Цель статьи — анализ социокультурных функций свадебной обрядности тувинцев как фактора, определяющего и отражающего традиции социальных связей в этнической общности. Задачи: рассмотрение исторической ретроспективы (с рубежа XIX–XX вв. и на протяжении всего ХХ в.) и современного состояния обряда. Материалы и методы. Источниковой базой работы выступили опубликованные сведения и заключения по свадебной обрядности прошлых периодов, а также авторские полевые материалы и наблюдения проведения тувинских свадеб в 2000-е гг. Для анализа современного состояния также представлено детальное описание полного цикла свадебной обрядности современных тувинцев и их свадебной церемонии 2019 г., прошедшей в г. Кызыле. Методологический подход — социокультурный анализ свадебной обрядности и функций, …
The New Research of Tuva,
Journal Year:
2023,
Volume and Issue:
1, P. 6 - 25
Published: March 17, 2023
В
статье
представлен
методологический
путь
для
междисциплинарного
исследования
этнической
культуры,
названный
путем
концептуализации
этнокультуры.
Он
ориентирован
на
дискурс
западной
культурной
антропологии,
но
основан
российской
тезаурусной
концепции
субъектного
знания
и
рассматривает
как
методологическое
средство
понятие
«концепт
культуры».
Несмотря
активное
использование
российскими
учеными
понятия
«концепт»,
в
частности
культуры»,
исследованиях
отмечается
лингвокультурологический
«перекос».
имеет
свои
недостатки,
связанные
с
филологической
специализацией
большинства
исследований
данной
отрасли.
Путь
этнокультуры
предполагает
исходить
не
из
дисциплинарных
особенностей
исследователей,
что
«дробит»
культуру
отдельные
ракурсы.
Предлагается
ставить
центр
внимания
изучать
ее
силами
специалистов
разных
научных
областей.
Суть
культуры
усматривается
прежде
всего
смысловом
поле
—
тезаурусе,
сокровищнице
знаний.
Ее
важнейшие
элементы
концепты
культуры.
Они
имеют
богатство
форм,
том
числе
словоформ,
диалектически
связываются
человеческой
активностью
(будучи
результатом
свою
очередь
определяющие
ее),
а
также
вещами,
материальными
объектами,
которые
воплощают
себе
результаты
осмысления
человеком-создателем
этих
идей.
Все
эти
аспекты
концептов
можно
реконструировать
трех
ипостасях:
«форма»,
«идея»,
«социальная
регуляция».
Особенности
реконструкции
показаны
примере
изучения
конкретной
тувинской.
The New Research of Tuva,
Journal Year:
2021,
Volume and Issue:
4, P. 6 - 21
Published: Dec. 5, 2021
В
статье
выделяются
и
анализируются
три
основных
проблемных
узла
антропологии
родства
у
тувинцев:
паспортизация
1940-х
гг.
тувинская
антропонимия,
терминология
родства;
современные
родственные
отношения
связи
тувинцев.
Отмечается,
что
сегодня
изучение
этих
тем
особенно
важно
в
с
актуализацией
вопросов
современных
И
исследования
необходимо
проводить
междисциплинарном
синтезе
разных
гуманитарных
дисциплин.
Паспортизация
Туве
практически
не
изучена
историками,
поэтому
автор
отмечает
основные
вехи
этого
события,
называет
документы.
События
последствия
рассматривать,
учитывая
общие
принципы
советского
процесса
паспортизации.
Утверждается,
советская
версия
социальной
инженерии,
призванная
вести
учет
населения,
привела
к
определенным
изменениям
системе
многих
С
разными
фамилиями,
отчествами
родные
люди
были
отчуждены
друг
от
друга,
но
обнаруживаются
только
спустя
много
лет.
Со
временем
родственников
другом
терялись,
а
многие
потомки
вовсе
знают
предков
прямого
близкого
родства,
даже
знакомы
кровными
родственниками
расширенной
семьи.
Анализ
второй
темы
литературе
терминологический
обзор
слов,
употребляемых
тувинцами
для
обозначения
общего
групп
родственников,
показывают,
основными
терминами
являются:
төрел
аймак,
бөлук,
төрел-дөргул.
Соответственно
обсуждать
социальные
общности
тувинцев,
связанные
родством,
на
русском
языке
правильнее
помощью
термина
«родственная
группа»,
«родоплеменная
группа».
Утраты
системы
тувинского
ХХ
веке,
изменения
отношений
привели
тому,
родственных
тувинцев
само
поддержание
связей
становится
проблемой.
Чтобы
сохранять
развивать
прилагать
специальные
усилия.
Этот
процесс
интересно
изучать,
по
мнению
автора,
такого
антропологического
подхода
как
kin
keeping
—
‘сохранение
родства’.
Мы
видим,
появились
своеобразные
кинкиперы
организаторы
родовых
сборов,
обрядов.
Они
стали
связующим
звеном
между
нуклеарными
семьями
семьей
родственной
группой.
The New Research of Tuva,
Journal Year:
2023,
Volume and Issue:
1, P. 38 - 63
Published: March 17, 2023
В
статье
представлен
анализ
представлений
современных
тувинцев
о
земле
(тув.
чер).
Чер
рассматривается
как
концепт
культуры,
поэтому
учитывается
разнообразие
аспектов
концепта,
в
том
числе
лексических,
смысловых.
Использованы
материалы
включенного
наблюдения
Туве,
12
интервью,
записанных
январе
2023
г.
с
тувинцами
преимущественно
зрелого,
старшего
возраста,
разных
мест
проживания
(горожане,
сельчане,
животноводы,
проживающие
юртах),
а
также
научной
литературы,
словарей,
текстов
СМИ.
Тувинцы
чер
понимают
первую
очередь
свои
земли,
которых
у
людей
бывает
несколько.
Это
связано
жизненным
циклом:
место
рождения,
проживания,
упокоения.
Представления
земле,
одной
стороны,
заметно
расширились
связи
изменениями
жизни
их
предков,
родителей,
нынешней
ситуации.
Земля
стала
предметом
юридического
владения,
но
это
расходится
представлениями
родовых
землях.
святости
«своей»
земли
сохраняют
свою
актуальность
и,
очевидно,
общим
процессом
религиозного
возрождения
Туве.
«Свое»
пространство,
своя
родная
земля
осмысливается
место,
где
обитают
родные,
близкие,
к
этому
родному
месту
тувинец
(сельчанин
или
горожанин)
испытывает
устойчивые
положительные
чувства,
сильную
привязанность.
Рассуждая
местах
упокоения,
современные
тувинцы
дали
схожие
высказывания,
что
родные
люди
возраста
хотят
захоронения
на
местах,
они
родились
и
жили.
общественном
дискурсе
качестве
нормативных
предписаний
сильны
традиционные
представления
том,
соответственно
должны
относиться
ней,
преклоняться
соблюдать
заповеди
предков.
The New Research of Tuva,
Journal Year:
2024,
Volume and Issue:
1, P. 148 - 165
Published: March 13, 2024
В
статье
анализируется
традиционная
лексика
свадебной
трапезы
в
тувинском
языке.
Материалом
исследования
послужили
слова,
извлеченные
из
изученной
литературы,
а
также
данные
диалектологических
и
комплексных
экспедиций
одного
авторов
по
Туве
1999–2023
гг.,
ходе
которых
опрашивались
респонденты
старшего
поколения,
чьи
свадьбы
справлялись
до
1960-х
гг.
Исследуемую
лексику
можно
анализировать
следующим
лексико-семантическим
группам:
названия
мясных
блюд,
молочных
растительной
пищи.
Для
блюд
свадебного
пира
тувинцы
традиционно
использовали
баранину,
пищу
шли
мясо,
кровяные
изделия,
внутренности
(потроха),
поэтому
собрана
соответствующая
лексика.
Также
показана
продуктов
сквашенного
или
сброшенного
молока
коровы,
овцы,
козы,
яка,
кобылы;
структурном
отношении
данную
составляют
простые
сложные
слова
двух
компонентов,
устойчивые
выражения.
этимологическом
это
общетюркские
собственно-тувинские
выражения,
есть
компоненты,
тюрко-монгольские
тюрко-китайские
монголизмы,
были
отмечены
китаизм
арабизм.
The New Research of Tuva,
Journal Year:
2024,
Volume and Issue:
2, P. 243 - 262
Published: June 5, 2024
В
статье
представлен
сравнительный
анализ
статистико-демографического
измерения
неполных
семей
в
Туве
(Россия)
и
Казахстане
на
современном
этапе.
Рассматриваются
ключевые
факторы,
влияющие
причины
распространения
с
неполной
структурой.
качестве
источников
были
использованы
итоги
Всероссийских
переписей
населения
2010
2020
гг.,
Национальной
переписи
Республики
Казахстан
2009,
2021
гг.;
материалы
текущей
демографической
статистики,
касающиеся
гендерных
характеристик
Тувы
Казахстана,
рождаемости,
том
числе,
вне
брака,
ожидаемой
продолжительности
жизни,
брачной
структуры
рассматриваемых
обществ,
коэффициентов
разводимости,
а
также
экономического
положения
доходной
стратификации
разных
типов.
результате
социодемографических
трансформаций
Туве,
наблюдается
рост
монородительских
семей,
однако
удельный
вес
нуклеарных
выше,
чем
Туве.
Количественная
гендерная
дифференциация
структуре
современного
более
выражена
Казахстане,
что
свою
очередь
влияет
брачную
структуру
населения.
казахском
обществе
уровень
брачности
выше
по
сравнению
тувинским.
доля
незарегистрированных
супружеских
союзов
два
раза
отрицательно
качество
семейной
Показано,
структура
причин
формирования
типология
имеют
существенные
различия.
Для
казахстанского
общества
свойственно
общественное
порицание
осуждение
внебрачной
рождаемости
одинокого
материнства.
обоих
обществ
характерен
высокий
имеются
заметные
различия
уровне
подростковой
фертильности,
которые
являются
причиной
семей.
они
—
выше.
Распад
семьи
развода
практически
равной
степени
для
регионов.
Неполные
потенциально
подвержены
риску
бедности,
особенно
детской
социальной
неустойчивости,
эти
риски
высоки
тех
монородителей,
кто
воспитывает
одного
ребенка,
детей
инвалидностью,
имеет
невысокий
образования.
The New Research of Tuva,
Journal Year:
2021,
Volume and Issue:
4, P. 57 - 75
Published: Dec. 5, 2021
В
статье
анализируется
проблема
изменений
отношения
взрослых
к
детям
в
тувинском
обществе
на
фоне
общих
социальных
трансформаций
XX
и
XXI
вв.
Историко-культурологическое
исследование
проведено
с
привлечением
методов
социальной
культурной
антропологии.
Отношение
рассматривается
как
часть
культуры
детства
—
детской
субкультуры.
Актуальность
исследования
связана
явным
кризисом
современного
родительства
тувинцев.
традиционном
культура
развивалась
условиях,
которое
ему
обеспечивало
общество
родовым
укладом
жизни.
Дети
были
центре
внимания,
окружены
заботой,
воспитанием,
родовое
сообщество
гарантировало
их
защиту.
Эта
традиционная
модель,
которая
формировалась
протяжении
всего
культурогенеза,
позволяла
том
числе
развиваться
сантиментам
отношении
детей
воспеванию,
восхищению,
любованию,
умилению.
советское
время
дети
перестали
быть
только
объектом
попечения
родителей,
которых
контролировало
сообщество.
Как
во
всей
советской
стране,
они
стали
объектами
государственной
политики.
Влияние
а
уж
тем
более
широкого
круга
родственников
было
уменьшено
даже
оттеснено,
системой
образования
воспитания.
Учебно-воспитательная
программа
базировалась
общей
политике.
Само
родительство
перестало
столь
же
важным
для
раньше.
общественным
ресурсом
неизвестной
«переменной»
родителей
плане
будущего
семьи.
постсоветское
государство
потеряло
главенствующую
позицию
регулятора.
Новыми
факторами,
определяющими
особенности
детства,
выступают
теперь
вестернизационные
тенденции,
технологические
новации,
которые
появились
глобализацией.
этих
условиях
новые,
дополнительные
мотивы
общие,
лишенные
тувинской
этнической
составляющей.
Увеличенный
период
инфантильности
молодежи,
молодых
приводит
безответственности
по
отношению
детям,
желанию
жить
детские
пособия
материнский
капитал.
Другая
форма
родителей-тувинцев
гиперопека,
гиперзабота.
Значительная
тувинцев
сделала
нормой
обеспечение
ребенка
всем
необходимым
не
детстве,
но
последующем
взрослении.
The New Research of Tuva,
Journal Year:
2021,
Volume and Issue:
4, P. 76 - 88
Published: Dec. 5, 2021
В
статье
приводится
полное
описание
одного
из
тувинских
детских
обрядов
хылбык
дой
‘обряд
первой
стрижки’,
который
был
проведен
в
2018
г.
Кызыле
честь
3-летия
ребенка.
На
обряд,
проводился
как
праздник,
собрались
представители
двух
родовых
групп
тувинцев
—
со
стороны
отца
(кара-сал)
и
матери
(хомушку).
Особенностями
данного
обряда
являются
его
проведение
городских
условиях
(с
заказом
столов
кафе),
с
новациями
(в
организации
подарках)
заимствованиями
западной
культуры
(разрезание
торта
финале,
детское
шоу
пр.).
Автор
показала
отличие
основной
сути
современного
от
традиционного,
изложенного
многочисленной
этнографической
литературе.
Раньше
обряд
символизировал
переход
ребенка
возраста
младенца
детство
приобретение
им
прав
человека,
том
числе
на
признание
родственниками,
получение
личного
имущества.
Современная
форма
скорее
выступает
совместное
мероприятие
для
поддержания
этнической
идентичности
родственных
связей,
материального
обеспечения
семьи,
развлечения
детей.
The New Research of Tuva,
Journal Year:
2020,
Volume and Issue:
4, P. 169 - 179
Published: Dec. 5, 2020
В
статье
представлен
обзор
лексики
послесвадебных
обрядов
в
тувинском
языке
и
описании
этнографического
своеобразия
обрядов.
Такой
подход
оправдан
связи
с
тем,
что
фразеологически
связанное
значение
лексемы
или
фразеосочетания
свабедной
обрядности
понимается
правильно,
без
искажения.
Материалом
исследования
послужили
материалы
из
опубликованных
работ,
словарей,
а
также
данных
экспедиций
автора
по
ареальным
зонам
тувинского
языка
1999–2015
гг.
Анализ
традиционного
послесвадебного
обряда
позволил
выявить
следующие
особенности:
а)
наименования
традиционных
основной
своей
массе
являются
собственно
тувинскими
устойчивыми
сочетаниями
общетюркскими
компонентами
(2
6
фразеосочетаний);
б)
корпусе
названий
встречаются
тувинские
общетюркских
основ
монгольских
заимствований
(4),
подтверждающие
тот
факт,
на
протяжении
длительного
времени
тувинцы
жили
тестном
контакте
монголами;
в)
значительная
часть
фразеосочетаний
зафиксированы
речи
носителей
зарубежных
говоров
—
ховдинского,
цэнгэльского,
цагаан-нуурского,
эрзинского
говора
юго-восточного
диалекта,
монгун-тайгинского,
кара-холского
бай-тайгинского
западного
хондергейского
центрального
диалекта;
г)
только
4
1
одна
лексема
вошли
состав
общеупотребительных;
д)
анализируемые
примеры
показывают
лексические,
фонетические
диалектные
особенности
юго-восточного,
западного,
диалектов
языка;
е)
течением
значения
некоторых
слов,
связанных
послесвадебными
обрядами
подверглись
сужению
расширению.
The New Research of Tuva,
Journal Year:
2022,
Volume and Issue:
3, P. 208 - 225
Published: Sept. 8, 2022
В
статье
анализируются
результаты
опроса
башкир
и
тувинцев
2021
г.,
проживающих
в
республиках
Башкортостан
Тува,
выясняющего
степень
их
уверенности
будущем.
Выяснялись
вопросы:
как
влияет
на
уверенность
будущем
семейный
статус
(состояние
браке,
число
членов
семьи,
наличие
несовершеннолетних
детей);
связана
с
субъективными
показателями
человеческого
развития,
отражающими
три
области
жизни
(доходы,
здоровье,
образование).
Результаты
исследования
показали,
что
большинство
уверены
своем
У
представителей
обоих
этносов
больше
проявляется
у
молодых,
имеющих
высшее
незаконченное
образование,
а
также
селах,
постоянную
работу.
Неуверенность
присуща
пожилым,
тем,
кто
имеет
низкий
уровень
образования.
Она
городским
образом
жизни,
со
статусами
занятости
«не
работаю»
«имею
временную
работу».
Установлено,
нахождение
официальном
детей
снижают
уверенность.
Напротив,
отсутствие
собственной
семьи
(не
состоят
браке)
детей,
жизнь
одиночку
или
вдвоем
придают
уверенности.
Данные
показывают,
тувинцы
целом
оценивают
хуже
своей
—
доходы,
образование
Они
ощущают
себя
более
бедными,
намного
чаще
неудовлетворены
материальным
положением
своими
жилищными
условиями,
чем
башкиры.
свое
здоровье
возможности
для
его
поддержания.
ниже
оценки
возможностей
учебы,
повышения
квалификации.
Уверенность
тувинцев,
прямо
положительно
всеми
развития
потенциала.
Сильнее
всего
влияют
здоровья
доходов,
удовлетворенность
возможностями
(чем
лучше
оценки,
тем
выше
доля
уверенных).
RUDN Journal of Russian History,
Journal Year:
2024,
Volume and Issue:
23(1), P. 86 - 97
Published: March 15, 2024
The
authors
analyze
the
social
practices
of
creating
and
storing
a
Tuvan
family
photo
album
throughout
XX
-
early
XXI
century.
sources
study
are
materials
narrative
biographical
interviews
with
ten
respondents
indigenous
residents
Tuva
different
ages
which
were
recorded
by
in
April
May
2023.
appearance
albums,
features
their
creation
storage
reflect
general
history
albums
Soviet
state,
now
Russia.
point
out
that
there
appear
traditions,
for
example,
frames
inside
yurt
photographs
relatives,
domestic
animals
(horses),
elements
national
cuisine.
But
due
to
events
century,
issue
loss
theft
became
relevant
Tuvans.
In
Tuvans
have
wide
variety
on
media,
today
also
represent
ethnicity
people.