Кузьмин Сергей Львович

Oriental Studies, Journal Year: 2018, Volume and Issue: №3, P. 2 - 14, https://doi.org/10.22162/2619-0990-2018-37-3-2-14

Published: July 1, 2018

Latest article update: March 30, 2023

В статье обсуждается трансформация взглядов властей Тувы и Монголии на статус Танну-Тувы (Урянхая) после провозглашения независимости Монголией в 1911 г. в контексте монголо-тувинско-российских отношений. Отмечается, что отсутствие договорной фиксации решения Урянхайского вопроса Российской империей и Монголией создавало неопределенность и основание для территориальных споров. Используя эту неопределенность в связи с ослаблением позиций России, Китайская республика пыталась «вернуть» себе Внешнюю Монголию вместе с Урянхаем, претендуя на все территориальное «наследие» распавшейся империи Цин, частями которой ранее были Китай, Монголия и Урянхай. Провал этих попыток был связан с освобождением Внешней Монголии от китайской оккупации бароном Р. Ф. Унгерном, а затем с установлением влияния СССР …

Тува в диалоге культур: компаративистский контекст DOI Creative Commons

Юрий Владимирович Попков,

Евгений Александрович Тюгашев

The New Research of Tuva, Journal Year: 2020, Volume and Issue: 4, P. 217 - 229

Published: Dec. 6, 2020

В статье актуализируется проблема диалога культур в мировом и региональном аспекте решается значимая для сравнительного тувиноведения задача по диагностике позиционирования Тувы диалоге компаративистском контексте. Культуру авторы трактуют как отдельный социальный организм его конкретно-исторической специфике (по О. Шпенглеру). Именно рамках такого представления корректно говорить о способности культуры вступать диалог вести. О правомерно только том случае, когда осуществляется содержательный конструктивный речевой информационный взаимообмен. Для этого культура должна быть говорящей, не-молчащей культурой обладать способностью не к монологу, а диалогу. разговорного формата призвана субъектно-ориентированной. Ее интересовать привлекать субъектность чужой ее самоценности. Проведенный компаративный анализ положения традиционной тувинской дает основание следующих заключений: критерию открытости диалогу она относится категории сравнительно закрытых культур; избирательности тувинцев можно охарактеризовать преимущественно азиатско-ориентированных; сопоставления «говорящих» «молчащих» тувинская больше соответствует культуре молчания; горизонте диалоговых монологовых оценить большей степени монологичную. Распространение современных глобализационных сетей цифровизация публичной повседневной жизни способствуют переформатированию культур. Одновременно с этим, мнению авторов, актуальными является культивирование уважительного заинтересованного отношения собственной культуре, более глубокое познание.

Language: Русский

Citations

1

Почтовые марки периода Тувинской Народной Республики как отражение эволюции общественного сознания тувинцев DOI Creative Commons
Роман Михайлович Воронин

The New Research of Tuva, Journal Year: 2022, Volume and Issue: 2, P. 177 - 187

Published: June 21, 2022

Почтовые марки являются объектами, обладающими уникальными свойствами, отличающими их от других исторических документов. Изображения на марках несут, помимо важной исторической информации, эмоциональный след ушедшей эпохи, запечатленный художниками, которые существовали и творили в конкретном культурно-историческом пространстве. Целью настоящей работы явилось исследование почтовых марок Тувинской Народной Республики с точки зрения отражения эволюции общественного сознания тувинцев. Представлено описание наиболее значимых марок, позволяющих оценить важнейшие этапы развития тувинского общества 1920-х — 1940-х годов. Первые выпуски ТНР подчеркивают теснейшую культурную, религиозную, экономическую связь молодой республики Монголией: номиналы мунгу тугриках, надписи старомонгольским алфавитом, изображение буддийского колеса «хорлоо», которое также присутствует первом гербе нового государства. По мере формирования национального мышления, становления государственности сознании тувинцев, происходит эволюция изображения герба марках: буддийское колесо «хорлоо» (1926 г.) сменяют колосья, красная звезда, серп молот (1943 г.). Изображение государственной границы трансформируется: условного пунктира по монгольской территории 1927 г. до четкой жирной линии 1935 Важным фактором стал процесс возникновения национальной письменности валюты. Марки 1932 надписями трех языках (старомонгольском, тувинской латинице английском) иллюстрируют период введения кириллического письма 1941 г., естественным образом помещающего Туву культурное пространство Советского Союза. Уникальная марка 1934 номиналом сразу двух денежных единицах рублях, никогда не существовавших тувинских предвосхищает мечту о валюте, позднее воплотившуюся акша. Очевидно, что инструментом пропаганды, влияния, внедряющим определенные культурно-смысловые коды общество. Но этот инструмент мог эффективно функционировать без опоры уже сложившиеся общественные отношения. Создатели вынуждены были считаться реальным положением дел республики, должны отражать насущные чаяния народа.

Language: Русский

Citations

1

Из истории заселения русскими Урянхайского края DOI Creative Commons
Sergey Ryazantsev, А В Смирнов

ORIENTAL STUDIES, Journal Year: 2022, Volume and Issue: 15(5), P. 979 - 992

Published: Dec. 26, 2022

Introduction. The article deals with the Russian colonization of Uryankhay Krai (present-day Tyva Republic) prior to establishment protectorate. Goals. paper aims at analyzing migration flows have accompanied peopling Krai. Materials and methods. source base for study was a wide range materials, among which significant proportion is occupied by pre-revolutionary publications, including periodicals (Siberia, Minusinsk Territory, Leaf, Yenisei Thought, Krasnoyarsk Voice, etc.), containing information on topic under study. methodological basis general scientific principle methods knowledge. Data demographic composition migrants are limited. Results. A total three population inflows — gold mining, agricultural, commercial ones can be traced. Earliest messages about mining in date back 1837 when Russians started exploiting mines upper reaches Sistikema River. Tuvans worked mines, panned gold. By 1910s, there were 15 operating Uryankhay. Gold hindered not only roadless terrain but also 1903 decree obliging miners leave their upon receipt any restrictive resolution from Chinese Government. Those Old Believers who had arrived earliest (around 1860s) search Belevodye kingdom. first cultivating land region. Periodicals depicting Tuvan-inhabited lands as fertile, after expulsion campaign popularizing ‘rich soils’ organized peasants across territories adjacent Siberian railway. 1914, over 3,000 dessiatins crops. merchants region delivering ‘goods bosom’ exchanging knives, matches, tobacco other commodities livestock furs. bulk moved nearest provinces could characterized replacement one: bordering suffering lack plough-land aware Uryankhay’s resources chose move therein replaced migrant peasants. Ethnic social structure immigrants Russia that homogeneous. So, representatives different ethnic groups Russians, Tatars, Khakas, Latvians, Poles came classes, e.g., merchants, Cossacks, This attests high mobility late 19th early 20th centuries. As protectorate 5,5 thousand living Conclusions. arrival official complete less than 60 years. rapid successful process facilitated number factors, namely: geographical location, an exact borderline between two countries, China’s political situation, economic opportunities

Language: Английский

Citations

1

None DOI Open Access

Sureyya Yigit

International Relations and Diplomacy, Journal Year: 2019, Volume and Issue: 7(5)

Published: May 28, 2019

A central theme found in the academic literature concerns Tuvans who religiously are closely related to Mongol people, Turkic not solely due linguistic familiarity, but ethnic roots which include and encompass Yenisei Kyrgyz (Arikoğlu

Language: Английский

Citations

0

None DOI Open Access

Sureyya Yigit

International Relations and Diplomacy, Journal Year: 2019, Volume and Issue: 7(8)

Published: Aug. 28, 2019

A central theme found in the academic literature concerns Tuvans who religiously are closely related to Mongol people, Turkic not solely due linguistic familiarity, but ethnic roots which include and encompass Yenisei Kyrgyz (Arikoğlu

Language: Английский

Citations

0