Научные исследования по вопросам формирования soft skills (обзор данных в международных базах Scopus, Web of Science)
Опубликована Янв. 1, 2019
Последнее обновление статьи Окт. 26, 2022
В современном мире профессионалу практически в любой сфере занятости, чтобы быть востребованным на рынке труда, быстро построить карьеру и добиться личного успеха, необходимо владеть soft skills (англ. «мягкие / гибкие навыки»): умениями общаться и нестандартно, творчески мыслить, работать в команде и брать на себя ответственность, эффективно организовывать свое время и быстро адаптироваться в новых ситуациях и т. п. – т. е. нужно быть обладателем социальных качеств, которые принято называть универсальными компетенциями, помогающими находить оптимальные взвешенные решения в широком спектре ежедневных профессиональных задач. Эти навыки не поддаются количественному измерению и, как правило, не описаны в должностных инструкциях, но именно они обеспечивают высокую производительность и продуктивность труда в любой отрасли. В западных странах уже достаточно давно изучаются вопросы и стратегии формирования soft skills у разных категорий населения. В последнее время эти проблемы гораздо чаще стали привлекать внимание и российских ученых. Растущая актуальность указанной проблематики связана с переменами, происходящими в системе образования, изменениями образовательных и личностных ориентиров, требований к профессиональной деятельности. Данная статья представляет собой обзор научных российских и зарубежных публикаций, посвященных аспектам развития soft skills.
Ключевые слова
Scopus, soft skills, формирование soft skills, Web of Science, международные базы данных
Изменения, происходящие в системе образования на современном этапе, обусловлены установлением новых образовательных ориентиров и требований к профессиональной деятельности. Эта трансформация ставит все дисциплины, изучаемые в вузе, на службу не только профессиональному, но и личностному развитию студента [1]. Социальный, а не когнитивный интеллект, социальные навыки и умения (soft skills), а не только предметные знания оцениваются специалистами (социологами, антропологами, психологами, маркетологами) как решающий фактор личностной успешности, удачного трудоустройства и карьерного роста [2-6], что нашло отражение и в образовательных стандартах1 (Об утверждении профессионального стандарта «Педагог (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования) (воспитатель, учитель)» (с изменениями на 5 августа 2016 г.) [Электрон. ресурс]. Режим доступа: http://docs.cntd.ru/document/ 499053710 (дата обращения: 24.12.2018); Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по направлению подготовки 44.06.01 Образование и педагогические науки (уровень подготовки кадров высшей квалификации [Электрон. ресурс]. Режим доступа: www.osu.ru/docs/fgos/vo/asp_44.06.01.doc (дата обращения: 24.12.2018).).
Рекомендации по формированию soft skills в системе высшего образования появились в мировой практике еще в 1950-е гг. прошлого века. Сами термины hard skills и soft skills возникли как аналогия компьютерным понятиям hardware (аппаратная часть) и software (программное обеспечение) и позже из области экономики и бизнеса были экстраполированы на социальную сферу.
В последнее время проблема формирования soft skills привлекает внимание российских исследователей гораздо чаще, нежели зарубежных ученых. Этот интерес в значительной мере связан с обозначенными изменениями в системе образования нашей страны.
Цель статьи - выполнение обзора исследований, посвященных формированию soft skills, на материалах баз данных Scopus и Web of Science (далее - БД Scopus и БД Web of Science соответственно) для выявления схожих и различающихся тенденций российской и зарубежной научной мысли в указанной сфере.
В БД Scopus пик соответствующей исследовательской активности за последние пять лет пришелся на 2018 год, при этом преобладающее количество работ по интересующей нас проблематике (10 статей, или 15% от общего числа публикаций в БД было представлено российскими педагогами2 (Scopus. Available from: https://www.scopus.com/home.uri (date of access: 25.03.2019).).
В БД Web of Science максимальный интерес к задачам вырабатывания гибких навыков зафиксирован в том же году: 29% работ было подготовлено в России, по 9% - в других странах (Германии, Англии, Испании, США и т. д.)3 (Web of Science. Available from: https://apps.webofknowledge.com/WOS_ (date of access: 25.03.2019). ).
БД Web of Science позволяет отслеживать появление изысканий по определенной тематике начиная с 1975 г. Приведенные ниже статистические данные показательны именно для выявления тенденций исследования проблемы формирования soft skills в России и за рубежом. Первая публикация о формировании soft skills в БД Web of Science появилась в 1993 г. Всего в этой базе обнаружились 123 статьи, посвященные данной теме. В 2018 г. издана 21 статья, что составило 17% от общего количества работ соответствующей направленности. В 2017 г. было размещено 19 статей (16% от указанного показателя). В период с 1975 г. по настоящее время ученые из США опубликовали 26 статей (21%), из Англии - 15 статей (12%), Германии - 14 (11%), России - 11 (9%), Австралии - 10 (8%).
Максимум работ указанной проблематики из США зафиксирован в 2011 г. Пик исследовательского внимания к soft skills в Англии пришелся на 2011 и 2014 гг., а к 2019 г. количество статей представителей данной страны составило лишь 2%. В Германии повышение интереса к проблеме вырабатывания надпрофессиональных навыков наблюдалось в 2016 г. (2,4% публикаций).
Первая статья из Германии, посвященная интересующему нас явлению, зарегистрирована в 1996 г., из Англии - в 1997, из США - в 1998, из России - в 2014.
Процентное преобладание российских исследований по обозначенной тематике (20%) зафиксировано в период с начала 2017 г. по март 2019 г., тогда как в тот же временной отрезок количество статей европейских и британских исследователей составило лишь по 6-8% (Испания - 6,6%; Германия - 8,8%, Англия - 8,8%). В 2017 г. в России было опубликовано 16% статей по вопросам формирования soft skills; в Австралии, Германии, Италии - по 10%.
Материалами для настоящего обзора послужила статистическая информация, предоставляемая БД Scopus и Web of Science, за период с начала 1975 г. по март 2019 г., а также сами статьи, зарегистрированные в этих базах данных. Ни материалы конференций, ни книги, ни какие-либо другие публикации, кроме статей, нами не рассматривались.
Полученные сведения анализировались с использованием сравнительно-исторического метода с целью выявления основных тенденций исследования формирования soft skills, точек соприкосновения и отличий российских и зарубежных изысканий по этой проблеме.
Также был предпринят контент-анализ некоторых законодательных актов и официальных документов, действующих на территории Российской Федерации.
Общей тенденцией публикационной активности авторов из разных стран является изложение статистических результатов их собственных практических экспериментов, проведенных в рамках профессиональной деятельности с участием класса или студенческой группы. Подобные эксперименты обычно ограничены по времени 1-2 учебными годами, и их тематика достаточно конкретна и узка [7, 8]. Такой подход авторов к проблеме является следствием того обстоятельства, что масштабные теоретические исследования по теме формирования гибких навыков уже выполнены за рубежом начиная с 1950-1960-х гг. Например, в работе J. Martins речь идет о 40 проектах общей длительностью 3 года, в которых приняли участие 400 студентов технического университета. Основной их целью было вырабатывание у будущих инженеров, помимо чисто профессиональных знаний, навыков ответственности, коммуникации и лидерства4 (Martins J., Duarte M., Cunha S., Almada-Lobo B., Marques A. T., Magalhães B. The role of hard and soft skills on engineering education. In: International Conference on Engineering Education – ICEE 2007 [Internet]; Coimbra, Portugal 2007 [cited 2018 Dec 20]. Available from: https://www.researchgate.net/publication/237104396).
О необходимости учитывать развитие soft skills в процессе приобретения предметных знаний и профессиональных компетенций говорят результаты значимых изысканий, проводимых в разных странах мира. Так, в ходе исследования, выполненного Гарвардским университетом совместно с Фондом Карнеги и Стэндфордским научно-исследовательским институтом, установлено, что успех в профессиональной сфере на 75-85% зависит именно от уровня сформированности soft skills и лишь на 15- 25% - от профессиональных предметных компетенций, или hard skills [4]. Это подтверждают и данные, полученные L. G. Sisson [9].
В отчете Организации экономического сотрудничества и развития по результатам трехлетнего исследования «Skills for Social Progress. The Power of Social and Emotional Skills»5 (OECD Skills Studies, Skills for Social Progress: The Power of Social and Emotional Skills [Internet]. [cited 2018 Nov 26]. Available from: https://www.oecd-ilibrary.org/education/skills-for-social progress_9789264226159-en) также констатируется принципиальная значимость эмоциональных и коммуникативных качеств студента (а не только академической успеваемости, как считалось ранее) для его дальнейшего жизненного и профессионального успеха.
В последние годы вузы нередко привлекают работодателей к деятельности по организации образовательного процесса и обучению студентов. Причина заключается в том, что работодатели все чаще, говоря об уровне подготовки выпускников, отмечают неготовность даже знающих свой предмет молодых сотрудников решать практические профессиональные задачи [4-6, 10-14].
В других странах процессы мониторинга мнения работодателей и обеспечения их участия в разработке образовательных стандартов и программ начались намного раньше, чем в нашей стране. Так, в США в 2006 г. в ходе соответствующего исследования выяснилось, что наименее развитыми у выпускников представители предприятий считают именно навыки сотрудничества и творческого подхода к выполнению трудовых функций6 (Are They Really Ready to Work? Employers’ Perspectives on the Basic Knowledge and Applied Skills of New Entrants to the 21st Century U. S. Workforce [Internet]. [cited 2018 Nov 26]. Available from: https://files.eric.ed.gov/fulltext/ED519465.pdf). Подчеркивалась необходимость совершенствования способностей к командному взаимодействию и доказывалось наличие их непосредственной связи с качеством выполнения работы, например качеством предоставления медицинских услуг [15].
В 2010 г. были опубликованы результаты исследования, проведенного в Соединенном Королевстве Великобритании и Северной Ирландии, Словении, Румынии и Австрии, в котором анализировались особенности рынка труда выпускников и способность молодых специалистов удовлетворять потребности их нанимателей [5]. Подобные исследования проводили L. G. Sisson, A. R. Adams [9]; М. A. Mardis, J. Ma, F. R. Jones и др. [16]; A. J. Gale, М. A. Duffey, Sh. Park-Gates и др. [13]; J. Balcar, М. Simek, L. Filipovä [10]; E. Pang, M. Wong, C. H. Leung и др. [17]. Е. J. Cobb, J. Meixelsperger, К. К. Seitz поделились опытом создания ассоциации выпускников, которые, несмотря на хорошую предметную подготовку, в течение первого года после окончания университета на своем первом рабочем месте ясно осознали отсутствие сформированных во время учебы soft skills [18]. А. М. Mohamed, D. Abdullah, Т. N. М. Dom описали опыт оценивания этих навыков у выпускников медицинских учебных заведений даже не руководителями их трудовых коллективов, а потребителями их услуг - пациентами [19].
При всем разнообразии подходов и описываемых ситуаций ученые из разных стран едины в том, что все работодатели относят к основным обязательным компетенциям коммуникативные умения и способность к сотрудничеству, считая их важнее сугубо профессиональных [14].
В 2015 г. в Чехии было проведено масштабное исследование с участием 10 046 работодателей. Выяснилось, что основные качества, которые они
хотят видеть во вчерашних выпускниках вузов при приеме на работу, - гибкость, способность адаптироваться к ситуации и коммуникативные навыки в области иностранных языков.
Согласно результатам подобных изысканий, отмечается частое несовпадение между теми навыками, которые формируются в университетах целенаправленно, и теми, которые на самом деле востребованы на практике7 (Wilson T. T. Marnewick A. L. A Comparative study of soft skills amongst the Washington Accord Engineering degree graduates with industry expectations. In: IEEE International Conference on Engineering, Technology and Innovation (ICE/ITMC) [Internet]; University of Johannesburg, Postgraduate School of Engineering Management, Johannesburg, South Africa; 2018 [cited 2018 Dec 24]. Available from: https://www.semanticscholar.org/paper/A-Comparative-Study-of-Soft-Skills-Amongst-the-withWilson-Marnewick/73cc5e48081dfa195b48f0f919f74e81dca66e84) [20, 21]. Некоторые исследователи связывают проблему высокого уровня безработицы среди лиц, недавно окончивших учебные заведения, прежде всего с отсутствием у них развитых навыков коммуникации8 (Valentin E., Hughes C., Jose R., Barreto R. Rapid Improvement of Students’ Soft-skills Based on an Agile-process Approach. In: 45th Annual Frontiers in Education Conference (FIE) El Paso [Internet]; 2015 [cited 2018 Dec 23]; p. 2359–2367. ) [6].
Работы ученых подтверждают мнение работодателей о необходимости владения soft skills и техническими специалистами9 (Pezer D. The Importance of Soft Skills in Technical Education. In: 7th International Scientific and Expert Conference of the International TEAM Society [Internet]; Belgrade, Serbia, 2015 [cited 2018 Dec 23]; p. 75–79. Available from: https://www.researchgate.net/publication/305360275_THE_IMPORTANCE_OF_SOFT_SKILLS_IN_TECHNICAL_EDUCATION) [16, 22-24], и представителями творческих специальностей [9, 13]. Но все же проблема формирования гибких навыков у обучающихся негуманитарных и нефилологических профилей представляется особенно актуальной. Есть авторы, настаивающие на том, чтобы 20% дисциплин учебного плана «технических» направлений были посвящены не профилирующим дисциплинам, а изучению языка, развитию коммуникативных навыков, навыков управления собой, проектами; личностному развитию и т. д10 (Hillmer G. Social and Soft Skills Training Concept in Engineering Education. In: International Conference on Engineering Education – ICEE 2007 [Internet]; 2007 [cited 2018 Dec 23]. Available from: https://docplayer.net/29565876-Social-and-softskills-training-concept-in-engineering-education.html ). Вместе с тем Т. Chamorro-Premuzic, A. Artec- he, A. J. Bremner и др., проанализировав результаты трех исследований университетов Соединенного Королевства, выяснили, что soft skills более развиты у студентов гуманитарных факультетов, нежели у тех, кто изучает социальные и естественные науки. Установлена прямая зависимость уровня сформированное™ soft skills и учебных достижений [25].
В зарубежных исследованиях достаточно давно и весьма активно обсуждаются возможности вырабатывания над профессиональных навыков параллельно с процессом предметного обучения (причем исследователи называют широкий спектр дисциплин, обладающих потенциалом для развития этих навыков) [26]. Например, в феврале 2014 г. в США увидел свет отчет об этой деятельности, организованной в трех штатах - Аризоне, Висконсин и Калифорнии11 (Best Practices in Soft Skills Assessment [Internet]; 2014 [cited 2018 Dec 23]. Available from: https://www.gssaweb.org/wp-content/uploads/2015/04/Best-Practices-in-Soft-Skills-Assessment-1.pdf). Получая образование, студент надеется быть конкурентоспособным на рынке труда, а не просто освоить образовательную программу.
R. Gaines, М. Mohammed обосновывают равную значимость для выпускника как самих предметных знаний, так и способности их применять, которая, по сути, и представляет собой комплекс soft skills12 (Gaines R. W., Mohammed M. B. Soft Skills Development in K-12 Education. Research Brief [Internet]. 2013 [cited 2018 Dec 20]. Available from: https://2wh2pdomc1q415tdl40khdki-wpengine.netdna-ssl.com/wp-content/uploads/2014/08/GLISI_SSResearchBrief_E1.pdf). Именно поэтому, работая над созданием образовательной парадигмы XXI века, исследователи отмечают, что опыт организации отдельных учебных курсов для формирования soft skills вне предметного контекста оказался малоуспешным, и говорят о том, что более эффективным способом является их развитие в процессе изучения профессиональных дисциплин13 (Barseghian T. Napa New Tech High: 5 Reasons this is the School of the Future [Internet]. 2011 [cited 2018 Dec 21]. Available from: https://www.huffingtonpost.com/tina-barseghian/napa-new-tech-high-5-reas_b_805972.html) [12].
Образовательные учреждения в разных странах по-разному решают задачу формирования soft skills посредством учебных дисциплин, но о необходимости изменения образовательных программ с целью ориентации их на soft skills говорят многие ученые14 (Vo H.-Ph., Berglund A., Daniels M. A Perspective from Vietnamese Students on Teaching of Soft Skills. In: International Conference on Learning and Teaching in Computing and Engineering (LaTICE) [Internet]; 2017 [cited 2018 Dec 20]; Hong Kong, China. Available from: https://doi.org/10.1109/LaTiCE.2017.11) [12, 16, 23, 26, 27]. Российские исследователи этой проблемы отмечают, что большое количество появившихся в стране частных учебных заведений не решило задачу распространения или освоения soft skills посредством узкопрофессиональных учебных программ [28].
«Мягкими» навыками может быть строго определенный учреждением набор умений, который зафиксирован учебной программой, либо развитие определенных компетенций может быть «закреплено» за конкретными предметными дисциплинами. В ряде образовательных учреждений предпринимаются попытки положить в основу образовательной программы принцип групповой работы15 ( Larmer J., Mergendoller J. R. The Main Course, Not Dessert. How Are Students Reaching 21st Century Goals? With 21st Century Project Based Learning [Internet]. 2010 [cited 2018 Dec 20]. Available from: https://ru.scribd.com/document/109666630/The-Main-Course-Not-Dessert).
Сегодня университеты разных стран используют опыт друг друга, стараясь обеспечить развитие soft skills студентов во время их учебы. В одном из университетов Китая студенты вторых курсов обучаются по специально организованной программе по становлению soft skills, заимствованной у Австралийского университета [29].
Рассматривая потенциал разных дисциплин для формирования soft skills, исследователи чаще всего называют одни и те же навыки, требующие развития: критическое мышление, коммуникативность, умение совместной работы16 (Cole R., Lantz J. M., Ruder S., Reynders G. J., Stanford C. Enhancing learning by assessing more than content knowledge. In: 2018 ASEE Annual Conference & Exposition [Internet]; 2018 [cited 2018 Dec 20]. Available from: https://www.asee.org/public/conferences/106/papers/22684/view; Wilson T. T., Marnewick A. L. A Comparative study of soft skills amongst the Washington Accord Engineering degree graduates with industry expectations. In: IEEE International Conference on Engineering, Technology and Innovation (ICE/ITMC) [Internet]; University of Johannesburg, Postgraduate School of Engineering Management, Johannesburg, South Africa; 2018 [cited 2018 Dec 24]. Available from: https://www.semanticscholar.org/paper/A-Comparative-Study-of-Soft-SkillsAmongst-the-with-Wilson-Marnewick/73cc5e48081dfa195b48f0f919f74e81dca66e84) [28]. L. Fernandez-Sanz и др. дают обзор исследований, предпринятых в 45 странах мира для определения основных soft skills. Ученые приходят к выводу, что в большинстве случаев люди применяют одинаковые навыки [22].
Хотя soft skills уже прочно заняли свое место среди сугубо профессиональных компетенций, уровень их сформированности редко оценивают во время учебных занятий. Вопрос объективного измерения качества этой группы навыков до сих пор остается открытым. Существует множество методик, которые пока не стали классическими, поскольку ученые постоянно их совершенствуют, пытаясь сделать более точными и удобными. Среди многих методических средств следует особо выделить взаимную оценку студентов [30].
В отечественных публикациях также обсуждаются возможности коррекции учебных программ вузов с учетом мнения работодателей о выпускниках, уже трудоустроившихся в их компаниях. В этом отношении интересен, например, опыт Сургутского государственного университета и компании «Сургутнефтегаз» [31].
Учебные заведения во всем мире стараются решить проблему развития мягких навыков еще на этапе формирования учебных программ, о чем свидетельствуют утверждения авторов из разных стран: «It is worth modifying the study program so as to put more emphasis on soft competencies and support the development of various forms of extra activities of students. Attention was also paid to the importance of didactic competencies, which on the one hand raise the self-esteem of students, and on the other, increase the chance of finding a good job» / «Необходимо стараться изменить учебные программы с целью уделить больше внимания soft skills и развивать различные формы дополнительных видов деятельности студентов» (перевод наш. - И. Ц.) [32].
Американские коллеги описывают опыт взаимодействия образовательных учреждений и работодателей в процессе совместного создания учебных программ [33].
Исследования в области soft skills продолжаются до сих пор. Предметами изучения становятся
Предпринятый обзор обнаружил общность решаемых учеными разных стран проблем в области soft skills и предлагаемых путей их преодоления. К самым актуальным проблемам относятся:
Наиболее существенное отличие, обнаруженное в части тематики российских и зарубежных исследований, - невнимание российских ученых к аспектам развития soft skills у мигрантов, которая является одной из самых актуальных за рубежом [41]. Это объясняется, возможно, миграционными процессами в странах Евросоюза, куда прибывает множество людей из совершенно разных в культурном и религиозном отношениях стран. В России же миграция ограничена в основном выходцами из бывших советских республик, наиболее близких русским по эмоциональному интеллекту.
Среди методов и приемов измерения навыков как в российских, так и в иностранных исследованиях преобладают case study, classroom research и опросники.
Подводя итог, следует сказать, что российская педагогическая наука, имеющая схожие с зарубежной педагогикой тенденции развития, в последние годы проходит те же стадии, которые другие страны прошли ранее.