Loading...

This article is published under a Creative Commons license and not by the author of the article. So if you find any inaccuracies, you can correct them by updating the article.

Loading...
Loading...

К вопросу об изучении этнической группы иссык-кульских калмыков Creative Commons

Link for citation this article

H. В. Балинова,

В. H. Хоттов

Oriental Studies, Journal Year: 2014, Volume and Issue: №3, P. 100 - 105

Published: July 1, 2014

Latest article update: March 26, 2023

This article is published under the license

License
Link for citation this article Related Articles

Abstract

В статье рассматривается история изучения этнической группы иссык-кульских калмыков (сарткалмаков), анализируются различные мнения ученых относительно их происхождения. Отмечается, что в ходе экспедиции 2013 г. проведено комплексное исследование этнической группы сарт-калмаков: антропометрическое исследование, сбор генетического материала и опрос по лингвистической программе стословника с составлением именника, записью этнонимов и топонимов. На основании материалов антропологического исследования будут прослежены история развития и дальнейшее формирование группы иссык-кульских калмыков в сравнении с калмыками России и ойратами Китая, что позволит выявить наиболее актуальные тенденции в развитии данной этнической группы в настоящее время.

Keywords

История изучения, ономастический материал, каракольские калмыки, антропометрическое исследование, современная языковая ситуация, сарт-калмаки, этногенез

Каракольские калмыки1, или сарт- калмаки — монголоязычная этническая группа, потомки древних ойратов4 имеющие богатую историю и национальную культуру. Предания гласят, что предки каракольских калмыков, олёты, до распада пиратского союза, причиной которого послужила внутренняя и внешняя политика крупных феодалов, кочевали в районе г. Токмака в устье р. Чу. В XIX в. их кочевья находились близ р. Текесу [Бурдуков 1935: 47-52]. Покинув родные кочевья в Джунгарии, они мигрировали к озеру Иссык-Куль, где были приняты в русское подданство. Они называли себя кара калмыками и происходили из олётов [Бурдуков 1935:53], на новой родине они получили название сарт-калмак2.


Всего на территорию России прикочевало чуть более 1 000 калмыков [Жуковская 1980: 157]. Придя к озеру Иссык-Куль, заселив территорию близ нынешнего города Каракол и образовав села Беру-Баш и Челпек, которые явились территориальным ядром этой этнической общности, они принесли богатую материальную и духовную культуру, сложившуюся в глубокой древности на их далекой родине. Сарт-калмаки пользовались письменностью «тодо бичиг» («ясное письмо» 1648 года), создателем которой является выдающийся ойратский просветитель Зая-пандита, позже они перешли на общекалмыцкую письменность на кириллической основе.


Находясь длительное время в изоляции от других монгольских народов, на новой территории в иноязычном окружении, они постепенно утратили связь со своими сородичами, оставшимися на старых кочевьях. Вместе с тем крепли и множились их экономические, политические, культурные и бытовые связи с новыми соседями, взаимодействуя с которыми, сарт-калмаки переняли отдельные элементы их культуры, религии и языка, что обусловило изменения в укладе их жизни, обычаях и традициях. Приняв ислам, они усвоили мусульманскую культуру, что способствовало значительным изменениям в обрядовой сфере, связанной с традиционным мировоззрением калмаков.


Необходимо отметить, что история, культура, быт каракольских калмыков не были еще предметом целенаправленного комплексного исследования, хотя о них имеется немало сведений в литературе. К изучению сарт-калмыков, их языка и культуры в разное время обращались языковеды, историки, этнографы, писатели, журналисты, пытавшиеся пролить свет на историю их происхождения, расселения, а также материальную и духовную культуру калмаков Кыргызстана на основе сведений, собранных в ходе экспедиции.


Сарт-калмаки стали объектом научного исследования с 30-х гг. XX в. Впервые им была посвящена статья А. В. Бурдукова «Каракольские калмыки (сарт-калмаки)» [1935], где дается краткий обзор истории и традиционного уклада жизни калмыков Иссык-Куля. По поручению Монгольской комиссии Всесоюзной Академии наук А. В. Бурдуковым была совершена двухмесячная этнолингвистическая экспедиция к сарт-калмакам, в ходе которой ученый собрал богатый фольклорный и лингвистический материал, исторические сведения о каракольских калмыках, статистические и другие данные о населении и хозяйстве. Определенную ценность имеет небольшой по объему калмыцко-киргизско-русский словарь, составленный ученым. В своей статье автор приводит легенды, записанные от информантов и посвященные истории происхождения сарт-калмаков. Описывая уклад скотоводов, ученый отмечает, что «у середняков сохранился тип старо-монгольской юрты... На полу были разостланы узорчатые войлоки киргизского орнамента, за исключением одного монгольского шир- дыка... Впереди была гора красиво сложенных одеял и подушек. От входа направо подвешен мешок с кумысом и расставлена кухонная посуда... Посередине горел огонь, на тагане стояла чугунная чаша. В чаше варят мясо, кипятят молоко, стряпают лепешки, чай же пьют из самоваров» [Бурдуков 1935: 60]. В статье приводится список этнонимов и топонимов, включая местные географические наименования микрообъектов, находящихся в окрестностях с. Челпек. Изучая каракольских калмыков, ученый приходит к выводу, что «калмыцкое население не вымирает и не находится в стационарном состоянии, а все время увеличивается... Не только в росте населения, но также и в культурно-общественном строительстве калмыки производят весьма благоприятное впечатление» [Бурдуков 1935: 71].


Каракольским калмыкам посвящена статья «Хар йолын хальмгуд» [1964] известного фольклориста, профессора А. Ш. Ки- чикова, в которой автор делится впечатлениями о поездке в Киргизию с целью исследования быта, языка, обычаев и традиций сарт-калмаков, подробно описывает климат и ландшафт территории их проживания, приводит биографические сведения о своих информантах. Говоря о танцах и песнях иссык-кульских калмыков, ученый отмечает их сходство с танцевальной и песенной традицией древних ойратов. Большинство песен, записанных автором, являются протяжными, а две из них ученый относит к песням из героического эпоса «Джангар». А. Ш. Кичиков также обращает внимание на топонимию территории, имеющую ой- ратское происхождение, и приводит следующие примеры: Халъмг зо, Наина дав, Хууч- на халъмг бух.


У.-Ж. Ш. Дондуков в статье «Некоторые особенности говора иссык-кульских сарт-калмыков (ойратов) в сравнительном освещении с монгольскими и киргизскими языками» [1973] считает язык калмыков Иссык-Куля говором «ойратского языка монгольской семьи языков» [Дондуков 1973: 166]. Целью ученого являлось описание фонетического, морфологического и лексического строя языка сарт-калмаков, а также его взаимодействия с соседними неродственными языками. Исследуя фонетику данного языка, к числу характерных особенностей автор относит «отсутствие перелома звука и (/). тогда как у значительного большинства живых монгольских языков этот перелом давно завершился. Роль и (/) в этом говоре сводится к палатализации предшествующего ему согласного звука. Например, нидун ‘глаза', юрял ‘благопожелание', алчир ‘платок', дэвил ‘шуба', туры ‘бусы', тэргин ‘телега', бичиг ‘письмо', чэвир бичиг ‘чистописание'. Таким образом, из-за отсутствия перелома звука и (/) произношение многих слов остается в данном говоре таким же, как и в древнемонгольском языке. Например: чирай ‘лицо' (по-челпекски), сігаі ‘лицо' (в письм. монг.)» [Дондуков 1973: 168]. Морфологический строй языка сарт- калмаков рассматривается в аспекте сравнения с морфологической системой современного монгольского языка, бурятского и киргизского языков. Рассматривается категория множественного числа, глагольные формы, а также надежная система языка, в которой ученый выделил три отличительных падежа, сфера которых ограничивается словами, имеющими пространственно-локативное значение. Описывая и классифицируя лексический состав, автор приходит к выводу о том, что «процесс развития языка сарт-калмыков проходил в какой-то степени локализованію, не в общем русле с другими родственными языками. Поэтому одну из характерных черт его составляют специфические слова, не встречающиеся в других современных, живых монгольских языках» [Дондуков 1973: 170].


Интерес к языку сарт-калмаков отражен в статье Э. Р. Тенишева. В статье «О языке калмыков Иссык-Куля» [1976] ученый рассматривает некоторые фонетические, морфологические и лексические особенности языка сарт-калмаков. Говоря о переломе звука и, ученый отмечает, что данный языковой процесс произошел неравномерно, и приводит следующие примеры: нуди ‘глаз', (в письм. монг.) mdilir, нуур ‘лицо', (в письм. монг.) тунг. Хотя наряду с ними встречаются слова, которые сохранили старый фонетический облик, например: шидн ‘зуб', (в письм. монг.) sidlin', жуіре ‘шестьдесят', (в письм. монг.) jiran. В отличие от калмыцкого языка в языке сарт-калмаков количественные числительные утеряли конечный -н, исключением является числительное нёгн ‘один', например: дѳрве ‘четыре', калм. дѳрвн; тавы ‘пять', калм. таен', дола ‘семь', калм. долан. Сравнение с лексикой калмыцкого языка обнаруживает в большинстве случаев совпадение терминов родства у иссык-кульских калмыков. Рассматривая язык сарт-калмаков, ученый приходит к выводу, что «язык иссык-кульских калмыков, как можно судить по речи жителей Челпека, больше всего различий от калмыцкого литературного и диалектного имеет в фонетике; в морфологии и лексике эти различия мало ощутимы, т. е. язык иссык-кульских калмаков находится на положении говора» [Тенишев 1976: 86].


Исследованием сарт-калмаков занимались и антропологи. В 50-х гг. XX в. в ходе Киргизской археолого-этнографической экспедиции Н. Н. Миклашевской было проведено семитологическое исследование иссык-кульских калмыков. Полученные данные послужили ценным материалом для сравнительно-сопоставительного анализа с этнической антропологией волжских калмыков, проведенного Д. О. Ашиловой. Автор приходит к выводу, что этническая группа сарт-калмаков в составе киргизов, в прошлом связанная с западно-монгольским этносом (общностью происхождения, языка и культуры), в настоящее время отличается по своему физическому типу от народов, принадлежащих к центральноазиатскому антропологическому типу (калмыков, монголов и бурят) и обнаруживает наибольшую близость с киргизами [Аши- лова 1976: 188].


Известный российский монголовед, этнолог, профессор И. Л. Жуковская в статье «Иссык-кульские калмаки (сарт-калмаки)» [1980] подробно описала быт и хозяйственную деятельность каракольских калмыков. Называя их потомственными скотоводами- кочевниками, автор отмечает у них и навыки земледелия. «Вплоть до первых послереволюционных лет калмаки выращивали необходимый им минимум на богарных землях в горах. После революции им было предоставлено 545 га поливных полей, на которых постепенно наряду с пашнями появились сады и огороды» [Жуковская 1980: 159]. Эти занятия земледелием исследователь связывает с влиянием соседей, «прежде всего русских переселенцев, прибывших в Прииссыккулье из Воронежской, Астраханской, Курской, Полтавской губерний и быстро внедривших на новом месте высокую земледельческую культуру и технику Центральной России и Украины» [Жуковская 1980: 159], хотя известно, что в Джунгарии население также проводило земледельческие работы. И. Л. Жуковская отмечает, что видом жилья у сарт-калмаков до 1920-1930-х гг. продолжала оставаться юрта. «Первые построенные в довоенные годы дома представляли собой длинные, с плоскими крышами саманные постройки, выходившие глухой стеной на улицу. Со стороны двора вдоль всей внутренней стены дома тянулась открытая веранда. Такой тип жилья близок к традиционному среднеазиатскому жилищу оседлого населения» [Жуковская 1980: 160]. К основным продуктам питания автор относит мясную и молочную пищу; «использование зерна и муки носило типичный для скотоводческого уклада характер» [Жуковская 1980: 161]. В ходе исследования автор приходит к выводу, что сарт-калмаки являются этнической группой в составе киргизов, а не самостоятельным этническим образованием [Жуковская 1980: 164]. Такой вывод был сделан в период, когда в исследуемой группе активно происходили ассимиляционные процессы, утрачивался язык, изменились традиционные занятия, религия, хотя сохранялись отдельные элементы собственной этнической культуры.


Тем не менее, традиционная культура и язык сарт-калмаков продолжали бытовать, и в лингвистической экспедиции 1982 г. Д. А. Павловым был собран языковой материал, анализ которого позволил ученому сделать вывод о том, что язык иссык-кульских калмыков является торгутским, точнее цаатанским говором калмыцкого языка [Павлов 1984: 4]. В статье «Хар йолынхаль- мгуд боли теднэ келн» [1984] Д. А. Павлов также описал быт и традиции калмыков Иссык-Куля.


Краткий обзор истории изучения языка и быта сарт-калмаков позволяет утверждать, что к настоящему времени накоплен значительный фактический материал, который представляет самостоятельную ценность и требует более детального обследования.


Летом 2013 г. нами совершена экспедиция в районы проживания сарт- калмаков. Антропологами и генетиками Института этнологии и антропологии РАН им. И. И. Миклухо-Маклая и Музея и НИИ антропологии МГУ им. М. В. Ломоносова проведено комплексное антропогенетическое исследование. По антропометрической программе измерены 84 женщины, 119 мужчин; сделано 830 фотоснимков для обобщенных портретов и заполнения бланков по расовой программе; собрано 197 образцов крови для генетического анализа; откопированы подворные списки 4 сел для популяционно-демографического анализа; опрошены 379 женщин, вышедших из репродуктивного возраста, для оценки репродуктивного здоровья популяции, расчета индексов потенциального отбора и социального прессинга. Сдавшие генетический материал по этнической составляющей распределились следующим образом: 111 человек заявили, что оба родителя являлись сарт-калмаками, из них примерно половина знают родовую принадлежность родителей (51 чел.). Метисами сарт-калмаков с киргизами являются 40 человек, у 29 человек оба родителя — киргизы, 8 человек — метисы с казахами, уйгурами, татарами, башкирами.


На основании полученных материалов будет прослежена история развития и дальнейшее формирование группы иссык- кульских калмыков в сравнении калмыками, проживающими на территории России, и ойратами Синьцзяна КНР; исследована демографическая и генетическая структура каракольских калмыков; рассчитаны генетические расстояния и степень родства с калмыками России. По индивидуальным фотоснимкам будут составлены обобщенные портреты мужчин и женщин сарт- калмаков. Представленное исследование позволит осветить наиболее актуальные тенденции в развитии данной этнической группы в настоящее время.


В ходе исследования удалось собрать лингвистический и фольклорный материал, а также исторические сведения о сарт- калмаках, статистические и другие данные, характеризующие разные стороны их жизни. Следует отметить, что численность каракольских калмыков в настоящее время точно определить невозможно: по данным переписи 2009 г., учтено 3 800 человек, но от 2/3 до 3/4 калмаков записаны киргизами [Нанзатов, Содномпилова 2012: 132]. По учетным книгам сельских советов, численность населения четырех сел — Челпек, Бур- масу, Ташкия и Бору Баш (где до 90 % населения составляют сарт-калмаки) — около 12 тысяч человек. Миграция сарт-калмаков, их отдаленность от родственных народов и жизнь в иноэтническом окружении оказали большое влияние на все стороны их жизни, привели к утрате национального языка, письменности, религии, жизненного уклада. Говоря о языке калмыков Иссык-Куля, следует отметить, что он бытует только в разговорной форме и лишь среди представителей старшего поколения (начиная с 65 лет). Со слов информантов удалось записать названия некоторых родов, например: баиын- бахы (баян-баха), хар-батор, шонкур, сол- то, жедигер, монкуш, худан (ходом), керем, сарыпалды (сарыбалды), каракоз, куикунуу- лу (кюйукюйунун), орбендик (орвондик), жа- рынорку, чаган, моолмамед (монголмамед), жылмамед, чимид (чумот), бежиншарып (бейжиншарып), чирик (че рик), монголдор, таван-талха, таван-хар. Отметим, что этническая система калмаков, сложившаяся в процессе длительного периода истории, восходит к общемонгольской этнической системе, в составе которой обнаруживаются и киргизские родовые наименования.


В именнике сарт-калмаков ряд имен восходит к словам общемонгольского языкового фонда. Приведем некоторые примеры: сарт.-калм. Баиырта — калм. Байр- та, сарт.-калм. Бурулуш — калм. Буурлуш, сарт.-калм. Улан батыр — калм. Улан Ба- атр, сарт.-калм. Улан — калм. Улан, сарт.- калм. Баир — калм. Баир. Наряду с этими есть имена, которые в разное время были заимствованы из других языков, так как заимствования неизбежны и являются результатом многовековых контактов между людьми разных национальностей.


В ходе опроса информантов зафиксировано несколько наименований географических объектов, которые присутствуют и в топонимии других монгольских народов, например: Нарын, Улан, Долон, Аршан, Тамга, Борду, Челпек, Шораулан, Дархан.


Очевидно, что ономастический материал, в котором отражены различные социально-экономические и общественно-политические аспекты, религиозные представления, непосредственно связанные с жизнью, бытом и этнической судьбой иссык-кульских калмыков, вызывает определенный интерес.


Обрядовая культура сарт-калмаков претерпела существенные изменения: родильные, свадебные и похоронные обряды сходны с соответствующей обрядностью киргизского и других мусульманских народов. Исключением является лишь чайная церемония иссык-кульских калмыков. По словам информанта Сакиевой Райке, жительницы с. Бурма-Суу, гостя встречают пиалой молочного чая с маслом, накрошив в него калмыцкую лепешку калмак нан, изготовленную по особому рецепту [ПМА: 1]. Интересно отметить, что изготовлением этого особого калмыцкого хлеба занимаются лишь женщины с. Челпек, его иногда называют челпекским хлебом.


Материалы настоящего исследования подтверждают важность изучения материальной и духовной культуры сарт-калмаков. Результаты лингвистического анализа материала, собранного по стословнику, послужат ценным источником при описании фонетики, морфологии и лексики языка иссык-кульских кал маков, что актуально для калмыцкого языкознания и, шире, монголистики.


Сокращения


ПМА — полевой материал автора письм. монг — письменный монгольский калм. — калмыцкий сарт.-калм. — сарт-калмакский


Полевой материал автора


Сакиева Райке, уроженка с. Бурма-Суу. 1955 г. р.


Литература



  1. АшиловаД. О. Этническая антропология калмыков. Элиста: Калм. кн. изд-во. 1976. 215 с.

  2. Бурдуков А. В. Каракольские калмыки (сарт- калмыки) // Советская этнография. 1935. №6. С. 47-73.

  3. Дондуков Ш. Некоторые языковые особенности говора Иссык-кульских сарт-калмаков (ойратов) в сравнительном освещении с монгольскими и киргизскими языками // Ул- сын монгола эрдем // ик хурал 1 ботъ. Улан- Батор. 1973. С. 166-172.

  4. Кичиков А. Ш. Хар Іюлын хальмгуд // Хальмг уни. 1964. 18 августа. № 163. С. 3-4.

  5. Нанзатов Б., Содномпилова М. Каракольские сарт-калмаки (полевые очерки) // Tataria Magna. 2012. № 2. С. 128-151.

  6. Павлов Д. А. Хар Іюлын хальмгуд // Проблемы современных процессов в Калмыкии. Элиста: КНИИИФЭ. 1985. С. 107-117.

  7. Тенишев Э. Р. О языке калмыков Иссык-Куля // Вопросы языкознания. 1976. № 1. С. 82-87.

  8. Жуковская Н. Л. Иссык-кульские калмыки (сарт-калмаки) // Этнические процессы у национальных групп Средней Азии и Казахстана. М.: Наука. 1980. С. 157-166