Loading...

This article is published under a Creative Commons license and not by the author of the article. So if you find any inaccuracies, you can correct them by updating the article.

Loading...
Loading...

Актуальные проблемы трудоустройства инвалидов Creative Commons

Link for citation this article

Александра Анатольевна Шабунова,

Лейла Натиговна Фахрадова

Экономические и социальные перемены: факты, тенденции, прогноз, Journal Year: 2016, Volume and Issue: №6, P. 126 - 142

Published: Dec. 1, 2016

Latest article update: Nov. 15, 2022

This article is published under the license

License
Link for citation this article Related Articles

Abstract

Трудоустройство инвалидов является ведущим инструментом создания общества равных возможностей. В России основными препятствиями для трудоустройства людей с ограниченными возможностями здоровья выступают несовершенство мероприятий, направленных на повышение конкурентоспособности этой группы на рынке труда, предусмотренных законодательством, низкий престиж рабочих мест, на которые могут претендовать инвалиды, незаинтересованность работодателей в приёме их на работу. Цель данного исследования — определение препятствий, с которыми сталкиваются люди с ограниченными возможностями здоровья на рынке труда, а также обоснование экономической целесообразности инвестирования государственных средств в мероприятия по содействию их трудоустройству. Информационную базу составили работы российских и зарубежных авторов, данные государственной статистики, результаты социологических опросов населения и инвалидов, проведённых на территории Вологодской области в 2013—2015 гг. В статье рассматривается результативность квотирования рабочих мест для инвалидов, в частности установлено, что численность трудоустроенных по таким квотам в период с 2008 по 2014 г. снизилась. На основе данных отечественных исследований выделены причины недостаточной эффективности указанного инструмента социальной политики. Одной из проблем в сфере содействия трудоустройству инвалидов является обеспечение их профессиональной подготовки и переподготовки. Согласно данным официальной статистики, среди работающих инвалидов, проживающих в городе, только 38% трудоустроены по специальности. В то же время, как видно из результатов исследований российских авторов, подготовка специалиста (даже с учётом имеющихся у последнего ограничений здоровья) окупается в течение 4 лет. На примере Вологодской области нами показано, что объём годовых налоговых поступлений при трудоустройстве инвалидов на рабочие места с заработной платой близкой по величине к средней по региону может достигать 33 млн. рублей. Приведена также оценка примерной стоимости в регионе оборудования рабочего места для инвалида. В заключительной части статьи предложен перечень ключевых направлений действий в сфере повышения конкурентоспособности инвалидов на рынке труда.

Keywords

Социальная политика, квотирование рабочих мест, трудоустройство инвалидов

В связи с ратификацией Россией Конвенции ООН о правах инвалидов усилилось внимание государства к проблемам трудоустройства данной категории населения. Трудовая деятельность является одним из ведущих условий приобретения человеком экономической самостоятельности, обеспечивающей уверенность в завтрашнем дне. В то же время инвалиды не всегда имеют возможность трудиться. Это вызвано как спецификой их физических потребностей, так и несовершенством государственной политики. Разнообразные проблемы, возникающие в связи с трудоустройством инвалидов, служат предметом исследований российских и зарубежных авторов.


Среди подобных зарубежных исследований можно выделить три тематических направления. Первое — изучение законодательства, определяющего права инвалидов. К примеру, развитие социальной политики Великобритании в отношении людей с ограниченными возможностями здоровья рассматривается в статье М. Floyd и J. Curtis [12]. Социальная политика, проводимая в Евросоюзе, является объектом исследования W. van Oorschot, В. Hvinden [15]. Развитие шведского законодательства, защищающего права группы, исследуется в работе R. Lindqvist [14]. Второе направление представлено трудами об уровне жизни инвалидов, их социальном участии и экономической активности. Примером может служить работа американских авторов R. Наѵешап, К. Holden, В. Wolfe, Р. Smith, К. Wilson [13], охватывающая период с 1982 по 1991 г. К третьему направлению относятся исследования эффективности мероприятий по содействию трудоустройству инвалидов. Такого рода практики как часть социальной политики рассматриваются М.А. Verdugo, A. Jimenez, F.B.J. de Urries [16]. Некоторые проблемы консультирования инвалидов в процессе содействия их трудоустройству освещаются в работе G.A.M. Backenroth [11]. Ed. Westerhout проведен анализ рынка труда и эффективности воздействия на него различных видов политики в отношении инвалидов [17].


Внимание российских исследователей сосредоточено в основном на определении эффективности государственных мер по трудоустройству инвалидов, на оценке экономического ущерба вследствие инвалидности, выявлении потребности инвалидов в трудоустройстве. Перечисленные аспекты затронуты и в настоящей работе.


Российские авторы выделяют следующие препятствия для трудоустройства инвалидов [10, с. 6-7]:



  • средовые барьеры (неподходящая инфраструктура населённых пунктов, неприспособленность транспорта, несоблюдение универсального дизайна помещений и путей передвижения);

  • низкий профессионально-квалификационный статус инвалидов;

  • несовершенство инструментов трудоустройства инвалидов;

  • отсутствие внешних (экономических) стимулов для трудоустройства: заработная плата инвалидов ниже, чем у других работников;

  • отсутствие внутренних (психологических) стимулов для трудоустройства;

  • дискриминация со стороны работодателей.


Отмечается также отрицательное влияние на трудоустройство инвалидов сложностей с получением образования, негативных социальных установок, стереотипов в отношении к инвалидам [5, с. 63].


В то же время способы преодоления указанных препятствий должны иметь юридическое основание, позволяющее органам государственной власти влиять на функционирование рынка труда в целях обеспечения трудоустройства инвалидов. Следовательно, рассмотрев уже имеющуюся законодательную базу, определяющую права и интересы инвалидов, работодателей и государственных органов в данной сфере, можно выявить актуальные проблемы, связанные с трудоустройством инвалидов.


Согласно п. 3 ст. 37 Конституции РФ, любому гражданину страны гарантировано право на труд «в условиях, отвечающих требованиям безопасности и гигиены, на вознаграждение за труд без какой бы то ни было дискриминации и не ниже установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда, а также право на защиту от безработицы»1 (Конституция Российской Федерации [Эл. рес.] // Правовая навигационная система «Кодексы и законы РФ». – URL: http://www.zakonrf.info/konstitucia/37/ (дата обращения: 28.06.2016).) . Вместе с тем люди с ограниченными возможностями здоровья являются одной из групп с высоким риском безработицы. По данным Всемирной организации здравоохранения, в 2013 году в мире показатели занятости среди мужчин-инвалидов (53%) и женщин-инвалидов (20%) были ниже, чем у мужчин (65%) и женщин без инвалидности (30%). В странах Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР) показатель занятости среди инвалидов (44%) составляет чуть больше половины от аналогичного показателя среди людей без инвалидности (75%).


В Российской Федерации, по данным за 2015 год, уровень безработицы среди инвалидов составил 12%. Среди лиц с ограниченными возможностями в возрасте 15—72 лет только 15% проявляли экономическую активность и лишь 12% работали (рис. 1). Но, как известно, инвалиды остаются одной из самых низкодоходных групп населения: по расчётам за 2015 год им принадлежало только 0,04% совокупного объёма доходов российского населения2 (10 фактов об инвалидности [Эл. рес.] // Всемирная организация здравоохранения. – URL: http://www. who.int/features/factfiles/disability/facts/ru/index4.html (дата обращения: 27.06.2016)).



Изменить ситуацию призваны меры, закреплённые в федеральном и региональном законодательстве, а также в нормативно-правовых актах муниципальных образований. Статьёй 20 Федерального закона «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» предусмотрен ряд мероприятий по обеспечению занятости инвалидов. В него входят:



  • установление в организациях независимо от организационно-правовых форм и форм собственности квоты3 (Квота – минимальное количество рабочих мест для трудоустройства инвалидов в процентах от среднесписочной численности работников организации, которое организация обязана создать или выделить, включая количество рабочих мест, на которых уже работают инвалиды.) для приема на работу инвалидов и минимального количества специальных рабочих мест для инвалидов;

  • резервирование рабочих мест по профессиям4 (О Перечне приоритетных профессий рабочих и служащих, овладение которыми дает инвалидам наибольшую возможность быть конкурентоспособными на региональных рынках труда : Постановление Минтруда РФ от 08.09.1993 г. № 150 // Официальный сайт компании «КонсультантПлюс». – URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_2447/#dst100012 (дата обращения: 28.06.2016).), наиболее подходящим для трудоустройства инвалидов;

  • стимулирование создания предприятиями, учреждениями, организациями дополнительных рабочих мест (в том числе специальных) для трудоустройства инвалидов;

  • создание инвалидам условии труда в соответствии с индивидуальными программами их реабилитации, абилитации (в ред. Федерального закона от 01.12.2014 № 419-ФЗ);

  • создание условий для предпринимательской деятельности инвалидов;

  • организация обучения инвалидов новым профессиям.



Квотирование рабочих мест для трудоустройства инвалидов, в соответствии с указанным федеральным законом, является обязательным для всех предприятий со среднесписочной численностью работников более 100 человек. Число квотируемых рабочих мест должно составлять 2—4% от общего количества рабочих мест на предприятии. Порядок квотирования, как установлено в части 2 статьи 20 данного закона, определяется органами государственной власти субъектов Российской Федерации.


В Вологодской области, согласно новой редакции областного закона «О квотировании рабочих мест для инвалидов» от 2013 г., работодателям, осуществляющим деятельность на территории региона, имеющим среднесписочную численность сотрудников более 30 человек, также устанавливается квота в размере 2% для приёма на работу инвалидов5 (О квоте для приема на работу инвалидов на территории Вологодской области : закон Вологодской области от 19.10.2004 № 3238-ОЗ (в ред. от 11.12.2013) // Официальный портал Правительства Вологодской области. – URL: https://view.officeapps.live.com/op/view. aspx?src=http://vologda-oblast.ru/upload/iblock/293/1065. docx (дата обращения: 27.06.2016).).


Квотирование как инструмент повышения конкурентоспособности инвалидов на рынке труда остаётся недостаточно эффективным. В России в период 2008— 2014 гг. наблюдается неблагоприятный тренд: численность инвалидов, трудоустроенных на квотируемые места, снизилась в 2,3 раза. При этом резкий спад показателя произошёл в 2009 г. по сравнению с 2008 г., что может быть связано со снижением предложения рабочей силы вследствие того, что значительная часть безработных инвалидов была трудоустроена в предшествующий период (рис. 2).


В то же время на снижение рассматриваемого показателя могли повлиять и иные причины. В их числе исследователи отмечают, например, несовершенство и противоречивость действующего законодательства.


Согласно данным исследования ОАО «Всероссийский центр уровня жизни» [3, с. 62], по состоянию на 2009 год во всех регионах Северо-Западного федерального округа (СЗФО) были приняты нормативно-правовые акты, устанавливающие квоту для приёма на работу инвалидов: в 5 из 10 субъектов она составила 3% от среднесписочной численности работников. В Вологодской области действовал минимальный размер квоты — 2%, в Калининградской области — максимальный — 4%. Помимо квотирования рабочих мест в регионах СЗФО предусмотрены такие меры содействия трудоустройству инвалидов, как профориентация и психологическая поддержка. Анализируя в целом систему регионального законодательства в сфере защиты права инвалидов на труд, исследователи выделяют ряд присущих ей недостатков [3]:



  • отсутствие в некоторых регионах собственных законов, устанавливающих квоту для приёма на работу инвалидов;

  • отсутствие в некоторых регионах единого порядка установления квоты и прописанного порядка предоставления специализированных рабочих мест (прописан только в законодательстве Мурманской и Архангельской области);

  • отсутствие порядка осуществления контроля и надзора за соблюдением законодательства в области регистрации инвалидов в качестве безработных;

  • непредусмотренность мер экономического стимулирования работодателей к созданию и сохранению специализированных рабочих мест для инвалидов.


Другой мерой, призванной повысить участие инвалидов в экономической жизни, является резервирование рабочих мест по профессиям, рекомендованным для трудоустройства инвалидов. Перечень профессий приводится в приказе Минтруда России от 04.08.2014 № 515 «Об утверждении методических рекомендаций по перечню рекомендуемых видов трудовой и профессиональной деятельности инвалидов с учётом нарушенных функций и ограничений их жизнедеятельности»6 (Об утверждении методических рекомендаций по перечню рекомендуемых видов трудовой и профессиональной деятельности инвалидов с учётом нарушенных функций и ограничений их жизнедеятельности : Приказ Минтруда РФ от 04.08.2014 № 515 // Официальный сайт компании «КонсультантПлюс» – URL: http://www. consultant.ru/document/cons_doc_LAW_166866/ (дата обращения: 28.06.2016).). Порядок резервирования рабочих мест для инвалидов определяется региональным законодательством. Например, в Пермском крае в 2015 году принято постановление «Об утверждении порядка формирования кадрового резерва инвалидов и резервирования рабочих мест по профессиям, наиболее подходящим для трудоустройства инвалидов»7 (Об утверждении порядка формирования кадрового резерва инвалидов и резервирования рабочих мест по профессиям, наиболее подходящим для трудоустройства инвалидов : постановление Правительства Пермского края от 28 января 2015 года № 35-п // Электронный фонд правовой и нормативно-технической документации. – URL: http://docs.cntd.ru/document/424031428 (дата обращения: 29.06.2016)). В Костромской области в том же году принято постановление «О порядке резервирования рабочих мест по профессиям, наиболее подходящим для трудоустройства инвалидов»8 (О порядке резервирования рабочих мест по профессиям, наиболее подходящим для трудоустройства инвалидов : постановление Администрации Костромской области от 22 декабря 2015 года № 465-а // Электронный фонд правовой и нормативно-технической документации. – URL: http://docs.cntd.ru/document/432836759 (дата обращения: 29.06.2016).). В Ставропольском крае порядок резервирования рабочих мест определяется приказом министерства труда и социальной защиты населения Ставропольского края от 16.10.2015 № 403 «Об утверждении Порядка проведения специальных мероприятий для предоставления инвалидам, проживающим на территории Ставропольского края, гарантий трудовой занятости»9 (Об утверждении Порядка проведения специальных мероприятий для предоставления инвалидам, проживающим на территории Ставропольского края, гарантий трудовой занятости : приказ министерства труда и социальной защиты населения Ставропольского края от 16.10.2015 № 403 // Официальный сайт компании «КонсультантПлюс». – URL: http://base.consultant.ru/ regbase/cgi/online.cgi?req=doc;base=RLAW077;n=92360; dst=100033/ (дата обращения: 28.06.2016).).



Необходимо отметить, что в настоящее время проблема профессиональной подготовки и переподготовки инвалидов приобретает высокую актуальность. Судя по данным за 2011 и 2014 годы, доля инвалидов, имеющих профессиональное образование, в общей численности работающих инвалидов составила 69%. Среди инвалидов с профессиональным образованием, проживающих в городской местности, по специальности работают 39%, среди сельских жителей — 36%. Вне зависимости от территории проживания среди работающих инвалидов, имеющих профессиональное образование, преобладают те, у кого работа не соответствует специальности. Аналогичная картина наблюдалась и в 2011 г. (рис. 3)


Несоответствие характера выполняемой работы полученной специальности может быть следствием дефицита рабочих мест по профессиям, рекомендованным для инвалидов. Устранить данную проблему способна система профессиональной переподготовки и повышения квалификации. Среди инвалидов, работавших не по специальности в 2011 году, к 2014 году специальную профессиональную подготовку (переподготовку, обучение) прошли 29%”. Незначительный охват услугами по переподготовке может быть обусловлен, с одной стороны, незаинтересованностью самих инвалидов, а с другой стороны, согласием работодателей принимать на работу соискателей, квалификация которых не соответствует требованиям рабочих мест. Здесь необходимо также отметить, что целесообразность профессиональной переподготовки выше для работников с минимальным стажем работы на данном месте, поскольку далее, выполняя повседневные обязанности, они накапливают специфический человеческий капитал, адаптируются к новым профессиональным требованиям и успешно справляются со своими обязанностями.


В то же время обеспечение инвалидам доступа к качественному профессиональному образованию служит ключевым условием для повышения конкурентоспособности группы на рынке труда. Трудоустройство не по специальности имеет негативные последствия как для самого человека, так и для государства. Индивидуальные издержки заключаются в потере времени и средств, затраченных на усвоение компетенций, которые в дальнейшем не могут быть источником человеческого капитала. Издержки государства включают затраты на обучение инвалидов и на специальную профессиональную подготовку (переподготовку, обучение) тех из них, кто не смог трудоустроиться по специальности. Согласование направлений профессиональной подготовки с интересами работодателей региона, создающих рабочие места для инвалидов, является наиболее приемлемым способом оптимизации затрат на обучение людей с ограниченными возможностями здоровья.


В контексте решения данной задачи необходимо обратить особое внимание на исследования окупаемости инвестиций в образование инвалидов. По расчётам специалистов Московского технического университета им. Н.Э. Баумана, семилетнее обучение в нём полностью окупается за 4 года за счет выплаты налогов после трудоустройства выпускника-инвалида (при заработной плате около 15 тыс. рублей в месяц). В течение последующих 3—4-х лет происходит погашение затрат государства на пенсию, полученную инвалидами во время учёбы.


Годовые инвестиции в образование инвалидов в Международном независимом эколого-политическом университете (МНЭПУ) окупаются ещё быстрее — практически за четыре месяца трудовой деятельности выпускников, а с учетом полученной ими за время обучения пенсии — менее чем за год [1, с. 17-22].


Рассматривая сложившуюся структуру занятости инвалидов, можно отметить, что наибольшая их доля трудится в таких сферах, как сельское и лесное хозяйство, охота (30%), обрабатывающие производства (12%), торговля и ремонт (12%). Характерно, что среди населения в целом наибольшая часть работников заняты в торговле — 16%, обрабатывающих производствах — 14,5%, сфере транспорта и связи — 9%, образования — 9%; в сельском и лесном хозяйстве — только 6% (табл. 1).


Данные государственной статистики не позволяют установить соотношение между территорией проживания инвалида и отраслью, в которой он занят. Однако можно предположить, что для жителей городской и сельской местности имеются существенные отличия в структуре занятости по отраслям. Однозначно определить факторы, которые обусловливают наличие большой доли работающих инвалидов, занятых в сельском и лесном хозяйстве, не представляется возможным. В то же время низкая привлекательность рабочих мест в этой сфере для работающего населения в целом создаёт ситуацию низкой конкуренции, что обеспечивает возможность трудоустройства инвалидов.


Вместе с тем небольшую занятость инвалидов в сфере финансов и госуправления можно объяснить недостатком количества и качества образовательных программ по данным направлениям, подходящих для инвалидов, низким уровнем подготовки специалистов, уже присутствующих на рынке труда, и, как следствие, их низкой конкурентоспособностью.


Что касается сферы гостиничного и ресторанного обслуживания, то в данном случае препятствием для трудоустройства инвалидов могут служить не только объективные факторы (сменный график работы), но и субъективные (несоответствие инвалидов стереотипам работодателей об «идеальном» работнике гостиницы или ресторана).


Если рассматривать предпочтения самих инвалидов, то, как показывают данные исследования проблем трудоустройства инвалидов в Воронеже, в сельской местности наибольшей востребованностью среди них пользуются профессии, связанные с пошивом и ремонтом одежды, обуви, а также с торговлей, общественным питанием, народным творчеством и ремеслами, а в городе — профессии, связанные с финансами и бизнесом, овладением компьютерными программами, бухгалтерским и складским учетом [6, с. 44].


В целом при организации мероприятий, направленных на содействие трудоустройству инвалидов, следует учитывать отраслевую специфику регионального и местного рынка труда, ориентироваться не только на минимизацию государственных затрат на профессиональную подготовку, но и на перспективы их окупаемости после успешного трудоустройства инвалидов. На наш взгляд, эффективным механизмом решения проблем трудоустройства инвалидов на местном уровне могут стать разработка и реализация муниципальных программ соответствующего содержания, а кроме того, ведение регистра и безработных инвалидов, и работодателей, создающих для них рабочие места (в том числе специализированные). В отдельных регионах уже принимаются подобные меры. Например, в Республике Дагестан с 2011 года практикуется ведение регистра незанятых инвалидов, родителей детей-инвалидов, трудоустроенных на специальные рабочие места [5, с. 65]. Приоритетным направлением работы по трудоустройству инвалидов должно оставаться формирование у работодателей и населения в целом представления об этой группе как о равных участниках процессов общественной жизни, в том числе трудовой деятельности.


Соответствие размера оплаты труда характеру и объёму выполняемой работы является главным критерием, по которому любой работник оценивает качество рабочего места. Анализируя уровень и источники поступления доходов в домохозяйства, состоящие только из инвалидов, можно увидеть, что трудовая деятельность не вносит значимого вклада в обеспечение их благосостояния. Судя по данным за 2014 год, средняя величина трудового дохода в таких домохозяйствах составляла 1377 рублей в расчёте на члена домохозяйства (или 6,7% от величины совокупного денежного дохода домохозяйств), что значительно ниже прожиточного минимума как для работающего населения, так и для пенсионеров (табл. 2).


Как следует из данных социологического исследования, проведённого в Санкт-Петербурге, для большинства инвалидов, желающих трудоустроиться, приемлемым уровнем оплаты труда является интервал от 10 до 19 тыс. рублей (45% от числа опрошенных). При этом оптимальным режимом работы инвалиды второй и третьей группы считают неполный рабочий день и неполную рабочую неделю, инвалиды первой группы — работу на дому. Неприемлемый уровень оплаты труда был назван в числе наиболее распространённых препятствий для трудоустройства [9, с. 149-152]. В то же время необходимо отметить, что Санкт-Петербург, как достаточно «дорогая» территория проживания, накладывает определённый отпечаток на желаемый уровень заработной платы. Вероятно, притязания, касающиеся уровня оплаты труда, у инвалидов в менее крупных городах и сельских населённых пунктах были бы несколько ниже.


В целях выявления потребности инвалидов в трудоустройстве органы исполнительной власти 28 субъектов Российской Федерации в 2013 году провели социологический опрос незанятых инвалидов трудоспособного возраста. Согласно полученным данным, 77% опрошенных были заинтересованы в трудоустройстве, 20% — в профессиональном обучении. Выразили желание работать в организациях реального сектора экономики 3241 человек (21,6%), наспециализированномпредприятии — 2533 человека (16,9%). Собственное дело хотели бы открыть 719 человек (4,8%). По результатам опроса выявлено, что 57% незанятых инвалидов, желающих трудоустроиться, не имели определённых профессиональных предпочтений10 (Положение инвалидов // Офиц. сайт ФСГС. – URL: http://www.gks.ru/wps/wcm/connect/rosstat_main/ rosstat/ru/statistics/population/disabilities/ (дата обращения: 26.06.2016).). Этот факт свидетельствует о необходимости и востребованности работы по профессиональному консультированию, профессиональному обучению и переподготовке инвалидов .


Данные социологического опроса незанятых инвалидов, имеющих вторую группу инвалидности, проведённого в Пермском крае, показывают, что 62% респондентов хотят работать и активно ищут работу. Готовы работать не по специальности 46% опрошенных. Среди наиболее значимых препятствий для трудоустройства инвалиды назвали невозможность свободного передвижения (68%), а также неравные условия при приёме на работу (82%) [4, с. 142].


Результаты исследований психологов позволяют выделить среди безработных инвалидов две категории: к первой относятся те, кто имеет продуманный план поиска работы, определённые цели поиска, активную позицию; ко второй группе — те, кто занимает пассивную позицию, рассчитывая на помощь со стороны центра занятости, получение пособия, и оценивает состояние безработицы как критическую ситуацию [7, с. 24].


В российском законодательстве формально предусмотрен ряд мер, направленных на принуждение работодателей к приёму на работу людей с рабочей группой инвалидности. К числу таких мер относятся штрафы за невыполнение квот, за непредоставление качественной отчётности о вакансиях для людей с ограниченными возможностями здоровья, за несоответствие условий труда инвалидов требованиям их индивидуальной программы реабилитации. Обилие карательных мер, тем не менее, не приводит к эффективному решению проблемы трудоустройства инвалидов. В тех редких случаях, когда инвалид всё же получает работу, он сталкивается со следующим пластом проблем: неподходящими условиями труда, негативным отношением коллег, предубеждённостью работодателя и, наконец, низкой оплатой труда вследствие сокращённого рабочего дня, отсутствия премиальных выплат, из-за продолжительных периодов нетрудоспособности, необходимых для лечения. Инвалид с точки зрения работодателей — наихудший тип работника, поскольку его обучение и обеспечение комфортных условий труда требуют огромных усилий и затрат, которые не окупаются за счёт предоставления предприятию налоговых льгот и компенсаций со стороны государства.


Согласно данным интервью с работодателями Пермского края, существует много факторов, мешающих трудоустройству инвалидов на предприятия региона:


— необходимость вкладывать собственные средства в создание специальных рабочих мест (85%);



  • высокая ответственность за условия труда и режим труда и отдыха инвалидов (76%);

  • работа предприятия по сменам, не позволяющая принимать на вакантные места людей с инвалидностью, которым такой график противопоказан;

  • наличие вредных условий труда, не - приемлемых для инвалидов;

  • запрет предприятиям, являющимся региональными филиалами (подразделениями), менять организационную структуру для обеспечения выполнения квотирования [4, с. 142].


Влияние перечисленных факторов может быть сглажено при условии реализации грамотной государственной политики в сфере содействия занятости инвалидов. Критерии эффективности такой политики должны включать не только формальные показатели работы центров занятости населения (число трудоустроенных на созданные/квотируемые рабочие места для инвалидов), но и оценку экономического эффекта от трудоустройства инвалидов в территориальном и отраслевом разрезе, а также в разрезе групп инвалидности.


Попытки оценить реальные затраты на осуществление мероприятий по обеспечению трудоустройства инвалидов встречают ряд методологических сложностей. В исследовании Л. П. Храпылиной (2013) показано, что для корректного определения потребности инвалидов в трудоустройстве необходимо ведение федерального реестра инвалидов и их потребностей (в том числе связанных с трудоустройством): для расчёта стоимости затрат на реализацию активной политики по содействию трудоустройству инвалидов требуется провести обоснованную оценку стоимости организации рабочего места для инвалида в разных секторах экономики на разных предприятиях (специализированных, малых, общего типа и др.). С учётом несовершенства имеющейся первичной информации автор получила итоговую стоимостную оценку реализации активной политики содействия трудоустройству инвалидов на уровне 109,8 млрд, рублей [10, с. 9].


На отсутствие определённых характеристик профессий и рабочих мест (содержание и условия труда), предназначенных инвалидам, указывает как на препятствие для их трудоустройства и С.Н. Кавокин [2, с. 33].


В то же время, по оценкам специалистов ИСЭРТ РАН, примерная величина «цены инвалидности» в Российской Федерации в 2012 году достигала 1915,9 млрд, рублей, из которых большую часть составлял недопроизведённый неработающими инвалидами трудоспособного возраста ВВП — 1465 млрд. руб. (2,35% ВВП) [8, с. 39].


Следовательно, если долгосрочный экономический эффект от трудоустройства инвалидов учитывать в форме налоговых отчислений в бюджет, то можно говорить об оправданности реализации активной политики содействия занятости инвалидов. Например, рассчитаем объём налоговых поступлений при разном уровне трудоустройства инвалидов, зарегистрированных в 2015 году в качестве безработных в Вологодской области (табл. 3).


По официальной информации, опубликованной на сайте Департамента труда и занятости населения Вологодской области, в 2015 году численность инвалидов, трудоустроенных на оборудованные рабочие места, составила 205 человек (204 рабочих места), затраты на создание рабочих мест — 14828,7 тыс. рублей [27]. Следовательно, примерная стоимость создания одного оборудованного рабочего места для инвалидов оценивается в 72689,71 руб. Ожидаемый объём налоговых поступлений в результате трудоустройства инвалидов за год будет равен 3531231,6 руб. при величине оплаты труда в размере прожиточного минимума трудоспособного населения (на конец 2015 года), 1907607 руб. — при величине оплаты труда в размере МРОТ (за 2015 год), 8604538,8 руб. - при заработной плате, соответствующей среднемесячной номинальной начисленной заработной плате в среднем по региону (за 2015 год). При любом из вариантов расчёта расходы государства на создание рабочего места для инвалида окупаются менее чем за один календарный год. То есть трудоустройство инвалидов приносит экономическую выгоду не только им самим, но и государству.


Таким образом, основными препятствиями для трудоустройства инвалидов в современной России являются: несовершенство рынка труда — недостаток рабочих мест, допускающих гибкий график и режим работы; отсутствие эффективной системы стимулирования работодателей к созданию рабочих мест для инвалидов.


Проведённый нами анализ проблем трудоустройства инвалидов позволяет выделить несколько ключевых направлений действий в целях повышения конкурентоспособности этой группы на рынке труда:



  1. Совершенствование механизмов контроля квотирования и резервирования рабочих мест. В частности, необходимо предоставить работодателям альтернативные возможности реализации требований по квотированию и созданию специальных рабочих мест для инвалидов.

  2. Разработка и принятие дополнительных мер экономического стимулирования работодателей к трудоустройству инвалидов.

  3. Проведение аттестации рабочих мест инвалидов на специализированных предприятиях и предприятиях общего типа по видам экономической деятельности. Разработка системы оценки условий труда работающих инвалидов. Расчёт примерной стоимости создания для инвалидов различных типов рабочих мест по видам экономической деятельности.

  4. Формирование во всех субъектах Российской Федерации реестра безработных инвалидов, родителей, воспитывающих детей-инвалидов.

  5. Разработка и принятие локальных нормативно-правовых актов, целевых программ, регулирующих работу органов власти по содействию трудоустройству инвалидов.

  6. Ведение регионального и федерального мониторинга потребности инвалидов в трудоустройстве в разрезе групп инвалидности, видов ограничения жизнедеятельности, уровня образования, отраслей экономики и профессиональных групп.

  7. Расширение спектра направлений профессиональной подготовки инвалидов с учётом потребностей регионального и местного рынка труда, в том числе за счёт привлечения средств потенциальных работодателей. Так, средства, уплаченные работодателем за обучение инвалида, могут быть зачтены как часть суммы налоговых выплат или как выполненное обязательство по квотированию рабочих мест для инвалидов.


Литература



  1. Кавокин, С.Н. Нужны ли государству инвалиды? / С.Н. Кавокин // Человек и труд. — 2008. — № 5. — С. 17-22.

  2. Кавокин, С.Н. О необходимости совершенствования системы аттестации и сертификации рабочих мест в интересах трудоустройства инвалидов в современных условиях / С.Н. Кавокин // Охрана и экономика труда. — 2012. — № 3. — С. 32-33.

  3. Кузьминова, ТВ. Состояние государственной поддержки инвалидов в области занятости населения / ТВ. Кузьминова, И.С. Горлов, Е.В. Одинцова//Уровень жизни населения регионов России. — 2010. — № 7. - С. 59-68.

  4. Мерзлякова, И.М. Меры содействия трудоустройству людей с ограниченными возможностями здоровья / И.М. Мерзлякова // Исторические, философские, политические и юридические науки, культурология и искусствоведение. Вопросы теории и практики. — 2015. — № 8 (58). — С. 140-144.

  5. Мирзабалаева, Ф.И. Проблемы трудоустройства инвалидов на региональном рынке труда / Ф.И. Мирзабалаева // Вестник Дагестанского государственного университета. — 2012. — № 5. — С. 62-66.

  6. Осипов, С.А. Социализация и занятость инвалидов / С.А. Осипов // Вестник В ГУ. Серия: Экономика и управление. — 2006. — № 2. — С. 42-47.

  7. Панченко, М.И. Отношение инвалидов к трудоустройству в условиях безработицы: психологический аспект / М.И. Панченко // Северо-Кавказский психологический вестник. — 2008. — № 6 (2). — С. 23-27.

  8. Проблемы социальной консолидации: инвалиды в региональном сообществе: монография /

  9. А. Шабунова, О Н. Калачикова, Н.А. Кондакова, М.В. Морев, Л.Н. Фахрадова, Ю.Е. Шматова. — Вологда, 2014. — 134 с.

  10. Старобина, Е.М. О результатах мониторинга потребности инвалидов в трудоустройстве, открытии собственного дела в Санкт-Петербурге /Е.М. Старобина, И.Е. Кузьмина, С.Г. Кривенков // Труд и социальные отношения. — 2015. — № 4. — С. 145-158.

  11. Храпылина, Л.П. Социально-экономические аспекты эффективности трудоустройства и результативности труда инвалидов / Л.П. Храпылина // Вестник Всероссийского общества специалистов по медико-социальной экспертизе, реабилитации и реабилитационной индустрии. — 2013,-№4.-С. 6-10.

  12. Backenroth, G.A.M. People with disabilities and the changing labor market: some challenges for counseling practice and research on workplace counseling / G A M. Backenroth // International Journal for the Advancement of Counselling. — 2001. — V. 23. — № 1. — Pp. 21-30.

  13. Floyd, M. An examination of changes in disability and employment policy in the United Kingdom / M. Floyd, J. Curtis // European Journal of Social Security. — 2000. — V. 2. — № 4. — Pp. 303-322.

  14. Haveman, R. The changing economic status of U.S. disabled men: trends and their determinants, 1982-1991 / R. Haveman, K. Holden, B. Wolfe, P. Smith, K. Wilson // Empirical Economics. — 1999. — T. 24. — № 4. — C. 0571-0598.

  15. Lindqvist, R. Swedish disability policy: from universal welfare to civil rights? / R. Lindqvist // European Journal of Social Security. — 2000. — V. 2. — № 4. — Pp. 399-418.

  16. Van Oorschot, W. Introduction: towards convergence? disability policies in Europe / W. van Oorschot,

  17. Hvinden // European Journal of Social Security. — 2000. — V. 2. — № 4. — Pp. 293-302.

  18. Verdugo, M.A. Social and employment policies for people with disabilities in Spain / M.A. Verdugo, A. Jimenez, F.B.J. de Urries // European journal of social security. — 2000. — № 4. — Pp. 323-341.

  19. Westerhout, Ed. Disability risk, disability benefits, and equilibrium unemployment / Ed. Westerhout // International Tax and Public Finance. — 2001. — V. 8. — № 3. — Pp. 219-244.