Loading...

This article is published under a Creative Commons license and not by the author of the article. So if you find any inaccuracies, you can correct them by updating the article.

Loading...
Loading...

Космическая политика Японии: государственная поддержка частного бизнеса Creative Commons

Link for citation this article

Уханова Эркелей Владимировна

Японские исследования, Journal Year: 2020, Volume and Issue: №2, P. 63 - 81, https://doi.org/10.24411/2500-2872-2020-10012

Published: April 1, 2020

Latest article update: Jan. 17, 2023

This article is published under the license

License
Link for citation this article Related Articles
Loading...

Abstract

В статье рассматривается деятельность Японии по освоению и использованию космического пространства, а именно, место и роль в ней частных компаний. Наблюдаемый в настоящее время рост глобального рынка космических услуг происходит в основном за счёт развития частного сектора в ряде государств: увеличивается количество компаний, связывающих свою деятельность с космосом, расширяется спектр предлагаемых ими услуг, повышается их качество. Долгое время японские частные компании не имели возможности коммерциализировать накопленный научно-технический потенциал, и только в середине 2000-х годов японское руководство пересмотрело свою позицию в отношении использования космоса, открыв для предприятий аэрокосмической и оборонной промышленности пути для выхода на внутренний и внешний рынки. В статье показано последовательное развитие нормативно-правовой базы Японии в отношении космического пространства. К настоящему моменту в Японии действует комплексная стратегия освоения космического пространства, учитывающая интересы частного сектора. Действия правительства Японии по развитию собственного частного сектора космонавтики направлены как на развитие внутреннего спроса на космические услуги, так и на завоевание высоких позиций на международном рынке путём повышения конкурентоспособности японских компаний. Разработан ряд государственных программ, направленных на привлечение новых компаний в космическую сферу, а также программы, нацеленные на создание и развитие инновационных направлений в этой отрасли. В статье также рассмотрено практическое взаимодействие государственного и частного секторов японской космонавтики на современном этапе, выявлены её основные проблемы, тенденции и перспективы, а также описаны ключевые игроки космического рынка Японии и реализуемые ими проекты. Анализ современного состояния космической политики Японии с точки зрения поддержки частного сектора позволяет сделать вывод о высокой оценке руководством страны значимости развития космических услуг, технологий и промышленности для экономики и безопасности.

Keywords

Япония, частный сектор, коммерциализация, стартап, космическая политика

Значимость освоения космического пространства и его потенциал с точки зрения экономики и обеспечения безопасности в современном мире очевидны, о чём свидетельствует новая «космическая гонка». Япония в этом смысле не является исключением. Однако, по мнению самих японцев, осознание (недопустимости) упущенных возможностей по использованию космического пространства в своих интересах пришло к ним с опозданием. Поэтому сегодня Япония находится в положении догоняющего ушедших далеко вперед США, Китая, России, Европейского космического агентства.


В настоящее время стратегия Японии по освоению космоса базируется на двух составляющих - военной и коммерческой, что соответствует современным глобальным тенденциям в космической отрасли. С 2015 г. Япония официально считает эти два компонента равно важными для обеспечения своих национальных интересов. В связи с этим требуют изучения вопросы, касающиеся частного сектора японской космонавтики: правовое регулирование, взаимодействие с государством, современное состояние и перспективы.


Краткая история частной космонавтики


Процесс освоения космического пространства на начальных этапах своего развития ввиду высокой ресурсозатратности являлся прерогативой государства. С развитием технологий, с повышением степени их надёжности космос стал доступен и для частного капитала, прежде всего, в США. Коммерческий спутник можно было доставить на орбиту Земли, воспользовавшись услугами НАСА, с 1962 г., а в 1984 г. в США был принят закон, направленный на привлечение частного капитала в развитие космических технологий и освоение космоса [Commercial Space...]. После катастрофы шаттла «Челленджер» (1986 г.) услугами частных компаний стала пользоваться и НАСА. В 1990-е годы крупнейшие компании-подрядчики Министерства обороны США, в том числе McDonnell Douglas, Lockheed Martin, Boeing, стали предлагать услуги доставки космических аппаратов на орбиту и вскоре заняли львиную долю рынка коммерческих пусков. В 2010-е годы уверенную позицию в этой области заняла SpaceX (попутно потеснив российские компании на мировом рынке коммерческих пусков), среди её конкурентов - Northrop Grumman Innovation Systems, Blue Origin, Bigelow Aerospace, Rocket Lab.


В Европе нишу частных пусков занимает Arianespace. В России, Китае и Индии на рынке доставки грузов на земную орбиту, как и в космической отрасли в целом, по-прежнему доминирует государственный сектор. На российском рынке космических пусков с коммерческими грузами лидером является АО «Главкосмос Пусковые Услуги» - дочерняя компания Роскосмоса. В условиях констатируемого кризиса космической отрасли России привлекают внимание частные компании, которые в перспективе могли бы заполнить собой возникающие проблемные места: S7 Space, МТКС, Спутнике, Космокурс, ОКБ Пятое поколение [Россия: лидерство...]. Отметим также ряд компаний, разрабатывающих собственные проекты, но не имеющих на данный момент соответствующей государственной лицензии: Лин Индастриал, КБ ЛАРОС.


В 2014 г. в Китае частные компании получили разрешение инвестировать в космические технологии. Среди успешных стартапов - Landspace, OneSpace, Galactic Energy, LinkSpace, которые вносят свой вклад в китайскую космическую промышленность, демонстрирующую опережающие темпы развития.


В Индии десятки частных компаний занимаются космическими исследованиями, включая технологии доставки грузов на орбитальные высоты. В настоящее время в стадии разработки находится нормативная база, которая должна позволить частному капиталу ещё активнее участвовать в космической деятельности.


Тенденция к коммерциализации космической деятельности налицо: объём мирового рынка космических услуг растёт с каждым годом. По экспертным оценкам, в 2018 г. он составил 360 млрд долл. США, лишь 22,4 % из которых пришлось на государственный сектор [2018 Global...]. При этом растёт не только количество занятых в космической отрасли предприятий, но и расширяется сфера их деятельности. Современное понимание компании, занятой в космической отрасли, может включать в себя: производство спутников, средств доставки, других систем, размещаемых в космосе; производство наземного спутникового оборудования; услуги, в которых применяются спутниковые технологии (спутниковое телевидение, радио, широкополосная передача данных); услуги, опирающиеся на анализ спутниковых данных (также включая данные наземных систем) [Start-Up Space, 2019, р. 2].


Долгосрочные планы в области освоения космоса с привлечением частного капитала имеет и Япония, для чего в период 2008-2016 гг. была упорядочена нормативно-правовая база и система государственных органов, контролирующих космическую отрасль.


Космические законы Японии


В 1969 г. космическая деятельность Японии была ограничена решением парламента, провозгласившим исключительно «мирные» («невоенные») способы освоения космического пространства [Resolution...]. Курс был взят на развитие научно-технологического потенциала с практическим приложением, в первую очередь, в социальной и экономической сферах. На протяжении последующих сорока лет любые космические программы, включая эксплуатацию государственных космических систем, официально обосновывались научными целями и задачами. Это привело к тому, что вплоть до принятия нового законодательства в 2008 г. японские частные компании не принимали непосредственного участия в космической деятельности: не производились коммерческие космические запуски, на земной орбите не было японских частных спутников дистанционного зондирования. Единственной областью, связанной с космонавтикой, в которой могли работать частные компании, было производство спутников по государственному контракту. По заказу японских министерств Mitsubishi Heavy Industries производила коммуникационные спутники, Toshiba - спутники вещания, NEC - метеорологические спутники [Аокі, р. 367].


Исключение военной составляющей из космической программы Японии, как представляется, и явилось основной причиной её отставания в коммерческом освоении космоса. Ведь именно военные разработки впоследствии становятся фундаментом для развития космического бизнеса (известные примеры - GPS и ГЛОНАСС, разработанные для целей оборонных ведомств США и РФ, но ныне широко используемые для автомобильной навигации и в других гражданских областях). Поэтому закономерно то, что японское бизнес- лобби - Кэйданрэн - выступало за отмену решения 1969 г., видя в нём главное препятствие для освоения японскими компаниями внутреннего и зарубежных рынков космических услуг [Maeda, р. 4]. «Открытие» космической сферы для предприятий аэрокосмической и оборонной промышленности позволило бы японским компаниям конкурировать с американскими производителями, которые на основе Американо-японского соглашения о закупке спутников (1990 г.) в рамках системы государственных закупок поставляли абсолютное большинство использовавшихся японским правительством спутников связи, вещания и метеорологических спутников. Таким образом, Японией был наработан значительный научный потенциал, но не было возможности его коммерциализировать.


Осложнение региональной обстановки в 1990-х - 2000-х годах, прежде всего, развитие северокорейской ракетно-ядерной программы, и общая логика развития оборонной политики Японии после окончания холодной войны также способствовали пересмотру позиции японского государства в отношении использования космического пространства. Пока на рассмотрении парламента (2007-2008 гг.) находился законопроект, который должен был установить новые правила ведения космической деятельности, были предприняты первые шаги в направлении её коммерциализации. В 2007 г. Mitsubishi Heavy Industries получила от Японского агентства аэрокосмических исследований (JAXA) эксклюзивное право на производство и запуски ракет-носителей Н-ПА и год спустя осуществила первый коммерческий запуск спутника связи, принадлежавшего частной компании JSAT Corporation. В 2009 г. был заключён первый зарубежный контракт: южнокорейский многоцелевой спутник KOMPSAT-3 был выведен ракетой Н-ПА на солнечно-синхронную орбиту с космодрома Танэгасима в 2012 г. [Launch Result...].


В 2008 г. был принят «Основной закон о космосе», ставший основой для выработки полноценной, отвечающей современным вызовам космической стратегии Японии [Утю кихон...]. В законе ясно виден переход от космической политики, сосредоточенной на науке, к политике, отдающей приоритет интересам национальной безопасности и частного сектора. Так, в статье 16 зафиксировано обязательство государства всячески поощрять участие частных компаний в освоении и использовании космического пространства путём проведения налоговой и финансовой политики, упрощающей частные вложения в космическую промышленность. Кроме того, государство могло выступать и потребителем частных услуг, привлекая компании для проведения экспериментальных и исследовательских работ, совершенствования ракетных стартовых площадок, а также обеспечивать передачу результатов собственных исследований и разработок в частные руки. Таким образом, предполагалось взаимодействие государства и частных компаний в целях повышения конкурентоспособности японской космической промышленности на мировом рынке.


Сотрудничество государственного и частного секторов теперь распространялось и на сферу обороны: в законе было закреплено новое толкование «мирного» характера космической деятельности Японии как «ненаступательного», «оборонительного». Это означало, что Министерство обороны Японии вправе заниматься разработкой, производством, управлением собственными спутниками, предназначенными для противоракетной обороны и поддержки операций Сил самообороны. Хотя первые японские спутники разведки были выведены на орбиту ещё в 2003 г., официально они считались «спутниками для сбора информации» и производились Mitsubishi Electric Corporation в рамках сотрудничества с США.


В целях реализации нового курса в 2009 г. экспертной комиссией был разработан первый «Основной план космической политики». В список главных целей, поставленных перед космической отраслью Японии, было включено «взращивание стратегической промышленности для XXI века» [Basic, 2009, р. 3]. Другими словами, японское правительство отныне будет считать космическую промышленность стратегически значимой (подобно электронной и автомобильной) и, соответственно, будет способствовать эффективному развитию её частного сектора. Документом были определены несколько ключевых программ по созданию спутниковых систем на условиях частно-государственного партнёрства: системы наблюдения суши и океанов, системы наблюдения глобальных изменений окружающей среды, информационные и телекоммуникационные спутники, системы спутниковой навигации, спутники для обеспечения безопасности. Космические исследования и разработки планировалось сосредоточить на программах развития науки, деятельности человека в космосе, развитии солнечной энергетики.


Впоследствии для реализации перечисленных проектов правительством были разработаны программы поддержки предприятий малого бизнеса, венчурных компаний и университетов, занимающихся, в первую очередь, производством, запусками и орбитальными испытаниями малых и микроспутников. Поддержка заключалась в трансфере технологий из некосмических отраслей в космическую (и обратно), предоставлении доступа к данным правительственных спутников, производственным площадкам и пусковым установкам. Количество занятых в космической отрасли предприятий увеличивалось за счёт специальных мер по сокращению налога на инвестиции, отмены налога на экспорт пусковых услуг. Кроме того, предоставлялся таможенный «иммунитет», упрощался порядок получения финансирования и страхования рисков.


В 2015 г. был разработан новый «Основной план космической политики», в котором отмечались происходившие на глобальном рынке космических услуг изменения, связанные с увеличением числа его участников. Было выдвинуто предположение, что внутренние рынки старых и новых космических держав не смогут обеспечить необходимые условия и инфраструктуру для активной деятельности и государственных, и частных компаний, и это откроет новые возможности для японской космической отрасли, в первую очередь, в строительстве спутников и предложении пусковых услуг.


Важная роль отведена государственной поддержке создаваемых в рамках частного сектора новых связанных с космосом предприятий, способных обрабатывать большие данные, получаемые с помощью спутниковых систем дистанционного зондирования и позиционирования. В частности, речь идёт о программе G-spatial society - перехода к обществу, которое активно использует геопространственные данные. Необходимую для этого единую информационную инфраструктуру, позволяющую определять местоположение объекта внутри и снаружи помещений, будет обеспечивать созвездие из семи квазизенитных спутников. Отметим, что такая система актуальна в условиях плотной городской застройки, так как спутниковый сигнал не отражается от стен высотных зданий и повышается точность позиционирования - до сантиметра. К настоящему моменту на орбиту выведены четыре из семи спутников, в создании которых участвовали компании-гиганты Mitsubishi Electric Corp., NEC Corp. [Exhibition...].


Совокупность предпринимаемых мер по расчётам японского правительства позволит в течение десяти лет довести суммарный (государственный и частный) объём производимого космического оборудования до 5 трлн иен [New basic, 2015, р. 7].


Предусмотренное «Основным планом космической политики» совершенствование правовой базы было продолжено принятием в 2016 г. двух законов: «Закона о запуске спутников и управлении спутниками» [Дзинко] и «Закона об обеспечении надлежащей обработки данных спутникового дистанционного зондирования» [Эйсэй]. Законами была упорядочена система получения разрешений и лицензий на осуществление соответствующего вида космической деятельности. Так, согласно «Закону о запуске спутников и управлении спутниками», для запуска спутника с территории Японии или с использованием воздушного судна, зарегистрированного в Японии, необходимо получить разрешение премьер-министра (статья 4). Процедура получения такого разрешения включает в себя подачу заявки и пакета документов, а также страхование возможного ущерба (статья 9), причём правительство берёт на себя обязательство обеспечить компенсацию части ущерба, который не может быть покрыт частной страховкой (статья 40). Деятельность по управлению спутниками с территории Японии требует наличия соответствующей лицензии, выдаваемой премьер-министром (статья 20).


Аналогичным образом в «Законе об обеспечении надлежащей обработки данных спутникового дистанционного зондирования» установлено, что лицо, намеревающееся использовать спутниковые приборы дистанционного зондирования с использованием наземной радиостанции для управления и контроля, расположенной в Японии, должно получить лицензию у премьер-министра (статья 4). Кроме того, премьер-министр вправе запретить передачу определённых данных дистанционного зондирования в течение ограниченного времени, если это необходимо в целях национальной безопасности (статья 19).


Принятие этих двух законов упростило процесс получения лицензий и разрешений частными компаниями. Приём заявок согласно установленным стандартам начался в августе 2017 г., заявители должны обращаться в Комитет по национальной космической политике в составе Канцелярии Кабинета министров [Applying for...].


В мае 2017 г. тот же Комитет представил стратегию развития космической индустрии под названием Space Industry Vision 2030 [Утю сангё...]. Документ рассматривает космическую отрасль как движущую силу Четвёртой промышленной революции. Она будет основываться на инновациях в космических технологиях при снижении затрат благодаря компактности спутников и ракет, а также на объединении больших данных, искусственного интеллекта и Интернета вещей. В связи с этим отмечается необходимость дальнейшей коммерциализации космической отрасли, поскольку именно частные (венчурные) компании в силу своих небольших размеров, организационной гибкости и открытости новым идеям способны создавать инновации и эффективные бизнес-модели. Подобные компании развивают сферу космических услуг, в том числе производство малых спутников и малых ракет, техническое обслуживание спутников, освоение космических ресурсов, космический туризм.


Как отмечается в Space Industry Vision 2030, в области коммерциализации космической деятельности Япония пока ещё отстаёт от США и Европы по ряду причин: недостаточность финансирования предприятий, чья деятельность связана с рисками, нехватка человеческих ресурсов (технические кадры, IT-кадры, кадры с управленческими навыками) и клиентов на стадии роста рынка. Для решения этих проблем, отмечено в документе, JAXA уже предоставляет частным компаниям необходимое техническое руководство и консультации, а также возможности по эксплуатации своих испытательных установок, но этого недостаточно.


В помощь новым предприятиям в 2017 г. JAXA выпустило брошюру о технологиях дистанционного зондирования, в которой собрана основная информация, связанная с различными типами данных дистанционного зондирования, которые существуют в Японии и за рубежом [IAXA's useful...]. Используя этот материал, заинтересованные компании могут принять решение об использовании в своей деятельности спутниковых данных. В 2018 г. агентство JAXA запустило второе поколение открытого хранилища G-Portal, сделав данные государственных спутников доступными и бесплатными [G-Portal]. Любой желающий может ознакомиться с информацией о состоянии атмосферы, суши, океанов, движении льдов и т.д. и использовать её в своей работе. Например, префектуральные власти Японии, как и небольшие предприятия, отслеживают температуры морских вод для целей рыболовства.


Сервисы спутниковой навигации, разрабатываемые при участии частных компаний, планируется опробовать во время Олимпийских и Паралимпийских игр в Токио в 2020 г.[I] Демонстрационные тесты проведены на маршрутах между местами проведения соревнований и ближайшими станциями метро. В период Олимпиады основными
пользователями будут иностранцы, а после Игр сервисы приспособят для нужд людей с ограниченными возможностями в рамках программ по созданию безбарьерной среды [Implementation, р. 74]. Таким образом, создаются условия для применения спутниковых данных в различных областях, включая персональные сервисы, туризм, логистику, сельское хозяйство, борьбу со стихийными бедствиями, картографирование, строительство и многие другие.


«Новый космос» и Япония


Примерно к 2006 г. можно отнести начало формирования новой тенденции в сфере коммерческого космоса, которая получила название Новый космос (New Space). В это понятие включается деятельность венчурных предприятий по освоению и использованию космического пространства. Это могут быть исследования и разработки в области космического туризма, длительного пребывания человека в космосе, транспортировки грузов, освоения космических природных ресурсов, а также лунные и марсианские программы. Компании могут использовать как собственные ресурсы, так и пользоваться поддержкой государства, крупных компаний, инвесторов («ангелов» и «супер-ангелов»), обычного населения (краудфандинг). Наиболее известным примером компании «Нового космоса» является американская SpaceX.


В Японии для поддержки космических стартапов разработана комплексная программа, состоящая из нескольких этапов. В 2016 г. была запущена интернет-платформа S-NET, на которой любой желающий (компания, частное лицо), интересующийся возможностями космического бизнеса, может получить консультации и предложить свою идею для обсуждения. Таким образом происходит аккумуляция информации и идей на одной площадке, формируется бизнес-сообщество космической отрасли. В рамках S-NET проводятся мастер-классы и публичные мероприятия, призванные распространять информацию о космосе и повышать интерес со стороны общества. Усилия предпринимаются и с целью повышения практической полезности сети S-NET. В 2018 г. канцелярия кабинета министров и Министерство экономики, торговли и промышленности заключили соглашения о сотрудничестве в развитии космической отрасли с Japan Space Systems (некоммерческая организация, занимающаяся продвижением космических технологий и их коммерциализацией) и Remote Sensing Technology Center of Japan (занимается исследованиями, разработками и продвижением технологий дистанционного зондирования). Совместную работу предполагается вести по пяти направлениям: увеличение числа консультационных центров S-NET, поддержка региональных властей в продвижении инициатив по созданию новых компаний, проведение в регионах Японии лекций о возможностях использования спутниковых данных и бизнес-мероприятий [МЕТІ...].


Для привлечения новых игроков на космический рынок необходимы новые идеи - такой подход реализован в инициативе S-Booster. С 2017 г. под таким названием проводится конкурс бизнес-идей, связанных с космосом, для реализации которых возможно создание новых венчурных компаний. Участвовать в конкурсе может любая компания или частное лицо, которые могут представить новую идею, свежий взгляд на решение какой-либо проблемы или разработать новый способ приложения космических технологий. Заявитель может выбрать один из двух видов участия: конкурс бизнес-планов или конкурс перспективных концепций, то есть идей, которые могут быть реализованы в течение трёх и десяти лет соответственно. Отобранные заявки далее с помощью экспертов доводятся до стадии коммерческой жизнеспособности. За один месяц в 2017 г. было получено более трёхсот заявок на участие в конкурсе, что свидетельствует о высоком уровне интереса к рынку космических услуг со стороны японского бизнеса.


В 2018 г. была создана интернет-площадка S-Matching, с помощью которой авторы новых идей и технологий могут найти инвесторов для реализации своих проектов [Outer...]. Организация развития новой энергетики и промышленных технологий (NEDO) является оператором площадки, a JAXA предоставляет поддержку в технических вопросах предлагаемых проектов. На момент запуска в марте 2018 г. к S-Matching уже присоединились 46 различных инвесторов, готовых предоставлять не только финансирование, но и кадровую поддержку новых идей [Takakura, р. 28]. Платформа S-Matching, таким образом, даёт возможность найти партнёров как разработчикам, так и инвесторам.


На этапе практической реализации стартап может получить необходимое финансирование и в виде risk money. Общая сумма, выделенная на эти цели на пятилетний период (до 2023 г.), составляет 100 млрд иен и предоставляется Банком развития Японии и Innovation Network Corporation of Japan [Утю бэнтя...]. Такая пакетная частногосударственная поддержка нацелена на скорейшую реализацию наиболее перспективных идей.


Важную роль в продвижении коммерциализации играет популяризация космоса. С 2013 г. каждые два года проводится вручение наград S-AWARD за достижения в области освоения и использования космического пространства. В 2017 г. было принято решение о возможности присуждения этих наград венчурным компаниям, отличившимся именно своими инновационными разработками [Утю кайхацу...]. Победители получают финансовую и техническую поддержку со стороны правительства Японии. Ещё один положительный эффект S-AWARD заключается в подтверждении хорошей деловой репутации победителя, так как награды вручает лично премьер-министр.


Поворот Японии к «Новому космосу» и активизация усилий правительства по развитию частного сектора в последние годы свидетельствуют о стремлении сократить отставание японской космонавтики от ведущих космических держав. Главной проблемой на этом пути является высокая зависимость японской космической промышленности от спроса, создаваемого государством, который составляет 90 % рынка. Выход на зарубежные рынки и создание внутреннего спроса на коммерческие услуги, по мнению официальных лиц, должны вывести космическую промышленность Японии на мировой уровень [Japan...]. Пока японский рынок не демонстрирует больших объёмов, но у японских компаний есть преимущество в виде уже имеющегося технологического потенциала и традиционно мощной промышленности, что позволяет сокращать расходы на производство. Способность проектировать и строить, например, ракеты полностью своими силами позволит сохранять цены на услуги пуска на привлекательном для заказчика уровне. Так, в 2018 г. Canon Electronics, IHI Aerospace, Shimizu Corporation и Банк развития Японии создали новую компанию под названием Space One для предоставления пусковых услуг на малых ракетах. В совместном предприятии Canon Electronics отвечает за производство электронных компонентов, IHI Aerospace - за разработку ракет, Shimizu Corporation занимается управлением инфраструктурой и предоставлением услуг консалтинга, Банк развития Японии решает финансовые вопросы. В 2019 г. Space One объявила о планах строительства собственного стартового комплекса в префектуре Вакаяма, который станет первым в Японии частным космодромом. К середине 2020-х годов компания планирует производить по 20 запусков в год [Announcement...].


Interstellar Technologies, созданная группой инвесторов в 2013 г., - другой пример стартапа на рынке пусковых услуг. В мае 2019 г. компания произвела успешный испытательный запуск малой исследовательской ракеты Мото-3 и продолжает работу над более крупной ракетой Zero. Последняя разрабатывается совместно с JAXA и будет использоваться для запусков недорогих малых спутников, что, в свою очередь, будет привлекать больше компаний в сферу их производства и использования. По оценкам инвесторов Interstellar Technologies, развитие многоцелевых и многоразовых ракет способствует росту космического рынка, а в ближайшее десятилетие стоит ожидать бума в секторе малых спутниковых аппаратов [Japanese New Space: Interstellar...]. В связи с этим показателен пример стартапа Synspective, который был основан в феврале 2018 г., а к июлю 2019 г. смог привлечь 100 млн долл, инвестиций на развитие программы малых спутников [Japanese...]. В октябре 2019 г. компания объявила о начале сотрудничества с норвежской KSAT, предоставляющей услуги управления созвездиями спутников с Земли [Norway’s...]. Synspective специализируется на предоставлении универсальных решений с использованием спутниковых геопространственных данных. Технология, используемая компанией, была разработана в рамках правительственной программы ІтРАСТ по строительству созвездия малых спутников для получения радиолокационных изображений Земли. Услуги Synspective уже востребованы в разных областях, включая инфраструктуру, городское планирование, финансы, предотвращение катастроф, энергетику. Первый демонстрационный спутник компания планирует запустить в 2020 г.


В сфере частно-государственного партнёрства Япония следует примеру США: подобно НАСА JAXA старается привлекать частный капитал к участию в своих проектах. В мае 2018 г. было объявлено о старте программы по созданию новых предприятий и исследовательских проектов совместно с частными компаниями под названием J-SPARC (JAXA Space Innovation through Partnership and Co-creation). Партнёрами JAXA могут стать частные компании, предприниматели, университеты, исследовательские институты, готовые работать над новыми идеями с момента их появления до практической реализации и коммерциализации. JAXA ведёт приём заявок, отбирает лучшие и предоставляет техническую поддержку, оборудование, консультации экспертов, помощь в подготовке демонстраций. J-SPARC нацелена на развитие нескольких ключевых направлений: расширение сферы деятельности человека в космосе, космические развлечения, решение социальных проблем на Земле. Пока в проектах участвуют, в основном, крупные японские компании.


В числе проектов в рамках J-SPARC - проект по созданию первого космического медиабизнеса. JAXA, SKY Perfect JSAT Corporation и Bascule Inc. в ноябре 2019 г. объявили о планах создания на борту японского экспериментального модуля Кибо (Международная космическая станция) студии телевещания для трансляции видеосигнала с МКС на Землю и обратно [Establishing...]. По замыслу разработчиков к 2022 г. будет создана новая система коммуникаций, которая позволит наладить «живое» общение между МКС и зрителями на Земле. Первые демонстрации запланированы на лето 2020 г.: будет показано действие нового протокола передачи данных разработки Bascule Inc., в 2021 г. ожидается передача SKY Perfect JSAT изображений супервысокого разрешения с наружных камер модуля. JAXA рассматривает этот проект как возможность продемонстрировать перспективность низкой околоземной орбиты для ведения экономической деятельности.


Ряд проектов реализуется JAXA совместно с крупнейшим авиаперевозчиком Японии ANA Holdings. Один из них рассчитан на сокращение расхода топлива самолётов за счёт оптимизации траектории их полёта на основе спутниковых данных. Идея заключается в коррекции плана полёта воздушного судна в режиме реального времени, исходя из данных о направлении и силе ветра в каждой точке маршрута. Это актуально для трансокеанских маршрутов, где нет фиксированных точек наблюдения за состоянием атмосферы, а спутники предоставляют техническую возможность получения точных данных. Экономический эффект оценивается в экономии 3,56 млн тонн топлива в год при сокращении его потребления на 1%, что, соответственно, сокращает выбросы парниковых газов в атмосферу [Эйсэй-дэ...]. Идея принадлежит одному из сотрудников ANA Holdings, который предложил её для участия в конкурсе S-Booster-2017, по результатам которого проект получил главный приз [S-Booster...]. В январе 2019 г. ANA Holdings и JAXA подписали контракт об использовании спутников и проведении предварительных исследований.


Перспектив освоения космоса касается другой проект ANA Holdings и JAXA в рамках инициативы J-SPARC. В 2018 г. компании объявили о начале совместных работ над проектом AVATAR X, целью которого является роботизация деятельности человека в космосе с помощью технологий «аватар» - роботов, дистанционно управляемых людьми. Пилот и его аватар синхронизируются таким образом, что человек может получать и воспринимать информацию, собираемую его роботом в режиме реального времени. По планам разработчиков, технология аватар будет использоваться в космическом строительстве, в техническом обслуживании и эксплуатации космических станций и других объектов, включая объекты на Луне и Марсе, а также в целях космического туризма. На первом этапе программы (2018 г.) был создан консорциум с участием правительства, частных компаний, научных кругов, стартапов для выработки концепции и дорожной карты проекта. Второй этап предусматривает создание специальной исследовательской площадки AVATAR X Lab@OITA в префектуре Оита (о. Кюсю), где будут проводиться испытания аватаров в приближенных к лунным условиям. На третий этап (2020 г.) запланировано проведение испытаний на низкой околоземной орбите, а четвёртый предусматривает выход на Луну, Марс и в перспективе - в глубокий космос [Утю кукан..]. В программу AVATAR X вовлечены около тридцати компаний и организаций.


JAXA и продовольственная компания ОпеТаЫе работают над проектом BOSAI SPACE FOOD, нацеленным на решение проблем производства и поставок продовольствия на Земле и в космосе. Проект основан на идее о том, что закрытое пространство и ограниченное количество воды и пищи, характерные для пребывания в космосе, аналогичны ситуации в пострадавших от природных и техногенных катастроф районах. BOSAI SPACE FOOD - это новая категория продуктов питания, которые можно употреблять как в условиях бедствия на Земле, так и в космосе. В настоящее время ведётся сбор заявок от желающих присоединиться к проекту [Босай бунъя...].


Лунную программу Японии поддерживает совместный коммерческий проект JAXA, Toyota Motor Corporation и Bridgestone Corporation по созданию пилотируемого лунного
ровера с запасом хода в 10 тыс. км [Japanese Space Exploration...]. Собственный луноход разрабатывают iSpace Inc. и NGK SPARK PLUG - это первая в мире коммерческая программа лунных исследований под названием HAKUTO-R. На 2021 г. запланирована доставка и испытания твердотельных аккумуляторов производства NGK SPARK PLUG на Луне. По прогнозам разработчиков, освоение лунных ресурсов потребует решения вопросов хранения источников энергии и их использования в экстремальных температурных условиях Луны, и технологии, отработанные в рамках HAKUTO-R, позволят им занять свою нишу в космическом бизнесе [Japan’s iSpace...].


Действия правительства Японии по расширению участия в освоении космоса частных компаний включают в себя и усилия по выходу на зарубежные рынки. Рабочие группы, объединяющие специалистов из различных министерств, занимаются анализом космических нужд и перспектив отдельных стран. Используя эту информацию, японские компании могут оценить спрос и предложить свои услуги. Перспективными областями международного сотрудничества считаются не только предоставление пусковых услуг и строительство спутников, но и обучение персонала и техническая поддержка космических программ тех стран, которые только начинают свой космический путь. Увеличивая количество участников мирового космического рынка, можно создавать новые возможности для японских стартапов и крупных аэрокосмических предприятий. Так, в 2016 г. JAXA и Министерство транспорта, мореходства и связи Турции подписали соглашение, предусматривающее для последней возможность запуска с экспериментального модуля Кибо своего микроспутника. Кроме того, Mitsubishi Electric поставляет в Турцию спутники связи.


На текущий момент наблюдается спрос, в основном, на услуги по строительству и запуску спутников. Традиционными партнёрами Японии можно считать Сингапур, Таиланд, Малайзию, Филиппины, в числе новых - страны ЮВА, Ближнего Востока, Африки. В январе 2019 г. с космодрома Утиноура на орбиту выведен вьетнамский спутник MicroDragon, в октябре того же года NEC и Sumitomo Corp, получили от правительства Вьетнама заказ на строительство спутника LotuSat-1 [Vietnam...]. В октябре 2019 г. японская Axelspace Corporation подписала соглашение с Broadband Systems Corporation (Руанда) о предоставлении данных дистанционного зондирования Земли. Первым совместным проектом станет мониторинг строительства международного аэропорта на юго-востоке Руанды [Japan’s Axel Space...]. Mitsubishi Heavy Industries предоставит ракету-носитель для марсианской программы ОАЭ. Запуск запланирован на 2021 г. и приурочен к 50-летию со дня основания этого ближневосточного государства.


В 2019 г. SKY Perfect JSAT подписала соглашение о сотрудничестве с Airbus в рамках проекта SpaceDataHighway, реализуемого совместно с Европейским космическим агентством. SpaceDataHighway. Это система спутников, находящихся на разных орбитах и передающих сигналы с помощью сверхширокополосной лазерной связи, которая способна с высокой скоростью передавать большие массивы данных. Система введена в эксплуатацию в 2016 г. и покрывает территорию от восточного побережья Америки до Индии, а японская компания будет работать над сегментом в ATP [Airbus...]. Увеличение количества иностранных заказов, таким образом, является главным способом расширения японского присутствия на мировом рынке.


В начале эры космонавтики только вооруженные силы и космические ведомства двух сверхдержав были способны выводить спутники на орбиту, теперь же это можно сделать,
выбрав подходящую частную компанию, а цены на услуги снижаются с каждым годом. Очевидно, что с выходом на рынок азиатских компаний конкуренция в частном секторе не будет явлением исключительно экономическим, поскольку космос стал ареной новой гонки вооружений [Фененко, 2008].


Таким образом, Японией к настоящему времени сформулирована комплексная стратегия, которая позволит ей стать полноценной участницей мировых процессов освоения космоса. Важнейшая роль здесь отводится частному сектору: государством реализуется ряд крупных проектов по созданию новых отраслей космической промышленности и привлечению в них частных компаний. Важно подчеркнуть, что получают поддержку не только крупные компании, известные всему миру, но и предприятия среднего и малого бизнеса и даже отдельные идеи рядовых японцев. Это способствует качественному совершенствованию космической отрасли японской экономики, которая ставит целью достижение позиций мирового лидера в области космических услуг. Таким образом, особенностью космической политики Японии на современном этапе является полноценное сопровождение и поддержка государством частного сектора: от идеи до её реализации.


БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК


1. Босай бунъя-ни окэру J-SPARC дзигё консэпуто кёсо-ни кансуру обоэгаки-но тэйкэцу-ни цуйтэ. Ван-Тэбуру-JAXA кёдо-дэ BOSAI SPACE FOOD PROJECT-о сидо : [OneTable и JAXA совместно запустили BOSAI SPACE FOOD PROJECT: заключение меморандума о совместной разработке концепции J-SPARC в области предотвращения стихийных бедствий] // Japan Aerospace Exploration Agency. 30.08.2018. URL: http://www.jaxa.jp/press/2018/08/20180830_jsparc_j.html (дата обращения: 10.01.2020).


2. Дзинко эйсэйто-но утиагэ оёби дзинко эйсэй-но канри-ни кансуру хорицу (Хэйсэй 26-нэн хорицу дай 76-го) : [Закон о запуске спутников и управлении спутниками. 2016 г., No 76]. URL: https://www8.cao.go.jp/space/english/activity/documents/space_activity_act.pdf (дата обращения: 10.01.2020).


3. Россия: лидерство в космосе уходит в прошлое // Eurasianet. 15.10.2019. URL: https://russian.eurasianet.org/россия-лидерство-в-космосе-уходит-в-прошлое (дата обращения: 14.01.2020).


4. Утю бэнтя икусэй-но тамэ-но аратана сиэн паккэдзи : [Новый пакет поддержки развития космического предприятия] URL: https://www8.cao.go.jp/space/policy/pdf/package.pdf (дата обращения: 14.01.2020).


5. Утю кайхацу риё тайсё : [Премия за освоение космоса]. URL: http://www.uchuriyo.space/taishou (дата обращения: 14.01.2020).


6. Утю кихон хо (Хэйсэй 20-нэн 5-гацу 28-нити хорицу дай 43-го) : [Основной закон о космосе, 28 мая 2008 г., No 43]. URL: http://www.shugiin.go.jp/internet/itdb_housei.nsf/html/housei/kaiji169_l.htm (дата обращения: 10.01.2020).


7. Утю кукан-дэ AVATAR-о кацуё сита дзигё-о кёсо итасимас. AVATAR X Program-о сидо, сёрай-ва гэцумэн-э : [Создание совместного бизнеса по использованию AVATAR в космосе. Запуск программы AVATAR X: к будущему на Луне] // Japan Aerospace Exploration Agency. 06.09.2018. URL: http://www.jaxa.jp/press/2018/09/20180906_avatarx_j.html (дата обращения: 10.01.2020).


8. Утю сангё бидзён 2030. Дай 4-дзи сангё какумэйка-но утю риё содзо : [Обзор космической индустрии 2030. Использование космоса в рамках Четвёртой промышленной революции]. URL: https://www8.cao.go.jp/space/vision/mbrlistsitu.pdf (дата обращения: 12.01.2020).


9. Фененко А.В. Конкуренция в космосе и международная безопасность // Международные процессы. 2008. Т. 6, № 3. С. 26-41.


10. Эйсэй-дэ сё-энэ хико руто кэттэй. Дзэнникку-га JAXA-то дзицугэн мэдзасу : [ANA и JAXA поставили цель: энергоэффективные лётные маршруты по спутнику] // SankeiBiz. 31.05.2019. URL: https://www.sankeibiz.jp/business/news/190531/bsd1905310500011-n1.htm (дата обращения: 15.01.2020).


11. Эйсэй римото сэнсингу кироку-но тэкисэйна ториацукай-но какухо-ни кансуру хорицу (Хэйсэй 26-нэн 11-гацу 16-нити хорицу дай 77-го) : [Закон об обеспечении надлежащей обработки данных спутникового дистанционного зондирования. 16.11.2016 г., No 77]. URL: https://www8.cao.go.jp/space/english/rs/rs_act.pdf (дата обращения: 10.01.2020).


12. S-Booster 2017 сайсю сэмбацукай : [Финальный отбор S-Booster 2017] // Cabinet Office, Government of Japan. URL: https://www.cao.go.jp/minister/1708_m_matsuyama/photo/2017-028.html (дата обращения: 15.01.2020).


13. Global Space Economy. URL: https://brycetech.com/downloads/2018_Global_Space_Economy.pdf (дата обращения: 10.01.2020).


14. Airbus And Japan’s JSAT Partner To Design SpaceDataHighway Relay Node // Spacewatch. 27 February 2019. URL: https://spacewatch.global/2019/02/airbus-and-japans-jsat-partner-to-design-spacedatahighway-relay-node (дата обращения: 10.01.2020).


15. Announcement: Selection of planned construction site for small rocket launch complex // SPACE ONE Co., Ltd. 26 March 2019. URL: https://www.space-one.co.jp/doc/pressrelease190326_en.pdf (дата обращения: 14.01.2020).


16. Aoki S. Current status and recent developments in Japan’s national space law and its relevance to Pacific Rim space law activities // Journal of space law. 2009. Vol. 35. P. 363-438.


17. Applying for a Permission Related to the Launching of Spacecraft, etc. and License Related to the Control of Spacecraft // Space Activity Act Group, National Space Policy Secretariat, Cabinet Office. URL: https://www8.cao.go.jp/space/english/activity/application.html (дата обращения: 12.01.2020).


18. Basic Plan for Space Policy: Wisdom of Japan Moves Space. Tokyo: Strategic Headquarters for Space Policy, 2009. 76 p.


19. Commercial Space Launch Act, Oct. 30, 1984. URL: https://uscode.house.gov/statutes/pl/98/575.pdf (дата обращения: 10.01.2020).


20. Establishing a studio inside the International Space Station in 2020 for the world’s first two-way streaming of live programs! Launch of space media business collaborations between JAXA, Bascule and SKY Perfect JSAT // Japan Aerospace Exploration Agency. 6 November 2019. URL: https://global.jaxa.jp/press/2019/11/20191106a.html (дата обращения: 15.01.2020).


21. Exhibition of the QZS-4 // Cabinet Office, Government Of Japan. 18 August 2017. URL: https://qzss.go.jp/en/events/kamakura_170809.html (дата обращения: 10.01.2020).


22. G-Portal. URL: https://gportal.jaxa.jp/gpr/index/index (дата обращения: 10.01.2020).


23. Implementation Plan of the Basic Plan on Space Policy (revised FY2017). Tokyo: National Space Policy Secretariat, 2017. 118 p.


24. Japan changes tack and turns to private sector in space race // The Financial Times. 22 October 2018. URL: https://www.ft.com/content/932a2822-b085-11e8-87e0-d84e0d934341 (дата обращения: 10.01.2020).


25. Japanese New Space: Interstellar Technologies’ Momo-3 Test Vehicle Successfully Reaches Space // Spacewatch. 7 May 2019. URL: https://spacewatch.global/2019/05/japanese-new-space-interstellar-technologies-momo-3-test-vehicle-successfully-reaches-space (дата обращения: 10.01.2020).


26. Japanese Space Exploration: Bridgestone Joins JAXA And Toyota In Commercial Moon Mission // Spacewatch. 16 April 2019. URL: https://spacewatch.global/2019/04/japanese-space-exploration-bridgestone-joins-jaxa-and-toyota-in-commercial-moon-mission (дата обращения: 15.01.2020).


27. Japanese Space Industry Startup Synspective Raises US $100 Million in Funding // Spacewatch. 29 July 2019. URL:https://spacewatch.global/2019/07/japanese-space-industry-startup-synspective-raises-us-100-million-in-funding (дата обращения: 14.01.2020).


28. Japan’s AxelSpace Partners With Rwanda’s Broadband Systems Corporation To Provide Satellite Imagery To African Countries // Spacewatch. 7 October 2019. URL: https://spacewatch.global/2019/10/japans-axelspace-partners-with-rwandas-broadband-systems-corporation-to-provide-satellite-imagery-to-african-countries (дата обращения: 10.01.2020).


29. Japan’s iSpace Adds NKG Spark Plug As Corporate Partner In Lunar Mission // Spacewatch. 27 February 2019. URL: https://spacewatch.global/2019/02/japans-ispace-adds-nkg-spark-plug-as-corporate-partner-in-lunar-mission (дата обращения: 10.01.2020).


30. JAXA’s useful Earth observation technologies. URL: https://global.jaxa.jp/projects/sat/alos2/pdf/daichi2_jaxas_useful.pdf (дата обращения: 12.01.2020).


31. Launch Result of the Global Changing Observation Mission 1st - Water "SHIZUKU" (GCOM-W1) and the Korean Multi-purpose Satellite 3 (KOMPSAT-3) by H-IIA Launch Vehicle No. 21 // Mitsubishi Heavy Industries, Ltd. 12 May 2012. URL: https://www.mhi.com/notice/notice_120518_1.html (дата обращения: 10.01.2020).


32. Maeda S. Transformation of Japanese Space Policy: From the 'Peaceful Use of space' to 'the Basic Law on Space' // The Asia-Pacific Journal. 2009. Vol. 44. P. 1-7.


33. METI to enhance the “Space new economy creation network (S-NET)” program to be more sustainable, autonomous, practical // Ministry of Economy, Trade and Industry. 13 July 2018. URL: https://www.meti.go.jp/english/press/2018/0713_002.html (дата обращения: 15.01.2020).


34. New Basic Plan on Space Policy. Tokyo: Strategic Headquarters for Space Policy, 2015. 21 p.


35. Norway’s KSAT Partners With Japan’s Synspective To Support Global SAR Constellation // Spacewatch. 14 October 2019. URL: https://spacewatch.global/2019/10/norways-ksat-partners-with-japans-synspective-to-support-global-sar-constellation (дата обращения: 14.01.2020).


36. Outer Space Entrepreneurs: Business Matching Platform, "S-Matching," Launched for Encouraging Investment in Space Industry // Ministry of Economy, Trade and Industry. 31 May 2018. URL: https://www.meti.go.jp/english/press/2018/0531_004.html (дата обращения: 15.01.2020).


37. Resolution concerning the fundamentals of space development and exploitation by Japan, House of Representatives, 9 May 1969 / Defense of Japan. Tokyo, 1987. Appendix 22.


38. Start-Up Space. Update on Investment in Commercial Space Ventures. 2019. URL: https://brycetech.com/downloads/Bryce_Start_Up_Space_2019.pdf (дата обращения: 10.01.2020).


39. Takakura H. Recent Trends in Japan’s Space Policy - Centered on Promoting the Space Industry // Japan SPOTLIGHT. July/August 2018. P. 24-28.


40. Vietnam Formally Orders EO LotuSat-1 From Japan’s NEC And Sumitomo Corp. // Spacewatch. 22 October 2019. URL: https://spacewatch.global/2019/10/vietnam-formally-orders-eo-lotusat-1-from-japans-nec-and-sumitomo-corp (дата обращения: 10.01.2020).