Загрузка...

Эта статья опубликована под лицензией Creative Commons и не автором статьи. Поэтому если вы найдете какие-либо неточности, вы можете исправить их, обновив статью.

Загрузка...
Загрузка...

Трансформация образования в условиях цифровизации Creative Commons

Link for citation this article

Клочкова Елена Николаевна,

Садовникова Наталья Алексеевна

Открытое образование, Год журнала: 2019, Номер №4, С. 13 - 22, https://doi.org/10.21686/1818-4243-2019-4-13-22

Опубликована Янв. 1, 2019

Последнее обновление статьи Окт. 13, 2022

Эта статья опубликована под лицензией

License
Link for citation this article Похожие статьи
Загрузка...

Аннотация

Целью исследования является проведение анализа современных тенденций в сфере образования в условиях цифровизации. В сложивших современных экономических и технологических условиях требуются новые современные подходы к освоению ключевых компетенций цифровой экономики, обеспечению массовой цифровой грамотности специалистов и персонализации образовательного процесса. Для реализации указанной цели 28 мая 2019 года утвержден паспорт Федерального проекта «Кадры для цифровой экономики». В соответствии с целевыми индикаторами Проекта к 2024 году должны пройти обучение по онлайн программам развития цифровой грамотности; 120 тысяч человек должно быть принято на обучение по программам высшего образования в сфере информационных технологий; создано до 8 программ высшего образования в интересах цифровой экономики. Задача Исследования – установить, насколько поставленные цели реализуемы.
Материалы и методы. С целью описания текущей ситуации использованы методы описательной статистики. Приведен анализ информации, собранной в ходе социологического опроса, организованного и проведенного ППС кафедры статистики совместно с АНО «Совет по вопросам управления и развития» при Департаменте труда и социальной защиты населения города Москвы. Для наглядного представления данных применены методы визуализации данных. Обработка данных осуществлялась с применением MS Excel и пакета прикладных программ IBM SPSS Statistics.
Результаты. Проведенный анализ позволил определить основные тенденции в сфере образования. Выявленные тенденции доказали необходимость повышения качества образования с применением информационно-коммуникационных технологий. Результаты исследования демонстрируют о востребованности на рынке труда специалистов в сфере информационно-коммуникационных технологий, в том числе среди лиц с ограниченными возможностями. Мировые рейтинги свидетельствуют о невысоких позициях России по уровню привлечения специалистов, обладающих указанными навыками.
Заключение. Вместе с тем, реализуемые государством программы в сфере образования позволят выстроить качественную систему образования на всех уровнях, включая и поддержку талантливой молодежи в математике и информатике, и подготовку высококвалифицированных кадров, соответствующих новым требованиям цифровой экономики, а также программ переподготовки и повышения квалификации по наиболее востребованным профессиям. Статья выполнена при финансовой поддержке ФГБОУ ВО «РЭУ им. Г.В.Плеханова».

Ключевые слова

Цифровизация, информационно-коммуникационные технологии, образование, выпускники

Введение


Цифровая экономика задает принципиально иные тренды, ориентированные на подготовку специалистов качественно иного уровня. И дело здесь даже не в том, что целый ряд специальностей из прежней экономики не только утратит свою востребованность, или вообще исчезнет с рынка труда. Многое будет зависеть от того, насколько конкретные знания, навыки и умения, полученные в процессе обучения будут согласовываться с форматом цифровой экономики, который сам будет претерпевать постоянные и достаточно быстрые изменения [1].


Подготовка специалистов такого уровня требует соответствующих навыков использования информационно-коммуникационных технологий у профессорско-преподавательского состава. Безусловно, положительным моментом является формат электронного образования. Появление онлайн курсов, с применением ИТ-технологий, позволяет в удобное время и в любом месте получать знания без участия преподавателя. В отношении самих образовательных программ также требуется постоянный мониторинг с целью их адаптации применительно к потребностям цифровой экономики. Сегодня студенты открыто заявляют о необходимости получения более углубленных знаний по дисциплинам в области обработки и анализа больших данных, статистики, прикладной информатики [2].


Для оценки потенциала использования цифровых технологий в образовательном процессе можно рассматривать два критерия — «результативность» и «экономическая эффективность». С позиции результативности это означает, что внедрение цифровых технологий должно способствовать удовлетворению потребностей повышения качества образовательного процесса (например, самостоятельное изучение отдельных тем, сокращению сроков обучения (прохождения тем), индивидуализации обучения и т.п.). С другой стороны — использование той или иной цифровой технологии должно снижать издержки бюджетных (внебюджетных) расходов самого ВУЗа [3].


Проведенные исследования свидетельствуют о необходимости получения реальных знаний и практических навыков в процессе освоения образовательных программ для успешного трудоустройства. По данным мониторинга 54% студентов наиболее важными факторами успешного трудоустройства считают именно практические конкретные знания и умения, при этом более 40% студентов требуются базовые теоретические знания, более трети необходимы аналитические навыки и методы анализа данных [4].


В Федеральном проекте «Кадры для цифровой экономики» установлены следующие целевые индикаторы:



  • количество выпускников системы профессионального образования с ключевыми компетенциями цифровой экономики — до 800 тыс. человек;

  • число принятых на программы высшего образования в сфере ИТ и по математическим специальностям — до 120 тыс. человек;

  • доля населения, обладающей цифровой грамотностью и ключевыми компетенциями цифровой экономики — до 40%;

  • количество специалистов, прошедших переобучение по компетенциям цифровой экономики в рамках дополнительного образования — до 1000 тыс. человек;

  • место в рейтинге привлечения специалистов талантов The Global Talent Competitiveness Index — 30 место;

  • доля во Всероссийских проверочных работах заданий, при выполнении которых допускается использование цифровых ресурсов профессиональной или повседневной деятельности — 100% [5].


Попытаемся проанализировать, насколько амбициозны цели Правительства Российской Федерации в контексте готовности российского общества к цифровизации.


Анализ современной ситуации с наличием и уровнем подготовленности специалистов в сфере ИКТ


В России доля специалистов в данной сфере составила 2,24% в общей численности занятых в экономике. Лидирующее положение по данному показателю занимает Финляндия, где доля таких специалистов составляет 6,8%, на втором месте — Швеция — 6,6% в общей численности занятых, на третьем — Эстония — 5,6%. Близлежащие по данному показателю к России страны Португалия, Сербия, Черногория, Болгария, Латвия, Кипр [7].


По данным официальной статистики в 2018 году, численность специалистов в области информационно-коммуникационных услуг (далее



  • ИКТ), занятых в экономике составила 1617,4 тыс. человек, что в 2 раза больше, чем в предыдущем году (в 2017 году

  • 1077 тыс. человек). В структуре численности наибольший удельный вес приходится на специалистов высшего уровня квалификации — 71,1%, наименьший — на руководителей (4,1%) (рис. 1) [8].


Среди специалистов высшего уровня квалификации преобладают разработчики и аналитики программного обеспечения и приложений – 56,9% и специалисты по базам данных и сетям – 21,7%. Наибольший удельный вес специалистов среднего уровня квалификации приходится на специалистов-техников по эксплуатации ИКТ и по поддержке пользователей ИКТ – 50,2% и специалистов-техников по телекоммуникациям и радиовещанию – 27,2% [9].


Наиболее популярными видами деятельности, в которых сосредоточены специалисты в области ИКТ, являются: деятельность в области информации и связи — 32,2% (в том числе 16,1% в отрасли информационных технологий и 9,7% — в отрасли телекоммуникаций); в обрабатывающей промышленности — 9,2%; в профессиональной, научной и технической деятельности — 7,2% (рис. 2) [10,11].



Наибольшее число специалистов по ИКТ приходится на возрастную группу от 30 до 39 лет — 35,8%; 32% — в возрасте от 15 до 29 лет; 18,3% — в возрасте от 4 до 49 лет; 11,6% — от 50 до 59 лет; 2,3% — от 60 до 72 лет [8,14]. Одновременно с этим, отметим, что Россия находится на пятом месте в рейтинге стран по доле специалистов моложе 35 лет от общей численности специалистов в области ИКТ. По данным за 2018 год удельный вес составил 53%. В начале рейтинга расположились Литва и Латвия со значением 54%, Мальта — 60% и Турция — 64%. В 2017 году показатель в России составил 56%, при этом доля занятых в экономике в возрасте моложе 35 лет в общей численности занятых — 35%. [10,12].


Проведем анализ, какие же специальности в сфере ИКТ востребованы в настоящее время в высших учебных заве- социологического исследования по вопросам трудоустройства выпускников-инвалидов


Специалисты в области ИКТ крайне становятся популярны и среди людей с ограниченными возможностями. Ведь информационно-коммуникационные технологии позволяют данной категории людей заниматься профессиональной деятельностью в дистанционном формате [13].


По результатам проведенного в 2018 г. социологического опроса, организованным научно-педагогическим составом кафедры статистики совместно с АНО «Совет по вопросам управления и развития», наибольший спрос приходится на специальности именно в области развития цифровых технологий. Так, наибольший интерес инвалиды-выпускники проявляют к таким профессиям как: администратор баз данных — 22,8% опрошенных, графический дизайнер — 16,3%, программист — 14,9%; Web-дизайнер — 14,4%. Удельный вес заинтересованных в профессии разработчика Web и мультимедийных приложений составил 8,9%, аналогичный спрос зафиксирован на профессию сетевого и системного администратора. Развитие новых направлений в области использования цифровых технологий способствует спросу на специалистов в этих областях [15]. Проведенный анализ показал, что для инвалидов-выпускников интерес представляют такие профессии как: оператор беспилотных летательных аппаратов, специалист в сфере нанотехнологий, мобильный робототехник, специалист по аддитивным технологиям (среди опрощенных от 2% до 4% в каждой профессии).


В табл. 1 приведено ранжирование выпускников средних и высших учебных заведений по наиболее востребованным профессиям. Для сравнения были взяты первые 14 мест для каждой категории выпускников. Как видно из таблицы, наиболее интересной профессий для выпускников-инвалидов обеих категорий является администратор базы данных. Такой ответ дали 27,5% выпускников ВУЗов и 18% выпускников ССУЗов. На втором и третьем месте для выпускников средних учебных заведений популярностью пользуются профессии повара-кондитера (16% ответивших) и автомеханика (12%). Для выпускников высших учебных заведений второе и третье место поделили профессии программиста и Web-дизайнера (по 20,6% в каждой категории ответа). В числе популярных профессий выпускников ВУЗов преобладают также профессии, связанные с развитием цифровых технологий: специалисты по информационным ресурсам и в сфере нанотехнологий. В то же время среди выпускников средних учебных заведений интерес представляют профессии сборщика электронных систем и мобильной робототехники.



Интересно, что мнения представителей служб содействия трудоустройству, созданных в образовательных организациях высшего и среднего профессионального образования, а также специалистов служб занятости, полученные в ходе экспертного опроса, совпадают с мнением выпускников-инвалидов. Как видно на рис. 5 и 6, наибольшей популярностью пользуются профессии администратора баз данных и графического дизайнера. Данные профессии делят первое и второе место среди наиболее востребованных.


Различия в мнениях экспертов заключаются в том, что по ответам представителей служб содействия трудоустройству первое место по популярности профессий отводится администратору баз данных (65%), на втором профессия графического дизайнера (60%), по ответам специалистов служб занятости, наоборот, на лидером по популярности является профессия графического дизайнера (68,2%), на втором — администратор баз данных (59,1%). Достаточно востребованы специальности, связанные с использованием ИТ-техноло- гий: программист; веб-дизайнер, сетевой и системный администратор, разработчик Web и мультимедийных приложений, специалист по информационным системам.


Проведенный анализ различных категорий выпускников, включая выпускников-инвалидов, свидетельствует о том, что в условиях цифровизации существует острая потребность в специалистах в сфере ИКТ на рынке труда [17]. Сегодня в российской системе образования происходят значительные изменения, образование на всех ступенях становится более доступным для граждан с инвалидностью и ограниченными возможностями здоровья. Но проблемы трудоустройства после окончания высшего учебного заведения данной категории граждан пока не решены и это подтверждается статистическими данными по итогам трудоустройства выпускников в стране, по которым лишь 10% среди выпускников ССУЗов и ВУЗов с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) смогли найти работу. Таким образом, большая часть из них остается безработной и их социальные права на труд соблюдаются лишь формально [18].


Бесспорно, инвалиды испытывают ряд трудностей в трудоустройстве по причине того, что часто работодатели под разными предлогами не хотят их брать на работу. Проблема занятости лиц с ограниченной трудоспособностью зависит от того, что частные коммерческие компании и организации, которые составляют большую часть работодателей, не заинтересованы брать на работу инвалидов. Такие работники возлагают высокий уровень ответственности и дополнительные затраты для работодателя. Зачастую причиной не трудоустройства инвалидов являются проблемы, вызванные не их физической неспособностью выполнять определённые действия, а отсутствием образования.




Россия в мировых рейтингах


В отношении показателя The Global Talent Competitiveness Index, можно наблюдать следующую ситуацию. По данным, опубликованным по состоянию на 2019 год, Россия находится на 49 месте (в 2018 году — на 53 месте). Первые три места занимают Швейцария, Сингапур и США [19]. Интегральный показатель определяют 6, входящих в него субиндексов: условия для специалистов, привлечение специалистов, воспитание специалистов,


удержание специалистов технические навыки, а также наличие управленческих и креативных навыков. Существенное «провисание» позиции России в рейтинге определяет показатель «привлечение специалистов», значение которого ставит страну на 109 место! (всего в рейтинге участвует 125 стран). То есть, несмотря на востребованность специалистов в данной сфере привлечение их на работу остается пока проблемой. Можно предположить, что данная ситуация связана с предлагаемыми условиями труда или низким уровнем квалификации работников, что, в свою очередь, возвращает нас к вопросу о качестве подготовки и переподготовки специалистов данной области [20].


В соответствии с официальными данными доля населения, обладающих цифровыми навыками, в той или иной предметной области, составляет менее 50 %! Наибольший удельный вес приходится на опыт работы с текстовым редактором — 41,1% от общей численности населения старше 15 лет. С отправкой по электронной почте знакомы 36,8% от общей численности населения. 34,5% населения владеют копированием и перемещением файлов или папки (рис. 7). Причем большая часть населения сосредоточена в возрасте от 15 до 24 лет. [6, 8].



По данным за 2018 год 77,8% населения (в возрасте от 15—74 лет) использовали Интернет (за последние три месяца) для участия в социальных сетях; 54,1% населения — для поиска информации о товарах и услугах; 52,6% — для телефонных звонков или видео разговоров через интернет (используя, например, Скайп или др.). Интересно, что 72,6% населения отмечают отсутствие необходимости использования


Интернета, а 31,7% ссылаются на недостаток навыков для работы в интернете [6, 8].


Заключение


Таким образом, целью образования в современных условиях должна стать подготовка специалистов, обладающих современными знаниями и практическими навыками аналитических, статистических и эконометрических методов исследования, анализа социально-экономических явлений и процессов с применением цифровых технологий.


Очевидно, что в условиях сокращения учебной нагрузки цифровые технологии могут существенным образом трансформировать образовательные процессы. Одновременно с этим нельзя забывать о качестве получаемого образования. Образовательные программы постоянно обновляются в той части дисциплин, где происходят изменения. Трансформация в системе образования может способствовать коренному переосмыслению дисциплины, её места в подготовке специалиста, обладающего современными востребованными знаниями на рынке труда в информационном обществе. Для реализации этого потребуется доступ к современным профессиональным информационным базам, программным продуктам, современному оборудованию. Конечно, с позиции экономической эффективности, это несет дополнительные расходы, но качество знаний и возможность их получения значительно выше [21].


В данном случае интересы ВУЗа и заинтересованность работодателей в получении высококвалифицированных специалистов, обладающих реальными практическими навыками, совпадают. Реализация данного направления будет способствовать выполнению задач Программы «Цифровая экономика Российской Федерации» в части обеспечения цифровой экономики компетентными кадрами. Подготовленные таким образом выпускники ВУЗов, будут обладать явными конкурентными преимуществами и приобретут компетенции специалистов высокого уровня [22].


В заключении отметим, что цифровая трансформация не означает исключительно внедрение и использование информационно-коммуникационных технологий. Цифровая трансформация предполагает качественное изменение содержания образовательного процесса, которое, в конечном, итоге, приведет к удовлетворению потребностей всех его участников (студентов, преподавателей, работодателей) и обеспечит достойное место ВУЗа в мировых рейтингах.


Литература



  1. Доклад Центра стратегических разработок и Высшей школы экономики «Двенадцать решений для нового образования», апрель 2018 г. [Электрон, ресурс]. Режим доступа: https:// conf.hse.ru/data/2018/04/19/1150471656/Doklad_ obrazovanie_Web.pdf

  2. Махова О.А., Карманов М.В., Аракелян С.М. Статистика как инструмент цифровизации // В сборнике: Вестник кафедры статистики Российского экономического университета имени Г.В. Плеханова. Статистические исследования социально-экономического развития России и перспективы устойчивого роста: материалы и доклады. Под общ. ред. Н.А. Садовниковой. Москва, 2018. С. 174—178.

  3. Добролюбова Е.И., Южаков В.Н., Ефремов А.А., Клочкова Е.Н., Талапина Э.В., Старцев Я.Ю. Цифровое будущее государственного управления по результатам // Научный редактор: Южаков В.Н. М.: РАНХиГС, 2018. 87 с.

  4. Синягина Н.Ю., Артамонова Е.Г. Циф- ровизация образования: определяем приоритеты // Образование личности. 2018. № 3. С. 10.

  5. Паспорт федерального проекта «Кадры для цифровой экономики» (утв. президиумом Правительственной комиссии по цифровому развитию, использованию информационных технологий для улучшения качества жизни и условий ведения предпринимательской деятельности, протокол от 28.05.2019 № 9)

  6. Распоряжение Правительства РФ от 28.07.2017 № 1632-р. «Об утверждении программы “Цифровая экономика Российской Федерации”».

  7. Абдрахманова Т.Н., Вишневский К О., Гохберг Л.М. и др. Индикаторы цифровой экономики: 2019: статистический сборник. М.: НИУ ВШЭ, 2019.

  8. Бондаренко Н.В., Гохберг Л.М., Ковалева Н.В. и др. Индикаторы образования: 2018: статистический сборник М.: НИУ ВШЭ, 2018.

  9. Абдрахманова Г.И., Вишневский К О., Гохберг Л.М. и др. Цифровая экономика: 2019: краткий статистический сборник. М.: НИУ ВШЭ, 2019.

  10. Александрова О А., Токсанбаева М.С., Ярашаева А.В. и др. Проблемы трудоустройства слабозащитных слоев населения в Москве. Под ред. А.В. Ярашаевой. АНО «Совет по вопросам управления и развития». М.: Акварель, 2017. 252 с.

  11. Притчина Л. С. Цифровизация и новое экономическое образование. Педагогическое образование и наука. 2018. № 2. С. 120—122.

  12. Литвак Н.В. Новая реформа отечественного высшего образования: «цифровизация» и профессура. Наука. Культура. Общество. 2018. № 2-3. С. 156-163.

  13. Официальный сайт Федеральной службы государственной статистики. [Электрон, ресурс]. Режим доступа: http://www.gks.ru/

  14. Садовникова Н.А. и др. Статистика: учебник для академического бакалавриата. Под ред. В.Г. Минашкина. М.: Издательство Юрайт, 2019. 448 с.

  15. Единая межведомственная информационно — статистическая система (ЕМИСС). [Электрон, ресурс] Режим доступа: https://www.fedstat.ru

  16. Логинова С.Л. Цифровизация высшего образования: основные противоречия // Непрерывное образование: теория и практика реализации. Материалы II Международной научно-практической конференции. Екатеринбург, 2019. С. 104-107

  17. Румянцева И.А., Малахов К.А. О некоторых вопросах подготовки специалистов для цифровой экономики // Приоритетные и перспективные направления научно-технического развития Российской Федерации. Материалы ІІ-й Всероссийской научно-практической конференции. Москва, 2019. С. 333—335

  18. Николаенко М.Н. Цифровизация образования: перспективы и проблемы // Инвестиции, строительство, недвижимость как материальный базис модернизации и инновационного развития экономики. Материалы VIП Международной научно-практической конференции. В 2-х частях. Под редакцией Т.Ю. Овсянниковой, И.Р. Салагор. 2018. С. 599—602.

  19. Кислова И.И., Роншина Е.С., Стегостен- ко Ю.Б. Цифровизация. вызовы для образования // Проблемы высшего образования. 2018. № 1. С. 157-159.

  20. The Global Talent Competitiveness Index 2018. Diversity for Competitiveness. [Электрон, ресурс] Режим доступа: https://www.insead.edu/sites/default/files/assets/dept/globalindices/docs/ GTCI-2018-report.pdf

  21. Жаркенов А. К. Цифровизация как условие обновления содержания образования // Педагогическая наука и практика. 2018. № 3 (21). С. 27-31.

  22. Карманов М.В., Клочкова Е.Н. Статистическая грамотность как важная составляющая подготовки кадров для цифровой экономики // Вопросы статистики. 2018. Т. 25. № 10. С. 78-83.