Российский журнал когнитивной науки

More information...

2020

Алексей Ю. Яковлев,

Алексей Ю. Яковлев

Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики», Москва, Россия
Наталья А. Тюрина

Наталья А. Тюрина

Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики», Москва, Россия
Российский журнал когнитивной науки, Journal Year: 2020, Volume and Issue: том 7(3), P. 4 - 24

Published: Jan. 1, 2020

Под восприятием ансамблей обычно понимают способность наблюдателя за короткое время с высокой степенью точности оценивать обобщенные статистические свойства множества объектов (среднее, дисперсия, количество). В обзоре описывается феноменология восприятия ансамблей и методы его исследования. Описываются конкурирующие концепции механизмов отбора и обработки информации для расчета статистик ансамбля, одна из которых предполагает грубую обработку всех объектов сразу, а другая — детальную обработку лишь нескольких отобранных объектов с последующим обобщением оцененных свойств на остальные объекты. Рассматривается развитие взглядов на сущность внутренних репрезентаций, через которые становятся доступны статистики ансамбля: от идеи репрезентации единственной величины (например, для среднего значения признака) до относительно новой идеи «богатой» репрезентации, …

Loading...

4-24

Илья Сергеевич Бакулин,

Илья Сергеевич Бакулин

ФГБНУ «Научный центр неврологии», Москва, Россия
Александра Георгиевна Пойдашева

Александра Георгиевна Пойдашева

ФГБНУ «Научный центр неврологии», Москва, Россия
Российский журнал когнитивной науки, Journal Year: 2020, Volume and Issue: том 7(3), P. 25 - 44

Published: Jan. 1, 2020

Транскраниальная магнитная стимуляция (ТМС) является интенсивно развивающимся методом неинвазивной стимуляции мозга, который активно используется в когнитивной нейронауке для изучения каузальной роли различных участков коры головного мозга в обеспечении восприятия, памяти, внимания, речи и других когнитивных функций. В статье рассматриваются общие принципы и основные направления применения ТМС в когнитивных исследованиях. Анализируются современные аспекты использования онлайн-протоколов ТМС для индукции «виртуального поражения», функционального картирования мозга и проведения хронометрических исследований. Обсуждаются возможности применения офлайн-протоколов ТМС для долговременной модуляции активности стимулируемой области коры головного мозга. Большое внимание уделяется методологическим особенностям проведения исследований с применением ТМС, включая определение мишени, частоты и интенсивности стимуляции. Рассматриваются возможности комбинации …

Loading...

25-44

2019

Светлана Валентиновна Дорофеева,

Светлана Валентиновна Дорофеева

Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики», Москва, Россия
Виктория Алексеевна Решетникова,

Виктория Алексеевна Решетникова

Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики», Москва, Россия
Маргарита Никитична Серебрякова,

Маргарита Никитична Серебрякова

Центр патологии речи и нейрореабилитации, Москва, Россия
Дария Николаевна Горанская,

Дария Николаевна Горанская

Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики», Москва, Россия
Татьяна Васильевна Ахутина,

Татьяна Васильевна Ахутина

Московский государственный университет имени М. В. Ломоносова, Москва, Россия
Ольга Викторовна Драгой

Ольга Викторовна Драгой

Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики», Москва, Россия; Федеральный центр цереброваскулярной патологии и инсульта, Москва, …
Российский журнал когнитивной науки, Journal Year: 2019, Volume and Issue: Том 6(1), P. 4 - 24

Published: March 20, 2019

Стандартизированные тесты с нормативными данными стали золотым стандартом для оценки навыков чтения и для диагностики специфического расстройства чтения (дислексии) для многих языков. Для русского языка имеется такой тест для исследования чтения — Стандартизированная методика исследования навыков чтения, разработанная А. Н. Корневым и впервые опубликованная в 1997-м году. Однако наиболее свежие доступные нормативные данные по этой методике были собраны более десяти лет назад, и они не были проконтролированы по нескольким важным параметрам. Также не было опубликовано никаких деталей по поводу диагностической валидности теста. Мы использовали этот тест для оценки навыков чтения у девяноста типично развивающихся российских учеников начальной школы в 2018-м …

Loading...

4-24

Роза Михайловна Власова

Роза Михайловна Власова

Университет Северной Каролины в Чапел-Хилл, США
Российский журнал когнитивной науки, Journal Year: 2019, Volume and Issue: Том 6(1), P. 55 - 69

Published: March 26, 2019

Данная статья посвящена возможным источникам недостоверности результатов в области изучения связи билингвизма с когнитивным развитием. Анализ проводится на примере вопроса о связи билингвизма и управляющих функций — как одного из наиболее разработанных в сфере исследований билингвального развития, строится на материале критических публикаций, вышедших за последние пять лет и ставящих под сомнение существование превосходства билингвов над монолингвами в различных компонентах управляющих функций, и иллюстрируется примерами соответствующих эмпирических исследований. Также выделяются дополнительные источники недостоверности результатов в области изучения связи билингвизма с когнитивным развитием, которые ранее не обсуждались в литературе. Среди них игнорирование либо некорректное использование поправки на множественные сравнения и «систематическая ошибка …

Loading...

55-69

Татьяна Васильевна Ахутина

Татьяна Васильевна Ахутина

Московский государственный университет им. М. В. Ломоносова, Москва, Россия
Российский журнал когнитивной науки, Journal Year: 2019, Volume and Issue: Том 6(1), P. 70 - 79

Published: March 18, 2019

Статья посвящена обсуждению «ревизионизма в выготсковедении» — подхода, развиваемого А. Ясниц- ким и коллегами и подробно изложенного в работе А. Ясницкого и Э. Ламдана «„В августе 1941-го“: Неизвестное письмо А. Р. Лурии в США как зеркало „ревизионистской революции“» (История российской психологии в лицах: Дайджест, 2017). Целью сторонников «ревизионистской революции» является критическое изучение научного наследия Л. С. Выготского, А. Р. Лурии и круга их сотрудников и демифологизация личности Выготского и вклада его и его школы в науку. В нашей статье рассматривается произошедший в 2012 году переход от «архивной революции» к разоблачительной «ревизионистской». В анализ включены публикации Ясницкого с коллегами «Когда б …

Loading...

70-79

Marie Arsalidou,

Marie Arsalidou

Department of Psychology, National Research University Higher School of Economics, Moscow, Russian Federation; Psychology Department, …
Juan Pascual-Leone,

Juan Pascual-Leone

Psychology Department, York University, Toronto, Canada
Janice M. Johnson,

Janice M. Johnson

Psychology Department, York University, Toronto, Canada
Tatyana Kotova

Tatyana Kotova

Cognitive Research Lab, Russian Academy for National Economy and Public Administration, Moscow, Russian Federation
Российский журнал когнитивной науки, Journal Year: 2019, Volume and Issue: Том 6(2), P. 44 - 70

Published: June 27, 2019

Many psychological theories attempt to explain the mechanisms that govern cognition in adults, and fewer theories attempt to explain also how cognitive mechanisms change across development. Even fewer theories provide a brain representation of mechanisms related to cognitive development. One such theory is the Theory of Constructive Operators. In this review, we present key components of this general theory and provide quantitative predictions for the development of core cognitive abilities such a mental-attentional capacity. Specifically, the model of endogenous mental attention presents a domain-free resource that increases in power during childhood and adolescence. Mental-attentional capacity grows concurrently with prefrontal brain …

Loading...

44-70

Dmitrii Kozlov,

Dmitrii Kozlov

Samara University, Samara, Russia
Olga Petseva

Olga Petseva

Samara University, Samara, Russia
Российский журнал когнитивной науки, Journal Year: 2019, Volume and Issue: Том 6(3), P. 14 - 22

Published: Aug. 23, 2019

If a well-known word is a part of an anagram stimulus, it may complicate the process of solving the anagram. This may happen because a word inside the anagram may serve as a semantic prime, or because such a word is a chunk that is difficult to decompose. We manipulated the structural features of word and nonword chunks in anagram stimuli to find out which features of a chunk, semantic or structural, are more influential in anagram solving. The results showed that the semantic but not the structural features of a chunk are more important for five-letter anagrams, while none …

Loading...

14-22

Olesya Blazhenkova,

Olesya Blazhenkova

Faculty of Arts and Social Sciences, Sabana University, Istanbul, Turkey
Ekaterina Pechenkova

Ekaterina Pechenkova

Laboratory for Cognitive Research, National Research University Higher School of Economics, Moscow, Russia
Российский журнал когнитивной науки, Journal Year: 2019, Volume and Issue: Том 6(4), P. 51 - 65

Published: Dec. 8, 2019

Individual variability in imagery experiences has long attracted the interest of philosophers, educators, and psychologists. Since Aristotle’s time, it was assumed that imagery is a universal ability, so everyone possesses it. Galton first measured the vividness of subjective imagery experiences, and discovered that some individuals reported zero imagination. Recent research has coined the term “aphantasia” — an inability to form mental imagery, or having a “blind mind’s eye” (Zeman, Dewar, & Della Sala, 2015). We argue that there maybe more than one type of aphantasia. Substantial behavioral and neuropsychological evidence has demonstrated a distinction between visual-object imagery (mental visualization of …

Loading...

51-65

Alexey Medyntsev,

Alexey Medyntsev

Institute of Psychology RAS, Moscow, Russia
Alena Kogan,

Alena Kogan

Lomonosov Moscow State University, Moscow, Russia
Pavel Sabadosh,

Pavel Sabadosh

Institute of Psychology RAS, Moscow, Russia
Olga Dyatlova,

Olga Dyatlova

Institute of Psychology RAS, Moscow, Russia
Svetlana Nemirova,

Svetlana Nemirova

Lomonosov Moscow State University, Moscow, Russia
Diana Kayutina

Diana Kayutina

Lomonosov Moscow State University, Moscow, Russia
Российский журнал когнитивной науки, Journal Year: 2019, Volume and Issue: Том 6(4), P. 16 - 23

Published: Dec. 25, 2019

One of the main research questions related to creativity is the dilemma of specificity vs. non-specificity of the mechanisms underlying insight solutions as compared to analytical solutions of a problem. The first goal of our study was to verify insight solution specificity on solving anagram tasks. The second goal was to test a hypothesis about the existence of unconscious processing prior to insight solutions. We presented two types of stimuli to participants: anagrams and pseudowords. During the experiment, participants had to perform two successive tasks. First they had to judge whether they were being shown an anagram or a pseudoword, …

Loading...

16-23

Анна Николаевна Юрченко

Анна Николаевна Юрченко

Центр языка и мозга, Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики» (НИУ ВШЭ), Москва, Россия; Неврологическая …
Российский журнал когнитивной науки, Journal Year: 2019, Volume and Issue: Том 6(4), P. 4 - 15

Published: Dec. 28, 2019

Данный обзор посвящен пониманию и порождению речи у пациентов с височной эпилепсией — неврологическим заболеванием, при котором источник эпилептиформной активности располагается в непосредственной близости от речевых зон мозга или их гомологов. Результаты исследований показывают, что у пациентов с височной эпилепсией речь может быть нарушена на различных языковых уровнях: от отдельных слов до дискурса. По данным нейровизуализации, височная эпилепсия может сопровождаться реорганизацией функциональных связей, изменениями в локализации и латерализации речевых зон мозга, структуре коры и проводящих путей головного мозга. При этом степень выраженности речевых нарушений, функциональных и структурных изменений может коррелировать с такими клиническими факторами, как латерализация эпилептогенного очага, возраст начала …

Loading...

4-15

2018

Кронгауз Максим Анисимович

Кронгауз Максим Анисимович

Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики»; Российский государственный гуманитарный университет, Москва, Россия
Российский журнал когнитивной науки, Journal Year: 2018, Volume and Issue: Том 5(1), P. 14 - 21

Published: Feb. 21, 2018

Анализируется сходство научных биографий Б. Уорфа, одного из авторов гипотезы лингвистической относительности, и Д. Эверетта, описавшего язык пираха. Речь идет об их научно-социальной роли в современных им научных сообществах и обществе в целом и об их взглядах и достижениях. Анализ позволяет объяснить сходство их научной судьбы, огромный успех их теоретических построений, выходящий за пределы лингвистики, и связанные с этим репутационные потери. Точность их конкретных наблюдений может вызывать сомнения, но это не отменяет ценности дискуссии, которую они спровоцировали. Роль гипотезы лингвистической относительности в науке определяется не ее истинностью, а тем массивом исследований, для которых она стала методологией и одновременно стимулом. Д. …

Loading...

14-21

Кибрик Андрей Александрович

Кибрик Андрей Александрович

Институт языкознания РАН, Москва, Россия; МГУ им. М.В. Ломоносова, Москва, Россия
Российский журнал когнитивной науки, Journal Year: 2018, Volume and Issue: Том 5(1), P. 27 - 36

Published: Feb. 28, 2018

В книге Д. Эверетта «Не спи — кругом змеи» отражена его непростая интеллектуальная эволюция, включая отказ от генеративного подхода к языку. Тем не менее в концепции Эверетта осталось много от впитанного им генеративизма, что и объясняет целый ряд его утверждений относительно уникальности языка пираха. К числу спорных тезисов, отчасти обусловленных таким генезисом взглядов Эверетта, относятся принцип непосредственности восприятия, отсутствие рекурсии, фатического общения и дизъюнкции, полисемия терминов родства. В то же время в книге Эверетта содержится ряд интересных наблюдений, которые действительно представляют пираха как весьма необычный язык и культуру. К их числу принадлежат наблюдения о неумении считать, о чувстве культурного превосходства, …

Loading...

27-36

Olga A. Korolkova

Olga A. Korolkova

Institute of Experimental Psychology, Moscow State University of Psychology and Education, Moscow, Russia; Department of …
Российский журнал когнитивной науки, Journal Year: 2018, Volume and Issue: Том 5(2), P. 18 - 34

Published: June 24, 2018

In emotional facial expressions, sequential effects can result in perceptual changes of a briefly presented test expression due to a preceding prolonged exposure to an adaptor expression. Most studies have shown contrastive (adaptation) aftereffects using static adaptors: a test is perceived as less similar to the adaptor. However, the existence and sign of sequential effects caused by dynamic information in the adaptors are controversial. In a behavioral experiment we tested the influence of realistic (recorded from an actors face) and artificial (linearly morphed) dynamic transitions between happy and disgusted facial expressions, and of static images of these expressions at their …

Loading...

18-34

Алексей Александрович Котов

Алексей Александрович Котов

Департамент психологии, Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики» (НИУ ВШЭ), Москва, Россия
Российский журнал когнитивной науки, Journal Year: 2018, Volume and Issue: Том 5(2), P. 35 - 44

Published: July 28, 2018

Называемость (легкость, с которой человек может назвать объект или его признак) относится к числу факторов, способствующих формированию новых категорий. Эффект называемое™ частей объекта (Zettersten, Lupyan, 2018) заключается в том, что успешность научения новой категории выше, если правило категоризации основано на легко называемых признаках частей категоризуемых объектов (такими признаками могут выступать цвет или форма). В настоящем исследовании данный эффект был реплицирован на материале легко или трудно называемых цветовых оттенков. Дополнительно было показано, что эффект ограничен типом категориального правила: называемость признаков не повышает успешность при формировании правил, основанных на вероятностном распределении значений по нескольким признакам, в отличие от формирования правил, основанных на …

Loading...

35-44

Иван Поздняков

Иван Поздняков

Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики», Москва, Россия
Российский журнал когнитивной науки, Journal Year: 2018, Volume and Issue: Том 5(3), P. 18 - 36

Published: Sept. 25, 2018

Транскраниальная электрическая стимуляция (ТЭС; англ, transcranial electrical stimulation) — группа методов, использующих слабое электрическое воздействие через кожу головы для влияния на мозговую активность. Эти методы включают в себя транскраниальную стимуляцию постоянным током (ТСПоТ; англ, transcranial direct current stimulation), транскраниальную стимуляцию переменным током (ТСПеТ; англ, transcranial alternating current stimulation) и транскраниальную стимуляцию случайным шумом (ТССШ; англ, transcranial random noise stimulation). На сегодняшний день методы ТЭС получили широкое распространение в когнитивной нейронауке, однако конкретные механизмы их работы до сих пор не ясны. Данный обзор посвящен истории возникновения ТЭС, ключевым эффектам, обнаруженным с помощью ТЭС, а также возможностям и ограничениям использования ТЭС для …

Loading...

18-36

Дмитрий И. Ломакин,

Дмитрий И. Ломакин

ФГБНУ «Институт возрастной физиологии РАО», Москва, Россия
Алексей А. Корнеев,

Алексей А. Корнеев

Московский государственный университет им. М. В. Ломоносова, Москва, Россия
Андрей В. Курганский,

Андрей В. Курганский

ФГБНУ «Институт возрастной физиологии РАО», Москва, Россия
Регина И. Мачинская

Регина И. Мачинская

ФГБНУ «Институт возрастной физиологии РАО», Москва, Россия
Российский журнал когнитивной науки, Journal Year: 2018, Volume and Issue: Том 5(4), P. 4 - 14

Published: Dec. 27, 2018

В работе анализировалась связь между признаками отклоняющегося поведения и склонностью к риску у подростков (N = 177, средний возраст = 14.37±1.12 года). Для оценки склонности к рискованным решениям использовалась игровая методика Balloon Analog Risk Task (BART), для оценки отклоняющегося поведения — адаптированные для русскоязычной выборки опросники. На первом шаге исследования на основе жалоб родителей и педагогов вся выборка подростков была разделена на две: с признаками отклоняющегося поведения (D) и без них (N). В группе D были обнаружены значимо более высокие по сравнению с группой N баллы по шкалам делинквентности, агрессии, склонности к аддиктивному поведению, склонности к преодолению норм и правил. …

Loading...

4-14

Валерия Александровна Гершкович,

Валерия Александровна Гершкович

Лаборатория нейровизуализации Института мозга человека РАН им Н.П. Бехтеревой, Санкт-Петербург, Россия; Кафедра проблем конвергенции естественных …
Мария Вячеславовна Фаликман

Мария Вячеславовна Фаликман

Департамент психологии НИУ ВШЭ, Москва, Россия; Лаборатория когнитивных исследований НИУ ВШЭ, Москва, Россия; Лаборатория когнитивных …
Российский журнал когнитивной науки, Journal Year: 2018, Volume and Issue: Том 5(4), P. 28 - 46

Published: Dec. 28, 2018

В статье кратко очерчена история когнитивной психологии с момента ее появления в 1950-х гг. и до настоящего времени. Обсуждается, что когнитивная психология как научное направление привнесла в психологическую науку. Рассмотрены основные направления критики данной области психологии как извне, так и изнутри: это критика, затрагивающая проблемы единого формата репрезентации в системе переработки информации, ограниченных ресурсов системы переработки, а также степени сходства процессов обработки информации в живых и искусственных системах. Обозначены современные области исследования, сложившиеся в соответствии с этими направлениями критики: исследование телесных аспектов познания, его контекстуальной природы, социокультурной укорененности, распределенного познания, эмоционального познания и др. Проанализированы возможные сценарии дальнейшего развития когнитивной …

Loading...

28-46

2017

Арбекова Ольга Александровна,

Арбекова Ольга Александровна

Московский государственный университет имени м. В. Ломоносова, Москва, Россия
Гусев Алексей Николаевич

Гусев Алексей Николаевич

Московский государственный университет имени М. В. Ломоносова, Москва, Россия
Российский журнал когнитивной науки, Journal Year: 2017, Volume and Issue: №1, P. 5 - 25

Published: March 28, 2017

В статье предпринята попытка сопоставить и найти содержательные аналоги между понятиями смысловой, целевой и операциональной установки, которые были разработаны А. Г. Асмоловым на основе деятельностного подхода, с одной стороны, и понятиями, которые описывают установочную регуляцию в современной зарубежной психологии, с другой стороны. Гипотеза об иерархической уровневой структуре установки позволяет систематизировать различные представления об установках, что особенно актуально в связи с размытостью границ данного понятия. Для каждого из уровней установки приводятся близкие по содержанию терминологические аналоги, обозначаются их сходства и различия. В результате анализа было выявлено, что операциональные установки представлены в зарубежной психологии как моторная установка (motor set), сенсорная установка (sensory …

Loading...

5-25

Асмолов Александр Григорьевич

Асмолов Александр Григорьевич

МГУ имени м. В. Ломоносова, Москва, Россия
Российский журнал когнитивной науки, Journal Year: 2017, Volume and Issue: №1, P. 26 - 32

Published: March 31, 2017

В статье представлен историко-эволюционный анализ феномена установки в системе понятий, описывающих явления предвосхищения будущего как проявления преадаптации. Указывается место прайминга в иерархии установочных явлений, раскрывается контекст их изучения в когнитивной психологии, начиная с работ школы «Новый взгляд» 1940-х гг. Особо подчеркивается уместность использования термина «прайминг» в контексте когнитивных исследований как отражения экспериментального дизайна.

Loading...

26-32

Поддьяков Александр Николаевич

Поддьяков Александр Николаевич

Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики»; Институт психологии Российской академии наук, Москва, Россия
Российский журнал когнитивной науки, Journal Year: 2017, Volume and Issue: №2-3, P. 49 - 59

Published: Sept. 4, 2017

Обсуждаются особенности разработки исследовательских объектов, призванных стимулировать любознательность и исследовательскую активность по отношению к ним со стороны человека. Предлагается рассматривать такой объект как специально созданную и предоставляемую другому человеку возможность удовлетворить свою познавательную мотивацию и мотивацию вызова при изучении неизвестных возможностей новой для него системы. Это рассмотрение проводится в развитие идей Дж. Гибсона об аффордансах как возможностях окружающего мира. Также вводятся понятия деисследовательских и контрисследовательских объектов и обсуждаются их особенности. Деисследовательские объекты защищаются от нежелательных проявлений любознательности и исследовательского поведения. Контрисследовательские объекты провоцируют любопытство и исследовательское поведение с целью нанесения ущерба субъекту этой активности. Делается вывод, что сравнение объектов, имеющих …

Loading...

49-59

Koshkin Roman,

Koshkin Roman

National Research University Higher School of Economics, Moscow, Russia
Ossadtchi Alex,

Ossadtchi Alex

National Research University Higher School of Economics, Moscow, Russia
Shtyrov Yury

Shtyrov Yury

National Research University Higher School of Economics, Moscow, Russia
Российский журнал когнитивной науки, Journal Year: 2017, Volume and Issue: №4, P. 7 - 13

Published: Dec. 14, 2017

Simultaneous interpreting (SI) is difficult to reduce to an efficient and ecologically valid experimental paradigm allowing the measurement of working memory (WM) and attention — key components of all cognitive models of SI. These models could be validated and further refined in light of electrophysiological evidence. Here we propose a novel method for estimating WM load and report the results of our electroencephalographic study that lend support to the prediction of the Efforts Model of SI (Gile, 1988). In particular, this model predicts that increased WM load impairs the processing of auditory stimuli. Consistent with the model, the P1 and …

Loading...

7-13

2016

Kseniya Absatova

Kseniya Absatova

Laboratory of Neurophysiology of Cognitive Processes, Institute of Developmental Physiology, Russian Academy of Education, Moscow, …
Российский журнал когнитивной науки, Journal Year: 2016, Volume and Issue: №1–2, P. 21 - 33

Published: April 1, 2016

In the current study, two standardized English-language assessments, the AWMA by T.P. Alloway (2007) and the WMRS (Alloway, Gathercole, & Kirkwood, 2008), were translated into Russian. The translated version of the AWMA was undertaken by 51 adults and 73 primary school children, and the translated version of the WMRS was completed by the teachers who worked with those children. The WMRS is a questionnaire list for teachers with 20 items which describe possible behavior manifestations of poor working memory in the classroom. The AWMA is a computer test battery with 12 subtests which aim to assess verbal short-term memory, verbal …

Loading...

21-33

Игорь С. Уточкин,

Игорь С. Уточкин

Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики», Москва, Россия
Мария А. Юревич,

Мария А. Юревич

Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики», Москва, Россия
Мария Е. Булатова

Мария Е. Булатова

Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики», Москва, Россия
Российский журнал когнитивной науки, Journal Year: 2016, Volume and Issue: №3, P. 58 - 76

Published: Sept. 27, 2016

В обзоре рассматриваются исследования зрительной подсистемы рабочей памяти (ЗРП), выполненные преимущественно в последние 15-20 лет. Дается описание методов исследования ЗРП с подробным разбором двух методов, направленных на измерение объема и точности ЗРП (раздел 2). Это наиболее распространенные в современной исследовательской практике методы обнаружения изменений и градуального отчета (в том числе модификация с использованием моделей смешения). Рассматриваются вопросы организации структурных единиц ЗРП при кодировании и хранении, в частности путем связывания независимых признаков и сжатия информации о нескольких объектах в форме статистической репрезентации ансамбля (раздел 3). Описываются теории, объясняющие природу ограничений ЗРП: структурные (ячеечные), ресурсные, их гибриды (теории «ячейки-«-ресурсы»), а также недавно …

Loading...

58-76

Койфман Александра Яковлевна

Койфман Александра Яковлевна

Факультет психологии Московского государственного университета им. М.В. Ломоносова, Москва, Россия
Российский журнал когнитивной науки, Journal Year: 2016, Volume and Issue: №4, P. 45 - 62

Published: Oct. 22, 2016

В статье предпринята попытка сопоставления установки, центрального феномена в исследованиях Д. Н. Узнадзе, и неосознаваемого семантического прайминга, одного из важных объектов и инструментов исследования в когнитивной науке. Приводится развернутое определение и описание видов / уровней установки и прайминга, а также кратко обсуждаются теория установки и модели неосознаваемого семантического прайминга. Выделяются особенности установки и прайминга как исследовательской процедуры, как эффекта, наблюдаемого в результате применения этой процедуры, и как состояния. Результаты сопоставления позволяют утверждать, что, несмотря на искушение рассматривать прайминг-эффект как разновидность установки, все же целесообразно выделять его в качестве отдельного экспериментального феномена, который может быть эффективно использован для разных исследовательских задач. …

Loading...

45-62

2015

Алексей Крушинский

Алексей Крушинский

Московский государственный университет имени м. В. Ломоносова
Российский журнал когнитивной науки, Journal Year: 2015, Volume and Issue: №1, P. 52 - 61

Published: Jan. 31, 2015

40 лет назад Л. В. Крушинским была опубликована дискуссионная статья «О возможном механизме рассудка», в которой он предположил, что упорядоченность мозга и избыточность нейронов должны быть тем выше, чем сложнее когнитивные задачи, решаемые животным. Анализ термодинамической и биофизической литературы свидетельствует о том, что у этой мысли есть определенные физические предпосылки, разбору которых я посвящаю эту статью. Основываясь на положениях Э. Шредингера, Л. Больцмана, Л. Бриллюэна, К. Шеннона и др., можно показать, что за решение логической задачи надо заплатить увеличением энтропии мозга, то есть снижением его упорядоченности, превышающем информацию, содержащуюся в задаче. Поэтому если мозг не обладает некоторым запасом упорядоченности, он …

Loading...

52-61

Андрей Курганский

Андрей Курганский

Лаборатория нейрофизиологии когнитивной деятельности, Институт возрастной физиологии, РАО, Москва
Российский журнал когнитивной науки, Journal Year: 2015, Volume and Issue: №1, P. 62 - 66

Published: March 27, 2015

В своей статье А. Л. Крушинскй (этот выпуск, с. 52-61) выдвинул тезис о том, что выполнение когнитивных операций оплачивается утратой мозгом изначального запаса упорядоченности. Это положение ставится под сомнение с точки зрения (1) принципов физики систем, далеких от термодинамического равновесия, (2) данных о развитии мозга в онтогенезе, (3) неоднозначной роли избыточности (4) и нашего недостаточного знания о характере преобразования информации, лежащих в основе когнитивных операций.

Loading...

62-66

Екатерина Сапего

Екатерина Сапего

Кафедра психологии, факультет философии и социальных наук, Белорусский государственный университет, Минск, Беларусь
Российский журнал когнитивной науки, Journal Year: 2015, Volume and Issue: №1, P. 73 - 83

Published: Feb. 22, 2015

Объединение естественных и гуманитарных наук до сих пор представляется непривычным, однако, конвергентный подход в развитии наук и технологий успешно реализуется в русскоязычном пространстве. С целью формирования у читателей журнала представления о современном состоянии развития когнитивной науки настоящий материал обобщает публикации авторов из России и Беларуси по данной тематике за 2014 г. Основной акцент в обзоре сделан на материале по когнитивной психологии и отдельных аспектах ее изучения: память, внимание, восприятие, мышление, интеллект, категоризация. Также рассматриваются материалы по психолингвистике, нейрофизиологии и другим смежным направлениям. На основе обобщения представленного материала делаются выводы об основных вопросах исследований в области когнитивной науки.

Loading...

73-83

Андрей Анатольевич Четвериков

Андрей Анатольевич Четвериков

Лаборатория когнитивных исследований ИОН РАНХИГС, Москва; факультет психологии СПбГУ Санкт-Петербург, Россия
Российский журнал когнитивной науки, Journal Year: 2015, Volume and Issue: №1, P. 41 - 51

Published: March 21, 2015

Анализ данных в когнитивных исследованиях всегда сопряжен с определенными трудностями: отсутствие полностью сбалансированного дизайна, невозможность подобрать полностью эквивалентные стимулы, пропущенные значения в ответах и т. д. Для контроля случайной ошибки чаще всего применяется усреднение данных по испытуемым либо стимулам, а после этого усредненные данные анализируются с помощью традиционных методов, таких как дисперсионный анализ. В статье рассматривается альтернативный подход, основанный на применении регрессионных моделей со смешанными эффектами. Этот вид моделей позволяет анализировать данные без усреднения, включая в модель в явном виде допущения о существующих между отдельными наблюдениями взаимосвязях. В качестве примера анализа используются результаты квазиэксперимента, в котором оценивается связь времени ответа …

Loading...

41-51

Михаил В. Зотов,

Михаил В. Зотов

Санкт-Петербургский государственный университет
Наталия Е. Андрианова,

Наталия Е. Андрианова

Санкт-Петербургский государственный университет
Алексей П. Войт

Алексей П. Войт

Санкт-Петербургский государственный университет
Российский журнал когнитивной науки, Journal Year: 2015, Volume and Issue: №1, P. 6 - 23

Published: March 24, 2015

Многие теории совместного внимания рассматривают его как низкоуровневый автоматизированный процесс прослеживания направления взгляда человека по ориентации его головы и глаз. Между тем ориентация головы и глаз человека является недостаточным источником информации об объекте его внимания. Проведен эксперимент, в ходе которого взрослые испытуемые выполняли задачу саккадической детекции объектов внимания участников невербальных коммуникативных сцен в двух условиях: (1) после просмотра видеофрагмента, позволяющего сформировать представление о контексте коммуникативной ситуации; (2) при отсутствии информации о коммуникативном контексте. Наряду с этим, варьировалось время экспозиции визуальной информации, необходимой для оценки направления взгляда персонажей. Испытуемые, обладавшие информацией о коммуникативном контексте, в отличие от лиц, не обладавших такой …

Loading...

6-23

2014

Natalia Yu. Ivlieva,

Natalia Yu. Ivlieva

Institute of Higher Nervous Activity and Neurophysiology of RAS
Natalia O. Timofeeva,

Natalia O. Timofeeva

Department of Higher Nervous Activity, Biological faculty of M.V. Lomonosov Moscow State University
Dmitry A. Ivliev

Dmitry A. Ivliev

Institute of Higher Nervous Activity and Neurophysiology of RAS
Российский журнал когнитивной науки, Journal Year: 2014, Volume and Issue: № 1–2, P. 55 - 64

Published: May 31, 2014

The mesolimbic dopamine system is believed to be a key component in the processing of rewarding information by the brain, although the precise nature of dopamine release remains unknown. Avoidance conditioning combines reward (positive) and aversion (negative) phenomena. Here the activity of 60 neurons in the ventral tegmental area (VTA) was studied in freely moving rabbits during the acquisition and performance of an active avoidance. A total of 48 % of the recorded neurons responded to the conditioned stimulus (CS). A significant predominance of excitatory responses to the (CS) was demonstrated. Two main patterns of cell responses to the CS …

Loading...

55-64

Galina Gradinarova,

Galina Gradinarova

Research Center for Cognitive Science, Department of Cognitive Science and Psychology, New Bulgarian University, Sofia, …
Petar Kanchev,

Petar Kanchev

Research Center for Cognitive Science, Department of Cognitive Science and Psychology, New Bulgarian University, Sofia, …
Armina Janyan

Armina Janyan

Research Center for Cognitive Science, Department of Cognitive Science and Psychology, New Bulgarian University, Sofia, …
Российский журнал когнитивной науки, Journal Year: 2014, Volume and Issue: № 1–2, P. 22 - 30

Created: Sept. 13, 2022

A great amount of evidence has now been accumulated indicating that many aspects of cognition, including language are closely interconnected with or “grounded” in the sensory-motor modalities. In this respect, an interesting line of research that has not yet been studied in great detail is whether activation of the sensory-motor brain areas can be found when figurative language is processed. Two experiments were conducted to address the following questions: firstly, can evidence of effector-specific motor activation be found in the processing of idioms; secondly, how would such activation unfold in time? We hypothesized that highly imageable idioms are more strongly …

Loading...

22-30

Tatyana N. Kotova,

Tatyana N. Kotova

The Cognitive Research Centre, Russian Academy of National Economy and Public Administration (RANEPA)
Alexey A. Kotov,

Alexey A. Kotov

Laboratory for cognitive research, National Research University «Higher School of Economics»
Tatyana O. Yudina

Tatyana O. Yudina

Institute of Psychology, RSUH
Российский журнал когнитивной науки, Journal Year: 2014, Volume and Issue: № 1–2, P. 39 - 53

Published: Jan. 1, 2014

In the second year of life, infants are actively interested in objects used by adults, despite the number of experienced difficulties in achieving their goals while handling these objects. What causes the child attempt to handle an object for a designated purpose while watching the adult? One of the evident explanations concerns the effectiveness of the adults behavior and the child’s desire to achieve the same result. However, multiple studies have shown that a child is guided not exclusively by the hoped-for result, but also by the adults intention. In our study, we verified the reason guiding a child’s choice …

Loading...

39-53

Olga V. Fedorova

Olga V. Fedorova

Department of Theoretical and Applied Linguistics, Lomonosov Moscow State University, Moscow, Russia. The Cognitive Research …
Российский журнал когнитивной науки, Journal Year: 2014, Volume and Issue: № 1–2, P. 6 - 21

Published: June 1, 2014

The present survey focuses on the phenomenon of referential ambiguity, or referential conflict, i.e., the discourse situation in which two or more referents are activated high enough to be chosen the antecedent of a reduced referring expression. While permanent ambiguity occurs occasionally and is quite uncommon, potential ambiguity is pervasive in language and, thus, should be thoroughly studied. In addition to proposing the typology of referential conflicts, this study seeks to give an explanation of the effects related to the potential referential conflicts that are described in the literature. It proposes a model of the referential conflict that accounts for …

Loading...

6-21

Nika Adamian,

Nika Adamian

Laboratoire Psychologie de la Perception, Universite Paris Descartes, Paris, France
Maria Kuvaldina

Maria Kuvaldina

St. Petersburg State University, St. Petersburg, Russia
Российский журнал когнитивной науки, Journal Year: 2014, Volume and Issue: №3, P. 4 - 12

Published: Sept. 18, 2014

The influence of expectation on inattentional blindness (IB) was investigated using a lexical-based IB task. In two experiments, 235 participants performed word compilations from briefly presented letters and combinations of letters with an unexpected syllable appearing in one of the trials. In Experiment 1, we varied the frequency and grammatical form ofthe presented words, evaluating the role of “general” and “contextual” expectations. The results showed the effect of frequency but not of the grammatical form of the words. Experiment 2 controlled for the role of the state of completion of the word compilation in generating “contextual” expectations. We varied two …

Loading...

4-12

Ольга Дмитриевна Шмонина,

Ольга Дмитриевна Шмонина

Кафедра клинической психологии факультета психологии Санкт-Петербургского Государственного Университета, Санкт-Петербург, Россия
Василий Олегович Клайман,

Василий Олегович Клайман

Кафедра клинической психологии факультета психологии Санкт-Петербургского Государственного Университета, Санкт-Петербург, Россия
Анастасия Ильинична Федорова,

Анастасия Ильинична Федорова

Кафедра клинической психологии факультета психологии Санкт-Петербургского Государственного Университета, Санкт-Петербург, Россия
Андрей Анатольевич Четвериков

Андрей Анатольевич Четвериков

Кафедра общей психологии факультета психологии Санкт-Петербургского Государственного Университета, Санкт-Петербург, Россия
Российский журнал когнитивной науки, Journal Year: 2014, Volume and Issue: №3, P. 18 - 30

Published: Sept. 22, 2014

В статье рассматривается феномен «чувства на-кончике-языка» (tip-of-the-tongue state, ТОТ), возникающего, когда человек не может назвать некоторое слово, однако чувствует, что вот-вот его вспомнит: слово словно крутится на кончике языка. Изучение данного феномена началось с исследования Роджера Брауна и Дэвида МакНейлла (1966), в котором впервые была показана взаимосвязь ТОТ и объективных маркеров наличия доступа к забытому слову, таких как способность назвать слова, схожие с ним по смыслу или по звучанию. Последующие исследования подтвердили результаты Брауна и МакНейлла и позволили уточнить, какие именно аспекты забытого слова доступны испытуемым. Целью нашего исследования была репликация результатов о взаимосвязи феномена «чувства на-кончике-языка» и объективных маркеров …

Loading...

18-30

Inga I. Poletaeva,

Inga I. Poletaeva

Faculty of Biology, Lomonosov Moscow State University, Moscow, Russia
Zoya A. Zorina

Zoya A. Zorina

Faculty of Biology, Lomonosov Moscow State University, Moscow, Russia
Российский журнал когнитивной науки, Journal Year: 2014, Volume and Issue: №3, P. 31 - 55

Published: Sept. 26, 2014

One of the urgent problems in cognitive studies and in neurobiology as a whole is to delineate the impact of genetic factors in the variability of animal cognitive abilities. The concept of animal cognition is frequently used in a broad sense to include all phenomena with behavioral manifestations of neural plasticity. The variable phenomena related to animal cognition could be subdivided into two main categories, although only the first of them will be analyzed in this paper. The first category is represented by “basal” cognitive abilities, which embrace spatial cognitive behavior and elementary reasoning (simple logic task solutions). The second …

Loading...

31-55

Мария Васильева

Мария Васильева

кафедра теоретической и прикладной лингвистики, филологический факультет, Московский государственный университет им. М.В. Ломоносова, Москва, Россия
Российский журнал когнитивной науки, Journal Year: 2014, Volume and Issue: №4, P. 31 - 57

Published: Jan. 1, 2014

Репрезентация морфологии в ментальном лексиконе является одной из актуальных проблем современной психолингвистики. В данной работе делается попытка дать максимально исчерпывающий обзор моделей ментального лексикона, в которых отражена морфемная структура слова, а также поведенческих методик, направленных на проверку данных моделей. Поскольку на данный момент ни одна из моделей не является общепризнанной, мы приводим некоторые основные эффекты, связанные с морфологией, которые были получены в экспериментальных исследованиях и объяснение которых должно быть заложено в идеальную модель.

Loading...

31-57

Ivan Ivanchei

Ivan Ivanchei

Department of Psychology, Saint Petersburg State University, Saint Petersburg, Russia
Российский журнал когнитивной науки, Journal Year: 2014, Volume and Issue: №4, P. 4 - 30

Published: Jan. 1, 2014

Almost 50 years ago, Reber described implicit learning as the unintentional and unconscious processing of regularities in the environment. Since then, psychologists have actively investigated this phenomenon. However, there is currently no unambiguous description of the mechanisms of implicit learning. Moreover, the descriptions of implicit learning properties vary depending on the approach to the phenomenon. The main theoretical accounts developed in the last decades are presented in this work. Four types of theories are identified, which differ in how they answer two main questions: 1) How explicit is the knowledge acquired during implicit learning?; and 2) How automatically is it …

Loading...

4-30

Sergei Yu. Korovkin,

Sergei Yu. Korovkin

P.G. Demidov Yaroslavl State University, Yaroslavl, Russia
Ilya Yu. Vladimirov,

Ilya Yu. Vladimirov

P.G. Demidov Yaroslavl State University, Yaroslavl, Russia
Anna D. Savinova

Anna D. Savinova

P.G. Demidov Yaroslavl State University, Yaroslavl, Russia
Российский журнал когнитивной науки, Journal Year: 2014, Volume and Issue: №4, P. 67 - 81

Published: Jan. 1, 2014

This paper describes the possible methodological techniques of evaluation of the problem solving process as the main task by a secondary probe task. We propose a method of estimation of the microdynamics of thought processes via changes in the dynamics of working memory load in problem solving by a probe monitor. The results of assessment of the dynamics of working memory load in insight and algorithmized problem solving via a two-alternative choice task are shown. There are significant differences between the dynamics of working memory load in insight and algorithmized problem solving in the last stages, which confirm the hypothesis …

Loading...

67-81