Loading...

This article is published under a Creative Commons license and not by the author of the article. So if you find any inaccuracies, you can correct them by updating the article.

Loading...
Loading...

Мотивационно-ценностная направленность студентов на профессиональную деятельность Creative Commons

Link for citation this article

Клименко Илона Васильевна

Национальный психологический журнал, Journal Year: 2013, Volume and Issue: №1, P. 143 - 151

Published: Jan. 1, 2013

Latest article update: Dec. 16, 2022

This article is published under the license

License
Link for citation this article Related Articles

Abstract

В статье рассматриваются особенности мотивационно-ценностного аспекта профессионального становления студентов естественно-географических специальностей. Приводятся данные об исследовании особенностей мотивационно-ценностной направленности на будущую профессиональную деятельность студентов и ее динамики от первого к пятому курсу обучения. Исследование мотивационно-ценностной направленности студентов–химиков, биологов, географов на профессиональную деятельность проводилось в Приднестровской Молдавской республике на естественно-географическом факультете Приднестровского государственного университета им. Т.Г. Шевченко. Автором анализируются мотивы выбора будущей профессии и соответствующего вуза, проводится изучение их взаимосвязи с ценностными ориентациями студентов. Показано значение этих данных для организации системы мероприятий психологического сопровождения, оказания психологической помощи студентам.
Исследование ценностных ориентаций и жизненных сфер выявило, что для молодых людей в начале профессионального становления наиболее значимой является профессиональная сфера, материальное благополучие и саморазвитие. К концу обучения ценностные ориентации студентов начинают соответствовать социально-экономическим отношениям, сложившимся в обществе – значимые в начале обучения духовные ценности и ценности саморазвития сменяются на социальные.
Проведенное исследование позволило разработать программу психологического сопровождения процесса профессионального становления студентов на всех этапах обучения в вузе, направленную на их информационное обеспечение, на развитие мотивационно-ценностной направленности на будущую профессиональную деятельность и способствующую глубокому осознанию молодыми людьми себя в избранной профессии.

Keywords

Мотивация выбора профессии, мотивационно-ценностная направленность на профессиональную деятельность, профессиональная направленность личности, ценностные ориентации (ЦО)

Исследование мотивационно­-ценностной направленности студентов - химиков, биологов, географов на профессиональную дея­тельность проводилось в Приднестров­ской Молдавской республике на есте­ственно-географическом факультете Приднестровского государственного университета им. Т.Г. Шевченко.


Актуальность данного исследования обусловлена особенностями современ­ных социально-экономических условий. для которых характерна нестабильность. снижение престижности ряда профессий. востребованных в конкретных социаль­но-значимых отраслях (промышленной, образовательной, научной), сложность трудоустройства. В молодежной среде происходит изменение мотивационно­ценностной направленности: снижается значимость ценностей, связанных с ду­ховными интересами, в противовес цен­ностям социального удовлетворения и материального благополучия. Многие вы­пускники педагогических вузов реализуют себя в других видах профессиональной деятельности. Поэтому возникла необходимость не только изучения конкрет­ных причин, отрицательно влияющих на мотивационно-ценностную направлен­ность молодых людей, но и разработки программы психологического сопрово­ждения процесса их профессионального становления в вузе, обеспечивающей со­хранение устойчивости первичного инте­реса к избранной профессии.


Вопрос о соотношении мотивацион­но-ценностной направленности лич­ности и ее ориентации на конкретную деятельность является сложным и не до конца изученным. В данной работе мы будем рассматривать профессиональ­ную направленность как основной эле­мент общей направленности личности.


Профессиональная направленность играет важную роль в становлении спе­циалиста, определяет избирательность его отношений, позицию и активность. Для успешного формирования мотива­ционно-ценностной направленности на профессиональную деятельность надо знать ее сущность, структуру, общие за­кономерности развития, а также хорошо представлять себе особенности личной позиции человека (доминирующих мо­тивов, потребностей, интересов, ценно­стей и т.д.). С.Л. Рубинштейн Л.И. Божович В.С. Мерлин К.К. Платонов. А.Г. Асмолов и другие ученые отмечают, что для рас­крытия сущности профессиональной на­правленности и ее места в общей струк­туре личности, необходимо исходить из сущности направленности вообще. В исследованиях отечественных психо­логов профессиональная направленность определяется как совокупность устойчи­вых мотивов и эмоционально-ценностных отношений, определяющих особен­ности профессиональной деятельности, поведения, общения и самооценки лич­ности специалиста. Ее содержание вклю­чает потребность в профессиональной деятельности, а так же цели, ценностные ориентации, как основу мотивации этой деятельности. и потребность в постоян­ном профессиональном самосовершен­ствовании (Хозяинов Г.И.. 2005). В.Н. Мясищев утверждает, что составляющие профессиональной направленности, свя­занные с трудовой деятельностью, зани­мают важнейшее место в общей направ­ленности личности. «Изучая личность с точки зрения ее отношений, в первую очередь, необходимо обратить внимание на отношение к труду, выяснить его характер,  ход, условия и перспективы развития» (Мясищев. В.Н.. 1995).


Мотивационно-ценностная професси­ональная направленность базируется на общей направленности личности, отра­жающей человеческие, гражданские по­зиции, понимание смысла жизни, своего места в ней, особенности мировоззрения, жизненных идеалов и ценностей, мо­тивов, потребностей, стремлений, пла­нов жизни и т.п. Формирование и разви­тие профессиональной направленности связано с динамическими изменениями ее структурных компонентов. Структу­ра профессиональной направленности включает основные компоненты направ­ленности личности (мотивы, интересы, цели, ценностные ориентации и др.). Мы в своем исследовании исходим из того, что системообразующими компонентами профессиональной направленности яв­ляются мотивы, которые влияют на фор­мирование осознанных личностью профессиональных намерений (целей), и профессионально-ценностных ориента­ций личности. Мотивационно-ценност­ная профессиональная направленность рассматривается нами с позиции интегративного подхода (Дружилов СА, 2003. Климов ЕА. 1996). Компоненты мотиваци­онно-ценностной направленности пред­ставлены как взаимосвязанные, взаимообусловливающие и включающие в себя:



  • систему устойчиво доминирующих мо­тивов, детерминирующих поведение и профессиональную деятельность че­ловека, определяющих его активность, потребности, интересы, цели;

  • систему ценностных ориентаций, вы­ражающих личностную значимость со­циальных, культурных, нравственных и профессиональных ценностей, идеа­лы, установки, убеждения, мировоззре­ние можно рассматривать как духовные ориентиры и ценностные ориентации личности.


Исходя из этого, мотивационно-цен­ностная профессиональная направлен­ность будет рассматриваться как интег­ративная система свойств человека, как будущего или настоящего субъекта тру­да, включающая совокупность устойчи­вых мотивов и профессионально-цен­ностных ориентаций, обеспечивающих его активность по конструированию собственной профессиональной дея­тельности. Она выступает движущей силой профессионального становления, ее содержание включает профессио­нальные интересы и цели, потребность в постоянном профессиональном само­совершенствовании, а также профессио­нальные установки, убеждения и идеалы.


Мотивационно-ценностная профес­сиональная направленность впервые об­наруживает себя при выборе профес­сионального учебного заведения, что соответствует первому этапу професси­онального самоопределения и характе­ризуется возникновением профессио­нальных интересов, стремлений, а также изменением отношения к самой пробле­ме выбора профессии.


В процессе овладения профессией происходит существенная перестройка ценностно-мотивационной направлен­ности, формируются мотивы и ценно­сти, связанные с интересом к процессу труда, со стремлением к развитию про­фессиональной компетентности. Трудо­вая (профессиональная) деятельность, утверждает Д.Н. Завалишина (Завалишина Д.Н. , 1998), выступает ареной разви­тия и самореализации личности.


Такие компоненты мотивационно­-ценностной профессиональной на­правленности как мотивы, цели (намерения), ценностные ориентации, профессиональные интересы, являющи­еся внутренними проявлениями лично­сти, влияют на выбор трудовой (профес­сиональной) деятельности.


Актуальность исследования


В зарубежной и отечественной науч­ной литературе имеется достаточное ко­личество работ, посвященных изучению ценностей и мотивации людей в различ­ных видах деятельности, в том числе учеб­ной. Вне поля зрения ученых осталась проблема их исследования в процессе профессиональной подготовки с позиций интегративного, системно-деятельност­ного подхода. Этот подход предполагает изучение ценностей и мотивов человека в их взаимосвязи, взаимообусловленности, взаимовлиянии и в динамике развития.


Многие ученые (С.Л. Рубинштейн, Е.А. Климов, Э.Ф. Зеер, Ю.А. Афоньки­на, А.П. Сейтешев и др.), отмечают, что данный вопрос исследован недостаточ­но полно и подробно. Имеются лишь попытки представить процесс разви­тия профессиональной направленности (в том числе и мотивационно-ценност­ной) в динамике. Это подтверждает акту­альность нашего исследования.


Анализ ценностных ориентации и мотивов молодых людей, обучающих­ся в вузе по различным специальностям (в том числе, и естественно-географи­ческим), может существенно дополнить научные представления об особенно­стях развития направленности на про­фессиональную деятельность. Поэто­му нами была поставлена цель: выявить особенности динамики мотивационно­-ценностной направленности на профес­сиональную деятельность студентов раз­ных специальностей.


Объектом исследования являлись пси­хологические особенности мотиваци­онно-ценностной профессиональной направленности в процессе профес­сионального становления студентов раз­ных специальностей (биологов, геогра­фов, химиков), а предметом - специфика динамики этой направленности у студен­тов на разных этапах обучения в вузе.


Гипотезы исследования:



  • исследование позволит выявить при­чины снижения интереса будущих специалистов в выбранной професси­ональной деятельности;

  • исследование докажет, что рассогла­сование между представлениями о вы­бранной профессии приводит к смене профессионализации;

  • исследование позволит разработать адекватный методический инстру­мент для исследования мотивацион­но-ценностной профессиональной направленности и ее коррекции.


Описание исследования


Исследование проводилось на базе ГОУ ВПО «Приднестровский государст­венный университет им. Т.Г. Шевченко», естественно-географического факуль­тета (специальности «Географ. Препо­даватель географии», «Химик. Препода­ватель химии», «Биолог. Преподаватель биологии»).


В нем приняло участие 182 человека: студенты 1, 3, 4, 5 курсов естественно-геог­рафического факультета (85,4% от общего количества студентов факультета). Возраст­ной диапазон респондентов 17-23 года.


На 1 этапе - (июнь 2006 г.) в лонгитюдном исследовании приняли учас­тие абитуриенты Приднестровского государственного университета. Выборку составили 53 человека, поступивших на естественно-географический факультет и в дальнейшем обучающихся очно по специальностям - «Химик. Преподава­тель химии» (032300), «Биолог. Препо­даватель биологии» (011600), «Географ. Преподаватель географии» (012500).Среди них были юноши (34%) и девушки (66%) в возрасте 17-18 лет.


Проводилось изучение мотивации выбора будущей профессии (соотне­сение внутренних и внешних мотивов), терминальных ценностей и других аспектов (целей получения образова­ния, ориентаций при выборе вуза и др.), влияющих на выбор абитуриентами об­учения в ПГУ им. Т.Г. Шевченко.


2 этап - (апрель-май 2008 г.). В лонгитюдном исследовании приняли участие 53 студента естественно-географических специальностей, обучающихся на 3 кур­се. На данном этапе проводилось повтор­ное изучение мотивации выбора профес­сии, терминальных ценностей и других аспектов, влияющих на процесс профес­сионального становления в период об­учения в вузе - содержательной стороны образовательного процесса, отношения к избранной специальности, дальнейшие профессиональные планы и пр.


3 этап - (ноябрь-декабрь 2010 г.). В ис­следовании приняли участие 53 студен­та 5 курса, участвовавшие в лонгитюдном исследовании с 2006 г. Было проведено еще дополнительное исследование сту­дентов 1, 3, 5 курсов. Проведено изуче­ние мотивационных объектов, типичных для однородной группы и измерение их субъективной интенсивности у студен­тов, а также ценностных ориентаций и направленности личности.


В качестве эмпирических методов ис­следования применялись следующие:



  1. Анкета специалиста, цель - изучение мотивации выбора профессии, про­фессиональных целей, интересов, ос­ведомленности о содержании буду­щей профессиональной деятельности (предметной и педагогической).

  2. Опросник терминальных ценностей И.Г. Сенина, цель - изучение жизнен­ных целей, терминальных ценностей (Сенин И.Г, 1991);.

  3. Методика «Мотивы выбора профес­сии» (модификация методики К. Замфир), цель - диагностика мотива­ции профессиональной деятельности (Замфир К., 1983).

  4. Вопросник мотивационных объектов и измерения интенсивности Ж. Нюттена, цель - измерение субъективной интенсивности мотивов разных типов (Ньюттен Ж., 2004).

  5. Методика экспресс-диагностики направленности личности (МЭДНАЛ) Б. Бас (модификация методики В. Смекайла и М. Кучера), цель - диагностика видов направленности личности (Лич­ность и профессия: психологическая поддержка и сопровождение, 2005).


Для статистической обработки и ана­лиза эмпирических данных были ис­пользованы: метод статистической про­верки гипотезы (t-критерий Стьюдента), метод достоверности различий (U-кри­терий Манна-Уитни), корреляционный анализ (коэффициент корреляции г-Пирсона). Математическая обработка данных осуществлялась с применением программы SPSS 13.0.



















































Что должно быть ценно и важно будущему педагогу?



Специальность, %



Биологи



Географы



Химики



знание предмета и интерес к своей работе



14,0



14,6



19,0



любовь к детям



4,0



22,0



9,5



общительность



2,0



4,9



4,8



развитие детей



6,0



4,9



0,0



терпение и понимание детей



6,0



7,3



19,0



затрудняюсь ответить



68,0



46,3



47,6



Таблица 1. Распределение ответов студентов о наиболее важных профессиональных ценностях в будущей педагогической деятельности (%)

































Что должно быть ценно и важно будущему педагогу?



Специальность, %



Биологи



Географы



Химики



забота об окружающей среде, экология и со­хранение природы



20,0



9,8



28,6



знания



4,0



0,0



4,8



затрудняюсь ответить



76,0



90,2



66,7



Таблица 2. Распределение ответов студентов о наиболее важных профессиональных ценностях в будущей предметной деятельности (%)


Результаты исследования


На основании психологического анализа предметной и педагогической деятельности специалистов химиков, биологов и географов была разработа­на анкета, включающая три блока во­просов:



  1. блок, направленный на изучение мо­тивов выбора профессии, различных аспектов, повлиявших на выбор про­фессии;

  2. блок, направленный на изучение мне­ния студентов о востребованности профессии и их планов относительно будущей трудовой деятельности;

  3. блок, направленный на изучение уровня информированности студен­тов о содержании профессиональной деятельности, профессиональных ценностных ориентациях, о наиболее важных профессиональных качествах и их наличии у каждого.


Вопросы были поставлены так, что студенты вначале оценивали себя, как педагогов, а затем, как преподавателей определенных предметов (химия, био­логия, география).


При рассмотрении отношения к бу­дущей профессиональной деятельности было выявлено, что химики (примерно 60%) и биологи (45%) планируют трудо­устройство, как в производственной сфе­ре, так и в учреждениях образования. Их отличает интерес к профессиональной области и привлекает возможность само­реализации в ней. Они отмечают, что для будущего специалиста важной является забота об окружающей среде и сохране­нии природы. Однако достаточными зна­ниями о содержании профессиональной деятельности специалиста в производ­ственной и экологической области вла­деют лишь 35% химиков и 19% биологов (таблица 4). Знания о педагогической де­ятельности у студентов несколько выше, но количество таких студентов не превы­шает 40% (таблица 3). Среди профессио­нально важных ценностей они отмечают знания и интерес к своей работе, терпе­ние и понимание детей, а любовь к детям и значимость их развития указали всего 9,8% (таблица 1, 2).














































































































Что Вы знаете о профессиональной дея­тельности преподавателя (биологии, географии и химии)?



Специальность, %



Биологи



Географы



Химики



Да



Нет



Затр.


ответить



Да



Нет



Затр.


ответить



Да



Нет



Затр.


ответить



Что или кто является объектом деятельности преподавателя?



36,0



18,0



46,0



39,0



7,3



53,7



66,7



9,5



23,8



Что является предметом профессиональной деятельности?



8,0



24,0



68,0



0,0



31,7



68,3



0,0



76,2



23,8



Что Вы считаете основными целями професси­ональной деятельности?



36,0



10,0



54,0



43,9



12,2



43,9



71,4



14,3



1 4,3



Как Вы представляете условия своей будущей профессиональной деятельности?



6,0



24,0



70,0



9,8



34,1



56,1



6,3



32,1



61 ,6



Какие способности, качества необходимы пре­подавателю для успешного исполнения работы и как эти способности развиты у Вас?



46,0



4,0



50,0



51 ,2



4,9



43,9



57,1



4,8



38,1



Что должно быть ценно и важно будущему педагогу?



26,0



6,0



68,0



43,9



9,8



46,3



57,9



0,0



42,1



Представляете ли Вы, какие сложности могут возникать в профессиональной деятельности преподавателя?



14,0



8,0



78,0



19,5



17,1



63,4



28,6



23,8



47,6



Таблица 3. Распределение ответов студентов о внутреннем содержании профессиональной педагогической деятельности (%)














































































































Что Вы знаете о профессиональной деятельности преподавателя (биологии, географии и химии)?



Специальность, %



Биологи



Географы



Химики



Да



Нет



Затр.


ответить



Да



Нет



Затр.


ответить



Да



Нет



Затр.


ответить



что или кто является объектом деятельности?



14,0



8,0



78,0



31,7



14,6



53,7



61,9



4,8



33,3



что является предметом профессиональной де­ятельности?



34,0



4,0



62,0



1 9,5



26,8



53,7



38,1



9,5



52,4



что Вы считаете основными целями профессио­нальной деятельности?



20,0



10,0



70,0



41 ,5



7,3



51,2



33,3



4,8



61 ,9



как Вы представляете условия своей будущей профессиональной деятельности?



12,0



12,0



76,0



7,3



12,2



80,5



23,8



4,8



71 ,4



какие способности, качества необходимы спе­циалисту для успешного исполнения работы?



28,0



4,0



68,0



39,0



2,4



58,5



57,1



0,0



42,9



что должно быть ценно и важно будущему спе­циалисту?



22,0



2,0



76,0



7,3



2,4



90,2



33,3



4,8



61 ,9



представляете ли Вы, какие сложности могут возникать в профессиональной деятельности специалиста



0,0



10,0



90,0



0,0



4,9



95,1



0,0



0,0



1 00



Таблица 4. Распределение ответов студентов о внутреннем содержании профессиональной деятельности специалиста (биолога, географа, химика) (%)


Студенты географы практически пол­ностью отвергают педагогическую дея­тельность, только 20% отметили, что эта деятельность возможна как запасной ва­риант. Они планируют трудоустройство в сфере туризма и в природоохранных организациях (рис. 1). 100% географов отметили, что им нравится изучать при­роду. Они в большей степени информи­рованы о внутреннем содержании про­фессиональной деятельности (предмет, объект цели), однако профессионально­ значимые ценности смогли сформули­ровать всего 9,8%.



Рисунок 1. Мнения студентов о том, кем и где они хотели бы работать после окончания обучения в вузе (%)


В целом студенты всех трех специ­альностей показали недостаточный уровень знаний особенностей профессиональной деятельности. Достаточно информированы о педагогической дея­тельности всего 32% студентов, а о пред­метной - 25% .


На лонгитюдном этапе исследова­ния было проведено определение уровня сформированности профессиональной направленности студентов первого курса, которое позволило выделить ведущий тип мотивации выбора профессии. Результа­ты показали, что они обладают всеми на­иболее значимыми для профессионально­го развития мотивами выбора профессии. 1 место среди них занимают внутренние индивидуально значимые мотивы (сред­нее значение 18,4; 67,9% респондентов); 2 место - внутренние социально значимые мотивы (среднее значение 16,7; 24,5% ре­спондентов); 3 место - внешние положительные мотивы (среднее значение 16,6; 24,5% респондентов). Причем результаты сравнения статистических гипотез (t-кри­терий Стьюдента) показали, что разница между указанными мотивами статистиче­ски не значима tэмп=0,1, при tKp =2,0 , p<0,05). Всего у 1,9% студентов выявились внешние отрицательные мотивы.


Следовательно, молодые люди при вы­боре будущей профессии ориентированы, прежде всего, на реализацию в ней своих интересов, способностей. Выбранная про­фессия эмоционально привлекательна для них, дает возможность проявить твор­ческую активность. Для студентов также важно, что они смогут в дальнейшем при­носить пользу обществу. Это следует из того, что их будущая профессиональная деятельность связана либо с воспитанием и обучением детей, либо с природоохран­ной или производственной деятельнос­тью. В период поступления в вуз молодые люди выделяют внешнюю привлекатель­ность будущей профессии.


Динамика изменений в мотивацион­ной сфере студентов, произошедших за 5 лет обучения представлена на рисунке 2.



Рисунок 2. Динамика мотивации выбора профессии студентов (среднее значение)


Сравнительный анализ показал, что значимыми являются изменения, связан­ные с выбором внешнего положительного мотива. Они происходят в период об­учения с 1 по 3 курс ^эмп=3,6, р<0,01). Изменений внешнего положительного мотива в период с 1 по 5 курс также на­ходятся в зоне значимости 0эмп=2,9, p<0,01). Таким образом, наблюдаются значимые различия во внешней положи­тельной мотивации выбора профессии, причем снижение привлекательности мотивов, связанных с внешними харак­теристиками предстоящей профессио­нальной деятельности, происходит на 3 курсе и остается неизменным, вплоть до 5 курса. Это может свидетельствовать об определенных разочарованиях в выбран­ной профессии. Результаты опросов сту­дентов за шесть лет показывают, что мно­гие из них (более 40%), начиная с 3 курса, указывают, что их профессия недоста­точно престижна и востребована в об­ществе. Этим объясняется возможность переживания студентами в период об­учения на 3-4 курсах профессионального кризиса (Зеер Э. Ф., Сыманюк Э. Э., 1997).


Среди мотивов выбора профессии интерес к будущей профессии и осознание ее социальной значимости носит  устойчивый характер. В то же время выявлено рассогласование между отно­шением к самой профессии и теми ре­альными внешними условиями, которые в большей степени начинают осозна­ваться ко времени завершения учебного процесса и выбора места работы.


Для измерения субъективной интен­сивности мотивов разных типов ис­пользовался Вопросник мотивационных объектов и измерения интенсивности Ж. Нюттена (Мясищев, В.Н., 1995). Нами были проанализированы такие катего­рии как самореализация (SR), продуктив­ная активность (R), профессиональная деятельность (R2), учеба (R3), познание (исследование) (E). Была выявлена на­ибольшая значимость (интенсивность) данных мотивов в различные периоды обучения в вузе - см. таблицы 5, 6.






































































Положительные мотивационные индукторы, связанные с категориями



Вес



Курс



Ранги по курсам



1



3



5



1



3



5



Профессиональная деятельность R2+)



6.00



5.62



5.59



5.77



1



1



2



Учеба (R3+)



5.60



5.50



5.21



5.47



2



2



3



Самореализация (SR+)



5.20



4.73



4.87



5.07



4



3.5



4



Продуктивная активность (R +)



5.20



5.21



4.87



5.85



3



3.5



1



Познание (исследование) (E+)



4.00



4.01



3.90



4.50



5



5



5



Таблица5. Средние значения и ранговые места интенсивности положительных мотивационных индукторов у студентов






































































Отрицательные мотивационные индукторы, связанные с категориями



Вес



Курс



Ранги по курсам



1



3



5



1



3



5



Профессиональная деятельность R2-)



3.50



2.82



2.74



3.94



1



1.5



2



Продуктивная активность (R -)



3.00



2.56



2.74



3.96



3



1.5



1



Учеба (R3-)



2.50



2.77



2.45



3.26



2



3



3



Познание (исследование) (E-)



2.00



1.89



2.05



2.87



4.5



4



4



Самореализация (SR-)



1.70



1.88



1.70



2.82



4.5



5



5



Таблица №6. Средние значения и ранговые места интенсивности отрицательных мотивационных индукторов у студентов


Для студентов 1, 3, 5 курсов показате­ли субъективной интенсивности моти­вов, связанных с профессиональной де­ятельностью, наиболее велики. Причем, средние показатели положительных индукторов высоки на всех курсах, а отри­цательные значительно увеличиваются к 5 курсу. То есть, переживания, связанные с профессиональной самореализацией, становятся наиболее значимыми к пери­оду окончания вуза. Второй ранг по зна­чимости занимают мотивы, относящиеся к обучению. В меньшей степени интен­сивны мотивы, связанные с познанием.


Наиболее значимые изменения (г =0,302, при p<0,01) происходят с моти­вами, относящимися к категории «про­дуктивная активность». Возможно, это связано с тем, что выпускники находятся на стадии завершения обучения в вузе, ставят перед собой новые перспективные цели, которые в современных условиях достичь достаточно трудно. Необходимо быть активным, целеустремленным, твор­ческим и гибким. По мнению Л.М. Мити­ной, «развитие конкурентоспособной личности - это развитие рефлексивной личности, способной организовывать свою деятельность и поведение в дина­мических ситуациях, обладающей новым стилем мышления, нетрадиционными подходами к решению проблем, адек­ватным реагированием в нестандартных условиях» (Митина Л.М., 2003). Выпуск­ники осознают ожидаемые их трудности, вследствие этого и возникают эмоцио­нальные переживания.


Осознание важности самореализации также с годами растет (положительные мо­тивационные индукторы - г=0,195, p<0,05; отрицательные мотивационные индукто­ры -г=0,222, p<0,05). Это один из ведущих мотивов выбора профессии. Саморазви­тие и самореализация являются внутрен­ними мотивами, они напрямую связаны с предстоящей профессиональной деятель­ностью. Мотивы познания (исследования) тоже важны для студентов, их значимость растет к 5 курсу. Студенты осознают не­обходимость профессиональных знаний и беспокоятся о том, что их может быть недостаточно для достойного выполне­ния профессиональных функций. Сред­ние показатели интенсивности мотивов (как положительных, так отрицательных) связанных с учебой на различных курсах обучения изменяются незначительно, од­нако ранговые показатели смещаются со 2 на 3 место, уступая приоритетные позиции профессиональной деятельности и про­дуктивной активности.


В качестве диагностического ин­струмента для выявления доминиру­ющих жизненных целей и сфер деятельности у студентов нами был взят Опросник терминальных ценностей (ОТеЦ) (Сенин И.Г., 1991). Он позволяет выявить иерархию ценностных ориен­таций человека и преобладающие сфе­ры его жизнедеятельности.


Социальная ситуация развития лич­ности первокурсника и пятикурсника неодинакова, и ценностные ориентации как динамическая личностная структура претерпевают значительные изменения за годы обучения в вузе. Перед нами сто­яли две задачи:



  1. определить специфические особен­ности ценностных ориентаций сту­дентов в различные периоды профес­сиональной подготовки (1, 3, 5 курс);

  2. выявить динамику ценностных ори­ентаций студентов на протяжении их обучения.


С этой целью мы ранжировали все жизненные ценности и сферы деятель­ности по их значимости для студентов каждого курса. Ранговые места (от 1 до 8 для ценностей и от 1 до 5 для жизненных сфер, где 1 - наиболее значимая цен­ность и т.д.) представлены в таблице 2.


Результаты проведенных исследова­ний представлены в таблицах 7 и 8.

































































Жизненные сферы



Средние значения



Ранги


 

1 курс



3 курс



5 курс



1 курс



3 курс



5 курс



А. Профессиональная жизнь



4,24



4,08



4,36



1



1



1



Б. Обучение и образование



4,11



3,84



4,21



2



4



3



В. Семейная жизнь



4,08



4,07



4,22



3,5



2



2



Г. Общественная жизнь



4,03



3,83



4,18



4



5



4



Д. Увлечения



4,08



3,86



4,14



3,5



3



5



Таблица №7. Средние значения и ранговые места значимости для студентов жизненных сфер




























































































Терминальные ценности



Средние значения



Ранги


 

1 курс



3 курс



5 курс



1 курс



3 курс



5 курс



1. Собственный престиж



3,79



3,46



3,95



8



8



8



2.Высокое материальное положение



4,28



4,26



4,37



1



1



1



3. Креативность



4,03



3,81



4,11



7



6



7



4. Активные социальные контакты



4,13



4,04



4,31



5



4



2



5. Развитие себя



4,19



3,98



4,25



2



5



5,5



6. Достижения



4,17



4,08



4,26



3



3



3,5



7. Духовное удовлетворение



4,16



4,09



4,25



4



2



5,5



8. Сохранение собственной индивидуальности



4,10



3,73



4,26



6



7



3,5



Таблица №8. Средние значения и ранговые места значимости для студентов терминальных ценностей.


Как видно из таблиц 7 и 8, для сту­дентов 1 курса наиболее значимыми ценностями являются высокое матери­альное положение и развитие себя, а наиболее важными жизненными сфе­рами - профессиональная и образо­вательная. Для студентов 3 курса на­иболее значимы такие ценности, как высокое материальное положение и ду­ховное удовлетворение, и такие жиз­ненные сферы, как профессиональ­ная и семейная. Наиболее значимые ценности в группе студентов 5 курсов: высокое материальное положение и активные социальные контакты, реали­зуемые в большей степени в професси­ональной и семейной жизни.


Проанализировав эти результаты, мы пришли к следующим выводам.



  1. Наиболее значимая ценность для сту­дентов - высокое материальное по­ложение. Стремление к высокому материальному положению у всех сту­дентов имеет тенденцию к сохране­нию значимости на протяжении всех лет обучения. Молодые люди имеют высокие потребности, стремятся быть независимыми от родителей, а к стар­шим курсам заводят собственную се­мью. Свой отпечаток здесь наклады­вает социальная ситуация в регионе. Студенты получают низкую стипен­дию, многие старшекурсники стре­мятся трудоустроиться, чтобы иметь дополнительный доход.

  2. Значимая ценность всех студентов - потребность в достижениях. Она со­храняет свою актуальность с 1 по 5 курс (3 ранг). Достижения важны сту­дентам как в сфере образования (зна­чимость растет к 5 курсу), так и в сфе­ре предстоящей профессиональной деятельности (среднее значение 4,3 – 1 курс, 4,1 - 3 курс, 4,3 - 5 курс).

  3. На втором по значимости месте для первокурсников стоит потребность в саморазвитии, которая к 5 курсу за­нимает уже 5 ранг в структуре ценно­стей студентов, а на 2 место выходят активные социальные контакты. При­чем, видимые различия прослежива­ются между студентами 3 и 5 курсов (t=2,9, при p<0,01). Это обусловле­но тем, что старшекурсники осозна­ют неизбежность скорого изменения их жизни, в которой им необходи­мо будет налаживать новые межлич­ностные взаимодействия, связанные с профессиональной деятельностью.

  4. Актуальность такой потребности как сохранение собственной индивиду­альности у большинства студентов к 5 курсу возрастает и выходит на 3-е ме­сто. Значимые изменения происходят опять же в период между 3 и 5 годами обучения (t=4,0, при p<0,01).

  5. На протяжении обучения в университе­те ценность духовного удовлетворения снижается. Только на 3 курсе студенты демонстрируют еще значимость этой ценности, а к 5 курсу на приоритетные места выходят потребности, наиболее актуальные для периода выхода в про­фессиональную жизнь (новые социаль­ные контакты, достижения и сохране­ние индивидуальности).

  6. Креативность и собственный престиж имеют небольшое значение для боль­шинства студентов на всех периодах обучения в вузе. Но, важность собствен­ного престижа повышается от 3 к 5 кур­су (t=3,4, p<0,01). Это объясняется про­цессом изменения социального статуса выпускников по сравнению с первокур­сниками (многие старшекурсники на­чинают работать, заводят семью).

  7. Отрадно отметить значимость сферы профессиональной жизни для всех сту­дентов 1, 3 и 5 курсов. Молодые люди ориентированы на приобретение про­фессии. Эта сфера важна для первокур­сников, например, 25% абитуриентов, поступающих на естественно-геогра­фический факультет в 2011 г., указали, что поступили в вуз для получения во­стребованной профессии. А наиболее актуальной данная сфера становится к курсу (t=3,1, p<0,01), что свидетель­ствует о готовности выпускников к самостоятельной профессиональной де­ятельности.

  8. Сфера обучения является наиболее значимой для студентов 1 курса, затем наблюдается снижение ее значимости к 3 курсу и вновь повышение к 5 курсу (t=3,1, p<0,01).

  9. Интерес к семейной жизни, не явля­ясь преобладающим, имеет тенден­цию к росту с 1 курса к старшим, что совершенно естественно и связано со стремлением к образованию собст­венной семьи.

  10. Интерес к общественной жизни име­ет тенденцию к снижению от 1 к 3 кур­су. Это объясняется тем, что на пер­вых курсах студенты стремятся найти свое место в коллективе сверстников, занять определенное место в группе, расширить круг своих знакомств. К 3 курсу эта потребность у большинства студентов уже удовлетворена: сложил­ся определенный круг общения, опре­делилось положение студента в ре­ферентной группе. Поэтому интерес к общественным мероприятиям несколько падает. Однако к выпускному курсу значимость этой сферы растет (t=2,7, p<0,01), возможно это связано с тем, что старшекурсники становятся более социально активны (членство в общественных организациях, студен­ческом самоуправлении и др.)

  11. Что касается сферы увлечений, то она занимает одно из важнейших мест в жизни студентов 1 и 3 курсов, но к 5 курсу она опускается на последнее ме­сто, уступая семейной либо общест­венной жизни.


Полученные результаты дают воз­можность сделать вывод о значимости для студентов на всех курсах обучения профессиональной сферы. В то же вре­мя, выявленное высокое значение мате­риальных благ для всех молодых людей вызывает определенное беспокойство, хотя в современных условиях развития общества оно закономерно. Достаточ­но стабильно студенты проявляют мо­тивированность на достижения. К вы­пускному курсу актуальной становится необходимость реализации себя через социальные контакты, но с сохранени­ем собственной индивидуальности.


Для изучения особенностей направлен­ности личности студентов была использо­вана методика МЭНДАЛ. Она позволяет диагностировать виды направленности личности: направленность на себя, на­правленность на взаимодействие и на­правленность на задачу, решаемую в ходе выполняемой деятельности. Л.М. Митина отмечает, что данные виды направленно­сти образуют иерархическую структуру профессиональной направленности лич­ности для большинства современных про­фессий (Митина Л.М., 2003).


Для анализа полученных данных ис­пользовался линейный корреляционный анализ (расчет коэффициента линей­ной корреляции Пирсона проводился с использованием программы SPSS 13.0). Анализ особенностей направленно­сти личностей студентов разных спе­циальностей показал, что существует прямая значимая зависимость между спе­циальностью и направленностью на дело (rxy=0,607, p<0,05). У студентов химиков, биологов и географов проявляется дело­вая направленность - для них характер­но преобладание мотивов, порождаемых самой деятельностью, увлечение про­цессом деятельности, стремление к по­знанию, овладению новыми знаниями, умениями и способами действия. Для хи­миков и биологов свойственна направ­ленность на взаимодействие с другими людьми, тогда как у географов проявляет­ся направленность на себя, которая опре­деляется преобладанием мотивов соб­ственного благополучия, стремления к личному первенству, престижу.


Направленность на себя к 5 курсу у всех студентов становится значимо ниже, а направленность на дело и взаимодействие становится выше (r = 0,8, при p<0,01). Это еще раз свидетельст­вует о постепенном, динамичном вхо­ждении студентов в будущую професси­ональную деятельность, формировании у них мотивов, направленных на успеш­ное взаимодействие.


Заключение


Студенты естественно-географиче­ских специальностей показали недоста­точную информированность об особен­ностях профессиональной деятельности, они не смогли четко сформулировать ее цели и ценности, что осложняет форми­рование у них представления о будущей трудовой деятельности.


Анализ мотивов выбора профессии показал, что большинство абитуриентов (98,1%) при поступлении в вуз обладают всем необходимым комплексом мотивов, способствующих успешной профессио­нализации. В процессе обучения наибо­лее значимым изменениям подвергается внешняя положительная мотивация выбора профессии, причем снижение привле­кательности мотивов, связанных с внеш­ними характеристиками предстоящей профессиональной деятельности, проис­ходит к 3 курсу и остается неизменным, вплоть до 5 курса. Профессия начинает терять свою привлекательность (престиж­ность, «романтичность»), поэтому основ­ное внимание студенты начинают уделять саморазвитию. Это подтверждается ре­зультатами исследования интенсивности мотивационных индукторов, которые позволили также выявить наибольшую зна­чимость мотивов, связанных с будущей профессиональной деятельностью, на различных этапах обучения в вузе.


Исследования ценностных ориен­таций и жизненных сфер выявили, что для молодых людей в начале професси­онального становления наиболее значи­мой является профессиональная сфера, материальное благополучие и разви­тие себя. К концу обучения ценностные ориентации студентов начинают соответствовать социально-экономическим отношениям, сложившимся в обществе - значимые в начале обучения духовные ценности и ценности саморазвития сме­няются на социальные.


По результатам проведенного исследо­вания можно сделать следующие выводы об особенностях мотивационно-ценност­ной направленности студентов на буду­щую профессиональную деятельность:



  • существует рассогласование между мотивационно-ценностной на­правленностью молодых людей на профессиональную деятельность и возможностями реализации своих профессиональных интересов в сов­ременных условиях;

  • в процессе обучения от 1 к 5 курсу снижается значимость ценностей, связан­ных с духовными интересами, и внешняя положительная мотивация деятельности в сфере выбранной профессии;

  • студенты недостаточно информированы о внутреннем содержании профес­сиональной деятельности, о ее целях и ценностях, что приводит к изменению профессиональных ориентиров.


Проведенное исследование позволило разработать программу психологическо­го сопровождения процесса профессио­нального становления студентов на всех этапах обучения в вузе, направленную на их информационное обеспечение, на развитие мотивационно-ценностной направленности на будущую професси­ональную деятельность и способствую­щую глубокому осознанию молодыми людьми себя в избранной профессии.


Список литературы:



  1. Дружилов С.А. Психология профессионализма человека: интегративный подход // Журнал прикладной психологии. - 2003. - № 4-5. - С.35-42.

  2. Зеер Э. Ф., Сыманюк Э. Э. Кризисы профессионального становления личности // Психологический журнал. - 1997. - т. 18. - №6. - С.35-44.

  3. Завалишина Д.Н. Профессиональное развитие и профессиональное мышление // Вестник Балтийской педагогической академии: науч. издание.- 1998. - Вып. 18. - С. 71-75.

  4. Замфир К. Удовлетворенность трудом: мнение социолога. // М. : Политиздат, 1983. - 142 с.

  5. Климов Е.А. Психология профессионала. // М. : Изд-во Ин-та практической психологии ; Воронеж : МОДЭК, 1996. - 400 с.

  6. Личность и профессия: психологическая поддержка и сопровождение: учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений // Л.М. Митина, Ю.А. Кореляков, Г.В. Шавырина и др.; под ред. Л.М. Митиной. - М. : Академия, 2005. - 336 с.

  7. Митина Л.М. Психология развития конкурентоспособной личности. - М., 2003. - 400 с.

  8. Ильин Е.П. Мотивация и мотивы. - СПб. : Питер, 2000. - 512 с.

  9. Мясищев, В.Н. Психология отношений // В.Н. Мясищев. - Воронеж : Модек, 1995. - 356 с.

  10. Ньюттен Ж. Мотивация, действие и перспектива будущего. // под ред. Д.А. Леонтьева. - М. : Смысл, 2004. - 608 с.

  11. Сенин И.Г. Опросник терминальных ценностей (ОТеЦ) // И.Г. Сенин Ярославль : НПЦ «Психодиагностика», Фонд гражданских инициатив «Содействие», 1991. - 19 с.

  12. Хозяинов Г.И. Акмеология физической культуры и спорта : учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. Заведений // Г.И. Хозяинов, Н.В. Кузьмина, Л.Е. Варфоломеева. - М. : Академия, 2005. - 205 с.