Загрузка...

Эта статья опубликована под лицензией Creative Commons и не автором статьи. Поэтому если вы найдете какие-либо неточности, вы можете исправить их, обновив статью.

Загрузка...
Загрузка...

Пандемия COVID-19 и её влияние на экономику Японии Creative Commons

Link for citation this article

Дёмина Яна Валерьевна,

Мазитова Марина Гамиловна

Японские исследования, Год журнала: 2021, Номер №3, С. 57 - 75, https://doi.org/10.24412/2500-2872-2021-3-57-75

Опубликована Июль 1, 2021

Последнее обновление статьи Янв. 30, 2023

Эта статья опубликована под лицензией

License
Link for citation this article Похожие статьи
Загрузка...

Аннотация

Статья содержит обзор ситуации с распространением COVID-19 в Японии и оценку влияния пандемии на экономику страны. По состоянию на начало августа 2021 г. число случаев заражения коронавирусом в Японии превысило 0,9 млн, из них летальных исходов - более 15 тыс. В то же время в мире число инфицированных превысило 198 млн, а летальных исходов - 4,2 млн. В первую пятёрку стран по количеству случаев заражения входят США, Индия, Бразилия, Россия и Франция. Япония по этому показателю занимает 33-е место в мире. В стране Восходящего солнца ситуация с распространением коронавируса не столь серьёзная, как в упомянутых государствах, однако её экономика также понесла существенный урон. По итогам 2020 г. ВВП Японии снизился на 4,7 % (его спад оценивался разными международными организациями в пределах от 4,7 до 7,3 %). Принятие трёх дополнительных бюджетов для финансирования пакетов антикризисных мер увеличило нагрузку на государственный бюджет. В итоге доля заимствований в годовых поступлениях составила 64,1 %, что существенно превышает показатели 2009 г. (52,1 %), когда в мире разразился финансовый кризис. Также выросла безработица (впервые за 11 лет), а в числе наиболее пострадавших от пандемии отраслей оказались автомобилестроение, туризм и общественное питание. Олимпийские игры в Токио прошли без зрителей (как иностранных, так и местных), соответственно, 4 трлн иен, в которые оценивались расходы зарубежных туристов, местные фирмы не получили. Пандемия также отрицательно сказалась на функционировании цепочек поставок, снизив объёмы внешней торговли Японии в первой половине 2020 г. Однако её динамика быстро продемонстрировала положительный тренд. Распространение коронавируса вызвало рост продаж в онлайн-торговле, а также спровоцировало «перестройку» национального рынка труда (в связи с введением противоэпидемиологических мер существенно увеличилась доля работающих дистанционно). В целом пандемия негативно сказалась на экономике и обществе Японии. Но правительство страны в каждом кризисе видит возможности. Так, ожидается, что одним из последствий пандемии станут структурные изменения в экономике, а местные фирмы будут больше инвестировать в цифровизацию и зелёные технологии.

Ключевые слова

Экономическая политика, коронавирус, пандемия COVID-19, внешняя торговля, Япония, меры государственной поддержки, последствия пандемии

Как известно, активное распространение вируса SARS-CoV-2 (СОѴШ-19) началось после вспышки этого заболевания в китайском городе Ухань. В настоящее время в мире выявлено более 198 млн1 случаев заражения коронавирусом. В результате пандемии правительства многих стран были вынуждены закрыть границы и ввести ограничения на функционирование многих сфер экономической деятельности.


По данным Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ) в Японии зафиксировано более 944 тыс.2 случаев заражения (рис. 1). Среди стран мира по этому показателю Япония занимает 33-е место. В первую десятку входят США (34,8 млн случаев), Индия (31,7 млн случаев), Бразилия (19,9 млн случаев), Россия (6,3 млн случаев), Франция (6 млн случаев), Великобритания (5,9 млн случаев), Турция (5,8 млн случаев), Аргентина (4,9 млн случаев), Колумбия (4,8 млн случаев) и Испания (4,5 млн случаев).


По числу случаев заражения на 100 тыс. чел. среди рассматриваемых стран Аргентина занимает 1-е место - 10,9 тыс. (рис. 1). За ней следуют США (10,5 тыс.), Испания (9,6 тыс.), Бразилия и Колумбия (по 9,4 тыс.). Для Японии этот показатель равен 0,7 тыс.



Число летальных исходов в Японии (15,2 тыс. чел.) было гораздо ниже, чем в вышеуказанных странах (рис. 2). В США смертность составила 608,3 тыс. чел., в Бразилии - 556,8 тыс. чел., в Индии - 425,2 тыс. чел.


Смертность, тыс. чел. Смертность на 100 тыс. чел.



Показатель смертности в расчёте на 100 тыс. чел. для Японии (12) был также существенно ниже, чем в других рассматриваемых странах (рис. 2). Так, для Бразилии он равен 262, для Колумбии - 237,8, для Аргентины - 234.


Противоэпидемиологические меры, принятые в Японии


Первый подтвержденный случай заболевания СОѴШ-19 в Японии был зарегистрирован 16 января 2020 г3. В ответ на вспышку коронавируса власти страны приняли ряд мер, направленных на охрану здоровья населения и сдерживание эпидемии. В связи с пандемией Олимпийские игры 2020 года в Токио были перенесены на 23 июля - 8 августа 2021 г. Также Япония ввела ограничения на въезд иностранцев из 159 стран4 (запрет действует в отношении лиц, посетивших территории, затронутые СОѴШ-19, в течение последних 14 дней).


Можно выделить четыре периода (четыре волны коронавируса) введения и отмены режима чрезвычайного положения (ЧП) в Японии. Впервые премьер-министр С. Абэ объявил чрезвычайное положение 7 апреля 2020 г. в семи префектурах (Токио, Сайтама, Канагава, Тиба, Осака, Хёго и Фукуока). 16 апреля режим ЧП было решено ввести на всей территории страны (начиная с 6 мая). Это позволило губернаторам префектур просить людей оставаться дома, закрывать школы и общественные учреждения, строить временные
медицинские учреждения и принимать меры по поддержке поставок медицинских и продовольственных товаров.


На фоне снижения новых подтвержденных случаев заболевания СОѴШ-19 14 мая чрезвычайное положение было отменено в 39 из 47 префектур, а в префектурах Осака, Киото и Хёго - 21 мая. На всей территории страны режим ЧП был отменен 25 мая. Ограничения на поездки между префектурами были сняты 19 июня.


Второй период ограничений начался 15 июля, когда в Токио были введены максимально жёсткие меры. Власти просили жителей воздержаться от поездок за пределы Токио, а караоке-залы и рестораны, где продают алкоголь, должны были закрываться к 10 часам вечера. В августе префектуры Аити, Осака, Миядзаки и Окинава приняли аналогичные меры. В сентябре в связи со снижением числа инфицированных меры по ограничению часов работы ресторанов и караоке-залов были отменены.


Новая волна заражений привела к тому, что 19 ноября уровень опасности СОѴШ-19 в Токио был поднят до самого высокого. Власти попросили жителей воздержаться от выхода на улицу, а караоке-залы и рестораны, где продают алкоголь, снова должны были закрываться к 10 часам вечера. Ещё семь префектур (Хоккайдо, Ибараки, Сайтама, Тиба, Канагава, Аити и Осака) также ввели такие ограничения. В то же время Саппоро и Осака были временно исключены из правительственной программы субсидирования внутренних поездок (Go-to-Travel). Кампания Go-to-Travel на общенациональном уровне была временно приостановлена 14 декабря (ограничения начали действовать с 28 декабря 2020 г).


Режим ЧП в Токио и трёх соседних префектурах (Сайтама, Канагава и Тиба) был объявлен 7 января 2021 г. Через неделю - 14 января - премьер-министр Ё. Суга добавил к этому списку ещё семь префектур (Гифу, Аити, Киото, Осака, Хёго, Тотиги и Фукуока). Правительство сократило рабочее время ресторанов и баров до 8 часов вечера, ограничило число зрителей на крупных мероприятиях до 5 тыс. человек, а также призвало компании уменьшить число сотрудников в офисах на 70 % и перевести их на дистанционную работу. Жителям рекомендовали оставаться дома и воздерживаться от посещения общественных мест, особенно после 8 часов вечера. 26 февраля режим ЧП был отменён, за исключением района Большого Токио (Токио, Сайтама, Канагава и Тиба). В этих четырёх префектурах чрезвычайное положение было отменено 21 марта. Однако уже в конце марта число вновь зарегистрированных случаев заражения в Осаке превысило показатели января, что дало повод губернатору префектуры Ё. Хирофуми говорить о начале четвёртой волны СОѴШ-19 в Японии [Takahashi 2021].


Накануне проведения Олимпийских игр (8 июля 2021 г.) в Токио был введён очередной режим ЧП5. Зрителям запретили посещать олимпийские объекты в Токио и трёх соседних префектурах - Канагава, Тиба и Сайтама6. Таким образом, Игры стартовали 23 июля на Национальном стадионе в Токио при пустых трибунах. Несмотря на то, что ежедневный показатель новых случаев заболевания СОѴШ-19 достиг в конце июля рекордных уровней, премьер-министр Ё. Суга отверг возможность прекращения Олимпийских игр7. Однако 30 июля власти страны решили ввести режим ЧП в префектурах Сайтама, Тиба, Канагава и Осака, а также продлить его действие в префектурах Токио и Окинава до 31 августа. Усиленные антивирусные ограничения были введены в префектурах Хоккайдо, Исикава, Хёго, Киото и Фукуока8.


Стоит отметить, что, несмотря на введение режима ЧП и отмену занятий в школах и университетах, все регламентации властей носили рекомендательный характер (так как ограничение прав человека считается в стране недопустимым). При этом особенность японского общества состоит в том, что данные «просьбы» воспринимаются как «требования», и их неисполнение влечёт за собой «потерю лица» [Белов, Тихоцкая 2020, с. 16]. Так, ряд японских чиновников были оштрафованы, получили предупреждения или лишились своих должностей, а несколько парламентариев покинули свои партии в связи с нарушением введенных ограничений9.


Что касается международных поездок, то с сентября 2020 г. Япония разрешила въезд в страну всех иностранных граждан, имеющих статус резидента. Для стимулирования двусторонних деловых поездок были введены Business Track и Residence Track. Договор был подписан с 11 странами: Брунеем, Камбоджей, Китаем, Лаосом, Мьянмой, Малайзией, Сингапуром, Республикой Корея, Тайванем, Таиландом и Вьетнамом.


Residence Track позволяет трансграничным путешественникам въезжать, в исключительных случаях, в Японию, но требует, чтобы они оставались дома или в определённых местах в течение 14 дней. Эта система предназначена в основном для долгосрочных путешествий.


Business Track позволяет трансграничным путешественникам въезжать, в исключительных случаях, в Японию или соседнюю с ней страну. Кроме того, эта система позволяет им заниматься некоторыми видами деловой активности10 в течение 14-дневного периода пребывания дома (частично ослабляет ограничения на такую деятельность) при условии, что они соблюдают дополнительные карантинные меры. Business Track предназначен в основном для краткосрочных деловых поездок.


30 октября правительство Японии приняло решение снять запрет на въезд в страну для граждан Австралии, Брунея, Китая (включая Гонконг и Макао), Новой Зеландии, Республики Корея, Сингапура, Тайваня, Таиланда и Вьетнама. Однако с 18 марта 2021 г. действие Business Track и Residence Track было приостановлено до тех пор, пока не будет отменен режим ЧП11.


С 19 марта 2021 г. все путешественники, включая граждан Японии, при въезде в страну должны представить сертификат об отрицательном результате теста на коронавирус, проведённого за 72 часа до времени вылета рейса12. Тем, кто не представит справку об отрицательном результате теста, будет отказано во въезде в Японию в соответствии с Законом о карантине. Авиакомпании будут отказывать в посадке тем, у кого её нет.


Для сдерживания эпидемии коронавируса правительство Японии также приняло решение о вакцинации населения. Она началась 17 февраля 2021 г. с медицинских работников13. Вакцинация пожилых людей (65 лет и старше, примерно 36 млн человек) проводится с 12 апреля14; людей в возрасте от 18 до 64 лет - с 17 июня15. Премьер-министр Ё. Суга планировал завершить вакцинацию населения к ноябрю16.


Власти страны договорились о поставках вакцины трёх компаний: американских Pfizer Inc. (для 60 млн чел.) и Modema Inc. (для 25 млн чел.) и британо-шведской AstraZeneca PLC (для 60 млн чел.) [Ishizaka 2020]. Жителям Японии предоставили право выбора вакцины. При этом международный опрос Всемирного экономического форума и французского социологического агентства Ipsos показал, что только 49 % японских респондентов готовы привиться от СОѴШ-19 в течение месяца после того, как вакцина станет доступной. Для сравнения - в Великобритании и Бразилии положительно настроены 85 % опрошенных17. На конец июля 2021 г. менее четверти населения Японии были полностью привиты от СОѴШ- 19, при этом около 35 % получили по крайней мере один укол18.


Экономические меры борьбы с COVID-19


Чрезвычайный экономический пакет мер против СОѴШ-19 был одобрен 7 апреля 2020 г. (частично пересмотрен 20 апреля) в размере 117 трлн иен19 (20,9% ВВП 2019 г.). В него также были включены оставшиеся части ранее объявленных пакетов: пакет стимулирующих мер от декабря 2019 г. (принят в январе 2020 г.) и два пакета ответных мер против СОѴШ-19 от 13 февраля и 10 марта 2020 г. Первый дополнительный бюджет на 2020 фин.г. для реализации этих мер был принят 30 апреля.


Апрельский пакет мер был направлен на следующие цели20:



  • разработка превентивных мер против распространения инфекции и строительство лечебных учреждений (расходы в размере 0,4 % ВВП в 2019 г);

  • поддержка занятости и бизнеса (15,8 % ВВП);

  • восстановление экономической деятельности после отмены режима ЧП (1,5 % ВВП);

  • восстановление устойчивости экономической структуры (2,8 % ВВП);

  • повышение готовности к вызовам будущего (0,3 % ВВП).


Ключевые меры принятого в апреле Чрезвычайного пакета включают в себя денежные выплаты каждому резиденту Японии (в размере 100 тыс. иен) и пострадавшим фирмам (2 млн иен микро-, малому и среднему бизнесу и 1 млн иен индивидуальным предпринимателям), а также отсрочку налоговых платежей и взносов на социальное обеспечение и предоставление льготных кредитов государственных и частных финансовых учреждений.


27 мая правительство Японии объявило о втором проекте дополнительного бюджета на 2020 фин.г. (принят 12 июня) стоимостью 31,9 трлн иен21. Средства были выделены на поддержку бизнеса и домашних хозяйств, охрану здоровья, трансферты местным органам власти и увеличение резервного фонда COVID-19. Конкретные меры включают в себя следующее: расширение субсидий на поддержку занятости (страхование занятости и финансовая поддержка работников, занятых менее 20 часов в неделю), поддержка медицинских учреждений (снабжение медицинскими масками, финансирование разработки вакцин и др.), предоставление субординированных кредитов государственными финансовыми учреждениями пострадавшим фирмам, субсидии пострадавшим фирмам для покрытия арендных платежей и др.


8 декабря 2020 г. правительством Японии были приняты Всеобъемлющие экономические меры по защите жизни и жизнедеятельности населения (полное название - Comprehensive Economic Measures to Secure People's Lives and Livelihoods toward Relief and Hope'). Для финансового обеспечения этих мер 15 декабря правительство утвердило проект
третьего дополнительного бюджета на 2020 фин.г. общей стоимостью 15,4 трлн иен22. Он включает расходы на сдерживание распространения СОѴШ-19 (расширение текущих мер реагирования на СОѴШ-19), содействие структурным изменениям в экономике после пандемии (стимулирование фирм инвестировать в цифровизацию и зелёные технологии), обеспечение безопасности и оказание чрезвычайной помощи в связи со стихийными бедствиями и т.д.


16 марта 2021 г. правительство Японии одобрило ряд чрезвычайных мер по финансовой поддержке населения. Домохозяйства с низким доходом, имеющие детей, получат по 50 тыс. иен на каждого ребёнка. Пакет мер также включает расширение субсидий для некоммерческих организаций, которые управляют кафетериями «детские столовые» (кодомо сёкудо), предоставляющими бесплатное питание нуждающимся детям. Для реализации этих мер правительство использует резервные фонды на сумму более 500 млрд 23 иен23.


Для поддержки экономики страны в условиях эпидемии Банк Японии решил проводить сверхмягкую кредитно-денежную политику. Среди мер Банка - программа по предоставлению средств на выгодных условиях финансовым учреждениям, по сути означающая предоставление беспроцентных необеспеченных кредитов малому бизнесу. Кроме того, Банк Японии существенно увеличил объём покупок коммерческих бумаг и корпоративных облигаций для поддержки крупных компаний.


Влияние пандемии на экономику Японии


И японские, и зарубежные эксперты сходятся во мнении, что ущерб экономике страны, нанесённый СОѴШ-19, достаточно велик. Уровень безработицы вырос впервые за 11 лет, составив 2,8 % в 2020 г. Число безработных достигло 1,91 млн человек, а временно отстраненных от работы сотрудников - 2,56 млн чел., что является самым высоким показателем с 1968 г24.


В число наиболее пострадавших отраслей экономики попали автомобилестроение (спад продаж автомобилей внутри страны по итогам 2020 г. оценивается в 8 %, в целом в мире - на 17 %) [Белов, Тихоцкая 2020, с. 18], туризм (въездной туризм практически полностью прекратился, для стимулирования внутреннего туризма была принята программа Go-to-Travel) и общественное питание.


Автомобильная промышленность пострадала не только из-за снижения спроса на транспортные средства и приостановки сборочных линий в связи с распространением коронавируса, но и из-за глобальной нехватки чипов (вызванной повышенным спросом на полупроводники, используемые в самых разных продуктах, от ноутбуков и игровых консолей до автомобилей). Однако по итогам первого полугодия 2021 г. продажи автомобилей в Японии и в целом в мире возросли, лидером второй год подряд стала
японская корпорация Toyota. Устойчивый спрос в Северной Америке и Китае позволил Toyota и другим автогигантам существенно увеличить объёмы продаж по сравнению с 2020 г. (31,3 % прирост продаж у Toyota, 27,9 % - у Volkswagen, 25,8 % - у Honda и 21,5 % - у Nissan)25.


Въездной туризм практически полностью отсутствует из-за действующих запретов, внутренний - существенно снизился из-за опасений распространения пандемии. К тому же многие японские школы сократили летние каникулы в 2020 г., чтобы компенсировать приостановку занятий весной. Так, в период летних каникул 2019 г. было зафиксировано 75,4 млн туристов (из них жителей Японии - 72,4 млн чел.), 2020 г. - 38,05 млн туристов (жителей Японии - 38 млн чел.). В 2021 г. поток внутренних туристов оценивается в 40 млн 26 чел26.


В связи с пандемией расходы населения на рестораны и прочие заведения общественного питания резко сократились [Kihara, Kajimoto 2021], однако увеличилось потребление полуфабрикатов и готовых обедов. По оценкам европейских экспертов, прирост их потребления по итогам 2020 г. составил 10,6 % [Euromonitor Consulting 2020].


Первоначальные оценки спада ВВП Японии за 2020 г. колебались в пределах от 4,7 % (Банк Японии) до 7,3 % (ОЭСР) [Белов, Тихоцкая 2020, с. 17]. В итоге ВВП страны снизился на 4,7 % [OECD 2021; IMF 2021]. На самом деле, спад ВВП был вызван не только пандемией. Он начался ещё в последней четверти 2019 г. (6,3 %), что было вызвано сжатием внутреннего спроса вследствие повышения с 1 октября потребительского налога с 8 до 10 % [Белов, Тихоцкая 2020, с. 17]. В первом квартале 2020 г. спад был незначительным (2,2 % в годовом выражении), но во втором - крупнейшим в послевоенной истории Японии (29,2 %) [Takeda 2020; Takumori 2021]. Третий квартал продемонстрировал значительный рост (22,9 %), что отчасти было связано с реакцией потребителей на различные правительственные программы субсидирования.


По итогам 2020 фин. г. (закончился в марте 2021 г.) ВВП сократился на 4,6 % [Inaba 2021], хотя по оценкам японских и западных аналитиков прогнозировалось более существенное снижение (5,37% и 5,6% соответственно) [Nakamura 2021; Каоrі 2020]. Эксперты ожидают, что в текущем финансовом году (закончится в марте 2022 г.) экономика Японии продемонстрирует самый резкий за последние десятилетия подъём - рост на 3,42 % (оценки 35 экономистов, опрошенных Японским центром экономических исследований) [Nakamura 2021]. Международный валютный фонд и ОЭСР дают более скромные оценки: прирост на 2,8 % и 2,6 % соответственно в 2021 г. и на 3 % и 2 % соответственно в 2022 г. [OECD 2021; IMF 2021]. Положительный прогноз был отчасти основан на эффекте от проведения Олимпийских игр в Токио.


Как известно, Игры, которые первоначально планировалось провести с 24 июля по 9 августа 2020 г., были отложены на год после того, как С. Абэ и Международный олимпийский комитет (МОК) обсудили целесообразность проведения этого мероприятия в условиях пандемии. Несмотря на рост числа случаев заболевания СОVID-19 и запрет на въезд в Японию для всех иностранцев, введённый в январе 2021 г., глава оргкомитета Ё. Мори заявил, что он по-прежнему привержен проведению Игр [Ishizaka, Kojima 2021]. В то же время опросы общественного мнения, проведенные NHK и Японским институтом изучения прессы, показали, что почти 80 % и 70 % респондентов соответственно считали, что Игры должны быть отменены или снова отложены. В поддержку проведения Олимпиады выступали японские бизнесмены: они рассчитывали, что приток туристов составит 40 млн человек, а их расходы превысят 4 трлн иен.


Как отмечалось выше, Игры в Токио прошли без зрителей. По оценкам японских экспертов, это чревато существенными убытками. Так, почётный профессор Университета Кансай К. Миямото утверждает, что экономические потери составят 2,4 трлн иен27. Эти Игры оцениваются как самая дорогостоящая летняя Олимпиада в современной истории: по данным издания Wall Street Journal (со ссылкой на Коллегию аудиторов Японии), затраты превысили 25 млрд долл, (из государственной казны было выделено более 15 млрд долл.) при изначально заявленном бюджете в 7,4 млрд долл. Перенос Игр на год также увеличил их стоимость - на 2,8 млрд долл. [Успенская 2021].


Однако зарубежные аналитики придерживаются мнения, что даже отмена Олимпийских игр не нанесла бы большого ущерба экономике Японии [Chen 2020]. Так, в отчете швейцарского инвестиционного банка UBS говорится, что отмена Игр снизила бы рост ВВП только на 0,2 % в годовом исчислении, учитывая, что прямые расходы составляют всего лишь около 1 трлн иен.


К. Мацуи, главный стратег Goldman Sachs Research, также считает, что с макроэкономической точки зрения общее воздействие отмены Олимпиады было бы ограниченным, так как инвестиции в общественный транспорт, инфраструктуру и развитие сети отелей уже были осуществлены. По её словам, фактический эффект от проведения Олимпийских игр составляет всего около 7 млрд долл., что ничтожно мало для экономики размером в 5 трлн долл.


Наибольшие опасения экономистов вызывает разбухший государственный бюджет. На текущий финансовый год парламент Японии одобрил государственный бюджет на рекордную сумму более 106 трлн иен, или около 1 трлн долл.28


Бюджет на 2020 фин. г. изначально составлял 102,7 трлн иен. Однако меры противодействия СОVID-19 привели к принятию трёх дополнительных бюджетов и увеличению итоговой суммы до 175,7 трлн иен. Первоначальный бюджет предусматривал сумму заимствований в размере 32,6 трлн иен, однако в итоге она достигла рекордных 112,5 трлн иен. При этом доля заимствований в годовых поступлениях составила 64,1 %, что существенно превышает показатели 2009 г. (52,1 %), когда в мире разразился финансовый кризис.


Специалисты обеспокоены тем, что массированный выпуск государственных облигаций по сути представляет собой перекладывание долгов на будущие поколения.


А в условиях старения и сокращения численности населения Японии проблема соблюдения финансовой дисциплины встаёт особенно остро.


Изучение реакции домохозяйств на правительственную программу единовременных выплат показало, что скачок потребительских расходов наблюдался в течение первой недели после получения пособий. Умеренно повышенный уровень расходов был зафиксирован в течение месяца. Но в целом исследователи отмечают довольно слабую отдачу от программы, при этом ухудшение финансового положения людей в условиях пандемии разительно отличается по секторам экономики и демографическим группам [Kubota, Onishi, Toyama 2020, р. 90; Kaneda, Kubota, Tanaka 2021, p. 19].


Поддержка малых и средних предприятий (МСП), серьёзно пострадавших от L OVID- 19, дала более существенные результаты. Так, число корпоративных банкротств в Японии снизилось до минимума за последние 30 лет [Goodman, Gerstel 2020]. Особенно заметно возросло использование кредитных гарантий владельцами ресторанного бизнеса, катастрофически пострадавшего от пандемии. Однако кредиты используются ими для восполнения дефицита доходов, а не для осуществления капиталовложений, что в будущем может привести к проблемам с их погашением, если компании не смогут успешно перестроиться для работы в эпоху после ОOVID-19 [Yamori, Aizawa 2021, р. 199]. Кроме того, произошёл рост убыточных «компаний-зомби», поддерживаемых правительственными мерами.


Анализ деятельности японских ТНК не выявил положительного влияния мер государственной поддержки в 2020 г. Пандемия оказала существенное влияние на показатели занятости, объёмы продаж и инвестиций японских корпораций, функционирующих на территории Восточной Азии, а также нанесла существенный урон глобальным цепочкам поставок (экспорт в Японию и в третьи страны значительно снизился) [Zhang 2021, р. 26].


Так, в первом квартале 2020 г. общий объём продаж китайских филиалов29 японских ТНК снизился на 21,5 % по сравнению с аналогичным периодом 2019 г. Во втором квартале наблюдалось незначительное восстановление: продажи выросли на 2,6 % по сравнению с аналогичным периодом 2019 г. Начиная с третьего квартала наметился устойчивый положительный тренд: продажи выросли на 15,2 % в третьем квартале и на 21 % в четвёртом [Ministry... 2021].


В то же время показатели деятельности филиалов японских ТНК в странах АСЕАН, Европе и Северной Америке в течение всего 2020 г. были гораздо ниже показателей 2019 г. с наибольшим падением во втором квартале. Так, общий объём продаж в первом квартале 2020 г. снизился на 8,2 %, 10,9 % и 7,2 %; во втором квартале - на 44,1 %, 33,2 % и 42,6 %. Темпы падения продаж начали снижаться лишь в четвёртом квартале, составив 2,1 %, 0,9 % и 2,9 % соответственно [Ministry... 2021].


Японские ТНК в период пандемии сократили объёмы инвестирования даже в странах, относительно менее пострадавших от СОѴШ-19. Наибольшее сокращение было характерно для второго квартала 2020 г. Так, инвестиции в Индонезию и Малайзию сократились примерно на 50 %, Индию, Сингапур и Тайвань - на 60 %, страны Европы - на треть [Ministry... 2021]. С третьего квартала началось незначительное восстановление объёмов инвестирования, при этом наблюдалась переориентация на такие страны, как Мексика, Нидерланды и Вьетнам [Zhang 2021, р. 61].


Влияние пандемии на внешнюю торговлю Японии


Япония является пятым по значимости30 экспортёром и импортёром в мире. В свою очередь внешняя торговля играет важную роль в экономике страны. Страна является крупным экспортером промышленных изделий с высокой добавленной стоимостью. Основные рынки сбыта продукции Японии - страны Восточной Азии и США. Основу импорта составляет продукция топливно-энергетического комплекса, продукция электромашиностроения и общего машиностроения (табл. 1).


Таблица 1. Географическая и товарная структура внешней торговли Японии.




















































































































Экспорт



Импорт



 



2018



2019



2020



 



2018



2019



2020



Всего, млрд долл.



738,2



705,8



641,0



Всего, млрд долл.



749,1



721,0



634,7



Доля отдельных стран, %



Китай



19,5



19,1



22,0



Китай



23,2



23,5



25,8



США



19,1



19,9



18,5



США



11,2



11,3



11,3



Республика Корея



7,1



6,6



7,0



Австралия



6,1



6,3



5,6



Тайвань



5,7



6,1



6,9



Тайвань



3,6



3,7



4,2



Гонконг



4,7



4,8



5,0



Республика Корея



4,3



4,1



4,2



Доля основных товарных групп, %



(84) Машины, оборудование и механизмы; части и принадлежности



20,9



21,1



19,1



(27) Топливо минеральное, нефть и продукты перегонки; битуминозные вещества; воски минеральные



23,3



21,6



16,6



(87) Средства наземного транспорта, кроме ж/д или трамвайного подвижного состава;


их части и принадлежности



20,0



19,4



19,0



(85) Электрические машины и оборудование, детали; аппаратура для записи и воспроизведения звука, изображения, их части и принадлежности



13,5



13,7



15,2



(85) Электрические машины и оборудование, детали; аппаратура для записи и воспроизведения звука, изображения, их части и принадлежности



14,8



14,6



16,0



(84) Машины, оборудование и механизмы; их части



9,7



9,8



10,6



Источник: составлено по данным ІТС Trade Map. https://www.trademap.org/ (дата обращения: 03.08.2021).


Япония прочно встроена в мировое хозяйство, и пандемия COVID-19 продемонстрировала уязвимость её экономики в условиях глобального кризиса. На первом этапе пандемия привела к краткосрочному нарушению цепочек поставок, а в дальнейшем стала причиной долгосрочного падения спроса.


Что касается импорта, то особенно резким было его падение в феврале и мае 2020 г.: в феврале его объём уменьшился на 13,6 %, а в мае на 24,3 % по сравнению с показателями 2019 г. (рис. 3, 4, 5).




Ослабление глобального спроса и продолжающаяся пандемия вызвали резкое сокращение экспортных поставок. Так, в апреле 2020 г. экспорт Японии уменьшился на 19 % по отношению к соответствующему месяцу 2019 г., а в мае 2020 г. - на 26,4%. Такое сокращение было вызвано существенным уменьшением поставок за рубеж (главным образом в США) средств транспорта (на 61,2%), а также машин и оборудования (на 20,6 %)31. Падение показателей внешней торговли наблюдалось и в последующие месяцы, но достаточно быстро наметилась положительная динамика (рис. 3, 6, 7).



Поскольку нарушение цепочек поставок, вызванное вспышкой вируса в Китае, нанесло серьёзный ущерб японским производителям, правительство стремилось укрепить производство и поддержать потребление в собственной стране. В начале марта 2020 г. С. Абэ заявил, что Япония не должна сильно зависеть от Китая в производстве продукции с добавленной стоимостью, и призвал компании перенести часть своих заводов из КНР в Японию. Чтобы помочь отечественным производителям вывести производство, из пакета экономической поддержки было выделено 243,5 млрд иен (более 2 млрд долл.). Основная часть выделенных средств - 220 млрд иен - для компаний, переносящих производство в Японию, и 23,5 млрд иен для тех, кто будет перебазировать свои предприятия в другие страны, предположительно в страны - члены АСЕАН. Токио намерен и далее укреплять своё экономическое и политическое влияние в Юго-Восточной Азии, подкрепив его созданием Центра АСЕАН по инфекционным заболеваниям [Кистанов 2020].


В действительности необходимость в расширении производственных баз в регионе АСЕАН усилилась ещё до пандемии. Это было связано с желанием избежать различных рисков, связанных с сильной зависимостью от производства в Китае, таких как антияпонские демонстрации, рост заработной платы, тарифная война с США.


Программа в первую очередь нацелена на производителей товаров, необходимых японцам для «ведения здорового образа жизни» в условиях пандемии, в том числе масок для лица и дезинфицирующих средств на спиртовой основе. Они могут получать субсидии при открытии новых заводов или увеличении существующих производственных мощностей в Японии. По расчётам экономистов субсидии покроют до двух третей инвестиций в увеличение внутреннего производства таких предметов первой необходимости для крупных компаний и три четверти - для малых и средних предприятий.


По данным Японской ассоциации производителей гигиенических товаров, около 80 % масок для лица в стране в 2018 г. были импортированы, в основном из Китая. Такие маски
стали дефицитом после вспышки коронавируса, что побудило премьер-министра С. Абэ запустить программу по распределению масок в стране.


Т. Фудзимото, профессор Высшей школы экономики Университета Токио, считает, что программы субсидирования «в некоторой степени разумны» с точки зрения долгосрочной перспективы, поскольку они будут стимулировать японских производителей к достижению лучшего производственного баланса между Японией, Китаем и АСЕАН. Но он также отметил, что не следует поощрять диверсификацию и локализацию их глобальных производственных баз, если это может в конечном итоге подорвать экономические преимущества компаний, так как важно, чтобы их производственные системы были конкурентоспособными и адаптируемыми к стихийным бедствиям [Nakamura 2020].


***


За полтора года пандемии число случаев заражения в мире превысило 198 млн, а летальных исходов - 4,2 млн. В Японии ситуация с распространением коронавируса не столь серьёзная, как в США или России, однако её экономика также понесла существенный урон. Так, по итогам 2020 г. спад ВВП страны Восходящего солнца составил 4,7 %, принятие пакетов антикризисных мер увеличило нагрузку на государственный бюджет (рекордная сумма заимствований в 112,5 трлн иен), безработица в стране выросла впервые за 11 лет, а в числе наиболее пострадавших от пандемии отраслей оказались автомобилестроение, туризм и общественное питание. Перенесённые на год Олимпийские игры в Токио прошли без зрителей (и иностранных, и местных), а зарубежные спортсмены и журналисты были максимально изолированы от контактов с местным населением. Опросы общественного мнения показали, что превалирующая часть населения страны Восходящего солнца была настроена против проведения Олимпийских игр. Японские бизнесмены высказывались в поддержку их проведения, однако их ожидания были разрушены запретом на въезд иностранных туристов (по оценкам страну могли посетить 40 млн человек, а их расходы - превысить 4 трлн иен) и введением режима ЧП. Внешняя торговля Японии резко «просела» в первой половине 2020 г., однако впоследствии наметился положительный тренд. Распространение коронавируса также спровоцировало «перестройку» национального рынка труда и сферы услуг: в связи с введением противоэпидемиологических мер существенно выросла доля работающих дистанционно и повысился спрос на онлайн-торговлю. В целом пандемия оказала негативное влияние на экономику и общественное благосостояние Японии. Однако правительство страны в текущем «коронакризисе» видит не только глобальную проблему, но в том числе и возможность структурных изменений в экономике. В частности, один из пакетов принятых мер направлен на стимулирование фирм инвестировать в цифровизацию и зеленые технологии.


БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК



  1. Белов А.В., Тихоцкая И. С. Первая волна пандемии СОѴШ-19 в Японии: социальные и экономические аспекты // Азия и Африка сегодня. 2020. № 10. С. 14-21. DOI: 10.31857/S032150750011106-8

  2. Ku станов В. COVID-19 корректирует внешнюю стратегию Японии // Независимая газета. 31.05.2020. https://www.ng.ru/dipkurer/2020-05-31/10_7874Japan.html (дата обращения: 03.08.2021).

  3. Успенская А. Поколение Z против МОК. Как олимпийское движение оказалось в ловушке нового времени, и что может его спасти? // ВВС News. 31.07.2020. https://www.bbc.com/russian/features-57957618 (дата обращения: 04.08.2021).