Правовая защита несовершеннолетних от информации, приносящей вред их здоровью и развитию, распространяющейся в сети Интернет
Published: July 1, 2016
Latest article update: Oct. 11, 2022
Интернет в силу своей доступности вовлекает большое количество пользователей, среди которых несовершеннолетние дети. Почти каждый ребенок обладает мобильным устройством, которое позволяет выйти в Сеть. С одной стороны, это позитивный опыт в плане накопления знаний, быстрый доступ к необходимым научным источникам, онлайн-общение с родителями. С другой стороны, это постоянный риск воздействия вредной информации от других пользователей сети Интернет. Последствия влияния вредной информации на несовершеннолетних пользователей могут быть крайне негативными. Поэтому проблема по регулированию распространения вредной информации в сети Интернет является актуальной. Существует несколько направлений борьбы с вредной информацией и ее воздействием на детей: закрепление в федеральных законах всевозможных видов вредной информации, за распространение которой наступает административная или уголовная ответственность; борьба с интернет-ресурсами, размещающими вредную информацию, вплоть до вечной блокировки сайта; подготовка детей к виртуальному общению со стороны родителей и образовательных учреждений.
Keywords
Влияние вредной информации, несовершеннолетние, регулирование вредной информации, распространение информации, защита детей, сайты, вредная информация, сеть Интернет, фильтрация трафика, неправомерная информация
Сеть Интернет обладает самой высокой скоростью развития среди других информационно-телекоммуникационных технологий. Благодаря высокой скорости передачи информации и возможности анонимного распространения Сеть может являться эффективным инструментом общественной самоорганизации в борьбе с бюрократами и производителями некачественной продукции1 (См. подробнее: Минбалеев А. В. Теоретические основания правового регулирования массовых коммуникаций в условиях развития информационного общества : монография. Челябинск : Цицеро, 2012. 374 с). Интернет представляет собой новое пространство человеческого самовыражения и общения, международное пространство,пересекающее национальные географические границы. В этой связи никакой отдельный оператор связи, никакое отдельное государство не может полностью управлять социальным пространством Интернета. Сеть также дает возможность каждому лицу свободно действовать, высказываться и работать2 (Рассолов И. М. Защита частной жизни в сетях международного информационного обмена: Актуальные проблемы российского права. 2015. No 2. С. 48—53.). К сожалению, использование Интернета возможно не только на благо общества, но и в противоправных целях, поэтому вопрос о регулировании распространения информации в сети Интернет является проблемным и актуальным.
Анонимное распространение информации имеет как положительные, так и отрицательные стороны. Напомним, что под анонимностью понимается возможность использования псевдонима (никнейма) — любого выдуманного имени. Учеными отмечен тот факт, что анонимность — существенный фактор, который определяет развитие саморегулирования Интернета. Благодаря анонимности при общении в Сети социальные статусы в обществе не имеют значения, а значит, все участники диалога равны между собой. Любой пользователь имеет возможность высказать свое мнение, не оглядываясь на мнение общества или коллектива. Но, с другой стороны, этот пользователь может и злоупотребить своей анонимностью. И тогда появляются клевета, ложь, угрозы, нарушение норм законодательства и многое другое. Довольно часто остается незамеченной обратная сторона медали — осознание того, что нарушать правила способен любой, а значит, одно и то же лицо может оказаться как в роли преступника, так и в роли жертвы. Это наблюдение лежит в основе особенно строгих (в сравнении с «офлайновым» миром) требований к нормам общения, предъявляемым к пользователям сети Интернет.
В научной и учебной литературе разграничивают информацию ограниченного доступа и открытую информацию. Также появилась необходимость в выделении особого блока информации, доступ к которой не запрещается, но в целях соблюдения законных интересов граждан запрещается распространение данного вида информации. Речь идет об информации, которая может наносить вред не только гражданам и обществу, но и государству в целом, — вредная информация или информация ограниченного использования. Полная анонимность в сети Интернет позволяет распространять данный вид информации. Несовершеннолетние дети являются активными пользователями Интернета, хорошо знакомы с техническими и программными средствами, предназначенными для пользования Интернетом, но в силу несформировавшейся психики сильно подвержены возникающим при этом угрозам и плохо могут обеспечить свою психологическую безопасность, безопасность персональных данных.
Рассмотрим понятие вредной информации сточки зрения ведущих юристов в этой области:
И. Л. Бачило
При распространении или применении вредной информации необходимо защищать субъектов информационных правоотношений от негативного воздействия данного вида информации3 (Бачило И. Л. Информационное право : Основы практической информатики : учеб. пособие. М., 2001. С. 342).
В. Н. Лопатин
Информация, которая не является конфиденциальной. Актуальным становится охрана и защита прав и законных интересов личности, общества и государства в силу возможного вреда, который нанесет распространение или применение вредной информации4 (См.: Бачило И. Л., Лопатин В. Н., Федотов М. А. Информационное право : учебник / под ред. акад. РАН Б. Н. Топорнина. СПб. : Юридический центр-Пресс, 2001. С. 574). К вредной информации В. Н. Лопатин относит информацию, которая возбуждает религиозную, социальную, национальную или расовую ненависть и вражду; порнографию; призывы к войне; пропаганду ненависти, вражды и превосходства; посягательства на честь, доброе имя и деловую репутацию людей; ненадлежащую рекламу; информацию, оказывающую деструктивное воздействие на психику людей5 (Лопатин В. Н. Информационная безопасность России : Человек. Общество. Государство. М. : Фонд «Университет». С. 145, 237).
Такое же определение вредной информации отмечает в своей работе и Н. Н. Ковалева6 (Ковалева Н. Н. Информационное право России : учеб. пособие. М. : Дашков и К, 2007. 360 с).
В. С. Маурин
Информация, которая посягает на важные интересы личности, общества и государства. Учитывая высокую степень общественной опасности при распространении вредной информации, государство вынуждено принимать правовые меры, которые направлены на защиту субъектов информационных правоотношений. К вредной информации автор относит непристойную информацию или порнографию; ненадлежащую рекламу; информацию, которая оказывает неосознаваемое негативное воздействие на здоровье людей; информацию, посягающую на честь, достоинство, деловую репутацию людей; информацию, возбуждающую дискриминацию прав и законных интересов личности7 (Маурин В. С. Правовой анализ вредной информации в условиях информационного общества: дис. ... канд. юрид. наук. М., 2004 С. 6—7, 26—27).
В. А. Копылов
Последствия воздействия вредной информации — нарушение информационных прав и свобод, дестабилизация общества, нарушение стабильности и целостности государства8 (Копылов В. А. Информационное право. М., 2002. 512 с).
Г. Солдатова, Е. Зотова, М. Лебешева, В. Шляпников
Авторы методического пособия для работников системы общего образования относят к вредной информации для детей порнографию и эротику, материалы, которые содержат насилие, убийства, агрессию, жестокость, пропаганду нездорового образа жизни, а также материалы, которые оправдывают насилие и противоправное поведение. Последствия воздействия вредной информации на детей могут быть различными — от легкой тревожности и расстройства до паники. Из-за отсутствия опыта у детей и подростков угрозу представляет информация, которая содержит различные ложные советы, пропаганду опасных для жизни и здоровья увлечений, неэтичный контент. Степень и последствия воздействия вредной информации на ребенка зависят от его возраста, психологического состояния и других факторов9 (Солдатова Г., Зотова Е., Лебешева М., Шляпников В. Интернет: возможности, компетенции, безопасность : метод. пособие для работников системы общего образования. М. : Центр книжной культуры «Гутенберг», 2013. С. 165.).
Учитывая все перечисленные определения, можно сделать вывод о том, что обобщающим признаком вредной информации является отрицательное влияние от такой информации, а также обязательное ограничение пользования ею, полный запрет к распространению либо ограниченный доступ (например, для отдельных видов вредной информации — ограничение по возрасту). Кроме того, вредная информация может наносить вред не только определенному кругу лиц, но и информационной безопасности страны.
А. В. Минбалеев делает вывод о том, что вредная информация — это ограниченные законом в доступе или использовании сведения, которые специально не охраняются их обладателями и способны оказать негативное информационное воздействие на граждан, организации, общество, государство, а также нанести вред их правам, свободам и законным интересам.
В своей работе А. В. Минбалеев верно отмечает, что только в случае ограничения прав на использование и запрета на распространение вредной информации можно гарантировать защиту других социальных ценностей, например основ конституционного строя, обороноспособности страны и безопасности государства, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц.
Исходя из целей воздействия информации ограниченного использования на субъектов, А. В. Минбалеев выделяет следующие виды вредной информации:
К информации, наносящей вред здоровью, нравственному и духовному развитию детей, можно отнести следующие виды информации, указанные в Федеральном законе № 436 «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию»:
Обширный перечень данного вида информации говорит об актуальности проблемы, особенно если речь идет о распространении подобного вида информации в сети Интернет.
Последствия воздействия вредной информации на детей в сети Интернет могут быть различными, но в основном выделяют следующие:
Рассмотренный перечень видов вредной информации в различной мере проецируется на сеть Интернет. Тенденция развития правового регулирования распространения информации в сети Интернет такова, что все виды «оффлайновых» запретов дублируются в «онлайн», а также, в связи с большой популярностью Интернета, добавляются новые виды запрещенной и вредной информации. Актуальность вопросов регулирования вредной информации также связана с возможностью беспрепятственного доступа к сети Интернет и развитием мобильных устройств, позволяющих общаться в Интернете почти с любого места.
Интернет как средство, через которое может быть осуществлено право на свободу выражения мнений, может выполнять данную цель только при условии, что государство возьмет на себя обязательства разработать эффективную политику для достижения всеобщего безопасного доступа к сети Интернет. Данная политика должна обеспечивать защиту прав и свобод человека и гражданина, не допускать распространения вредной информации, противоречащей международным требованиям.
До недавнего времени в законодательстве Российской Федерации не было предусмотрено правовое регулирование распространения информации в сети Интернет и применялись нормы из реальной жизни, а не виртуальной. Доступность сети Интернет в России, а также увеличение возрастного диапазона ее пользователей поставило вопрос о регулировании распространения вредной и неправомерной информации на первое место.
Применение мер по защите детей от вредной информации, наносящей вред их здоровью или развитию, может быть на любом из этапов распространения информации в сети Интернет. Кроме мер самоуправления, необходимо брать во внимание правовые нормы, социальные нормы и технические меры.
К правовым мерам можно отнести:
Обязательная фильтрация информации, которая поступает на серверы интернет-провайдеров или хостинг-провайдеров от клиента или наоборот, может послужить мерой самоуправления при добровольном принятии данной функции. Стоит отметить, что многие сервис- провайдеры предоставляют специальные детские тарифы на услуги подключения к сети Интернет, а поисковые системы и социальные сети включают безопасный поиск по умолчанию.
Как уже отмечалось, существует три вида основных мер, направленных на защиту детей от информации, наносящей вред их здоровью и развитию, а именно технические, правовые и социальные меры. Использование каждой меры в отдельности не даст ощутимого результата. Учитывая разные объекты и способы воздействия на эти объекты, можно говорить об отсутствии перекрытия действий мер. В данном случае можно говорить о синергетическом
эффекте применения мер, который сможет гарантировать должный уровень защиты ребенка в Интернете12 (Андрющенко Е. С. Интернет-отношения: государственное регулирование и самоуправление: автореферат дис. ... канд. юрид. наук / Е. С. Андрющенко. — Саратов.: 2010. — 26 с).
Без сомнения, регулирование распространения информации в сети Интернет необходимо. Но не стоит забывать, что ограничивать и защищать детей от вредной информации необходимо и в обыденной жизни: дома, на улице, в школе и т.д. Данная проблема решается намного сложнее. Для этого необходимы воспитательные, культурно-просветительские меры, направленные на формирование у детей навыков самостоятельного противостояния угрозам в обыденных отношениях и коммуникационных интернет-отношениях. Для этого государству следует принимать и реализовывать специальные программы, направленные на соответствующее просвещение детей и родителей.
БИБЛИОГРАФИЯ