Находки мечей и кинжалов скифо-сарматского времени из юго-западных предгорий Южного Урала (к вопросу об освоении территории и особенностях расселения кочевников)
Published: Dec. 1, 2018
Latest article update: March 30, 2023
Статья посвящена публикации 15 мечей и кинжалов скифо-сарматского времени, найденных вне погребальных комплексов в остепненных юго-западных предгорьях Южного Урала. Показано, что находки распределены по отдельным территориальным группам, располагающимся на изолированных долинах, разделенных между собой возвышенностями высотой до 350 м. Размеры таких долин от 7×7 до 15×7 км. Совстречаемость в одних долинах клинков как середины I тыс. до н. э., так и второй половины – конца I тыс. до н. э. позволяет говорить о длительности использования этих территорий, вероятно — в качестве летовочных. Этот факт подтверждается этнографическими данными по размеру и расположению «кочевых волостей». Сами находки клинкового оружия интерпретируются как известные из «Истории» Геродота существовавшие по отдельным «округам или кочевьям» и имевшие ярко выраженную календарную приуроченность «святилища Ареса», в которых устанавливались древние мечи.
Keywords
Система расселения, Южное Приуралье, мечи и кинжалы, скифо-сарматское время
На фоне всех остальных частей Евразийской кочевой ойкумены лежащие к северу от возвышенностей Общего Сырта степные и лесостепные пространства Южного Приуралья выделяются очень большим количеством находок (т. н. «случайных») мечей и кинжалов скифо-сарматского времени. Так, если для окружающих территорий (Южное Зауралье, Степное Приуралье, Среднее Поволжье) речь идет в лучшем случае о нескольких десятках таких находок, то в Южном Приуралье количество только введенных в научный оборот находок составляет не менее 300 [Исмагилов 1978; 1980; 2001; Исмагилов, Скарбовенко 1977; Обыденнов, Савельев 1994; и др.].
На основе картографирования 205 экземпляров, имеющих четкую или относительно четкую (до окрестностей того или иного населенного пункта) локализацию места нахождения, было установлено, что все они сконцентрированы в пределах треугольника Уфа-Белебей-Исянгу лево (около 150x280 км), разделяясь на три территориальные группы. Первая из них приурочена к сильно облесенному водораздельному гребню Бугульминско-Беле- беевской возвышенности (150x20-35 км), вторая — к участку Стерлитамак — У фа от левобережья р. Белая до долины р. Уршак (130x60 км), третья — к узкой остепнен- ной долине р. Большой Ик, зажатой между хребтом Малый Накас и краем Уральских гор, доходя на севере до выхода рек Нугуш и Белая из гор (120x20-50 км) [Савельев 2016: 244. Рис. 1]. Конечно, целенаправленный поиск и введение в научный оборот не учтенных до сих пор образцов клинкового оружия скифо-сарматского времени может несколько изменить данную картину, однако, учитывая достаточный объем источниковой базы, эти корректировки не могут быть принципиальными.
В настоящей статье приводятся данные по 15 мечам и кинжалам скифо-сарматского времени, найденным на северной оконечности территориальной группы 2, в непосредственной близости от выхода рек Белая и Нугуш из горно-лесной зоны Южного Урала (рис. 1). Далее, в пределах собственно гор, какие-либо находки клинкового оружия ранних кочевников неизвестны [Савельев 2018]. Из публикуемых 5 находок датируются Ѵ-ІѴ вв. до н. э., 7 находок — ІІІ-ІІ вв. до н. э., и 3 находки — III вв. до н. э. - I в. н. э. Большинство мечей и кинжалов найдены в 1960-1990-е гг. [Исмагилов 1978' 1980; 2001; Исмагилов, Скарбовенко 1977; Обыденнов, Савельев 1994]. Только четыре находки локализуются условно (окрестности пос. Нугуш), так как в 1970-е гг. они хранились в школьном музее этого населенного пункта. Для остальных мечей и кинжалов места находок известны достаточно точно. Как будет показано ниже, по условиям находок они явно не связаны с разрушенными погребениями и относятся к следам каких-то ритуалов, совершаемых кочевниками на территории своих кочевок [Савельев 2016: 251].
1 — мечи и кинжалы V-IV вв. до и. э.; 2 — мечи и кинжалы ІІІ-ІІ вв. до н. э.; 3 — мечи и кинжалы II—I вв. до и. э. - I в. и. э.; 4 — Иштугановские курганы (среднесарматское время); 5 — Сыртлановские курганы (средне- и позднесарматское время).
Территориальные группы (6): I — Юмагузинская; II — Нугушская; III — Иткучуковская; IV — Верхоторская; V — Береговская; VI — Мелеузовская; VII — Воскресенская
Основа: [Relief Мар].
Данные находки распределяются по четырем территориальным группам — Нугушской, Юмагузинской, Иткучуковской и Верхоторской (рис. 1). Все они представляют собой расширенные равнинные участки речных долин, окруженных со всех сторон горами, холмами или водораздельными сыртами высотой от подножья 120-350 м, часть из которых покрыта лесом. Размеры таких закрытых горами участков долин — от 7x7 (Иткучуково) до 15x7 км (Юмагузино). Максимальные размеры Нугушской котловины — 5x10 км. В Иткучуковской и Верхоторской группах найдены только мечи и кинжалы классического прохоровского облика, датирующиеся ІІІ-ІІ вв. до н. э. (рис. 2, 6-8). В Юмагузинской и Нугушской группах присутствуют также мечи и кинжалы савроматского времени, в том числе и таких редких типов, как Чертомлык (рис. 2, 4) и Солоха (рис. 2, 3), кинжалы переходного (рис. 2,5) и среднесарматского времени (рис. 2, 11-13). Это свидетельствует о том, что данные долины осваивались кочевниками как минимум с V века до н. э. и до начала новой эры.
Нугушская, Юмагузинская и Иткучуковская группы расположены очень близко друг к другу, разделяясь только полосами возвышенностей (рис. 1). Верхоторская немного более удалена — она находится в 10 км к северо-западу от Нугушской ив 15 км к северу от Иткучуковской группы. Это может быть связано с ландшафтными особенностями данной территории — между этими тремя группами отсутствуют достаточно крупные долины, а все пространство практически полностью покрыто лесом.
По условиям нахождения мечи и кинжалы делятся на две группы. К первой относятся находки, сделанные внутри долин, на их ровных днищах (Сыртланово, оба кинжала, найденные между Абитово и Иткучуково, Кузнецовский, Юмагузино). Во вторую объединяются мечи и кинжалы, найденные на склонах долин или на вершинах окружающих возвышенностей (Верхотор, Сергеевка, Акназарово, «Нугушское водохранилище, в горах» — рис. 2, 4, «пос. Нугуш» — № 12 на рис. 1, вероятно — Иштуганово). Абсолютное большинство находок сделано в поверхностном слое почвы, только в случае с кинжалом переходного типа из Сыртланово (рис. 2, 5) четко зафиксировано, что он был найден на значительно большей глубине.
Анализ условий нахождения мечей и кинжалов всего Южного Приуралья показывает, что они часто встречаются достаточно крупными скоплениями, в основном занимающими закрытые долины [Савельев 2016: 245-248]. Вероятно, это были длительно используемые территории летних пастбищ — кочевок, а нахождение оружия явно не в погребальных комплексах свидетельствует о его использовании в каких-то ритуалах, совершаемых кочевниками.
По своим размерам такие долины и их взаиморасположение близки «кочевым волостям», фиксируемым в Южном Приуралье в эпоху позднего средневековья — начала Нового времени [Ширгазин 2012: 231. Рис. 53; Савельев 2016: 251]. Отдельные микроскопления внутри долин могут быть приурочены к малым летовочным комплексам, также известным по этнографическим материалам [Савельев 2012: 161-166].
Учитывая полное отсутствие каких-либо иных находок эпохи ранних кочевников на всей описываемой территории (а также и в пределах всего Южного Приуралья), которые могли бы быть как-то связаны с находками клинкового оружия, правомерным будет соотносить их с известными в изложении Геродота скифскими культовыми местами, где устанавливался древний меч (т. н. «святилища Ареса»), существовавшими по отдельным «округам или кочевьям» и имевшими ярко выраженную календарную приуроченность [Алексеев 2011: 62-63].
Погребальные памятники кочевников в рассматриваемой части юго-западных предгорий Южного Урала известны только в Юмагузинской группе — впускное погребение среднесарматского времени с боспорскими монетами (I век до н. э.) в Иштугановских курганах эпохи бронзы и несколько курганов того же времени в Сыртлановском могильнике [Акбулатов, Обыденнов 1984].
Судя по нахождению при распашке на площадке последнего позднесарматского меча, этот могильник продолжал использоваться и в последующее время. Во всех остальных территориальных группах кочевнические могильники эпохи раннего железа не зафиксированы. Это связано исключительно с тем, что все остальные долины и окружающие их возвышенности до сих пор обследованы крайне недостаточно.
Ближайшими скоплениями находок мечей и кинжалов к юго-западным предгорьям являются Береговская (3 находки — прохо- ровское и среднесарматское время) — в 20- 25 км к северо-западу, Мелеузовская (5 находок — все прохоровского времени) — в 20-25 км к западу и Воскресенская группы (5 находок — савроматское, прохоровское и среднесарматское время) — в 10-15 км к югу [Савельев 2016. Табл. 1. Рис. 1] (рис. 1). Все это говорит о том, что район выхода рек Белая и Нугуш из гор для кочевников Южного Приуралья является крайним северо- востоком их расселения и особенно активно осваивался в последние века до новой эры, при этом ряд долин использовались в качестве мест проживания на протяжении не менее 400-500 лет.
ЛИТЕРАТУРА / REFERENCES
1. Акбулатов, Обыденнов 1984 - Акбулатов И. М., Обыденнов М. Ф. Погребения кочевников начала нашей эры из зоны Иштугановского водохранилища // Памятники кочевников Южного Урала / отв. ред. А. Х. Пшеничнюк. Уфа: БФАН СССР, 1984. С. 46-54. [Akbulatov I. M., Obydennov M. F. Nomadic burials of the early AD era discovered in the territory of the Ishtuganovo Reservoir]. Pamyatniki kochevnikov Uzhnogo Urala. A. Kh. Pshenichnyuk (ed.). Ufa: Bashkir Branch of USSR Acad. of Sc., 1984. Pp. 46-54. (In Rus.)]
2. Алексеев 2011 - Алексеев А. Ю. Гадания у алтарей скифского Ареса // Европейская Сарматия: сб., посвящ. Марку Борисовичу Щукину / отв. ред. Д. А. Мачинский. СПб.: Нестор-История, 2011. С. 61-66. [Alekseev A. U. Divinations on altars of Scythian Ares. Evropeiskaya Sarmatiya. A coll. of scholarly papers to commemorate Mark B. Schukin. D. A. Machinsky (ed.). St. Petersburg: Nestor-Istoriya, 2011. Pp. 61-66. (In Rus.)]
3. Исмагилов 1978 - Исмагилов Р. Б. Кинжалы позднесавроматского времени из Башкирии // Советская археология. 1978. № 4. С. 229-238. [Ismagilov R. B. Daggers of the late Savromatian period from Bashkiria. Sovetskaya arheologiya. 1978. No. 4. Pp. 229-238. (In Rus.)]
4. Исмагилов 1980 - Исмагилов Р. Б. Приуральские акинаки с навершием в виде ушастого грифона и хищного животного // Советская археология. 1980. № 1. С. 219-227. [Ismagilov R. B. Cis-Uralic Acinakas with king vulture and carnivorous animal shaped pommels. Sovetskaya arheologiya. 1980. No. 1. Pp. 219-227. (In Rus.)]
5. Исмагилов 2001 - Исмагилов Р. Б. Клинковое оружие эпохи ранних кочевников из Южного Приуралья (случайные находки) // Уфимский археологический вестник. Вып. 3. 2001. С. 117-148. [Ismagilov R. B. Bladed weapons of the early nomadic period from the Southern Cis-Urals (accidental findings)]. Ufimskiy arheologicheskiy vestnik. Is. 3. 2001. Pp. 117-148. (In Rus.)]
6. Исмагилов, Скарбовенко 1977 - Исмагилов Р. Б., Скарбовенко В. А. Новые находки савроматского оружия в междуречье Волги и Урала // Средневолжская археологическая экспедиция / отв. ред. Г. И. Матвеева. Куйбышев: Куйб. гос. ун-т, 1977. С. 77-92. [Ismagilov R. B., Skarbovenko V. A. Savromatian weapons: new findings from the Volga and Ural interfluve region]. Srednevolzhskaya arheologicheskaya ehkspeditsiya [An archeological expedition to the Middle Volga Region]. G. I. Matveeva (ed.). Kuybyshev: Kuybyshev State Univ., 1977. Pp. 77-92. (In Rus.)]
7. Обыденнов, Савельев 1994 - Обыденнов М. Ф., Савельев Н. С. Оружие ранних кочевников: новые находки в Башкортостане // Вооружение и военное дело древних племен Южного Урала. Уфа: ПКФ Конкорд-Инвест, 1994. С. 100-115. [Obydennov M. F., Savelyev N. S. Weapons of the early nomads: new findings from Bashkortostan]. Vooruzhenie i voennoe delo drevnih plemen Uzhnogo Urala [Ancient tribes of the Southern Urals: weaponry and military arts]. Ufa: PKF Konkord-Invest, 1994. Pp. 100-115. (In Rus.)]
8. Савельев 2012 - Савельев Н. С. Малые культовые объекты Южного Урала: от археологии к этнографической современности // Документы и материалы по истории башкирского народа (с древнейших времен до середины XVI в.). Уфа: ИИЯЛ УНЦ РАН, 2012. С. 128-166; 282-293; 311-319. [Savelyev N. S. Minor cult objects of the Southern Urals: from archeology to present-day ethnography. Dokumenty i materialy po istorii bashkirskogo naroda (s drevneyshih vremen do serediny XVI v.) [History of the Bashkir people: documents and materials (since the earliest times to the mid-16th c.)]. Ufa: Institute of History, Language and Literature (Ufa Feder. Research Center of RAS), 2012. Pp. 128-166; 282-293; 311-319. (In Rus.)]
9. Савельев 2016 - Савельев Н. С. Мечи и кинжалы в культовой практике кочевников Южного Приуралья скифо-сарматского времени (пространственный анализ «случайных» находок) // Константин Федорович Смирнов и современные проблемы сарматской археологии. Мат-лы IX Междунар. науч. конф. «Проблемы сарматской археологии и истории». Оренбург: Изд-во ОГПУ, 2016. С. 241-253. [Savelyev N. S. Swords and daggers in religious practices of Southern Urals nomads from Skythian-Sarmatian time (spatial analysis of ‘accidental’ finds)]. Konstantin Fedorovich Smirnov i sovremennye problemy sarmatskoy arheologii. Proc. of the 9th Internat. scientif. conf. ‘Problems of Sarmatian Archaeology and History’. Orenburg: Orenburg State Pedagogical Univ., 2016. Pp. 241-253. (In Rus.)]
10. Савельев 2018 - Савельев Н. С. Кочевники степи и лесостепи // Древности Башкирского Урала / сост. и науч. ред. Н. С. Савельев. Уфа: Информреклама, 2018. С. 56-64. [Savelyev N. S. Nomads of the steppe and forest-steppe zones. Drevnosti Bashkirskogo Urala. N. S. Savelyev (comp., ed.). Ufa: Informreklama, 2018. Pp. 56-64. (In Rus.)]
11. Ширгазин 2012 - Ширгазин А. Р. Традиции расселения башкир (VII-XV вв.) // Документы и материалы по истории башкирского народа (с древнейших времен до середины XVI в.). Уфа: ИИЯЛ УНЦ РАН, 2012. С. 216-260. [Shirgazin A. R. Allocation of Bashkir populations (7th-15th cc. AD): traditional patterns]. Dokumenty i materialy po istorii bashkirskogo naroda (s drevneyshih vremen do serediny XVI v.) [History of the Bashkir people: documents and materials (since the earliest times to the mid-16th c.)]. Ufa: Institute of History, Language and Literature (Ufa Feder. Research Center of RAS), 2012. Pp. 216-260. (In Rus.)]