Loading...

This article is published under a Creative Commons license and not by the author of the article. So if you find any inaccuracies, you can correct them by updating the article.

Loading...
Loading...

Вебинар как форма электронного обучения в высшей школе Creative Commons

Link for citation this article

Калинина Светлана Дмитриевна

Вестник МГИМО-Университета, Journal Year: 2015, Volume and Issue: №2, P. 291 - 295

Published: Feb. 1, 2015

Latest article update: Nov. 28, 2022

This article is published under the license

License
Link for citation this article Related Articles

Abstract

В последнее время происходят серьёзные изменения в системе высшего образования, которые касаются как зарубежных, так и российских вузов. Они связаны с проявлением следующих тенденций: реализация концепции непрерывного образования, глобализация образовательного пространства, смена образовательной парадигмы, а также широкомасштабное внедрение информационных и телекоммуникационных технологий в образовательный процесс университетов. В статье представлен обзор основных вариантов использования дистанционных образовательных технологий (ДОТ) в практике высшей школы. К их числу можно отнести: внедрение систем дистанционной поддержки учебного процесса (LMS - Learning Management System), использование МООС (Massive Open Online Courses) - массовых открытых онлайн курсов. Особое внимание уделено характеристикам вебинара - новой формы обучения в виртуальной информационно-образовательной среде. Цель освоения технологии проведения вебинаров преподавателем высшей школы - повышение информационной культуры и формирование компетенции эффективного взаимодействия со студентами в быстро меняющемся окружении электронных средств обучения. Изложены возможности программно-технологической платформы вебинаров, определяющие инструментарий преподавателя. К ним относятся: аудиосвязь и видеосвязь в режиме реального времени, показ слайдов презентаций, работа с виртуальной доской, демонстрация «Рабочего стола» компьютера преподавателя, проведение опросов. Представлены сценарии применения инструментов вебинара для проведения онлайн-аналога лекции и онлайн-аналога семинара, техническая и педагогическая подготовка к ним. Оба сценария предназначены для организации виртуального аналога традиционного общения педагога и студента в случае возникновения необходимости такого общения на расстоянии. Предлагаются варианты использования вебинаров для поддержки традиционного учебного процесса в университете и оценки их эффективности.

Keywords

Вебинар, онлайн семинар, аудиосвязь и видеосвязь в реальном времени, онлайн лекция, дистанционные образовательные технологии (ДОТ)

Cистема высшего образования во всем мире претерпевает в последнее время серьёзные изменения, основными предпосылками которых являются: реализация провозглашённой ЮНЕСКО концепции непрерывного образования, или «образования через всю жизнь» (lifelong learning); глобализация образовательного пространства; смена образовательной парадигмы со знаниево-центристской на деятельностную и личностно-ориентированную; стремительное развитие информационных и телекоммуникационных технологий [3].


Описанным изменениям сопутствует внедрение в учебный процесс высшей школы дистанционных образовательных технологий (ДОТ). Основной функцией ДОТ является поддержка традиционного учебного процесса, осуществляемая в следующих вариантах:



  1. Обеспечение общего доступа студентов к учебным и контрольным материалам. Такой вариант может быть реализован разными способами: материалы могут пересылаться на общую почту группы или выкладываться на личном сайте преподавателя. Самый современный вариант - аккумулирование учебных и контрольных материалов в вузовской системе дистанционной поддержки обучения (LMS - Learning Management System). Учебные материалы могут быть представлены в различной форме: текстовые файлы, мультимедиа файлы, контрольные задания в виде тестов. В LMS контрольные мероприятия могут быть введены в изучаемый материал в виде «рубежных точек», которые обеспечивают контроль изучения учебного материала в определённые сроки и с требуемым качеством: к следующему разделу курса нельзя перейти, не доказав необходимый уровень усвоения предыдущего материала.

  2. Обеспечение оперативной обратной связи студента с преподавателем и индивидуальная помощь студенту могут осуществляться при помощи электронной почты, а при работе в LMS - специальными средствами обратной связи конкретной системы, на форумах, посвящённых обсуждению конкретной темы, задачи или проекта.

  3. Использование массовых открытых онлайн курсов (МООС - massive open online course) всемирно известных университетов в дополнение к собственным курсам университетов, а также разработка собственных МООС. Такие курсы предоставляются популярными образовательными платформами Coursera (Stanford), edX (MIT, Harvard), российскими - Лекториум, Универсариум, «Университет без границ» (МГУ) и другими. Аналитики Агентства стратегических инициатив (АСИ) при Правительстве РФ прогнозируют к 2025 г. деление ВУЗов на лидеров - поставщиков уникального контента (МООС); «середняков», производящих собственный образовательный контент и использующих МООС других университетов; «отстающих» - тех, кто ведёт обучение, используя МООС сторонних провайдеров [2].

  4. Использование сервисов вебинаров и видеоконференций для создания онлайн-аналогов лекций и семинаров в сети в случае возникновения необходимости учебного общения на расстоянии.


Для нас представляет интерес вебинар. Его можно рассматривать как онлайн-аналог традиционных форм обучения - лекции и семинара. Название вебинар произошло от английских слов web и seminar, что в буквальном переводе значит «семинар в сети». Торговый знак «webinar» был зарегистрирован в 1998 г. Эриком Р. Корбом, создателем нескольких ІТ-компаний в США, но был оспорен и теперь принадлежит компании InterCall. Программное обеспечение проведения вебинаров можно использовать как для чтения лекции, так и для проведения семинара в сети.


Количество участников варьируется от нескольких человек до нескольких тысяч и зависит от возможностей программного обеспечения, используемого для проведения вебинара, и условий подписки на него (стоимость лицензии зависит от количества участников). На данный момент рекорд, зафиксированный в книге Гиннесса, принадлежит программе Mind, при помощи которой был проведён крупнейший в мире онлайн бизнес-семинар с 12012 участниками.


Во время вебинара преподаватель и обучаемые находятся у компьютеров. Связь между ними осуществляется посредством сети Интернет. Организатором вебинара является преподаватель, который проектирует и координирует всю учебную деятельность, проходящую в рамках вебинара, и в случае необходимости предоставляет слово другим участникам. Инструментарий вебинара включает:



  • аудиосвязь и видеосвязь в режиме реального времени;

  • демонстрацию видеороликов;

  • показ слайдов презентации;

  • работу с виртуальной доской;

  • демонстрацию документов с выделением нужных областей;

  • обмен и предоставление доступа к файлам;

  • чат - обмен письменными сообщениями в режиме реального времени;

  • демонстрацию Рабочего стола Windows и открытых на нём программ;

  • голосования и опросы, которые в реальном времени позволяют собрать мнения слушателей;

  • работу с удалённым Рабочим столом, которую предлагают многие программные продукты, если необходимо что-то показать на компьютере другого участника вебинара;

  • запись вебинаров с целью многократного использования;

  • поддержку мобильных устройств;

  • интеграцию вебинаров в сайт или интранет.


В настоящее время особое внимание обращено на традиционную лекцию, на изменение соотношения её основных функций и проявление новых [1]. Эти функции могут быть реализованы и в ходе лекции в режиме вебинара. Такая лекция позволяет обучаемым слышать и видеть лектора, просматривать демонстрируемую на экране презентацию. Лектор может писать или рисовать на виртуальной доске (аналоге доски в традиционной учебной аудитории), демонстрировать не только презентации, но и файлы в других форматах, поддерживаемых программным обеспечением вебинара. Студент может «поднять руку» (предусмотрена специальная возможность) и задать вопрос (в этом случае лектор решает, будет ли демонстрироваться изображение студента или виртуальная аудитория будет только слышать его слова). Вопрос также можно написать в чате (специальная область экрана, которая видна всем участникам вебинара). Лектор заранее определяет, будет ли он отвечать на вопросы во время лекции или ответит на них в конце вебинара. Практика показывает, что для успешного проведения онлайн занятия в начале лекции лектору нужно озвучить основные «правила игры», по которым будет проводиться занятие (к ним относится и порядок ответов на вопросы). Если планом проведения лекции предусмотрено проведение опроса слушателей, то сервис проведения вебинара предусматривает несколько возможностей, например: выбор одного варианта из нескольких предложенных, выбор нескольких вариантов (к этим двум опросам можно добавлять свободный вариант ответа), свободный ввод в одну строчку или абзац. Программное обеспечение вебинара даёт возможность демонстрировать «рабочий стол» компьютера преподавателя, на котором могут быть открыты другие программы. Такая возможность позволяет видеть, как преподаватель решает задачу, использует другое программное средство в учебных целях.


Семинар в режиме вебинара позволяет преподавателю использовать все вышеперечисленные возможности. Чтобы стимулировать активность студентов при обсуждении изучаемой темы, преподаватель может передавать им права ведущего, докладчика. В этом случае выступающий на семинаре студент может демонстрировать презентацию или другие предварительно загруженные файлы, все участники семинара могут видеть и слышать его, и даже задавать вопросы.


Таким образом, современное программное обеспечение проведения вебинаров позволяет реализовать педагогическое общение аналогично общению «face to face». Но есть и существенные отличия: возможность записать вебинар позволяет многократно использовать его материалы. Преподаватель может быть избавлен от рутинной работы по подготовке раздаточного материала для каждого студента, ручной проверки тестов и т.п.


Возможны следующие варианты использования сервиса вебинаров в образовательной практике университета:



  1. трансляция лекций известных приглашённых профессоров (в том числе зарубежных), их запись можно использовать многократно в учебном процессе, а также выложить на сайте университета для всех желающих;

  2. сохранение культурного наследия (запись лекций преподавателей-мастеров, фиксация и анализ лучших педагогических практик);

  3. выступления с докладами на конференциях, научных семинарах, заседаниях научного студенческого общества;

  4. дополнительные консультации для студентов перед контрольными мероприятиями (экзаменами, зачётами, контрольными работами) в том случае, если обучаемым недостаточно очных часов, отведённых на консультации нормативными документами, или возникла необходимость в дополнительной консультации по новым разделам программы;

  5. занятия и консультации для студентов, находящихся на стажировках в зарубежных университетах;

  6. поддержка познавательной деятельности магистрантов, обучающихся на программах двойных дипломов и в определённые периоды времени находящихся на обучении за рубежом;

  7. повышение квалификации, программы MBA и второго высшего образования для привлечения слушателей без отрыва от основной деятельности.


Проведение вебинара требует от преподавателя высокого уровня подготовки, а также «тщательной и вдумчивой с педагогической, психологической, эргономической и других точек зрения разработки» [8, с. 62-63]. Мы выделяем как основные составляющие этой подготовки техническую и педагогическую.


Техническая подготовка включает в себя выбор программного продукта и непосредственную проверку перед вебинаром качества работы аппаратного и программного обеспечения. При выборе программного продукта нужно изучить: качество звука и видео; список поддерживаемых устройств, в том числе мобильных; максимальное количество участников; лёгкость освоения интерфейса.


Техническая подготовка непосредственно перед вебинаром предназначена для проверки каналов связи, качества звука и видео, работы всех инструментов программного продукта. Средства обучения вебинара требуют высокой пропускной способности каналов связи. Техническая подготовка призвана предотвратить сбои во время вебинара, что привело бы к снижению качества обучения и формированию отрицательного отношения слушателей к сервису [3].


Педагогическая подготовка вебинара включает в себя: постановку целей и задач - «обобщённое описание планируемых результатов обучения, т.е. набора знаний, навыков, умений,
операций, способов социального поведения, которыми по итогам обучения должен обладать слушатель» [4; с. 13]; проработку содержания; выработку стратегии использования инструментария программного обеспечения вебинаров и встраивания их в содержание излагаемых вопросов с учётом психолого-педагогических особенностей, характерных для данной инновационной формы организации обучения.


Следует заметить, что педагогическая подготовка вебинара отличается от подготовки классической лекции или семинара более детальной проработкой использующихся во время вебинара инструментов и психолого-педагогических особенностей данной формы организации обучения. Эта проблема требует научной разработки и обоснования специальных методических рекомендаций. Некоторые аспекты этой проблемы отчасти решались преподавателями МГИМО [2; 5].


Эффективность вебинара определяется полученным результатом, оценить который можно с помощью теста. Наиболее целесообразно проводить такой тест до и после обучения, что позволяет оценить, насколько решены поставленные педагогические задачи и как изменились компетенции обучаемых в результате проведения вебинара.


Сегодня студенты университета живут в цифровом окружении. Они легко осваивают программное обеспечение, с большим желанием используют информационные технологии, помогающие изучить учебный материал. Эти реалии требуют соответствующей информационной культуры и от преподавателей, способности не только блестяще владеть аудиторией, но и, в случае необходимости, свободно чувствовать себя в быстро меняющемся окружении электронных средств обучения.


Список литературы



  1. Бережнова Е.В. Университетская лекция и её роль в повышении качества магистерских диссертаций // Педагогическое образование в России. 2015. № 1. С. 16-21.

  2. Воевода Е.В. Использование мультимедиа технологий в профессиональной языковой подготовке специалиста-международника. М.: МГУП, 2009.146 с.

  3. Калинина С.Д. Предпосылки использования дистанционных образовательных технологий в системе высшего профессионального образования // Педагогическое образование в России. 2015. № 1. С. 11 -15.

  4. Педагогические технологии дистанционного обучения. Под ред. Е.С. Полат. М.: Академия, 2008.400 с.

  5. Раицкая Л.К. Учебно-познавательная деятельность студентов в информационно-образовательной среде Интернет. Учебно-методическое пособие. М.: МГОУ, 2012.144 с.

  6. Сайт E-SOFT Development [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.web-learn.ru/bibliotekaonline/52-вебинар-(webinar). (дата обращения 22.02.2015).

  7. Форсайт «Образование-2030» [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.slideshare.net/asi_mp/2013-26930931?utm_source=slideshow02&utm_medium=ssemail&utm_campaign=share_slideshow_loggedout (дата обращения: 21.02.2015).

  8. Фролов Ю.В. Подготовка и проведение вебинаров. Учебно-методическое пособие для преподавателей, студентов и слушателей системы повышения квалификации. М.: МГПУ, 2011.30с.