Roland Imhoff, Professor for Social and Legal Psychology at the Johannes Gutenberg University in Mainz, Germany
Pia Lamberty Social psychologist who is pursuing her PhD at the Johannes Gutenberg University in Mainz
Social Psychological and Personality Science, Journal Year: 2020, Volume and Issue: 11(8), P. 1,110 - 1,118

Published: Jan. 1, 2020

During the coronavirus disease pandemic rising in 2020, governments and nongovernmental organizations across the globe have taken great efforts to curb the infection rate by promoting or legally prescribing behavior that can reduce the spread of the virus. At the same time, this pandemic has given rise to speculations and conspiracy theories. Conspiracy worldviews have been connected to refusal to trust science, the biomedical model of disease, and legal means of political engagement in previous research. In three studies from the United States (N = 220; N = 288) and the UK (N = 298), we went beyond this focus …

Loading...

Койфман Александра Яковлевна Факультет психологии Московского государственного университета им. М.В. Ломоносова, Москва, Россия
Российский журнал когнитивной науки, Journal Year: 2016, Volume and Issue: №4, P. 45 - 62

Published: Oct. 22, 2016

В статье предпринята попытка сопоставления установки, центрального феномена в исследованиях Д. Н. Узнадзе, и неосознаваемого семантического прайминга, одного из важных объектов и инструментов исследования в когнитивной науке. Приводится развернутое определение и описание видов / уровней установки и прайминга, а также кратко обсуждаются теория установки и модели неосознаваемого семантического прайминга. Выделяются особенности установки и прайминга как исследовательской процедуры, как эффекта, наблюдаемого в результате применения этой процедуры, и как состояния. Результаты сопоставления позволяют утверждать, что, несмотря на искушение рассматривать прайминг-эффект как разновидность установки, все же целесообразно выделять его в качестве отдельного экспериментального феномена, который может быть эффективно использован для разных исследовательских задач. …

Loading...

Арбекова Ольга Александровна, Московский государственный университет имени м. В. Ломоносова, Москва, Россия
Гусев Алексей Николаевич Московский государственный университет имени М. В. Ломоносова, Москва, Россия
Российский журнал когнитивной науки, Journal Year: 2017, Volume and Issue: №1, P. 5 - 25

Published: March 28, 2017

В статье предпринята попытка сопоставить и найти содержательные аналоги между понятиями смысловой, целевой и операциональной установки, которые были разработаны А. Г. Асмоловым на основе деятельностного подхода, с одной стороны, и понятиями, которые описывают установочную регуляцию в современной зарубежной психологии, с другой стороны. Гипотеза об иерархической уровневой структуре установки позволяет систематизировать различные представления об установках, что особенно актуально в связи с размытостью границ данного понятия. Для каждого из уровней установки приводятся близкие по содержанию терминологические аналоги, обозначаются их сходства и различия. В результате анализа было выявлено, что операциональные установки представлены в зарубежной психологии как моторная установка (motor set), сенсорная установка (sensory …

Loading...

Кронгауз Максим Анисимович Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики»; Российский государственный гуманитарный университет, Москва, Россия
Российский журнал когнитивной науки, Journal Year: 2018, Volume and Issue: Том 5(1), P. 14 - 21

Published: Feb. 21, 2018

Анализируется сходство научных биографий Б. Уорфа, одного из авторов гипотезы лингвистической относительности, и Д. Эверетта, описавшего язык пираха. Речь идет об их научно-социальной роли в современных им научных сообществах и обществе в целом и об их взглядах и достижениях. Анализ позволяет объяснить сходство их научной судьбы, огромный успех их теоретических построений, выходящий за пределы лингвистики, и связанные с этим репутационные потери. Точность их конкретных наблюдений может вызывать сомнения, но это не отменяет ценности дискуссии, которую они спровоцировали. Роль гипотезы лингвистической относительности в науке определяется не ее истинностью, а тем массивом исследований, для которых она стала методологией и одновременно стимулом. Д. …

Loading...

Поддьяков Александр Николаевич Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики»; Институт психологии Российской академии наук, Москва, Россия
Российский журнал когнитивной науки, Journal Year: 2017, Volume and Issue: №2-3, P. 49 - 59

Published: Sept. 4, 2017

Обсуждаются особенности разработки исследовательских объектов, призванных стимулировать любознательность и исследовательскую активность по отношению к ним со стороны человека. Предлагается рассматривать такой объект как специально созданную и предоставляемую другому человеку возможность удовлетворить свою познавательную мотивацию и мотивацию вызова при изучении неизвестных возможностей новой для него системы. Это рассмотрение проводится в развитие идей Дж. Гибсона об аффордансах как возможностях окружающего мира. Также вводятся понятия деисследовательских и контрисследовательских объектов и обсуждаются их особенности. Деисследовательские объекты защищаются от нежелательных проявлений любознательности и исследовательского поведения. Контрисследовательские объекты провоцируют любопытство и исследовательское поведение с целью нанесения ущерба субъекту этой активности. Делается вывод, что сравнение объектов, имеющих …

Loading...

Асмолов Александр Григорьевич МГУ имени м. В. Ломоносова, Москва, Россия
Российский журнал когнитивной науки, Journal Year: 2017, Volume and Issue: №1, P. 26 - 32

Published: March 31, 2017

В статье представлен историко-эволюционный анализ феномена установки в системе понятий, описывающих явления предвосхищения будущего как проявления преадаптации. Указывается место прайминга в иерархии установочных явлений, раскрывается контекст их изучения в когнитивной психологии, начиная с работ школы «Новый взгляд» 1940-х гг. Особо подчеркивается уместность использования термина «прайминг» в контексте когнитивных исследований как отражения экспериментального дизайна.

Loading...

Kseniya Absatova Laboratory of Neurophysiology of Cognitive Processes, Institute of Developmental Physiology, Russian Academy of Education, Moscow, Russia
Российский журнал когнитивной науки, Journal Year: 2016, Volume and Issue: №1–2, P. 21 - 33

Published: April 1, 2016

In the current study, two standardized English-language assessments, the AWMA by T.P. Alloway (2007) and the WMRS (Alloway, Gathercole, & Kirkwood, 2008), were translated into Russian. The translated version of the AWMA was undertaken by 51 adults and 73 primary school children, and the translated version of the WMRS was completed by the teachers who worked with those children. The WMRS is a questionnaire list for teachers with 20 items which describe possible behavior manifestations of poor working memory in the classroom. The AWMA is a computer test battery with 12 subtests which aim to assess verbal short-term memory, verbal …

Loading...

Игорь С. Уточкин, Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики», Москва, Россия
Мария А. Юревич, Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики», Москва, Россия
Мария Е. Булатова Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики», Москва, Россия
Российский журнал когнитивной науки, Journal Year: 2016, Volume and Issue: №3, P. 58 - 76

Published: Sept. 27, 2016

В обзоре рассматриваются исследования зрительной подсистемы рабочей памяти (ЗРП), выполненные преимущественно в последние 15-20 лет. Дается описание методов исследования ЗРП с подробным разбором двух методов, направленных на измерение объема и точности ЗРП (раздел 2). Это наиболее распространенные в современной исследовательской практике методы обнаружения изменений и градуального отчета (в том числе модификация с использованием моделей смешения). Рассматриваются вопросы организации структурных единиц ЗРП при кодировании и хранении, в частности путем связывания независимых признаков и сжатия информации о нескольких объектах в форме статистической репрезентации ансамбля (раздел 3). Описываются теории, объясняющие природу ограничений ЗРП: структурные (ячеечные), ресурсные, их гибриды (теории «ячейки-«-ресурсы»), а также недавно …

Loading...

Михаил В. Зотов, Санкт-Петербургский государственный университет
Наталия Е. Андрианова, Санкт-Петербургский государственный университет
Алексей П. Войт Санкт-Петербургский государственный университет
Российский журнал когнитивной науки, Journal Year: 2015, Volume and Issue: №1, P. 6 - 23

Published: March 24, 2015

Многие теории совместного внимания рассматривают его как низкоуровневый автоматизированный процесс прослеживания направления взгляда человека по ориентации его головы и глаз. Между тем ориентация головы и глаз человека является недостаточным источником информации об объекте его внимания. Проведен эксперимент, в ходе которого взрослые испытуемые выполняли задачу саккадической детекции объектов внимания участников невербальных коммуникативных сцен в двух условиях: (1) после просмотра видеофрагмента, позволяющего сформировать представление о контексте коммуникативной ситуации; (2) при отсутствии информации о коммуникативном контексте. Наряду с этим, варьировалось время экспозиции визуальной информации, необходимой для оценки направления взгляда персонажей. Испытуемые, обладавшие информацией о коммуникативном контексте, в отличие от лиц, не обладавших такой …

Loading...

Ольга Дмитриевна Шмонина, Кафедра клинической психологии факультета психологии Санкт-Петербургского Государственного Университета, Санкт-Петербург, Россия
Василий Олегович Клайман, Кафедра клинической психологии факультета психологии Санкт-Петербургского Государственного Университета, Санкт-Петербург, Россия
Анастасия Ильинична Федорова, Кафедра клинической психологии факультета психологии Санкт-Петербургского Государственного Университета, Санкт-Петербург, Россия
Андрей Анатольевич Четвериков Кафедра общей психологии факультета психологии Санкт-Петербургского Государственного Университета, Санкт-Петербург, Россия
Российский журнал когнитивной науки, Journal Year: 2014, Volume and Issue: №3, P. 18 - 30

Published: Sept. 22, 2014

В статье рассматривается феномен «чувства на-кончике-языка» (tip-of-the-tongue state, ТОТ), возникающего, когда человек не может назвать некоторое слово, однако чувствует, что вот-вот его вспомнит: слово словно крутится на кончике языка. Изучение данного феномена началось с исследования Роджера Брауна и Дэвида МакНейлла (1966), в котором впервые была показана взаимосвязь ТОТ и объективных маркеров наличия доступа к забытому слову, таких как способность назвать слова, схожие с ним по смыслу или по звучанию. Последующие исследования подтвердили результаты Брауна и МакНейлла и позволили уточнить, какие именно аспекты забытого слова доступны испытуемым. Целью нашего исследования была репликация результатов о взаимосвязи феномена «чувства на-кончике-языка» и объективных маркеров …

Loading...