежны.
Таблица 1. Сравнение показателей абсолютного и относительного соответствия моделей с разным числом классов.
Показатели | 2 класса | 3 класса | 4 класса | 5 классов | 6 классов |
LogLikelihood | -1749,87 | -1156,55 | -900,15 | -755,91 | -565,37 |
Информационные критерии | |||||
AIC (Akaike information criteria) | 3597,74 | 2445,10 | 1966,30 | 1711,83 | 1364,74 |
BIC (Bayesian information criteria) | 3847,27 | 2781,21 | 2388,98 | 2221,09 | 1960,58 |
BIC с учетом размера выборки (sample-size adjusted BIC) | 3691,63 | 2571,57 | 2125,34 | 1903,45 | 1588,94 |
Энтропия | 0,90 | 0,91 | 0,85 | 0,88 | 0,84 |
Тест соотношения вероятностей (LRT) Вуонга-Ло-Менделла-Рубина | |||||
Удвоенная разность логарифмических вероятностей (2 Times the LogLikelihood Difference) | 3860,97 | 1186,64 | 512,80 | 288,47 | 381,08 |
Среднее (ст. откл.) | 117,63 (181,36) | 82,15 (290,66) | 163,65 (298,81) | 117,31 (313,63) | 89,30 (473,05) |
Уровень значимости | 0,00 | 0,01 | 0,12 | 0,29 | 0,27 |
Относительный LRT тест Ло-Менделла-Рубина | |||||
Значение теста | 3829,21 | 1176,88 | 508,59 | 286,10 | 377,95 |
Уровень значимости | 0,00 | 0,01 | 0,12 | 0,30 | 0,27 |
Параметрический LRT тест, полученный методом бутстрепа (число извлечений – 500) | |||||
Удвоенная разность логарифмических вероятностей | 3860,97 | 1186,64 | 512,80 | 288,47 | 381,08 |
Уровень значимости | 0,00 | 0,00 | 0,00 | 0,00 | 0,00 |
Поскольку средние профили при выделении трех классов соответствовали лишь низкому, среднему и высокому уровню цифровой компетентности (т.е. описывали ее выраженность, а не содержательные типы или модели), а также, учитывая общую рекомендацию учета результатов бутстрепа, мы выбирали далее между пятью и шестью классами (Geiser, 2013). Помимо того, что решение с шестью классами было труднее воспроизвести, две из шести групп при таком решении были малы, по сравнению с общей выборкой (39 и 50 человек), что не только затрудняло дальнейший статистический анализ, но и ставило вопрос об их практической значимости (Henson, 2006) – не отражали ли они скорее отдельные исключения, нежели систематические закономерности? Лишь при выделении пяти классов была выявлена специфическая группа подростков со средним уровнем цифровой компетентности, но с высоким уровнем мотивации, представлявшая для нас особый теоретический интерес (Солдатова и др., 2013). Опираясь на эти содержательные и практические основания, мы сделали выбор в пользу решения с пятью классами. Средняя вероятность правильной классификации испытуемых в «свои» классы при такой модели составляет 0,86–0,96, а вероятность их принадлежности к какому-либо другому классу ниже 0,06. На рисунке 1 показаны средние профили 5 групп подростков с разной структурой цифровой компетентности: в первую (74 человек, 6,1%) и третью группы (374 человека, 31,1%) вошли подростки со средним уровнем знаний, умений и возможностей обеспечения безопасности в большинстве сфер, кроме сферы потребления. Кроме того, для этих подростков характерен довольно высокий уровень знаний в сфере контента. Разница между этими двумя группами (по post hoc попарным сравнениям по критерию Шеффе) в уровне мотивации: подростки первой группы хотят улучшить свои знания, особенно в сфере онлайн общения, а подростки более многочисленной третьей группы – нет. Вторая группа состоит из подростков с общим низким уровнем цифровой компетентности на фоне среднего уровня знаний в сфере контента (560 человек, 46,6%). Респонденты четвертой (103 человека, 8,6%) и пятой групп (92 человека, 7,6%) характеризуются высоким уровнем цифровой компетентности, однако, в четвертой группе эта компетентность специфическая и касается умений и безопасности, а в пятой группе она носит общий характер.
Рисунок 1. Средний профиль цифровой компетентности в 5 группах подростков
Модели цифровой компетентности различаются в зависимости от пола и возрастной группы подростков (χ2=65,73, p<0,01), хотя величина статистического эффекта небольшая (Contingency Coefficient CC=0,23). В целом, старшие подростки 15–17 лет чаще оценивают высоко либо свои умения и возможности обеспечивать безопасность онлайн (группа 4), либо еще и знания (группа 5), по сравнению с младшими подростками, этот эффект небольшой, но одинаково характерен как для мальчиков, так и для девочек (CC=0,21 и CC=0,20 соответственно). Среди старших подростков мальчики несколько чаще считают себя более компетентными, чем девочки (СС=0,08 у подростков 12-14 лет и CC=0,13 у подростков 15-17 лет).
Уровень цифровой компетентности и уверенность в себе, как пользователе, линейно нарастают при увеличении времени, проводимом в интернете. Подростки с низкой компетентностью меньше всего находятся онлайн и наименее уверены в себе, как пользователи, с высокой – дольше бывают онлайн и более уверены, тогда как подростки со средней компетентностью (как мотивированные, так и немотивированные) занимают между ними промежуточное положение (F=13,77, p<0,01, eta=0,21 и F=22,52, p<0,01, eta=0,27 соответственно)2. В отношении частоты пользования интернетом этот эффект значительно ниже (F=5,56, p<0,01, eta=0,14), он указывает на то, что эти группы практически не различаются. Дело в том, что абсолютное большинство подростков с любыми моделями цифровой компетентности (83,6%-97,8%) пользуется интернетом каждый или почти каждый день.
Подростки с более высоким уровнем цифровой компетентности отмечают не только больше умений, но и больший круг деятельностей – того, что они чаще всего делают в интернете (см. табл. 2). Однако, оценивая своих родителей, максимально широкий круг их онлайн деятельности и умений отмечают мотивированные подростки со средним уровнем цифровой компетентности. Заметим также, что во всех группах подростки считают, что их деятельность в интернете более разнообразна, а умения больше, чем у родителей (по результатам ANOVA с повторными измерениями, F=321,27, p<0,01, eta=0,46 и F=777,76, p<0,01, eta=0,63 соответственно). Кроме того, подростки с разными моделями цифровой компетентности по-разному оценивают круг деятельности и умений, применительно к себе и по отношению к родителям (эффект взаимодействия группы и оценки – F=6,59, p<0,01, eta=0,15 и F=81,38, p<0,01, eta=0,46 соответственно). В группе мотивированных подростков со средней цифровой компетентностью «разрыв» между оценками своего и родительского круга активности и умений минимален. В группе с низким уровнем ЦК «разрыв» между оценками своих и родительских умений (но не активности) также мал, однако, этот эффект объясняется тем, что обе их оценки низки.
Таблица 2. Среднее количество онлайн деятельностей и умений подростков и их родителей (по оценке подростков).
Модели цифровой компетентности | Онлайн деятельности – подросток | Онлайн умения – подросток | Онлайн деятельности – родители | Онлайн умения – родители |
Средняя ЦК, мотивированные | 3,36 | 10,07 a | 2,77 a | 7,72 a |
Низкая ЦК, не мотивированные | 2,90 a,b | 5,19 a,b | 1,63 a,b,с | 3,19 a,b,с |
Средняя ЦК, не мотивированные | 3,66 a | 10,60 b | 1,99 a | 5,24 a,b |
Высокая специфическая ЦК – навыки и безопасность | 3,77 b | 15,47 a,b | 2,29 b | 6,80 с |
Высокая общая ЦК | 3,99 | 17,77 a,b | 2,25 c | 7,43 b |
Критерий Фишера F | 19,75*** | 640,09*** | 15,42*** | 34,31*** |
Величина статистического эффекта eta | 0,25 | 0,83 | 0,22 | 0,32 |
Примечания. *** - p<0,001. a,b,c – Показатели групп с одинаковыми буквами попарно различаются по данному показателю при post hoc сравнении по критерию Шеффе p<0,05. |
В целом подростки в интернете часто ищут интересную информацию или информацию по учебе, общаются и ищут новых друзей, а также играют в онлайн игры. Однако в онлайн деятельности подростков с разными моделями цифровой компетентности есть и различия, хотя величина статистического эффекта во всех случаях низкая (см. табл. 3).
Таблица 3. Особенности деятельности онлайн у подростков с разными моделями цифровой компетентности.
Деятельность в интернете | Средняя ЦК, мотивированные | Низкая ЦК, не мотивированные | Средняя ЦК, не мотивированные | Высокая специфическая ЦК - навыки и безопасность | Высокая общая ЦК | Критерий Хи- квадрат Пирсона | Величина статистического эффекта СС |
Поиск разнообразной интересной информации | 62 (83,8%) | 402 (71,8%) | 293 (78,3%) | 85 (82,5%) | 68 (73,9%) | 11,46* | 0,10 |
Чтение новостных лент | 11 (14,9%) | 135 (24,1%) | 117 (31,3%) | 27 (26,2%) | 32 (34,8%) | 14,29** | 0,11 |
Поиск новых друзей в социальных сетях | 30 (40,5%) | 238 (42,5%) | 157 (42,0%) | 31 (30,1%) | 30 (32,6%) | 8,27 | 0,08 |
Общение в интернете всеми возможными способами | 28 (37,8%) | 192 (34,3%) | 182 (48,7%) | 47 (45,6%) | 48 (52,2%) | 25,38** | 0,14 |
Скачивание бесплатно всего, что можно скачать | 25 (33,8%) | 101 (18,0%) | 103 (27,5%) | 36 (35,0%) | 29 (31,5%) | 26,54** | 0,15 |
Критика, споры, издевательства в комментариях | 2 (2,7%) | 13 (2,3%) | 19 (5,1%) | 9 (8,7%) | 12 (13,0%) | 26,55** | 0,15 |
Поиск информации для учебы (работы) | 37 (50,0%) | 264 (47,1%) | 191 (51,1%) | 52 (50,5%) | 48 (52,2%) | 1,88 | 0,04 |
Пользование образовательными порталами, онлайн курсами | 5 (6,8%) | 25 (4,5%) | 34 (9,1%) | 9 (8,7%) | 15 (16,3%) | 19,76** | 0,13 |
Создание сайтов, программ, приложений | 2 (2,7%) | 13 (2,3%) | 25 (6,7%) | 4 (3,9%) | 13 (14,1%) | 29,21** | 0,15 |
Поиск возможности заработать | 1 (1,4%) | 7 (1,3%) | 12 (3,2%) | 6 (5,8%) | 7 (7,6%) | 17,35** | 0,12 |
Онлайн игры и мобильные игры | 27 (36,5%) | 159 (28,4%) | 121 (32,4%) | 47 (45,6%) | 39 (42,4%) | 16,98** | 0,12 |
Общение с другими людьми в онлайн играх | 11 (14,9%) | 57 (10,2%) | 61 (16,3%) | 22 (21,4%) | 15 (16,3%) | 13,66** | 0,11 |
Поиск информации о новинках в интернет-магазинах | 3 (4,1%) | 10 (1,8%) | 19 (5,1%) | 6 (5,8%) | 10 (10,9%) | 20,54** | 0,13 |
Заказ и покупки разных товаров | 3 (4,1%) | 9 (1,6%) | 23 (6,1%) | 5 (4,9%) | 5 (5,4%) | 14,22** | 0,11 |
Создание и размещение своего контента | 5 (6,8%) | 7 (1,3%) | 31 (8,3%) | 8 (7,8%) | 6 (6,5%) | 28,95** | 0,15 |
Примечания. * - p<0,05, ** - p<0,01. |
Выделяя разные модели цифровой компетентности, мы предполагали, что они могут быть более или менее реалистичными. Как проверка валидности индекса ЦК (Солдатова и др., 2013), так и результат – подростки с более высокой ЦК чаще создают и размещают свой контент, создают сайты и пишут программы – свидетельствуют в пользу того, что, по крайней мере, в части случаев оценка ЦК реалистична. Однако сравнение подростков, имеющих разные модели цифровой компетентности, по такому параметру, как совершение грубых ошибок при ответе на тестовые задания, обнаруживает и обратную сторону медали. Хотя в целом подростки с более высокой оценкой своей ЦК ошибаются реже (χ2=33,19, p<0,01, CC=0,16), даже в группах с высокой специфической и общей ЦК каждый второй подросток совершает хотя бы одну ошибку (57,3% и 60,9% соответственно).
Более того, количество деятельности онлайн не только различается у подростков с разными моделями цифровой компетентности, но и это различие зависит от ответов на тестовые задания (эффект взаимодействия группы и ошибки в тестовых заданиях, F=3,56, p<0,01, eta=0,11, см. рис. 2). Если при низкой общей ЦК правильно и неправильно отвечающие подростки отмечают одинаково узкий круг активности онлайн, то при средней и высокой специфической ЦК правильно решающие подростки вовлечены в более широкий круг онлайн активности. Причем, это различие максимально для мотивированных подростков со средней цифровой компетентностью.
Рисунок 2. Среднее количество деятельностей онлайн при разных моделях цифровой компетентности у подростков, совершающих и не совершающих грубые ошибки в тестовых заданиях.
В соответствии с нашей гипотезой метод латентных классов позволил выделить пять моделей цифровой компетентности. Две наиболее многочисленные группы составили подростки с низким или средним уровнями цифровой компетентности по всем компонентам, но с низкой мотивацией улучшения ЦК (группы 2 и 3). К трем другим группам относятся подростки, высоко оценивающие свои онлайн навыки, особенно по обеспечению безопасности (группа 4), подростки, высоко оценивающие свою компетентность в целом (группа 5) и подростки со средним уровнем ЦК, но высокой мотивацией к улучшению своей компетентности, которой не наблюдалось ни в одной другой группе.
Модели цифровой компетентности связаны с формальными особенностями пользовательской активности и способами освоения интернета, хотя связи эти довольно слабые. Подростки с более высоким уровнем цифровой компетентности отмечают больший круг деятельностей, которые «чаще всего» выполняют онлайн. Напротив, при низком уровне цифровой компетентности подросткам трудно выбрать даже те три дела онлайн, которые обозначены как минимум в инструкции.
Более половины подростков, оценивших свою компетентность высоко (57,3% в группе 4 и 60,9% в группе 5), тем не менее, совершают как минимум одну грубую ошибку при ответе на три тестовых задания. Более широкий круг деятельности выступает в этом случае как основание для субъективного переживания компетентности, тогда как в реальности содержание этой деятельности может быть поверхностным и ограниченным. Это результат, созвучный тезису о предпочтении подростками в цифровом мире информации, как доступных сведений, в противовес знаниям, как переработанному и критически оцененному опыту (How technologies …, 2009). Немаловажно, что мы спрашивали, что подростки делают онлайн чаще всего, и выбор большого количества пунктов («все подряд») может свидетельствовать не столько о содержательном разнообразии деятельности, сколько о трудности в выборе главного, ситуативном переключении между «окнами» в поисках интересного. Особенно это характерно для подростков с общей высокой оценкой своей ЦК. Те из них, кто делал грубые ошибки в тестовых заданиях (т.е. чья ЦК была иллюзорным представлением), отмечали больше видов деятельности в интернете, тогда как при специфической высокой и средней ЦК широкий круг деятельности был сопряжен с правильным решением задач. Можно предположить, что разнообразие онлайн деятельности способствовало действительной компетентности даже при невысокой ее оценке.
В этом контексте интересно, что ошибки в ответах на тестовые задания, одинаково часты в обеих возрастных группах, но старшие подростки оценивают свою цифровую компетентность выше, чем младшие. Хотя эта «аккумуляция иллюзии с возрастом» может быть следствием большего и бесконтрольного пользования интернетом в старшем подростковом возрасте, она может объясняться и особенностями поколений (в смысле освоения интернета) и межпоколенческих взаимодействий. По нашим данным, современные старшие подростки действительно чаще осваивали интернет сами и бесконтрольно, а их родители нередко чувствовали себя менее компетентными и скорее учениками, чем учителями (Солдатова, Рассказова, 2014а; Солдатова, Рассказова, 2015). При этом интернет субъективно становился для старших подростков тем местом, где они чувствуют себя свободными и куда не хотят допускать родителей. Наоборот, в освоении интернета современными младшими подростками появляются постфигуративные элементы – в нем чаще участвуют другие люди, особенно родители, сами подростки больше замечают и ценят их участие.
В пользу гипотезы о том, что дефицит мотивации развития ЦК объясняется узостью круга онлайн деятельности и субъективным «цифровым разрывом», говорит тот факт, что немногие мотивированные подростки чаще обращались к разным источникам информации при освоении интернета, особенно, к помощи друзей, братьев/сестер, учителей, и чаще были готовы пользоваться общественными компьютерами. Иными словами, деятельность по освоению интернета является для них разделенной с другими людьми и происходит в непосредственном межличностном общении (по крайней мере, часть которого оффлайн).
Далее, мотивированные подростки, по сравнению с подростками из других групп, выше оценивают онлайн умения своих родителей и считают более широким круг их онлайн деятельности, а «разрыв» между оценкой себя и родителей в этой группе минимален. Можно предварительно предполагать, что мотивационный компонент цифровой компетентности развивается в системе взаимодействия подростка и родителей (а также друзей и близких) по поводу интернета.
Кроме того, виды онлайн деятельности различаются по тому, какие уровни активности, заинтересованности и цифровой компетентности необходимы для их осуществления. Так, поиск интересной информации (и ее отбор), скачивание, создание своего контента и программ – это более активные и неоднозначные занятия, нежели чтение новостных лент. В этом смысле закономерно, что мотивация к улучшению ЦК высока у тех, кто больше интересуется поиском информации и ее скачиванием и реже – чтением новостей. Интересно, что именно в группе мотивированных подростков различие по количеству деятельностей в интернете между решающими и нерешающими задание ребятами максимально. Хотя этот результат должен быть проверен в дальнейшем, он согласуется с предположением, что именно мотивация и круг видов деятельности являются условиями развития ЦК. Широкий круг активных и требующих освоения нового видов деятельности создает предпосылки для развития знаний и навыков, а конкретная (в отличие от общей) мотивация способствует тому, что подросток замечает, критически оценивает и усваивает полученный опыт.
На основе анализа моделей ЦК выделяются группы подростков, которые попадают в разные группы риска по возможности столкновения с онлайн- угрозами. Первая группа (практически каждый второй опрошенный подросток) – начинающие пользователи (низкий уровень ЦК, низкая пользовательская активность, самостоятельно научились пользоваться, не мотивированы на повышение ЦК) – находится в зоне риска по столкновению со всеми онлайн-угрозами (контентными, коммуникационными, техническими и потребительскими). Вторая группа (примерно каждый третий опрошенный) – опытные пользователи (средний уровень ЦК, с повышенным уровнем компетенций в сфере контента, в основном, не мотивированные на повышение ЦК, чаще использующие общие компьютеры, повышающие уровень ЦК вместе с сестрами/ братьями, родителями или учителями) – лучше справляются с контентными рисками, но слабо подготовлены к рискам в сфере коммуникации, техносфере и, особенно, потреблении. Третья группа (каждый седьмой из опрошенных) – продвинутые пользователи (высокий уровень ЦК, с высокой пользовательской активностью и широким кругом интернет-деятельностей, использующие разнообразные девайсы, самостоятельно освоившие премудрости Сети и мотивированные на повышение ЦК) – имеют достаточный опыт не только столкновения с онлайн-рисками, но и совладания с ними, а также больше шансов успешно справиться с новыми и эволюционирующими старыми рисками.
Кроме того, данное исследование указывает на следующие моменты, важные для понимания и развития психологических представлений о цифровой компетентности современных российских подростков:
Структура представлений о собственной цифровой компетентности (модели ЦК) у подростков не совпадает с их действительными умениями, но, с нашей точки зрения, играет центральную роль в регуляции их онлайн деятельности и ее дальнейшего развития. Более высокая оценка своей цифровой компетентности связана с возможностями более длительного и самостоятельного доступа в интернет, а также с историей его самостоятельного освоения.
Иллюзия цифровой компетентности, по-видимому, связана с широким, но поверхностным освоением онлайн деятельности, попытками испробовать все доступные возможности при испытывании трудностей при выборе основных видов деятельности и систематического их освоения (так называемая «многооконность»).
Мотивация – наиболее дефицитарный компонент ЦК у современных подростков. Его более высокий уровень связан с участием и признанием роли других людей в освоении интернета, со сравнением с их умениями и знаниями. Подростки с высоким уровнем мотивации выше оценивают круг онлайн деятельности и умений родителей, а «цифровой разрыв» со своими родителями считают минимальным. Мы предполагаем, что мотивационный компонент цифровой компетентности у подростков развивается в успешном взаимодействии с другими людьми по поводу интернета, при обучении у последних и сравнении с ними, если круг онлайн деятельностей и интересов предполагает активность и требует развития новых умений.
Исследование выполнено при финансовой поддержке РГНФ в рамках научно-исследовательского проекта проведения научных исследований «Модели цифровой компетентности у различных типов интернет- пользователей», проект 14-06-00646.