Загрузка...

Эта статья опубликована под лицензией Creative Commons и не автором статьи. Поэтому если вы найдете какие-либо неточности, вы можете исправить их, обновив статью.

Загрузка...
Загрузка...

Профессиональные деформации в спорте высших достижений Creative Commons

Link for citation this article

Барабанщикова Валентина Владимировна,

Климова Оксана Анатольевна

Национальный психологический журнал, Год журнала: 2015, Номер №2, С. 3 - 12, https://doi.org/10.11621/npj.2015.0201

Опубликована Апрель 6, 2015

Последнее обновление статьи Дек. 19, 2022

Эта статья опубликована под лицензией

License
Link for citation this article Похожие статьи
Загрузка...

Аннотация

Для достижения высоких результатов спортсменам нередко приходится жертвовать своими интересами, адаптируясь к бесконечным перелетам, акклиматизации, тяжелейшим тренировкам и участию в непростых соревнованиях при абсолютной невозможности полного восстановления физиологических и психологических ресурсов. Это приводит к постепенному накоплению эффектов переживания неблагоприятных функциональных состояний. При полном отсутствии работы по профилактике и предотвращению последствий накопления неблагоприятной симптоматики, угрожающей профессиональному благополучию спортсмена, увеличивается вероятность возникновения и развития у него профессиональных деформаций.
Целью представленного теоретического исследования является выявление и анализ основных черт профессиональных деформаций, характеризующих спортивную деятельность. Мы предполагаем, что традиционно выделяемые в психологии труда профессионально обусловленные деформации будут свойственны и спортсменам. В статье спортивная деятельность рассматривается как профессиональная. Дается анализ основных профессиональных деформаций, возникающих в процессе спортивной деятельности, к которым относятся спортивный трудоголизм (Schaufeli et al., 2008), прокрастинация (Milgram et al., 2000), выгорание (Maslach et al, 2008), поведение типа А (Ryska et al., 1999) и перфекционизм (Xolmogorova, 2010). Описаны наиболее актуальные подходы к их рассмотрению, освещены специфические особенности их проявления в процессе и после завершения спортивной карьеры. Раскрываются также способы диагностики и своевременного предотвращения характерных для спортсмена профессиональных деформаций.

Ключевые слова

Профессиональные деформации, выгорание, прокрастинация, трудоголизм, спортивная деятельность, поведение типа А, перфекционизм, профессия, sport

Проблема профессиональных де­формаций становится одним из наиболее актуальных объек­тов изучения в психологии труда, орга­низационной психологии и психологии спорта. Под профессиональными деформациями подразумевают различные из­менения личности, которые происхо­дят под влиянием какой-либо профессии и проявляются в определенном деструк­тивном поведении (Абдуллаева, 2012). Профессиональные деформации обычно возникают при систематических переработках, работе с большим объемом ин­формации, при совмещении человеком нескольких должностей, решении тру­довых задач, связанных с повышенной коммуникативной нагрузкой. Например, спортсмены для достижения высоких результатов проводят ежедневные мно­гочасовые тренировки, жертвуя своими интересами и личной жизнью. Это, как и в любой профессии, приводит к нако­плению эффектов переживания неблаго­приятных функциональных состояний. При отсутствии мероприятий по профи­лактике и предотвращению последствий накопления неблагоприятной симпто­матики, угрожающей профессионально­му благополучию спортсмена, велика ве­роятность возникновения и развития так называемых профессиональных дефор­маций (Леонова, 2013).


Согласно представлениям о спортив­ной деятельности, спортсмены обладают многими, хорошо выраженными свой­ствами личности, формирующимися в процессе их спортивной карьеры (Cox, 1998). Поэтому, именно спортсмены под­вержены профессиональным деформа­циям, проявляющимся в большей вы­раженности черт личности, связанных с мотивацией достижения. К ним отно­сятся лидерские качества, высокое стрем­ление к конкуренции и перфекционизм (Vallerand et al., 2006). Благодаря мощ­ному воздействию спортивной деятель­ности, развитие профессионально об­условленных деформаций у спортсмена является неизбежным, поэтому необхо­димо своевременно применять адекват­ные психологические меры, позволяю­щие вовремя выявить, а впоследствии, и нивелировать неблагоприятные воз­действия спортивной среды, формируя у спортсмена навык саморегуляции соб­ственного функционального состояния (Леонова, 2013б). Согласно результатам целого кластера исследований (Леонова, 2013а, 2013б), существует огромное ко­личество профессионально обусловлен­ных деформаций, которые могут оказать негативное воздействие на дальнейшее развитие спортсмена в любом виде спор­та и на любом уровне мастерства, регла­ментируя его дальнейшую продуктивную деятельность.


Отдельного упоминания заслужива­ет еще одна группа специалистов тесно связанных со спортивной деятельнос­тью – тренеры, являющиеся классиче­ским примером профессионалов социо­номического типа труда (Климов, 1998). Этот тип профессионалов традиционно становится жертвой целого спектра профессиональных деформаций. Их разви­тие обусловлено рядом причин: большой ответственностью, неотъемлемо прису­щей данному виду деятельности; огромной нагрузкой не только по воспитанию и развитию спортсменов как цельных личностей, но и по обеспечению эф­фективного функционирования всей спортивной организации в целом (взаимодействие с судьями, директорами, оте­чественными и зарубежными СМИ).


Спорт как профессия


Долгое время считалось, что спорт высших достижений может быть только любительским, термин «профессиональ­ный» не может быть отнесен к нему ни в коей мере. Однако, учитывая, как изменилась система организации деятельнос­ти спортсменов в нашей стране за по­следние 20 лет, мы вправе задать вопрос: является ли спорт профессией, или это лишь способ ведения здорового образа жизни? В сегодняшнем мире спорт выс­ших достижений приносит колоссальные доходы спортсменам и до определенного возраста спортсмена именно этот вид де­ятельности является для него не только главным источником средств существо­вания, но и основной профессией. В связи с вышесказанным, необходимо проа­нализировать спортивную деятельность, согласно современным представлениям об отличительных критериях професси­ональной деятельности.


Согласно Е.А. Климову, существует че­тыре определения профессии:



  1. область приложения сил человека, где он осуществляет свои трудовые фун­кции;

  2. общность людей, которые заняты определенными трудовыми функция­ми;

  3. подготовленность человека, с помо­щью которой он может выполнять определенного вида функции;

  4. сама деятельность человека, то есть распределенный во времени процесс реализации трудовых функций (Кли­мов, 1998).


Судя по данным определениям, спорт высших достижений полностью соот­ветствует критериям полноценной про­фессиональной деятельности. Спортсме­ны зачастую прикладывают невероятные усилия, осуществляя трудовые функции. Важную роль в спорте играет подготовленность спортсмена, спортсмен должен добиться определенного мастерства, ко­торое необходимо для формирования высокого уровня готовности к ответственным соревнованиям. В спорте, как и в любой другой профессии, человек отно­сительно независим от соответствующей системы трудовых постов. То есть, спор­тсмен не перестают быть спортсменом, когда меняет место локации тренировок, их статус также не меняется в свободное от спортивной деятельности время – он не перестает быть спортсменом во вре­мя каникул или во время учебы в вузе. Каждая профессия диктует определен­ный набор требований и спорт здесь – не исключение.


Согласно международным правилам олимпийского комитета, любой заслужен­ный мастер спорта может быть принят на работу тренером или судьей без какого- либо специального образования. Значит, спортивная деятельность, как и любая дру­гая профессия, нацелена на достижение продукта своей деятельности – опреде­ленного уровня спортивного мастерства. Спортивная деятельность характеризуется также полноценным рабочим графиком, она диктует набор специфических требо­ваний к профессионально важным каче­ствам профессионала и его обязанностям, а, кроме того, она является оплачиваемой (федерацией, спортивным клубом, олим­пийским комитетом, правительством). Все это позволяет нам утверждать, что спорт является профессией.


Понимая спортивную деятельность как профессиональную, необходимо иметь в виду, что спортсмены сталкива­ются со многими проблемами, сложно­стям, характерным для профессионалов в традиционном понимании этого слова. Поэтому важно найти параллели в переживании профессиональных деформа­ций спортсменами и любыми другими работниками. Долгое время считалось, что те особенности поведения, которые зачастую демонстрирует спортсмен, проявляются только и исключительно в его спортивной деятельности (Fredricks & Eccles, 2005), а вне спорта не существуют. Согласно этой логике про­фессионально обусловленные дефор­мации любого сотрудника организации характеризуют только специфику его профессиональной жизни.


Опираясь на изначально выдвинутое положение о профессиональной приро­де спортивной деятельности, мы можем сформулировать цель теоретического исследования, представленного в дан­ной работе: выявить и проанализировать основные черты профессиональных де­формаций, характеризующих спортив­ную деятельность. Мы предполагаем, что традиционно выделяемые в психологии труда профессионально обусловленные деформации будут свойственны и спортсменам. Прежде всего, в статье будет анализироваться концептуальная и опе­рациональная составляющие каждой пе­реживаемой спортсменом деструкции для облегчения ее сопоставления с деструкци­ями, вызываемыми другими видами профессиональной деятельности.


Стандартные условия профессио­нальной жизни спортсменов – это дли­тельное отсутствие дома, бесконечные перелеты, акклиматизация, тяжелейшие тренировки и непростые соревнования при невозможности полного восстанов­ления физиологических и психологиче­ских ресурсов. Это приводит к развитию высокого психоэмоционального напря­жения, при накоплении которого особенно велик риск формирования целого спектра профессиональных деформа­ций: выгорания (Schaufeli et al., 2008), перфекционизма (Холмогорова, 2010), прокрастинации (Milgram, 2000), трудо­голизма (Schaufeli, 2008), развития пове­дения типа А (Ryska, 1999). Эти пять ти­пов профессионально обусловленных деформаций являются крайне распро­страненными в профессиональной сре­де. Многочисленные исследования посвящены особенностям их проявлений и способам предотвращения последст­вий (Andreassen,2014). Тем актуальнее рассмотреть черты выделенных в каче­стве проблемного поля исследования профессиональных деформаций в спор­тивной деятельности сквозь призму ее профессиональной специфики.


Выгорание


Одной из наиболее хорошо изучен­ных профессиональных деформаций является эмоциональное выгорание. Ис­следования этого феномена у предста­вителей социономического типа труда, в том числе, у спортивных тренеров по­лучили широкое распространение в по­следние десятилетия (Woodman, 2001). Автором термина «эмоциональное вы­горание» принято считать Х. Дж. Фрейденберга, который ввел его еще в 1974, однако, применительно к спорту, дан­ное понятие впервые стало применять­ся лишь спустя 10 лет – в 1984 году. Именно тогда Т.Е. Каккес и Ц.К. Майер­берг (Caccese& Mayerberg, 1984) в сво­ей статье «Гендерные различия профес­сионального выгорания у тренеров» описали возможные причины возник­новения выгорания у представителей спортивной деятельности. Специфика тренерской деятельности связана, пре­жде всего, с постоянной необходимо­стью задерживаться на работе, уезжать на сборы (в зависимости от вида спор­та, длительность этих поездок может до­стигать 9 месяцев в году) и жертвовать своей личной жизнью, в тренерской детельности не просто установить опреде­ленный баланс «работа-жизнь» (Jones et al, 2005) практически невозможно. Точ­но та же ситуация характерна для спор­тсмена, избравшего своей профессией спорт высших достижений.


Следует отметить и то, что не всегда тренерская деятельность бывает успеш­ной, лишь единицы могут воспитать чем­пионов. Чаще всего спортсмены начи­нают тренироваться у одного тренера и, если их совместная деятельность ока­зывается успешной, то спортсмена заби­рают в группу, где работает другой известный тренер по подготовке сборной команды. Поэтому тренер зачастую не имеет возможности увидеть и в полной мере оценить результаты своего труда по воспитанию и формированию пер­спективного спортсмена. Еще одной особенностью тренерской деятельнос­ти является высокий уровень постоянно переживаемого стресса – по результатам многочисленных исследований пульс тренера, являющийся одним из показа­телей актуального состояния профессионала, во время соревнований и тре­нировок может достигать и превышать частоту сердечных сокращений само­го спортсмена (Kelley, 1994). Как и лю­бые другие профессиональные дефор­мации, выгорание влечет за собой целый ряд негативных последствий, чаще всего это чрезмерная раздражительность, эмо­циональное опустошение и безразличие к работе (Kelley, 1994).


Последние десятилетия, ознаменовав­шиеся бурным ростом частоты встреча­емости феномена профессионального выгорания в различных сферах профес­сиональной деятельности, послужили площадкой для планомерной концепту­ализации и операционализации данно­го феномена. Хотя термин «выгорание» впервые употребил в контексте клиниче­ской психологии Г. Фрейденберг, как пси­хологический синдром выгорание начал исследовать К. Маслах. Еще в 1970-80- х гг. К. Маслах, Г. Фрейденберг и другие ученые эмпирически доказали, что вы­горание возникает чаще всего у профес­сионалов социономического типа труда, в частности, у спортивных тренеров, которым в процессе профессиональной де­ятельности необходимо налаживать кон­такты не только со спортсменами и их близким окружением, но и с дирекцией, судьями, представителями федераций. По мнению К. Маслах, выгорание харак­теризуется тремя составляющими: эмоциональным истощением, деперсонали­зацией и редукцией личных достижений (Maslach & Jackson, 1981). Основным тол­чком к появлению различного рода эмпи­рических исследований профессиональ­ного выгорания стала публикация в 1981 году опросника MBI (Maslach & Jackson, 1981). Полученные результаты показа­ли, что наиболее актуальным и эмпири­чески обоснованным на сегодняшний день определением профессионального выгорания является определение В. Шауфели, согласно которому выгорание – это продолжительная реакция орга­низма на хронические эмоциональные и внутриличностные стрессоры, возника­ющие в трудовой деятельности и сопро­вождающиеся тремя основными компо­нентами: неэффективностью, цинизмом и истощением (Maslach et al, 2001).


Спортивный перфекционизм


Для достижения высоких результа­тов спортсменам необходимо оттачи­вать свое мастерство, что естественно способствует формированию и вос­питанию его личности как перфекци­ониста (Anshel et al., 2003). К одним из наиболее изучаемых видов перфекцио­низма в спорте можно отнести физиче­ский перфекционизм, под которым по­дразумевается постоянное стремление совершенствовать свою внешность, фи­гуру и желание соответствовать высо­ким стандартам, сопровождаемое весь­ма эмоциональным реагированием на критику (Холмогорова, 2010). Надо учи­тывать, что после завершения спортив­ной карьеры, в связи с уменьшением физических нагрузок, у большинства спортсменов меняются пропорции тела, повышается утомляемость, происходят перепады в настроении, поэтому имен­но в этот момент физический перфек­ционизм может выражаться сильнее, чем раньше.


Спортивный перфекционизм подра­зумевает желание соответствовать вы­соким стандартам, принятым в избран­ном виде спорта. Именно в таких видах деятельности, как спорт, формируются и проявляются лидерские качества, об­уславливая стремление спортсмена к вы­соким результатам и после завершения спортивной карьеры, что может приве­сти не только к развитию спортивного перфекционизма, но и постоянному же­ланию оттачивать любой вид деятель­ности и конечный результат до совер­шенства (Fredricks, 2005). Такой паттерн поведения зачастую ведет за собой сопутствующую профессиональную деформацию – трудоголизм.


Поведение типа А


Еще одна форма деструктивного по­ведения, возникающего как следствие накопления негативных эффектов пе­реживания функциональных состоя­ний, это поведение типа А. Этот пове­денческий паттерн характеризуется излишней склонностью к конкуренции, высоким чувством ответственности, соревновательностью, постоянным стрем­лением к достижению поставленных целей, стремительностью и торопли­востью. Как правило, поведение типа А поощряется спецификой самой выпол­няемой деятельности. Так, типичными профессионалами, демонстрирующим подобные деформации, являются руко­водители среднего и высшего звена, чья деятельность не нормирована, сопряже­на с высокими нагрузками и ответствен­ностью за результат (Ommundsen,1999). Эти же условия вполне характеризуют и спортивную деятельность. С ростом спортивного мастерства и увеличением спортивного стажа у спортсменов становятся все более выраженными такие качества как целеустремленность и кон­курентность (Wegner et al., 2014). Имен­но эти качества могут быть залогом про­дуктивной деятельности, а могут стать фактором риска развития профессио­нальных деформаций. Целеустремлен­ность, сформировавшаяся в ходе спор­тивной карьеры, затем проявляется и в других видах деятельности спор­тсмена на протяжении всей его жиз­ни. Одним из проявлений данного ка­чества в поведенческом плане является настойчивость, которая обеспечивает успешное преодоление потенциально возникающих трудностей. Однако на­стойчивые люди могут не воспринимать разумных советов окружающих и близ­ких людей, стремясь к поставленной цели, отказывая себе в личном времени, развлечениях и отдыхе, что и способст­вует в итоге формированию деструктивного паттерна поведения типа А.


Парадоксально, но именно дух сопер­ничества, связанный с риском форми­рования поведения типа А, необходим спортсменам и на его развитие направле­на активность тренера. С детства каждо­му спортсмену внушают мысли о побе­де, о важности первенства (даже второе место будет считаться проигрышем). Это создает благоприятную среду для воз­никновения деструктивного поведения. Даже бывшим спортсменам свойственна тяга к конкуренции, спортивная злость, постоянное желание самоутверждения и общественного признания. Итогом при­менения такого «спортивного багажа» становится переживание постоянной эмоциональной напряженности при не­возможности задействовать механизмы саморегуляции. Более того, спортсмены неосознанно моделируют соревнователь­ные условия, в любом виде деятельности им необходим соперник для достижения продуктивного результата (Ommundse et al.,1999). Даже после завершения спортивной карьеры спортсмены продол­жают оставаться очень азартными, что выражается в плохо контролируемом эмоциональном возбуждении и сопро­вождается постоянным поиском и сосредоточением на «сопернике», а не на своих действиях. Негативное отноше­ние к успехам другого, постоянное же­лание блокировать его деятельность зачастую делают профессиональную дея­тельность бывшего спортсмена неуспеш­ной, являя собой крайние формы раз­вития поведения типа А (Deutsch, 1994). Данный вид профессионально обуслов­ленной деформации также может со­провождаться переоценкой конкурентов и переживанием неуверенности в собст­венных силах, поведенческой гиперак­тивностью и, как следствие, снижением результативности работы.


Прокрастинация в спорте


В психологии под термином «прокра­стинация» подразумевают «сознательное откладывание выполнения намеченных действий, несмотря на то, что это по­влечет за собой определенные пробле­мы» (Большой психологический словарь, 2003, С. 414). Буквальным переводом сло­ва «прокрастинация» является выражение «на завтра» (от латинского «crastinus» – «завтра» и приставки «pro» – «на»).


Проблема откладывания различных дел «на потом» существовала многие годы, однако сам термин прокрастина­ция появился лишь в 1977 году, когда сра­зу несколько авторов выпустили в свет свои книги: П. Рингенбах «Прокрасти­нация в жизни человека», а А.Эллис и В. Кнаус «Преодоление прокрастинации». В основе обеих книг лежала методоло­гия клинической психологии, в частно­сти, консультативной практики. Однако уже через несколько лет, в 1983 г. выш­ло первое издание научно-популярной книги Дж. Бурка и Л. Юэн «Прокрастина­ция: что это такое и как с ней бороться» (Burka&Yuen, 2008).


В настоящее время большая часть за­рубежных и отечественных исследований посвящена прокрастинации в сфере ака­демической деятельности, концентрирую­щейся на проблеме откладывания студен­тами выполнения учебных задач.


В нашей сейчас стране также актив­но разрабатываются подходы к анали­зу данного типа профессиональной де­формации: ведется множество работ по адаптации и апробации различных за­рубежных опросников, кроме того, по­являются исследования, посвященные концептуализации феномена прокра­стинации в российских условиях. Акту­альность изучения этого феномена подтверждается тем, что прокрастинация плотно вошла во все сферы жизнедея­тельности современного человека, что делает необходимым дополнение теоре­тических построений и разработку пра­ктических рекомендаций на основе по­лученных психологических знаний.


Прокрастинация в спортивной дея­тельности может иметь негативные, часто непоправимые последствия для каждого спортсмена, что справедливо для проявле­ний и любой другой профессиональной деформации. Спортсмен в течение всей своей спортивной карьеры вынужден со­блюдать четкий график, это является необходимым условием достижения высо­ких результатов. Тем не менее, множество спортсменов по разным причинам (бо­язнь потерпеть неудачу, желание выпол­нить деятельность идеально, лень) имеют склонность к прокрастинации. Прокра­стинация имеет множество негативных последствий и приводит к снижению продуктивной деятельности спортсмена. В процессе «откладывания дел на потом» спортсмен как ответственная, дисциплинированная и волевая личность посто­янно испытывает чувство дискомфорта и тревогу. Продолжительное переживание негативных функциональных состояний приводит к развитию профессиональной деформации.


Одним из факторов, обуславливаю­щим спортивную прокрастинацию, явля­ется неуверенность в собственных силах (Senecal et al, 1997). Похожую точку зре­ния развивают Дж. Феррари и Р. Эммонз, называя в качестве причины прокрасти­нации желание отомстить за несправед­ливость или неравенство (Ferrari, Emmons, 1994). Т. Рубин предполагает, что причи­ной прокрастинации является боязнь не­удачи и перфекционизм и определяет ее как попытку справиться с «выбивающим из седла» страхом выставить себя на все­общее обсуждение (Rubin, 1998).


По мнению многих авторов, прокрасти­нация свойственна спортсменам, так как большая часть ответственности в принятии решений ложится на их тренера (Milgram& Tenne, 2000). В процессе спортивной ка­рьеры человека именно тренер выступа­ет как защитник, наставник и ответствен­ное лицо. После окончания спортивной карьеры многим спортсменам приходит­ся учиться самим принимать жизненные решения и нести за них ответственность. Естественно, первое время каждая такая ситуация оказывается стрессовой, именно поэтому спортсмен может оттягивать принятие решения, желать дистанцироваться от задачи из-за вероятности потерпеть неу­дачу (Tice & Baumeister, 1997).


Несмотря на рост интереса к изуче­нию данной проблемы, до сих пор не су­ществует единого мнения относительно причин возникновения прокрастинации, ее видов, способов диагностики, а также методов профилактики и борьбы с данной профессиональной деформацией, что де­лает необходимым проведение дальней­ших исследований данного феномена.


Спортивный трудоголизм


Одной из наиболее распространен­ных профессиональных деформаций в спорте является феномен трудоголизма. Парадоксально, что при всей значимости и актуальности анализа проблематики этого феномена, практически не сущест­вует исследований, развивающих данное направление, более того, зачастую спор­тивный трудоголизм путают с феноме­ном аддикции физических упражнений. В связи с создавшимся положением осо­бенно важно рассмотреть специфику ка­ждой из этих профессионально обуслов­ленных деструкций спортсмена.


Спортивный трудоголизм – профес­сиональная деформация, развивающая­ся в процессе спортивной карьеры, ко­торая откладывает свой отпечаток на дальнейшую деятельность спортсмена и выражается в изменении мотиваци­онной сферы (Леонова, 2014), оказывая негативное воздействие на всю продук­тивную деятельность человека в целом. С самого раннего возраста для достиже­ния высоких результатов спортсмен вы­нужден не только отказывать себе в раз­влечениях, но и зачастую пропускать учебные занятия, что в последующем приводит к пробелам во многих облас­тях знания. После завершения спортив­ной карьеры спортсмену необходимо определиться со своей дальнейшей про­фессиональной деятельностью. Для получения новой профессии и развития в ней человеку, посвятившему большую часть своей жизни спорту, необходимо восполнить имеющиеся пробелы во мно­гих областях и получить знания, востре­бованные в избранной отрасли труда. Бывший спортсмен снова жертвует свободным временем, работает настойчиво и продолжительно (что можно обозна­чить как внешне наблюдаемый поведен­ческий признак), навязчиво стремясь освоить все аспекты новой профессии (когнитивный признак). По результатам исследований Скотта и его коллег (Scott, Moore, Miceli, 1997) были выделены три основные характеристики трудоголизма:



  1. Трудоголики тратят большую часть времени на работу, даже когда у них есть свобода действий;

  2. Трудоголики с неохотой заканчивают рабочий день, они постоянно думают о работе, помешаны на ней;

  3. Трудоголики работают не только на рабочем месте, но и дома, на отдыхе, везде, где бы они ни находились.


Согласно данной концепции, про­явления феномена спортивного трудо­голизма согласовываются с позицией основателя термина «трудоголизм» Оут­са, считавшего, что это принудительное (сам себя) и неконтролируемое желание работать без перерыва (Oates, 1971) для достижения желаемого результата.


Многие руководители поощряют дан­ный феномен, путая его с трудолюбием и считая характерным качеством, вос­питанным спортом. Однако, как и любая другая профессиональная деформация, спортивный трудоголизм имеет множе­ство негативных последствий как для физического, так для психического здоро­вья человека (Ogden et al., 1997). Одной из причин развития спортивного трудо­голизма, является частая критика, из-за которой спортсмен остро переживает ка­ждую свою неудачу и испытывает стыд.


Трудоголизму могут быть подверже­ны и тренеры, работа которых выну­ждает проводить со «своими» спортсме­нами много времени, постоянно ездить на соревнования и сборы. Очень сложно найти баланс между такой работой и личной жизнью, особенно тренерам-женщинам, которые вынуждены остав­лять собственную семью и уезжать в не­обходимые рабочие командировки.


Аддикция физических упражнений


Для достижения высоких результатов спортсмены проводят ежедневные мно­гочасовые тренировки, что приводит к развитию феномена, схожего со спор­тивным трудоголизмом, когда у человека вырабатывается потребность в ежеднев­ной физической нагрузке – «аддикция упражнений» (Szabo, 1998). Термин «ад­дикция упражнений» впервые упомянут П. Бекландом (Baekeland, 1970). Комплек­сная научно-исследовательская рабо­та, посвященная изучению зависимости от физических нагрузок, проводилась в трех весьма отдаленных друг от друга научных центрах: в университете Флори­ды США (Х. Хосенблас, Д. Даунс и коллеги), в Бирмингемском университете Анг­лии (И.М. Кокерил, Д. Бамбер и коллеги) и в университете Гонконга (Дж. Керр, М.Дж. Блайдон и К.Дж. Линднер).


Х. Хосенблас и Д. Даунс (Hausenblas, Downs, 2002) определили аддикцию упражнений как тягу к физической ак­тивности в свободное время, которая выражается в неконтролируемых, чрезмерных занятиях спортом и проявляет­ся рядом физиологических и/или пси­хологических симптомов. Характерной особенностью спортсменов, подвержен­ных аддикции упражнений, становит­ся искажение нормального распорядка дня, так как вся их деятельность ограни­чивается постоянными тренировками. Им не хватает сил и энергии на общение с близкими и другие дела (социаль­ная сфера), они часто продолжают тре­нировки, несмотря на травмы и запреты врача (физическая сфера). Тренировки спортсменов в случае аддикции упраж­нений отличаются стереотипностью и должны повторяться в строгом режиме и объеме (поведенческая сфера).


Эйдманн и Вулард (Aidmann & Woolard, 2003) выявили различные симптомы от­мены тренировочных нагрузок, кото­рые возникали у спортсменов через 24– 36 часов в неделю, проведенных без фи­зических нагрузок: беспокойство, нетер­пеливость, чувство вины, напряжение, дискомфорт, апатия, медлительность, бессонница и головные боли. У бегунов, например, проявлялось снижение на­строения и самооценки. А. Сабо с кол­легами (Szabo et al., 1997) сделали вывод, что при переживании спортивной аддик­ции часто встречаются такие симптомы как чувство вины, депрессия, возбуди­мость, беспокойство, напряжение, стресс, тревога и малоподвижность.


В 1976 году Глассер описал зависи­мость от физических упражнений как позитивное качество любого человека. Дальнейшие развитие такой точки зре­ния дали в своих работах Коверли и Морган (Coverly de V., 1987; Morgan, 1979). В середине 1990-х гг. появилось много работ, в которых утверждалось, что коли­чество людей, зависимых от физических нагрузок, значительно возросло (Annett et al., 1995; Pierce, 1994).


Американский психолог М. Мерфи (Murphy, 1993) одним из первых предло­жил психофизиологическую модель, объ­ясняющую возникновение спортивных аддикций. В основе его концепции лежат три гипотезы: термогенетическая гипоте­за, катехоламиновая гипотеза и эндорфи­новая гипотеза. Термогенетическая гипотеза предполагает, что при выполнении упражнений увеличивается температу­ра тела, что приводит к снижению тону­са мышц и снижает соматическую тревогу спортсмена. В соответствии с катехола­миновой гипотезой, физическая нагрузка приводит к выработке катехоламинов, ко­торые в значительной мере обеспечива­ют контроль за вниманием, настроением, а также за реакциями эндокринной и сер­дечно-сосудистой систем. Они же контр­олируют реакции на стресс (дофамин, адреналин и норадреналин). Кроме того, считается, что высокий уровень катехола­минов связан с переживанием состояния эйфории и повышенным настроением. Д. Адамс и Р. Киркби (Adams & Kirkby, 2002) также считают, что спортивная аддикция является результатом вызванного упражнениями высвобождения катехоламинов, что приводит к гиперактивации симпатической нервной системы. А воз­росшая при упражнениях стимуляция дофаминергических мозговых структур и их вовлеченность в формирование всех по­веденческих и химических зависимостей способствует закреплению спортивной аддикции. Исходя из третьей – эндорфиновой гипотезы Мерфи, которая являет­ся наиболее признанной и эмпирически исследованной, считается, что физиче­ские упражнения способствуют выработ­ке эндогенных морфинов (эндорфинов), а это приводит к усилению хорошего на­строения. Одной из наиболее популярных физических зависимостей является длительный бег, когда организм вырабатывает эндорфины, подобные наркотическим, и вызывающие эйфорию.


Для диагностики спортивной аддик­ции у спортсменов разработано и адап­тировано достаточное количество раз­нообразных методик (Allegre et al., 2006) (см. табл. 1). Одними из самых первых шкал для выявления спортивного тру­доголизма являются «Приверженность к бегу» (CRS-commitment to running scale»; Carmack & Martens, 1979) и «Шкала не­гативных зависимостей» (NAS-negative addiction Scale; Hailey & Bailey, 1982). Однако ни одна из этих шкал больше не используется из-за теоретических и методо­логических недостатков.


 























































Название методики



Количество вопросов



Количество шкал



Диагностируемые области



Теоретическая основа



«Опросник обязательных упражнений» (QED-obligatory exercise questionnaire) (Ackard et al., 2002; Pasman et al., 1988)



20



3


 

Оценка психологических аспектов обязательных упражнений



Шкала зависимости от упражне­ний (EDS-Exercise Dependence Scale) (Hausenblas & Downs, 2002)



21



7



Толерантность;


Синдром отмены - «абстинентный синдром»;


Продолжительность;


Уровень контроля;


Время;


Стремление;


Снижение других видов деятельности.



DSM-IV (МКБ- IV)



Опросник на зависимость от упраж­нений (EDQ- Exercise dependence questionnaire) (Orgen et al, 1997)



29



8



Социально-профессиональные интерференции


 

Опросник зависимости от упражнений (EAI-exercise addiction inventory) (Terry, Szabo & Griffiths, 2004)



6



1



Психологическая приверженность к физическим нагрузкам



Основные компоненты зависимостей Брауна (1993)



Шкала зависимостей в бодибилдин­ге (BDS-bodybuilding dependence scale) (Smith & Hale, 2004)



9



3



Социальная зависимость;


Тренировочная принадлежность;


Уровень мастерства.



Подходит только для бодибилдеров



Шкала принадлежности к упражнени­ям (CES- commitment to exercise scale) (Davis, Brewer & Ratusny, 1993)



8



2



Патологические аспекты;


Обязательные аспекты.



Одномерный подход к проблеме



Таблица 1. Методики для диагностики физических аддикций


Поведение, сходное с физически­ми аддикциями, возникает не только у профессиональных спортсменов, но и у увлеченных любителей спорта, про­водящих огромное количество часов в тренажерных залах и фитнесклубах. Ри­чард Бенуа, американский бегун, а ныне психотерапевт, считает, что данное увле­чение спортом ведет за собой ряд нега­тивных последствий, которые, несомнен­но, вытесняют все позитивные качества занятий спортом (Benyo R., 1998).


Обобщая проведенный анализ про­фессиональных деформаций спортсменов, мы делаем следующие выводы:



  1. Спортивная деятельность в настоящий период времени может быть признана полноценной профессиональной де­ятельностью. Спортсмены подверже­ны риску формирования и развития целого спектра профессионально об­условленных деформаций, схожих по проявлениям с аналогичными деструк­циями, наблюдаемыми у работников различных других областей труда.

  2. Спорт высших достижений обладает ря­дом специфических черт, определяю­щих факторы риска возникновения де­структивного поведения, которое, в свою очередь, обуславливает формирование и развитие у спортсмена профессио­нально обусловленных деформаций:


    • нарушение баланса между работой и отдыхом у всех субъектов спор­тивной деятельности: и спортсме­нов, и тренеров;

    • формирование личностных осо­бенностей, предрасполагающих к развитию профессионально об­условленных деформаций: лидер­ских качеств, настойчивости, конкурентности и соревновательности;

    • передача ответственности в диаде «тренер – спортсмен» тренеру пред­располагает спортсмена к деструк­тивному поведению: откладыванию решения задач – прокрастинации;


  3. Сформированные профессиональные деформации у спортсмена всегда «вы­ходят за рамки» только спортивной деятельности, сопутствуя ему и после смены профессии.

  4. Профессиональные деформации в спор­тивной деятельности ведут к деструк­тивным последствиям, вызывающим изменения в личностной сфере (акцен­туацию некоторых личностных черт), в физиологическом статусе (нарушения гомеостаза) и в поведении (непринятие решений, отказ от коммуникаций и т.д.) спортсмена. Все это делает необходимыми разработку и внедрение в спор­тивных командах специально организованных психологических интервенций, призванных нивелировать указанные негативные эффекты.


Исследование выполнено при поддержке гранта РГНФ № 14-06-00567


Литература:



  1. Большой психологический словарь / под ред. Б.Т. Мещерякова, В.П. Зинченко. Санкт-Петербург : Прайм-ЕВРОЗНАК, 2003.

  2. Ильин Е.П. Работа и личность. Трудоголизм, перфекционизм, лень / Е.П. Ильин. – Санкт-Петербург : Питер, 2011.

  3. Климов Е.А. Введение в психологию труда: учебник для вузов / Е.А. Климов. – Москва : Культура и спорт, ЮНИТИ, 1998.

  4. Леонова А. Детерминанты развития профессионально-личностных деформаций медицинских специалистов и педагогов, работающих в зоне техногенной катастрофы / А. Леонова, Т. Злоказова, А. Качина // Выгорание и профессионализация / под ред. В.В. Лукьянова, А.Б. Леоновой, А.А. Обознова, А.С. Чернышева, Н.Е. Водопьяновой. – Курск : Курский гос. ун-т. – Курск, 2013а. – С. 87-114.

  5. Леонова А. Стресс и копинг поведение: факторы развития профессионально-личностных деформаций / А. Леонова // Психология стресса и совладающего поведения: материалы III Междунар. науч.-практ. конф. Кострома, 26-28 сент. 2013 г. В 2 т. / отв. ред.: Т.Л. Крюкова, Е.В. Куфтяк, М.В. Сапоровская, С.А. Хазова. Т. 2. – Кострома, 2013б. – С. 122-124.

  6. Холмогорова А.Б., Дадеко А.А. Физический перфекционизм как фактор расстройств аффективного спектра в современной культуре. // Медицинская психология в России: электрон. науч. журн. – 2010. – № 3. – Электронный ресурс. – Режим доступа : http://medpsy.ru/mprj/archiv_ global/2010_3_4/nomer/nomer13.php

  7. Aidman E.V., Woollard S. The influence of self-reported exercise addiction on acute emotional and physiological responses to brief exercise deprivation // Psychology of Sport and Exercise. – 2003. – V. 4. – № 3. – P. 225-236.

  8. Andreassen C.S. Workaholism: An overwiew and current status of the research // Journal of Behavioral Addictions . – 2014. – 3(1). – p. 1-11.

  9. Anshel M.H. & HanJoo E. Exploring the dimensions of perfectionism in sport // International Journal of Sport Psychology. – 2003. – 34(3). – 255-271.

  10. Benyo R. Running Past 50. Ageless athlete series. Human Kinetics, 1998.

  11. Burka J.B., Yuen L.M. Procrastination: Why you do it, what to do about it, Reading, M.A. Addison-Whesley, 2008.

  12. Caccese, T.M. & Mayerberg C.K. Gender differences in perceived burnout of college coaches // Journal of Sport & Exercise Psychology. – 1984. – 6. – 279- 288.

  13. Cox R.H. et al. Sport psychology: concepts and applications. №. Ed. 4. – McGraw-Hill, 1998.

  14. Davis C., Brewer H., Ratusny D. Behavioral frequency and psychological commitment-necessary concepts in the study of excessive exercising // Journal of behavioral Medicine. – 1993. – 9 (11). – p. 47-54.

  15. Deutsch M. Constructive conflict resolution: Principles, training, and research // Journal of social issues. – 1994. – Т. 50. – №. 1. – С. 13-32.

  16. Deutsch M., Coleman Peter T., Marcus E.C. The Handbook of Conflict Resolution: Theory and Practice / J. Wiley & Sons. –2011.

  17. Exercise dependence. Kerr John H., Lindner Koenraad J., Blaydon Michelle. – 2009.

  18. Ferrari J., Emmons R. Procrastination as revenge: do people report using delays as a strategy for vengeance. – Psychological Science–1994. – vol. 17. – No. 4.

  19. Fredricks J.A., Eccles J.S. Sport psychology // Journal of sport & exercise psychology. – 2005. – Т. 27. – р. 3-31.

  20. Hausenblas H.A., Downs D.S. How much is too much? The development and validation of the exercise dependence scale // Psychology & Health. – 2002. – 17(4). – p. 387-404.

  21. Jones F., Byrke R. & Westman M. Work-life balance: A psychological perspective. – Hove, UK : Psychology Press, 2005.

  22. Kelley B.C. A model of stress and burnout in collegiate coaches: Effects of gender and time of season // Research quarterly for exercise and sport. – 1994. – Т. 65. – №. 1. – С. 48-58.

  23. Maslach C. & Jackson S.E. The measurement of experienced burnout // Journal of Occupational Behavior. – 1981. – 2. – 99-113.

  24. Maslach C., Schaufeli W.B. & Leiter M.P. Job burnout // Annual Review of Psychology. – 2001. – Vol. 52. – pp. 397-422.

  25. Milgram N.A., Tenne R. Personality correlates of decisional and task avoidance procrastination // Eur. J. of Pers. – 2000. – V.14.

  26. Oates W. Confessions of a Workaholic: The Facts about Work Addiction. – New York, NY: World, 1971.

  27. Ogden J., Veale D.M., Summers Z. The development and validation of the Exercise Dependence Questionnaire // Addiction Research. – 1997. – 5 (4). – 343-355.

  28. Ommundsen Y., Pedersen B.H. The role of achievement goal orientations and perceived ability upon somatic and cognitive indices of sport competition trait anxiety A study of young athletes // Scandinavian journal of medicine & science in sports. – 1999. – Т. 9. – №. 6. – С. 333-343.

  29. Pychyl T.A. et al. Five days of emotion / T.A. Pychil, J.M. Lee, R. Thibodeau, A. Blunt // J. of Soc. Behav. and Personality. – 2000. – V.15. – N 5.

  30. Rubin T.I. Compassion and Self-Hate: An Alternative to Despair Publisher: Touchstone; 1st Touchstone edition, 1998.

  31. Ryska T.A., Yin Z., Cooley D. & Ginn R. Developing team cohesion: A comparison of cognitive-behavioral strategies of US and Australian sport coaches // The journal of Psychology. – 1999. – 133(5). – 523-539.

  32. Schaufeli W.B, Bakker A.B. Job demands, job resources, and their relationship with burnout and engagement: A multi-sample study // Journal of organizational Behavior.– 25. – Issue 3 – p.293-315.

  33. Schaufeli W.B., Taris T.W., van Rhenen W. Workaholism. Burnout and Work engagement: three of a kind or three different kinds of employee Well-being? // Applied psychology: an international review. – 2008. – 57(2). – 173-203.

  34. Schaufeli W.B., Taris T.W. & Bakker A.BIt takes two to tango: Workaholism is working excessively and working compulsively // R.J. Burke & C.L. Cooper (Eds.) The long work hours culture. Causes, consequences and choices. – Bingley, UK: Emerald, 2008. – pp. 203-226.

  35. Senecal C., Lavoie K., Koestner R. Trait and situational factors in proctastination: An interactional model // J. of Soc. Behav. And Personality. – 1997. – V. 12. – N. 4.

  36. Smith D.K., Hake B.D. Validity and factor structure of the bodybuilding dependence scale // British Journal of Sports Medicine. – 2004. – 38. – p. 177- 181.

  37. Specter M.H., Ferrari J.RTime orientations of procrastinators: Focusing on the past, present, or future // J. of Soc. Behav. and Personality. – 2000. – V. 15. – N 5.

  38. Terry A., Szabo A., Griffiths M.D. The exercise addiction inventory: A new brief screening tool // Addiction research and theory. – 2004. – 12(5). – 489- 499.

  39. Tice D., Baumeister R. Longitudinal study of procrastination, performance, stress, and health: The costs and benefits of dawdling // Psychological Science. – 1997. – 8. – 454-458.

  40. Vallerand R.J., Rousseau F.L., Grouzet F.M., Dumais A., Grenier S., Blanchard C.M. Passion in Sport: A Look at Determinants and Affective Experiences // Journal of Sport & Exercise Psychology. – 2006. – 28. – 454-478.

  41. Wegner M., Bohnacker V., Mempel G., Teubel T. & Schüler J. Explicit and implicit affiliation motives predict verbal and nonverbal social behavior in sports competition // Psychology of Sport and Exercise. – 2014. – 15(6). – 588-595.