Загрузка...

Эта статья опубликована под лицензией Creative Commons и не автором статьи. Поэтому если вы найдете какие-либо неточности, вы можете исправить их, обновив статью.

Загрузка...
Загрузка...

Семейное психологическое консультирование — теория, практика, образование Creative Commons

Link for citation this article

Карабанова Ольга Александровна

Национальный психологический журнал, Год журнала: 2010, Номер №1, С. 104 - 107

Опубликована Янв. 1, 2010

Последнее обновление статьи Дек. 13, 2022

Эта статья опубликована под лицензией

License
Link for citation this article Похожие статьи

Аннотация

В статье рассматривается роль семьи в развитии личности в детском возрасте. Выделены основные негативные тенденции развития современной семьи и факторы риска, определяющие актуальность семейного консультирования. Определены основные задачи семейного консультирования и направления совершенствования системы психологической помощи семье.

Ключевые слова

Семья, детско-родительские отношения, семейное консультирование, дисфункциональная семья, психологическая помощь

Семья и брак являются важнейши­ми социальными институтами регулиро­вания отношений между гражданами. Выступая как исторически обусловлен­ная, санкционированная и регулируемая обществом форма отношений между мужчиной и женщиной, устанавливаю­щая их права и обязанности по отноше­нию друг к другу и к детям, своему по­томству, брак выступает как традицион­ное средство формирования семьи и установления общественного контроля, одно из средств самосохранения и раз­вития общества.


Роль семьи в развитии личности на всех возрастных этапах трудно переоце­нить. Уже с первых дней жизни ребенка семья выступает источником его разви­тия, определяя социальную ситуацию развития как систему детско-родитель­ских отношений, обеспечивающих фор­мирование ключевых возрастных ново­образований. Качество детско-родительских отношений задает вектор психического развития ребенка в простран­стве выбора между двумя альтернатива­ми развития:




  • генезиса первой социальной потреб­ности в общении и надежной привя­занности к близкому взрослому про­тив формирования тревожной нена­дежной привязанности и несформированности потребности ребенка в общении;




  • формирования базового доверия к миру, оптимистической картины мира и жизнестойкости против ухо­да, враждебности, агрессии, пессимизма и высокой уязвимости ребен­ка к факторам риска развития (Лиси­на М.И., Боулби Д., Эльконин Д.Б.).




Социализация личности, освоение новых социальных ролей и форм сотруд­ничества, познание мира начинается в семье посредством передачи социокультурного опыта в сотрудничестве ребенка с взрослым, через призму усвоенных в семье установок, норм и правил. Имен­но в семье происходит зарождение и удовлетворение базовых потребностей человека — в безопасности, аффилиации, любви, самоактуализации. Депривация потребностей приводит к серьезным нарушениям и отклонениям в нормативном возрастном развитии (Боулби Д., Лангмейер Й., Матейчек З., Лисина М.И.).


Качество межличностных отноше­ний в супружеской и детско-родитель­ской подсистемах определяет устойчи­вость к фрустрации и стрессам, высту­пая либо как источник толерантности, либо как фактор сенсибилизации и сни­жения порогов чувствительности к воз­действию стрессоров. В случае возник­новения отклонений, лежащих в погра­ничной области или за пределами нор­мы, семья рассматривается как сущест­венный этиологический и патогенетиче­ский либо как реабилитационный фак­тор, который является источником пси­хической травматизации или стабильно­сти личности (Эйдемиллер Э.Г., Юстицкис В.В.). Начиная с раннего возраста семейное воспитание и характер детско-родительских отношений обуславлива­ют формирование автономии и самостоятельности личности. Депривация потребности ребенка в любви и заботе, тревожный ненадежный тип привязан­ности может привести к формированию зависимости, включая как эмоциональ­ную зависимость, так и различные фор­мы аддикций.


Семья как социо-культурный исто­рический феномен имеет достаточно длительную историю развития, отра­жающую изменение характера и содер­жания детства в исторической ретроспективе, а также изменение места и роли женщины в обществе. На место традиционному патриархальному браку с жесткой авторитарной иерархией вла­сти, построенной по половозрастному принципу, и ригидной ролевой структу­рой, основанной на половом диморфизме, пришла детоцентристская модель, основанная на индивидуальном роди­тельстве как смысловом ядре существо­вания семьи. Сегодня все большее при­знание и распространение у молодых семей получает «супружеская» модель равноправного партнерства с демокра­тическим типом совместно-разделенно­го главенства и гибкой ролевой структу­рой, где приоритетными ценностями семьи становятся любовь и личностный рост и самореализация каждого из чле­нов семьи. Такой переход к новому типу семьи сопряжен с ее трансформацией и, как любая перестройка, сопровождает­ся рядом негативных тенденций, наибо­лее тревожной из которых становится ухудшение демографической ситуации.


Ключевым фактором, определяю­щим демографическую динамику в Рос­сии в сторону значительного снижения рождаемости, является изменение роли семьи в жизни современного общества, практически полное вовлечение жен­щин в производственную деятельность общества. Это приводит к качественно­му преобразованию семьи как социаль­ного института, обуславливая изменение иерархии функций семьи и порождая новый исторический тип семьи, где приоритетными оказываются личностный рост и самореализация как обоих супру­гов, так и детей. Изменяются семейные ценности и самосознание, ролевая структура семьи, общение и внутрисемейные отношения, а также матримони­альное, репродуктивное и сексуальное поведение всех членов семьи. Либерали­зация половой морали, развитие контра­цепции и репродуктологии, снижение уровня детской смертности в связи с успехами медицины, все более раннее время сексуального дебюта как у юно­шей, так и у девушек коренным образом изменили течение демографических процессов (Кон И.С., 1989). Трансфор­мация семьи, отвечающая социально-экономическим изменениям общества, оценивается исследователями диамет­рально противоположно — от институ­ционального кризиса института семьи и брака (Антонов А.И., 2007) до законо­мерной и прогрессивной перестройки семейной системы в ответ на вызовы исторического времени и новые социаль­ные ожидания и запросы. Признавая кризисное состояние семьи как соци­ального института, подчеркнем, что, наряду с негативными тенденциями раз­вития семьи (падением рождаемости, старением населения, нестабильностью брака, возрастанием числа «гражданских браков» и внебрачных рождений, боль­шим числом искусственных абортов и распространением СПИДа), безусловно, положительными тенденциями разви­тия семьи стали — расширение свободы выбора и автономии для мужчин и жен­щин как в семейной, так и в социальной области, равенство партнеров, призна­ние приоритетности ценностей самореа­лизации как мужчины, так и женщины в семье, рост уровня образования, расширение возможностей успешного со­вмещения профессиональной и се­мейной карьеры для женщин.


Значительное распространение сего­дня получает явление «child-free» (наме­ренное нежелание супругов иметь детей) и явление «отложенного родительства», которое определяет увеличение числа бездетных семей, в которых статус «се­мья без детей» является сознательным выбором супругов. В начале 90-х гг. толь­ко 1% бездетных семей не могли иметь детей по медицинским и репродуктив­ным показаниям, в то время как осталь­ные супруги — по причине нежелания иметь детей. Сегодня, согласно опросу Петербургского института конкретных социологических исследований, удель­ный вес женщин с нарушением репро­дуктивной функции значительно возрос (до 20% женщин Москвы и Петербурга).


Опросы общественного мнения по­казали, что в современном обществе из­менилось представление о том, что основным и главным предназначением женщины является материнство. Так, по данным ТА. Гурко, только около трети российских респондентов (27—30%) счи­тают, что каждая женщина должна быть матерью. 40% респондентов считают, что супруги, сознательно принявшие реше­ние отказаться от рождения детей, заслу­живают понимания и не должны подвергаться общественному осуждению. Не­редко отложенное решение супругов иметь детей, обусловленное задачами завершения профессионального образо­вания, осуществления карьеры, трудны­ми финансово-экономическими усло­виями существования семьи или жи­лищными проблемами, перерастает в окончательное решение жить без детей, «ради себя», что, в конечном счете, при­водит к осознанию недостаточной самореализованности и глубокому личност­ному кризису. Совершенно иные про­блемы вынуждены решать супруги, в силу медицинских причин не имеющие возможности иметь детей, — проблемы длительного и далеко не всегда эффек­тивного лечения от бесплодия, усынов­ления детей, воспитания приемных де­тей. Отметим, что развитие репродук­тивной медицины в значительной сте­пени способствует решению указанных выше проблем.


Наблюдающееся в последнее время увеличение числа разводов приводит к ухудшению соотношения заключенных браков и разводов (брачность и разводимость). На протяжении 10 лет (с 1990 по 2000 г.г.) наблюдалось сокращение чис­ла браков на 32% (на 422,2 тыс.) при увеличении контингента молодых людей. По сравнению с 1959 годом брачность в начале XXI века упала в два раза. Еже­годно расторгается 600—700 тыс. браков, что составляет 30% и выше от числа бра­ков заключенных. Другими словами, примерно 1/3 всех семей пережили раз­вод. Психологическая «стоимость» раз­вода необыкновенно велика. По стрессогенности развод занимает второе ме­сто после утраты близкого человека. Полная психологическая реабилитация личности и преодоление негативных эмоциональных последствий развода констатируется лишь спустя 1—3 года.


Рост числа неполных семей и функцио­нально неполных семей в последнее вре­мя характеризуется возрастанием удель­ного веса так называемых материнских семей в общей структуре неполных се­мей. Причиной является высокая вне­брачная рождаемость — в последние годы до 30% от общего количества рож­дений приходится на внебрачное сожи­тельство. Наибольшую распространен­ность внебрачные рождения имеют в самой молодой возрастной группе мате­рей (до 20 лет), а также в самой старшей (после 35 лет). Причиной внебрачной рождаемости в молодой группе являет­ся низкий уровень контрацептивной культуры на фоне более раннего сексу­ального дебюта, в то время как в стар­шей группе — осознанное стремление к реализации материнства при отказе от регистрации брачных отношений. При­мечательно, что около 47% детей, родив­шихся вне брака, оказываются зарегист­рированными по совместному заявле­нию родителей, что свидетельствует о том, что рождение ребенка в большин­стве случаев не выступает основанием для заключения брачного союза. Это приводит к росту группы риска наруше­ний типа семейного воспитания, по­скольку мать вынуждена совмещать две роли — материнскую и отцовскую.


Стремительно возрастает число лиц брачного возраста, предпочитающих браку и семье альтернативные формы отношений. Рост числа гражданских бра­ков, явлений типа семьи-конкубинат, гостевого брака и пр. отражают неудов­летворенность значительного числа представителей различных возрастных и гендерных групп современным состоя­нием семьи и брака как социальных ин­ститутов. Одиночество все чаще осо­знанно предпочитается как альтернати­ва семье. Признание закономерного ха­рактера вариативности форм межлично­стных отношений в сфере семьи, супру­жеских и детско-родительских отноше­ний в переходный период трансформа­ции семьи как социального института не должно скрывать серьезной озабоченно­сти его состоянием.


Рост числа дисфункциональных и деструктогенных семей отражает низкий уровень психологической культуры суп­ружеских пар при возрастании ожида­ний и требований в отношении семьи и брака. Дисфункциональная семья харак­теризуется нарушением выполнения ее основных функций, что приводит к де­привации потребностей семьи и ее чле­нов в родительской, материально-быто­вой и других сферах жизнедеятельности, блокированию потребности в самоактуализации и нарушению личностного роста. Нормально функционирующая се­мья — это семья, в которой выполнение функций приводит к полному удовлетво­рению потребности в росте и изменени­ях как семьи в целом, так и каждого ее члена (Эйдемиллер Э.Г., Добряков И.В., Никольская И.М.). Ограничение и обед­нение общения в семье, ригидные семейные сценарии, доминирование се­мейных мифов, коалиции, конкурен­ция, враждебность, высокая семейная тревога, искаженная ролевая структура составляют характерные особенности дисфункциональной семьи.


Утрата эффективности института семейного воспитания находит выраже­ние в широком распространении дис­гармоничных типов семейного воспита­ния, преимущественно в форме гипер-протекции, а также скрытой и явной ги­попротекции, в том числе и потворст­вующего типа, девиантного материнства, включая отказы от детей в роддоме, жес­токого обращения с детьми, эмоциональ­ного отвержения, уклонения от роди­тельских функций и пренебрежения ими.


Рост сиротства и социального сирот­ства как крайний вариант нарушения семейного воспитания также характер­ны для российского общества на протя­жении последних двадцати лет. Возрас­тание числа детей, воспитывающихся без семьи или в условиях депривации общения с родителями и близкими взрослыми: сирот, воспитанников ин­тернатов, круглосуточных детских садов, беспризорников и т. д. — при условии трансляции опыта семейной жизни и детско-родительских отношений новым поколениям обуславливают неблаго­приятный прогноз в отношении будуще­го семьи как института социализации и воспитания.


Насилие и агрессия в семье и рост чис­ла преступлений на семейно-бытовой почве перестают быть экстраординарны­ми явлениями, а превращаются в ужа­сающую реальность повседневного существования семьи. Супруги, отвергая принцип «Лучше по-человечески рас­статься, чем не по-человечески быть вме­сте» и перейдя Рубикон от любви к нена­висти, переходят к открытым проявлени­ям агрессии и насилия. Проблема наси­лия в семье, особенно родителей в отно­шении ребенка, привела к появлению в англоязычной литературе термина “child abused” — ребенок, подвергшийся жесто­кому обращению. В зависимости от сте­пени развития общество квалифицирует как жестокое обращение явления роди­тельского враждебного поведения весь­ма широкого спектра — от прямой физи­ческой агрессии, сексуального насилия, неудовлетворения основных жизненных (витальных) потребностей ребенка до холодного отстраненного отношения ро­дителя к ребенку, недостатка любви, эмо­циональной близости и привязанности.


Сексуальная дисгармония и супруже­ские измены сегодня составляют пробле­му для значительного числа семей. От­метим как положительное явление воз­растание готовности супружеских пар использовать возможности медицин­ских и психологических консультаций для решения возникающих проблем. При сохранении высокой требовательности к супружеской верности как осно­ве семейной жизни, супруги все чаще обнаруживают рефлексивность и критичность, готовность к диалогу и поис­ку решения в трудной ситуации измены супруга.


Ограничение «социальных ресурсов и конвоя» современной семьи связано с дву­мя моментами. Во-первых, с неолокальным способом проживания моло­дой семьи (отдельным от семьи прародителей) и возрастающей дистанцированностью прародителей (бабушек и дедушек) в отношении участия в воспи­тании ребенка, связанной с пролонги­рованием профессиональной произ­водственной деятельности и сдвигом сроков выхода на пенсию старшего по­коления. Во-вторых, с недостаточно­стью социальных программ поддержки молодых семей — «дефицитом дошко­льных образовательных учреждений», значительным удельным весом мало­обеспеченных семей, ограниченностью сети доступных учреждений дополни­тельного образования для детей и молодежи, недостаточной обеспеченно­стью медицинскими учреждениями приросте группы детей с ограниченными возможностями здоровья и ослаблен­ным здоровьем.


Перечисленные выше особенности современной российской семьи опреде­ляют социальную востребованность и актуальность совершенствования систе­мы психологической помощи семье.


Психологическая помощь семье в фор­ме психологического консультирования и семейной психотерапии получает все большее признание. Основными задача­ми семейного психологического кон­сультирования являются:




  • консультирование по вопросам всту­пления в брак, поиска брачного партнера, заключения брака;




  • консультирование по вопросам суп­ружеских отношений;




  • психологическая помощь семье в кризисных ситуациях и при разводах;




  • психологическое сопровождение бе­ременности и родов;




  • психологическое сопровождение становления родительства;




  • консультирование по проблемам детско-родительских отношений;




  • консультирование по проблемам психического развития и воспитания детей, включая группы риска и ода­ренных детей;




  • психологическая помощь в вопросах усыновления и воспитания детей; сопровождение приемной семьи;




  • психологическая профилактика раз­вития детей, воспитывающихся «без семьи»;




  • психологическая помощь в случае семейного насилия;




  • психологическая помощь в ситуации хронического тяжелого заболевания, потери члена семьи;




  • психологическая помощь семьям с инвалидами, лицами с ограниченны­ми возможностями здоровья.




Начиная с 1970-х гг. в нашей стране активно развивается служба психологи­ческой помощи семье. Организацион­ными формами такой помощи стали: психологические центры и консультации по работе с семьей; службы знакомств; консультации по проблемам воспитания и развития детей; региональные центры психолого-педагогической и медико-со­циальной поддержки и реабилитации де­тей и подростков (ППМС-центры); школьная психологическая служба; специализированные кризисные центры (по работе с женщинами, перенесшими насилие, по предупреждению суицидов); женские консультации (психологиче­ское сопровождение беременности и ро­дов); психологические кабинеты в учре­ждениях здравоохранения (репродуктив­ные центры, педиатрические кабинеты «здорового ребенка», психологические кабинеты в поликлиниках и наркологи­ческих диспансерах и пр.). Каждый тип перечисленных учреждений решает соб­ственные задачи, обеспечивая оптими­зацию различных аспектов функциони­рования семьи.


Новым направлением консультатив­ной работы, реализующим просветительско-информационную функцию, стало консультирование посредством СМИ — ответы на вопросы читателей на страницах газет, журналов, переписка с читателями; тематические страницы, теле- и радиопередачи по актуальным проблемам семейной жизни, супруже­ских и детско-родительских отношений; сайты в Интернете.


На факультете психологии Москов­ского университета имени М.В. Ломоно­сова впервые в стране началась подго­товка специалистов в области семейной психологии и семейного консультирования. В рамках Российского психологи­ческого общества успешно работает сек­ция «Семейная психология, семейное консультирование и семейная психоте­рапия», выступая центром интеграции научного знания о закономерностях раз­вития и функционирования семьи. Ка­ждые два года проводятся Международ­ные конференции по проблемам совре­менной семьи (интернет-конферен­ции), привлекающие внимание специа­листов в области психологической помощи семье. На факультете психологии с 1984 года успешно работает консуль­тация «Семья и детство», в которой про­водится психологическое консультиро­вание по проблемам развития, обучения и воспитания детей и подростков, дет­ско-родительских и супружеских отно­шений, функционирования семьи. С удовлетворением можно констатировать расширение и развитие сети психологи­ческой помощи семье как в форме со­здания специализированных центров помощи семье, подготовки специали­стов в области семейной психологии, из­дания научной и популярной литерату­ры о психологии семьи. Вместе с тем, следует признать необходимость форси­рования развития психологической практики работы с семьей.


Учитывая особенности современно­го состояния семьи можно сформулиро­вать неотложные задачи в сфере органи­зации психологической помощи семье.


Трудности развития системы психо­логической помощи семье связаны как с организационными, так и с содержа­тельными причинами. Поскольку цен­тры и учреждения, работающие с семь­ей, принадлежат разным ведомствам, возникает необходимость координации их усилий под эгидой соответствующей государственной/общественной струк­туры. К сожалению, сегодня вряд ли можно говорить о подобном центре, со­четающем функции интеграции, коор­динации, организации и контроля дея­тельности всех учреждений, работаю­щих в области оказания психологиче­ской помощи семье. Серьезной пробле­мой является также неудовлетворитель­ный уровень подготовки квалифициро­ванных специалистов-психологов для работы в сфере семейного консультиро­вания. Существенным шагом вперед стала подготовка психологов по специа­лизации «Семейная психология и семей­ное консультирование», но здесь необ­ходимо создание системы лицензирования психологов-консультантов, рабо­тающих с семьей.


Основными задачами развития сис­темы психологической службы семьи должны стать:




  • создание общедоступной сети психо­логических центров оказания помо­щи семье. Повышение роли СМИ в решении задач психологического просвещения и профилактики семейных дисфункций;




  • профессиональная подготовка спе­циалистов для работы в области пси­хологии семьи и семейного консуль­тирования. Развитие системы пост­дипломного образования, введение практики супервизии как основы профессионального образования консультантов;




  • лицензирование и сертификация специалистов в области семейной психологии и семейного консульти­рования. Создание Федерального регистра семейных психологов-консультантов, начиная с практики доб­ровольной регистрации;




  • расширение сотрудничества профес­сиональных сообществ. Повышение роли Российского психологическо­го общества. Развитие профессио­нального партнерства: семейный врач и семейный психолог; семей­ный психотерапевт и семейный кон­сультант;




  • интенсификация и расширение на­учных исследований в области пси­хологии семьи. Создание междисци­плинарного информационного и дискуссионного пространства с целью интеграции научного знания о семье.




Литература




  1. Антонов А.И. Социология семьи. — М., 2007.




  2. Вишневский А.Г., Андреев Е.М., Трейвиш А.И. Перспективы развития России: роль демографического фактора. — М., 2003.




  3. Кон И.С. Введение в сексологию. — М., 1989.




  4. Эйдемиллер Э.Г., Добряков И.В., Ни­кольская И.М. Семейный диагноз. — СПб, 2003.



  5. Эйдемиллер Э.Г., Юстицкис В.В. Психо­логия и психотерапия семьи. — СПб, 1999.