Loading...

This article is published under a Creative Commons license and not by the author of the article. So if you find any inaccuracies, you can correct them by updating the article.

Loading...
Loading...

Трансформация образования в условиях цифровизации Creative Commons

Link for citation this article

Клочкова Елена Николаевна,

Садовникова Наталья Алексеевна

Открытое образование, Journal Year: 2019, Volume and Issue: №4, P. 13 - 22, https://doi.org/10.21686/1818-4243-2019-4-13-22

Published: Jan. 1, 2019

Latest article update: Oct. 13, 2022

This article is published under the license

License
Link for citation this article Related Articles
Loading...

Abstract

Целью исследования является проведение анализа современных тенденций в сфере образования в условиях цифровизации. В сложивших современных экономических и технологических условиях требуются новые современные подходы к освоению ключевых компетенций цифровой экономики, обеспечению массовой цифровой грамотности специалистов и персонализации образовательного процесса. Для реализации указанной цели 28 мая 2019 года утвержден паспорт Федерального проекта «Кадры для цифровой экономики». В соответствии с целевыми индикаторами Проекта к 2024 году должны пройти обучение по онлайн программам развития цифровой грамотности; 120 тысяч человек должно быть принято на обучение по программам высшего образования в сфере информационных технологий; создано до 8 программ высшего образования в интересах цифровой экономики. Задача Исследования – установить, насколько поставленные цели реализуемы.
Материалы и методы. С целью описания текущей ситуации использованы методы описательной статистики. Приведен анализ информации, собранной в ходе социологического опроса, организованного и проведенного ППС кафедры статистики совместно с АНО «Совет по вопросам управления и развития» при Департаменте труда и социальной защиты населения города Москвы. Для наглядного представления данных применены методы визуализации данных. Обработка данных осуществлялась с применением MS Excel и пакета прикладных программ IBM SPSS Statistics.
Результаты. Проведенный анализ позволил определить основные тенденции в сфере образования. Выявленные тенденции доказали необходимость повышения качества образования с применением информационно-коммуникационных технологий. Результаты исследования демонстрируют о востребованности на рынке труда специалистов в сфере информационно-коммуникационных технологий, в том числе среди лиц с ограниченными возможностями. Мировые рейтинги свидетельствуют о невысоких позициях России по уровню привлечения специалистов, обладающих указанными навыками.
Заключение. Вместе с тем, реализуемые государством программы в сфере образования позволят выстроить качественную систему образования на всех уровнях, включая и поддержку талантливой молодежи в математике и информатике, и подготовку высококвалифицированных кадров, соответствующих новым требованиям цифровой экономики, а также программ переподготовки и повышения квалификации по наиболее востребованным профессиям. Статья выполнена при финансовой поддержке ФГБОУ ВО «РЭУ им. Г.В.Плеханова».

Keywords

Цифровизация, информационно-коммуникационные технологии, образование, выпускники

Введение


Цифровая экономика задает принципиально иные тренды, ориентированные на подготовку специалистов качественно иного уровня. И дело здесь даже не в том, что целый ряд специальностей из прежней экономики не только утратит свою востребованность, или вообще исчезнет с рынка труда. Многое будет зависеть от того, насколько конкретные знания, навыки и умения, полученные в процессе обучения будут согласовываться с форматом цифровой экономики, который сам будет претерпевать постоянные и достаточно быстрые изменения [1].


Подготовка специалистов такого уровня требует соответствующих навыков использования информационно-коммуникационных технологий у профессорско-преподавательского состава. Безусловно, положительным моментом является формат электронного образования. Появление онлайн курсов, с применением ИТ-технологий, позволяет в удобное время и в любом месте получать знания без участия преподавателя. В отношении самих образовательных программ также требуется постоянный мониторинг с целью их адаптации применительно к потребностям цифровой экономики. Сегодня студенты открыто заявляют о необходимости получения более углубленных знаний по дисциплинам в области обработки и анализа больших данных, статистики, прикладной информатики [2].


Для оценки потенциала использования цифровых технологий в образовательном процессе можно рассматривать два критерия — «результативность» и «экономическая эффективность». С позиции результативности это означает, что внедрение цифровых технологий должно способствовать удовлетворению потребностей повышения качества образовательного процесса (например, самостоятельное изучение отдельных тем, сокращению сроков обучения (прохождения тем), индивидуализации обучения и т.п.). С другой стороны — использование той или иной цифровой технологии должно снижать издержки бюджетных (внебюджетных) расходов самого ВУЗа [3].


Проведенные исследования свидетельствуют о необходимости получения реальных знаний и практических навыков в процессе освоения образовательных программ для успешного трудоустройства. По данным мониторинга 54% студентов наиболее важными факторами успешного трудоустройства считают именно практические конкретные знания и умения, при этом более 40% студентов требуются базовые теоретические знания, более трети необходимы аналитические навыки и методы анализа данных [4].


В Федеральном проекте «Кадры для цифровой экономики» установлены следующие целевые индикаторы:



  • количество выпускников системы профессионального образования с ключевыми компетенциями цифровой экономики — до 800 тыс. человек;

  • число принятых на программы высшего образования в сфере ИТ и по математическим специальностям — до 120 тыс. человек;

  • доля населения, обладающей цифровой грамотностью и ключевыми компетенциями цифровой экономики — до 40%;

  • количество специалистов, прошедших переобучение по компетенциям цифровой экономики в рамках дополнительного образования — до 1000 тыс. человек;

  • место в рейтинге привлечения специалистов талантов The Global Talent Competitiveness Index — 30 место;

  • доля во Всероссийских проверочных работах заданий, при выполнении которых допускается использование цифровых ресурсов профессиональной или повседневной деятельности — 100% [5].


Попытаемся проанализировать, насколько амбициозны цели Правительства Российской Федерации в контексте готовности российского общества к цифровизации.


Анализ современной ситуации с наличием и уровнем подготовленности специалистов в сфере ИКТ


В России доля специалистов в данной сфере составила 2,24% в общей численности занятых в экономике. Лидирующее положение по данному показателю занимает Финляндия, где доля таких специалистов составляет 6,8%, на втором месте — Швеция — 6,6% в общей численности занятых, на третьем — Эстония — 5,6%. Близлежащие по данному показателю к России страны Португалия, Сербия, Черногория, Болгария, Латвия, Кипр [7].


По данным официальной статистики в 2018 году, численность специалистов в области информационно-коммуникационных услуг (далее



  • ИКТ), занятых в экономике составила 1617,4 тыс. человек, что в 2 раза больше, чем в предыдущем году (в 2017 году

  • 1077 тыс. человек). В структуре численности наибольший удельный вес приходится на специалистов высшего уровня квалификации — 71,1%, наименьший — на руководителей (4,1%) (рис. 1) [8].


Среди специалистов высшего уровня квалификации преобладают разработчики и аналитики программного обеспечения и приложений – 56,9% и специалисты по базам данных и сетям – 21,7%. Наибольший удельный вес специалистов среднего уровня квалификации приходится на специалистов-техников по эксплуатации ИКТ и по поддержке пользователей ИКТ – 50,2% и специалистов-техников по телекоммуникациям и радиовещанию – 27,2% [9].


Наиболее популярными видами деятельности, в которых сосредоточены специалисты в области ИКТ, являются: деятельность в области информации и связи — 32,2% (в том числе 16,1% в отрасли информационных технологий и 9,7% — в отрасли телекоммуникаций); в обрабатывающей промышленности — 9,2%; в профессиональной, научной и технической деятельности — 7,2% (рис. 2) [10,11].



Наибольшее число специалистов по ИКТ приходится на возрастную группу от 30 до 39 лет — 35,8%; 32% — в возрасте от 15 до 29 лет; 18,3% — в возрасте от 4 до 49 лет; 11,6% — от 50 до 59 лет; 2,3% — от 60 до 72 лет [8,14]. Одновременно с этим, отметим, что Россия находится на пятом месте в рейтинге стран по доле специалистов моложе 35 лет от общей численности специалистов в области ИКТ. По данным за 2018 год удельный вес составил 53%. В начале рейтинга расположились Литва и Латвия со значением 54%, Мальта — 60% и Турция — 64%. В 2017 году показатель в России составил 56%, при этом доля занятых в экономике в возрасте моложе 35 лет в общей численности занятых — 35%. [10,12].


Проведем анализ, какие же специальности в сфере ИКТ востребованы в настоящее время в высших учебных заве- социологического исследования по вопросам трудоустройства выпускников-инвалидов


Специалисты в области ИКТ крайне становятся популярны и среди людей с ограниченными возможностями. Ведь информационно-коммуникационные технологии позволяют данной категории людей заниматься профессиональной деятельностью в дистанционном формате [13].


По результатам проведенного в 2018 г. социологического опроса, организованным научно-педагогическим составом кафедры статистики совместно с АНО «Совет по вопросам управления и развития», наибольший спрос приходится на специальности именно в области развития цифровых технологий. Так, наибольший интерес инвалиды-выпускники проявляют к таким профессиям как: администратор баз данных — 22,8% опрошенных, графический дизайнер — 16,3%, программист — 14,9%; Web-дизайнер — 14,4%. Удельный вес заинтересованных в профессии разработчика Web и мультимедийных приложений составил 8,9%, аналогичный спрос зафиксирован на профессию сетевого и системного администратора. Развитие новых направлений в области использования цифровых технологий способствует спросу на специалистов в этих областях [15]. Проведенный анализ показал, что для инвалидов-выпускников интерес представляют такие профессии как: оператор беспилотных летательных аппаратов, специалист в сфере нанотехнологий, мобильный робототехник, специалист по аддитивным технологиям (среди опрощенных от 2% до 4% в каждой профессии).


В табл. 1 приведено ранжирование выпускников средних и высших учебных заведений по наиболее востребованным профессиям. Для сравнения были взяты первые 14 мест для каждой категории выпускников. Как видно из таблицы, наиболее интересной профессий для выпускников-инвалидов обеих категорий является администратор базы данных. Такой ответ дали 27,5% выпускников ВУЗов и 18% выпускников ССУЗов. На втором и третьем месте для выпускников средних учебных заведений популярностью пользуются профессии повара-кондитера (16% ответивших) и автомеханика (12%). Для выпускников высших учебных заведений второе и третье место поделили профессии программиста и Web-дизайнера (по 20,6% в каждой категории ответа). В числе популярных профессий выпускников ВУЗов преобладают также профессии, связанные с развитием цифровых технологий: специалисты по информационным ресурсам и в сфере нанотехнологий. В то же время среди выпускников средних учебных заведений интерес представляют профессии сборщика электронных систем и мобильной робототехники.



Интересно, что мнения представителей служб содействия трудоустройству, созданных в образовательных организациях высшего и среднего профессионального образования, а также специалистов служб занятости, полученные в ходе экспертного опроса, совпадают с мнением выпускников-инвалидов. Как видно на рис. 5 и 6, наибольшей популярностью пользуются профессии администратора баз данных и графического дизайнера. Данные профессии делят первое и второе место среди наиболее востребованных.


Различия в мнениях экспертов заключаются в том, что по ответам представителей служб содействия трудоустройству первое место по популярности профессий отводится администратору баз данных (65%), на втором профессия графического дизайнера (60%), по ответам специалистов служб занятости, наоборот, на лидером по популярности является профессия графического дизайнера (68,2%), на втором — администратор баз данных (59,1%). Достаточно востребованы специальности, связанные с использованием ИТ-техноло- гий: программист; веб-дизайнер, сетевой и системный администратор, разработчик Web и мультимедийных приложений, специалист по информационным системам.


Проведенный анализ различных категорий выпускников, включая выпускников-инвалидов, свидетельствует о том, что в условиях цифровизации существует острая потребность в специалистах в сфере ИКТ на рынке труда [17]. Сегодня в российской системе образования происходят значительные изменения, образование на всех ступенях становится более доступным для граждан с инвалидностью и ограниченными возможностями здоровья. Но проблемы трудоустройства после окончания высшего учебного заведения данной категории граждан пока не решены и это подтверждается статистическими данными по итогам трудоустройства выпускников в стране, по которым лишь 10% среди выпускников ССУЗов и ВУЗов с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) смогли найти работу. Таким образом, большая часть из них остается безработной и их социальные права на труд соблюдаются лишь формально [18].


Бесспорно, инвалиды испытывают ряд трудностей в трудоустройстве по причине того, что часто работодатели под разными предлогами не хотят их брать на работу. Проблема занятости лиц с ограниченной трудоспособностью зависит от того, что частные коммерческие компании и организации, которые составляют большую часть работодателей, не заинтересованы брать на работу инвалидов. Такие работники возлагают высокий уровень ответственности и дополнительные затраты для работодателя. Зачастую причиной не трудоустройства инвалидов являются проблемы, вызванные не их физической неспособностью выполнять определённые действия, а отсутствием образования.




Россия в мировых рейтингах


В отношении показателя The Global Talent Competitiveness Index, можно наблюдать следующую ситуацию. По данным, опубликованным по состоянию на 2019 год, Россия находится на 49 месте (в 2018 году — на 53 месте). Первые три места занимают Швейцария, Сингапур и США [19]. Интегральный показатель определяют 6, входящих в него субиндексов: условия для специалистов, привлечение специалистов, воспитание специалистов,


удержание специалистов технические навыки, а также наличие управленческих и креативных навыков. Существенное «провисание» позиции России в рейтинге определяет показатель «привлечение специалистов», значение которого ставит страну на 109 место! (всего в рейтинге участвует 125 стран). То есть, несмотря на востребованность специалистов в данной сфере привлечение их на работу остается пока проблемой. Можно предположить, что данная ситуация связана с предлагаемыми условиями труда или низким уровнем квалификации работников, что, в свою очередь, возвращает нас к вопросу о качестве подготовки и переподготовки специалистов данной области [20].


В соответствии с официальными данными доля населения, обладающих цифровыми навыками, в той или иной предметной области, составляет менее 50 %! Наибольший удельный вес приходится на опыт работы с текстовым редактором — 41,1% от общей численности населения старше 15 лет. С отправкой по электронной почте знакомы 36,8% от общей численности населения. 34,5% населения владеют копированием и перемещением файлов или папки (рис. 7). Причем большая часть населения сосредоточена в возрасте от 15 до 24 лет. [6, 8].



По данным за 2018 год 77,8% населения (в возрасте от 15—74 лет) использовали Интернет (за последние три месяца) для участия в социальных сетях; 54,1% населения — для поиска информации о товарах и услугах; 52,6% — для телефонных звонков или видео разговоров через интернет (используя, например, Скайп или др.). Интересно, что 72,6% населения отмечают отсутствие необходимости использования


Интернета, а 31,7% ссылаются на недостаток навыков для работы в интернете [6, 8].


Заключение


Таким образом, целью образования в современных условиях должна стать подготовка специалистов, обладающих современными знаниями и практическими навыками аналитических, статистических и эконометрических методов исследования, анализа социально-экономических явлений и процессов с применением цифровых технологий.


Очевидно, что в условиях сокращения учебной нагрузки цифровые технологии могут существенным образом трансформировать образовательные процессы. Одновременно с этим нельзя забывать о качестве получаемого образования. Образовательные программы постоянно обновляются в той части дисциплин, где происходят изменения. Трансформация в системе образования может способствовать коренному переосмыслению дисциплины, её места в подготовке специалиста, обладающего современными востребованными знаниями на рынке труда в информационном обществе. Для реализации этого потребуется доступ к современным профессиональным информационным базам, программным продуктам, современному оборудованию. Конечно, с позиции экономической эффективности, это несет дополнительные расходы, но качество знаний и возможность их получения значительно выше [21].


В данном случае интересы ВУЗа и заинтересованность работодателей в получении высококвалифицированных специалистов, обладающих реальными практическими навыками, совпадают. Реализация данного направления будет способствовать выполнению задач Программы «Цифровая экономика Российской Федерации» в части обеспечения цифровой экономики компетентными кадрами. Подготовленные таким образом выпускники ВУЗов, будут обладать явными конкурентными преимуществами и приобретут компетенции специалистов высокого уровня [22].


В заключении отметим, что цифровая трансформация не означает исключительно внедрение и использование информационно-коммуникационных технологий. Цифровая трансформация предполагает качественное изменение содержания образовательного процесса, которое, в конечном, итоге, приведет к удовлетворению потребностей всех его участников (студентов, преподавателей, работодателей) и обеспечит достойное место ВУЗа в мировых рейтингах.


Литература



  1. Доклад Центра стратегических разработок и Высшей школы экономики «Двенадцать решений для нового образования», апрель 2018 г. [Электрон, ресурс]. Режим доступа: https:// conf.hse.ru/data/2018/04/19/1150471656/Doklad_ obrazovanie_Web.pdf

  2. Махова О.А., Карманов М.В., Аракелян С.М. Статистика как инструмент цифровизации // В сборнике: Вестник кафедры статистики Российского экономического университета имени Г.В. Плеханова. Статистические исследования социально-экономического развития России и перспективы устойчивого роста: материалы и доклады. Под общ. ред. Н.А. Садовниковой. Москва, 2018. С. 174—178.

  3. Добролюбова Е.И., Южаков В.Н., Ефремов А.А., Клочкова Е.Н., Талапина Э.В., Старцев Я.Ю. Цифровое будущее государственного управления по результатам // Научный редактор: Южаков В.Н. М.: РАНХиГС, 2018. 87 с.

  4. Синягина Н.Ю., Артамонова Е.Г. Циф- ровизация образования: определяем приоритеты // Образование личности. 2018. № 3. С. 10.

  5. Паспорт федерального проекта «Кадры для цифровой экономики» (утв. президиумом Правительственной комиссии по цифровому развитию, использованию информационных технологий для улучшения качества жизни и условий ведения предпринимательской деятельности, протокол от 28.05.2019 № 9)

  6. Распоряжение Правительства РФ от 28.07.2017 № 1632-р. «Об утверждении программы “Цифровая экономика Российской Федерации”».

  7. Абдрахманова Т.Н., Вишневский К О., Гохберг Л.М. и др. Индикаторы цифровой экономики: 2019: статистический сборник. М.: НИУ ВШЭ, 2019.

  8. Бондаренко Н.В., Гохберг Л.М., Ковалева Н.В. и др. Индикаторы образования: 2018: статистический сборник М.: НИУ ВШЭ, 2018.

  9. Абдрахманова Г.И., Вишневский К О., Гохберг Л.М. и др. Цифровая экономика: 2019: краткий статистический сборник. М.: НИУ ВШЭ, 2019.

  10. Александрова О А., Токсанбаева М.С., Ярашаева А.В. и др. Проблемы трудоустройства слабозащитных слоев населения в Москве. Под ред. А.В. Ярашаевой. АНО «Совет по вопросам управления и развития». М.: Акварель, 2017. 252 с.

  11. Притчина Л. С. Цифровизация и новое экономическое образование. Педагогическое образование и наука. 2018. № 2. С. 120—122.

  12. Литвак Н.В. Новая реформа отечественного высшего образования: «цифровизация» и профессура. Наука. Культура. Общество. 2018. № 2-3. С. 156-163.

  13. Официальный сайт Федеральной службы государственной статистики. [Электрон, ресурс]. Режим доступа: http://www.gks.ru/

  14. Садовникова Н.А. и др. Статистика: учебник для академического бакалавриата. Под ред. В.Г. Минашкина. М.: Издательство Юрайт, 2019. 448 с.

  15. Единая межведомственная информационно — статистическая система (ЕМИСС). [Электрон, ресурс] Режим доступа: https://www.fedstat.ru

  16. Логинова С.Л. Цифровизация высшего образования: основные противоречия // Непрерывное образование: теория и практика реализации. Материалы II Международной научно-практической конференции. Екатеринбург, 2019. С. 104-107

  17. Румянцева И.А., Малахов К.А. О некоторых вопросах подготовки специалистов для цифровой экономики // Приоритетные и перспективные направления научно-технического развития Российской Федерации. Материалы ІІ-й Всероссийской научно-практической конференции. Москва, 2019. С. 333—335

  18. Николаенко М.Н. Цифровизация образования: перспективы и проблемы // Инвестиции, строительство, недвижимость как материальный базис модернизации и инновационного развития экономики. Материалы VIП Международной научно-практической конференции. В 2-х частях. Под редакцией Т.Ю. Овсянниковой, И.Р. Салагор. 2018. С. 599—602.

  19. Кислова И.И., Роншина Е.С., Стегостен- ко Ю.Б. Цифровизация. вызовы для образования // Проблемы высшего образования. 2018. № 1. С. 157-159.

  20. The Global Talent Competitiveness Index 2018. Diversity for Competitiveness. [Электрон, ресурс] Режим доступа: https://www.insead.edu/sites/default/files/assets/dept/globalindices/docs/ GTCI-2018-report.pdf

  21. Жаркенов А. К. Цифровизация как условие обновления содержания образования // Педагогическая наука и практика. 2018. № 3 (21). С. 27-31.

  22. Карманов М.В., Клочкова Е.Н. Статистическая грамотность как важная составляющая подготовки кадров для цифровой экономики // Вопросы статистики. 2018. Т. 25. № 10. С. 78-83.