Loading...

This article is published under a Creative Commons license and not by the author of the article. So if you find any inaccuracies, you can correct them by updating the article.

Loading...
Loading...

Совершенствование психологической работы в системе морально-психологического обеспечения оперативно-служебной деятельности личного состава органов внутренних дел Creative Commons

Link for citation this article

Кубышко Владимир Леонидович

Национальный психологический журнал, Journal Year: 2017, Volume and Issue: №4, P. 95 - 103, https://doi.org/10.11621/npj.2017.0409

Published: Jan. 1, 2018

Latest article update: Dec. 19, 2022

This article is published under the license

License
Link for citation this article Related Articles
Loading...

Abstract

Актуальность (контекст) тематики статьи. Поскольку психологическая работа в МВД России является одним из видов системы морально- психологического обеспечения профессиональной деятельности сотрудников, то ее подразделения призваны выполнять задачи двух уровней: профессионально- специфические и общесистемные. Первые, представленные тремя группами, сводятся к индивидуальной и групповой психодиагностике, личностно- профессиональному развитию, профессионально-психологическому сопровождению. Их выполнение подчинено общесистемным целям, главная из которых заключается в формировании государственно-патриотического мировоззрения, корпоративной культуры и профессионально значимых качеств сотрудников.
Цель. В контексте такого подхода в статье рассматриваются статическая и динамическая модели психологической работы в МВД Россиии на современном этапе, выявляются ее актуальные проблемы и определяются пути их разрешения.
Описание хода исследования. На основании краткого анализа статической модели психологической работы автор делает вывод делает вывод о наличии сил и средств для успешного выполнения поставленных задач и подтверждает это внешними критериальными показателями. При характеристике динамической модели определяются проблемы научно-методического, организационно-кадрового и общесистемного (мировоззренческого) характера. Автор уточняет их сущность и содержание, а также обосновывает пути их конструктивного устранения.
Результаты исследования. Автор констатирует, что проблемы мировоззренческого характера требуют особого внимания, поскольку для их решения необходим целый комплекс мер, связанных с расширением функциональных обязанностей психологов, работающих в системе МВД.
Выводы. В условиях негативного информационно-психологического воздействия на профессионально-корпоративное сознание сотрудников МВД, повышенного внимания отдельных исследователей к отрицательным моментам истории полиции при игнорировании ее героических страниц, психологи должны использовать весь арсенал психологических подходов и методов для противостояния данным деструктивным воздействиям. Особое значение должно уделяться формированию мотивационной сферы сотрудников как важнейшей составляющей их профессиональной направленности.

Keywords

Историческая память, работники органов внутренних дел, ведомственная подготовка психологов, морально-психологическое обеспечение служебной деятельности, статическая и динамическая модель психологической работы, психология понимания

Психологическая работа в ор­ганах внутренних дел являет­ся, наряду с воспитательной, социальной, культурно-просветитель­ной работой, а также деятельностью по укреплению служебной дисциплины и законности, одним из видов систе­мы морально-психологического обеспечения их оперативно-служебной дея­тельности (Приказ МВД России …, 2010). В силу специфики решаемых задач про­фессионального образования и исполь­зуемого инструментария психологи призваны быть компетентными помощ­никами руководителей, других долж­ностных лиц этой системы и играть клю­чевую роль в ее совершенствовании.


Этим обусловлено внимание руковод­ства МВД России к текущему состоянию и совершенствованию ведомственной профессионально-практической психо­логии, регулярное рассмотрение этих во­просов на коллегиях, оперативных сове­щаниях и других связанных с подбором, подготовкой, деятельностью и поведени­ем личного состава мероприятиях (Ос­новные тезисы расширенного …, 2017).


Проводится значительное количест­во мероприятий организационной, на­учной, методической и практической направленности на министерском и ре­гиональном уровнях (Актуальные про­блемы совершенствования …, 2015; От­крытый конкурс ДГСК МВД России, 2017 и др.).


Осуществляется ведомственная подго­товка психологов по программам специ­алитета, воспитание и обучение кадров высшей квалификации, а также разно­плановое дополнительное профессиональное образование. Регулярно про­водятся учебно-методические сборы, конкурсы на звание лучшего по профес­сии и т.д. Очередной из них состоялся в октябре 2017 года на базе Краснодарского университета МВД России (Всерос­сийский конкурс профессионального …, URL: HTTP://РПО.РФ/NEWS/NEWS_RPO/INDEX.PHP?NEWS=6754). В двух ведом­ственных вузах (Академии управления и Московском университете) функци­онируют диссертационные советы по психологическим наукам. Четыре ведом­ственных журнала входят в перечень ре­цензируемых научных изданий ВАК по психологическим наукам.


В 2017 году проведены три между­народные конференции: в Академии управления, Московском и Санкт-Пе­тербургском университетах МВД России (В Академии управления …, URL: https://мвд.рф/news/item/11710200/; Профес­сиональное образование сотрудников…, URL: https://мосу.мвд.рф/Press-sluzhba/Novosti/item/10368977; Актуальные про­блемы совершенствования …, 2017). Этот перечень можно продолжить.


Однако мы живем в динамичном мире – меняется общество, вместе с ним система государственной власти, в том числе органы внутренних дел (их зада­чи, структура, штатная численность, ус­ловия функционирования). Повышаются требования к уровню профессиональной подготовленности и личностным качест­вам сотрудников, прежде всего, руково­дителей. Поэтому несмотря на накоплен­ный опыт, интегрированная в систему морально-психологического обеспечения оперативно-служебной деятельнос­ти органов внутренних дел (далее – мо­рально-психологическое обеспечение) ведомственная психология нуждается в анализе эффективности, поиске резер­вов для совершенствования, развитии связей с другими отраслями психологии, мониторинге перспективных идей и под­ходов, реализуемых в Минобороны, МЧС, ФСИН России, а также в других силовых структурах. При этом мы едины в пони­мании того, что функционирование ее подразделений должно быть подчинено системным интересам формирования, поддержания и восстановления у лично­го состава морально-психологического состояния, обеспечивающего успешную профессиональную деятельность.


В контексте этого, как следует из та­блицы 1, психологи выполняют ком­плекс специфических задач (Приказ МВД России …, URL: http://docs.cntd.ru/document/902252453).


Табл. 1. Задачи подразделений психологической работы МВД России










































№ п/п



Наименование



1.



Изучение индивидуально-психологических особенностей личности кандидатов, стажеров, сотрудников, перемещаемых по службе, прогноз их профессиональной успешности



2.



Обеспечение формирования благоприятного социально-психологического климата в служебных коллективах



3.



Психологическая подготовка личного состава



4.



Развитие психолого-педагогической компетентности руководителей, психологическое просвещение сотрудников



5.



Психологическое сопровождение работы с личным составом



6.



Профилактики конфликтных ситуаций



7.



Психологическая помощь сотрудникам и членам их семей



8.



Внедрение передового опыта работы, использование современных психотехнологий



Первые семь задач, направленные «на деятельность» (тогда как восьмая – «на себя»), непротиворечиво объединяются в три взаимообусловленные группы, свя­занные с:


а) психодиагностикой личностных и со­циально-психологических особенно­стей и феноменов;


б) личностно-профессиональным разви­тием сотрудников, служебных коллек­тивов, руководителей;


в) профессионально-психологическим сопровождением сотрудников и чле­нов их семей.


Их реализация по внешне критери­альным показателям является вполне удовлетворительной, поскольку в опреде­ленных положительных результатах вы­полнения возложенных на МВД России функций есть безусловный вклад ведом­ственных психологов.


Президент Российской Федерации В.В. Путин в видеообращении к сотрудни­кам органов внутренних дел в честь про­фессионального праздника отметил, что полиция уверенно стоит на страже обще­ственного порядка, прав и свобод граждан, активно противодействует экстремизму, коррупции, незаконному обороту нарко­тиков, нелегальной миграции, другим вы­зовам и угрозам (Поздравление по слу­чаю …, URL: http://www.kremlin.ru/events/president/news/56035). Статистические данные свидетельствуют об уменьшении общего числа зарегистрированных преступлений в 2017 году. Уровень преступ­ности снизился в 68 регионах страны.


По оценке руководства Министерства, морально-психологическая готовность и устойчивость личного состава, как важ­нейшие составляющие его морально- психологического состояния, поддер­живаются на уровне, обеспечивающем выполнение задач оперативно-служеб­ной деятельности в любых условиях. В текущем году за проявленные мужест­во и героизм более 400 полицейских удо­стоены государственных наград.


Отмечаются положительные тенден­ции и в работе по укреплению служебной дисциплины и законности. Это во мно­гом объясняет возросший до рекордных 67% уровень доверия населения к сотруд­никам полиции своего региона (Общест­венное мнение. Работа …, URL: https://мвд.рф/publicopinion).


Находясь непосредственно в составе подразделений, в том числе выполняю­щих задачи в особых условиях (оператив­ной группировки в Северо-Кавказском регионе, сводных отрядов, обеспечивающих безопасность и правопорядок при проведении крупных международ­ных спортивных и общественно-поли­тических мероприятий и др.), психологи не только разделяют со своими коллек­тивами всю тяжесть службы, сопряжен­ные с ней риски и ответственность, но и обеспечивают поддержание и восста­новление у сотрудников необходимых личностных качеств.


Вместе с тем психологическая работа в системе морально-психологического обеспечения еще далека от предела сво­их возможностей в достижении как спе­цифически видовых, так и общих целей. Последнее очевидно в контексте ком­плекса проводимых мероприятий, по­священных приближающемуся юбилею – 300-летию российской полиции. Данное событие дает повод осмыслить весь мно­говековой путь одной из самых автори­тетных и развитых правоохранительных структур мира, подключить к этой дея­тельности профессиональное, научное и педагогическое сообщество, средства массовой информации, деятелей культу­ры, ветеранов МВД России и всех нерав­нодушных к его прошлому и настоящему.


Эта деятельность призвана послужить, прежде всего, делу формирования госу­дарственно-патриотического мировоз­зрения, корпоративной полицейской культуры, профессионально значимых качеств сотрудников в контексте уроков истории и славного наследия предыду­щих поколений защитников правопо­рядка. В ней также очевиден мощный по­тенциал для поддержания позитивного имиджа современной российской поли­ции в глазах граждан и совершенствова­ния профориентационной работы среди молодежи (Кубышко, 2016). Как показы­вает практика, в общей системе работы с личным составом в этом направлении есть немало проблем и противоречий собственно психологического свойства, требующих понимания и учета в практи­ческой деятельности (Кубышко, 2017).


МВД России располагает достаточ­ными силами и средствами для эффек­тивного выполнения задач психологиче­ской работы. В штатах соответствующих подразделений насчитывается более 2,5 тысяч специалистов. Это один из са­мых многочисленных ведомственных от­рядов отечественной психологии.


Данные таблицы 2, наглядно харак­теризующие статическую модель пси­хологической работы, свидетельствуют о достаточности ресурсов для успешно­го выполнения стоящих перед ней задач. Вместе с тем, картина динамической мо­дели психологической работы указыва­ет на три группы проблем научно-мето­дического, организационно-кадрового и мировоззренческого характера.


Табл. 2. Силы и средства подразделений психологической работы





























































№ п/п



Наименование



Кол-во



1.



Должностей психологов по штату



2627



2.



Из них аттестованных должностей



2003



3.



Не имеют высшего психологического образования



162



4.



Из них прошли профильную переподготовку в вузах МВД России



144



5.



Кабинетов психологической регуляции



982



6.



Отдельных рабочих кабинетов психологов



2046



7.



Психологических реабилитационных центров



43



8.



Подвижных комплексов психологической работы на базе а/м Газель



5



9.



Компьютерных полиграфов



589



10.



Аппаратно-программных психодиагностических комплексов



378



Проблемы научно-методического характера.




  1. Высокие трудозатраты психологов на проведение психологических тестиро­ваний, по сравнению с другими груп­пами выполняемых задач.


    В 2017 году проведено около 500 тыс. обследований индивидуально-психо­логических особенностей кандидатов на службу в органах внутренних дел и сотрудников. Коэффициент задейство­вания в них ведомственных психоло­гов составляет 0,4 (40% от общего чи­сла). Такой показатель представляется не вполне оптимальным.




  2. Недостаточная эффективность приме­няемого психодиагностического ин­струментария.


    Результаты выборочных исследований, проведенных в 2016–2017 гг. рабочей группой под руководством И.Н. Носса на статистически значимой выборке, сви­детельствуют, что из 56 показателей ис­пользуемой тестовой батареи методик профессионального психологического отбора эффективно «работают» только 16. При этом оптимальны – всего 9.


    Данные таблицы 3 вызывают обосно­ванную озабоченность состоянием личностно-профессиональной диаг­ностики. Возможно, за этим кроется так называемый «потолок предсказуе­мости» влияния индивидуальных раз­личий на деятельность и поведение человека в конкретной ситуации. Ведь Walter Mischel (Mischel, 1968), обнару­жив, что достоверность проводимых тогда личностных исследований не превышает 18%, перевернул представ­ление о них и обрел всемирную из­вестность. А последующие попытки его опровергнуть не смогли поднять этот показатель выше 30% (Росс, Нис­бет, 1999).




  3. Некоторая избыточность специальных психофизиологических исследований с использованием полиграфа.


    Его применение повышает степень за­щиты органов внутренних дел от про­никновения потенциально опасных лиц, равно как и избавления от тех, кто становится или стал таковым. Вместе с тем, приступая к его массовому ис­пользованию в скрининговых иссле­дованиях, мы отчетливо понимали, что этот метод в личностной психоди­агностике является дополнительным, его результаты носят вероятностный характер и не должны быть достаточным основанием для принятия кадро­вых и иных управленческих решений (Совершенствование психологической работы …, 2014; Актуальные пробле­мы совершенствования …, 2015). Одна­ко при нормативно заданном подходе количество таких исследований растет лавинообразно (см. рис. 1). В их прове­дении на постоянной основе задейст­вовано более 500 психологов или свы­ше 20% от их общей численности.


    Таким образом, доля специалистов, за­нимающихся только частью первой группы задач психологической рабо­ты, сегодня существенно превышает 60%. Поэтому наступило время пере­осмыслить подходы к личностной пси­ходиагностике, в целом, и к примене­нию полиграфа, в частности.






Рис. 1. Динамика роста количества проводимых специальных психофизиологических исследова­ний с применением полиграфа


Табл. 3. Средние значения оптимально работающих показателей тестов















































































№ п/п



Показатель теста



тест (p≤0,05)



μ по сотрудникам



эффект.



неэффект.



1.



Матрицы Равена, количество правильных ответов



0,01



24,59



21,14



2.



Аналогии, эффективность



0,00



47,12



29,73



3.



Словарь, количество правильных ответов



0,00



16,54



12,04



4.



КОТ, количество правильных ответов



0,00



24,97



20,21



5.



ММИЛ, тревожность



0,01



3,76



5,55



6.



ММИЛ, шизоидность



0,00



2,90



5,32



7.



УСК, интернальность межличностных отношений



0,01



12,17



10,82



8.



УСК, интернальность семейных отношений



0,04



5,30



4,64



9.



Правосознание, деловая сфера



0,04



5,48



4,54



Эти проблемы могут быть решены сле­дующим образом:




  • Посредством углубленного исследо­вания путей совершенствования ве­домственной психодиагностики, в том числе за счет методов, основанных на системно-ситуативном анализе дея­тельности и поведения сотрудников. С этой целью было бы целесообраз­ным создание совместной с факульте­том психологии МГУ им. М.В. Ломоно­сова рабочей группы.




  • Созданием штатного научно-исследо­вательского центра проблем ведомст­венной психологии при одной из веду­щих в этой области образовательных организаций МВД России.




  • Переходом к психодиагностике, осно­ванной на разработанных личностно- профессиональных моделях сотруд­ников в соответствии с основными полицейскими специальностями.




  • Обобщением практики полиграфных исследований и оптимизацией их ко­личества, с сохранением их обяза­тельного характера для кандидатов на должности, замещение которых свя­зано с коррупционными и иными ри­сками.




Необходимо также учесть наработки в области обеспечения надежности со­трудника, в ходе которых апробированы перспективные психотехнологии сис­темно-ситуативного анализа, непрерыв­ной оценки, оценки динамики развития служебного коллектива (Крук, Носс, Фе­дотов, 2017).


Проблемы организационно-кадрового характера.




  1. Наличие среди психологов, наряду с ат­тестованными сотрудниками органов внутренних дел, значительной доли «гражданских» служащих и работников – более 20%. «Гражданские» специалисты имеют ограничения при выполнении определенных задач. Они требуют повышенного внимания, контроля и под­держки. У них более продолжительная адаптация к условиям деятельности, чаще встречаются ошибки и т.д. Среди них выше текучесть кадров.




  2. Абсолютное преобладание доли женщин среди специалистов-психологов (92%). Это в значительной степени связано с невысокими специальными званиями, предусмотренными для аттестованных сотрудников-психологов, несформиро­ванностью траектории служебной карь­еры и др. В результате они обречены на горизонтальную «карьеру исполнителя».




  3. Снижающаяся потребность в психо­логах-выпускниках ведомственных образовательных организаций, а так­же неполное соответствие уровня под­готовки некоторых из них предъявляемым требованиям.




Подготовка психологов в системе МВД России началась в 2002 году. На раз­ных этапах ее осуществляли четыре ве­домственных вуза: Санкт-Петербургский, Московский и Краснодарский универси­теты, а также Уральский юридический институт МВД России. С учетом выпуска 2017 года всего подготовлено 1069 спе­циалистов, и к настоящему времени ва­кантные должности психологов пра­ктически полностью укомплектованы. В процессе преподавания дисциплин психологического профиля задейст­вовано более 100 человек, в том числе 10 докторов психологических наук и около 70 кандидатов психологических наук. В 2018 году предполагается сокра­щение набора по данной специальности.


Проблемы данной группы мы решаем следующими путями.




  • Укомплектованием должностей служа­щих и работников специалистами-пси­хологами, уволенными со службы в ор­ганах внутренних дел по выслуге лет.




  • Назначением, при наличии вакансий, наиболее достойных гражданских спе­циалистов-психологов на должности аттестованных сотрудников.




  • Присвоением аттестованным сотруд­никам специального звания на ступень выше предусмотренного по занимае­мой должности.




  • Сохранением научно-педагогических кадров и сложившихся научных школ за счет оптимизации системы профес­сионального образования, в том числе дополнительного.




В настоящее время переподготовка и повышение квалификации психологов проводится в 6 образовательных органи­зациях по 14 программам с ежегодной наполняемостью более трехсот слушателей. Как следует из таблицы 4, задей­ствованное в этом процессе количество образовательных организаций, а также тематика и формы обучения могут быть скорректированы.


Табл. 4. Подготовка психологов по программам дополнительного профессионального образования















































































































































































№ п/п



Наименование программы



Пов. квалиф.



Переп.



1



2



3



4



5



6



7



1.



Руководители подразделений психологической работы



+



 



 



 



 



 



 



2.



Психокоррекция психологической травмы



 



+



 



 



 



 



 



3.



Интегративные методы работы психолога



 



+



 



 



 



 



 



4.



Психологи подразделений ГИБДД



 



 



+



 



 



 



 



5.



Технологии психорегуляции (дистанционно)



 



 



 



+



 



 



 



6.



Профилактика и разрешение конфликтных ситуаций



 



 



 



 



+



 



 



7.



Тренинговые технологии



 



 



 



 



+



 



 



8.



Работа с нуждающимися в повышенном внимании



 



 



 



 



+



 



 



9.



Профессиональный психологический отбор



 



 



 



 



+



 



 



10.



Оптимизация социально-психологического климата



 



 



 



 



+



 



 



11.



Основы профайлинга для безопасности на транспорте



 



 



 



 



+



 



 



12.



Профессиональный психологический отбор



 



 



 



 



 



+



 



13.



Специальные психофизиологические исследования с использованием полиграфных устройств



 



 



 



 



 



+



+



14.



Технологии обеспечения надежности сотрудника



 



 



 



 



 



+



 




Где 1–8 – вузы МВД России: 1 – Академия управления МВД РФ; 3 – Краснодарский университет МВД России; 4 – Орловский юридический институт МВД России; 5 – Уральский юридический институт МВД России 6, 7 – Всероссийский институт повышения квалификации сотрудников МВД России; 8 – Мос­ковский университет МВД России имени В.Я. Кикотя


Проблемы мировоззренческого характера.




  1. Психологи не в полной мере задей­ствованы в решении основных задач морально-психологического обеспе­чения, связанных с формированием государственно-патриотического ми­ровоззрения сотрудников, професси­онально-корпоративной полицейской культуры, профессионально значимых качеств личности полицейского. Их участие в этой деятельности обуслов­лено сущностью и содержанием систе­мы морально-психологического обес­печения, цели которого достигаются лишь скоординированными усилиями всех его субъектов.




  2. Недостаточно внимания уделяется ра­боте в рамках мероприятий, посвящен­ных 300-летию российской полиции, направленных на достижения постав­ленных целей. Они ориентированы на решение задач, связанных с особен­ностями функционирования индиви­дуального и профессионально-корпо­ративного сознания. Имеется в виду необходимость осмысления и прео­доления все еще существующих нега­тивных стереотипов, в том числе свя­занных с пониманием исторического прошлого российской правоохрани­тельной системы. В их числе – проти­воречия между глубоко укоренивши­мися догматами советского периода, нередко встречающимися и в современ­ных средствах массовой информации, о якобы однозначно антинародной роли российской полиции и тем, что открывается при непредвзятом обраще­нии к историческому наследию, приме­рам позитивной, необходимой общест­ву деятельности представителей данной профессиональной группы (Кубышко, Крук, Богачев, 2017).




Парадокс истории заключается в том, что образ легендарной некогда со­ветской милиции, сформировавший­ся в глазах абсолютного большинства из нас на рубеже веков, также подвер­гся деформации. Несмотря на это, па­мять о позитивной деятельности преды­дущих поколений сотрудников органов внутренних дел, унаследованные пове­денческие модели, система ценностей существуют в индивидуальном и профес­сионально-корпоративном сознании, иг­рая мотивирующую роль. В противном случае в сознании начинает доминиро­вать ущербность, которая, чтобы окончательно не разрушить личность или не стать чертой характера, вытесняется или трансформируется в другие качества с помощью защитных механизмов лич­ности (Кубышко, 2017).


В условиях негативного информаци­онно-психологического воздействия на профессионально-корпоративное созна­ние по поводу исторического прошлого российской полиции возникают далеко не риторические вопросы. Во-первых, наследниками какой исторической памя­ти являются сотрудники МВД России? Во- вторых, воспитываем ли мы сотрудников на примерах и событиях истории рос­сийской полиции и в какой модальности? Это касается не только осмысления исто­рии нашей полиции. Подобного рода проблемы обсуждаются и исследуются в ряде стран мира, являются предметом острых дебатов в историографии, фи­лософии, социологии, психологии и др. (Анкерсмит, 2007; Кукарцева, 2008; Гу­сельцева, 2016). И это тоже весомый ар­гумент в пользу серьезности обсуждаемо­го вопроса.


Наш анализ свидетельствует об оче­видной диспропорции между повы­шенным вниманием отдельных иссле­дователей к негативу, его смакование, с одной стороны, и забвением героиче­ских страниц истории российской по­лиции, с другой (Кубышко, Крук, 2017). Между тем, имеется ряд исследований, убедительно свидетельствующих о заслу­гах перед Отечеством таких личностей, как основатель правоохранительной си­стемы России Петр I, первый генерал-по­лицмейстер Санкт-Петербурга А.М. Де­виер, первый министр внутренних дел В.П. Кочубей, организаторы и мастера сыскного дела А.Ф. Кошко и И.Д. Путилин и др. Известны также примеры массового героизма полицейских в Отечественной войне 1812 года и многие другие приме­ры их добросовестной и самоотвержен­ной службы обществу (Лен, 2016; Минер, 2016; Николаенко, 2017).


Нам представляется, что психоло­ги обязаны не только знать и учитывать это, но и доносить до каждого сотрудни­ка. На каких примерах и как воспитывать морально-психологическую готовность и устойчивость личного состава к вы­полнению оперативно-служебных задач? Психологи, призванные быть передовым отрядом системы морально-психологи­ческого обеспечения МВД России, при­званы противостоять и деструктивному воздействию на сознание сотрудников. Они также обязаны принять на себя от­ветственность за формирование целост­ной профессиональной направленности личности полицейского. При этом надо использовать весь арсенал психологиче­ских подходов и методов формирования мотивационной сферы сотрудника как важнейшей составляющей его професси­ональной направленности.


Готовы ли психологи к так необхо­димой сегодня координации усилий со всеми субъектами морально-психологи­ческого обеспечения в реализации его задач? В общегражданском смысле ответы на эти вопросы очевидны. А в про­фессионально-психологическом смысле один из его вариантов конструктивно представлен в психологии понимания многомерного мира (Знаков, 2016).


Мы целенаправленно работаем в дан­ном направлении. Однако это – предмет отдельного и более обстоятельного рас­смотрения.


Литература:



  1. Актуальные проблемы психологической работы в системе обеспечения надежности сотрудника: учеб. пособие для студентов вузов / В.М. Крук, И.Н. Носс, А.Ю. Федотов ; под ред. В.М. Крука. – Москва : ЮНИТИ-ДАНА, 2017.

  2. Актуальные проблемы совершенствования деятельности подразделений психологической работы органов внутренних дел Российской Федерации : учеб.-метод. пособие / под общ. ред. В.Л. Кубышко. – Домодедово : ВИПК МВД России, 2015.

  3. Актуальные проблемы совершенствования психологической работы в системе МВД России (Васильевские чтения – 2017) : материалы всероссийской научно-практической конференции. Санкт-Петербург, 20 апреля 2017 года. – Санкт-Петербург : Изд-во СПб-го ун-та МВД России, 2017.

  4. Анкерсмит Ф.Р. Возвышенный исторический опыт. – Москва : Европа, 2007.

  5. В Академии управления МВД России прошла Первая международная научно-практическая конференция полицейских психологов оценки – [Электронный ресурс] // Министерство внутренних дел Российской федерации : [сайт]. URL: https://мвд.рф/news/item/11710200/ – (дата обращения 30.11.2017).

  6. Всероссийский конкурс профессионального мастерства психологов органов внутренних дел. [Электронный ресурс] // Российское психологическое общество : [сайт]. URL: HTTP://РПО.РФ/NEWS/NEWS_RPO/INDEX.PHP?NEWS=6754 – (дата обращения 04.12.2017).

  7. Гусельцева М.С. Культурно-историческая парадигма в психологии и социогуманитарных науках. [Электронный ресурс] // Психологические исследования. – 2016. – Т. 9. – № 48. – С. 9. [сайт]. URL: http://psystudy.ru – (дата обращения: 20.11.2017).

  8. Знаков В.В. Психология понимания многомерного мира человека // Вестник СПбГУ. – 2016. – Серия 16. – Выпуск 1. – С. 47–57.

  9. Кубышко В.Л. Актуальные проблемы деятельности психологов МВД России в понимании роли полиции Российской империи // Вестник Санкт-Петербургского университета МВД России. – 2017. – № 2. – С. 8-13.

  10. Кубышко В.Л. Возрождение права на память: к 300-летию российской полиции // Полиция. – 2016. – № 2. – С. 44–47.

  11. Кубышко В.Л., Крук В.М., Богачев С.В. Образ полиции в дискурсе установления благонадежности в Российской империи // European Social Science Journal. – 2017. – № 6. – С. 464–487.

  12. Кубышко В.Л., Крук В.М. К междисциплинарно-психологическому анализу отечественных диссертационных исследований полиции Российской империи // European Social Science Journal. – 2017. – № 2–2. – С. 176–197.

  13. Кубышко В.Л. Психологические условия понимания роли полиции в истории Отечества: к 300-летию ее образования // Психология обучения. – 2017. – № 5. – С. 111–120.

  14. Кукарцева М.А. Хейден Уайт и практика исторических исследований XX века // Диалог со временем : альманах интеллектуальной истории. – 2008. – Вып. 24. – С. 5–34.

  15. Лен К.В. Знаменитые сыщики Российской империи (XVIII – начало XX в.) : монография. – Барнаул: Барнаульский юридический ин-т МВД России, 2016.

  16. Минер В.Л. История полиции. Полиция Российской империи. В 3 тт. Т. 1 / под общ. ред. И.А. Калиниченко. – Москва : Московский ун-т МВД России имени В.Я. Кикотя, 2016.

  17. Николаенко П.Д. Князь В.П. Кочубей – первый министр внутренних дел России : монография. – Санкт-Петербург : Изд-во СПб ун-та МВД России, 2017.

  18. Общественное мнение. Работа полиции: доверие и оценки. [Электронный ресурс] // Министерство внутренних дел Российской федерации : [сайт]. URL: https://мвд.рф/publicopinion – (дата обращение 13.11.2017).

  19. О проведении открытого конкурса МВД России на лучшие методические рекомендации по психологической работе. [Электронный ресурс] // Департамент государственной службы и кадров МВД Россиии : [сайт]. URL: https://дгск.мвд.рф/news/item/10798049 – (дата обращения: 04.12.2017).

  20. Основные тезисы расширенного заседания коллегии МВД России 09 марта 2017. [Электронный ресурс] // РЕН ТВ : [сайт]. URL: http://ren.tv/novosti/2017-03-09/osnovnye-tezisy-rasshirennogo-zasedaniya-kollegii-mvd-rossii – (дата обращения: 04.12.2017).

  21. Поздравление по случаю Дня сотрудника органов внутренних дел. [Электронный ресурс] // Президент России : [сайт]. URL: http://www.kremlin.ru/events/president/news/56035 – (дата обращения 13.11.2017).

  22. Приказ МВД России от 11.2.2010 № 80 «О морально-психологическом обеспечении оперативно-служебной деятельности органов внутренних дел Российской Федерации». [Электронный ресурс] // Электронный фонд правовой и нормативно-технической документации : [сайт]. URL: http://docs.cntd.ru/document/902252453 – (дата обращения: 04.12.2017).

  23. Профессиональное образование сотрудников органов внутренних дел. Педагогика и психология служебной деятельности: состояние и перспективы : сб. науч. трудов Междунар. конфер., посвященной празднованию 15-летия Московского университета МВД Российской федерации имени В.Я. Кикотя (30-31 мая 2017 г.). [Электронный ресурс] // Московский университет МВД Россиийской федерации имени В.Я. Кикотя : [сайт]. URL: https://мосу.мвд.рф/Press-sluzhba/Novosti/item/10368977 – (дата обращения: 04.12.2017).

  24. Росс Л., Нисбетт Р. Человек и ситуация. Перспективы социальной психологии / пер. с англ. В. В. Румынского; под ред. Е. Н. Емельянова, B. C. Магуна. – Москва : Аспект Пресс, 1999.

  25. Совершенствование психологической работы с личным составом в системе морально-психологического обеспечения оперативно-служебной деятельности: актуальные вопросы и пути их решения : сб. науч. статей научно-практической конференции МВД России 18–19 сентября 2013 г. – Москва : ДГСК МВД России, 2014.

  26. Mischel, W. Personality and assessment. New York: Wiley, 1968.