Loading...

This article is published under a Creative Commons license and not by the author of the article. So if you find any inaccuracies, you can correct them by updating the article.

Loading...
Loading...

Эмоционально обонятельный язык бессознательных коммуникаций в процессе человеческого общения Creative Commons

Link for citation this article

Березина Татьяна Н.

Национальный психологический журнал, Journal Year: 2013, Volume and Issue: №3, P. 20 - 30, https://doi.org/10.11621/npj.2013.0403

Published: Dec. 30, 2013

Latest article update: Dec. 17, 2022

This article is published under the license

License
Link for citation this article Related Articles
Loading...

Abstract

В статье анализируется явление обмена эмоциями в человеческом общении. Отмечается, что обмен эмоциями является составной частью перцептивной стороны любого акта общения. Утверждается существование трех уровней обмена эмоциями в общении: осознанный – с помощью слов, неосознаваемый – через невербальные составляющие коммуникации (мимику, жесты и т.п.) и бессознательный – посредством обонятельного канала. В качестве механизма бессознательного обмена эмоциями предполагается существование эмоционально-обонятельного языка. Бессознательность передачи предполагает, что, во- первых, эмоции, передаваемые с помощью запахов, могут не осознаваться, но влиять на настроение человека, во-вторых, запахи, передающие эмоции, – не осознаются в качестве ароматов, в-третьих, такая передача не контролируется сознанием. Предполагается, что каждая основная эмоция связанна с конкретным базовым запахом. При переживании человеком такой эмоции изменяется функциональное состояние его организма, что ведет к появлению соответствующего базового запаха. В свою очередь, выделившийся базовый аромат вызывает конкретную основную эмоцию у других людей – ту же самую, что породила его. Выделяются конкретные связки «эмоция-запах». Утверждается, что подобный механизм может лежать в основе феноменов психического заражения, таких как массовая паника и т.п. Высшие чувства также могут быть составлены с помощью сочетания основных эмоций, посредством сочетания базовых запахов передаваться собеседникам по общению и, соответственно, вызывать у них аналогичные переживания. Такая передача может быть основой эмпатии.

Keywords

Эмпатия, обмен эмоциями, базовые эмоции, бессознательное, базовые запахи, общение

Обмен эмоциями в процессе общения


В процессе своего общения люди пос­тоянно обмениваются эмоциями. Обмен может осуществляться целенаправленно с помощью осознанных вербальных со­общений, (например, сообщение о своем настроении) и бессознательно, когда че­ловек не отдает себе в этом отчет, - через невербальные каналы коммуникации (интонация, поза, жесты, обоняние).


Именно обмен эмоциями между об­щающимися субъектами делает обычную передачу информации актом человече­ского общения. В традиционном опре­делении общения подчеркивается роль эмоционального обмена, который ока­зывается условием возникновения само­го явления общения, отличающего его от, например, обмена информацией меж­ду компьютерами. «Общение - это фор­ма деятельности, осуществляемая между людьми как равными партнерами и при­водящая к возникновению психического контакта. Психический контакт обеспе­чивает в общении взаимный обмен эмо­циями» (Руденский, 2000, С. 39).


На наш взгляд, психический контакт не столько обеспечивает взаимный об­мен эмоциями, сколько, наоборот, имен­но обмен эмоциями делает возможным формирование специфической межличностной реальности - психологического контакта, который собственно и делает общение - общением.


Как пишет А.А. Бодалев, «психологиче­ски полноценным межличностное обще­ние становится только при условии общения на равных» (Бодалев, 1996, С. 14). Это достигается при возникновении эмо­ционального контакта между партнера­ми, когда субъекты общения ориентируется не только на слова, но и на чувства друг друга, очевидно ощущая их каким-то образом. То есть, общение - это не толь­ко передача объективной информации, но и своеобразный эмоциональный об­мен между людьми, где в наличии все со­ставляющие такого обмена. Люди имеют исходные эмоции по отношению друг к другу и в качестве одной из целей обще­ния всегда подразумевается изменение эмоционального состояния партнера (даже если эта цель второго или третьего плана). В ходе общения наблюдается пси­хологическая динамика эмоциональных состояний его участников. Под психоло­гической динамикой А.А. Леонтьев понимал именно разнообразные изменения в психических состояниях и протекании психических процессов у коммуникато­ра и реципиента, связанных процессом общения, поскольку общение обычно ориентировано именно на то, чтобы из­менить в том или ином направлении эти характеристики (Леонтьев, 2005).


Г.М. Андреева выделяет три стороны общения: коммуникативную (обеспечи­вающую обмен информацией), интерак­тивную (регулирующую взаимодействие партнеров в общении) и перцептивную (обеспечивающую взаимовосприятие, взаимооценку и рефлексию в общении). Обмен эмоциями здесь включен имен­но в перцептивную составляющую обще­ния (Андреева, 1998). Любой акт обще­ния можно представить как треугольник. Разумеется, не все треугольники равно­сторонние, в одних доминирует ком­муникативная сторона - обмен инфор­мацией (например, учебная лекция), в других - интерактивная (например, вза­имодействие в процессе вытаскивания застрявшего автомобиля), в-третьих, - перцептивная (например, в модальном общении по А.А. Леонтьеву) (Леонтьев, 2005). Но именно третья сторона, вклю­чающая в себя обмен эмоциями, делает возможным установление психологиче­ского контакта между людьми и превра­щает обмен информацией или выполне­ние общей работы в акт общения.


Передачу эмоций в межличностном общении традиционно связывают с не­вербальными каналами передачи ин­формации. Как считают специалисты по психологии общения, невербальная коммуникация выполняет в общении фун­кции дополнения речи, замещения речи, и, главное, репрезентации эмоциональ­ных состояний партнеров по коммуника­тивному процессу, т.е., осуществляет пере­дачу эмоций (Лабунская, 1989; Пиз, 1995). Эмоции, вызываемые сообщениями (переданные по вербальному каналу), об­ычно хорошо контролируются сознанием, т.е., человек сознательно принимает решение сообщать или нет перципиен­ту эмоциогенную информацию, в какой форме это сделать. Также человек обыч­но осознает эмоциональный компонент своей речи и может прогнозировать воз­можную реакцию на нее партнера. Эмо­ции, передаваемые по невербальным каналам, значительно хуже контроли­руются сознанием, но они вносят свой вклад в формирование внутреннего со­стояния человека. «Чувства заразительны, - пишет М. Решетников в предисловии к работе Г. Салливана, - напуганный че­ловек пугает других людей; сексуально возбужденный вызывает у окружающих аналогичные ощущения и т. д.» (Салли­ван, 1999, С. 10). Подобное заражение чаще всего происходит само собой, без всякого сознательного желания донора или перципиента, при этом оно практи­чески не поддается волевому контролю.


Современные психологи, говоря о не­вербальных каналах передачи информа­ции от человека к человеку, не упоминают обоняние. Так, например, В.А. Лабунская в качестве невербальных каналах комму­никации описывает такие знаковые си­стемы как оптико-кинетическвя, пара- и экстралингвистическая, организация про­странства и времени коммуникативного процесса и визуальный контакт (Лабунская, 1989). Это не значит, что психоло­ги отрицают роль ольфакторного канала. Причина, очевидно, в разрозненности на­учных исследований: изучение общения осуществляется в рамках социальной пси­хологии, а обоняние - предмет изучения одной из узких областей общей психоло­гии - психологии обоняния.


Связь запахов и эмоций


Как известно, запахи несут довольно значительную информацию о человеке, состоянии его организма и его эмоцио­нальной сферы. В древности врачи с по­мощью обоняния ставили диагноз, сов­ременные биохимики подтверждают, что нехватка или избыток в организме определенного химического вещества (вита­мина С, глюкозы и др.) ведет к изменению исходящего от человека запаха, которое можно почувствовать органолептически (Schiffman, 1983). По запаху пота (Wallace, 1977) или по запаху дыхания (Doty, 1982) можно определить пол человека. Пережи­ваемые эмоции вносят свой вклад в спектр ароматов, продуцируемых организмом. Так, по данным Д. Чена и Дж. Хейфланда-Джонса, по запаху можно отличить «чем-то напуганного человека», от «чело­века, переживающего радость» (Chen and Haviland-Jones, 2000).


Существуют серьезные доказательст­ва связи запахов и эмоций. Во-первых, данные анатомо-физиологического пла­на: лимбическая система, отвечающая за генерацию эмоций, включает в себя практически все отделы обонятельного анализатора (и, по сути, является древ­ним обонятельным мозгом). Во-вторых, сведения, полученные в практике пар­фюмерных и косметических разрабо­ток, которые базируются на обыденных переживаниях людей. Большинство за­пахов тесно связаны с эмоциями, за­пахи являются приятными или непри­ятными. Приятные запахи, например, цветочные и фруктовые вызывают по­ложительные эмоции, неприятные (гнилостные и едкие)-отрицательные эмоции. В-третьих, имеются доказательства экспериментального плана: эмпирически доказано, что при переживании челове­ком сильных эмоций изменяется фун­кциональное состояние его организма, а это ведет к изменениям исходящего от него запаха. Установлены различия в за­пахах людей, испытывающих эмоции страха, и людей, испытывающих эмоции радости (Chen and Haviland-Jones, 2000).


Мы предполагаем, что существу­ет три уровня общения: осознанный, предсознательный и бессознательный (неосознаваемый), выделяемые нами по аналогии с составляющими личности в ранних работах З. Фрейда.


Осознанный уровень - передача информации, в том числе и эмоцио­нального ряда, осуществляется по вер­бальному каналу с использованием лин­гвистических средств коммуникации. Индуктор сообщает об эмоциях, кото­рые он испытывает, а реципиент при­нимает это к сведению. И индуктор, и реципиент осознают передаваемую информацию и могут ее контролиро­вать. Во время коммуникации индуктор осознает свои эмоции и старается пра­вильно подобрать слова, чтобы их выра­зить, реципиент осознает поступающую информацию, может сформулировать свое к ней отношение, может принимать ее или не принимать.


Предсознательный уровень - переда­ча информации происходит через невер­бальные средства коммуникации: опти­ко-кинетическую, паралингвистическую, экстралингвистическую и другие систе­мы. Обычно человек не обращает вни­мания на поступающую таким образом информацию, но потренировавшись, способен научиться понимать и управ­лять ею, то есть индуктор может научить­ся принимать жесты и позы, вызываю­щие доверие к его словам, а реципиент соответственно может сознательно на­блюдать за мимикой и движениями со­беседника, анализировать невербальные признаки, вычленяя из них сигналы лжи. То, что человек может научиться пони­мать и контролировать данный уровень передачи информации отмечали многие авторы, например, А. Пиз (Пиз, 2010).


Бессознательный уровень общения реализуется через ольфакторный канал - через запахи, выделяемые при возник­новении сильных эмоциональных пе­реживаний индуктора, не достигающие уровня осознания в качестве ароматов, но оказывающие влияние на функциональное состояние организма собесед­ника. Мы сочли этот уровень обмена информацией в общении неосознаваемым по трем причинам:




  1. Этот канал практически не контроли­руется индуктором, поскольку индук­тор не может вызвать у себя ни жела­емые запахи, ни даже нужные эмоции. И эмоции, и запахи возникают сами собой в зависимости от переживаний человека. Похожий механизм лежит в основе работы детектора лжи. Чело­век, говорящий неправду в значимой ситуации, переживает сильную эмоцию - волнение. Волнение изменяет функциональное состояние организ­ма, что выражается в изменении со­става пота и как следствие - электропроводности кожи. Человек не может повлиять ни на субъективное пережи­вание волнения, т.е., убрать его усили­ем воли, ни на потоотделение (т.е., не может повлиять на состав пота, явля­ющегося источником запаха). Как мы полагаем, аналогичные механизмы ра­ботают при переживании любой сильной эмоции.




  2. Информация передаваемая через обо­нятельный канал, не осознается как запах, поскольку концентрация выде­ляемых ароматических молекул - подпороговая, она ниже той, что воспри­нимается человеком как аромат. При этом, обонятельная информация воздействует на организм реципиента, вызывая изменение функционального состояния его организма. Отсутствие субъективно ощущаемого запаха не оз­начает отсутствия реакции организма на него. Например, большинство людей не ощущают запах феромонов, однако их организм реагирует на них (Benson, 2002). Экспериментально было доказа­но, что именно обоняние играет клю­чевую роль в синхронизации месяч­ных ритмов женщин. Мак-Клинток, изучая женщин - студенток колледжа, живущих в общежитии, пришла к вы­воду о синхронности менструальных циклов близких подруг и соседок по комнате (McClintock, 1971). Дальней­шие исследования этого явления пока­зали, что механизм, лежащий в основе менструальной синхронности (эффек­та Мак-Клинтока), по своей приро­де феромональный. Имеются данные о том, что секрет подмышечной железы - это то химическое соединение, кото­рое через обоняние создает менстру­альную синхронность. Исследования М. Рассеяла с соавторами установи­ли, что, если женщинам-реципиентам трижды в неделю смазывать верхнюю губу секретом подмышечных желез женщин-доноров, то через 3-5 циклов первые начинают менструировать син­хронно со вторыми (Russell et al., 1980). В другом исследовании было показано влияние запахов лактации одних жен­щин на месячные циклы других (Jacob et al., 2004).




  3. Даже в тех случаях, когда реципиент воспринимает эмоцию индуктора, он обычно не связывает ее с отходящим от того запахом, даже если он вполне дифференцируем. Доказательством этого выступают известные экспери­менты Д. Чена и Дж. Хейфланда-Джонса. У групп испытуемых - индукторов был отобран с помощью марли их те­лесный запах при просмотре тревож­ного фильма и при просмотре коме­дии (марли помещались в бутылки). Также была взята контрольная бутыль, в которой находилась чистая марля. Затем группе испытуемых-реципиентов было предложено определить ор­ганолептически, в какой из бутылок находится запах «счастливых людей» и «испуганных людей». Количество правильных определений достоверно превышают случайный выбор (Chen and Haviland-Jones, 2000).




Однако Г.М. Андреева отмечала, что для всех «систем невербальной комму­никации встает один общий вопрос ме­тодологического характера. Каждая из них использует свою собственную знаковую систему, которую можно рассмо­треть как определенный код. ... всякая информация должна кодироваться, при­чем так, чтобы система кодификации и декодификации была известна всем участникам коммуникативного процес­са. Но, если в случае с речью эта система кодификации более или менее общеиз­вестна, то при невербальной коммуни­кации важно в каждом случае опреде­лить, что же можно здесь считать кодом, и, главное, как обеспечить, чтобы и дру­гой партнер по общению владел этим же самым кодом. В противном случае ника­кой смысловой прибавки к вербальной коммуникации описанные системы не дадут» (Андреева, 1998, С. 96-97).


Для передачи эмоций по обонятель­ному каналу необходима система коди­ровки «эмоция-запах», то есть - языка. Поскольку в данном случае речь пойдет о неосознаваемой информации, при­ем и передача которой не контролиру­ется разумом, кодировка и декодиров­ка должна осуществляться с помощью механизма инстинкта, без участия со­знательной части личности. Она био­логически, от природы должна быть из­вестна и индуктору и реципиенту.


Мы предполагаем, что в качестве пер­вичных элементов такого языка является связка «эмоция-запах» и «запах-эмоция», при этом, эмоция и в том, и в другом слу­чае должна быть одной и той же. Запа­хи будут выступать кодами, с помощью которых информация о чувствах одно­го человека будет передаваться другому и вызывать у него сходные чувства. Мож­но представить этот процесс по анало­гии с перепиской: человек произносит какое-то слово, потом записывает его на бумагу и передает другому, другой чита­ет это слово и произносит его вслух.


В современной науке уже высказыва­лись предположения о существовании обонятельного языка и его составных элементов - букв. По мнению В.М. Ганши­на и Э.П. Зинкевича, роль букв в обонятельном языке могут выполнять летучие жирные кислоты. Ученые утверждают, что на основании анализа летучих ком­понентов выделений млекопитающих, а также многолетнего опыта работы с источниками индивидуальных запахов, можно сделать вывод, что ключевыми компонентами для создания индивиду­ального обонятельного образа, стабиль­ными во времени при хранении на возду­хе, могут быть свободные органические кислоты (Ганшин, Зинкевич, 2002).


По мнению автора, «язык», состоящий из жирных кислот несет информацию о генотипической индивидуальности животного или человека: о его виде, поле, возрасте и т.п. В нашем же слу­чае идет речь о передаче информации об эмоциональных переживаниях, яв­ляющихся не генотипическими, а си­туативными характеристиками инди­видуальности. В этом случае, буквами обонятельного языка могут быть другие химические вещества.


Мы предположили, что аналогом зву­ков на бессознательном уровне челове­ческого общения выступают базовые за­пахи, а аналогом букв - базовые эмоции. Существует однозначная связь базовой эмоции с базовым запахом, с одной сто­роны, и базового запаха с базовой эмо­цией, с другой.


Идея существования первичных (ба­зовых) элементов сложных пережива­ний соответствует общим принципам организации психики человека. Многие виды восприятия построены на выделе­нии первичных стимулов и последую­щей комбинации из них более сложных представлений, это восприятие цвета, восприятие музыки, восприятие слов.


Согласно теориям базовых запахов, все многообразие ощущаемых челове­ком ароматов создается комбинацией небольшого количества первичных за­пахов, каждому из которых соответству­ют обнаруженные специальные рецеп­торы в носовой полости (Amoore, 1965).


Одна из наиболее разработанных сов­ременных концепций обоняния - стереохимическая теория выделяет семь базовых запахов. Они названы соответ­ственно типичным веществам, их вызывающим: цветочный - (роза, лаванда), мускусный - (мускус), камфарный (эв­калиптовый) - (камфара, эвкалипт), мят­ный - (мята, ментол), едкий - (уксусная кислота), гнилостный - (тухлые яйца), эфирный - эфир (Amoore, 1965). Однако, согласно другой авторитетной концеп­ции базовых эмоций - призме Хеннин­га, эфирный запах - аналог фруктового (это будет важно для нас в дальнейшем) и типичным веществом, его вызыва­ющим, являются перезрелые фрукты (Henning, 1924). Следует понимать, что базовые запахи могут вызываться многи­ми другими веществами (а не только пе­речисленными выше типичными), при этом, среди метаболитов человеческого организма встречаются вещества, вызы­вающие все базовые запахи.


По утверждению специалистов Рос­сийского Федерального центра судеб­ной экспертизы в летучих выделениях человека «зафиксировано от 3 до 4 со­тен компонентов, из которых идентифицировано более 100: насыщенные, ненасыщенные и ароматические углероды, спирты, альдегиды, кетоны, кисло­ты, сложные эфиры, простые эфиры, ни­трилы, меркаптаны, амины, гетероциклы и галопроизводные» (Зинкевич, 1997, С. 43). Среди летучих выделений можно найти по нескольку веществ, имеющих стереохимическую структуру, соответ­ствующую каждому из базовых запахов. Однако нахождение точного соответст­вия между переживаемой эмоцией и выделяемыми носителями базовых запахов - дело будущих исследований, требую­щих привлечения специалистов соот­ветствующих профилей. Известно, что индивидуальных различий в составе вы­делений нет, но есть различия между ско­ростью выделения этих веществ у различных испытуемых в разных ситуациях. Иначе говоря, эти вещества выделяются у всех людей, но в разной пропорции и с разной скоростью в зависимости от об­стоятельств. Эти особенности делают их возможными кандидатами на роль букв обонятельно-эмоционального языка человеческого общения.


Согласно теориям базовых эмоций, все человеческие эмоции и чувства фор­мируются определенным сочетанием нескольких фундаментальных эмоций, при этом, для каждой базовой эмоции обнаружен нервный центр в головном мозге, возбуждение которого вызыва­ет эту эмоцию. Одна из наиболее из­вестных таких теорий - классификация П. Экмана, содержащая шесть базовых эмоций: радость, страх, гнев, печаль, от­вращение, удивление, основой их выде­ления стали различия в мимике людей, испытывающих то или иное пережива­ние (Ekman, 1972).


В дальнейшем мы будем опираться на теорию базовых запахов Дж. Эймура и теорию базовых эмоций П. Экмана, только радость и удовольствие будем рассматривать как две разные базовые эмоции, подробное обоснование этому можно почитать в другой нашей работе (Березина, 2012). Две базовые положи­тельные эмоции выделяют многие ис­следователи. Так, К. Изард в своих классификациях разных лет выделяет от восьми до десяти и, даже, одиннадцати базовых эмоций, из них положитель­ных две: удовольствие и радость (Изард, 2006). Р. Плачик выделяет восемь прото­типов эмоционального поведения и со­ответственно им восемь базовых эмо­ций, из них к положительным можно отнести три: принятие (acceptance - удовольствие, связанное с поглощением воды и пищи), радость (joy - пере­живание, сопутствующую сексуальному поведению) и любопытство, предвосхи­щение (anticipation - эмоции, сопрово­ждающие активное изучение окружаю­щей среды) (Plutchik, 1980). Последнюю эмоцию можно соотнести с удивлением, выделяемым и П. Экманом. Таким обра­зом мы остановились на 7-ми базовых эмоциях, соотносимых с 7-ю базовыми запахами.


Рассмотрим доказательства сущест­вования эмоционально-обонятельного языка человеческого общения.


Кодирование информации. Связь базовых эмоций с базовыми запахами


Итак, в качестве первого элемента на­шего бессознательного языка выступят базовые эмоции, которые будут вызы­вать у переживающего их человека воз­никновение базовых запахов.


Рассмотрим существующие доказа­тельства того, что переживание эмоции у человека может вызывать изменение исходящего от него запаха.


Ранее мы предположили, что каждой базовой эмоции соответствует конкрет­ный базовый запах. Мы провели иссле­дование, которое касалось ассоциаций между понятиями, испытуемые связывали имеющиеся у них представления об эмоциях с представлениями о запа­хах. Испытуемым предлагалось ответить на вопрос, чем для них пахнет та или иная эмоция. В качестве эмоций пред­лагались все базовые эмоции по клас­сификации П. Экмана (радость, удивление (интерес), печаль, гнев, страх, отвращение). В одном эксперименте ис­пытуемым предлагалось самим предло­жить любой запах, в другом - выбрать какой-либо из предложенных запахов. По итогам исследования обнаружилось следующее: эмоция радости в сознании людей чаще всего ассоциируется с цве­точным запахом, эмоция удовольствия - с фруктовым (эфирным) и некоторыми другими пищевыми и сексуальными за­пахами, эмоция удивления (интереса) с запахом свежести, эмоция отвращения - с гнилостым запахом. Ассоциативные поля эмоций страха и гнева пересекают­ся, это связано с тем, что страх и гнев опосредуются близкими физиологическими механизмами, одни люди в сво­их ассоциациях связывают свой страх с запахами страха других людей, другие - испытывают гнев в ответ на страх дру­гих людей, третьи - представляют связь между своим страхом и запахом гнева других людей. Обобщая, мы предположили, что эмоция страха сильнее ассо­циируется с кислыми и едкими запаха­ми, а эмоция гнева - с химическими, кислыми, мускусными. Самые разноо­бразные ассоциации вызывает эмоция печали. Испытуемые связывают печаль с запахами больницы (камфара, валерьянка), горечи, гари, и множеством других ароматов (Березина, 2009а).


Мы доказали связь между эмоциями и определенными запахами. Но сущест­вуют исследования, в которых показано, что переживаемые эмоции действитель­но изменяют запах человека, изменяют вообще или приводят к появлению кон­кретного базового запаха.


Так, этологи показали, что у многих животных при переживании сильных эмоций выделяется специфический за­пах, улавливаемый другими предста­вителями их вида. Это касается запаха тревоги: «в живоловку, в которую была поймана крыса или мышь, долго не по­падаются другие крысы или мыши, что связано, видимо, с запахом «тревоги», оставленным пойманным животным (Соколов, 1978, С. 41), однако здесь сам «запах тревоги» не определен. В других исследованиях не просто показано, что при переживании эмоции выделяется запах, но и установлено какой именно. Это сделано, например, для эмоции гне­ва, агрессии: «выделение мускусов у зве­рей наблюдается при отрицательных эмоциях, например, при опасности, ис­пуге, в злобном возбуждении» (Корытин, 1979, С. 117).


В нашем предыдущем исследовании мы установили, что у людей, предвкуша­ющих принятие спиртного, воображаю­щих его, особенно имеющих мотивацию к приему алкоголя, и переживающих чувство удовольствия при этом, в вы­дохе появляется вещество химически близкое к этиловому спирту, на кото­рое реагируют алкотесторы (Berezina. 2011). Аналогичная реакция (появление алкоподобных веществ) в выдохе чело­века может возникать не только в предвкушении удовольствия от выпивки, но и в ответ на запах спиртного (Березина, 2008). Возможно, как мы предположили ранее, в выдохе появляются не спирто­подобные, а эфироподобные вещества (алкогольные эфиры) и их появление соответствует базовому эфирному за­паху (Березина, 2009б). Теоретический анализ полученных результатов - цель дальнейших работ в данной области ис­следований.


В нашей настоящей статье нам до­статочно доказательства того, что су­ществует достоверный эмпирический факт изменения функционального со­стояния человека при представлении им состояния опьянения. Изменение функционального состояния ведет к пе­реживанию и субъективного ощущения опьянения (включая эмоциональные ощущения, которые являются положи­тельными для большинства людей), и по­явлению алкоподобных веществ в выдохе испытуемого. Вещества, регистрируемые в выдохе, химически близки базовому эфирному запаху, поскольку представля­ют собой смеси эфиров, спиртов и аль­дегидов (используемый в экспериментах алкотестер регистрирует именно эти группы веществ).


Нами была проведена также серия эк­спериментов по изучению связи меж­ду эмоцией удовольствия и появлением исходящего от человека эфирного запа­ха. Эксперимент ставился с применени­ем алкотестора Drivesafe, использованно­го нами и в предыдущих экспериментах. Было поставлено три серии эксперимен­тов. В первой серии испытуемым (сту­дентам) предлагалось представлять себя в различных эмоционально приятных ситуациях, после чего у них произво­дился замер алкоподобных веществ в вы­дохе. Во второй серии проводился по­левой эксперимент, испытуемые брали с собой алкотестор и в различных при­ятных для себя ситуациях делали замер алкоподобных веществ в выдохе. Третья серия – контрольная проводилась в эмоционально нейтральной ситуации – ис­пытуемые сидели на лекции, конспекти­ровали высказывания лектора и время от времени проводили замер алкоподобных веществ в своем выдохе. По результатам этого эксперимента мы сделали вывод, что переживание человеком положитель­ных эмоций, связанных с жизненными ситуациями получения удовольствия от еды, общения с приятными людьми, от любви, от практики методов самосовер­шенствования, от переживания ситуации богатства или карьеры, могут приводить к таким изменениям его функциональ­ного состояния, что его можно зареги­стрировать объективными методами. Мы назвали такие эмоции, которые меняют физиологию организма, подлинными. Переживание человеком подлинной эмо­ции удовольствия в жизни приводит к по­явлению у него соответствующего запаха, который имеет предположительно эфирную природу и который может быть из­мерен соответствующими химическими приборами. Подобное явление нами зарегистрировано в 0,5-0,7% случаев в экспериментальных сериях и в 0% случаев в контрольной серии (Березина, 2014).


Мы видим, что относительно неко­торых базовых эмоций (радости, удо­вольствия, страха, гнева) существуют до­казательства того, что их переживание приводит к изменению аромата живо­го существа, а относительно таких эмо­ций, как гнев и удовольствие имеются данные, что не только к изменению, но и к выделению специфического базово­го запаха.


Декодирование информации. Связь базовых запахов с базовыми эмоциями


В качестве второго элемента ольфак­торного языка бессознательного об­щения мы рассмотрим базовые запахи, восприятие которых будет вызывать у че­ловека переживание базовых эмоций.


Посмотрим, какие существуют дока­зательства того, что базовые запахи мо­гут вызывать у человека возникновение базовых эмоций.


В нашем следующем исследовании была изучена способность базовых за­пахов вызывать эмоции вообще и ба­зовые эмоции, в частности, (Березина, 2011, 2012; Berezina, 2014). В первом эксперименте испытуемым последова­тельно (один за другим) предъявлялись все базовые запахи. Их задачей было описать, какие эмоции эти запахи вызы­вают. Во втором эксперименте испытуемым аналогично предъявлялись базо­вые запахи, но им предлагалось указать какую из базовых эмоций (список при­лагался) они связывают с этим запахом, одну эмоцию можно было связать толь­ко с одним запахом. Запахи предъяв­лялись в виде капли соответствующего пахучего вещества, запакованного в по­лиэтилен. В качестве эталонов базовых запахов мы брали вещества, рекомен­дуемые для этих целей Эймуром – это были ароматические масла (мускусный, эфирный, цветочный, мятный запахи), продукты животного происхождения (гнилостный), лекарственные вещества (камфарный) и продукты пищевой про­мышленности (едкий).


Основные пересечения были обнару­жены уже в первом исследовании, а во втором, в более жесткой ситуации, они проявились больше . Опираясь на дан­ные дисперсионного анализа и теорети­ческие рассуждения, мы предложили сле­дующие взаимосвязи: цветочный запах связан с эмоцией радости, фруктовый за­пах связан с эмоцией удовольствия, мят­ный - с эмоцией удивления, мускусный - с эмоцией гнева, гнилостный - эмоцией отвращения, едкий - с эмоцией страха, камфарный - с эмоцией печали.


Наши результаты подтверждаются данными других авторов. Например, для цветочного запаха (лаванды) было по­казано, что он может улучшать ночной сон испытуемых и приводить к появлению хорошего настроения в момент пробуждения (Goel, 2004), аналогичные эффекты обнаружены и у другого источ­ника цветочного запаха розы (Schredl et al., 2009). Это проявления базовой эмо­ция радости.


Относительно запаха перечной мяты было показано, что он влияет на уровень внимания, повышает его, улучшает вы­полнение канцелярских задач (Barker et al., 2003), что может также быть связано и с развитием своеобразного интереса к работе. Интерес - это базовая эмоция по С. Томкинсу, аналогичная удивлению (Ortony and Turner, 1990).


Фруктовые/эфирные запахи, являю­щиеся аналогами по Хеннингу (Henning, 1924), считаются приятными, большин­ство фруктовых запахов вызывают эф­фекты, аналогичные цветочным, повышают уровень бодрствования, улучшают настроение (Плужников, 1991). Собст­венно эфирный запах (источник диэтиловый эфир) является лекарственным средством, вдыхание его снижает боль и может вызывать эйфорию (Машковский, 2002) - базовая эмоция удовольствия.


Запах камфары также влияет на физи­ологию человеческого организма, явля­ясь лечебным средством. В человеческом восприятии он относится к неприятным, входит в один кластер с запахом наша­тырного спирта, ассоциируется у испы­туемых с черно-сине-фиолетовыми цве­том (Яньшин, 2001), больницей.


Запах неочищенного мускуса отно­сится к неприятным (Яньшин, 2001), у животных он вызывает агрессию и по­явление гнева (базовая эмоция) (Корытин, 1979).


Для едких запахов (уксусная кисло­та) нами ранее была установлена связь с базовым запахом страха. Этот запах вызывает у животных реакцию паники и иногда агрессию. Это было установлено для собак (Березина, 2009в), и для му­равьев (Березина, 2013).


Запах тухлых яиц (базовый гнилост­ный) способствует появлению отрица­тельных эмоций и неприятных пере­живаний во время сновидения, близких к базовой эмоции отвращения (Schredl et al., 2009).


Как видно из этого короткого перечи­сления, относительно каждого из базо­вых запахов доказано, что он вызывает конкретную базовую эмоцию. При этом, мы видим достаточно четкое соответствие: базовая эмоция вызывает тот базо­вый запах, который при независимом предъявление вызывает именно эту базовую эмоцию. Данные, позволившие нам сделать этот вывод, получены разными исследователями (в том числе и нами), в разных странах на различных объектах - и на людях, и на животных.


Подобный механизм может лежать в основе феномена психического зара­жения.


Психическое заражение


В социальной психологии феномен бесконтрольной передачи эмоций от человека к человеку называется психи­ческим заражением и рассматривается как один из видов массовидного (массового) поведения. Психическое зара­жение - это неосознаваемая невольная подверженность человека к восприятию психических состояний и поведения других людей. Считается, что психическое заражение осуществляется посред­ством передачи другой личности психи­ческого настроя, обладающего большим эмоциональным зарядом. Психическое заражение возникает на основе духов­ных и материальных потребностей че­ловека, интереса к другим людям, к их образу мышления, характеру, склонно­стям, увлечениям, поступкам. Находясь в большой массе людей, человек может непроизвольно принять ее состояние (намерение, эмоциональную оценку со­бытия и т. п.).


Как пишет основатель психологии масс Г. Лебон «В толпе идеи, чувства, эмоции, верования - все получает такую же могущественную силу заразы, какой обладают некоторые микробы. Это явление вполне естественно и его можно наблюдать даже у животных, когда они находятся в стаде. Паника, например, или какое-нибудь беспорядочное дви­жение нескольких баранов быстро рас­пространяется на целое стадо» (Лебон, 2001, С. 76).


Известно несколько примеров пси­хического заражения базовыми эмоци­ями. Самый популярный это, конечно, массовая паника - психическое заражение базовой эмоцией страха. Не менее известны примеры массовой агрессии, когда толпа оказывается охваченной единым порывом к разрушению и жест­кости. Это пример заражение базовой эмоцией гнева. Заражение базовой эмоцией радости можно пронаблюдать на любом удавшемся празднике, когда но­вые гости, начинают улыбаться едва только погрузившись в атмосферу дей­ства. Примеры заражения остальными базовыми эмоциями менее известны, но их тоже можно найти.


Как мы полагаем, явление интерпер­сонального психического заражения - это тоже пример общения, но с ги­пертрофированной перцептивной со­ставляющей, когда на всех уровнях идет согласованная передача эмоциогенно- го сообщения, и самым главным оказы­вается именно бессознательный канал, задействуюший очень древние обоня­тельные механизмы психики. Именно по нему передается сильнейшая эмо­ция, вызываемая или гипертрофирован­ным переживанием индуктора, или кол­лективным переживанием толпы. Как мы уже говорили выше, обонятельный канал практически не поддается созна­тельному контролю, отсюда и ощущение одержимости эмоцией, неспособности с ней справиться. Именно поэтому Лебон утверждал, что в толпе отсутствует со­знание, а ее эмоции безрассудны.


Однако пока речь идет о передаче очень простых базовых эмоций: страха, радости, гнева и т.п. Человек же в про­цессе своего общения обменивается и более сложными переживаниями - высшими чувствами, интеллектуальными, моральными, эстетическими, патриоти­ческими и т.п.


Мы предполагаем, что передача выс­ших чувств на бессознательном уров­не также может быть осуществлена по обонятельному каналу с использовани­ем эмоционально-обонятельного кодирования и декодирования информации.


Рассмотрим подробнее гипотетиче­скую модель передачи высших чувств посредством эмоционально-обонятель­ного языка.


Этап первый. Переживание чувства. К высшим чувствам традиционно отно­сят сложные эмоционально окрашен­ные переживания (патриотизм, целеполагание, фантазию и т.п.). Мы разделяем точку зрения исследователей психоло­гии эмоций, которые считают, что лю­бое сложное чувство может быть состав­лено из базовых эмоций, как мелодия из нот (П. Экман, К. Изард и др.). Поэто­му переживание высшего чувства может быть сведено к переживанию сочетания базовых эмоций, которые, в свою оче­редь, вызываются активаций соответст­вующих мозговых центров.


Этап второй. Изменение функци­онального состояния. Активация не­рвных центров влияет на функциониро­вание организма, изменяется гомеостаз, меняется химический состав жидкостей и, соответственно, изменяется запах, ис­ходящий от человека.


Этап третий. Выделение базовых за­пахов. Изменение функционального состояния не просто меняет запах че­ловека, но и ведет к выделению у него базовых ароматов, однозначно соответствующих переживаемым базовым эмо­циям. Следует отметить, что сам ольфакторный спектр может быть значительно шире, и определяться различными био-органическими процессами человече­ского организма. Важно, что и базовые запахи в этот спектр тоже входят.


Этап четвертый. Восприятие базовых запахов. Человеческий нос из всех до­стигших его ароматов, вычленяет базо­вые запахи (в том числе и те, которые были выделены переживающим эмоцию другим человеком). Это положение - основное для любой теории базовых за­пахов, имеет множество эмпирических доказательств (Ekman, 1972).


Этап пятый. Возникновение базовых эмоции. Базовые запахи вызывают ба­зовые эмоции. Доказательств в поль­зу этого утверждения достаточно мно­го, в том числе и собранных нами, выше мы частично приводили их. Как следует из этого утверждения, базовые эмоции, возникшие в ответ на данные обоня­тельные стимулы, это не любые пере­живания, а именно те эмоции, которые переживал человек, чей аромат воспри­нимается. Если принять во внимание предыдущие этапы, то этот вывод пред­ставляется достаточно обоснованным.


Этап шестой. Формирование сложно­го эмоционально окрашенного пережи­вания. Сочетание базовых эмоций ведет к появлению сложного чувства. С учетом предположения, что базовые эмоции в данном случае совпадают с базовыми эмоциями первоначально переживавшего человека, можно сделать вывод, что и возникшее сложное переживание эмо­ционально будет соответствовать чувст­вам первого человека.


Так по обонятельному каналу на бес­сознательном уровне общения от чело­века к человеку передается информация об эмоциях и чувствах.


Однако переданная информация оста­ется не осознанной реципиентом в том смысле, что она существует как пережи­вание, еще не получившее своего слове­сного выражения, как невербальный ге­штальт, который можно представить как «что-то чувствуется, а что не понимаю». Осознание же полученного эмоциональ­ного послания, с одной стороны, будет зависеть от культурного аспекта, от вос­питания человека, от его индивидуаль­ных смыслов, с другой стороны, - от его способностей к рефлексии, от умения понимать свои переживания.


Многие специалисты по психологии эмоций считают, что человек начина­ет осознавать эмоции, только когда они достигают пика, познавая свои собствен­ные поступки и телесные реакции. И наоборот, когда эмоции менее выражены, человек практически не обращает вни­мание на них, на связанные с ними дей­ствия и телесные реакции, концентриру­ясь на сознательных действиях, мыслях и чувствах (Ruys and Stapel, 2008).


Выводы


В основе любого общения лежит об­мен эмоциями, он обеспечивает воз­никновение психологического контакта между людьми, благодаря которому об­мен информацией превращается в об­щение. Любой акт общения включает в себя восприятие эмоций партнера.


Обмен эмоциями между собеседни­ками осуществляется на трех уровнях. Сознательный уровень - это вербально формулируемое индуктором сообщение о своих эмоциях, воспринятое реципиентом и принятое им как факт. Неосозна­ваемый уровень -уровень традиционных невербальных коммуникаций, это выра­жение эмоций индуктора через мими­ку, жесты, интонацию. Обычно индуктор не контролирует эти каналы, а реципи­ент не обращает на них внимания, тем не менее, они формируют отношение реципиента к словам индуктора. Однако при необходимости возможен сознатель­ный контроль информации проходя­щей по этим каналам. Бессознательный уровень - это уровень обонятельных коммуникаций, информация об эмоциональном состоянии индуктора пере­дается с помощью подпороговых запахов, не осознающихся в качестве ароматов, но влияющих на настроение реципиента.


На основании данных эмпирических исследований мы заявляем о существо­вании однозначной связи между базо­выми эмоциями и базовыми запахами. Это означает, что переживание человеком базовой эмоции всегда приводит к выделению от него соответствующего базового запаха. И, наоборот, восприя­тие базового запаха всегда ведет к появ­лению у человека соответствующей ба­зовой эмоции.


В качестве своеобразных «букв» бес­сознательного канала передачи инфор­мации выступают связки «базовая эмо­ция - базовый запах» и «базовый запах - базовая эмоция». Мы предполагаем су­ществование следующих связок: эмоция радости - цветочный запах, эмоция удо­вольствия - фруктовый (эфирный) запах, эмоция печали - камфарный (эвкалипто­вый) запах, эмоция гнева - мускусный за­пах, эмоция страха - едкий запах, эмоция отвращения - гнилостный запах.


Передача чрезмерных базовых эмо­ций от индуктора к другим людям из­вестна, она приводит к появлению фе­номена психического заражения, таким как массовая паника, массовая агрессия, массовое веселье и т.п. Как мы полага­ем, в этом случае заражение также осу­ществляется через обонятельный канал.


В более сложных случаях - при обме­не чувствами (феномен эмпатии) меха­низм передачи сложнее, она осуществля­ется в несколько этапов. На первом этапе сложное чувство индуктора составляется из базовых эмоций, как слово из букв. На втором этапе изменяется функциональ­ное состояние организма, что ведет к по­явлению соответствующих базовых за­пахов (третий этап). На четвертом этапе происходит восприятие базовых запахов партнером по общению. На пятом этапе в ответ на базовые запахи у партнера воз­никают базовые эмоции, которые и скла­дываются в сложное высшее чувство (ше­стой этап).


Передаваемая по обонятельному каналу эмоциональная информация является невербализованной, именно в таком виде она существует во внутреннем мире и ин­дуктора, и реципиента. Осознание этих переживаний и их интерпретация - от­дельная задача, требующая хорошего раз­вития рефлексивных способностей.


Литература:



  1. Андреева Г.М. Социальная психология / Г.М. Андреева. - Москва : Аспект-пресс, 1998. - 376 с.

  2. Березина Т.Н. Реакции человека на представление образов спиртного / Т.Н. Березина // Психология. - 2008. - Т. 5. - № 4. - С. 102-111.

  3. Березина Т.Н. Базовые эмоции и запахи: ассоциативный эксперимент / Т.Н. Березина // Психология и психотехника. - 2009а. - № 1(4). - С. 48­55.

  4. Березина Т.Н. Запах и образ спиртного как факторы, влияющие на функциональное состояние человека / Т.Н. Березина // Вопросы психологии. - 2009б. -№ 4. - С. 80-90

  5. Березина Т.НК вопросу о существовании «запаха страха» / Т.Н. Березина // Психология. - 2009в. - № 1. - С. 102-111.

  6. Березина Т.Н. Возникновение позитивных и негативных базовых эмоций под влиянием базовых запахов / Т.Н. Березина // Вестник МГГУ им. М.А. Шолохова. Серия «Педагогика и психология». - 2011. - № 3. - С. 59-69.

  7. Березина Т.Н. Обонятельное воздействие на насекомых (на примере запаха страха) / Т.Н. Березина // Психология и психотехника. - 2013. - № 8. - С.1-20.

  8. Березина Т.Н. Радость и удовольствие как базовые эмоции / Т.Н. Березина // Психология и психотехника. - 2012. - №7. - С. 40-47.

  9. Березина Т.Н. Измерение положительных эмоций посредством нового аппаратного метода / Т.Н. Березина // Психология и психотехника. - 2014. - № 7. - С. 766-773.

  10. Березина Т.Н. Взаимосвязь базовых запахов и базовых эмоций / Т.Н. Березина // Вопросы психологии. - 2012. - № 4. - С. 106-116.

  11. Бодалев А.А. Психология общения / А.А. Бодалев. - Москва : Изд-во Ин-та практической психологии ; Воронеж : МОДЭК, 1996. - 256 с.

  12. Ганшин В.М. Химический наносенсор на свободные высшие жирные кислоты с люминесцентным откликом / В.М. Ганшин, Э.П. Зинкевич // Сенсорные системы. — 2002. - Т. 16. - № 14. - С. 336-342.

  13. Зинкевич Э.ПЛетучие компоненты выделений поверхности кожи человека / Э.П. Зинкевич, Е.С. Бродский, Т.Ф. Моисеева, Ю.Б. Габель // Сенсорные системы. - 1997. - Т. 11. - № 1. - С. 42-51.

  14. Изард К.Э. Психология эмоций / К.Э. Изард. - Санкт-Петербург : Питер, 2006. - 464 с.

  15. Корытин С.А. Поведение и обоняние хищных зверей / С.А. Корытин. - Москва : МГУ, 1979. - 224 с.

  16. Лабунская В.А. Психология экспрессивного поведения / В.А. Лабунская. - Москва, 1989.

  17. Лебон Г. / Г. Лебон // Психология масс : хрестоматия. - Самара: Бахрах-М, 2001.

  18. Леонтьев А.А. Психология общения / А.А. Леонтьев. - Москва, 2005.

  19. Машковский М.Д. Лекарственные средства. В 2-х тт. / М.Д. Машковский. - Москва, 2002.

  20. Пиз А. Язык жестов. Как читать мысли окружающих по их позам, мимики, жестам / А. Пиз. - Минск, 1995.

  21. Плужников М.С. Среди запахов и звуков / М.С. Плужников, С.В. Рязанцев. - Москва : Мол. гвардия, 1991.

  22. Руденский Е.В. Социальная психология : курс лекций / Е.В. Руденский. - Москва : ИНФРА-М ; Новосибирск : НГАЭиУ, Сибирское соглашение, 2000.

  23. Салливан Г.С. Интерперсональная теория психиатрии / Г.С. Салливан. - Санкт-Петербург, 1999. - 347 с.

  24. Соколов В.Е. Химическая сигнализация млекопитающих / В.Е. Соколов, Э.П. Зинкевич. - Москва : Знание, 1978. - 59с.

  25. Яньшин П.В. Введение в психосемантику цвета / П.В. Янгшин. - Самара: Изд-во СамГПУ, 2001. - 189 с.

  26. Amoore J.E. Current status of the theory of odor // Annals of the New York Academy of Sciences. - 1965. - 116. - 457-476.

  27. Barker S, Grayhem P, Koon J, Perkins J, Whalen A, Raudenbush B. Improved performance on clerical tasks associated with administration of peppermint odor // Perceptual and Motor Skills. - 2003. - 97. - 1007-10;

  28. Benson E. Pheromones, in context // Monitor Staff. - 2002. - V. 33. - No. 9.

  29. Berezina T.N. Research of the Psychological Interconnection between the Basic Odors and the Emotional State of a Human Being // Asian Social Science. - 2014. - V. 10. - No. 21. - p. 159-167.

  30. Berezina T.N. Influence of Alcohol Smell and Imagination on the Condition of the Human Organism and Subjective Human Experience // arXiv:1111.0388v1 [q-bio.NC], Nov 2, 2011., - URL : http://arxiv.org/abs/1111.0388

  31. Chen D, Haviland-Jones J. Human Olfactory communications of emotion. // Perceptual Motor Skills. - 2000. - 91. - 771-781.

  32. Doty R.L., Green P.A., Ram C., Yankell S.L. Communication of gender from human breath odors: Relationship to perceived intensity and pleasantness // Hormones and Behavior. - 1982. - 16. - 13-22.

  33. Ekman P. Emotions in the Human Face. - New York: Pergamon Press, 1972.

  34. Goel N. Effects of Olfactory stimuli on subsequent human sleep. - Wesleyan University, 2004.

  35. Henning H. Der Geruch. - Lpz.: Barth, 1924.

  36. Jacob S, Spencer N.A, Bullivant S.B, Sellergren S.A, Mennella J.A, McClintock M.K. Effects of breastfeeding chemosignals on the human menstrual cycl // Human Reproduction. - 2004. - 19. - 422-29.

  37. McClintock M.K. Menstrual synchrony and suppression // Nature. - 1971. - 229. - 244-245.

  38. Ortony A., Turner T.J. What’s basic about basic emotions? // Psychological Review. - 1990. - 97. - 315-331.

  39. Plutchik R. A general psychoevolutionary theory of emotion // R. Plutchik & H. Kellerman (Eds.), Emotion: Theory, research, and experience. - 1980. - Vol. 1. Theories of emotion - New York: Academic, 1980. - pp. 3-33.

  40. Russell M.J., Switz G.M., Thompson K. Olfactory influence on the human menstrual cycle // Pharmacology, Biochemistry and Behavior. - 1980. - 13. - 737-738.

  41. Ruys K, Stapel D. The Secret Life of Emotions // Psychological Science. - 2008. - V. 19. - N. 4.

  42. Schiffman S.S. Taste and smell in disease // New England Journal of Medicine. - 1983. - 308. - 1275-1279, 1337-1343.

  43. Schredl M., Atanasova1 D., Hoermann K., Maurer J.T., Hummel T., Stuck B.A. Information processing during sleep: the effect of olfactory stimuli on dream content and dream emotions // European Sleep Research Society. J. Sleep Res. - 2009. - 2009. - 18. - 285-290.

  44. Wallace P. Individual discrimination of humans by odor // Physiology and Behavior. - 1977. - 19. - 577-579.