Опубликована Янв. 1, 2019
Последнее пятилетие для российского Дальнего Востока ознаменовалось имплантацией ряда новых институциональных решений, которые в основном представляли собой современную редакцию ранее разработанных и опробованных правил и механизмов, организационных решений и стимулов, но тем не менее действительно представляли собой определенную новую систему действий по привлечению инвестиций и стимулированию экономической активности бизнеса и населения. Характер самих институциональных решений, как и общеэкономическая среда, в которой они применяются, не гарантировали и не гарантируют успех в деле выращивания на их основе эффективных экономических институтов и получение быстрых результатов в форме устойчивого опережающего роста и структурной модернизации экономики региона, заметного улучшения качества жизни населения. Однако сопровождавшая новации …
Опубликована Апрель 1, 2017
Инструменты реализации государственной региональной политики в отношении Дальнего Востока разнообразны – региональные программы, особые экономические зоны, зоны территориального развития, Свободный порт Владивосток, территории опережающего социально-экономического развития. Анализ результатов применения конкретных инструментов усугубляется отсутствием единообразного толкования используемых терминов, нехваткой информации и методик оценки роли административных преференций. Оценка результативности применения инструментов выполняется только на этапе обоснования необходимости использования конкретных инструментов, мониторинг реализации проектов и программ ведется по показателям выделения и освоения инвестиционных ресурсов. Чрезмерное многообразие инструментов федеральной поддержки предпринимательства в локальных зонах на Дальнем Востоке объясняется преимущественно ведомственными противоречиями федеральных министерств. Увлечение созданием территорий с особыми режимами породило завышенные ожидания от их …
Опубликована Авг. 1, 2017
В статье рассматривается динамика демографических и миграционных процессов на российском Дальнем Востоке в пореформенный период 1991–2016 гг. Анализируются факторы изменения численности населения в регионе. Особый акцент сделан на аспектах естественного воспроизводства населения, соотношения рождаемости и смертности. Показано, что если в период 1926–1991 гг. численность населения в регионе увеличилась в 5,1 раза, то в период 1991–2017 гг. она уменьшилась на 23,2%. Представлен анализ структуры миграционных потоков по территориям Дальнего Востока: внутрирегиональных, миграционного взаимодействия с федеральными округами России и внешней миграции (странами СНГ и дальнего зарубежья). Показано, что основной вектор в миграционных процессах ориентирован на Центральный, Северо-Западный и Южный федеральные округа. Приведенные …
Опубликована Апрель 1, 2018
В статье исследуются теоретические подходы к территориальным реформам местного самоуправления, выработанные европейской муниципальной наукой, а также практический опыт современного этапа укрупнения муниципалитетов в Германии (новые федеральные земли) и России. Особое внимание уделяется анализу аргументов сторонников и противников укрупнения, экономическим, социальным, управленческим и политическим эффектам этого процесса. На основе современных исследований делается вывод о несостоятельности аргумента об экономии бюджетных средств в ходе укрупнений муниципалитетов, а также о наличии ряда негативных последствий с точки зрения местной демократии. В то же время негативные демографические тенденции ведут к необходимости укрупнений на малонаселенных территориях. Статья содержит также ряд практикоориентированных выводов и рекомендаций
Опубликована Окт. 1, 2019
В сентябре 2018 г. на IV Восточном экономическом форуме в г. Владивостоке Президент РФ В.В. Путин поручил разработать национальную программу социально-экономического развития Дальневосточного федерального округа до 2035 г., которая должна заменить действующую Государственную программу развития этого региона до 2025 г. В ходе ее подготовки проделана большая работа по отбору проектов, которые предполагается и предлагается реализовать во всех одиннадцати субъектах РФ, входящих теперь в состав округа. Результаты этой работы представлены в проекте программы, который обсуждается с июля 2019 г. В настоящей статье анализируется содержание подготовленного проекта, его соответствие целевым показателям, предусмотренным в указах Президента РФ (май 2018 г.) и постановлениях Правительства …
Опубликована Дек. 12, 2019
Анализируются проблемы, возникшие при разработке Стратегии пространственного развития РФ и снижающие эффективность госполитики в этой сфере. Показано, что принципиальное повышение качества государственного управления в сфере пространственного развития требует решения целого ряда задач. Прежде всего, это формирование необходимой статистический основы. Во-первых, обработка и публикация статистических данных по территориальной структуре расходов федерального и региональных бюджетов, их открытость для широкого круга экспертов. Во-вторых, введение статистического учета в разрезе городских агломераций (на первом этапе хотя бы по численности населения), для чего необходимо научное обоснование и последующее утверждение официальных подходов к выделению агломераций. Кроме того, не теряет своей актуальности и проблема повышения качества муниципальной статистики …
Опубликована Дек. 1, 0015
Во многих публикациях, посвященных анализу межрегионального неравенства, при оценке величины неравенства используется взвешивание по долям численности населения регионов в населении страны. В работе показано, что такой подход, во-первых, концептуально ошибочен, поскольку дает оценку не межрегионального неравенства, а неравенства всего населения страны (причем весьма грубую), во-вторых, при некорректном взвешивании сама величина измерителя неравенства оказывается неверной. На примере неравенства по доходам между российскими регионами, измеряемого коэффициентом Джини, демонстрируется, к каким искажениям приводит применение взвешивания.
Опубликована Дек. 1, 2014
В работе изучаются динамика и факторы пространственной концентрации экономической активности в России, эмпирическими методами тестируются гипотезы агломерационной экономики. Анализ показал, что в России идет рост неравномерности распределения ресурсов и результатов производства, причем скорость этого процесса достаточно высока. Факторами, определяющими межрегиональную дивергенцию в России, являются плотность населения, размер и доступность рынков, а также структура экономики, т. е. те детерминанты, которые имеют рыночную основу и которые выдвигает в качестве ключевых агломерационная экономика. Результаты анализа не подтвердили эффективность межрегиональных трансфертов и государственных инвестиций для снижения различий между территориями. С точки зрения агломерационной экономики эффективные условия, стимулирующие центробежные пространственные тенденции, связаны со снижением межрегиональных …
Опубликована Дек. 1, 2014
В статье проводится эмпирический анализ региональных среднедушевых доходов населения с 1996 по 2012 г. Исследуется динамика пространственной автокорреляции индикатора регионального развития. Показано, что имеет место проблема измерения интенсивности пространственных взаимодействий: значение коэффициента Морана сильно варьируется в зависимости от выбора пространственной матрицы. Кроме того, с помощью аппарата пространственной эконометрики проверяются следующие гипотезы: 1) наблюдается сходимость регионов за указанный период; 2) процесс бета-конвергенции объясняется пространственным расположением регионов; 3) влияние размера рынка региона на региональный рост положительно. Получено эмпирическое подтверждение всех трех гипотез.
Опубликована Авг. 1, 2015
В статье на основе статистических данных по субъектам РФ за 2000-2013 гг. проведена оценка влияния транспортной инфраструктуры - автомобильных и железных дорог - на региональную экономическую динамику. Влияние транспортной инфраструктуры рассмотрено в двух аспектах: 1) непосредственный вклад в экономическую динамику региона, 2) пространственный эффект, генерируемый за пределы региона, и оказывающий либо положительное, либо отрицательное влияние на динамику соседних регионов. Выявлено наличие положительной связи между региональным экономическим ростом и развитием автотранспортных сетей, а также отрицательных пространственных эффектов, генерируемых обоими типами инфраструктуры. Кроме того, оценки, полученные отдельно для восточных районов РФ, не выявили положительного вклада транспортной инфраструктуры в региональный рост.