Национальный психологический журнал

More information...

2020

Солдатова Галина Уртанбековна, Доктор психологических наук, профессор, член-корреспондент РАО, заместитель заведующего кафедрой психологии личности, заместитель декана факультета психологии МГУ имени М.В. Ломоносова.
Рассказова Елена Игоревна, Доцент кафедры нейро- и патопсихологии ф-та психологии МГУ имени М.В. Ломоносова, старший научный сотрудник отдела медицинской психологии ФГБНУ НЦПЗ, Москва, Россия.
Чигарькова Светлана Вячеславна Младший научный сотрудник кафедры психологии личности факультета психологии МГУ имени М.В. Ломоносова Россия, Москва.
Национальный психологический журнал, Journal Year: 2020, Volume and Issue: №2, P. 3 - 20

Published: Oct. 6, 2020

Актуальность (контекст) тематики статьи. Внедрение цифровых технологий в повседневность приводит к «отцифровыванию» и трансформации различных социокультурных практик, в том числе связанных с деструктивным поведением. Широкое распространение в сети получает киберагрессия, не наносящая непосредственного физического вреда, но оказывающая продолжительное негативное воздействие на психологическое состояние участников и затрагивающая, в первую очередь, наиболее активных цифровых пользователей – подростков и молодежь. Цель. Цель исследования – анализ соотношения офлайн- и онлайн-агрессии, распространенности различных видов киберагрессии среди подростков и молодежи, частоты столкновениям с такими ситуациями и силы их негативного эмоционального переживания, а также осведомленности родителей об этом опыте своих детей. Описание хода исследования. В исследовании приняли …

Loading...

3-20

2019

Смирнова Елена О. Московский государственный психолого-педагогический университет
Национальный психологический журнал, Journal Year: 2019, Volume and Issue: №2, P. 25 - 32

Published: July 30, 2019

Актуальность (контекст) тематики статьи. В последние десятилетия существенно изменились условия жизни и развития детей. Особо открытой к новому и чувствительной группой являются дети раннего и дошкольного возраста, поскольку они формируются и развиваются в совершенно иных условиях, нежели предыдущие поколения. Это новое детство складывается и существует в той среде (материальной, информационной, коммуникативной и пр.), которую создают взрослые. Цель работы: рассмотреть некоторые общие тенденции информационной среды современного детства и зафиксировать ряд ее противоречий и парадоксов. Описание хода исследования. В работе сделанапопытка определить характеристики современного дошкольного детства через анализ детской информационной среды. На материале анализа рынка современных игрушек, книжек и фильмов, автор констатирует …

Loading...

25-32

Солдатова Галина Уртанбековна Доктор психологических наук, профессор, член-корреспондент РАО, заместитель заведующего кафедрой психологии личности, заместитель декана факультета психологии МГУ имени М.В. Ломоносова.
Национальный психологический журнал, Journal Year: 2019, Volume and Issue: №3, P. 17 - 31

Published: Oct. 20, 2019

Актуальность (контекст) тематики статьи. Эмпирические данные, свидетельствующие о масштабе и значимости проблемы кибербуллинга, не должны игнорироваться, поскольку большое количество детей подвергается агрессивному онлайн-преследованию и существенному риску при сочетании школьного и кибербуллинга. Новизна исследования состоит в комплексном подходе к анализу особенностей кибербуллинга как одного из видов киберагрессии с учетом его отличий от буллинга в реальной жизни. Анализ проводился на основе масштабных зарубежных национальных и межкультурных исследований, которые возможно сопоставлять как на теоретико-методологическом, так и на эмпирическом уровне. Целью исследования является анализ существующих теоретических и практических данных об особенностях и механизмах феномена «кибербуллинг» (КБ) в детско-подростковой среде, полученных в работах, проводившихся в …

Loading...

17-31

Солдатова Галина Уртанбековна, Доктор психологических наук, профессор, член-корреспондент РАО, заместитель заведующего кафедрой психологии личности, заместитель декана факультета психологии МГУ имени М.В. Ломоносова.
Теславская Оксана Игоревна Научный сотрудник Центра мониторинга рисков и социально-психологической помощи Академии социального управления. Москва, Россия
Национальный психологический журнал, Journal Year: 2019, Volume and Issue: №4, P. 12 - 27

Published: Dec. 31, 2019

Актуальность (контекст) тематики статьи. Повсеместное распространение инфокоммуникационных технологий, снижение возраста начала пользования цифровыми устройствами, сензитивность периодов дошкольного и младшего школьного возраста, исключительно высокая значимость родительской медиации в вопросах пользования цифровыми устройствами маленькими детьми при недостаточной научной разработанности этой проблемы обуславливает необходимость получения и анализа эмпирических данных об использовании цифровых технологий в российских семьях с детьми дошкольного и младшего школьного возраста. Цель: изучение особенностей использования инфокоммуникационных технологий в семьях с детьми дошкольного (5–7 лет) и младшего школьного (8–11 лет) возраста. Описание хода исследования. В качестве методов исследования использовались полуструктурированное интервью для дошкольников и анкетирование младших школьников и родителей обеих возрастных групп. …

Loading...

12-27

2018

Дубровина Ирина Владимировна Доктор психологических наук, профессор, действительный член РАО, зав. лабораторией практической психологии образования Московского городского психолого-педагогического университета, главный научный сотрудник Психологического института РАО.
Национальный психологический журнал, Journal Year: 2018, Volume and Issue: №1, P. 6 - 16

Published: March 30, 2018

Актуальность (контекст) тематики статьи. Проблема воспитания становится все более значимой в связи с особенностями развития и взросления современных детей и подростков так называемой цифровой эпохи. Особенности развития детей и школьников в условиях информационного общества ставят перед психологической службой системы образования новые задачи. Цель. Решение вышеупомянутых задач связано с уточнением приоритетных направлений развития психологии воспитания и образования, а так же научно-практического обеспечения этого направления. Целью статьи является всестороннее рассмотрение сферы деятельности психологов и педагогов системы образования в современных условиях. Уточняются цели и задачи их работы с учетом значительных перемен, произошедших в рамках информационного общества Описание хода исследования. Пронализированы острые и порой …

Loading...

6-16

Реан Артур Александрович Академик РАО, доктор психологических наук, профессор, директор Центра социализации, семьи и профилактики асоциального по- ведения Института педагогики и психологии Московского педагогического государственного университета (МПГУ), Москва, Россия. Автор более 230 публикаций по проблемам психологии личности, социальной и педагогической психологии.
Национальный психологический журнал, Journal Year: 2018, Volume and Issue: №2, P. 3 - 12

Published: Aug. 1, 2018

Актуальность (контекст) тематики статьи. Проблема профилактики асоциального поведения несовершеннолетних актуальна потому, что делинквентное, противоправное поведение детей и подростков является мощным фактором риска асоциального развития личности в целом, фактором, отрицательно влияющим на всю их дальнейшую жизнь. Цель: Проанализировать причины и последствия асоциального развития личности детей и подростков, рассмотреть теоретические исследования, посвященные профилактике асоциального поведения и преступности несовершеннолетних, безнадзорности и беспризорности, а также реабилитации и ресоциализации таких детей и подростков. Описание хода исследования. В статье изучается проблема подростковой агрессии в современном российском обществе. Работа опирается на широкий круг зарубежных и отечественных исследований посвященных данной проблеме, анализ нормативно-правовых документов и региональных практик, а …

Loading...

3-12

Солдатова Галина Уртанбековна, Доктор психологических наук, профессор, член-корреспондент РАО, заместитель заведующего кафедрой психологии личности, заместитель декана факультета психологии МГУ имени М.В. Ломоносова.
Теславская Оксана Игоревна Научный сотрудник Центра мониторинга рисков и социально-психологической помощи Академии социального управления. Москва, Россия
Национальный психологический журнал, Journal Year: 2018, Volume and Issue: №3, P. 12 - 22

Published: Sept. 30, 2018

Актуальность (контекст) тематики статьи. С развитием онлайн-технологий дружеские отношения подростков переместились в социальные сети, которые способствуют расширению их круга общения за счет виртуальных знакомств. При этом отмечается нехватка данных о размере социальной сети онлайн-контактов подростков, их представлений о реальной и виртуальной дружбе, сведений о фактическом характере их отношений с различными категориями интернет-пользователей, в первую очередь – виртуальными друзьями, общение с которыми происходит исключительно в интернете. Цель. Количественный анализ круга контактов российских школьников в социальных сетях, их представлений о дружбе в реальном и виртуальном мире и особенностей их общения с реальными друзьями и знакомыми, а также виртуальными друзьями. Описание хода исследования. …

Loading...

12-22

Собкин Владимир Самуилович, Доктор психологических наук, профессор, действительный член Российской академии образования, Заслуженный деятель науки Российской федерации, директор Института социологии образования Российской академии образования. Лауреат Премии Президента РФ в области образования. Автор более 400 научных публикаций.
Федотова Александра Владимировна Научный сотрудник лаборатории мониторинговых социологических исследований в образовании Центра социологии образования Института управления образованием РАО. Москва, Россия.
Национальный психологический журнал, Journal Year: 2018, Volume and Issue: №3, P. 23 - 36

Published: Sept. 30, 2018

Актуальность (контекст) тематики статьи. Цифровые технологии сегодня являются неотъемлемой частью повседневной жизни. Интернет, и в частности, социальные сети, рассматриваются многими исследователями как особый институт социализации наравне с такими традиционными институтами, как семья и школа. Цели исследования. Настоящее исследование посвящено изучению особенностей социально-психологического самочувствия подростков при взаимодействии в социальных сетях. Анализ полученных материалов дает возможность выявить влияние социально-демографических, социально-стратификационных и социально-психологических факторов на своеобразие самопрезентации подростков в интернете, на их отношение к нормам, регулирующим взаимодействие в сети, на оценку возможных страхов и угроз, а также воздействие общения в сети на их личностные изменения. Описание хода исследования. Статья основана на материалах анкетного …

Loading...

23-36

Давыдов Денис Геннадьевич, Кандидат психологических наук, директор Института когнитивной нейрологии Современной гуманитарной академии, Москва, Россия
Хломов Кирилл Даниилович Кандидат психологических наук, старший научный сотрудник лаборатории когнитивных исследований, руководитель психологической службы факультета психологии Института общественных наук Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации Москва, Россия
Национальный психологический журнал, Journal Year: 2018, Volume and Issue: №4, P. 62 - 76

Published: Jan. 30, 2018

Актуальность (контекст) тематики статьи. Массовые убийства в школах и колледжах первоначально осуществлялись в США, однако в последние десятилетия данный феномен распространяется и на другие страны, в том числе Россию. Трагедии, затрагивающие детей и подростков, привлекают особый интерес политиков, общественности и специалистов. Целью проведенного исследования стало обобщение накопленного в зарубежной литературе осмысления феномена массовых школьных убийств, выделение структуры, этапов развития и факторов, влияющих на его возникновение. Была сделана попытка интеграции разных научных подходов к диагностике угрозы и профилактике массовых школьных убийств. Описание хода исследования. Методология исследования включала в себя поиск и обобщение выводов из научных и прикладных публикаций по проблеме. Поиск …

Loading...

62-76

2017

Кубышко Владимир Леонидович Кандидат педагогических наук, начальник Департамента Государственной службы и кадров МВД России. Москва, Россия.
Национальный психологический журнал, Journal Year: 2017, Volume and Issue: №4, P. 95 - 103

Published: Jan. 1, 2018

Актуальность (контекст) тематики статьи. Поскольку психологическая работа в МВД России является одним из видов системы морально- психологического обеспечения профессиональной деятельности сотрудников, то ее подразделения призваны выполнять задачи двух уровней: профессионально- специфические и общесистемные. Первые, представленные тремя группами, сводятся к индивидуальной и групповой психодиагностике, личностно- профессиональному развитию, профессионально-психологическому сопровождению. Их выполнение подчинено общесистемным целям, главная из которых заключается в формировании государственно-патриотического мировоззрения, корпоративной культуры и профессионально значимых качеств сотрудников. Цель. В контексте такого подхода в статье рассматриваются статическая и динамическая модели психологической работы в МВД Россиии на современном этапе, выявляются ее актуальные проблемы и определяются пути их разрешения. Описание хода исследования. …

Loading...

95-103

2016

Реан Артур Александрович Академик РАО, доктор психологических наук, профессор, директор Центра социализации, семьи и профилактики асоциального по- ведения Института педагогики и психологии Московского педагогического государственного университета (МПГУ), Москва, Россия. Автор более 230 публикаций по проблемам психологии личности, социальной и педагогической психологии.
Национальный психологический журнал, Journal Year: 2016, Volume and Issue: №1, P. 3 - 8

Published: March 4, 2016

В статье обращается внимание на большое количество разводов в современной России. Подчеркивается, что значительная их часть приходится на первые годы брака. Вместе с тем, большинство опросов, проведенных в предыдущие годы показали, что семья занимает одно из первых мест в структуре ценностей нашей молодежи. На основе этого противоречия делается вывод, что молодежь нужно специально готовить к семейной жизни. Современная семья и школа с этой задачей не справляются. Нами было проведено масштабное эмпирическое исследование в восьми регионах разных федеральных округов России, результаты которого приведены в статье. Общий объем репрезентативной выборки составил более 7000 человек. В выборку вошли респонденты из больших и малых …

Loading...

3-8

Солдатова Галина Уртанбековна, Доктор психологических наук, профессор, член-корреспондент РАО, заместитель заведующего кафедрой психологии личности, заместитель декана факультета психологии МГУ имени М.В. Ломоносова.
Рассказова Елена Игоревна Доцент кафедры нейро- и патопсихологии ф-та психологии МГУ имени М.В. Ломоносова, старший научный сотрудник отдела медицинской психологии ФГБНУ НЦПЗ, Москва, Россия.
Национальный психологический журнал, Journal Year: 2016, Volume and Issue: №2, P. 50 - 60

Published: Aug. 30, 2016

Представлена концепция цифровой компетентности, включающая четыре компонента (знания, умения, мотивация и ответственность), реализующихся в четырех сферах (контент, коммуникация, потребление и техносфера). Предлагается понятие модели цифровой компетентности как специфической системы представлений подростков о своих возможностях и желаниях в онлайн мире. Развитие этой системы опосредуется особенностями мотивации и деятельности онлайн, система регулирует как дальнейшую деятельность онлайн, так и дальнейшее развитие цифровой компетентности, она может быть реалистичной или «иллюзорной». На основе данных всероссийского исследования цифровой компетентности (1203 подростка 12–17 лет) методом латентных классов было выделено пять моделей цифровой компетентности, соответствующих ее низкому и среднему уровням при высокой и низкой мотивации, высокому специфическому (по …

Loading...

50-60

Емелин Вадим Анатольевич Профессор кафедры психологии труда и инженерной психологии МГУ имени М.В. Ломоносова.
Национальный психологический журнал, Journal Year: 2016, Volume and Issue: №3, P. 86 - 97

Published: Sept. 26, 2016

Рассматриваются технологии симуляции и виртуализации в контексте трансформации высших психических функций в информационном обществе. В качестве ключевой категории для теоретического анализа специфики виртуальной реальности используется категория «симулякр», рассматриваемая в рамках репрезентативной модели (Платон) и нерепрезентативной модели (Ж. Делез, Ж. Бодрийяр). Виртуальная реальность понимается как пространство симулякров – особых знаков, которые, в отличие от знаков-копий, фиксируют не сходство, а различие с референтной реальностью, порождая ряды симуляций. Выделяется проблема субъективности, заключающаяся в слиянии в виртуальной реальности субъекта и симулякра, при котором, физически, телесно оставаясь в действительном мире, субъект ментально переходит в мир виртуальный, где наделяется новым, виртуальным телом, не имеющем ничего общего …

Loading...

86-97

2015

Реан Артур Александрович Академик РАО, доктор психологических наук, профессор, директор Центра социализации, семьи и профилактики асоциального поведения Института педагогики и психологии Московского педагогического государственного университета (МПГУ), Москва, Россия. Автор более 230 публикаций по проблемам психологии личности, социальной и педагогической психологии.
Национальный психологический журнал, Journal Year: 2015, Volume and Issue: №1, P. 3 - 8

Published: Jan. 12, 2015

В статье рассматриваются вопросы психологических факторов виктимного поведения. Дается определение виктимного поведения и подчеркивается, что такое поведение – это не обязательно пассивное, пассивно-страдательное поведение жертвы. Виктимным может быть и поведение активное, активно- агрессивное. Показано, что асоциальное, девиантное поведение детей и подростков серьезно увеличивает риски виктимности. Семья, как важнейший институт социализации личности, рассматривается одновременно и как фактор профилактики, и как фактор риска виктимного поведения. Роль семьи в формировании виктимного поведения раскрывается посредством освещения следующих вопросов: агрессивное, конфликтное поведение это личностная склонность или отсутствие «правильных» навыков; взаимозависимость строгости наказания и детской агрессии; наказания за агрессию детей между собой (братья, сестры): каков результат; …

Loading...

3-8

Решетников M.M. Доктор психологических наук, кандидат медицинских наук Восточно-Европейский Институт Психоанализа
Национальный психологический журнал, Journal Year: 2015, Volume and Issue: №1, P. 9 - 15

Published: Jan. 12, 2015

В статье рассматриваются проблемы психического здоровья населения. Анализируются качественные изменения структуры психопатологии, а также некоторые вопросы развития психиатрии, психотерапии и клинической психологии. Основная часть излагаемого материала посвящена российскому опыту, который рассматривается с учетом общемировых тенденций. Автор освещает современные тенденции психопатологии. Он пишет об увеличении числа пациентов, нуждающихся в психиатрической или психологической помощи, недостаточном кадровом обеспечении системы охраны психического здоровья, низкой психологической культуре населения, об отсутствии какой-либо системы раннего выявления предрасположенности к психопатологии. Значительное место в статье уделено проблеме системного кризиса психиатрии. Основная причина внимания к этому кризису, считает автор, связана с ее все более очевидной терапевтической неэффективностью, а, если оценивать …

Loading...

9-15

Барабанщикова Валентина Владимировна, Доктор психологических наук, член-корреспондент РАО, заведующая лабораторией психологии труда факультета психологии МГУ имени М.В. Ломоносова, Руководитель Департамента психологической работы Министерства обороны РФ. Москва, Россия.
Климова Оксана Анатольевна Научный сотрудник Лаборатории психологии труда факультета психологии МГУ имени М.В. Ломоносова.
Национальный психологический журнал, Journal Year: 2015, Volume and Issue: №1, P. 52 - 60

Published: March 30, 2015

В статье представлен анализ основных подходов к пониманию современного состояния проблемы феноменов вовлеченности в работу и трудоголизма, субъективных и объективных причин их развития и возможных способов диагностики. Вовлеченность в работу характеризуется рядом черт, отличающих этот феномен от феномена трудоголизма. Последствия чрезмерной вовлеченности в работу через механизмы накопления неблагоприятных эффектов переживаемых сотрудником ФС могут трансформироваться в развитие феномена трудоголизма. На современном этапе развития науки и общества констатируется дефицит изученности феномена трудоголизма, однако, несомненно, эта проблема является актуальной во всех сферах психологической науки в связи с тем, что научная концептуализация и операционализация феномена трудоголизма была начата сравнительно недавно – в 70-х годах …

Loading...

52-60

Барабанщикова Валентина Владимировна, Доктор психологических наук, член-корреспондент РАО, заведующая лабораторией психологии труда факультета психологии МГУ имени М.В. Ломоносова, Руководитель Департамента психологической работы Министерства обороны РФ. Москва, Россия.
Климова Оксана Анатольевна Научный сотрудник Лаборатории психологии труда факультета психологии МГУ имени М.В. Ломоносова.
Национальный психологический журнал, Journal Year: 2015, Volume and Issue: №2, P. 3 - 12

Published: April 6, 2015

Для достижения высоких результатов спортсменам нередко приходится жертвовать своими интересами, адаптируясь к бесконечным перелетам, акклиматизации, тяжелейшим тренировкам и участию в непростых соревнованиях при абсолютной невозможности полного восстановления физиологических и психологических ресурсов. Это приводит к постепенному накоплению эффектов переживания неблагоприятных функциональных состояний. При полном отсутствии работы по профилактике и предотвращению последствий накопления неблагоприятной симптоматики, угрожающей профессиональному благополучию спортсмена, увеличивается вероятность возникновения и развития у него профессиональных деформаций. Целью представленного теоретического исследования является выявление и анализ основных черт профессиональных деформаций, характеризующих спортивную деятельность. Мы предполагаем, что традиционно выделяемые в психологии труда профессионально обусловленные деформации будут свойственны и спортсменам. В статье спортивная деятельность …

Loading...

3-12

Айламазьян Аида Меликовна, Кандидат психологических наук. Старший научный сотрудник кафедры психологии личности Московского государственного университета имени М.В. Ломоносова. Автор 29 статей и 5 книг.
Каминская Наталья Андреевна Преподаватель кафедры психологии факультета социального инжиниринга Московского авиационного института (национальный исследовательский университет) Имеет более 5 публикаций, соавтор главы в монографии «Танцевальные практики: семиотика, психология, культура» (под ред. А.М. Айламазян).
Национальный психологический журнал, Journal Year: 2015, Volume and Issue: №2, P. 45 - 55

Published: April 25, 2015

Настоящая статья направлена на исследование современного состояния и систематизацию существующих представлений об образе и схеме тела. Для анализа теоретических моделей были выделены следующие критерии: экспликация механизма, лежащего в основе формирования и перестройки образа тела, выявление аспектов образа тела, развитие которых объясняется представленными концепциями. Отдельно рассматривался вопрос о различии между схемой и образом тела, что представляется актуальным в связи с уточнением нейронных механизмов репрезентации своего тела субъектом. В рамках обсуждения феноменологического уровня телесного опыта рассматриваются предположения, согласно которым схема тела является фрагментарной, а не иерархической структурой. Показаны существенные различия в понимании базовых механизмов формирования образа тела, что обусловлено вниманием к разным …

Loading...

45-55

Битюцкая Екатерина Владиславовна, Кандидат психологических наук, доцент кафедры общей психологии ф-та психологии МГУ имени М.В. Ломоносова Москва, Россия.
Баханова Елена Александровна, Магистр системной динамики, младший научный сотрудник факультета государственного управления МГУ имени М.В. Ломоносова. Автор пяти научных публикаций.
Корнеев Алексей Андреевич Кандидат психологических наук, старший научный сотрудник, факультет психологии МГУ имени М. В. Ломоносова, Москва
Национальный психологический журнал, Journal Year: 2015, Volume and Issue: №2, P. 41 - 55

Published: Aug. 30, 2015

Статья посвящена психологическому анализу процесса совладания с трудной жизненной ситуацией, которая воспринимается как безвыходная. Представлены результаты эмпирического исследования, выполненного на выборке, состоящей из 736 взрослых испытуемых. На основании первичного качественного анализа описаний трудных жизненных ситуаций выделены наиболее существенные признаки субъективной безвыходности. К ним относятся неподконтрольность и непонятность ситуации, отрицательные эмоции, актуализация избегания и отсутствие усилий, направленных на изменение положения. Операционализация этих признаков открыла возможность для построения моделей. Использовались два вида моделирования: структурное и имитационное. С помощью путевого анализа проверены связи между компонентами безвыходности. Показано, что предложенная модель достаточно хорошо соответствует полученным эмпирическим данным. Субъективная безвыходность представлена как комплекс взаимосвязанных и …

Loading...

41-55

Еськов Валерий Матвеевич, Доктор физико­математических наук, доктор биологических наук, профессор, заслуженный деятель науки РФ, заведующий лабораторией биокибернетики и биофизики сложных систем Института естественных и технических наук БУ ВО «Сургутский государственный университет Ханты­ Мансийского автономного округа — Югры».
Зинченко Юрий Петрович, Профессор, академик РАО. Доктор психологических наук. Декан факультета психологии МГУ, заведующий кафедрой методологии психологии, Президент РПО. Директор ПИ РАО.
Филатов Михаил Александрович, Доктор биологических наук, профессор, заведующий кафедрой биофизики и нейрокибернетики Института естественных и технических наук Сургутского государственного университета Ханты-Мансийского автономного округа – Югры
Поскина Татьяна Юрьевна Аспирант кафедры биофизики и нейрокибернетики Института естественных и технических наук Сургутского государственного университета Ханты-Мансийского автономного округа – Югры
Национальный психологический журнал, Journal Year: 2015, Volume and Issue: №4, P. 66 - 73

Published: Dec. 31, 2015

С использованием специальных методов (теории хаоса-самоорганизации) и методов традиционной статистики изучалась реакция регуляторных систем нервно-мышечной системы человека на различные акустические воздействия (белый шум, ритмическая музыка, классическая музыка, хард-рок). Исследовалось состояние слухового аппарата человека при акустическом воздействии на него и без воздействия, при этом использовался подход, основанный на анализе параметров квазиаттракторов параметров нервно-мышечной системы (постуральный тремор) при одновременной регистрации треморограмм левой и правой рук испытуемых (в условиях звукового воздействия). Акустическое воздействие играло роль возмущающего фактора для системы регуляции тремора (и мышечной активности), оно изменялся психофизиологическое состояние испытуемого (системы С и Д регуляции по Н.А. Бернштейну). Разработанный метод матричного анализа обеспечивает идентификацию …

Loading...

66-73

Барабанщикова Валентина Владимировна, Доктор психологических наук, член-корреспондент РАО, заведующая лабораторией психологии труда факультета психологии МГУ имени М.В. Ломоносова, Руководитель Департамента психологической работы Министерства обороны РФ. Москва, Россия.
Марусанова Галина Игоревна Аспирант кафедры психологии труда и инженерной психологии факультета психологии МГУ имени М.В. Ломоносова
Национальный психологический журнал, Journal Year: 2015, Volume and Issue: №4, P. 130 - 140

Published: Nov. 27, 2015

В статье освещается современное состояние проблемы феномена прокрастинации в профессиональной деятельности, рассматриваются основные неисследованные аспекты данной области, выделяются перспективные направления научного анализа. Обзор периодизации существующих публикаций показывает, что число разработок темы прокрастинации с каждым годом возрастает в геометрической прогрессии. Несмотря на выраженный исследовательский интерес к настоящему конструкту, в отечественной и зарубежной психологической науке феномен прокрастинации в труде профессионалов описан недостаточно. Во-первых, отсутствует единое и общепринятое определение понятия прокрастинации (Corkin, Yu, Lindt, 2011; Steel, 2010; Krause, Freund, 2014), что свидетельствует о наличии глубокого терминологического кризиса в данной сфере. Во-вторых, характеристика отсрочивания реализации элементов деловой нагрузки представлена лишь на примере достаточно узкого …

Loading...

130-140

Реан Артур Александрович Академик РАО, доктор психологических наук, профессор, директор Центра социализации, семьи и профилактики асоциального по- ведения Института педагогики и психологии Московского педагогического государственного университета (МПГУ), Москва, Россия. Автор более 230 публикаций по проблемам психологии личности, социальной и педагогической психологии.
Национальный психологический журнал, Journal Year: 2015, Volume and Issue: №4, P. 105 - 110

Published: Dec. 10, 2015

В статье с позиций теории отношений анализируются проблемы девиантного и делинквентного поведения. Социализаця рассматривается как процесс становления и целенаправленного формирования системы отношений личности. Деформации в системе социальных отношений личности могут быть обусловлены разными факторами. Важнейшими из них являются факторы, связанные с такими социальными институтами, как семья и школа. Подчеркивается, что в плане детерминации асоциального поведения несовершеннолетних приоритет принадлежит психосоциальной деформации семьи. Важным механизмом влияния семьи на развитие социальных девиаций и асоциального поведения личности является эмоциональное пренебрежение ребенком, «неценностное» отношение к нему. Так называемый безучастный или игнорирующий тип воспитания, наиболее сильно связан с последующей делинквентностью. Отмечается, что недостаточный надзор за ребенком …

Loading...

105-110

2014

Полякова Ольга Борисовна Кандидат психологических наук, доцент, главный специалист Отделения психологии и возрастной физиологии Российской академии образования Москва, Россия.
Национальный психологический журнал, Journal Year: 2014, Volume and Issue: №1, P. 57 - 64

Published: Feb. 25, 2014

В статье анализируется феномен «профессиональных деформаций», представляющий собой деструктивные изменения личности, возникающие после многолетнего выполнения одной и той же профессиональной деятельности. Это состояние не только негативно влияет на продуктивность этой деятельности, но и порождает у человека нежелательные качества, изменяющие его профессиональное поведение. Профессиональные деформации могут привести к изменению психической структуры и качеств личности (поведения, способов общения, стереотипов восприятия, характера, ценностных ориентаций и др.), они же являются одной из причин, препятствующей профессиональному развитию человека. Рассмотрены различные концепции структуры профессиональных деформаций. Так, Э.Ф. Зеер классифицирует профессиональные деформации на основании четырех уровней их проявлений, А.К. Маркова – по основным тенденциям, А. Пайнс, И. …

Loading...

57-64

Поскребышева Наталья Николаевна, Психолог 2-й категории кафедры возрастной психологии факультета психологии МГУ имени М.В. Ломоносова. Москва, Россия.
Карабанова Ольга Александровна Доктор психологических наук, профессор кафедры возрастной психологии факультета психологии МГУ, учёный секретарь специализированного диссертационного совета по социальной психологии, психологии развития и акмеологии при МГУ (2001). Член ISSBD (Международного общества по изучению развития поведения) и РПО. Москва, Россия.
Национальный психологический журнал, Journal Year: 2014, Volume and Issue: №4, P. 34 - 41

Published: Dec. 31, 2014

В статье с позиций возрастно-психологического подхода (Л.С. Выготский) представлены результаты исследования зависимости структуры личностной автономии подростка от особенностей социальной ситуации развития: характера детско-родительских отношений и отношений со сверстниками. Выявлен нелинейный и гетерохронный характер развития компонентов автономии в подростковом возрасте. Наиболее высокие показатели констатированы для ценностного и когнитивного компонентов, самые низкие – для эмоционального при довольно низком уровне развития поведенческой автономии. Личностная автономия развивается в функциональном единстве всех компонентов, образующих ее ценностно-аффективную и операционально-техническую составляющую. Опережающее развитие когнитивной автономии, обусловленное переходом к учебно-профессиональной деятельности с элементами самообразования, составляет основу формирования поведенческой и ценностной автономии. Последняя, задавая вектор развития мотивационно-смысловой системы личности, …

Loading...

34-41

2013

Емелин Вадим Анатольевич Профессор кафедры психологии труда и инженерной психологии МГУ имени М.В. Ломоносова.
Национальный психологический журнал, Journal Year: 2013, Volume and Issue: №1, P. 62 - 70

Published: Jan. 1, 2013

В статье обсуждаются проблемы киборгизации и инвалидизации как следствий технологического расширения человека. Под киборгизацией понимается процесс сращивания человека и машины, который сопровождается замещение технологиями натуральных функций тела и разума человека. Технологические медиумы становятся неотъемлемыми протезами человека, а их утрата приводит к его инвалидизации и ставит под угрозу его идентичность. Осмысление влияния технологий на человека информационного общества предлагается начать с отрицания подхода, основывающегося на их нейтральности к человеку. Выделяется три основных тенденции в отношении к современным технологиям. Первая сводится к полному их отрицанию и представлению в качестве враждебной для человека силы (неолуддизм); вторая основывается на максимальной конвергенции человеческого и машинного разума …

Loading...

62-70

Клименко Илона Васильевна Психолог высшей квалификационной категории, начальник отдела психологического сопровождения и профориентационной работы Приднестровского государственного университета имени Т.Г. Шевченко. Аспирант кафедры психологии труда и инженерной психологии МГУ имени М.В. Ломоносова. Автор 33 научных публикаций.
Национальный психологический журнал, Journal Year: 2013, Volume and Issue: №1, P. 143 - 151

Published: Jan. 1, 2013

В статье рассматриваются особенности мотивационно-ценностного аспекта профессионального становления студентов естественно-географических специальностей. Приводятся данные об исследовании особенностей мотивационно-ценностной направленности на будущую профессиональную деятельность студентов и ее динамики от первого к пятому курсу обучения. Исследование мотивационно-ценностной направленности студентов–химиков, биологов, географов на профессиональную деятельность проводилось в Приднестровской Молдавской республике на естественно-географическом факультете Приднестровского государственного университета им. Т.Г. Шевченко. Автором анализируются мотивы выбора будущей профессии и соответствующего вуза, проводится изучение их взаимосвязи с ценностными ориентациями студентов. Показано значение этих данных для организации системы мероприятий психологического сопровождения, оказания психологической помощи студентам. Исследование ценностных ориентаций и жизненных сфер выявило, что для молодых людей в начале профессионального …

Loading...

143-151

Решетова Зоя Алексеевна Доктор психологических наук, профессор, заслуженный деятель науки РФ, профессор кафедры психологии образования и педагогики факультета психологии Московский государственный университет имени М.В. Ломоносова. Область исследований – проблемы обучения и развития. Автор более 100 научных работ. Россия, Москва.
Национальный психологический журнал, Journal Year: 2013, Volume and Issue: №1, P. 25 - 32

Published: Jan. 1, 2013

В своем докладе автор рассматривает психологию с необычного ракурса – как науку об изменчивости, науку, занимающуюся генерированием, порождением разнообразия. Он кратко останавливается на первых, к сожалению, недооцененных, работах, выполненных в русле данной проблематики, среди авторов которых Бернштейн, Северцев, Леонтьев, Рубинштейн, Блонский, Вернадский, Бергсон, Берг и др. Cформулированы основные проблемы историко-эволюционного подхода социального конструктивизма: выделение анализа категории целенаправленной деятельности как универсальной формы существования жизни, выделение коммуникативного дискурса категории деятельности, интерпретируемой как основа существования биологических, социальных и психических систем. Раскрывается понятие деятельности как процесса генерирования разнообразия на разных уровнях системы. Говорится о работах ученых (Гуревича, Баткина Джерджена и пр.), которые помогают увидеть …

Loading...

25-32

Андреева Галина Михайловна Советский и российский социальный психолог и социолог, доктор философских наук. С именем Галины Андреевой связывают организацию и развитие социологии и социальной психологии в СССР после длительного перерыва исследований в этих областях.Окончила философский факультет МГУ им. М. В. Ломоносова (1950). Кандидатская диссертация была посвящена проблемам воспитания в духе коммунистической идеологии. В 1965 году защитила докторскую диссертацию по методологическим проблемам конкретного социального исследования. В 1969 году создала на философском факультете МГУ кафедру методики конкретных социальных исследований. В 1971 году перешла на работу на факультет психологии МГУ, где в 1972 году организовала и возглавила кафедру социальной психологии и являлась её заведующей до 1989 года. В 1989 году стала профессором кафедры. В настоящее время читает на факультете психологии МГУ курс лекций «Социальная психология» и спецкурсы «Зарубежная социальная психология XX столетия», «Психология социального познания» и «Методологические проблемы социально-психологического исследования.
Национальный психологический журнал, Journal Year: 2013, Volume and Issue: №1, P. 39 - 49

Published: Jan. 1, 2013

В статье всесторонне рассматривается вопрос о соотношении социального познания и социальных проблем. Дан краткий экскурс в историю исследования социальных проблем в социальной психологии у нас в стране и за рубежом. Представлена сущность идей В. Вундта, К. Левина, А. Тэшфела, П.А. Сорокина, В.М. Бехтерева, Л.С. Выготского и др., касающихся задач социальной психологии. Обрисованы современные перспективы социального познания в изучении социальных проблем. Методология психологии социального познания может быть использована как для объяснения отдельных элементов возникающих проблем, так и для понимания процесса в целом. Рассказывается о становлении новой специфической отрасли социальной психологии, обозначившей себя как психология социального познания, о ее задачах и возможностях, …

Loading...

39-49

Тихомиров Олег Константинович, Профессор факультета психологии МГУ имени М.В. Ломоносова О.К. Тихомиров (1933-2001) – один из наиболее ярких и заметных представителей московской психологической школы. Вся его профессиональная жизнь была неразрывно связана с Московским университетом. В 1968 г. он уже стал доктором наук, затем профессором, а с 1989 по 1999 гг. заведующим кафедрой общей психологии, избранным (а потом повторно переизбранным) коллективом сотрудников кафедры. Это свидетельствовало о высоком авторитете Олега Константиновича, признании не только его верности традициям культурно-деятельностного подхода в отечественной психологии, но и готовности развивать и обогащать научное наследие своих Учителей. В воспоминаниях одного из основателей когнитивной психологии Джерома Брунера дана очень точная характеристика стиля его научной деятельности: «Олег Тихомиров был человеком, достойным восхищения. Он был безусловным человеком науки, и вместе с тем в его работе всегда присутствовало истинно творческое воображение». Избрав темой своих исследований психологию мышления, О.К. Тихомиров проявил себя глубоким и эрудированным теоретиком, страстным полемистом, тонким методистом-новатором и неутомимым экспериментатором. Он создал собственную научную школу, которая по оценке Ю.П. Зинченко является одной «из немногих… научных школ, возглавляемых учениками А.Н. Леонтьева, А.Р. Лурия, Б.В. Зейгарник, П.Я. Гальперина. Эта школа – … «гордость и своего рода «визитная карточка» факультета психологии МГУ». В первой монографии О.К. Тихомирова «Структура мыслительной деятельности человека» (1969) сформулированы теоретические, методические и экспериментальные основы нового подхода к изучению мышления как деятельности, структура и продуктивность которой определяются динамикой мотивационно-эмоциональной и смысловой регуляции, процессами целеобразования и смыслообразования.Закономерности детерминации творческой мыслительной деятельности, преобразования разных видов интеллектуальной деятельности в условиях использования новых информационных технологий стали в дальнейшем предметом отдельных циклов исследований и оперативно публиковались в коллективных монографиях и сборниках статей под редакцией О.К. Тихомирова. Полученные результаты позволили создать новую психологическую теорию, названную впоследствии смысловой теорией мышления. Изданная О.К. Тихомировым в 1984 г. мышления» (в 1988 году книга вышла в свет и на английском языке) не только отражает научные представления о мышлении, раскрываемые с позиций методологии культурно-исторического и деятельностного подхода, но и, обосновывая перспективные «точки роста» концепций мышления, является одним из основных учебников по курсу общей психологии.Глубокое видение О.К. Тихомировым перспектив развития мировой психологической науки, фундаментальность теоретических положений, оригинальность замыслов и совершенство методических основ исследований, выполненных под его руководством начиная с 1960-х гг., привели к тому, что и сегодня они продолжают оставаться актуальными, информативными и современными.«Психология"
Брушлинский Андрей Владимирович Жизнь А.В. Брушлинского (1933–2002) в науке так же была яркой, насыщенной и продуктивной: блестящая учеба в университете, встреча с С.Л. Рубинштейном, преданное служение его идеям и при жизни и после смерти учителя, открытие новых закономерностей психической жизни человека, трудная, но блестящая карьера организатора науки. После окончания Московского университета, с 1956 до 1972 гг. Андрей Владимирович работал в секторе психологии Института философии АН СССР, затем – в Институте психологии АН СССР. В 1989 году он был избран, в 1995 и в 2000 переизбран директором Института психологии РАН. В качестве директора ИП РАН и главного редактора Психологического журнала он осуществлял огромную научно-организационную работу, объединяя ученых-психологов из различных регионов России, успешно сочетая ее с преподавательской деятельностью на факультете психологии МГУ имени М.В.Ломоносова, в которой он ценил возможность растить будущие поколения преданных психологии ученых. Разработанная А.В. Брушлинским концепция мышления как процесса была определена им самим как «континуально-генетическая». В ней утверждалась непрерывная, «недизъюнктивная» природа психического, неразрывное единство мышления и личности. Эти положения оказались исключительно продуктивными в научном плане и нашли свое отражение в большом числе работ,выполненных в конце 1960-х – начале 1980-х гг. совместно или под руководством А.В. Брушлинского. Ученики и последователи профессора О.К. Тихомирова продолжают активно развивать перспективное направление исследований различных форм сложной интеллектуальной деятельности человека – смысловую теорию мышления. А концепция А.В. Брушлинского – психология субъекта успешно разрабатывается его сотрудниками и учениками, становясь методологической основой многих интересных теоретических и прикладных работ.
Национальный психологический журнал, Journal Year: 2013, Volume and Issue: №2, P. 10 - 16

Published: Aug. 14, 2013

В статье анализируются основные достижения и тенденции развития отечественной психологии мышления второй половины ХХ века, разрабатываемой с позиций деятельностного подхода. Этот подход реализуется в разных формах (первая – С.Л. Рубинштейном и его последователями, вторая – А.Н. Леонтьевым и его последователями). Обобщаются и сопоставляются результаты многолетних циклов теоретических и экспериментальных исследований и обосновывается продуктивность синтеза представлений о мышлении как процессе и как деятельности, полученных в указанных научных школах. Базируясь на принципе единства сознания и деятельности, авторы указывают на необходимость исследования мышления в контексте различных видов деятельности и утверждают, что развитое мышление должно изучаться как особая, самостоятельная деятельность личности, имеющая многоуровневую психологическую …

Loading...

10-16

Моргунова Елена Алексеевна Кандидат юридических наук, доцент кафедры гражданского и семейного права МГЮА имени О.Е. Кутафина, главный специалист Федеральной службы по интеллектуальной собственности, патентам и товарным знакам (бывший Роспатент). Специалист по вопросам защиты авторского права. Аспирант МГУ им. М.В. Ломоносова. Автор ряда публикаций по правовым вопросам
Национальный психологический журнал, Journal Year: 2013, Volume and Issue: №2, P. 100 - 104

Published: Jan. 18, 2013

В статье рассмотрены вопросы авторско-правовой охраны результатов интеллектуальной деятельности, создаваемых и используемых в такой области психологии как психодиагностика. Приступая к рассмотрению объектов авторского права в психодиагностике, автор считает необходимым остановиться на самом понятии объекта авторского права и его видах; затем, основываясь на этих знаниях, перейти к анализу результатов интеллектуальной деятельности, используемых в психодиагностике. Значительное внимание в статье уделяется рассмотрению и анализу понятия объекта авторского права на примере результатов интеллектуальной деятельности, создаваемых в психодиагностике, классификации объектов авторского права и порядку их использования в научной, образовательной и правоприменительной деятельности ученых и специалистов-психологов. Достаточное внимание отводится вопросам правовой охраны произведений зарубежных ученых и …

Loading...

100-104

Барабанщикова Валентина Владимировна, Доктор психологических наук, член-корреспондент РАО, заведующая лабораторией психологии труда факультета психологии МГУ имени М.В. Ломоносова, Руководитель Департамента психологической работы Министерства обороны РФ. Москва, Россия.
Каминская Екатерина Олеговна Выпускница факультета психологии МГУ имени М.В. Ломоносова 2012 года. В настоящее время работает как психолог- аналитик пользовательских интерфейсов. Область научных интересов: исследование феномена прокрастинации в различных профессиональных группах, анализ причин и последствий переживания прокрастинации.
Национальный психологический журнал, Journal Year: 2013, Volume and Issue: №2, P. 43 - 51

Published: Oct. 20, 2013

Современный мир предъявляет крайне жесткие требования к организации профессиональной деятельности. Различные компании, пытаясь сократить свои расходы, обращаются к созданию проектных групп, работающих в виртуальной среде. Основной проблемой такого решения является необходимость полностью полагаться на способности к самоорганизации членов такой группы. При этом одной из самых распространенных причин срывов саморегуляции деятельности членов проектных групп становится феномен прокрастинации. В среднем от 15 до 20 % людей когда-либо в своей жизни сталкивались с проявлениями этого феномена на личном опыте. Прокрастинация может быть представлена как неадекватная копинг-стратегия, коррелирующая с переживанием высокого уровня стресса. Основной целью нашего исследования является анализ особенностей прокрастинации у членов виртуальных …

Loading...

43-51

Педагогика нон-фикшн Creative Commons
Link for citation this article Add this article in bookmark list
Ямбург Евгений А. Российская академия образования
Национальный психологический журнал, Journal Year: 2013, Volume and Issue: №3, P. 11 - 19

Published: Dec. 1, 2013

В статье представлена находящаяся в печати книга «Острова утопии: педагогическое и социальное проектирование послевоенной школы» (под ред. М. Майофис, П. Сафронова, И. Кукулина. – Москва : Новое литературное обозрение, 2014.). Эта коллективная монография – результат проведения научного проекта Школы актуальных гуманитарных исследований Российской академии народного хозяйства и государственной службы. Работа посвящена относительно ограниченному по времени отрезку истории образования: 1940-1980-м годам, но по своему охвату она неизбежно выходит за эти рамки, заставляя задумываться о том, что происходило в советском образовании до этого периода и стало после – в образовании постсоветском. Автор определяет жанр рассматриваемой книги, как педагогика нон-фикшн. Работы в жанре …

Loading...

11-19

Березина Татьяна Н. Московский государственный психолого-педагогический университет; Московский государственный гуманитарный университет им. М.А.Шолохова
Национальный психологический журнал, Journal Year: 2013, Volume and Issue: №3, P. 20 - 30

Published: Dec. 30, 2013

В статье анализируется явление обмена эмоциями в человеческом общении. Отмечается, что обмен эмоциями является составной частью перцептивной стороны любого акта общения. Утверждается существование трех уровней обмена эмоциями в общении: осознанный – с помощью слов, неосознаваемый – через невербальные составляющие коммуникации (мимику, жесты и т.п.) и бессознательный – посредством обонятельного канала. В качестве механизма бессознательного обмена эмоциями предполагается существование эмоционально-обонятельного языка. Бессознательность передачи предполагает, что, во- первых, эмоции, передаваемые с помощью запахов, могут не осознаваться, но влиять на настроение человека, во-вторых, запахи, передающие эмоции, – не осознаются в качестве ароматов, в-третьих, такая передача не контролируется сознанием. Предполагается, что каждая основная эмоция …

Loading...

20-30

Кутковая Екатерина Сергеевна Аспирант кафедры социальной психологии факультета психологии МГУ имени М.В. Ломоносова. Москва, Россия.
Национальный психологический журнал, Journal Year: 2013, Volume and Issue: №4, P. 23 - 33

Published: Dec. 31, 2013

В статье рассматривается понятие нарратива в применении к исследованию идентичности в социальной психологии. Ставится проблема отсутствия единства в понимании и применении этого понятия в исследованиях и делается попытка систематизации подходов к пониманию нарратива с точки зрения такого предмета исследования как идентичность. Нарратив – это понятие, которое начинают широко использовать различные психологи при исследовании личности, самовосприятия, способов коммуникации, при исследовании различных социальных практик и мотивов занятия этими практиками. Рассматриваются подходы к пониманию нарратива: нарратив как особый модус мышления (концепция Дж. Брунера), нарратив как метатеоретическая парадигма (концепция Т. Сарбина), нарратив как жизненная история, нарратив как структурное образование. Анализируются особенности понимания нарратива в …

Loading...

23-33

2012

Киселева Мария Георгиевна Младший научный сотрудник Научного центра сердечно-сосудистой хирургии (НЦ ССХ) РАМН им. А.Н. Бакулева.
Национальный психологический журнал, Journal Year: 2012, Volume and Issue: №1, P. 124 - 130

Published: Jan. 1, 2012

Рассматривается влияние психологических факторов на возникновение, течение и прогноз сердечнососудистых заболеваний. Проанализированы патофизиологические механизмы, лежащие в основе их воздействия: прямой (физиологический) и косвенный (поведенческий). Приведены результаты зарубежных и отечественных исследований взаимосвязи психологических факторов с сердечнососудистыми заболеваниями.

Loading...

124-130

Шойгу Юлия Сергеевна Доцент, кандидат психологических наук, директор ФКУ «Центр экстренной психологической помощи МЧС России», заведующая кафедрой экстремальной психологии Московского государственного университета имени М.В. Ломоносова Москва, Россия.
Национальный психологический журнал, Journal Year: 2012, Volume and Issue: №1, P. 131 - 133

Published: Jan. 10, 2012

Рассказывается об организации психологической службы МЧС России. Рассмотрены ее основные задачи и направления работы. Особое внимание уделяется деятельности психологов МЧС по оказанию экстренной психологической помощи населению.

Loading...

131-133

Чернова Марина Александровна, Кандидат экономических наук, доцент кафедры «Маркетинг фирмы» Высшей школы экономики – Национального исследовательского университета при Правительстве Российской Федерации.
Клепиков Олег Евгеньевич Основатель и генеральный директор исследовательского агентства inFOLIO Research Group (Москва).
Национальный психологический журнал, Journal Year: 2012, Volume and Issue: №1, P. 139 - 142

Published: Jan. 1, 2012

Дается представление о новом виде маркетинговых исследований – нейромаркетинге. Анализируются возможности и риски, которые он несет в себе. Значительное внимание уделено этической стороне применения современных технологий нейровизуализации.

Loading...

139-142

Емелин Вадим Анатольевич, Профессор кафедры психологии труда и инженерной психологии МГУ имени М.В. Ломоносова.
Тхостов Александр Шамилевич, Заведующий кафедрой нейро- и патопсихологии факультета психологии МГУ имени М.В. Ломоносова. Москва, Россия.
Рассказова Елена Игоревна Доцент кафедры нейро- и патопсихологии ф-та психологии МГУ имени М.В. Ломоносова, старший научный сотрудник отдела медицинской психологии ФГБНУ НЦПЗ, Москва, Россия.
Национальный психологический журнал, Journal Year: 2012, Volume and Issue: №1, P. 81 - 87

Published: Jan. 1, 2012

Дается анализ психологической стороны технического прогресса. Рассмотрены его психологические последствия, такие как развитию и хронификация психических заболеваний, киборгизация, инвалидизация, избыточная доступность и утрата приватности, «размывание» границ телесности, нарастание риска формирования зависимости, изменению структуры потребностей и деятельности. Представлены разработки критериев диагностики каждой из категорий последствий.

Loading...

81-87

Гальперин Пётр Яковлевич Выдающийся советский психолог, заслуженный деятель науки РСФСР (1980). Доктор психологических наук (1965), профессор (1967).Окончил Харьковский медицинский институт (1926). В 1926—1941 гг. работал в Украинской психоневрологической академии (Харьков), вел педагогическую работу в Харькове и Донецке (Сталино), активно участвовал в работе Харьковской группы психологов (А. Н. Леонтьев, А. В. Запорожец, Л. И. Божович, П. И. Зинченко, В. И. Аснин и др.). Кандидатская диссертация Психологическое отличие орудий человека от вспомогательных средств животного (Харьков, 1936). В 1941—1943 гг. — в Красной Армии, начальник лечебной части эвакогоспиталя (Кауровский восстановительный госпиталь, Свердловская область). С 1943 г. — в МГУ им. М. В. Ломоносова; доцент, профессор (с 1966 г.), зав. кафедрой возрастной психологии факультета психологии МГУ (с 1971 г.), профессор-консультант (с 1983 г.).
Национальный психологический журнал, Journal Year: 2012, Volume and Issue: №2, P. 9 - 13

Published: April 1, 2012

Доклад Петра Яковлевича Гальперина на методологическом семинаре, руководимом А.Н. Леонтьевым 24 марта 1976 г.

Loading...

9-13

Левит Леонид Зигфридович, Кандидат психологических наук, доцент, директор Центра психологического здоровья и образования, г. Минск. Автор более 20 работ, в том числе 6 монографий.
Радчикова Наталия Павловна Кандидат психологических наук, доцент кафедры методологии и методов психологических исследований факультета психологии Белорусского государственного педагогического университета имени Максима Танка. Автор более 40 научных работ и 5 учебно- методических пособий.
Национальный психологический журнал, Journal Year: 2012, Volume and Issue: №2, P. 81 - 89

Published: April 1, 2012

Предлагается личностно-ориентированная концепция счастья, основанная на идеях системного подхода и синтезирующая эвде- моническую и гедонистическую традиции, и опросник, разработанный на базе данной теоретической концепции.

Loading...

81-89

Леонов Сергей Владимирович Кандидат психологических наук. Директор РПО, секретарь Этического комитета РПО. Опубликовал более 30 научных работ. В 2011 году получил грант поддержки талантливых студентов, аспирантов и молодых ученых МГУ имени М.В.Ломоносова за цикл работ «Спортивная психология».
Национальный психологический журнал, Journal Year: 2012, Volume and Issue: №2, P. 136 - 143

Published: April 1, 2012

В статье рассматриваются психологические аспекты восстановления атлетов после получения травмы. Проводится анализ определения спортивной травмы, факторов, влияющих на переживание спортивных травм, анализируются особенности экспрессии болевых ощущений в спорте. В работе показывается, что реабилитация атлетов должна сочетать в себе комплексную программу восстановления спортсменов, разрабатываемую совместно врачами-травматологами, физиотерапевтами, тренерами, психологами. Также рассматриваются факторы, способствующие повышению уровня травматизма в спорте: изменение покрытий спортивных площадок, применение анаболических препаратов. Анализируются подходы к реабилитационным программам травмированных спортсменов. Подробно рассматривается модель К. Эймс и Д. Дуда, основу которой составляет реализация программы работы с атлетами, ориентированной на целеполагание, включенности атлетов в решении задач. Выбор задач определяется степенью их …

Loading...

136-143

Первичко Елена Ивановна, Доктор психологических наук, доцент кафедры нейро- и патопсихологии факультета психологии МГУ имени М.В. Ломоносова
Зинченко Юрий Петрович Профессор, академик РАО. Доктор психологических наук. Декан факультета психологии МГУ, заведующий кафедрой методологии психологии, Президент РПО. Директор ПИ РАО.
Национальный психологический журнал, Journal Year: 2012, Volume and Issue: №2, P. 32 - 45

Published: April 1, 2012

Предметом публикации является обсуждение вопроса о возможности приложения современных философских концепций, позволяющих различать типы научной рациональности (классический, неклассический и постнеклассический), для определения теоретико-методологических принципов функционирования и развития клинической психологии. Показано, что в основных положениях культурно-исторической концепции Л.С. Выготского и в методологии синдромного подхода Выготского-Лурия присутствуют начала постнеклассической модели научной рациональности, с постнеклассическим видением предмета и метода психологического исследования, а также с постнеклассическим мышлением исследователей. Объективировано, что в работах Л.С. Выготского и А.Р. Лурия сформулированы общие методологические требования к организации исследования психики, которые, в целом, соответствуют требованиям, выдвигаемым современной наукой в качестве необходимых для работы со сложными саморазвивающимися системами. Аргументировано, что …

Loading...

32-45

Лидерс Александр Георгиевич Кандидат психологических наук, доцент кафедры возрастной психологии факультета психологии МГУ имени М.В. Ломоносова
Национальный психологический журнал, Journal Year: 2012, Volume and Issue: №2, P. 75 - 80

Published: April 1, 2012

В статье обсуждаются особенности семантического пространства репрезентации мира в сознании подростка, обусловленные спецификой социальной ситуации развития респондентов. Использован сравнительный метод, в ходе реализации которого сопоставлению были подвергнуты результаты выполнения Методики свободной сортировки понятий нормально видящими подростками и их слепыми сверстниками как той контрастной группы, социальная ситуация развития членов которой отличается выраженными особенностями.

Loading...

75-80

2011

Горбов Федор Дмитриефич Доктор психологических наук, врач (невропатолог и психиатр). По праву считается пионером отечественной космической психологии. Ф.Д. Горбов получил военно-медицинское образование и участвовал в Великой Отечественной войне в качестве врача авиационного полка. В послевоенные годы работал врачом-невропатологом. С 1957 по 1959 гг. заведовал экспериментально-психологической лабораторией Центрального научно-исследовательского института автоматики и гидравлики (ЦНИИАГ), руководил практикой врачебно-трудовой экспертизы военных летчиков. Именно здесь проходили психологическое обследование и летчики, отобранные в первый отряд космонавтов. С 1959 г. деятельность Ф.Д. Горбова оказывается напрямую связанной с врачебно-психологическим сопровождением космонавтов, он работал в Институте медико-биологических проблем, в Институте авиационной и космической медицины. После полета в космос Ю.А. Гагарина Горбов был награжден орденом Красной Звезды.
Национальный психологический журнал, Journal Year: 2011, Volume and Issue: №1, P. 90 - 92

Published: Jan. 1, 2011

Анализируются особенности деятельности операторов, в частности, пилотов самолета. На основе изучения результатов экспериментального исследования, проведенного на летном составе, разработано понятие помехоустойчивости и дано его определение как индивидуально-психологического свойства личности применительно к человеку-оператору.

Loading...

90-92

Зинченко Юрий Петрович Профессор, академик РАО. Доктор психологических наук. Декан факультета психологии МГУ, заведующий кафедрой методологии психологии, Президент РПО. Директор ПИ РАО. Главный редактор ведущих научных журналов по психологии «Вестник Московского университета. Серия 14. Психология», «Российский психологический журнал», «Национальный психологический журнал», ежегодника «Psychology in Russia», член редколлегии журналов «Методология и история психологии», «Психология и естествознание», «Психология и социальные науки», «Cognitive Science», «Вестник практической психологии образования», «Юридическая психология», «Мир психологии», «Вестник Южно-Уральского государственного университета. Серия «Психология», «Сибирский психологический журнал», ответственный секретарь серии «Классический университетский учебник МГУ», член научно-редакционного совета НПО «Экономика», член Редакционно-издательского совета Российской академии образования.
Национальный психологический журнал, Journal Year: 2011, Volume and Issue: №1, P. 42 - 49

Published: Jan. 1, 2011

Рассматривается научно-исследовательская деятельность факультета психологии МГУ имени М.В. Ломоносова, которая представляет собой постоянное развитие новых подходов, базирующихся на классических теориях мировой и отечественной психологии. Анализируется развитие методологии психологических исследований как условие осмысления накопленных знаний и познания нового.

Loading...

42-49

Асмолов Александр Григорьевич, Академик РАО, доктор психологических наук, профессор, заведующий кафедрой психологии личности факультета психологии МГУ имени М.В. Ломоносова
Бурменская Галина Васильевна, Кандидат психологических наук, доцент кафедры возрастной психологии факультета психологии МГУ имени М.В. Ломоносова. E-mail: [email protected]
Володарская Инна Андреевна, Кандидат педагогических наук, доцент кафедры психологии образования и педагогики факультета психологии МГУ имени М.В. Ломоносова.
Карабанова Ольга Александровна, Доктор психологических наук, профессор кафедры возрастной психологии факультета психологии МГУ, учёный секретарь специализированного диссертационного совета по социальной психологии, психологии развития и акмеологии при МГУ (2001). Член ISSBD (Международного общества по изучению развития поведения) и РПО. Москва, Россия.
Молчанов Сергей Владимирович, Доцент кафедры возрастной психологии факультета психологии МГУ имени М.В. Ломоносова.
Салмина Нина Гавриловна Доктор психологических наук, профессор учебного Центра по переподготовке специалистов высшей школы при кафедре психологии образования и педагогики факультета психологии МГУ имени М.В. Ломоносова
Национальный психологический журнал, Journal Year: 2011, Volume and Issue: №1, P. 104 - 110

Published: Jan. 1, 2011

В статье обсуждается теоретико-методологическая основа Программы развития универсальных учебных действий как психолого-педагогической составляющей проекта федерального государственного стандарта общего образования для старшей ступени – учение о психологическом возрасте (Л.С. Выготский, Д.Б. Эльконин) и концепция развивающего обучения, созданная в деятельностном подходе (А.Н. Леонтьев, П.Я. Гальперин, Д.Б. Эльконин, В.В. Давыдов). Выделены основные виды универсальных учебных действий, определены их характеристики и критерии сформированности для старшего подросткового и юношеского возраста.

Loading...

104-110

Ениколопов Сергей Николаевич, Заведующий кафедрой медицинской психологии, научно-исследовательский центр психического здоровья, Российская Академия Медицинских Наук.
Мкртчян Арег Артаваздович Научный сотрудник Центра социологии образования Россиской академии образования.
Национальный психологический журнал, Journal Year: 2011, Volume and Issue: №1, P. 19 - 23

Published: Jan. 1, 2011

Анализируются проблемы взаимосвязи СМИ и негативных последствий терроризма, а также роли СМИ в процессе их контроля и редуцирования. Показано, что для эффективного противодействия терроризму недостаточно обладать знаниями только о дифференциации терроризма и его целях. Необходимо рассматривать данный вид преступлений и с точки зрения его психологических и социальных последствий для человека и общества.

Loading...

19-23

Солдатова Галина Уртанбековна, Доктор психологических наук, профессор, член-корреспондент РАО, заместитель заведующего кафедрой психологии личности, заместитель декана факультета психологии МГУ имени М.В. Ломоносова.
Шайгерова Людмила Анатольевна, Кандидат психологических наук, доцент Московского государственного университета им. М.В. Ломоносова
Нестик Тимофей Александрович Кандидат философских наук, научный сотрудник, Москва, Россия.
Национальный психологический журнал, Journal Year: 2011, Volume and Issue: №2, P. 60 - 79

Published: April 1, 2011

Излагаются принципы формирования толерантных установок в российском обществе, разработанные с опорой на методологию социального конструкционизма, историко-эволюционного и культурно-исторического подходов к изучению сложных систем, концепций социального действия и общества риска. Глубоко и всесторонне проанализированы теоретические и практические требования, предъявляемые ими к современному обществу.

Loading...

60-79

Толерантность и ее границы Creative Commons
Link for citation this article Add this article in bookmark list
Хомяков Максим Борисович Доктор философских наук, академик РАЕН, директор Института социальных и политических наук и проректор по международным связям Уральского федерального университета.
Национальный психологический журнал, Journal Year: 2011, Volume and Issue: №2, P. 25 - 33

Published: April 1, 2011

Анализируется сущность и смысл толерантности как философского понятия. Освещены различные концепции и теории, касающиеся толерантности, ее границ, принципов и внутреннего содержания, сложившиеся в обществе начиная со времен святого Августина и до наших дней.

Loading...

25-33

Шайгерова Людмила Анатольевна, Кандидат психологических наук, доцент Московского государственного университета им. М.В. Ломоносова
Шилко Роман Сергеевич, Кандидат психологических наук, доцент, заместитель заведующего кафедрой методологии психологии факультета психологии МГУ им. М.В. Ломоносова.
Зинченко Юрий Петрович Профессор, академик РАО. Доктор психологических наук. Декан факультета психологии МГУ, заведующий кафедрой методологии психологии, Президент РПО. Директор ПИ РАО. Главный редактор ведущих научных журналов по психологии «Вестник Московского университета. Серия 14. Психология», «Российский психологический журнал», «Национальный психологический журнал», ежегодника «Psychology in Russia», член редколлегии журналов «Методология и история психологии», «Психология и естествознание», «Психология и социальные науки», «Cognitive Science», «Вестник практической психологии образования», «Юридическая психология», «Мир психологии», «Вестник Южно-Уральского государственного университета. Серия «Психология», «Сибирский психологический журнал», ответственный секретарь серии «Классический университетский учебник МГУ», член научно-редакционного совета НПО «Экономика», член Редакционно-издательского совета Российской академии образования.
Национальный психологический журнал, Journal Year: 2011, Volume and Issue: №2, P. 48 - 59

Published: April 1, 2011

Освещены изменения, происходящие в информационном пространстве. Показана его роль в обеспечении психологической безопасности личности. Рассмотрены современные масс-медиа в качестве мощного средства как для формирования толерантных установок в обществе, так и для разжигания ксенофобии, дискриминации, пропаганды межгрупповой вражды. Объясняется механизм опасного воздействия на человеческую психику обилия негативной информации. Изложены принципы адекватной и эффективной работы медиа при освещении террористических актов и других трагических событий.

Loading...

48-59

Вишневский Анатолий Григорьевич Доктор экономических наук, действительный член Российской академии естественных наук, руководитель Центра демографии и экологии человека при Институте народнохозяйственного прогнозирования РАН, директор Института демографии Высшей школы экономики.
Национальный психологический журнал, Journal Year: 2011, Volume and Issue: №2, P. 90 - 97

Published: April 1, 2011

Рассмотрена проблема современной иммиграции в России, причины, ее вызывающие, вероятные положительные и отрицательные последствия. Показаны возможные пути интеграции мигрантов в российское общество. Очерчены границы толерантности. Намечены пути борьбы с мигрантофобией.

Loading...

90-97

Шлягина Елена Ивановна, Кандидат психологических наук, старший научный сотрудник кафедры психологии личности факультета психологии МГУ имени М.В. Ломоносова.
Ениколопов Сергей Николаевич Заведующий кафедрой медицинской психологии, научно-исследовательский центр психического здоровья, Российская Академия Медицинских Наук.
Национальный психологический журнал, Journal Year: 2011, Volume and Issue: №2, P. 80 - 89

Published: April 1, 2011

Показано, что понимается под этнической толерантностью и какими методами ее можно диагностировать. Проанализированы результаты проведенного авторами лонгитюдного исследования, целью которого было выявление этнической толерантности русских по отношению к литовцам.

Loading...

80-89

Зинченко Юрий Петрович Профессор, академик РАО. Доктор психологических наук. Декан факультета психологии МГУ, заведующий кафедрой методологии психологии, Президент РПО. Директор ПИ РАО. Главный редактор ведущих научных журналов по психологии «Вестник Московского университета. Серия 14. Психология», «Российский психологический журнал», «Национальный психологический журнал», ежегодника «Psychology in Russia», член редколлегии журналов «Методология и история психологии», «Психология и естествознание», «Психология и социальные науки», «Cognitive Science», «Вестник практической психологии образования», «Юридическая психология», «Мир психологии», «Вестник Южно-Уральского государственного университета. Серия «Психология», «Сибирский психологический журнал», ответственный секретарь серии «Классический университетский учебник МГУ», член научно-редакционного совета НПО «Экономика», член Редакционно-издательского совета Российской академии образования.
Национальный психологический журнал, Journal Year: 2011, Volume and Issue: №2, P. 11 - 14

Published: April 1, 2011

Описывается системно-динамическая модель безопасности как деятельности, построенная с учетом методологических традиций отечественной психологии (культурно-исторический, историко-эволюционный и деятельностный подходы), позволяющая применить эвристический потенциал этих подходов к изучению актуальных вопросов обеспечения безопасности человека, общества и государства.

Loading...

11-14

Солдатова Галина Уртанбековна, Доктор психологических наук, профессор, член-корреспондент РАО, заместитель заведующего кафедрой психологии личности, заместитель декана факультета психологии МГУ имени М.В. Ломоносова.
Нестик Тимофей Александрович Кандидат философских наук, научный сотрудник Института психологии Российской Академии Наук Москва, Россия.
Национальный психологический журнал, Journal Year: 2011, Volume and Issue: №2, P. 15 - 24

Published: April 1, 2011

Прослеживается история научного дискурса конфликта на основе анализа исследований в области философии, социальной психологии, экономики, эволюционной биологии. Рассмотрены основные современные теории, касающиеся конфликтов в обществе и способов их разрешения. Представлены взгляды отечественных и зарубежных ученых на парадигму толерантности и на перспективы формирования толерантного поведения в современном обществе.

Loading...

15-24

2010

Войскунский Александр Евгеньевич Кандидат психологических наук. Ведущий научный сотрудник кафедры общей психологии факультета психологии МГУ имени М. В. Ломоносова. Москва, Россия
Национальный психологический журнал, Journal Year: 2010, Volume and Issue: №1, P. 48 - 53

Published: Jan. 1, 2010

Рассматривается проблематика информационной безопасности в сфере новых технологий. Выдвигается положение о том, что целому ряду детей и подростков не удается перенести в виртуальную среду знакомые им нормы морального поведения, чем отчасти объясняется широкий приток новичков в сетевые сообщества нарушителей норм поведения. Аргументируется необходимость разработки специального обучающего курса, призванного помочь таким детям и подросткам, а также организации повсеместного обучения подрастающего поколения основам кибер-этики. Значение такого обучающего курса иллюстрируется результатами исследования, проведенного в хакерской среде: демонстрируются предпочтительные направления развития хакерского сообщества.

Loading...

48-53

Зинченко Юрий Петрович, Профессор, академик РАО. Доктор психологических наук. Декан факультета психологии МГУ, заведующий кафедрой методологии психологии, Президент РПО. Директор ПИ РАО. Главный редактор ведущих научных журналов по психологии «Вестник Московского университета. Серия 14. Психология», «Российский психологический журнал», «Национальный психологический журнал», ежегодника «Psychology in Russia», член редколлегии журналов «Методология и история психологии», «Психология и естествознание», «Психология и социальные науки», «Cognitive Science», «Вестник практической психологии образования», «Юридическая психология», «Мир психологии», «Вестник Южно-Уральского государственного университета. Серия «Психология», «Сибирский психологический журнал», ответственный секретарь серии «Классический университетский учебник МГУ», член научно-редакционного совета НПО «Экономика», член Редакционно-издательского совета Российской академии образования.
Меньшикова Галина Яковлевна, Доктор психологических наук, заведующий лаборатории «Восприятие» факультета психологии МГУ имени М.В. Ломоносова
Баяковский Ю.М., Кандидат физико-математических наук, заведующий лабораторией компьютерной графики и мультимедиа при факультете ВМиК МГУ имени М.В. Ломоносова.
Черноризов А.М., заведующий кафедрой психофизиологии МГУ имени М.В. Ломоносова.
Войскунский Александр Евгеньевич Кандидат психологических наук. Ведущий научный сотрудник кафедры общей психологии факультета психологии МГУ имени М. В. Ломоносова. Москва, Россия
Национальный психологический журнал, Journal Year: 2010, Volume and Issue: №1, P. 54 - 62

Published: Jan. 1, 2010

Рассмотрены возможности применения систем виртуальной реальности (ВР) в области экспериментальной психологии. Обсуждаются их отличительные особенности и преимущества перед традиционными методами, а также проблемы, возникающие при использовании. Освещены перспективные направления применения этих новых технологий для решения задач психотерапии и психологической реабилитации, организационной психологии, спортивной психологии и психологии безопасности, психофизиологии и нейронаук.

Loading...

54-62

Карабанова Ольга Александровна Доктор психологических наук, профессор кафедры возрастной психологии факультета психологии МГУ, учёный секретарь специализированного диссертационного совета по социальной психологии, психологии развития и акмеологии при МГУ (2001). Член ISSBD (Международного общества по изучению развития поведения) и РПО. Москва, Россия.
Национальный психологический журнал, Journal Year: 2010, Volume and Issue: №1, P. 104 - 107

Published: Jan. 1, 2010

В статье рассматривается роль семьи в развитии личности в детском возрасте. Выделены основные негативные тенденции развития современной семьи и факторы риска, определяющие актуальность семейного консультирования. Определены основные задачи семейного консультирования и направления совершенствования системы психологической помощи семье.

Loading...

104-107

Ениколопов Сергей Николаевич, Заведующий кафедрой медицинской психологии, научно-исследовательский центр психического здоровья, Российская Академия Медицинских Наук.
Мкртчян Арег Артаваздович Научный сотрудник Центра социологии образования Россиской академии образования.
Национальный психологический журнал, Journal Year: 2010, Volume and Issue: №2, P. 41 - 46

Published: April 1, 2010

Анализируются проблемы взаимосвязи СМИ и негативных последствий терроризма, а также роли СМИ в процессе их контроля и редуцирования. Показано, что для эффективного противодействия терроризму недостаточно обладать знаниями только о дифференциации терроризма и его целях. Необходимо рассматривать данный вид преступлений и с точки зрения его психологических и социальных последствий для человека и общества.

Loading...

41-46

Соснин В.А Институт психологии Российской Академии Наук
Национальный психологический журнал, Journal Year: 2010, Volume and Issue: №2, P. 52 - 55

Published: April 1, 2010

Обсуждаются социально-экономические, социо-культурные, социально-психологические, религиозно-этнические детерминанты современного терроризма. Представлены результаты исследований социальных психологов Института психологии РАН. Поиск новой позитивной личностной идентичности рассматривается как важный мотив поведения террористов-смертников.

Loading...

52-55

Асмолов Александр Григорьевич Академик РАО, доктор психологических наук, профессор, заведующий кафедрой психологии личности факультета психологии МГУ имени М.В. Ломоносова
Национальный психологический журнал, Journal Year: 2010, Volume and Issue: №2, P. 100 - 106

Published: Jan. 1, 2010

Показана роль системы образования как социального института в жизни общества. Проанализированы задачи, стоящие пред отечественной системой образования на современном этапе бурных перемен в общественном сознании. Намечены пути модернизации отечественного образования с целью превращения его в ресурс уменьшения социальных рисков и общественных конфликтов на почве ксенофобии, мигрантофобии, социальной агрессии и нетерпимости. Доказана необходимость внедрения в систему образования программ, обеспечивающих развитие у подрастающего поколения толерантности, веротерпимости, гражданского патриотизма и социальной идентичности.

Loading...

100-106

Чеснокова Ольга Борисовна, Кандидат психологических наук, доцент кафедры возрастной психологии факультета психологии МГУ имени М.В. Ломоносова. Москва
Субботский Евгений Васильевич Доктор психологических наук, ридер факультета психологии Ланкастерского университета Великобритания.
Национальный психологический журнал, Journal Year: 2010, Volume and Issue: №2, P. 22 - 29

Published: April 1, 2010

Статья посвящена обсуждению филогенетических предпосылок социального интеллекта в сложных социальных системах, а также выделению уровней, форм и типов социального интеллекта у человека. На основе экспериментальных исследований социального интеллекта в онтогенезе ребенка выделены высокий, средний и низкий уровни социального интеллекта. Показана необходимость выделения уровней, форм и типов социального интеллекта у детей для решения ряда теоретических и практических вопросов подготовки современного ребенка к эффективному освоению и функционированию внутри сложных социальных систем.

Loading...

22-29