Загрузка...

Эта статья опубликована под лицензией Creative Commons и не автором статьи. Поэтому если вы найдете какие-либо неточности, вы можете исправить их, обновив статью.

Загрузка...
Загрузка...

Формирование правосознания студентов непрофильных вузов Creative Commons

Link for citation this article

Попадейкин Владислав Витальевич,

Ойцев Александр Алексеевич,

Филиппов Валерий Викторович,

Нарциссова Стэлла Юрьевна

Lex russica (Русский закон), Год журнала: 2014, Номер №8, С. 986 - 993

Опубликована Авг. 1, 2014

Последнее обновление статьи Июнь 10, 2024

Эта статья опубликована под лицензией

License
Link for citation this article Похожие статьи

Аннотация

Статья отражает вопросы правоприменения в условиях реформирования образовательной системы в российских вузах. Ввиду отсутствия в образовательных программах вузов для студентов непрофильных специальностей юридических дисциплин, ограничения получаемых студентами правовых знаний, мы живем с множеством проблем, которые невозможно не только решить, но и сформулировать необразованному в правовом отношении человеку. Предложения данной статьи касаются реформирования образовательной системы в российских вузах. Будущего правоведа, а также любого другого выпускника вуза надо не только учить работать в поисковых прикладных программах, его необходимо формировать как личность, которая способна переживать нравственные и правовые ценности. Авторы статьи юристы, политологи и работники образовательной сферы. В течение ряда лет, наблюдая за развитием права и проводя мониторинг образовательных программам вузов, пришли к выводу о необходимости введения таких дисциплин, как «Конституционное право», «Трудовое право», «Основы гражданского и уголовного законодательства» для студентов непрофильных специальностей, а также введения курса «Правосознание» для студентов любой специализации, в первую очередь для будущих правозащитников. Несмотря на то, что даже государственные вузы на сегодняшний день могут вводить дисциплины по выбору, в учебных планах будущих юристов до сих пор отсутствует предмет «Правосознание», а студенты непрофильных специальностей, как показывает практика, не только не знают Основного закона государства, но имеют весьма отдаленное представление о праве.

Ключевые слова

Трудовое право, конституционное право, законодательство, нравственность, правовые основы, правосознание, студент, аргументация, реформирование высшего образования, введение правовых дисциплин

Предлагая данной статьей расширить влияние правовых дисциплин, выйдя за рамки краткого курса «Правоведение» для студентов вузов, не получающих юридических знаний, пытаемся обратить внимание общественности на ряд важных проблем. Мы считаем целесообразным введение «Конституционного права», «Трудового права», «Основ гражданского и уголовного законодательства» на всех специальностях, а также пока отсутствующего для будущих юристов предмета, который можно назвать «Правосознание».


Аргументы «за» формирование правосознания


«Правосознание» как вузовская дисциплина, которую надо вводить на всех специальностях, начиная с юриспруденции, на наш взгляд, направлена на формирование сознательного отношения к праву и морали, лежащей в его основе, т.е. по сути, данный предмет должен выполнять воспитательную функцию. Человек, обладающий правосознанием, заботится не о том, кого и какой суммой необходимо подкупить «на этот раз», не о том, кого и как обмануть, чтобы выйти из под гнета недействующего «закона», а о мере своей ответственности, о мере моральной составляющей поступка и правозаконности собственного поведения, — в этом мы убеждены. Мы предполагаем, что студент способен задуматься о ряде понятий, которые сейчас в сознании молодого поколения укрепились как смешные, бесполезные или фантастические, такие как совесть, мораль, законность.


Нравственность и правосознание, правовое общество и социальные гарантии, честь и достоинство — взаимообусловленные категории. Правосознание воздействует на область правовых отношений: любой запрет или требование без наличия соответствующей моральной составляющей лишается своего смысла, сводится лишь к формализму, не способному оправдать своей необходимости и найти поддержку в необходимости ему следовать. Различные хозяйственные, организационно-технические операции или действия сами по себе лишены какого-либо нравственного содержания, но несоблюдение этих норм является аморальным, дезорганизует деятельность любой сферы и тем самым наносит ущерб людям и свидетельствует о несформированности правосознания.


В процессе своей деятельности каждый человек, так или иначе, затрагивает интересы окружающих, которые отвечают им оценками и поступками, поэтому люди с необходимостью должны вступать в нравственные отношения. Обладающий сформированным правосознанием понимает, что нарушение всякой правовой нормы влечет за собой не только юридическую ответственность, оно — безнравственный поступок, поведение людей в конкретных правовых отношениях в случае отсутствия регулирующей юридической нормы или ее несоответствия жизненным ситуациям определяет именно правосознание. Ис- покон веков проблема укрепления законности в государстве рассматривается как важнейшая задача общества, а формирование правовой системы государства невозможно без повышения уровня правосознания.


Только руководствуясь представлениями о нравственном и безнравственном, человек может поступать по совести. Сформированное правосознание не позволит человеку обмануть, украсть, нагрубить, лицемерить, поскольку оно базируется на нравственных нормах чуткого отношения к людям, осознании долга и справедливости. Дать оценку поступку, мотивам, образу жизни человека сточки зрения соответствия моральным образцам может только развитое нравственное и правовое сознание. Юрист, а тем более специалист другой сферы, не обладающий правосознанием, не будет задумываться о моральной обоснованности гражданских или уголовно-процессуальных норм, он не нуждается и в собственной нравственной безупречности, живя в безнравственном обществе, в обществе, где превозносятся лишь законы рынка.


Мы полагаем, что в обучающие программы должны быть включены материалы, побуждающие задуматься над тем, что значит жить в соответствии с моральными принципами гуманизма, сострадательной позиции и бескорыстной помощи.


Юрист призван охранять закон, и полноценно осуществлять свою деятельность он может, лишь осознавая, что любой закон и все правовые отношения подлежат нравственной оценке, однако не все отношения, регулируемые нормами морали, закреплены в праве. Нравственность и право взаимодействуют: ряд нравственных норм превращаются в правовые, оформляются юридически, наполняясь этическим содержанием, а нормы, ранее содержащиеся лишь в законах, могут перейти в разряд стандартов поведения, и их соблюдение будет обеспечиваться лишь воздействием общественного мнения. Люди стремятся соблюдать нормы права не только в силу санкций за их нарушение, но и в силу убежденности в их разумности и целесообразности, усматривая в них выражение своих интересов. У права и морали есть общая цель — формирование отношений между людьми на базе общечеловеческих нравственных ценностей. Правовые решения, основанные только на формальном применении закона и принятые в отрыве от нравственных норм, от морально-психологического климата в обществе, не могут быть верными и справедливыми.


Как бы ни был закон детализирован, он всегда оставляет простор для требований морали, поэтому основным аргументом «за» введение дисциплины «Правосознание» является, на наш взгляд, как предполагаемый результат, сформированность таких понятий, как: долг, ответственность, моральный выбор, законность принятого решения, совесть и ряда других, которые помогут решить прежде всего проблему нравственного кризиса в обществе, что обязательно отразится на состоянии законности в государстве, на решении проблем, возникающих как в целом в общественной жизни, так и при осуществлении правосудия и правоохранительной деятельности.


Аргументы «за» расширение влияния правовых дисциплин


Среди аргументов «за» расширение влияния правовых дисциплин: частое нарушение прав человека на труд и справедливую его оплату, огромное число исков по данным архивов прокуратур, проблемы выплаты пенсий и сбора налогов как результат сложившегося положения, в ряде случаев формальное применение закона и его отрыв от нравственных норм. Остановимся на тех проблемах, которые, на наш взгляд, особенно важны при введении в учебные планы непрофильных специальностей вузов дисциплин ««Конституционное право», «Трудовое право» и «Основы гражданского и уголовного законодательства».


Реализация Конституции РФ, признающей высшей ценностью права и свободы человека, наталкивается на отсутствие профессиональной грамотности — знаний и понимания конституционного законодательства выпускниками вузов неюридической специализации. Дисциплина «Конституционное право» на сегодняшний день введена только в программы обучения будущих правоведов, в то время как существует потребность овладения знанием положений Конституции РФ всеми людьми, претендующими на звание образованных граждан правового государства.


На занятиях в вузах студенты могут приобрести такие, как сейчас принято говорить, компетенции, как направленность на соблюдение индивидуальных и коллективных прав и их защиту, осознавая высказанную педагогом фразу о том, что личность в демократическом правовом государстве должна защищаться, а право должно перестать быть только декларируемым. Студенту необходимо объяснить, что Конституция любого государства, в том числе и Конституция РФ, составлялась не для того, чтобы на нее смотрели как на памятник архитектуры, а для того, чтобы к ней обращались как к работающему закону, способному реализовать возложенную на него конституционную обязанность уважать и защищать человека, и именно для этой цели был создан Конституционный Суд РФ.


На практических занятиях по «Конституционному праву» в виде деловой игры студенту могут быть даны задания создать во имя защиты своих интересов общественное объединение и профессиональный союз или предпринять иные действия для защиты своих прав. Используя практикумы и кейс-ситуации, разработанные преподавателями по данной дисциплине, можно предложить студентам составить групповое обращение по поводу нарушенных прав в государственные органы или органы местного самоуправления, в судебные или межгосударственные органы, используя при этом сеть «Интернет» для поиска реальных людей, занимающих соответствующие должности и компетентных в принятии необходимых решений. Планируя проведение таких практических занятий, предварительно на лекции студентов важно ознакомить и пояснить сущность ряда статей Конституции РФ, которые подчеркивают данные права, с такими как: ч. 1 ст. 30, ст. 33, ч. 2 ст. 45, ч. 1 ст. 46, ч. 3 ст. 46. Подводя итог проведенного занятия, необходимо обращать внимание обучающихся на корректность и правильность в составлении и оформлении заявления, иска, ходатайства, письма и другой документации, а также укреплять уверенность в необходимости данных действий, создавая оптимистичный настрой на перспективу.


На занятиях могут моделироваться ситуации, в которых студент попеременно выступает в различных ипостасях, в качестве различных субъектов правоотношений: истца, ответчика, свидетеля, потерпевшего, адвоката и проч., причем занятие необходимо организовать так, чтобы допускать максимальную инициативу самого учащегося.


Студента важно познакомить с общими положениями нормативно-правовой базы, участником которой является Российская Федерация (с международными договорами, такими как: Международный пакт о гражданских и политических правах от 16.12.1966[1], Международный пакт о социальных, экономических и культурных правах от 16.12.1966[2], Устав Совета Европы от 05.05.1949[3] [4], Конвенция о защите прав человека и основных свобод от 04.11.1950" и др.), а также отметить, что роль принятия Конституции РФ, при которой проблема значимости, места и влияния общепризнанных принципов и норм международного права была решена кардинально новым образом — они объявлены составной частью нашей правовой системы, а нормы международных договоров РФ, в случае их расхождения с нормами внутригосударственных законов, имеют даже приоритетное применение (ч. 4 ст. 15 Конституции РФ), что делает задачу приведения внутригосударственных правовых в соответствие с международными актами особенно актуальной.


На занятиях «Основы гражданского и уголовного законодательства» особое внимание следует обратить, на наш взгляд, на серьезную проблему злоупотреблений правом, обход правовых запретов и раскрыть те положения гражданского и уголовного законодательства, которые имеют отношение к решению спорных вопросов, особенно вопросов, неоднозначно толкуемых с позиций нравственности.


Студенту необходимо знать о том, что отдельные нормы гражданского и уголовного права содержат понятия, раскрываемые через нравственные критерии. Нормы нравственности в гражданском процессе играют роль основного фактора, на базе которого разрешаются многие вопросы, а в уголовном судопроизводстве они решают целый ряд проблем: является ли действие преступным, какие обстоятельства могут быть отнесены к отягчающим или смягчающим ответственность, по какой части статьи квалифицировать конкретное деяние.


На конкретных примерах преподавателей, одновременно работающих в судах или практических занятиях с посещением судебных заседаний, обучение должно способствовать пониманию студентами роли правосудия, его существующих недостатках и способах их преодоления. Студент, на наш взгляд, способен разобраться, в чем состоит причина тех или иных сделок в обход закона и «правовых» требований в злоупотребительных исках — в несовершенном законодательстве или в отсутствии нравственно-правовой составляющей сознания конкретного человека.


Формируя картину реальной действительности, а не иллюзорно существующего в кодексе права, студенту можно сообщить о ряде исследований и социологических данных, например о том, что сделки в обход закона, после злоупотреблений правом собственности с «опорой» на ст. 209 ГК РФ, являются самой распространенной формой злоупотреблений правами. Так, договор дарения имущества, прикрытый притворной сделкой, является одним из многочисленных случаев злоупотреблений правами[5]:



  • под договоры купли-продажи с явно заниженной ценой на продаваемое имущество маскируется сокрытие имущества от законных требований кредиторов или продажа доли акций в уставном капитале организации;

  • под соглашением об уступке прав за определенный процент либо об «обмене» прав без указания стоимости незаконно отчуждаются имущественные права;

  • под безвозмездной ссудой или арендой за символическую плату фактически бесплатно используется чужое, чаще государственное имущество;

  • с помощью мировых соглашений обходились споры о признании права собственности на объекты недвижимости, подлежащие регистрации;

  • в ряде случаев обходятся запреты на изменения твердой сметы по муниципальным контрактам;

  • «оформляется» передача имущества, образующая крупную сделку в обществе и т.д.


Сделками в обход закона могут являться и брачные контракты[6] (в п. 1 ст. 256 ГК РФ определено, что имущество, нажитое супругами во время брака, является их совместной собственностью). Искусственный правовой режим создается с помощью оформления брачного контракта, обычно заключаемого в преддверии претензий кредиторов по обязательствам одного из супругов. Мнимость по ст. 170 ГК РФ в данном случае будет конкурировать со ст. 10 ГК РФ, которую нужно применять в совокупности со ст. 168 ГК РФ. Злоупотребление правом может встречаться не только в договорах, но и в односторонних сделках.


Пояснению в рамках изучаемой дисциплины подлежат различия в рассмотрении понятия «срок давности» в уголовном и гражданском судопроизводстве: в уголовном судопроизводстве по истечении срока давности преследование за общественно опасные деяния прекращается, сроки давности не применяются в ряде случаев; в гражданском судопроизводстве требование о защите нарушенного права принимается судом независимо от истечения срока исковой давности и применяется судом только по заявлению стороны в споре (причем пропущенный срок исковой давности может быть восстановлен судом, если он найдет причины пропуска уважительными). В ГК РФ не приводится исчерпывающего перечня причин, которые могут быть признаны уважительными (указываются лишь некоторые — неграмотность истца, тяжелая болезнь, беспомощное состояние), разрешение этого вопроса остается за судьей, который должен руководствоваться своим правосознанием, а также принципами морали.


Преподаватель-правовед должен помочь студентам самостоятельно отыскать ответ на вопросы:



  • Почему механизм гражданско-правовой ответственности используется в целях получения неоправданного дохода?

  • Как институт недействительности сделок[7] используется в качестве злоупотребительного средства избегания ответственности?

  • Почему убытки и неустойки нередко образуют «правовые» требования в злоупотребительных исках? Как субъекты злоупотреблений в мерах ответственности отыскивают и используют «слабые» стороны?

  • Каким образом удержание имущества используется как средство для шантажа несговорчивого партнера?


Студент должен знать о механизме функционирования института необоснованного обогащения и понимать, что может оказаться жертвой корысти.


Например, когда речь идет об убытках, возможно конструирование искусственных ситуаций, создающих возможность для заявления требования о взыскании упущенной выгоды; в неустойках могут использоваться льготы истца, позволяющие ему не доказывать причинение убытков при заявлении требования о взыскании неустойки; если речь идет о выплате процентов (ст. 395 ГК РФ), то может эксплуатироваться право начислять проценты на любой денежный долг, в том числе по неосновательному обогащению и т.д.


Не претендующий на получение специальности юриста студент не должен лишаться возможности знать о существовании злоупотреблений правами, о многих проблемах, с которыми он может столкнуться в жизни.


Государство уже сегодня начинает сталкиваться с рядом социальных проблем, законы зачастую не работают, довлеющий в умах работодателей принцип «рынок решит все» выражается в том, что государственные органы сегодня практически потеряли контроль над большой частью работающих, которые оказались во власти негосударственных структур, нарушающих права человека.


В числе мер предотвращения угроз национальной безопасности Указом Президента РФ от 12.05.2009 № 537 «О Стратегии национальной безопасности РФ до 2020 г.»[8] названо формирование действенных механизмов обеспечения реализации гражданами РФ права на труд.


Сложившееся за последние 10 лет положение свидетельствует о том, что уровень защиты трудовых прав работников, гарантированный Конституцией РФ, остается низким. Возможность защиты трудовых прав во многом зависит оттого, как реализуется право на эффективное средство правовой защиты, а также от осведомленности выпускника вуза — будущего работника о возможных способах защиты.


На занятиях преподаватели-правоведы особенно студентам по профилю своей специальности, далеким от юриспруденции, могут сообщать о последних поправках в законах и современных научных достижениях правовой мысли, таких как, например, предложение И.И. Головко о целях совершенствования правовой основы деятельности органов прокуратуры по защите трудовых прав с соответствующими комментариями (И.И. Головко предложены изменения и дополнения в действующие организационно-распорядительные акты Генерального прокурора РФ (в приказ от 12.10.2007 № 167 «Об организации взаимодействия территориальных и транспортных прокуроров при реализации полномочий в гражданском и арбитражном процессе»[9] и приказ от 26.04.2012 № 181 «Об обеспечении участия прокуроров в гражданском процессе»[10]) по разграничению полномочий территориальных и специализированных прокуратур и уточнению обязанностей соответствующих прокуроров, а также определению порядка взаимодействия прокурорских работников прокуратуры города, района) и о других разработках.


В курсе изучения «Трудового права» мы рекомендуем познакомить студента с рядом важных положений, касающихся условий труда и трудовых соглашений, такими как осуществление государственного контроля за соблюдением трудового законодательства наряду с самозащитой, с внесенными в ТК РФ изменениями, вступившими в силу в 2013 г., с рядом положений:



  • государственный надзор за применением норм трудового права осуществляют Генеральный прокурор РФ и подчиненные ему прокуроры, таким образом, органы прокуратуры могут не только выявлять нарушения трудового законодательства, но и принимать меры по их устранению;

  • должностные лица государственной инспекции труда могут принимать меры по устранению нарушений трудового законодательства, в частности, государственный инспектор труда может предъявлять работодателю и его представителю обязательные для исполнения предписания о восстановлении трудовых прав работников;

  • несоблюдение трудового законодательства может явиться предметом внутриведомственного контроля и осуществляться в подведомственных организациях;

  • индивидуальный трудовой спор подлежит рассмотрению комиссиями по трудовым спорам и судами общей юрисдикции. В основе индивидуального трудового спора может быть разногласие, возникающее в ходе изменения условий трудового договора; заключения и прекращения трудового договора; невыполнения условий трудового договора и др.


Работник находится в подчиненном положении, он не всегда готов инициировать конфликт, опасается потерять работу, поэтому длительное время мирится с нарушением его трудовых прав. Игнорирование работодателем прав работника на здоровые и безопасные условия труда, на получение достойного вознаграждения не случайно — он всегда заинтересован в получении максимальной прибыли.


Молодое поколение выпускников вузов должно осознавать, что возможность защиты трудовых прав во многом зависит от осведомленности будущего работника о возможных способах защиты прав и о формах государственного контроля за соблюдением норм трудового права. Статистические данные[11] о нарушениях в сфере труда свидетельствуют о необходимости решения вопроса о введении дисциплины «Трудовое право» для студентов всех специальностей.


Используя достаточную свободу в выборе дисциплин на усмотрение вузов, заручившись поддержкой преподавательского состава, специалистов права и педагогов- психологов, на практических и семинарских занятиях уже сегодня можно моделировать способы защиты трудовых и иных прав (такие как пресечение действий, нарушающих право или создающих угрозу нарушения трудового права; признание оспариваемого права; восстановление нарушенного права — восстановление на работе; признание незаконным приказа работодателя; признание недействительными условий трудового договора и норм локальных правовых актов; признание отношений трудовыми; признание недействующими нормативных правовых актов; признание незаконными решений и бездействия должностных лиц, присуждение к компенсации морального вреда и исполнению обязанностей и т.п.).


Выводы


Гражданские и уголовно-процессуальные нормы могут быть обоснованы лишь с моральных позиций, стремящихся к нравственной безупречности людей, имеющих правосознание, и желающих решать проблему создания правового государства с работающими законами. Высшей школой сегодня недооцениваются такие необходимые дисциплины, как «Трудовое право», «Конституционное право», «Основы гражданского и уголовного законодательства» в программах специали- стов-неправоведов. В учебных планах вузов даже на юридических специальностях отсутствует такая дисциплина, как «Правосознание», между тем, ее введение, на наш взгляд, является необходимым элементом формирования не только будущего юриста, но и любого выпускника высшей школы как гражданина правового государства.


В рамках обучающих программ студент, на наш взгляд, способен осознать, что любой закон и все правовые отношения подлежат нравственной оценке, однако не все отношения, регулируемые нормами морали, закреплены в праве, лишь нравственность закона и моральные принципы лиц, применяющих созданные законы, способны породить действительно эффективную правовую политику. Отсутствие формирующих правосознание обучающих программ и, как следствие, безнравственное содержание деятельности и различных хозяйственных и организационно-технических решений, наносит ущерб отдельным людям и государству.


Решать задачу формирования правосознания можно, опираясь на лучшие традиции русской либеральной правовой мысли[12], следуя схеме: государство — мораль — справедливость — общество — субъект и находя поддержку у читателей данной статьи, идеям нового или забытого старого подхода к концепции преподавания правовых дисциплин в высшей школе[13]. Правовой опыт, накопленный в ходе реформ в России, охватывающий более столетия русской истории, может быть учтен при определении вектора развития образования новой России с элементами правосознания и правовых дисциплин.


Политологам, работникам образовательной сферы, юристам и управленцам важно объединить усилия в решении вопроса укрепления законности в государстве и задуматься о воспитании молодежи, создающей для старшего поколения те условия жизни, которых оно достойно.


Библиография:



  1. Баранов П.П., Русских В.В. Актуальные проблемы теории правосознания, правовой культуры и правового воспитания. — Ростов н/Д., 1999.

  2. Брагинский М.И., Витрянский В.В. Договорное право: Общие положения. — М., 1997.

  3. Балицкий А. Философия права русского либерализма. — М., 2012.

  4. Воронцов Д.Ф. Государственная политика: понятие, виды, соответствие праву и справедливости как элемент решения проблем современной экономики // Актуальные проблемы российского права. — 2011. — № 3.

  5. Головко И.И. Проблемы исполнения решений суда по делам о защите трудовых прав и свобод работников // Современное право. — 2012. — № 11.

  6. Гуляихин В.Н. Структурно-функциональные особенности различных состояний правосознания человека // NB: Вопросы права и политики. — 2012. — № 2. DOI: 10.7256/2305- 9699.2012.2.153. URL: <http://www.e-notabene.ru/lr/article_153.html>.

  7. Керимов Д.А. Методология права (предмет, функции, проблемы философии права). — М., 2000.

  8. Малеин Н.С. О справедливости, праве, ответственности. Веб.: Теория права: новые идеи.— Выл. 2, —М„ 1992.

  9. Михайлов С.В. Категория интереса в российском гражданском праве. — М., 2002.

  10. Муранов А.И. К вопросу об обходе закона // Московский журнал международного права. — 1997, —№3.

  11. Мурашко М.С. Притворные сделки в судебной практике//Российская юстиция. —2006. — №3.

  12. Нарциссова С.Ю. Аргументация как фактор смыслообразования в обучении // NB: Психология и психотехника. — 2012. — № 1. DOI: 10.7256/2306-0425.2012.1.126. URL: <http:// www.e-notabene.ru/psp/article_126.html>.

  13. Нарциссова С.Ю. Аргументация, дискурс и индивидуализация образования // Психология и психотехника. — 2011. — № 9.

  14. Петражицкий Л.И. Введение в изучение права и нравственности. Основы эмоциональной психологии. — СПб., 1907.

  15. ПетручакЛ.А. Правовая социализация студентов юридических вузов //Право и политика.— 2011, —№9.

  16. Рябов А.Л. К вопросу о притворности сделок // Законодательство. — 2008. — № 9.


[1]    Бюллетень Верховного Суда РФ. 1994. № 12.


[2]     Там же.


[3]     СЗ РФ. 1997. № 12. Ст. 1390.


[4]     СЗ РФ. 2001. № 2. Ст. 163.


[5]     См.: Мурашко М.С. Притворные сделки в судебной практике // Российская юстиция. 2006. № 3. С. 8; Рябов А.Л. К вопросу о притворности сделок // Законодательство. 2008. № 9; Кузнецова О. А. Мнимые и притворные сделки в гражданском праве // Законодательство. 2006. № 6; Кушнарева Е.А.Притворные сделки с предприятиями // Законодательство. 2005. № 8.


[6]     См.: Максимович Л.Б. Злоупотребление правом и семейные отношения // Закон. 2005. № 10. С. 37.


[7]     См.: Брагинский М.И., Витрянский В.В. Договорное право: Общие положения. М., 1997. С. 650.


[8]     СЗ РФ. 2009. № 20.2444.


[9]     СПС « КонсультантПлюс».


[10]    Законность. 2012. № 6.


[11]    В сфере труда в 2011 г. выявлены около 800 тыс. нарушений, в суды направлены 476,7 тыс. заявлений на сумму 7 млрд руб., в 2012 г. — 769 тыс. нарушений, 443 тыс. заявлений на сумму 7,69 млрд руб. См. сайт Генеральной прокуратуры РФ: URL: <http://genproc. gov.ru/news/news-74970> (дата обращения: 05.05.2012, 02.02.2013).


Судами России в 2009 г. удовлетворены 13,7 тыс. заявлений о восстановлении на работе, в 2010 г. — 12,1 тыс., в 2011 — 9,9 тыс., в 2012 г. — рассмотрены 8,8 тыс., удовлетворены 4,4 тыс. заявлений. См. сайт Судебного департамента при Верховном Суде РФ: URL: <http://www. cdep.ru/index.php?id=2/> (дата обращения: 05.05.2012).


[12]    См.: Балицкий А. Указ. соч.


[13]    См.: Петражицкий Л.И. Введение в изучение права и нравственности. Основы эмоциональной психологии. СПб., 1907.