Учебный стресс как фактор риска формирования аддиктивного поведения, тревожных и депрессивных расстройств у иностранных студентов медиков
Опубликована Янв. 1, 2018
Последнее обновление статьи Сен. 19, 2022
туденты, обучающиеся за рубежом, испытывают трудности в адаптации к нормам и ценностям принимающей культуры. Кроме того, высокая учебная нагрузка, сопровождающаяся стрессом, нередко формирует депрессию и дезадаптивные состояния. Цель исследования. Изучение особенностей адаптации за трехлетний период обучения иностранных студентов, не владеющих русским языком, в медицинском институте в России, для разработки рекомендаций по повышению стрессоустойчивости и первичной психопрофилактике. Материалы и методы. Обследована сплошная выборка из 166 студентов 1-3 курсов в возрасте 17-29 (20.8±1.8) лет (137 лиц мужского и 29 женского пола) прибывших из Индии и стран Ближнего Востока, не владеющие русским языком и обучающиеся на английском языке в медицинском институте. Методы исследования: медико-социологический, психометрический и статистический. Результаты. Более половины студентов испытывали затруднения к адаптации. Значимыми были: языковый барьер, непривычная еда и климатические условия, большая учебная нагрузка, жизнь вдали от родителей, трудности в организации режима дня. У 44% первокурсников наблюдалась эмоциональная подавленность и суицидальные мысли. В связи с учебой 77% и 89% студентов 1 и 2 курса спали менее 7 часов в сутки. Студенты не уделяли должного внимания питанию: 1-2 раза в день принимали пищу 67.8% студентов 1 курса, 37.8% – второго и 29.7% – третьего. Горячую пищу только один раз в день принимали соответственно 50% – 20% и 16.2% студентов. Симптомы социофобии имели место у 45.2% – первокурсников, 32,3% – на втором курсе и 18,9% – третьем. Депрессия была у 31% первокурсников, у 17.8% и 10.8% у студентов 2 и 3 курсов. Тревога наблюдалась у 50% – 35.6% – 35.1% и стресс у 29.8% – 15.6% и 10.8%. Для преодоления стресса 19% студентов первого и 43,2% – третьего курсов употребляли алкогольные напитки. Более половины – принимали седативные микстуры и нерецептурные успокоительные. Заключение. Целесообразно проведение обучающих семинаров-тренингов по «Тайм-менеджменту» и «Стресс-менеджменту». Это позволит повысить уровень адаптивных способностей студентов и предупредить развитие психосоматических расстройств.
Ключевые слова
Адаптация, стресс, тревога, депрессия, учебная миграция, студенты-медики, суицидальные мысли
Студенты, выезжающие на обучение в другие страны и временно в них пребывающие, испытывают ряд эмоциональных трудностей в условиях начальной адаптации к нормам и ценностям принимающей культуры [16]. Степень их интеграции в новой культурной среде зависит от национальных, религиозных и климато-географичских различий, а также индивидуальных особенностей [3]. Наряду с этим меняются бытовые условия и возникают новые требования к учебной адаптации [19]. Существенную роль играет и миграционный стресс, связанный с отсутствием знакомой среды и отсутствии поддержки родных [24].
Наиболее стрессогенными для иностранных студентов оказались большой объем учебного материала [1], климат и языковый барьер [4]. Как правило, только к концу третьего курса иностранные студенты достигают значительных успехов в овладении языком, обретают достаточный словарный запас и начинают активно использовать свои знания. Если внешние факторы родной и чужой страны имеют значительные отличия (климат, география и др.), адаптация проходит тяжелее [7, 8].
Проблемы адаптации в иноязычной среде особенно касаются студентов медиков, так как учебная нагрузка у них в среднем в 2 раза выше, чем у учащихся других ВУЗов [6], а учебный процесс относится к числу напряженных в эмоциональном плане видов труда, что отражается на уровне их психического и соматического здоровья [27].
У студентов медиков регистрируется высокий уровень учебного стресса [20], приводящего у подавляющего большинства – 83% студентов медиков к возникновению суицидальных мыслей; при этом у 66% они возникают часто и у 17% – изредка. Более того [26], у поступающих в медицинские институты изначально наблюдаются высокая частота стресса, тревоги и депрессии. В период учебы большая подверженность развитию тревоги и депрессии выявлена у лиц женского пола [23]. Для преодоления стресса студенты употребляли психоактивные вещества: наркотики, алкоголь, табакокурение [10, 15]. Студенты первокурсники испытывают больший уровень стресса, чем второкурсники [5, 21, 22], что способствует развитию депрессии и внутренних форм суицидального поведения.
Наибольший стресс у студентов вызывали давление со стороны преподавателей, большие объемы изучаемой информации, недостаток времени для повторения материала, неполучение ожидаемых оценок, жесткий распорядок дня, а также недостаточность навыков планирования времени и самодисциплины, неспособность устанавливать приоритеты [9, 17]. Стрессовое состояние студентов негативно сказывается на трудоспособности, в результате ухудшается посещаемость занятий и успеваемость [2, 18].
Целью исследования было изучение динамики за трехлетний период реагирования на сочетанный стресс (миграционный и учебный) иностранных студентов, не владеющих русским языком в период обучения на английском языке в медицинском институте в России для разработки рекомендаций по повышению стрессоустойчивости и первичной психопрофилактике.
Обследована сплошная выборка, состоящая из 166 студентов 1-3 курсов в возрасте 17-29 (20.8±1.8) лет (137 лиц мужского и 29 женского пола) прибывших из Индии и стран Ближнего Востока, не владеющие русским языком и обучающиеся на языке посреднике (английском) в медицинском институте. Обследование проводилось в апреле (на 1 курсе – на 8 месяце обучения, на втором – спустя 1 год и 8 месяцев и на третьем – спустя 2 года и 8 месяцев).
Основными методами обследования были:
3. Статистический (методы непараметрической статистики: описательная статистика, медиана, интерквартильный размах; при сравнении двух групп по бинарному признаку применялся критерий c2 с поправкой Йетса на непрерывность, при сравнении двух независимых групп использовался U-тест Манна-Уитни, факторный анализ с varimax вращением фактора).
Большинство студентов всех курсов (73-76%) поступили в медицинский институт по собственному убеждению и только 16-23% по совету родителей. Поступивших случайно или по совету знакомых было от 1.2% до 5.4%.
Объективизация точки зрения студентов на степень сложности адаптации в первые месяцы после приезда на учебу в Россию показала, что более трети – 36.9% первокурсников оценили тяжесть адаптации в 50-70 баллов, а 20.2% – в 80-100 баллов. Другими словами, более половины студентов (57.1%) первого курса испытывают серьезные затруднения в адаптации в первые месяцы обучения в иноязычной стране. Гендерные различия не выявлены.
Среди факторов, обусловливающих наибольшие трудности для адаптации был языковый барьер – для 75.6-75.7% студентов 2 и 3 курса и 64.3% – первого. На втором месте – непривычная пища и иные климатические условия.
Миграционный и учебный стресс в первые месяцы пребывания на территории другой страны обусловливал возникновение эмоциональной подавленности и суицидальных мыслей у 44% первокурсников. Такой высокий уровень суицидальных мыслей у студентов иностранцев первого курса требует тщательного внимания со стороны кураторов групп в аспекте предоставления необходимой помощи в адаптации, в том числе и психологической.
Верификация субъективной оценки сложности обучения в медицинском институте показала, что на первом курсе немногим более 40% студентов испытывали средней степени выраженности затруднения в освоении учебного материала со снижением этой цифры на 2 и 3 курсах соответственно до 28.9% и 21.6% (c2=4.13 df=1 p=0.042). Серьезные трудности в учебе испытывали незначительное число студентов (от 8.3% на первом до 5.4% третьем курсах).
Значительная часть студентов первого (77.4%) и второго (88.9%) курсов спали менее 7 часов в сутки. Более половины – 51.2% первокурсников, 64.4% – второго и 45.9% – третьего курса ложились спать в 01 час ночи и позже. Это не позволяло полностью восстановить силы и обусловливало повышенную усталость.
Установлено, что неправильное питание – прием пищи 1-2 раза в день было характерно для 67.8% студентов 1 курса со снижением этой цифры на 2 курсе до 37.8% (c2=9.65 p=0.003; OR=3.5 95%CI=1.6-8.0) и на третьем – 29.7%. Горячую пищу 1 раз в день принимала половина (50%) первокурсников, 20% (c2=9.81 df=1 p=0.0026; OR=4.0 95%CI=1,6.10,2) студентов второго и
16.2% – третьего курса. Другими словами, по мере адаптации к учебе режим питания улучшался.
Сравнительная характеристика степени субъективной значимости учебных стрессовых факторов (таблица 1) показал, что для студентов первого курса наиболее стрессогенными были: отсутствие учебников, большая учебная нагрузка, нерегулярное питание, жизнь вдали от родителей, трудности в организации режима дня и проблемы с другими студентами при совместном проживании в общежитии. Степень значимости указанных стрессовых факторов у студентов первого курса была статистически значимо выше, чем у второго.
Таблица 1
Значимость учебных стрессовых факторов в баллах от 1 до 10
(критерий Манна-Уитни)
Table 1
The significance of stressful learning factors in points from 1 to 10
(the Mann-Whitney criterion)
№ п/п | Учебные стрессовые | 1 курс | 2 курс | 1-2к p= | 3 курс | 1-3 к p= | |||
---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|
Me | Q25-75 | Me | Q25-75 | Me | Q25-75 | ||||
1 | Строгие преподаватели | 5.0 | 2.0-7.0 | 5.0 | 3.0-7.0 | *** | 5.0 | 3.0-6.0 | *** |
2 | Большая учебная нагрузка | 6.0 | 4.0-8.0 | 5.0 | 4.0-6.0 | 0.015 | 4.0 | 3.0-6.0 | 0,003 |
3 | Отсутствие учебников | 7.0 | 4.0-9.0 | 4.0 | 2.0-6.0 | 0.0003 | 5.0 | 2.0-8.0 | *** |
4 | Непонятные, скучные учебники | 4.5 | 2.0-6.0 | 4.0 | 1.0-5.0 | *** | 3.0 | 2.0-5.0 | 0,015 |
5 | Жизнь вдали от родителей | 5.0 | 3.0-8.0 | 5.0 | 2.0-6.0 | 0.046 | 3.0 | 2.0-5.0 | *** |
6 | Нехватка денег | 3.0 | 1.0-5.0 | 3.0 | 1.0-6.0 | *** | 3.0 | 1.0-5.0 | *** |
7 | Трудности организации режима дня | 5.0 | 3.0-7.0 | 4.0 | 2.0-5.0 | 0.006 | 3.0 | 1.0-5.0 | 0,0003 |
8 | Нерегулярное питание | 6.0 | 3.0-9.0 | 4.0 | 2.0-6.0 | 0.003 | 4.0 | 2.0-6.0 | 0,003 |
9 | Проблемы проживания в общежитии | 4.0 | 0.0-6.0 | 1.0 | 0.0-4.0 | 0.011 | 1.0 | 0.0-4.0 | 0,04 |
10 | Конфликты в группе | 2.0 | 0.0-4.0 | 1.0 | 0.0-3.0 | *** | 2.0 | 0.0-3.0 | *** |
11 | Много времени готовиться к занятиям | 5.0 | 3.0-7.0 | 2.0 | 1.0-4.0 | 0.0001 | 1.5 | 0.0-3.0 | 0,0000 |
12 | Нежелание учиться | 1.0 | 0.0-4.0 | 2.0 | 0.0-3.0 | *** | 1.0 | 0.0-3.0 | *** |
13 | Разочарование в будущей профессии | 1.0 | 0.0-3.0 | 1.0 | 0.0-3.0 | *** | 0.0 | 0.0-4.0 | *** |
14 | Стеснительность, застенчивость | 2.0 | 0.0-5.0 | 2.0 | 1.0-4.0 | *** | 2.0 | 0.0-5.0 | *** |
15 | Страх перед будущим | 4.0 | 2.0-6.0 | 4.0 | 1.0-5.0 | *** | 2.0 | 0.0-5.0 | 0,013 |
16 | Проблемы в личной жизни | 3.0 | 1.0-5.0 | 1.0 | 0.0-5.0 | *** | 1.0 | 0.0-3.0 | 0,009 |
17 | Нерациональное расписание занятий | 5.0 | 2.0-6.0 | 4.0 | 1.0-5.0 | *** | 1.0 | 0.0-3.0 | 0,0000 |
18 | Много занятий в день | 5.0 | 2.0-7.0 | 3.0 | 2.0-5.0 | 0.02 | 2.0 | 0.0-4.0 | 0,0000 |
19 | Отработка пропущенных занятий | 4.0 | 1.0-6.0 | 3.0 | 1.0-6.0 | *** | 4.0 | 1.0-7.0 | *** |
По мере адаптации, на втором и третьем курсах эти проблемы становились менее значимыми. Кроме того, у первокурсников, по сравнению со студентами 3 курса, существенное стрессогенное влияние имели страх перед будущим (неопределенность) и проблемы в личной жизни (разрыв контактов с друзьями).
Между вторым и третьим курсами статистически значимые различия выявлены по параметрам: нерациональное расписание занятий (p=0.001) и большое количество занятий в день (p=0.045), имеющих более важное значение для студентов 2 курса.
Факторный анализ выявил 6 значимых факторов (таблица 2) учебного стресса для студентов первого курса (68.8% дисперсии). Доминировали напряженный график учебы и определенная растерянность, субъективно воспринимаемая как «разочарование в профессии» в силу непонимания на первых порах взаимосвязи между общеобразовательными дисциплинами и врачебной профессией. Наряду с этим важно значение имели трудности в освоении учебного материала, сложности в планировании режима дня. Отдельно следует сказать о тоске по дому и проблемах в адаптации к совместному проживанию в общежитии в одной комнате с другими студентами.
Сравнительный анализ степени выраженности симптомов учебного стресса (таблица 3) показал, что для студентов первого курса, по сравнению со вторым, наиболее выраженными были спешка, ощущение нехватки времени, страх и тревога, а также низкая работоспособность. Значимыми симптомами для 1 и 2 курсов были плохой сон и расстройства внимания.
Таблица 2
Наиболее значимые факторы учебного стресса для иностранных студентов 1 курса
Table 2
The most significant factors of educational stress for foreign first-year students
№ п/п | Наименование фактора | Составляющие фактора | % дисперсии |
1 | Напряженный график учебы | Строгие преподаватели (0.875) |
27.7 |
Большая нагрузка (0.866) | |||
Много готовить (0.723) | |||
2 | Растерянность | Разочарование в профессии (0.869) | 12.5 |
3 | Трудности в понимании материала | Непонятные учебники (0.761) | 8.9 |
4 | Затруднения планирования времени | Нерациональное расписание (0.844) | 7.6 |
Трудности режима дня (0.762) | |||
5 | Тоска по дому | Жизнь вдали от родителей (0.821) | 6.3 |
6 | Бытовой стресс | Проблемы совместного проживания в общежитии (0.802) | 5.8 |
Таблица 3
Структура и выраженность (в баллах от 1 до 10) симптомов учебного стресса
(критерий Манна-Уитни)
Table 3
Structure and severity (in points from 1 to 10) of the symptoms of learning stress
(the Mann-Whitney test)
№ п/п | Симптомы учебного стресса | 1 курс | 2 курс | 1-2к p= | 3 курс | 1-3к p= | |||
Me | Q25-75 | Me | Q25-75 |
| Me | Q25-75 |
| ||
1 | Ощущение беспомощности | 3.0 | 1.0-5.0 | 2.0 | 0.0-4.0 | *** | 1.0 | 0.0-3.0 | 0.0016 |
2 | Наплывы посторонних мыслей | 3.0 | 1.0-5.0 | 2.0 | 1.0-4.0 | *** | 1.0 | 0.0-3.0 | 0.0062 |
3 | Плохая концентрация внимания | 4.0 | 1.0-5.0 | 3.0 | 1.0-5.0 | *** | 1.0 | 0.0-2.0 | 0.0001 |
4 | Раздражительность, обидчивость | 3.0 | 0.0-4.5 | 2.0 | 0.0-4.0 | *** | 1.0 | 0.0-3.0 | 0.0338 |
5 | Плохое настроение, депрессия | 3.0 | 1.0-5.0 | 2.0 | 1.0-4.0 | *** | 1.0 | 0.0-2.0 | 0.0033 |
6 | Страх, тревога | 3.0 | 1.0-5.0 | 1.0 | 0.0-3.0 | 0.0008 | 1.0 | 0.0-2.0 | 0.0013 |
7 | Потеря уверенности, снижение самооценки | 2.0 | 0.0-5.0 | 1.0 | 0.0-3.0 | *** | 1.0 | 0.0-2.0 | 0.0180 |
8 | Спешка, ощущение нехватки времени | 4.0 | 2.0-7.0 | 3.0 | 1.0-5.0 | 0.022 | 1.0 | 0.0-4.0 | 0.0002 |
9 | Плохой сон | 4.0 | 1.0-6.0 | 3.0 | 0.0-6.0 | *** | 2.0 | 0.0-4.0 | 0.0025 |
10 | Проблемы в общении с преподавателями | 2.0 | 0.0-5.0 | 2.0 | 0.0-4.0 | *** | 3.0 | 1.0-5.0 | *** |
11 | Учащенное сердцебиение, боли в сердце | 0.0 | 0.0-3.0 | 0.0 | 0.0-1.0 | *** | 0.0 | 0.0-1.0 | *** |
12 | Затрудненное дыхание | 0.0 | 0.0-3.0 | 0.0 | 0.0-1.0 | *** | 0.0 | 0.0-1.0 | *** |
13 | Проблемы с желудочно-кишечным трактом | 0.0 | 0.0-3.0 | 0.0 | 0.0-1.0 | *** | 0.0 | 0.0-1.0 | *** |
14 | Напряжение или дрожание мышц | 1.0 | 0.0-3.0 | 0.0 | 0.0-2.0 | *** | 0.0 | 0.0-1.0 | *** |
15 | Головные боли | 3.0 | 1.0-6.0 | 2.0 | 0.0-3.0 | *** | 1.0 | 0.0-2.0 | 0.002 |
16 | Низкая работоспособность, утомляемость | 3.0 | 1.0-6.0 | 1.0 | 0.0-3.0 | 0.004 | 0.0 | 0.0-2.0 | 0.0000 |
Из таблицы 3 видно, что большинство психологических (ощущение беспомощности, наплывы посторонних мыслей, плохая концентрация внимания, раздражительность, обидчивость, плохое настроение, потеря уверенности, снижение самооценки, головные боли и низкая работоспособность) симптомов стресса были одинаково значимыми для студентов 1 и 2 курсов. В то же время их значимость для третьекурсников статистически достоверно снизилась.
При сравнении различий в степени выраженности симптомов учебного стресса между студентами 2 и 3 курсов статистически значимые (p=0,004) различия выявлены по параметру расстройство внимания (более выраженное у второкурсников).
Факторный анализ выявил 2 значимых фактора: астеническая субдепрессия и психосоматические симптомы (таблица 4), отражающие симптомы учебного стресса у студентов 1 курса (58.1% дисперсии).
Среди способов совладания со стрессом существенное значение имели табакокурение, употребление алкоголя и наркотиков, а также лекарственных препаратов (таблица 5).
Таблица 4
Наиболее значимые факторы симптомов учебного стресса для иностранных студентов 1 курса
Table 4
The most significant factors of the symptoms of educational stress for foreign first-year students
№ п/п | Наименование фактора | Составляющие фактора | % дисперсии |
1 | Астеническая субдепрессия | Ощущение беспомощности (0.799) | 42.3 |
Наплывы посторонних мыслей (0.829) | |||
Плохая концентрация внимания (0.736) | |||
Плохое настроение. депрессия (0.717) | |||
Страх. тревога (0.775) | |||
Потеря уверенности. снижение самооценки (0.733) | |||
Спешка. ощущение нехватки времени (0.821) | |||
2 | Психосоматические симптомы | Учащенное сердцебиение. боли в сердце (0.861) | 15.8 |
Затрудненное дыхание (0.795) | |||
Проблемы с желудочно-кишечным трактом (0.832) | |||
Головные боли (0.728) |
Таблица 5
Количество студентов, склонных к химическим аддикциям и приему лекарственных
препаратов, как способу преодоления стресса
Table 5
The number of students inclined to chemical addictions and taking medications as a way
to overcome stress
Вещество | 1 курс | 2 курс | 3 курс | |||
n | % | n | % | n | % | |
Табак | 25 | 29.8 | 9 | 20.1 | 13 | 35.1 |
Алкоголь | 16 | 19.0 | 14 | 31.1 | 16 | 43.2 |
Наркотики | 11 | 13.1 | 8 | 17.8 | 2 | 5.4 |
Лекарственные настойки (ЛН) | 10 | 11.9 | 3 | 6.6 | 5 | 13.5 |
Нерецептурные седативные (НС) | 18 | 21.4 | 2 | 4.4 | 5 | 13.5 |
Сочетание ЛН и НС | 24 | 28.6 | 23 | 51.1 | 10 | 27.0 |
Всего принимали ЛН и НС | 52 | 63.4 | 28 | 62.2 | 20 | 54.1 |
Из таблицы 5 видно, что имеется отчетливая тенденция к росту числа употребляющих алкоголь и курящих табак – от 19% и 29.8% соответственно на первом курсе – до 43.2% и 35.1% – на третьем. Наркотики наиболее часто употребляли студенты 1 и 2 курсов (период наиболее напряженного обучения).
Установлено, что у студентов 1 курса, употребляющих алкоголь и наркотики, в период адаптации были более выражены страх и беспокойство, чем у не принимающих (U=397 p=0.0033). Они чаще намеренно пропускали занятия (U=412.5 p=0.006), поэтому имели задолженности с необходимостью отработки пропусков (U=435 p=0.014); последнее вызывало у них больший стресс, чем у не принимающих алкоголь и наркотики. Они больше спали в выходные дни (U=471 p=0.029), больше гуляли и позже возвращались домой (U=1245.5 p=0.0009). Важно значение для снижения стрессового напряжения имело употребление седативных микстур и нерецептурных седативных препаратов. Установлено, что значительно больше половины студентов 1 и 2 курсов прибегали к применению седативных лекарств с незначительным снижением на 3 курсе.
Анализ количества времени, проводимого за компьютером и смартфоном в сутки в социальных сетях, как способа общения, отдыха и преодоления стресса, показал, что 2/3 студентов 1-3 курсов проводят за этим занятием 3 часа и более, а в выходные дни – более 80%. Такой тип поведения с одной стороны – оказывает благоприятное воздействие на адаптацию, так как позволяет получить поддержку и эмоциональный заряд от друзей и родителей, которые остались на родине. С другой стороны – не позволяет развивать навыки реального эмоционального общения, а также становится фактором риска формирования компьютерной зависимости (от социальных сетей).
Изучение астении тестом FSI-14 (таблица 6) показало, что у студентов 1 курса все параметры были статистически значимо более выраженными, чем у 2 курса, за исключением того, что «астения мешала наслаждаться жизнью» одинаково для 1 и 2 курсов в диапазоне от 1 до 6 баллов (по 10 балльной шкале). В то же время, степень выраженности астении у первокурсников была статистически значимо выше, чем у студентов 3 курса по параметрам: уровень усталости сейчас, астения мешала общему уровню активности, способности купаться и одеться, нормальной работе, способности концентрироваться, отношениям с другими людьми и наслаждаться жизнью.
Таблица 6
Структура и степень выраженности усталости (в баллах от 1 до 10) – тест FSI-14
Table 6
Structure and degree of fatigue (in points from 1 to 10) – test FSI-14
№ п/п | Характеристика усталости | 1 курс | 2 курс | 1-2к p= | 3 курс | 1-3к p= | |||
---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|
Me | Q25-75 | Me | Q25-75 | Me | Q25-75 | ||||
1 | Максимальная выраженность | 5.0 | 3.0-6.0 | 3.0 | 1.0-5.0 | 0.005 | 3.0 | 2.0-6.0 | *** |
2 | Выраженность минимальной усталости | 2.0 | 1.0-5.0 | 2.0 | 1.0-3.0 | 0.045 | 2.0 | 1.0-3.0 | *** |
3 | Средний уровень усталости | 4.0 | 2.0-5.0 | 2.0 | 1.0-4.0 | 0.002 | 3.0 | 1.0-5.0 | *** |
4 | Уровень усталости сейчас | 3.0 | 1.0-5.0 | 2.0 | 0.0-4.0 | 0.027 | 1.0 | 0.0-3.0 | 0.000 |
5 | Мешала общему уровню активности | 4.0 | 2.0-5.0 | 1.0 | 1.0-3.0 | 0.000 | 2.0 | 1.0-4.0 | 0.010 |
6 | Мешала способности купаться и одеться | 3.0 | 1.0-4.0 | 1.0 | 0.0-3.0 | 0.027 | 1.0 | 0.0-2.0 | 0.005 |
7 | Мешала нормальной работе | 3.0 | 2.0-5.0 | 2.0 | 1.0-3.0 | 0.002 | 1.0 | 0.0-3.0 | 0.000 |
8 | Мешала способности концентрироваться | 4.0 | 2.0-5.0 | 2.0 | 1.0-4.0 | 0.009 | 2.0 | 1.0-4.0 | 0.040 |
9 | Мешала отношениям с другими людьми | 3.0 | 2.0-5.0 | 1.0 | 0.0-3.0 | 0.000 | 1.0 | 0.0-3.0 | 0.014 |
10 | Мешала наслаждаться жизнью | 3.0 | 1.0-6.0 | 2.0 | 1.0-5.0 | *** | 2.0 | 0.0-4.0 | 0.020 |
11 | Мешала настроению | 3.0 | 1.0-5.0 | 2.0 | 1.0-4.0 | 0.033 | 2.0 | 1.0-4.0 | *** |
12 | Количество дней, когда испытывали усталость в течение любой части дня | 3.0 | 2.0-4.0 | 2.0 | 1.0-3.0 | 0.006 | 2.0 | 2.0-3.0 | *** |
13 | Сколько времени, в среднем чувствовали усталость в день на прошлой неделе | 3.0 | 2.0-5.0 | 2.0 | 1.0-3.0 | 0.001 | 2.0 | 1.0-3.0 | *** |
SPIN-тест показал, что симптомы социофобии имели место у 45.2% – первокурсников, 32.3% – на втором курсе и 18.9% – третьем (по сравнению с первым: c2=6.53 df=1 p=0.011; OR=3.5 95%СI= 1.3-10.0). По мере адаптации к новым условиям проживания и учебному стрессу снижается уровень социальной тревоги.
Обследование при помощи теста GAD-7 показало, что наибольшее число симптомов генерализованной тревоги регистрировалось у студентов 1 курса – более чем половины (56%) со снижением (c2=6.29 df=1 p=0.013; OR=2.8 95%CI=1.2-6.5) на втором (31%) и незначительным повышением на третьем (40.5%). Повышение уровня тревоги на третьем курсе обусловлено началом обучения на клинических кафедрах требующего общения и обследования пациентов при недостаточном знании русского языка (и недостатке пациентов, владеющих английским языком).
Анализ степень выраженности депрессии, тревоги и стресса (тест DASS-21) показал, что у студентов 1 курса депрессия была у 31% студентов, у второго – 17.8% (c2=6.3 df=1 p=0.013; OR=2.6 95%CI=1.2-5.7) и у третьего – 10.8%. Другими словами, наибольшее число студентов с депрессией наблюдается на 1 курсе.
Тревога различной степени выраженности наблюдалась у 50% студентов 1 курса и у 35.6% – 35.1% второго и третьего (различия статистически не значимы).
Наибольшее число испытывающих стресс (29.8%), было среди студентов 1 курса со снижением на втором до 15.6% и на третьем – до 10.8% (по сравнению с первым курсом: c2=4.08 df=1 p=0.044; OR=3.5 95%CI=1.0-13.0).
Таким образом, в результате исследования установлено, что более половины (57.1%) студентов иностранцев первого курса испытывают серьезные затруднения (от 50 до 100 баллов) к адаптации в первые месяцы обучения в иноязычной стране. Факторами, обусловливающими наибольшие трудности для адаптации являлись языковый барьер, непривычная еда и отличающиеся от привычных климатические условия. Миграционный и учебный стресс в первые месяцы пребывания на территории другой страны обусловливал возникновение у 44% первокурсников эмоциональной подавленности и суицидальных мыслей.
Высокая учебная нагрузка обусловливала необходимость значительных затрат времени на подготовку к занятиям. Более двух третей студентов 1 и 2 курса (77% и 89%) спали менее 7 часов в сутки. Это способствовало формированию астении, которая у студентов 1 курса была выше, чем у второго. Это приводило к повышенной сонливости в утренние часы с последующими пропусками занятий. Такое поведение создавало риск отчисления из института из-за задолженностей. Кроме того, студенты не уделяли должного внимания правильному питанию: прием пищи 1-2 раза в день был характерен для 67.8% студентов 1 курса со снижением этой цифры на 2 курсе до 37.8% и на третьем – 29.7%. Горячую пищу половина (50%) первокурсников принимали 1 раз в день, со снижением до 20% на втором и 16.2% – на третьем курсах.
Для студентов первого курса наиболее значимыми учебными стрессовыми факторами были большая учебная нагрузка, нерегулярное питание, жизнь вдали от родителей, трудности в организации режима дня и проблемы при совместном проживании в общежитии с другими студентами. У первокурсников, по сравнению со вторым курсом, наиболее выраженными симптомами учебного стресса были спешка, ощущение нехватки времени, страх и тревога, а также низкая работоспособность, плохой сон и расстройства внимания.
Большинство психологических симптомов стресса (ощущение беспомощности, наплывы посторонних мыслей, плохая концентрация внимания, раздражительность, обидчивость, плохое настроение, потеря уверенности, снижение самооценки, головные боли и низкая работоспособность) были одинаково значимыми для студентов 1 и 2 курсов, в то же время их значимость для третьекурсников статистически значимо снизилась.
Для преодоления стресса значительная часть студентов использовали неконструктивные способы (табакокурение, употребление алкоголя и наркотиков), создающие риск формирования аддиктивного поведения. Более половины студентов на всех курса принимали седативные микстуры и нерецептурные успокоительные.
Симптомы социофобии имели место у 45.2% – первокурсников, со снижением до 32.3% – на втором курсе и 18.9% – на третьем. У трети первокурсников (31%) диагностировалась депрессия, со снижением (до 17.8%) на втором и до 10.8% – на третьем курсе. Тревога различной степени выраженности наблюдалась у 50% студентов 1 курса и у 35.6% – 35.1% второго и третьего. Наибольшее число – 29.8% студентов, испытывающих стресс было среди студентов 1 курса со снижением на втором до 15.6% и на третьем – до 10.8%.
В связи с высокой значимостью на начальном периоде адаптации проблемы планирования и нехватки времени, целесообразно в первые дни обучения провести тренинг по «Тайм-менеджменту». В связи с высокой значимостью учебного и миграционного стресса, а также выраженностью его эмоциональных и психосоматических симптомов, имеется необходимость проведения обучающих семинаров-тренингов по «Стресс-менеджменту». Это позволит повысить уровень адаптивных способностей студентов и предупредить развитие психосоматических расстройств.
Список литературы