О подготовке кадров с высшим профессиональным образованием для АПК
Published: Jan. 1, 2015
Latest article update: Nov. 10, 2022
От обеспечения сельского хозяйства и всего аграрного комплекса, сельской экономики квалифицированными кадрами зависит не только преодоление кризисных ситуаций на агропродовольственном рынке сегодня, но и создание условий для устойчивого экономического роста в будущем. В стране необходимо иметь качественное сельскохозяйственное образование. Решение обозначенных задач возможно лишь при условии технологической модернизации и инновационного развития аграрного сектора экономики на основе научных достижений. Чтобы успешно реализовать на практике вышеизложенные цели современной аграрной политики, нужны кадры высококвалифицированных специалистов и, прежде всего, с высшим аграрным образованием. Особой задачей является подготовка аграрных специалистов с высшим образованием, которые должны возглавить инновационное развитие аграрного производства и всего АПК. Отметим также, что без проведения научно-исследовательских работ нельзя на высоком уровне и качественно вести образовательную деятельность в современном вузе. Организация учебного процесса держится на науке и это обоснованно требует выделения государством финансовых средств на научно-исследовательскую деятельность, на приобретение нового и модернизацию имеющегося научного оборудования и приборов. Важным шагом в развитии вузовской науки могло бы стать решение об участии в реализации целевых программ, курируемых Минсельхозом России аграрных вузов. Сегодня важно понимать, что в существующих экономических условиях необходимы нестандартные решения, направленные на качественное развитие высшего аграрного образования.
Keywords
Сельское хозяйство, высшее аграрное образование, подготовка кадров, АПК
Сельское хозяйство Российской Федерации в настоящее время вынуждено отвечать на новые вызовы, связанные с геополитической ситуацией и по этой причине резко обострившейся проблемой импорте - замещения на отечественном агропродовольственном рынке. Эти факторы актуализируют задачи по ускоренному и экономически эффективному развитию сельскохозяйственного производства и всей системы российского агропромышленного комплекса.
Решение обозначенных задач возможно лишь при условии технологической модернизации и инновационного развития аграрного сектора экономики на основе научных достижений. Чтобы успешно реализовать на практике вышеизложенные цели современной аграрной политики, нужны кадры высококвалифицированных специалистов и, прежде всего, с высшим аграрным образованием. Учитывая это обстоятельство, Минсельхоз России подготовил проект «Стратегия развития аграрного образования в Российской Федерации на 2015-2020 гг». В проекте Стратегии говорится, что негативные тенденции современного положения кадрового обеспечения отраслей АПК раскрывают следующие факты:
— Идет неизменное старение кадров: среди руководителей и специалистов растет доля лиц пенсионного возраста (в 2008 г. — 7,7 %, в 2013 г. — 11 %).
— Постоянно растет уровень сменяемости кадров (в 2008 г. — 9,8 %, в 2013 г. — 11,4 %), при этом более 6 % вакансий остаются незаполненными.
— Численность фактически работающих руководителей и специалистов предприятия АПК за последние 10 лет снизилась с 504 тыс. чел. в 2003 г. до 323 тыс. чел. в 2013 г.
— Постоянно снижается уровень квалификации менеджмента аграрных предприятий: сегодня высшее профессиональное образование имеют 69 % руководителей и 46 % специалистов, одновременно увеличивается доля руководителей без специального образования (в 2013 г. она составила 6 %).
— Уменьшилась доля менеджмента предприятий АПК, прошедшего профессиональную переподготовку и повышение квалификации, так в 2013 г. повышение квалификации в системе дополнительного профессионального образования прошли только 4,6 % от общей численности руководителей и специалистов.
— За последние годы на 24 % сократилась численность работников экономических служб, отвечающих за перспективы развития предприятий АПК. Сегодня лишь 41 % предприятий имеют хотя бы одного квалифицированного экономиста-менеджера, а насыщенность специалистами по коммерческой деятельности и маркетингу составляет только 34 человека на 100 предприятий.
— Лишь 52 % выпускников аграрных учебных заведений, из числа обучавшихся за счет средств федерального бюджета, трудоустраивается в сельхозорганизации, что сдерживает процесс качественного обновления их кадрового потенциала.
— Наблюдается ярко выраженный дефицит кадров рабочих профессий, при этом уже сейчас каждый третий из молодых людей на селе вообще не имеет профессии, нигде не учится и не работает.
Из вышеизложенного видим, что Минсельхоз России очень критично подходит к оценке качественного состава имеющихся кадров в аграрной сфере. Понимание сложившейся ситуации объективно требует реализации более системных мер по обеспечению Российского АПК кадрами высококвалифицированных специалистов и, в первую очередь, с высшим образованием.
Как известно, система высшего аграрного образования в России начала формироваться с созданием в 1865 г. Петровской земледельческой и лесной академии. В настоящее время в Российской Федерации функционирует 58 высших учебных заведений, находящихся в системе Министерства сельского хозяйства Российской Федерации, в которых обучается 438,7 тыс. студентов (специалистов, бакалавров, магистров, аспирантов, докторантов).
Отметим, что большая часть выпускников получает дипломы специалистов аграрного профиля. Однако численность выпускников вузов трудоустроившихся в сельскохозяйственных организациях и оставшихся на постоянную работу в сельском хозяйстве по отдельным субъектам Российской Федерации варьируется от 5 до 60 %, что явно недостаточно для полноценного инновационного развития АПК.
Между тем, круг задач, которые необходимо решить уже сегодня, потребует повышенного внимания и ответственного подхода к решению проблемы закрепления кадров на селе. На государственном уровне приняты изменения и дополнения в Государственную программу «Развитие сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2013-2020 гг.» [1]. Дополнительно к цифрам, заложенным в этой госпрограмме Правительством Российской Федерации, в конце декабря 2014 г. выделено 600 млрд руб. Эти финансовые средства должны пойти на формирование селекционно-генетических центров в животноводстве, селекционно-семеноводческих центров и хозяйств в растениеводстве, овощеводстве, картофелеводстве.
С 2015 г. будет финансироваться подпрограмма «Создание оптово-розничных центров», задачей которых будет закуп, обработка, упаковка и реализация сельскохозяйственной продукции, произведенной в личных подсобных хозяйствах, в крестьянских (фермерских) хозяйствах и иных сельскохозяйственных товаропроизводителей. Центры будут функционировать на основе частно-государственного партнерства.
Перечисленные задачи имеют срочный характер, поскольку связаны с решением проблем импорте - замещения. Вместе с тем, нельзя забывать и стратегические вопросы, необходимые для дальнейшего устойчивого и конкурентоспособного развития российского аграрного сектора.
Напомним, что такие стратегические задачи определены в правовых актах аграрного законодательства таких как:
— Федеральный закон № 264-ФЗ от 29 декабря 2006 г. «О развитии сельского хозяйства» [2];
— Указ Президента Российской Федерации от 30 января 2010 г. № 120;
— «Об утверждении Доктрины продовольственной безопасности Российской Федерации» [3];
— «Стратегия инновационного развития агропромышленного комплекса Российской Федерации на период до 2020 г», утверждена решением коллегии Министерства сельского хозяйства Российской Федерации (протокол № 10 от 27.09.2011 г.) [4];
— Федеральная целевая программа «Устойчивое развитие сельских территорий на 2014-2017 гг. и на период до 2020 г», утвержденное Постановлением Правительства РФ от 15 июля 2013 г. № 598 [5];
— Комплексная программа развития биотехнологий в Российской Федерации на период до 2020 г. (утв. Правительством РФ от 24 апреля 2012 г. № 1853п-П8) [6] и другими нормативными правовыми актами, направленными на инновационное развитие и технологическую модернизацию российского АПК.
Очевидно, что для реализации вышеуказанных задач потребуются специалисты с высшим специальным образованием, так как необходим определенный научный уровень исполнителя.
Поэтому и становится актуальной проблема подготовки квалифицированных специалистов аграрного профиля и лидеров современного аграрного производства.
В связи с этим важно обеспечить непрерывное повышение квалификации преподавательского состава в аграрных образовательных учреждениях.
Отметим также, что без проведения научно-исследовательских работ нельзя на высоком уровне и качественно вести образовательную деятельность в современном вузе. Организация учебного процесса держится на науке и это обоснованно требует выделения государством финансовых средств на научно- исследовательскую деятельность, на приобретение нового и модернизацию имеющегося научного оборудования и приборов.
Важным шагом в развитии вузовской науки могло бы стать решение об участии в реализации целевых программ, курируемых Минсельхозом России аграрных вузов.
В этом случае была бы двойная польза: реальное участие преподавателей, студентов и аспирантов в разработке научных достижений, внедрении их на производстве и на этой основе увеличение объемов сельскохозяйственной продукции, привносимой в продовольственный фонд страны.
Сегодня важно понимать, что в существующих экономических условиях необходимы нестандартные решения, направленные на качественное развитие высшего аграрного образования.