Совершенствование психологической работы в системе морально-психологического обеспечения оперативно-служебной деятельности личного состава органов внутренних дел
Опубликована Янв. 1, 2018
Последнее обновление статьи Дек. 19, 2022
Актуальность (контекст) тематики статьи. Поскольку психологическая работа в МВД России является одним из видов системы морально- психологического обеспечения профессиональной деятельности сотрудников, то ее подразделения призваны выполнять задачи двух уровней: профессионально- специфические и общесистемные. Первые, представленные тремя группами, сводятся к индивидуальной и групповой психодиагностике, личностно- профессиональному развитию, профессионально-психологическому сопровождению. Их выполнение подчинено общесистемным целям, главная из которых заключается в формировании государственно-патриотического мировоззрения, корпоративной культуры и профессионально значимых качеств сотрудников.
Цель. В контексте такого подхода в статье рассматриваются статическая и динамическая модели психологической работы в МВД Россиии на современном этапе, выявляются ее актуальные проблемы и определяются пути их разрешения.
Описание хода исследования. На основании краткого анализа статической модели психологической работы автор делает вывод делает вывод о наличии сил и средств для успешного выполнения поставленных задач и подтверждает это внешними критериальными показателями. При характеристике динамической модели определяются проблемы научно-методического, организационно-кадрового и общесистемного (мировоззренческого) характера. Автор уточняет их сущность и содержание, а также обосновывает пути их конструктивного устранения.
Результаты исследования. Автор констатирует, что проблемы мировоззренческого характера требуют особого внимания, поскольку для их решения необходим целый комплекс мер, связанных с расширением функциональных обязанностей психологов, работающих в системе МВД.
Выводы. В условиях негативного информационно-психологического воздействия на профессионально-корпоративное сознание сотрудников МВД, повышенного внимания отдельных исследователей к отрицательным моментам истории полиции при игнорировании ее героических страниц, психологи должны использовать весь арсенал психологических подходов и методов для противостояния данным деструктивным воздействиям. Особое значение должно уделяться формированию мотивационной сферы сотрудников как важнейшей составляющей их профессиональной направленности.
Ключевые слова
Историческая память, работники органов внутренних дел, ведомственная подготовка психологов, морально-психологическое обеспечение служебной деятельности, статическая и динамическая модель психологической работы, психология понимания
Психологическая работа в органах внутренних дел является, наряду с воспитательной, социальной, культурно-просветительной работой, а также деятельностью по укреплению служебной дисциплины и законности, одним из видов системы морально-психологического обеспечения их оперативно-служебной деятельности (Приказ МВД России …, 2010). В силу специфики решаемых задач профессионального образования и используемого инструментария психологи призваны быть компетентными помощниками руководителей, других должностных лиц этой системы и играть ключевую роль в ее совершенствовании.
Этим обусловлено внимание руководства МВД России к текущему состоянию и совершенствованию ведомственной профессионально-практической психологии, регулярное рассмотрение этих вопросов на коллегиях, оперативных совещаниях и других связанных с подбором, подготовкой, деятельностью и поведением личного состава мероприятиях (Основные тезисы расширенного …, 2017).
Проводится значительное количество мероприятий организационной, научной, методической и практической направленности на министерском и региональном уровнях (Актуальные проблемы совершенствования …, 2015; Открытый конкурс ДГСК МВД России, 2017 и др.).
Осуществляется ведомственная подготовка психологов по программам специалитета, воспитание и обучение кадров высшей квалификации, а также разноплановое дополнительное профессиональное образование. Регулярно проводятся учебно-методические сборы, конкурсы на звание лучшего по профессии и т.д. Очередной из них состоялся в октябре 2017 года на базе Краснодарского университета МВД России (Всероссийский конкурс профессионального …, URL: HTTP://РПО.РФ/NEWS/NEWS_RPO/INDEX.PHP?NEWS=6754). В двух ведомственных вузах (Академии управления и Московском университете) функционируют диссертационные советы по психологическим наукам. Четыре ведомственных журнала входят в перечень рецензируемых научных изданий ВАК по психологическим наукам.
В 2017 году проведены три международные конференции: в Академии управления, Московском и Санкт-Петербургском университетах МВД России (В Академии управления …, URL: https://мвд.рф/news/item/11710200/; Профессиональное образование сотрудников…, URL: https://мосу.мвд.рф/Press-sluzhba/Novosti/item/10368977; Актуальные проблемы совершенствования …, 2017). Этот перечень можно продолжить.
Однако мы живем в динамичном мире – меняется общество, вместе с ним система государственной власти, в том числе органы внутренних дел (их задачи, структура, штатная численность, условия функционирования). Повышаются требования к уровню профессиональной подготовленности и личностным качествам сотрудников, прежде всего, руководителей. Поэтому несмотря на накопленный опыт, интегрированная в систему морально-психологического обеспечения оперативно-служебной деятельности органов внутренних дел (далее – морально-психологическое обеспечение) ведомственная психология нуждается в анализе эффективности, поиске резервов для совершенствования, развитии связей с другими отраслями психологии, мониторинге перспективных идей и подходов, реализуемых в Минобороны, МЧС, ФСИН России, а также в других силовых структурах. При этом мы едины в понимании того, что функционирование ее подразделений должно быть подчинено системным интересам формирования, поддержания и восстановления у личного состава морально-психологического состояния, обеспечивающего успешную профессиональную деятельность.
В контексте этого, как следует из таблицы 1, психологи выполняют комплекс специфических задач (Приказ МВД России …, URL: http://docs.cntd.ru/document/902252453).
Табл. 1. Задачи подразделений психологической работы МВД России
№ п/п | Наименование |
1. | Изучение индивидуально-психологических особенностей личности кандидатов, стажеров, сотрудников, перемещаемых по службе, прогноз их профессиональной успешности |
2. | Обеспечение формирования благоприятного социально-психологического климата в служебных коллективах |
3. | Психологическая подготовка личного состава |
4. | Развитие психолого-педагогической компетентности руководителей, психологическое просвещение сотрудников |
5. | Психологическое сопровождение работы с личным составом |
6. | Профилактики конфликтных ситуаций |
7. | Психологическая помощь сотрудникам и членам их семей |
8. | Внедрение передового опыта работы, использование современных психотехнологий |
Первые семь задач, направленные «на деятельность» (тогда как восьмая – «на себя»), непротиворечиво объединяются в три взаимообусловленные группы, связанные с:
а) психодиагностикой личностных и социально-психологических особенностей и феноменов;
б) личностно-профессиональным развитием сотрудников, служебных коллективов, руководителей;
в) профессионально-психологическим сопровождением сотрудников и членов их семей.
Их реализация по внешне критериальным показателям является вполне удовлетворительной, поскольку в определенных положительных результатах выполнения возложенных на МВД России функций есть безусловный вклад ведомственных психологов.
Президент Российской Федерации В.В. Путин в видеообращении к сотрудникам органов внутренних дел в честь профессионального праздника отметил, что полиция уверенно стоит на страже общественного порядка, прав и свобод граждан, активно противодействует экстремизму, коррупции, незаконному обороту наркотиков, нелегальной миграции, другим вызовам и угрозам (Поздравление по случаю …, URL: http://www.kremlin.ru/events/president/news/56035). Статистические данные свидетельствуют об уменьшении общего числа зарегистрированных преступлений в 2017 году. Уровень преступности снизился в 68 регионах страны.
По оценке руководства Министерства, морально-психологическая готовность и устойчивость личного состава, как важнейшие составляющие его морально- психологического состояния, поддерживаются на уровне, обеспечивающем выполнение задач оперативно-служебной деятельности в любых условиях. В текущем году за проявленные мужество и героизм более 400 полицейских удостоены государственных наград.
Отмечаются положительные тенденции и в работе по укреплению служебной дисциплины и законности. Это во многом объясняет возросший до рекордных 67% уровень доверия населения к сотрудникам полиции своего региона (Общественное мнение. Работа …, URL: https://мвд.рф/publicopinion).
Находясь непосредственно в составе подразделений, в том числе выполняющих задачи в особых условиях (оперативной группировки в Северо-Кавказском регионе, сводных отрядов, обеспечивающих безопасность и правопорядок при проведении крупных международных спортивных и общественно-политических мероприятий и др.), психологи не только разделяют со своими коллективами всю тяжесть службы, сопряженные с ней риски и ответственность, но и обеспечивают поддержание и восстановление у сотрудников необходимых личностных качеств.
Вместе с тем психологическая работа в системе морально-психологического обеспечения еще далека от предела своих возможностей в достижении как специфически видовых, так и общих целей. Последнее очевидно в контексте комплекса проводимых мероприятий, посвященных приближающемуся юбилею – 300-летию российской полиции. Данное событие дает повод осмыслить весь многовековой путь одной из самых авторитетных и развитых правоохранительных структур мира, подключить к этой деятельности профессиональное, научное и педагогическое сообщество, средства массовой информации, деятелей культуры, ветеранов МВД России и всех неравнодушных к его прошлому и настоящему.
Эта деятельность призвана послужить, прежде всего, делу формирования государственно-патриотического мировоззрения, корпоративной полицейской культуры, профессионально значимых качеств сотрудников в контексте уроков истории и славного наследия предыдущих поколений защитников правопорядка. В ней также очевиден мощный потенциал для поддержания позитивного имиджа современной российской полиции в глазах граждан и совершенствования профориентационной работы среди молодежи (Кубышко, 2016). Как показывает практика, в общей системе работы с личным составом в этом направлении есть немало проблем и противоречий собственно психологического свойства, требующих понимания и учета в практической деятельности (Кубышко, 2017).
МВД России располагает достаточными силами и средствами для эффективного выполнения задач психологической работы. В штатах соответствующих подразделений насчитывается более 2,5 тысяч специалистов. Это один из самых многочисленных ведомственных отрядов отечественной психологии.
Данные таблицы 2, наглядно характеризующие статическую модель психологической работы, свидетельствуют о достаточности ресурсов для успешного выполнения стоящих перед ней задач. Вместе с тем, картина динамической модели психологической работы указывает на три группы проблем научно-методического, организационно-кадрового и мировоззренческого характера.
Табл. 2. Силы и средства подразделений психологической работы
№ п/п | Наименование | Кол-во |
1. | Должностей психологов по штату | 2627 |
2. | Из них аттестованных должностей | 2003 |
3. | Не имеют высшего психологического образования | 162 |
4. | Из них прошли профильную переподготовку в вузах МВД России | 144 |
5. | Кабинетов психологической регуляции | 982 |
6. | Отдельных рабочих кабинетов психологов | 2046 |
7. | Психологических реабилитационных центров | 43 |
8. | Подвижных комплексов психологической работы на базе а/м Газель | 5 |
9. | Компьютерных полиграфов | 589 |
10. | Аппаратно-программных психодиагностических комплексов | 378 |
Высокие трудозатраты психологов на проведение психологических тестирований, по сравнению с другими группами выполняемых задач.
В 2017 году проведено около 500 тыс. обследований индивидуально-психологических особенностей кандидатов на службу в органах внутренних дел и сотрудников. Коэффициент задействования в них ведомственных психологов составляет 0,4 (40% от общего числа). Такой показатель представляется не вполне оптимальным.
Недостаточная эффективность применяемого психодиагностического инструментария.
Результаты выборочных исследований, проведенных в 2016–2017 гг. рабочей группой под руководством И.Н. Носса на статистически значимой выборке, свидетельствуют, что из 56 показателей используемой тестовой батареи методик профессионального психологического отбора эффективно «работают» только 16. При этом оптимальны – всего 9.
Данные таблицы 3 вызывают обоснованную озабоченность состоянием личностно-профессиональной диагностики. Возможно, за этим кроется так называемый «потолок предсказуемости» влияния индивидуальных различий на деятельность и поведение человека в конкретной ситуации. Ведь Walter Mischel (Mischel, 1968), обнаружив, что достоверность проводимых тогда личностных исследований не превышает 18%, перевернул представление о них и обрел всемирную известность. А последующие попытки его опровергнуть не смогли поднять этот показатель выше 30% (Росс, Нисбет, 1999).
Некоторая избыточность специальных психофизиологических исследований с использованием полиграфа.
Его применение повышает степень защиты органов внутренних дел от проникновения потенциально опасных лиц, равно как и избавления от тех, кто становится или стал таковым. Вместе с тем, приступая к его массовому использованию в скрининговых исследованиях, мы отчетливо понимали, что этот метод в личностной психодиагностике является дополнительным, его результаты носят вероятностный характер и не должны быть достаточным основанием для принятия кадровых и иных управленческих решений (Совершенствование психологической работы …, 2014; Актуальные проблемы совершенствования …, 2015). Однако при нормативно заданном подходе количество таких исследований растет лавинообразно (см. рис. 1). В их проведении на постоянной основе задействовано более 500 психологов или свыше 20% от их общей численности.
Таким образом, доля специалистов, занимающихся только частью первой группы задач психологической работы, сегодня существенно превышает 60%. Поэтому наступило время переосмыслить подходы к личностной психодиагностике, в целом, и к применению полиграфа, в частности.
Рис. 1. Динамика роста количества проводимых специальных психофизиологических исследований с применением полиграфа
Табл. 3. Средние значения оптимально работающих показателей тестов
№ п/п | Показатель теста | тест (p≤0,05) | μ по сотрудникам | |
эффект. | неэффект. | |||
1. | Матрицы Равена, количество правильных ответов | 0,01 | 24,59 | 21,14 |
2. | Аналогии, эффективность | 0,00 | 47,12 | 29,73 |
3. | Словарь, количество правильных ответов | 0,00 | 16,54 | 12,04 |
4. | КОТ, количество правильных ответов | 0,00 | 24,97 | 20,21 |
5. | ММИЛ, тревожность | 0,01 | 3,76 | 5,55 |
6. | ММИЛ, шизоидность | 0,00 | 2,90 | 5,32 |
7. | УСК, интернальность межличностных отношений | 0,01 | 12,17 | 10,82 |
8. | УСК, интернальность семейных отношений | 0,04 | 5,30 | 4,64 |
9. | Правосознание, деловая сфера | 0,04 | 5,48 | 4,54 |
Эти проблемы могут быть решены следующим образом:
Посредством углубленного исследования путей совершенствования ведомственной психодиагностики, в том числе за счет методов, основанных на системно-ситуативном анализе деятельности и поведения сотрудников. С этой целью было бы целесообразным создание совместной с факультетом психологии МГУ им. М.В. Ломоносова рабочей группы.
Созданием штатного научно-исследовательского центра проблем ведомственной психологии при одной из ведущих в этой области образовательных организаций МВД России.
Переходом к психодиагностике, основанной на разработанных личностно- профессиональных моделях сотрудников в соответствии с основными полицейскими специальностями.
Обобщением практики полиграфных исследований и оптимизацией их количества, с сохранением их обязательного характера для кандидатов на должности, замещение которых связано с коррупционными и иными рисками.
Необходимо также учесть наработки в области обеспечения надежности сотрудника, в ходе которых апробированы перспективные психотехнологии системно-ситуативного анализа, непрерывной оценки, оценки динамики развития служебного коллектива (Крук, Носс, Федотов, 2017).
Наличие среди психологов, наряду с аттестованными сотрудниками органов внутренних дел, значительной доли «гражданских» служащих и работников – более 20%. «Гражданские» специалисты имеют ограничения при выполнении определенных задач. Они требуют повышенного внимания, контроля и поддержки. У них более продолжительная адаптация к условиям деятельности, чаще встречаются ошибки и т.д. Среди них выше текучесть кадров.
Абсолютное преобладание доли женщин среди специалистов-психологов (92%). Это в значительной степени связано с невысокими специальными званиями, предусмотренными для аттестованных сотрудников-психологов, несформированностью траектории служебной карьеры и др. В результате они обречены на горизонтальную «карьеру исполнителя».
Снижающаяся потребность в психологах-выпускниках ведомственных образовательных организаций, а также неполное соответствие уровня подготовки некоторых из них предъявляемым требованиям.
Подготовка психологов в системе МВД России началась в 2002 году. На разных этапах ее осуществляли четыре ведомственных вуза: Санкт-Петербургский, Московский и Краснодарский университеты, а также Уральский юридический институт МВД России. С учетом выпуска 2017 года всего подготовлено 1069 специалистов, и к настоящему времени вакантные должности психологов практически полностью укомплектованы. В процессе преподавания дисциплин психологического профиля задействовано более 100 человек, в том числе 10 докторов психологических наук и около 70 кандидатов психологических наук. В 2018 году предполагается сокращение набора по данной специальности.
Проблемы данной группы мы решаем следующими путями.
Укомплектованием должностей служащих и работников специалистами-психологами, уволенными со службы в органах внутренних дел по выслуге лет.
Назначением, при наличии вакансий, наиболее достойных гражданских специалистов-психологов на должности аттестованных сотрудников.
Присвоением аттестованным сотрудникам специального звания на ступень выше предусмотренного по занимаемой должности.
Сохранением научно-педагогических кадров и сложившихся научных школ за счет оптимизации системы профессионального образования, в том числе дополнительного.
В настоящее время переподготовка и повышение квалификации психологов проводится в 6 образовательных организациях по 14 программам с ежегодной наполняемостью более трехсот слушателей. Как следует из таблицы 4, задействованное в этом процессе количество образовательных организаций, а также тематика и формы обучения могут быть скорректированы.
Табл. 4. Подготовка психологов по программам дополнительного профессионального образования
№ п/п | Наименование программы | Пов. квалиф. | Переп. | |||||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | ||
1. | Руководители подразделений психологической работы | + |
|
|
|
|
|
|
2. | Психокоррекция психологической травмы |
| + |
|
|
|
|
|
3. | Интегративные методы работы психолога |
| + |
|
|
|
|
|
4. | Психологи подразделений ГИБДД |
|
| + |
|
|
|
|
5. | Технологии психорегуляции (дистанционно) |
|
|
| + |
|
|
|
6. | Профилактика и разрешение конфликтных ситуаций |
|
|
|
| + |
|
|
7. | Тренинговые технологии |
|
|
|
| + |
|
|
8. | Работа с нуждающимися в повышенном внимании |
|
|
|
| + |
|
|
9. | Профессиональный психологический отбор |
|
|
|
| + |
|
|
10. | Оптимизация социально-психологического климата |
|
|
|
| + |
|
|
11. | Основы профайлинга для безопасности на транспорте |
|
|
|
| + |
|
|
12. | Профессиональный психологический отбор |
|
|
|
|
| + |
|
13. | Специальные психофизиологические исследования с использованием полиграфных устройств |
|
|
|
|
| + | + |
14. | Технологии обеспечения надежности сотрудника |
|
|
|
|
| + |
|
Где 1–8 – вузы МВД России: 1 – Академия управления МВД РФ; 3 – Краснодарский университет МВД России; 4 – Орловский юридический институт МВД России; 5 – Уральский юридический институт МВД России 6, 7 – Всероссийский институт повышения квалификации сотрудников МВД России; 8 – Московский университет МВД России имени В.Я. Кикотя
Психологи не в полной мере задействованы в решении основных задач морально-психологического обеспечения, связанных с формированием государственно-патриотического мировоззрения сотрудников, профессионально-корпоративной полицейской культуры, профессионально значимых качеств личности полицейского. Их участие в этой деятельности обусловлено сущностью и содержанием системы морально-психологического обеспечения, цели которого достигаются лишь скоординированными усилиями всех его субъектов.
Недостаточно внимания уделяется работе в рамках мероприятий, посвященных 300-летию российской полиции, направленных на достижения поставленных целей. Они ориентированы на решение задач, связанных с особенностями функционирования индивидуального и профессионально-корпоративного сознания. Имеется в виду необходимость осмысления и преодоления все еще существующих негативных стереотипов, в том числе связанных с пониманием исторического прошлого российской правоохранительной системы. В их числе – противоречия между глубоко укоренившимися догматами советского периода, нередко встречающимися и в современных средствах массовой информации, о якобы однозначно антинародной роли российской полиции и тем, что открывается при непредвзятом обращении к историческому наследию, примерам позитивной, необходимой обществу деятельности представителей данной профессиональной группы (Кубышко, Крук, Богачев, 2017).
Парадокс истории заключается в том, что образ легендарной некогда советской милиции, сформировавшийся в глазах абсолютного большинства из нас на рубеже веков, также подвергся деформации. Несмотря на это, память о позитивной деятельности предыдущих поколений сотрудников органов внутренних дел, унаследованные поведенческие модели, система ценностей существуют в индивидуальном и профессионально-корпоративном сознании, играя мотивирующую роль. В противном случае в сознании начинает доминировать ущербность, которая, чтобы окончательно не разрушить личность или не стать чертой характера, вытесняется или трансформируется в другие качества с помощью защитных механизмов личности (Кубышко, 2017).
В условиях негативного информационно-психологического воздействия на профессионально-корпоративное сознание по поводу исторического прошлого российской полиции возникают далеко не риторические вопросы. Во-первых, наследниками какой исторической памяти являются сотрудники МВД России? Во- вторых, воспитываем ли мы сотрудников на примерах и событиях истории российской полиции и в какой модальности? Это касается не только осмысления истории нашей полиции. Подобного рода проблемы обсуждаются и исследуются в ряде стран мира, являются предметом острых дебатов в историографии, философии, социологии, психологии и др. (Анкерсмит, 2007; Кукарцева, 2008; Гусельцева, 2016). И это тоже весомый аргумент в пользу серьезности обсуждаемого вопроса.
Наш анализ свидетельствует об очевидной диспропорции между повышенным вниманием отдельных исследователей к негативу, его смакование, с одной стороны, и забвением героических страниц истории российской полиции, с другой (Кубышко, Крук, 2017). Между тем, имеется ряд исследований, убедительно свидетельствующих о заслугах перед Отечеством таких личностей, как основатель правоохранительной системы России Петр I, первый генерал-полицмейстер Санкт-Петербурга А.М. Девиер, первый министр внутренних дел В.П. Кочубей, организаторы и мастера сыскного дела А.Ф. Кошко и И.Д. Путилин и др. Известны также примеры массового героизма полицейских в Отечественной войне 1812 года и многие другие примеры их добросовестной и самоотверженной службы обществу (Лен, 2016; Минер, 2016; Николаенко, 2017).
Нам представляется, что психологи обязаны не только знать и учитывать это, но и доносить до каждого сотрудника. На каких примерах и как воспитывать морально-психологическую готовность и устойчивость личного состава к выполнению оперативно-служебных задач? Психологи, призванные быть передовым отрядом системы морально-психологического обеспечения МВД России, призваны противостоять и деструктивному воздействию на сознание сотрудников. Они также обязаны принять на себя ответственность за формирование целостной профессиональной направленности личности полицейского. При этом надо использовать весь арсенал психологических подходов и методов формирования мотивационной сферы сотрудника как важнейшей составляющей его профессиональной направленности.
Готовы ли психологи к так необходимой сегодня координации усилий со всеми субъектами морально-психологического обеспечения в реализации его задач? В общегражданском смысле ответы на эти вопросы очевидны. А в профессионально-психологическом смысле один из его вариантов конструктивно представлен в психологии понимания многомерного мира (Знаков, 2016).
Мы целенаправленно работаем в данном направлении. Однако это – предмет отдельного и более обстоятельного рассмотрения.