Мотивационно-ценностная направленность студентов на профессиональную деятельность
Опубликована Янв. 1, 2013
Последнее обновление статьи Дек. 16, 2022
В статье рассматриваются особенности мотивационно-ценностного аспекта профессионального становления студентов естественно-географических специальностей. Приводятся данные об исследовании особенностей мотивационно-ценностной направленности на будущую профессиональную деятельность студентов и ее динамики от первого к пятому курсу обучения. Исследование мотивационно-ценностной направленности студентов–химиков, биологов, географов на профессиональную деятельность проводилось в Приднестровской Молдавской республике на естественно-географическом факультете Приднестровского государственного университета им. Т.Г. Шевченко. Автором анализируются мотивы выбора будущей профессии и соответствующего вуза, проводится изучение их взаимосвязи с ценностными ориентациями студентов. Показано значение этих данных для организации системы мероприятий психологического сопровождения, оказания психологической помощи студентам.
Исследование ценностных ориентаций и жизненных сфер выявило, что для молодых людей в начале профессионального становления наиболее значимой является профессиональная сфера, материальное благополучие и саморазвитие. К концу обучения ценностные ориентации студентов начинают соответствовать социально-экономическим отношениям, сложившимся в обществе – значимые в начале обучения духовные ценности и ценности саморазвития сменяются на социальные.
Проведенное исследование позволило разработать программу психологического сопровождения процесса профессионального становления студентов на всех этапах обучения в вузе, направленную на их информационное обеспечение, на развитие мотивационно-ценностной направленности на будущую профессиональную деятельность и способствующую глубокому осознанию молодыми людьми себя в избранной профессии.
Ключевые слова
Мотивация выбора профессии, мотивационно-ценностная направленность на профессиональную деятельность, профессиональная направленность личности, ценностные ориентации (ЦО)
Исследование мотивационно-ценностной направленности студентов - химиков, биологов, географов на профессиональную деятельность проводилось в Приднестровской Молдавской республике на естественно-географическом факультете Приднестровского государственного университета им. Т.Г. Шевченко.
Актуальность данного исследования обусловлена особенностями современных социально-экономических условий. для которых характерна нестабильность. снижение престижности ряда профессий. востребованных в конкретных социально-значимых отраслях (промышленной, образовательной, научной), сложность трудоустройства. В молодежной среде происходит изменение мотивационноценностной направленности: снижается значимость ценностей, связанных с духовными интересами, в противовес ценностям социального удовлетворения и материального благополучия. Многие выпускники педагогических вузов реализуют себя в других видах профессиональной деятельности. Поэтому возникла необходимость не только изучения конкретных причин, отрицательно влияющих на мотивационно-ценностную направленность молодых людей, но и разработки программы психологического сопровождения процесса их профессионального становления в вузе, обеспечивающей сохранение устойчивости первичного интереса к избранной профессии.
Вопрос о соотношении мотивационно-ценностной направленности личности и ее ориентации на конкретную деятельность является сложным и не до конца изученным. В данной работе мы будем рассматривать профессиональную направленность как основной элемент общей направленности личности.
Профессиональная направленность играет важную роль в становлении специалиста, определяет избирательность его отношений, позицию и активность. Для успешного формирования мотивационно-ценностной направленности на профессиональную деятельность надо знать ее сущность, структуру, общие закономерности развития, а также хорошо представлять себе особенности личной позиции человека (доминирующих мотивов, потребностей, интересов, ценностей и т.д.). С.Л. Рубинштейн Л.И. Божович В.С. Мерлин К.К. Платонов. А.Г. Асмолов и другие ученые отмечают, что для раскрытия сущности профессиональной направленности и ее места в общей структуре личности, необходимо исходить из сущности направленности вообще. В исследованиях отечественных психологов профессиональная направленность определяется как совокупность устойчивых мотивов и эмоционально-ценностных отношений, определяющих особенности профессиональной деятельности, поведения, общения и самооценки личности специалиста. Ее содержание включает потребность в профессиональной деятельности, а так же цели, ценностные ориентации, как основу мотивации этой деятельности. и потребность в постоянном профессиональном самосовершенствовании (Хозяинов Г.И.. 2005). В.Н. Мясищев утверждает, что составляющие профессиональной направленности, связанные с трудовой деятельностью, занимают важнейшее место в общей направленности личности. «Изучая личность с точки зрения ее отношений, в первую очередь, необходимо обратить внимание на отношение к труду, выяснить его характер, ход, условия и перспективы развития» (Мясищев. В.Н.. 1995).
Мотивационно-ценностная профессиональная направленность базируется на общей направленности личности, отражающей человеческие, гражданские позиции, понимание смысла жизни, своего места в ней, особенности мировоззрения, жизненных идеалов и ценностей, мотивов, потребностей, стремлений, планов жизни и т.п. Формирование и развитие профессиональной направленности связано с динамическими изменениями ее структурных компонентов. Структура профессиональной направленности включает основные компоненты направленности личности (мотивы, интересы, цели, ценностные ориентации и др.). Мы в своем исследовании исходим из того, что системообразующими компонентами профессиональной направленности являются мотивы, которые влияют на формирование осознанных личностью профессиональных намерений (целей), и профессионально-ценностных ориентаций личности. Мотивационно-ценностная профессиональная направленность рассматривается нами с позиции интегративного подхода (Дружилов СА, 2003. Климов ЕА. 1996). Компоненты мотивационно-ценностной направленности представлены как взаимосвязанные, взаимообусловливающие и включающие в себя:
Исходя из этого, мотивационно-ценностная профессиональная направленность будет рассматриваться как интегративная система свойств человека, как будущего или настоящего субъекта труда, включающая совокупность устойчивых мотивов и профессионально-ценностных ориентаций, обеспечивающих его активность по конструированию собственной профессиональной деятельности. Она выступает движущей силой профессионального становления, ее содержание включает профессиональные интересы и цели, потребность в постоянном профессиональном самосовершенствовании, а также профессиональные установки, убеждения и идеалы.
Мотивационно-ценностная профессиональная направленность впервые обнаруживает себя при выборе профессионального учебного заведения, что соответствует первому этапу профессионального самоопределения и характеризуется возникновением профессиональных интересов, стремлений, а также изменением отношения к самой проблеме выбора профессии.
В процессе овладения профессией происходит существенная перестройка ценностно-мотивационной направленности, формируются мотивы и ценности, связанные с интересом к процессу труда, со стремлением к развитию профессиональной компетентности. Трудовая (профессиональная) деятельность, утверждает Д.Н. Завалишина (Завалишина Д.Н. , 1998), выступает ареной развития и самореализации личности.
Такие компоненты мотивационно-ценностной профессиональной направленности как мотивы, цели (намерения), ценностные ориентации, профессиональные интересы, являющиеся внутренними проявлениями личности, влияют на выбор трудовой (профессиональной) деятельности.
В зарубежной и отечественной научной литературе имеется достаточное количество работ, посвященных изучению ценностей и мотивации людей в различных видах деятельности, в том числе учебной. Вне поля зрения ученых осталась проблема их исследования в процессе профессиональной подготовки с позиций интегративного, системно-деятельностного подхода. Этот подход предполагает изучение ценностей и мотивов человека в их взаимосвязи, взаимообусловленности, взаимовлиянии и в динамике развития.
Многие ученые (С.Л. Рубинштейн, Е.А. Климов, Э.Ф. Зеер, Ю.А. Афонькина, А.П. Сейтешев и др.), отмечают, что данный вопрос исследован недостаточно полно и подробно. Имеются лишь попытки представить процесс развития профессиональной направленности (в том числе и мотивационно-ценностной) в динамике. Это подтверждает актуальность нашего исследования.
Анализ ценностных ориентации и мотивов молодых людей, обучающихся в вузе по различным специальностям (в том числе, и естественно-географическим), может существенно дополнить научные представления об особенностях развития направленности на профессиональную деятельность. Поэтому нами была поставлена цель: выявить особенности динамики мотивационно-ценностной направленности на профессиональную деятельность студентов разных специальностей.
Объектом исследования являлись психологические особенности мотивационно-ценностной профессиональной направленности в процессе профессионального становления студентов разных специальностей (биологов, географов, химиков), а предметом - специфика динамики этой направленности у студентов на разных этапах обучения в вузе.
Гипотезы исследования:
Исследование проводилось на базе ГОУ ВПО «Приднестровский государственный университет им. Т.Г. Шевченко», естественно-географического факультета (специальности «Географ. Преподаватель географии», «Химик. Преподаватель химии», «Биолог. Преподаватель биологии»).
В нем приняло участие 182 человека: студенты 1, 3, 4, 5 курсов естественно-географического факультета (85,4% от общего количества студентов факультета). Возрастной диапазон респондентов 17-23 года.
На 1 этапе - (июнь 2006 г.) в лонгитюдном исследовании приняли участие абитуриенты Приднестровского государственного университета. Выборку составили 53 человека, поступивших на естественно-географический факультет и в дальнейшем обучающихся очно по специальностям - «Химик. Преподаватель химии» (032300), «Биолог. Преподаватель биологии» (011600), «Географ. Преподаватель географии» (012500).Среди них были юноши (34%) и девушки (66%) в возрасте 17-18 лет.
Проводилось изучение мотивации выбора будущей профессии (соотнесение внутренних и внешних мотивов), терминальных ценностей и других аспектов (целей получения образования, ориентаций при выборе вуза и др.), влияющих на выбор абитуриентами обучения в ПГУ им. Т.Г. Шевченко.
2 этап - (апрель-май 2008 г.). В лонгитюдном исследовании приняли участие 53 студента естественно-географических специальностей, обучающихся на 3 курсе. На данном этапе проводилось повторное изучение мотивации выбора профессии, терминальных ценностей и других аспектов, влияющих на процесс профессионального становления в период обучения в вузе - содержательной стороны образовательного процесса, отношения к избранной специальности, дальнейшие профессиональные планы и пр.
3 этап - (ноябрь-декабрь 2010 г.). В исследовании приняли участие 53 студента 5 курса, участвовавшие в лонгитюдном исследовании с 2006 г. Было проведено еще дополнительное исследование студентов 1, 3, 5 курсов. Проведено изучение мотивационных объектов, типичных для однородной группы и измерение их субъективной интенсивности у студентов, а также ценностных ориентаций и направленности личности.
В качестве эмпирических методов исследования применялись следующие:
Для статистической обработки и анализа эмпирических данных были использованы: метод статистической проверки гипотезы (t-критерий Стьюдента), метод достоверности различий (U-критерий Манна-Уитни), корреляционный анализ (коэффициент корреляции г-Пирсона). Математическая обработка данных осуществлялась с применением программы SPSS 13.0.
Что должно быть ценно и важно будущему педагогу? | Специальность, % | ||
Биологи | Географы | Химики | |
знание предмета и интерес к своей работе | 14,0 | 14,6 | 19,0 |
любовь к детям | 4,0 | 22,0 | 9,5 |
общительность | 2,0 | 4,9 | 4,8 |
развитие детей | 6,0 | 4,9 | 0,0 |
терпение и понимание детей | 6,0 | 7,3 | 19,0 |
затрудняюсь ответить | 68,0 | 46,3 | 47,6 |
Таблица 1. Распределение ответов студентов о наиболее важных профессиональных ценностях в будущей педагогической деятельности (%)
Что должно быть ценно и важно будущему педагогу? | Специальность, % | ||
Биологи | Географы | Химики | |
забота об окружающей среде, экология и сохранение природы | 20,0 | 9,8 | 28,6 |
знания | 4,0 | 0,0 | 4,8 |
затрудняюсь ответить | 76,0 | 90,2 | 66,7 |
Таблица 2. Распределение ответов студентов о наиболее важных профессиональных ценностях в будущей предметной деятельности (%)
На основании психологического анализа предметной и педагогической деятельности специалистов химиков, биологов и географов была разработана анкета, включающая три блока вопросов:
Вопросы были поставлены так, что студенты вначале оценивали себя, как педагогов, а затем, как преподавателей определенных предметов (химия, биология, география).
При рассмотрении отношения к будущей профессиональной деятельности было выявлено, что химики (примерно 60%) и биологи (45%) планируют трудоустройство, как в производственной сфере, так и в учреждениях образования. Их отличает интерес к профессиональной области и привлекает возможность самореализации в ней. Они отмечают, что для будущего специалиста важной является забота об окружающей среде и сохранении природы. Однако достаточными знаниями о содержании профессиональной деятельности специалиста в производственной и экологической области владеют лишь 35% химиков и 19% биологов (таблица 4). Знания о педагогической деятельности у студентов несколько выше, но количество таких студентов не превышает 40% (таблица 3). Среди профессионально важных ценностей они отмечают знания и интерес к своей работе, терпение и понимание детей, а любовь к детям и значимость их развития указали всего 9,8% (таблица 1, 2).
Что Вы знаете о профессиональной деятельности преподавателя (биологии, географии и химии)? | Специальность, % | ||||||||
Биологи | Географы | Химики | |||||||
Да | Нет | Затр. ответить | Да | Нет | Затр. ответить | Да | Нет | Затр. ответить | |
Что или кто является объектом деятельности преподавателя? | 36,0 | 18,0 | 46,0 | 39,0 | 7,3 | 53,7 | 66,7 | 9,5 | 23,8 |
Что является предметом профессиональной деятельности? | 8,0 | 24,0 | 68,0 | 0,0 | 31,7 | 68,3 | 0,0 | 76,2 | 23,8 |
Что Вы считаете основными целями профессиональной деятельности? | 36,0 | 10,0 | 54,0 | 43,9 | 12,2 | 43,9 | 71,4 | 14,3 | 1 4,3 |
Как Вы представляете условия своей будущей профессиональной деятельности? | 6,0 | 24,0 | 70,0 | 9,8 | 34,1 | 56,1 | 6,3 | 32,1 | 61 ,6 |
Какие способности, качества необходимы преподавателю для успешного исполнения работы и как эти способности развиты у Вас? | 46,0 | 4,0 | 50,0 | 51 ,2 | 4,9 | 43,9 | 57,1 | 4,8 | 38,1 |
Что должно быть ценно и важно будущему педагогу? | 26,0 | 6,0 | 68,0 | 43,9 | 9,8 | 46,3 | 57,9 | 0,0 | 42,1 |
Представляете ли Вы, какие сложности могут возникать в профессиональной деятельности преподавателя? | 14,0 | 8,0 | 78,0 | 19,5 | 17,1 | 63,4 | 28,6 | 23,8 | 47,6 |
Таблица 3. Распределение ответов студентов о внутреннем содержании профессиональной педагогической деятельности (%)
Что Вы знаете о профессиональной деятельности преподавателя (биологии, географии и химии)? | Специальность, % | ||||||||
Биологи | Географы | Химики | |||||||
Да | Нет | Затр. ответить | Да | Нет | Затр. ответить | Да | Нет | Затр. ответить | |
что или кто является объектом деятельности? | 14,0 | 8,0 | 78,0 | 31,7 | 14,6 | 53,7 | 61,9 | 4,8 | 33,3 |
что является предметом профессиональной деятельности? | 34,0 | 4,0 | 62,0 | 1 9,5 | 26,8 | 53,7 | 38,1 | 9,5 | 52,4 |
что Вы считаете основными целями профессиональной деятельности? | 20,0 | 10,0 | 70,0 | 41 ,5 | 7,3 | 51,2 | 33,3 | 4,8 | 61 ,9 |
как Вы представляете условия своей будущей профессиональной деятельности? | 12,0 | 12,0 | 76,0 | 7,3 | 12,2 | 80,5 | 23,8 | 4,8 | 71 ,4 |
какие способности, качества необходимы специалисту для успешного исполнения работы? | 28,0 | 4,0 | 68,0 | 39,0 | 2,4 | 58,5 | 57,1 | 0,0 | 42,9 |
что должно быть ценно и важно будущему специалисту? | 22,0 | 2,0 | 76,0 | 7,3 | 2,4 | 90,2 | 33,3 | 4,8 | 61 ,9 |
представляете ли Вы, какие сложности могут возникать в профессиональной деятельности специалиста | 0,0 | 10,0 | 90,0 | 0,0 | 4,9 | 95,1 | 0,0 | 0,0 | 1 00 |
Таблица 4. Распределение ответов студентов о внутреннем содержании профессиональной деятельности специалиста (биолога, географа, химика) (%)
Студенты географы практически полностью отвергают педагогическую деятельность, только 20% отметили, что эта деятельность возможна как запасной вариант. Они планируют трудоустройство в сфере туризма и в природоохранных организациях (рис. 1). 100% географов отметили, что им нравится изучать природу. Они в большей степени информированы о внутреннем содержании профессиональной деятельности (предмет, объект цели), однако профессионально значимые ценности смогли сформулировать всего 9,8%.
Рисунок 1. Мнения студентов о том, кем и где они хотели бы работать после окончания обучения в вузе (%)
В целом студенты всех трех специальностей показали недостаточный уровень знаний особенностей профессиональной деятельности. Достаточно информированы о педагогической деятельности всего 32% студентов, а о предметной - 25% .
На лонгитюдном этапе исследования было проведено определение уровня сформированности профессиональной направленности студентов первого курса, которое позволило выделить ведущий тип мотивации выбора профессии. Результаты показали, что они обладают всеми наиболее значимыми для профессионального развития мотивами выбора профессии. 1 место среди них занимают внутренние индивидуально значимые мотивы (среднее значение 18,4; 67,9% респондентов); 2 место - внутренние социально значимые мотивы (среднее значение 16,7; 24,5% респондентов); 3 место - внешние положительные мотивы (среднее значение 16,6; 24,5% респондентов). Причем результаты сравнения статистических гипотез (t-критерий Стьюдента) показали, что разница между указанными мотивами статистически не значима tэмп=0,1, при tKp =2,0 , p<0,05). Всего у 1,9% студентов выявились внешние отрицательные мотивы.
Следовательно, молодые люди при выборе будущей профессии ориентированы, прежде всего, на реализацию в ней своих интересов, способностей. Выбранная профессия эмоционально привлекательна для них, дает возможность проявить творческую активность. Для студентов также важно, что они смогут в дальнейшем приносить пользу обществу. Это следует из того, что их будущая профессиональная деятельность связана либо с воспитанием и обучением детей, либо с природоохранной или производственной деятельностью. В период поступления в вуз молодые люди выделяют внешнюю привлекательность будущей профессии.
Динамика изменений в мотивационной сфере студентов, произошедших за 5 лет обучения представлена на рисунке 2.
Рисунок 2. Динамика мотивации выбора профессии студентов (среднее значение)
Сравнительный анализ показал, что значимыми являются изменения, связанные с выбором внешнего положительного мотива. Они происходят в период обучения с 1 по 3 курс ^эмп=3,6, р<0,01). Изменений внешнего положительного мотива в период с 1 по 5 курс также находятся в зоне значимости 0эмп=2,9, p<0,01). Таким образом, наблюдаются значимые различия во внешней положительной мотивации выбора профессии, причем снижение привлекательности мотивов, связанных с внешними характеристиками предстоящей профессиональной деятельности, происходит на 3 курсе и остается неизменным, вплоть до 5 курса. Это может свидетельствовать об определенных разочарованиях в выбранной профессии. Результаты опросов студентов за шесть лет показывают, что многие из них (более 40%), начиная с 3 курса, указывают, что их профессия недостаточно престижна и востребована в обществе. Этим объясняется возможность переживания студентами в период обучения на 3-4 курсах профессионального кризиса (Зеер Э. Ф., Сыманюк Э. Э., 1997).
Среди мотивов выбора профессии интерес к будущей профессии и осознание ее социальной значимости носит устойчивый характер. В то же время выявлено рассогласование между отношением к самой профессии и теми реальными внешними условиями, которые в большей степени начинают осознаваться ко времени завершения учебного процесса и выбора места работы.
Для измерения субъективной интенсивности мотивов разных типов использовался Вопросник мотивационных объектов и измерения интенсивности Ж. Нюттена (Мясищев, В.Н., 1995). Нами были проанализированы такие категории как самореализация (SR), продуктивная активность (R), профессиональная деятельность (R2), учеба (R3), познание (исследование) (E). Была выявлена наибольшая значимость (интенсивность) данных мотивов в различные периоды обучения в вузе - см. таблицы 5, 6.
Положительные мотивационные индукторы, связанные с категориями | Вес | Курс | Ранги по курсам | ||||
1 | 3 | 5 | 1 | 3 | 5 | ||
Профессиональная деятельность R2+) | 6.00 | 5.62 | 5.59 | 5.77 | 1 | 1 | 2 |
Учеба (R3+) | 5.60 | 5.50 | 5.21 | 5.47 | 2 | 2 | 3 |
Самореализация (SR+) | 5.20 | 4.73 | 4.87 | 5.07 | 4 | 3.5 | 4 |
Продуктивная активность (R +) | 5.20 | 5.21 | 4.87 | 5.85 | 3 | 3.5 | 1 |
Познание (исследование) (E+) | 4.00 | 4.01 | 3.90 | 4.50 | 5 | 5 | 5 |
Таблица5. Средние значения и ранговые места интенсивности положительных мотивационных индукторов у студентов
Отрицательные мотивационные индукторы, связанные с категориями | Вес | Курс | Ранги по курсам | ||||
1 | 3 | 5 | 1 | 3 | 5 | ||
Профессиональная деятельность R2-) | 3.50 | 2.82 | 2.74 | 3.94 | 1 | 1.5 | 2 |
Продуктивная активность (R -) | 3.00 | 2.56 | 2.74 | 3.96 | 3 | 1.5 | 1 |
Учеба (R3-) | 2.50 | 2.77 | 2.45 | 3.26 | 2 | 3 | 3 |
Познание (исследование) (E-) | 2.00 | 1.89 | 2.05 | 2.87 | 4.5 | 4 | 4 |
Самореализация (SR-) | 1.70 | 1.88 | 1.70 | 2.82 | 4.5 | 5 | 5 |
Таблица №6. Средние значения и ранговые места интенсивности отрицательных мотивационных индукторов у студентов
Для студентов 1, 3, 5 курсов показатели субъективной интенсивности мотивов, связанных с профессиональной деятельностью, наиболее велики. Причем, средние показатели положительных индукторов высоки на всех курсах, а отрицательные значительно увеличиваются к 5 курсу. То есть, переживания, связанные с профессиональной самореализацией, становятся наиболее значимыми к периоду окончания вуза. Второй ранг по значимости занимают мотивы, относящиеся к обучению. В меньшей степени интенсивны мотивы, связанные с познанием.
Наиболее значимые изменения (г =0,302, при p<0,01) происходят с мотивами, относящимися к категории «продуктивная активность». Возможно, это связано с тем, что выпускники находятся на стадии завершения обучения в вузе, ставят перед собой новые перспективные цели, которые в современных условиях достичь достаточно трудно. Необходимо быть активным, целеустремленным, творческим и гибким. По мнению Л.М. Митиной, «развитие конкурентоспособной личности - это развитие рефлексивной личности, способной организовывать свою деятельность и поведение в динамических ситуациях, обладающей новым стилем мышления, нетрадиционными подходами к решению проблем, адекватным реагированием в нестандартных условиях» (Митина Л.М., 2003). Выпускники осознают ожидаемые их трудности, вследствие этого и возникают эмоциональные переживания.
Осознание важности самореализации также с годами растет (положительные мотивационные индукторы - г=0,195, p<0,05; отрицательные мотивационные индукторы -г=0,222, p<0,05). Это один из ведущих мотивов выбора профессии. Саморазвитие и самореализация являются внутренними мотивами, они напрямую связаны с предстоящей профессиональной деятельностью. Мотивы познания (исследования) тоже важны для студентов, их значимость растет к 5 курсу. Студенты осознают необходимость профессиональных знаний и беспокоятся о том, что их может быть недостаточно для достойного выполнения профессиональных функций. Средние показатели интенсивности мотивов (как положительных, так отрицательных) связанных с учебой на различных курсах обучения изменяются незначительно, однако ранговые показатели смещаются со 2 на 3 место, уступая приоритетные позиции профессиональной деятельности и продуктивной активности.
В качестве диагностического инструмента для выявления доминирующих жизненных целей и сфер деятельности у студентов нами был взят Опросник терминальных ценностей (ОТеЦ) (Сенин И.Г., 1991). Он позволяет выявить иерархию ценностных ориентаций человека и преобладающие сферы его жизнедеятельности.
Социальная ситуация развития личности первокурсника и пятикурсника неодинакова, и ценностные ориентации как динамическая личностная структура претерпевают значительные изменения за годы обучения в вузе. Перед нами стояли две задачи:
С этой целью мы ранжировали все жизненные ценности и сферы деятельности по их значимости для студентов каждого курса. Ранговые места (от 1 до 8 для ценностей и от 1 до 5 для жизненных сфер, где 1 - наиболее значимая ценность и т.д.) представлены в таблице 2.
Результаты проведенных исследований представлены в таблицах 7 и 8.
Жизненные сферы | Средние значения | Ранги | ||||
1 курс | 3 курс | 5 курс | 1 курс | 3 курс | 5 курс | |
А. Профессиональная жизнь | 4,24 | 4,08 | 4,36 | 1 | 1 | 1 |
Б. Обучение и образование | 4,11 | 3,84 | 4,21 | 2 | 4 | 3 |
В. Семейная жизнь | 4,08 | 4,07 | 4,22 | 3,5 | 2 | 2 |
Г. Общественная жизнь | 4,03 | 3,83 | 4,18 | 4 | 5 | 4 |
Д. Увлечения | 4,08 | 3,86 | 4,14 | 3,5 | 3 | 5 |
Таблица №7. Средние значения и ранговые места значимости для студентов жизненных сфер
Терминальные ценности | Средние значения | Ранги | ||||
1 курс | 3 курс | 5 курс | 1 курс | 3 курс | 5 курс | |
1. Собственный престиж | 3,79 | 3,46 | 3,95 | 8 | 8 | 8 |
2.Высокое материальное положение | 4,28 | 4,26 | 4,37 | 1 | 1 | 1 |
3. Креативность | 4,03 | 3,81 | 4,11 | 7 | 6 | 7 |
4. Активные социальные контакты | 4,13 | 4,04 | 4,31 | 5 | 4 | 2 |
5. Развитие себя | 4,19 | 3,98 | 4,25 | 2 | 5 | 5,5 |
6. Достижения | 4,17 | 4,08 | 4,26 | 3 | 3 | 3,5 |
7. Духовное удовлетворение | 4,16 | 4,09 | 4,25 | 4 | 2 | 5,5 |
8. Сохранение собственной индивидуальности | 4,10 | 3,73 | 4,26 | 6 | 7 | 3,5 |
Таблица №8. Средние значения и ранговые места значимости для студентов терминальных ценностей.
Как видно из таблиц 7 и 8, для студентов 1 курса наиболее значимыми ценностями являются высокое материальное положение и развитие себя, а наиболее важными жизненными сферами - профессиональная и образовательная. Для студентов 3 курса наиболее значимы такие ценности, как высокое материальное положение и духовное удовлетворение, и такие жизненные сферы, как профессиональная и семейная. Наиболее значимые ценности в группе студентов 5 курсов: высокое материальное положение и активные социальные контакты, реализуемые в большей степени в профессиональной и семейной жизни.
Проанализировав эти результаты, мы пришли к следующим выводам.
Полученные результаты дают возможность сделать вывод о значимости для студентов на всех курсах обучения профессиональной сферы. В то же время, выявленное высокое значение материальных благ для всех молодых людей вызывает определенное беспокойство, хотя в современных условиях развития общества оно закономерно. Достаточно стабильно студенты проявляют мотивированность на достижения. К выпускному курсу актуальной становится необходимость реализации себя через социальные контакты, но с сохранением собственной индивидуальности.
Для изучения особенностей направленности личности студентов была использована методика МЭНДАЛ. Она позволяет диагностировать виды направленности личности: направленность на себя, направленность на взаимодействие и направленность на задачу, решаемую в ходе выполняемой деятельности. Л.М. Митина отмечает, что данные виды направленности образуют иерархическую структуру профессиональной направленности личности для большинства современных профессий (Митина Л.М., 2003).
Для анализа полученных данных использовался линейный корреляционный анализ (расчет коэффициента линейной корреляции Пирсона проводился с использованием программы SPSS 13.0). Анализ особенностей направленности личностей студентов разных специальностей показал, что существует прямая значимая зависимость между специальностью и направленностью на дело (rxy=0,607, p<0,05). У студентов химиков, биологов и географов проявляется деловая направленность - для них характерно преобладание мотивов, порождаемых самой деятельностью, увлечение процессом деятельности, стремление к познанию, овладению новыми знаниями, умениями и способами действия. Для химиков и биологов свойственна направленность на взаимодействие с другими людьми, тогда как у географов проявляется направленность на себя, которая определяется преобладанием мотивов собственного благополучия, стремления к личному первенству, престижу.
Направленность на себя к 5 курсу у всех студентов становится значимо ниже, а направленность на дело и взаимодействие становится выше (r = 0,8, при p<0,01). Это еще раз свидетельствует о постепенном, динамичном вхождении студентов в будущую профессиональную деятельность, формировании у них мотивов, направленных на успешное взаимодействие.
Студенты естественно-географических специальностей показали недостаточную информированность об особенностях профессиональной деятельности, они не смогли четко сформулировать ее цели и ценности, что осложняет формирование у них представления о будущей трудовой деятельности.
Анализ мотивов выбора профессии показал, что большинство абитуриентов (98,1%) при поступлении в вуз обладают всем необходимым комплексом мотивов, способствующих успешной профессионализации. В процессе обучения наиболее значимым изменениям подвергается внешняя положительная мотивация выбора профессии, причем снижение привлекательности мотивов, связанных с внешними характеристиками предстоящей профессиональной деятельности, происходит к 3 курсу и остается неизменным, вплоть до 5 курса. Профессия начинает терять свою привлекательность (престижность, «романтичность»), поэтому основное внимание студенты начинают уделять саморазвитию. Это подтверждается результатами исследования интенсивности мотивационных индукторов, которые позволили также выявить наибольшую значимость мотивов, связанных с будущей профессиональной деятельностью, на различных этапах обучения в вузе.
Исследования ценностных ориентаций и жизненных сфер выявили, что для молодых людей в начале профессионального становления наиболее значимой является профессиональная сфера, материальное благополучие и развитие себя. К концу обучения ценностные ориентации студентов начинают соответствовать социально-экономическим отношениям, сложившимся в обществе - значимые в начале обучения духовные ценности и ценности саморазвития сменяются на социальные.
По результатам проведенного исследования можно сделать следующие выводы об особенностях мотивационно-ценностной направленности студентов на будущую профессиональную деятельность:
Проведенное исследование позволило разработать программу психологического сопровождения процесса профессионального становления студентов на всех этапах обучения в вузе, направленную на их информационное обеспечение, на развитие мотивационно-ценностной направленности на будущую профессиональную деятельность и способствующую глубокому осознанию молодыми людьми себя в избранной профессии.