Loading...

This article is published under a Creative Commons license and not by the author of the article. So if you find any inaccuracies, you can correct them by updating the article.

Loading...
Loading...

Дуальное обучение в России: от концепции к практике Creative Commons

Link for citation this article

Листвин Александр Анатольевич

Образование и наука, Journal Year: 2016, Volume and Issue: №3, P. 44 - 56, https://doi.org/10.17853/1994-5639-2016-3-44-56

Published: Jan. 1, 2016

Latest article update: Oct. 21, 2022

This article is published under the license

License
Link for citation this article Related Articles
Loading...

Abstract

Цель настоящей статьи - осмысление и обоснование условий применения элементов системы дуального обучения при реализации программ профессионального образования для повышения эффективности функционирования и качества подготовки квалифицированных кадров в учреждениях среднего профессионального образования (СПО).
Методы, использованные в работе, - сравнительный анализ практики дуального обучения в системе профессионального образования Германии и России с целью выявления существующих проблем и определения оптимальных организационно-правовых и дидактических условий.
Результаты. Раскрыты сущность системы дуального обучения, ее сильные и слабые стороны. Выявлены необходимые и обязательные условия применения дуального обучения в современных региональных системах профессионального образования.
Научная новизна. По мнению автора, в современных публикациях о проблемах и путях развития профессионального образования в России содержится достаточно антиномий нормативно-правового и организационно-управленческого характера. В частности, оперирование понятием «дуальное образование», отождествление практико-ориентированного и дуального обучения, введение «списка 50 наиболее востребованных на рынке труда, новых и перспективных профессий, требующих среднего профессионального образования» в противовес существующему перечню профессий и конституционной гарантии общедоступного и бесплатного среднего профессионального образования. В статье теоретически обосновываются нормативно-правовые и дидактические условия применения элементов дуального обучения в региональных системах профессионального образования. 
Практическая значимость. Результаты исследований могут быть полезны педагогическим коллективам учреждений СПО, представителям работодателей и торгово-промышленных палат при организации и применении системы дуального обучения в подготовке квалифицированных рабочих (служащих) и специалистов среднего звена

Keywords

Учебно-производственная среда, социальное партнерство, региональная система профессионального образования, система дуального обучения, мастер профессионального обучения.

Вопросы подготовки квалифицированных рабочих кадров и специалистов среднего звена имеют ключевое значение для инновационной экономики нашего государства, решения задачи модернизации и создания высокопроизводительных рабочих мест к 2020 г. [2]. В последнее время эта тема неоднократно становилась предметом серьезного и всестороннего обсуждения с участием руководства страны, органов законодательной и исполнительной власти, представителей работодателей и образовательного сообщества.


Общепризнано, что дефицит высококвалифицированных рабочих и техников стал одним из факторов, сдерживающих экономическое развитие целых отраслей и регионов. Подготовка кадров для реальной экономики - это не чья-то корпоративная, частная задача, это общенациональная необходимость, одно из главных условий существенного повышения производительности труда. Конкурентоспособность многих развитых экономик в прошлом и настоящем опирается именно на квалифицированных рабочих и служащих среднего и высшего уровней квалификации [4]. Например, трудовой потенциал современной Германии характеризуется наличием большого сегмента работников среднего уровня квалификации с высокой степенью самостоятельности в процессе профессиональной деятельности. В то время как во многих других странах очень ярко выражено разделение должностей рабочих и руководящего состава, в Германии около 60% рабочей силы находятся на среднем уровне квалификации, которая предполагает среди прочего и менеджерские (предпринимательские) компетенции [8, 9, 12].


Рассматривая текущее состояние системы среднего профессионального образования, следует отметить, что структурные изменения в ней завершились ее регионализацией и переходом к единому уровню СПО с реализацией двух типов программ - подготовки квалифицированных рабочих и подготовки специалистов среднего звена. Комплекс мер по совершенствованию системы СПО на 2015-2020 гг. направлен на решение трех системных задач:



  • обеспечение соответствия квалификации выпускников текущим и перспективным требованиям современной экономики;

  • консолидация ресурсов бизнеса и государства на ускоренном развитии системы СПО;

  • контроль качества подготовки квалифицированных кадров [2].


Провозглашенная Стратегией развития государства на период до 2020 г. приоритетность среднего профессионального образования повышает актуальность исследования образовательных систем тех стран, которые имеют общепризнанные успехи как в экономическом, так и в социальном плане, в том числе благодаря качественной подготовке квалифицированных рабочих. К числу таких структур относится дуальная система профессионального обучения ФРГ - государства, которое, по оценке Международного института мониторинга качества рабочей силы, входит в первую группу стран по уровню квалификации кадров. С научной точки зрения интересным представляется изучение дуальной формы обучения в ФРГ.


Дуальная система профессионального образования характеризуется как образовательный процесс, сочетающий практическое обучение с частичной занятостью на производстве и обучение в традиционном образовательном учреждении [3, 10]. Эта система возникла как продукт социального партнерства, которое представляет собой механизм тесного взаимодействия государства, работодателей, профсоюзов и различных общественных объединений по подготовке высококвалифицированного персонала в соответствии с потребностями рынка труда. Дуальная форма обучения рассматривается не только как педагогическая альтернатива, но и как успешно адаптированный к условиям рыночной экономики образовательный феномен, оказавший и прямое, и опосредованное влияние на развитие профессиональной педагогики различных стран, включая Россию. Анализ научных публикаций на данную тему, появившихся в последние годы, показывает, что ни одна национальная образовательная модель не привлекала такого пристального внимания ученых, специалистов и педагогов [7]. Большинство исследователей признают невозможность прямого копирования немецкой модели, но одновременно сходятся в том, что адаптация накопленного благодаря ее эксплуатации опыта создает предпосылки для более эффективной деятельности систем профессионального образования стран с рыночной экономикой.


Анализ концепции дуальной формы профессионального обучения предполагает рассмотрение и структурирование совокупности ее ведущих идей. Определяющей среди них является тесная зависимость системы СПО от рынка труда и работодателей, ее функционирование на основе социального партнерства. Опыт развития дуальной формы подготовки рабочих кадров в Германии может быть особенно полезен России при совершенствовании национального законодательства, разработке механизма регионализации и сохранения единого образовательного пространства, разделения полномочий Федерации и регионов, становления института социального партнерства, реанимации наставничества в обучении, разработке моделей многоканального финансирования и социальной поддержки обучаемых.


Тщательно продуманное сочетание психолого-педагогических теорий и политики государства в области профессиональной подготовки дает положительные результаты в развитии экономики ФРГ. Главная цель государства в области образовательной политики - оказать оптимальную поддержку молодому человеку и дать ему возможность получить квалификацию, отвечающую его интересам и потребностям [7].


Дуальная система включает в себя взаимодействие двух самостоятельных в организационном и правовом отношении носителей образования в рамках официально признанного профессионального обучения [б, 11]. Понятие «официально признанное профессиональное обучение» подразумевает, что начальная профессиональная подготовка осуществляется в соответствии с положениями закона о профессиональном образовании. А две учебно-производственные среды - предприятие и профессиональная школа - действуют сообща во имя общей цели - качественной профессиональной подготовки необходимых производственных кадров. Такая система имеет сложную, но прозрачную структуру (рисунок) [14].


Профессионально-практическое обучение на предприятии и профессионально-теоретическое обучение в профессиональной школе пересекаются. В сфере пересечения находится область, которая приобретает все большее значение, - это экспериментально-конструктивное обучение в лабораториях, где можно проводить технологические эксперименты. Очевидно, что организация дуальной системы обучения характеризуется четким распределением обязанностей. Главная роль в ней принадлежит предприятиям, которые заключают договор с каждым учеником отдельно, специально выделяют средства на подготовку инструкторов-наставников и мастеров профессионального обучения, обеспечивающих образовательный процесс на предприятии.


Предприятие несет общую ответственность за ученика, контролирует посещение им училища, фиксирует его успехи, организует итоговую аттестацию (сертификацию квалификации) в торгово-промышленной или ремесленной палате. Систематическое обучение в профессиональной школе является необходимым дополнением к технологически-ориентиро- ванному обучению на предприятии.



Особенностью дуальной системы профессионального обучения в Германии является то, что в нее приходят молодые люди, прошедшие допрофессиональную (предпрофессиональную) или одногодичную базовую профессиональную подготовку в основной (главной) школе, где обучение организовано таким образом, что после начальной ступени происходит разделение детей по способностям и интересам. Часть обучающихся, настроенная на получение высшего образования, как правило гуманитарного, направляется в гимназию. Учащиеся, имеющие интерес к рабочим профессиям, идут в основную школу для подготовки к профессиональной деятельности, где они приобретают базовое образование. Другие посещают реальную школу. После ее окончания некоторые молодые люди могут начать работать; более успешные в учебе могут продолжить обучение в 10-11-м классах гимназии. Потребность в профориентации совпадает с временем, когда молодые люди в выпускных классах проходят итоговое тестирование, сдают экзамены. В этот период им необходимо определиться в поиске профессии. Анализ информационных материалов по профессиональной ориентации Федерального агентства по труду ФРГ показывает, что немецкие учащиеся имеют высокую мотивацию к учебе. Стимулами выступают получение места в профессиональном лицее, колледже или предпочтительного места будущей работы на производственном предприятии, для чего учащиеся стараются показать себя с лучшей стороны во время школьно-производственной практики [4]. Профессиональное самоопределение учащихся ориентировано на развитие самостоятельности, поэтапное обретение практических навыков, с этой целью к данному процессу привлекаются психологи, родители, представители различных профессий, профконсультанты и др. [15]. Таким образом, организационно-педагогические условия и формы работы немецких школ, взаимодействие всех субъектов процесса самоопределения позволяют молодому человеку выбрать свою область профессиональной деятельности.


В 1990-х гг. дуальной системой профессионального обучения было охвачено 41% молодых людей со свидетельством об окончании главной школы или одногодичной базовой профессиональной подготовкой и 42% со свидетельством об окончании реальной школы или профессионального лицея. В настоящее время эти пропорции несколько изменились, но все равно не менее 50% выпускников основной школы стремятся до 18 лет получать профессиональную подготовку [4].


Востребованность дуальной системы обучения обусловлена рядом ее достоинств, среди которых связь профессионального обучения с практикой и раннее включение молодых людей в мир взрослых. Вместе с тем она имеет недостатки, особенно остро проявляющиеся в периоды экономической нестабильности и кризисов. К этим недостаткам относятся:



  • отсутствие достаточного количества ученических мест во время экономического кризиса, а также в годы повышенного спроса;

  • трудности согласования содержания обучения между предприятием и профессиональной школой из-за того, что в одной учебной группе могут оказаться учащиеся с разных предприятий или, наоборот, учащиеся одного предприятия распределены по разным школам;

  • различное качество подготовки, особенно на уровне предприятий: на крупном производстве имеются учебные мастерские и обучение может
    продолжаться год и два, а на малых и средних предприятиях такой возможности нет - они идут по пути овладения функционалом, отдельными трудовыми операциями (решение проблемы видится в создании межпроизводственных учебных центров);

  • выполнение обучаемыми работ, не связанных с процессом обучения (если, например, инструкторы производственного обучения привлекают к таким работам) [4].


В последние годы в России активно проводятся мероприятия по внедрению дуальной модели обучения не только в системе СПО, но и в прикладном бакалавриате высшей школы [8]. При этом не ставится задача повторить в точности немецкую дуальную систему обучения, а осваиваются отдельные ее элементы. Россия обладает достаточным потенциалом, чтобы найти свои основания для собственной неповторимости, вбирая лучший опыт.


Достаточно вспомнить систему профессионально-технического образования СССР и то внимание, которое ей уделялось со стороны государства. Это и положения о базовом предприятии; о среднем ПТУ (постановление СМ СССР от 22.02.1985 г., № 177 и № 178); о проверке трудоустройства и закрепления выпускников. Да и организация образовательного процесса основывалась на рациональном чередовании теоретических занятий и производственного обучения, как правило, по схеме 4+2, т. е. 4 дня в неделю теория, 2 дня производственное обучение, а на старшем курсе по схеме 3+3, или недельном чередовании теории и практики. Обучение в учебных мастерских строилось на выпуске полезной и сложной продукции, в основе лежал производительный труд, что позволяло обучающемуся на 1-м и 2-м курсах осваивать общепрофессиональные и специальные умения и навыки (читай - общекультурные и профессиональные компетенции) [1]. Недаром Стратегия развития черной металлургии России на 2014-2020 гг. и на перспективу до 2030 г. предполагает, что развитие кадрового потенциала для отрасли целесообразно обеспечивать за счет восстановления в полном объеме системы профтехобразования и создания образовательно-производственных региональных кластеров в партнерстве и сетевом взаимодействии с региональными опорными вузами [5].


За счет этого в значительной мере будет обеспечиваться непрерывность и преемственность различных уровней образования, решаться проблемы согласования и корректировки учебных программ и планов, значительно усилится эффективность практико-ориентированных технологий учебного процесса, в том числе непосредственно на производстве, повысится эффективность производственных практик и стажировок обучаемых.


Кластерный характер развития отечественной экономики способствует формированию региональных систем профессионального образования, опорные вузы которых при взаимодействии с местными торгово- промышленными палатами и учреждениями СПО могут обеспечивать внедрение инноваций в профессиональную подготовку квалифицированных кадров, в том числе и дуальную форму профессионального обучения. Однако следует отметить, что данные процессы происходят на фоне падения престижа рабочих профессий. Это признает и Минобрнауки РФ. Большинство учреждений НПО, перейдя в статус учреждения СПО, сворачивают подготовку по рабочим профессиям, а как раз дуальная форма обучения предполагает, что в нее вливаются выпускники средней общеобразовательной школы, построенной на принципах обучения через деятельность - мануализм, профессионализм и активизм. Иначе говоря, учащиеся должны пройти последовательно этапы овладения ручным трудом, подготовку к собственно профессиональной трудовой деятельности (выработку необходимых умений, черт характера) в центрах прикладных компетенций и, наконец, профессионально самоопределиться, т. е. проявить устойчивый интерес к определенному виду профессиональной деятельности и активно стремиться ею овладеть.


Дидактические принципы составляют ориентированную на трудоустройство концепцию обучения, которая может быть реализована разными методами, но главный принцип - ориентация на действие в условиях профессиональной деятельности (формирование «компетенции действия»). Компетенция действия может быть приобретена только посредством деятельности и формируется лишь через повторение типичных для профессиональной деятельности действий с учетом таксономии целей профессионального обучения, их поэтапного, последовательного достижения [13]. Очевидно, что без специально подготовленных кадров все это довольно трудно реализовать.


В Германии, например, на федеральном уровне принята «Директива о пригодности инструкторов», содержащая требования к инструкторам-наставникам и мастерам профессионального обучения. В частности, в ней подчеркивается, что качество рабочих кадров находится в прямой зависимости от качества кадров педагогических, причем как на предприятии, так и в профессиональном училище. Краеугольный камень немецкой дуальной системы - работа с преподавательским корпусом системы профессионального образования, который формируется преимущественно из сотрудников организаций работодателей. Предприятие готовит инструкторов-наставников и мастеров (мастер - высшее звание, для этого нужен стаж по профессии не менее 5 лет, курсы повышения квалификации в объеме 90 часов и успешное прохождение экзамена в торгово-промышленной палате или ремесленной палате; звание мастера приравнивается к диплому бакалавра, дает право открывать собственное дело в определенной отрасли).


В заключение необходимо подчеркнуть, что основные элементы, в совокупности образующие дуальную систему обучения Германии, трудно отделимы друг от друга. В основу системы заложены глубокие философские воззрения, трансформировавшиеся в педагогические идеи развития общего и профессионального образования, взаимосвязь целей и инструментария их достижения, поддержка исторически сложившейся идеи развития среднего класса, квалифицированных и предприимчивых работников как основы государственности и стабильности. Следует отметить, что в современной немецкой образовательной практике дуального обучения уже нет единства в подходах ее дальнейшей модернизации. «Камень преткновения» - профессиональный модуль в дуальном обучении, являющийся основополагающим элементом для осуществления общей функции «профессиональная компетенция», в отношении которого сложились две альтернативные теории:



  • модули в дуальном содержании образования представляют собой дидактически единое целое, и поэтому процесс изменения может затрагивать только структуру модулей, оставляя неизменным компонент содержания;

  • модули являются достаточно автономными системами, объединенными логикой профиля обучения, и, следовательно, преобразования могут затрагивать как структуру модулей, так и их содержание [15].


К сожалению, пока ведутся теоретические дискуссии, обновление содержания дуального образования в Германии и других европейских странах затруднено.


В условиях российской действительности становления региональных систем СПО дуальное обучение следует позиционировать не как вид образования, а как форму организации образовательного процесса, основанную на специфической форме социально-экономических отношений между обучающимся, работодателем и государством [7]. Таким образом, основным системообразующим фактором дуальной формы профессионального обучения является институт социального партнерства с четкой дифференциацией интересов и обязанностей каждого партнера при ведущей роли работодателей, а в качестве основных индикаторов, характеризующих дуальную форму, выступают цели и периоды ее формирования. Дуальная форма профессионального обучения предполагает:



  • разнообразие учебных заведений профессионального образования, легитимность которых в России определяется Законом «Об образова
    нии в РФ», а также многоступенчатость в организации процесса профессионального обучения;

  • наличие единой системы организационных и педагогических принципов взаимодействия федеральных и региональных органов исполнительной власти в реализации образовательной политики как способа регионализации образования в России, распределение ответственности за профессиональную подготовку между государственными структурами и работодателями с взаимосвязью и взаимозависимостью педагогической теории и практики, с учетом возрастных и индивидуальных особенностей обучаемых в образовательном процессе, с социальным партнерством, сочетанием познавательной, трудовой и иной деятельности обучаемых с целью их профессионального самоопределения и становления.


Дуальная система как организационная форма профессионального обучения существовала в практике профессионально-технического образования советского периода и выглядит по-прежнему привлекательной для современного российской образовательного сообщества. Однако она обладает рядом недостатков, которые потенциально способны создавать серьезные социально-экономические проблемы в обществе. Поэтому оценивать полезность «дуального обучения» целесообразно с учетом развития как мировых интеграционных процессов в образовании, так и экономики страны и регионов, а также менталитета российских граждан.


Статья рекомендована к публикации д-ром пед. наук, проф. Ф. Т. Хаматнуровым


Литература



  1. Батышев С. Я. Блочно-модульное обучение. Москва: ТОО «Промсервис», 1997. 258 с.

  2. Государственная программа Российской Федерации «Развитие образования» на 2013 - 2020 годы [Электрон. ресурс] / Постановление Правительства РФ от 15.04.2014 г. № 295. Режим доступа: http://www.consultant.ru/

  3. Некрасов С. И., Захарченко Л. В., Некрасова Ю. А. Пилотный проект «Дуальное обучение»: критический взгляд специалистов / / Профессиональное образование. Столица. 2015. № 4. С. 9-16.

  4. Образование в Германии. Дидактика [Электрон, ресурс]: Международный семинар. Дюссельдорф, 2015. Режим доступа: http://www.ica-amk.ru/despo/event.

  5. Стратегия развития черной металлургии России на 2014 - 2020 годы и на перспективу до 2030 года [Электрон, ресурс]: приказ Минпромторга России от 05.05 2014 г. №839. Москва. Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_165502/?frame=2.

  6. Федотова Г. А. Профессиональное образование и подготовка по рабочим профессиям в ФРГ. Москва: ИРПО, 2001. 72 с.

  7. Федотова Г. А. Развитие дуальной формы профессионального образования в условиях социального партнерства. Москва: АПО, 1998. 225 с.

  8. III аур о Е. В. Дуальное обучение: из опыта участия в пилотном проекте / / Профессиональное образование. Столица. 2015. № 5. С. 43-45.

  9. Hensen R. F., Hippach-Schneider U. VET in Europe - Country Report Germany. 10th edition. Bonn, Germany: BIBB. 2012. 96 p.

  10. How the dual system - practical vocational and academic - works in Germany. Bonn, Germany: BIBB, 2012. 31 p.

  11. Ordinance on Vocational Education and Training in the Occupation of Mechatronics Fitter (English Version). Bonn, Germany: BIBB, 2013. 41 p.

  12. Rothe G. Die Systeme beruflicher Qualifizierung Deutschlands, Oesterreich und der Schweiz imVergleich. Wien, 2001. P. 1-5.

  13. Schelten A. Begriffe und Konzepte der berufspädagogischen Fachsprache. - Stuttgart: Franz Steiner Verlag, 2005. 164 p.

  14. Schelten A. Einführung in die Berufspedagogik, Stuttgart: Stainer, 1991. 289 p.

  15. Schulz K. Das duale System der Beruflichen Bildung in Deutschland - Darstellung und Kritik. München [u.a.]: Grin Verl., 2004. 28 p.