Loading...

This article is published under a Creative Commons license and not by the author of the article. So if you find any inaccuracies, you can correct them by updating the article.

Loading...
Loading...

Правовая защита несовершеннолетних от информации, приносящей вред их здоровью и развитию, распространяющейся в сети Интернет Creative Commons

Link for citation this article

Бородин Клим Викторович

Актуальные проблемы российского права, Journal Year: 2016, Volume and Issue: №7, P. 68 - 74

Published: July 1, 2016

Latest article update: Oct. 11, 2022

This article is published under the license

License
Link for citation this article Related Articles

Abstract

Интернет в силу своей доступности вовлекает большое количество пользователей, среди которых несовершеннолетние дети. Почти каждый ребенок обладает мобильным устройством, которое позволяет выйти в Сеть. С одной стороны, это позитивный опыт в плане накопления знаний, быстрый доступ к необходимым научным источникам, онлайн-общение с родителями. С другой стороны, это постоянный риск воздействия вредной информации от других пользователей сети Интернет. Последствия влияния вредной информации на несовершеннолетних пользователей могут быть крайне негативными. Поэтому проблема по регулированию распространения вредной информации в сети Интернет является актуальной. Существует несколько направлений борьбы с вредной информацией и ее воздействием на детей: закрепление в федеральных законах всевозможных видов вредной информации, за распространение которой наступает административная или уголовная ответственность; борьба с интернет-ресурсами, размещающими вредную информацию, вплоть до вечной блокировки сайта; подготовка детей к виртуальному общению со стороны родителей и образовательных учреждений.

Keywords

Влияние вредной информации, несовершеннолетние, регулирование вредной информации, распространение информации, защита детей, сайты, вредная информация, сеть Интернет, фильтрация трафика, неправомерная информация

Сеть Интернет обладает самой высокой скоростью развития среди других информационно-телекоммуникационных технологий. Благодаря высокой скорости передачи информации и возможности анонимного распространения Сеть может являться эффективным инструментом общественной самоорганизации в борьбе с бюрократами и производителями некачественной продукции1 (См. подробнее: Минбалеев А. В. Теоретические основания правового регулирования массовых коммуникаций в условиях развития информационного общества : монография. Челябинск : Цицеро, 2012. 374 с). Интернет представляет собой новое пространство человеческого самовыражения и общения, международное пространство,пересекающее национальные географические границы. В этой связи никакой отдельный оператор связи, никакое отдельное государство не может полностью управлять социальным пространством Интернета. Сеть также дает возможность каждому лицу свободно действовать, высказываться и работать2 (Рассолов И. М. Защита частной жизни в сетях международного информационного обмена: Актуальные проблемы российского права. 2015. No 2. С. 48—53.). К сожалению, использование Интернета возможно не только на благо общества, но и в противоправных целях, поэтому вопрос о регулировании распространения информации в сети Интернет является проблемным и актуальным.


Анонимное распространение информации имеет как положительные, так и отрицательные стороны. Напомним, что под анонимностью понимается возможность использования псевдонима (никнейма) — любого выдуманного имени. Учеными отмечен тот факт, что анонимность — существенный фактор, который определяет развитие саморегулирования Интернета. Благодаря анонимности при общении в Сети социальные статусы в обществе не имеют значения, а значит, все участники диалога равны между собой. Любой пользователь имеет возможность высказать свое мнение, не оглядываясь на мнение общества или коллектива. Но, с другой стороны, этот пользователь может и злоупотребить своей анонимностью. И тогда появляются клевета, ложь, угрозы, нарушение норм законодательства и многое другое. Довольно часто остается незамеченной обратная сторона медали — осознание того, что нарушать правила способен любой, а значит, одно и то же лицо может оказаться как в роли преступника, так и в роли жертвы. Это наблюдение лежит в основе особенно строгих (в сравнении с «офлайновым» миром) требований к нормам общения, предъявляемым к пользователям сети Интернет.


В научной и учебной литературе разграничивают информацию ограниченного доступа и открытую информацию. Также появилась необходимость в выделении особого блока информации, доступ к которой не запрещается, но в целях соблюдения законных интересов граждан запрещается распространение данного вида информации. Речь идет об информации, которая может наносить вред не только гражданам и обществу, но и государству в целом, — вредная информация или информация ограниченного использования. Полная анонимность в сети Интернет позволяет распространять данный вид информации. Несовершеннолетние дети являются активными пользователями Интернета, хорошо знакомы с техническими и программными средствами, предназначенными для пользования Интернетом, но в силу несформировавшейся психики сильно подвержены возникающим при этом угрозам и плохо могут обеспечить свою психологическую безопасность, безопасность персональных данных.


Рассмотрим понятие вредной информации сточки зрения ведущих юристов в этой области:


И. Л. Бачило



При распространении или применении вредной информации необходимо защищать субъектов информационных правоотношений от негативного воздействия данного вида информации3 (Бачило И. Л. Информационное право : Основы практической информатики : учеб. пособие. М., 2001. С. 342).



В. Н. Лопатин



Информация, которая не является конфиденциальной. Актуальным становится охрана и защита прав и законных интересов личности, общества и государства в силу возможного вреда, который нанесет распространение или применение вредной информации4 (См.: Бачило И. Л., Лопатин В. Н., Федотов М. А. Информационное право : учебник / под ред. акад. РАН Б. Н. Топорнина. СПб. : Юридический центр-Пресс, 2001. С. 574). К вредной информации В. Н. Лопатин относит информацию, которая возбуждает религиозную, социальную, национальную или расовую ненависть и вражду; порнографию; призывы к войне; пропаганду ненависти, вражды и превосходства; посягательства на честь, доброе имя и деловую репутацию людей; ненадлежащую рекламу; информацию, оказывающую деструктивное воздействие на психику людей5 (Лопатин В. Н. Информационная безопасность России : Человек. Общество. Государство. М. : Фонд «Университет». С. 145, 237).



Такое же определение вредной информации отмечает в своей работе и Н. Н. Ковалева6 (Ковалева Н. Н. Информационное право России : учеб. пособие. М. : Дашков и К, 2007. 360 с).


В. С. Маурин



Информация, которая посягает на важные интересы личности, общества и государства. Учитывая высокую степень общественной опасности при распространении вредной информации, государство вынуждено принимать правовые меры, которые направлены на защиту субъектов информационных правоотношений. К вредной информации автор относит непристойную информацию или порнографию; ненадлежащую рекламу; информацию, которая оказывает неосознаваемое негативное воздействие на здоровье людей; информацию, посягающую на честь, достоинство, деловую репутацию людей; информацию, возбуждающую дискриминацию прав и законных интересов личности7 (Маурин В. С. Правовой анализ вредной информации в условиях информационного общества: дис. ... канд. юрид. наук. М., 2004 С. 6—7, 26—27).



В. А. Копылов



Последствия воздействия вредной информации — нарушение информационных прав и свобод, дестабилизация общества, нарушение стабильности и целостности государства8 (Копылов В. А. Информационное право. М., 2002. 512 с).



Г. Солдатова, Е. Зотова, М. Лебешева, В. Шляпников



Авторы методического пособия для работников системы общего образования относят к вредной информации для детей порнографию и эротику, материалы, которые содержат насилие, убийства, агрессию, жестокость, пропаганду нездорового образа жизни, а также материалы, которые оправдывают насилие и противоправное поведение. Последствия воздействия вредной информации на детей могут быть различными — от легкой тревожности и расстройства до паники. Из-за отсутствия опыта у детей и подростков угрозу представляет информация, которая содержит различные ложные советы, пропаганду опасных для жизни и здоровья увлечений, неэтичный контент. Степень и последствия воздействия вредной информации на ребенка зависят от его возраста, психологического состояния и других факторов9 (Солдатова Г., Зотова Е., Лебешева М., Шляпников В. Интернет: возможности, компетенции, безопасность : метод. пособие для работников системы общего образования. М. : Центр книжной культуры «Гутенберг», 2013. С. 165.).



Учитывая все перечисленные определения, можно сделать вывод о том, что обобщающим признаком вредной информации является отрицательное влияние от такой информации, а также обязательное ограничение пользования ею, полный запрет к распространению либо ограниченный доступ (например, для отдельных видов вредной информации — ограничение по возрасту). Кроме того, вредная информация может наносить вред не только определенному кругу лиц, но и информационной безопасности страны.


А. В. Минбалеев делает вывод о том, что вредная информация — это ограниченные законом в доступе или использовании сведения, которые специально не охраняются их обладателями и способны оказать негативное информационное воздействие на граждан, организации, общество, государство, а также нанести вред их правам, свободам и законным интересам.


В своей работе А. В. Минбалеев верно отмечает, что только в случае ограничения прав на использование и запрета на распространение вредной информации можно гарантировать защиту других социальных ценностей, например основ конституционного строя, обороноспособности страны и безопасности государства, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц.


Исходя из целей воздействия информации ограниченного использования на субъектов, А. В. Минбалеев выделяет следующие виды вредной информации:



  • ложь (неполная, недостоверная, искаженная, неточная информация);

  • культ насилия и жестокости, пропаганда порнографии;

  • разжигание религиозной, социальной, национальной или расовой ненависти, вражды и превосходства;

  • деструктивное воздействие на психику людей;

  • описание ограничиваемых в обороте вредных для здоровья товаров и услуг, а также преимуществ их использования;

  • оскорбления;

  • информация, которая наносит вред здоровью, нравственному и духовному развитию детей;

  • ненадлежащая реклама и др.


К информации, наносящей вред здоровью, нравственному и духовному развитию детей, можно отнести следующие виды информации, указанные в Федеральном законе № 436 «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию»:



  • побуждение детей к совершению действий, которые представляют угрозу их жизни или здоровью. К этому пункту относятся вред своему здоровью, самоубийства;

  • вызывание у детей желания употребить наркотические средства, табачные изделия, психотропные и одурманивающие вещества, алкогольную и спиртосодержащую продукцию, пиво и напитки, изготавливаемые на его основе, заниматься проституцией, бродяжничеством или попрошайничеством, принять участие в азартных играх;

  • обоснование или оправдание допустимости насилия или жестокости, а также призывы осуществлять насильственные действия по отношению к людям или животным;

  • отрицание семейных ценностей, пропаганда нетрадиционных сексуальных отношений и формирование неуважения к родителям и другим членам семьи;

  • оправдание противоправного поведения;

  • нецензурная брань; порнография;

  • информация о ребенке, который пострадал в результате противоправных действий;

  • изображения или описания жестокости, физического и психического насилия, преступления или иного антиобщественного действия;

  • вызывание у детей страха, ужаса или паники. Изображение или описание в унижающей человеческое достоинство форме ненасильственной смерти, заболевания, самоубийства, несчастного случая, аварии или катастрофы и их последствий;

  • изображения или описания половых отношений между мужчиной и женщиной;

  • бранные слова и выражения, которые не относятся к нецензурной брани10 (Федеральный закон от 29.12.2010 No 436-ФЗ (ред. от 02.07.2013) «О защите детей от информации, при- чиняющей вред их здоровью и развитию» // Российская газета, No 297, 31.12.2010).


Обширный перечень данного вида информации говорит об актуальности проблемы, особенно если речь идет о распространении подобного вида информации в сети Интернет.


Последствия воздействия вредной информации на детей в сети Интернет могут быть различными, но в основном выделяют следующие:



  • психологическое насилие, унижение чести и достоинства, пренебрежительное поведение противоположной стороны при общении в сети Интернет. Кибербуллинг11 (Кибербуллинг — это термин, пришедший из английского языка (cyberbullying), также: кибермоббинг (cyber-mobbing), интернет-моббинг (internet-mobbing), под которым понимают намеренные оскорбления, угрозы, диффамации и сообщение другим компрометирующих данных с помощью современных средств коммуникации, как правило, в течение продолжительного периода времени. Кибермоббинг осуществляется в информационном пространстве через информационно-коммуникационные каналы и средства. В том числе в Интернете посредством электронной почты, программ для мгновенного обмена сообщениями (например, ICQ), в социальных сетях, а также посредством размещения на видеопорталах (YouTube, Vimeo и др.) непристойных видеоматериалов либо посредством мобильного телефона (например, с помощью SMS-сообщений или звонков). Лица, совершающие данные хулиганские действия, которых часто называют «булли» или «мобберы», действуют анонимно, так что жертва не знает, от кого происходят агрессивные действия.)  является самым распространенным воздействием на ребенка, учитывая тот факт, что основное время в Сети он проводит в различных социальных сетях;

  • завлечение насильниками и педофилами детей на встречи в реальном мире, грозящие ребенку реальным сексуальным насилием или вовлечением в производство детской порнографии (cybergrooming);

  • угроза нарушения тайны персональных данных несовершеннолетних. В большинстве случаев несовершеннолетние указывают на своих страничках в социальных сетях актуальные данные, касающиеся их места жительства, личного и домашнего телефонов.


Рассмотренный перечень видов вредной информации в различной мере проецируется на сеть Интернет. Тенденция развития правового регулирования распространения информации в сети Интернет такова, что все виды «оффлайновых» запретов дублируются в «онлайн», а также, в связи с большой популярностью Интернета, добавляются новые виды запрещенной и вредной информации. Актуальность вопросов регулирования вредной информации также связана с возможностью беспрепятственного доступа к сети Интернет и развитием мобильных устройств, позволяющих общаться в Интернете почти с любого места.


Интернет как средство, через которое может быть осуществлено право на свободу выражения мнений, может выполнять данную цель только при условии, что государство возьмет на себя обязательства разработать эффективную политику для достижения всеобщего безопасного доступа к сети Интернет. Данная политика должна обеспечивать защиту прав и свобод человека и гражданина, не допускать распространения вредной информации, противоречащей международным требованиям.


До недавнего времени в законодательстве Российской Федерации не было предусмотрено правовое регулирование распространения информации в сети Интернет и применялись нормы из реальной жизни, а не виртуальной. Доступность сети Интернет в России, а также увеличение возрастного диапазона ее пользователей поставило вопрос о регулировании распространения вредной и неправомерной информации на первое место.


Применение мер по защите детей от вредной информации, наносящей вред их здоровью или развитию, может быть на любом из этапов распространения информации в сети Интернет. Кроме мер самоуправления, необходимо брать во внимание правовые нормы, социальные нормы и технические меры.


К правовым мерам можно отнести:



  • запрет пользователям сети Интернет отправлять вредную информацию во избежание ответственности за нарушение данного запрета. Данная мера работает в рамках блокирования интернет-ресурсов на предмет распространения вредной информации;

  • возложение на интернет-провайдеров и хостинг-провайдеров обязанности обнаруживать и задерживать вредную информацию, которая передается через их собственные серверы, дополненное установлением ответственности за неисполнение или ненадлежащее исполнение данной обязанности. Мера работает лишь при официальном заявлении о блокировании сайта с размещенной вредной информацией. Премодерация и поиск вредной информации по ключевым словам в настоящее время еще не реализованы. Это связано с большой дополнительной нагрузкой на сервис-провайдеров и хостинг-провайдеров, что может сказаться на повышении абонентской платы для пользователя услуг;

  • обязание администрации образовательных учреждений дополнительно фильтровать трафик на предмет вредной для детей информации.


Обязательная фильтрация информации, которая поступает на серверы интернет-провайдеров или хостинг-провайдеров от клиента или наоборот, может послужить мерой самоуправления при добровольном принятии данной функции. Стоит отметить, что многие сервис- провайдеры предоставляют специальные детские тарифы на услуги подключения к сети Интернет, а поисковые системы и социальные сети включают безопасный поиск по умолчанию.


Как уже отмечалось, существует три вида основных мер, направленных на защиту детей от информации, наносящей вред их здоровью и развитию, а именно технические, правовые и социальные меры. Использование каждой меры в отдельности не даст ощутимого результата. Учитывая разные объекты и способы воздействия на эти объекты, можно говорить об отсутствии перекрытия действий мер. В данном случае можно говорить о синергетическом
эффекте применения мер, который сможет гарантировать должный уровень защиты ребенка в Интернете12 (Андрющенко Е. С. Интернет-отношения: государственное регулирование и самоуправление: автореферат дис. ... канд. юрид. наук / Е. С. Андрющенко. — Саратов.: 2010. — 26 с).


Без сомнения, регулирование распространения информации в сети Интернет необходимо. Но не стоит забывать, что ограничивать и защищать детей от вредной информации необходимо и в обыденной жизни: дома, на улице, в школе и т.д. Данная проблема решается намного сложнее. Для этого необходимы воспитательные, культурно-просветительские меры, направленные на формирование у детей навыков самостоятельного противостояния угрозам в обыденных отношениях и коммуникационных интернет-отношениях. Для этого государству следует принимать и реализовывать специальные программы, направленные на соответствующее просвещение детей и родителей.


БИБЛИОГРАФИЯ



  1. Минбалеев А. В. Теоретические основания правового регулирования массовых коммуникаций в условиях развития информационного общества : монография. — Челябинск : Цицеро, 2012. — 374 с.

  2. Рассолов И. М. Защита частной жизни в сетях международного информационного обмена //Актуальные проблемы российского права. — 2015. — № 2. — С. 48—53.

  3. Бачило И. Л. Информационное право : Основы практической информатики : учебное пособие. — М., 2001 - 342 с.

  4. Бачило И. Л., Лопатин В. Н., Федотов М. А. Информационное право : учебник / под ред. акад. РАН Б. Н. Топорнина. — СПб. : Юридический центр-Пресс, 2001. — 789 с.

  5. Лопатин В. Н. Информационная безопасность России : Человек. Общество. Государство. — М.: Фонд «Университет», 2000. — 428 с.

  6. Ковалева Н. Н. Информационное право России : учебное пособие. — М. : Дашков и К, 2007. — 360 с.

  7. Маурин В. С. Правовой анализ вредной информации в условиях информационного общества : дис.... канд. юрид. наук. — М., 2004. — 190 с.

  8. Копылов В. А. Информационное право. — М., 2002. — 512 с.

  9. Солдатова Г, Зотова Е.,Лебешева М., Шляпников В. Интернет: возможности, компетенции, безопасность : методическое пособие для работников системы общего образования. — М. : Google, 2013. — 165 с.

  10. Андрющенко Е. С. Интернет-отношения: государственное регулирование и самоуправление : авто- реф. дис.... канд. юрид. наук. — Саратов., 2010. — 26 с.