Loading...

This article is published under a Creative Commons license, not by the author of the article. So if you find any inaccuracies, you can correct them by updating the article.

Loading...

Опыт профориентационной работы за рубежом Creative Commons

Link for citation this article Add this article in bookmark list
Толстогузов Сергей Николаевич кандидат биологических наук, доцент кафедры анатомии и физиологии человека и животных Тюменского государственного университета, Тюмень (РФ)
Образование и наука, Journal Year: 2015, Volume and Issue: №1, P. 151 - 165 https://doi.org/10.17853/1994-5639-2015-1-151-165

Published: Jan. 1, 2015

This article is published under the license License

Loading...
Link for citation this article Related Articles

Abstract

Цель настоящей публикации - описание профориентационной деятельности, осуществляемой в системах школьного образования разных стран. Подобная работа в России, несмотря на огромный опыт ее осуществления в прошлом, сейчас испытывает серьезные сложности. Поэтому важно учитывать имеющиеся положительные результаты зарубежной практики в этой области, проецируя лучшие ее варианты на отечественную почву.
Методы и результаты. На основе сравнительного анализа информации из различных источников показана специфика профориентационной работы со школьниками в США, Канаде, Израиле, Франции, Великобритании, Германии, Дании, Швеции, Японии, Сингапуре, Китае и Индии. Автором предпринята попытка обобщить принципы организации психолого-педагогической и административной помощи в профессиональном самоопределении старшеклассников.
Научная новизна. Впервые сопоставлены подходы к профориентационной деятельности в странах с различным уровнем экономического развития. Обнаружено несколько закономерностей. Чем выше в государстве уровень дохода на душу населения, тем большее внимания оно уделяет профориентационной работе. В развитых странах политика в данной сфере основана, прежде всего, на интересах индивида; знакомство детей с миром профессий начинается уже в младшей школе, а момент окончательного самоопределения отложен до завершения старшей ступени обучения, причем предусмотрена возможность смены направления профподготовки в случае обнаружения несоответствия качеств учащегося первоначально избранному профилю. В развивающихся странах профориентационная деятельность, напротив, жестко увязана с потребностями экономики и рынка труда; здесь отмечается более ранняя фиксация профессиональных предпочтений и менее гибкое отношение к неудачному выбору специальности молодым человеком. Для всех зарубежных схем профориентационной работы типична организация непрерывного, длящегося на протяжении всего школьного обучения, наблюдения за достижениями, склонностями и увлечениями детей, составление их портфолио и учет всех этих сведений при профконсультировании и отборе абитуриентов для продолжения профессионального обучения в колледжах или вузах. Общей является потребность экономик в высококлассных специалистах на основе отбора учащихся, способных к освоению сложных наукоемких технологий, имеющих явный потенциал профессионального роста и личностного развития.
Практическая значимость. Материалы статьи будут полезны отечественным профориентаторам и специалистам, занимающимся управлением образования.

Keywords

Международный опыт профориентации, профессиональный выбор, проблемы профессионального самоопределения в России и за рубежом

По мере развития системы профессионального образования, которое становится все более доступным, возрастает количество вариантов выбора для профессионального самоопределения молодых людей. В этой связи особенно актуально наличие организованной и эффективной профориентационной работы, в равной степени отвечающей как интересам развития личности конкретного молодого человека, так и интересам общества и государства.


Несмотря на огромный опыт профориентационной деятельности в России, сложностей в ее реализации на сегодняшний день, пожалуй, не меньше, чем успехов или системных достижений. На поле профориентации присутствуют много игроков (школа, учреждения профессионального образования, органы управления образованием, работодатели, органы труда и занятости населения, Центры профориентации и т. д.), но каждый преследует свои цели, определенные или государством, или конъюнктурой рынка. Отчасти поэтому не выстроена гармоничная цепочка карьерного сопровождения выпускников «школа - вуз (суз) - рынок труда». Отдельной «головной болью», создающей проблемы для личностно-ориентированного перехода из общеобразовательной школы в профессиональные учебные заведения, является действующая система итоговой аттестации и поступления в форме единого государственного экзамена (ЕГЭ). В последнее время ЕГЭ не критиковал только ленивый, но существуют реальные проблемы профориентации молодежи, обусловленные этим экзаменом. Его односторонность и шаблонность позволяют оценить лишь уровень определенного набора общих знаний учащегося и, в незначительной мере, умение решать формализованные задачи. ЕГЭ не дает возможности определить мотивационную готовность абитуриента, личностную и гражданскую зрелость, обдуманность профессионального выбора, выявить степень умения мыслить и решать неформальные творческие задачи.


Проблем профессиональной ориентации учащихся в нашей стране действительно много, и их обсуждение может стать отдельной темой, но нам интересно сравнить российские подходы к профориентации с зарубежной практикой организации профессионального самоопределения молодежи. Анализ опыта других стран актуален еще и потому, что заграничные модели периодически «примеряются» системой отечественного профессионального образования.


Впервые как самостоятельное понятие профориентация появилась в Соединенных Штатах Америки в начале двадцатого века. Основоположником данной деятельности считают американского исследователя Френка Парсонса, применившего научный подход к избранию профессии
и создавшего в 1908 г. в Бостоне «Бюро по выбору профессий». Работа Парсонса «Выбор профессии» вышла в 1909 г., уже после смерти автора, и стала настольной книгой американских профориентаторов [18]. Термин «талант-ориентированный подход» («talent-matching approach»), а также концепция профориентации «черта - фактор» также принадлежат этому автору.


Сейчас в школах США действует консультативная психолого-педагогическая служба «Байдене», плотно опекающая учащихся в процессе их выбора специальности. «Байдене» содействует старшеклассникам по нескольким направлениям: помогает подобрать учебную программу, определиться с будущей профессией и выделить личностные особенности индивида для их интенсивного развития. Научным базисом профориентационной системы «Байдене» является прагматическая педагогика, т. е. «обучение посредством деяния».


Система профориентации в США децентрализована и имеет множество организационных схем. Согласно закону от 1981 г. профконсультирование учащихся идет на протяжении всего времени обучения, На каждого ученика консультантом заводится досье, которое, по окончании школы, передается в службу занятости [8, с. 66].


В последнее время в Штатах понятие «профессия» все чаще заменяется словом «карьера» [4, с. 104]. Для выпускников американских школ наряду с уровнем оплаты труда важен интерес к работе и возможность личностного развития. В этой связи в школах появились и эффективно используются образовательные программы «Академия X» и «От школы к работе», нацеленные на адаптацию выпускников к взрослой жизни.


Активно действуют и центры по трудоустройству, причем как государственные, так и частные, в которых можно получить информацию по вакансиям на рынке труда, пройти профтестирование и даже взять направление на работу.


В Канаде тоже создана многоуровневая система содействия в профессиональном самоопределении учащихся, активно использующая инновационные принципы. Профориентация начинается в раннем подростковом возрасте, но не ограничивается только школой - она разнообразна и по форме, и по видам. Основная работа ведется в специальных учреждениях - Центрах содействия найму (ЦОК). Это подразделения общенациональной государственной службы. Через взаимодействие с информационными отделами ЦОК, которых по Канаде открыто более 400, школьники, достигшие возраста 13-14 лет, могут приобрести сведения о вакансиях на рынке труда, пройти психологическую диагностику и получить консультации специалистов-профориентологов. Канадское правительство выделяет специальные гранты и финансирует программы ЦОК по временному трудоустройству молодежи, в рамках которых с апреля по сентябрь (т. е. в период, приуроченный к каникулам) учащиеся могут попробовать себя в роли специалиста той или иной отрасли.


Кроме ЦСН, в Канаде продуктивно функционируют так называемые центры выбора, где школьники могут получить информацию о более чем четырех тысячах профессий, требованиях к ним, возможностях карьерного роста, спросе на рынке труда на данных специалистов.


Школа также помогает учащимся в выборе профессии. Регулярно организуются встречи старшеклассников с представителями различных профессий, проводятся презентации университетов и колледжей. На особых уроках, имеющих название «планирование карьеры», детей учат, как правильно пользоваться сайтами интересующих вузов и колледжей, что необходимо указать в заявлении абитуриента, как грамотно составлять портфолио и даже как вести себя на собеседовании [16]. Так же, как и российские школьники, канадские старшеклассники могут углубленно изучать определенный перечень предметов, которые потребуются им в дальнейшем для поступления в высшие учебные заведения. Результаты экзаменов в авторитетных школах по некоторым из этих предметов могут потом засчитываться вузами и колледжами в качестве показателей вступительного испытания.


В Израиле существуют четыре типа школ: государственные светские, в которых учится большинство детей; государственно-религиозные (их примерно 5%), где соблюдаются еврейские традиции и проводится углубленное изучение иудаизма; арабские, ведущие обучение на арабском языке и большое внимание уделяющие истории арабов, их культуре и религии; и частные школы [14]. В большинстве средних школ, кроме общеобразовательной программы, введены специальные курсы по профессиональной ориентации. Наряду с общеобразовательными действуют профессионально-специализированные школы. Вся система израильского школьного образования организована по профориентационному принципу, и выбор определенной школы, по сути, является выбором будущей профессии.


Технические школы в Израиле дают профессиональную подготовку на трех уровнях: после первого уровня выпускник может продолжить учебу в высших учебных заведениях; после второго - получить диплом о профессиональном образовании; после третьего - приобрести углубленные практические профессиональные навыки.


Сельскохозяйственные школы, при которых, как правило, существуют интернаты, сочетают изучение общеобразовательных предметов с обучением по агрономическим дисциплинам.


Военные училища ведут подготовку будущих кадровых офицеров и технических специалистов для нужд армии и обороны Израиля. Это также школы-интернаты, в которые для подготовки кадровых офицеров принимают юношей, а на курс подготовки технических специалистов - юношей и девушек.


Особым видом гимназий являются иешивы, сочетающие светское образование с углубленным религиозным воспитанием. Обучение здесь разделено для юношей и девушек.


Для перевода в профессиональную специализированную школу, что обычно происходит в Израиле на третьей ступени школьного образования (тихон), учащийся должен пройти психологическое тестирование, определяющее умственные способности, знания по английскому языку и математике. По итогам тестирования даются рекомендации психолога для дальнейшего профессионального и личностного развития.


Согласно израильскому закону о среднем образовании, дети, не посещающие школу, обязаны получить образование в вечерней школе, где должны освоить определенную специальность. Программы вечернего обучения разработаны и реализуются совместно с Министерством труда. Продолжительность обучения в вечерних школах составляет от трех до четырех лет, при этом первые два года занятия проводятся в течение всей недели, а на старших курсах - три дня в неделю. В остальные дни предусмотрена работа по избранной специальности: повар, слесарь, парикмахер и т. п. [14].


Теперь обратимся к опыту Европы, где систематическая работа по профориентации началась с деятельности первого кабинета профориентации в Страсбурге в 1903 г.


Европейским лидером в области профориентации по праву можно считать Францию. В этой стране система помощи в профессиональном самоопределении молодежи создана на государственном уровне и контролируется тремя министерствами - образования, труда и здравоохранения [15, с. 101]. Основой построения профориентационной работы является информация о возможностях выбора рода занятий. Осведомление юных граждан обеспечивает Национальное бюро информации по образованию и профессии (Office national d’information sur les enseignements et les professions - ONISEP), являющееся структурой Министерства образования Франции.


Во Франции широко распространена сеть специализированных центров профориентации (более 500 по стране [5, с. 86]), которые интегрированы в своей работе с ассоциациями родителей, профсоюзами, биржами труда и иными государственными и частными структурами, решающими проблемы занятости населения. В штате таких центров состоят высококвалифицированные специалисты - советники по профориентации, получившие специальное профильное образование в ведущих вузах страны. Они обладают достаточно большими правами и могут направлять молодых людей на обучение в соответствии с их интересами и способностями в те отрасли экономики, где наблюдается кадровый дефицит.


В Великобритании, как и в США, функционирование профориентационной сферы регламентируется специальным законом 1973 г., в котором указывается, что такая работа должна сопровождать учащихся на всех этапах обучения [б, с. 100]. Агентства профессиональной ориентации, чью деятельность организуют сертифицированные профсоветники, включены в систему регулирования рынка труда. Серьезное участие
в профессиональном самоопределении старшеклассников принимают и школы: в программах старших классов предусмотрены обязательные специальные уроки по выбору профессии. При школах создаются учебные производственные или обслуживающие предприятия, где учащиеся овладевают профессиональными компетенциями и проходят первые стадии профессиональной адаптации.


В Германии профориентация обучающихся ведется путем опросов, тестов, консультаций, совместных мероприятий с организациями родителей. Особенность состоит в том, что каждый ребенок заполняет рабочую тетрадь, где указывает общую информацию о семье, личных интересах, склонностях, предварительных профессиональных намерениях. Рабочая тетрадь вместе с дополнительными данными об успеваемости, результатами освидетельствований и итогами тестирования служит основой для профконсультаций. В случае необходимости профконсультант может прибегнуть к помощи медицинской и психологической служб, располагающих необходимыми специалистами [11].


Трудоустройство населения - монопольная функция Федерального института занятости Германии. На законодательном уровне запрещена организация частных агентств занятости; школы также не имеют права заниматься профессиональным устройством выпускников. По сути, в стране на государственном уровне объединены функции профориентации и трудоустройства.


Еще одной интересной европейской системой профориентации является шведская модель [7, с. 71]. Она отличается высокой степенью госрегулирование, тесной связью между профориентационной деятельностью и удовлетворением потребностей рынка труда. В системе образования введена специальная программа «Куда шагать по жизненной лестнице», комплексно охватывающая все аспекты профориентационной работы, начиная с диагностики и заканчивая выбором профессии. В школах Швеции нет профсоветников или профконсультантов, эта миссия возлагается на учителей-предметников, что сближает шведскую модель профориентации с российской.


Пожалуй, самой демократичной в Европе является система образования и профориентации Дании. Она основывается на концепции открытого молодежного образования, исповедует ценности и соблюдает традиции неформального образования, которое существует в этом государстве уже много лет. Значительное внимание уделяется практической деятельности старшеклассников, участию их в различных волонтерских проектах, социальной работе. Программа открытого молодежного образования не имеет четко установленных сроков, занятия начинаются по мере формирования групп и осуществляются на базе одного из 460 образовательных учреждений, получивших соответствующую аккредитацию министерства образования. Учебный год длится не менее 40 недель, учебная неделя составляет 35 часов, включая время для самоподготовки. В соответствии с интересами и потребностями учащегося профконсультант разрабатывает индивидуальную траекторию обучения, которая утверждается Объединенным советом открытого молодежного образования - институтом, учрежденным министерством и являющимся, во-первых, связующим звеном между аккредитованными учебными заведениями, во-вторых, информационным центром для общественности. По окончании обучения выпускникам выдаются дипломы со сведениями о полученном образовании и успеваемости, а также рекомендательные письма для дальнейшего продолжения учебы или начала трудовой деятельности [13].


Наряду с открытым молодежным образованием в Дании существуют так называемые коммунальные (молодежные) школы (The Municipal Youthschool - Ungdomsskolen), обеспечивающие сопровождение молодых людей от общеобразовательной школы до профессионально-технических учебных заведений и производства.


В целом в Европе проводится политика профориентации в течение всей жизни. Специально созданная сеть European Lifelong Guidance Policy Network (ELGPN) содействует развитию сотрудничества стран Европейского союза (ЕС) в области непрерывной профориентации и поддерживает создание соответствующих национальных и региональных структур в сфере образования и занятости [3, с. 25]. Сеть объединяет более 200 членов и наблюдателей из 31 страны. Членами данной организации был проведен анализ сходств и различий политики и практики профориентации в государствах ЕС. Как показало исследование, благодаря структурированному диалогу страны, входящие в ELGPN, могут, сохраняя культурные различия, реализовывать общие цели [17]. В интересах обучения в течение всей жизни и устойчивой занятости ELGPN сотрудничает с Международным центром по развитию карьеры (International Centre for Career Development and Public Policy - ICCDPP), инициируя, например, представляющие взаимный интерес совместные проекты по международному обмену знаниями и опытом в области профориентации.


Любопытна практика профориентационной работы в Азии. Так, в Японии, в отличие от европейских моделей, данная деятельность сосредоточена в средней школе. Идеология профориентации строится на теории С. Фукуямы и его диагностическом методе «человек - профессия», которые были разработаны во второй половине XX века в ходе радикальных реформ японской школы [9].


Кроме школы, японские старшеклассники учатся на подготовительных курсах «Дзюку», существующих на платной основе и организующих занятия в вечернее время 2-3 раза в неделю. Дзюку, или «школа мастерства», по сути, выступает как репетиторская структура, где учащиеся закрепляют пройденный материал и получают дополнительные знания по выбранным предметам. В настоящее время эти курсы получили широкое распространение: если раньше их посещали только школьники, готовящиеся к поступлению в престижный университет, то сейчас в них получают дополнительное образование даже учащиеся, собирающиеся продолжить образование в рядовых колледжах.


Суровые тестовые экзамены по окончании средней ступени общеобразовательной школы, оцениваемые, как и в России, по 100-балльной шкале, ранжируют японских старшеклассников: лучшие продолжают получать академическое образование в старшем звене ведущих школ и готовятся к поступлению в вуз; «середнячки» выбирают технические колледжи или профтехучилища; учащиеся, показавшие плохие результаты, идут в низкорейтинговые школы, специализирующиеся, например, на домоводстве или сельском хозяйстве, без перспектив высшего и даже среднего технического образования.


В Японии система профориентации прочно интегрирована в процесс школьного образования и активно используется уже в младшей школе. Философия выбора профессии связана с глубоким самоанализом школьника и определением им всего жизненного пути.


В Китае профориентационная работа во многом ориентирована на подготовку учащихся к продолжению обучения за рубежом, в том числе в вузах России [10]. В школах практически повсеместно открыты иностранные отделения, делающие упор на изучение английского и других иностранных языков. Зарубежная ориентированность китайских школьников обусловлена, прежде всего, дефицитом мест в высших учебных заведениях страны и высокими требованиями к абитуриентам при поступлении.


Китайскую систему образования часто определяют как прагматическую и селективную. Вероятность перейти на более высокие ступени образования для «среднего» молодого человека здесь невелика, этой возможностью обладают лишь немногие способные ученики. Поступление в вуз - серьезное достижение для выпускника средней школы: конкурс в некоторые университеты достигает 200-300 человек на место. При этом действительно талантливые молодые люди пользуются всевозможными льготами при восхождении по образовательной «лестнице» - государственными стипендиями, субсидиями предприятий, организаций и т. п.


Среди прочего в Китае распространено обучение школьников квалифицированными рабочими предприятий. Они учат детей основам рабочих профессий. Эти умения и навыки необходимы учащимся для получения рабочих мест на предприятиях.


В Сингапуре после обретения страной независимости в 1959 г. система образования и профориентации (path dependence) приобрела свои неповторимые черты. Серьезные изменения были произведены в сфере профессионального образования. Традиционно профессиональное образование в этой небольшой стране получали наименее обеспеченные и наименее академически способные группы населения. В обществе бытовало стереотипное представление, что данное образование - это удел неудачников, тех, кто не был успешен в школе. Формированию стереотипа способствовала и конфуцианская культура, которая веками создавала имидж образованного человека как государственного чиновника или административного (офисного) служащего. Министерство образования предприняло ряд мер по повышению престижа профобразования. Во-первых, из разрозненных учебных учреждений в 1992 г. был создан Институт технического образования; во-вторых, для популяризации технических специальностей стали применятся маркетинговые технологии; в-третьих, в средствах массовой информации начали активно распространяться «истории успеха» выпускников Института технического образования. Результат - значительное увеличение численности студентов технических специальностей [1].


Направленность на будущий профессиональный выбор осуществляется уже по завершении среднего звена общеобразовательных школ Сингапура. При переходе на старшую ступень учащиеся разделяются по способностям на три потока: средне успевающие, проявляющие особые успехи и исключительные (самые талантливые). Обучение каждой категории школьников имеет разную интенсивность и продолжительность, т. е. старшеклассники становятся обладателями различных карьерных и профессиональных перспектив.


Организация последовательной цепочки «школа - вуз (колледж) - место трудоустройства» является частью государственной политики Сингапура и осуществляется под девизом «Thinking Schools, Learning Nation» (TSLN) - «Мыслящая школа, учащаяся нация». Базовая декларируемая идея - всеобщее и непрерывное образование для граждан в зависимости от их способностей, а также мотивация к постоянному получению новых профессиональных знаний, умений и навыков в соответствии с актуальными запросами рынка труда.


Во многом похожа на европейскую индийская система образования и профессиональной ориентации молодежи, однако она имеет и ряд особенностей, возникших как под влиянием британской колониальной политики, так и обусловленных кастовой структурой общества [12, с. 187]. Государственная система профориентации в Индии является частью деятельности Национального совета исследований в области образования и подготовки кадров National Council of Educational Research and Training (NCERT). Основная задача NCERT- консультирование центрального правительства и руководства отдельных штатов по вопросам развития школьного образования. Наряду с NCERT вопросами профориентации молодежи на государственном уровне занимается Национальный институт развития молодежи им. Р. Ганди (Rajiv Gandhi National Institute of Youth Development- RGNIYD). Обе указанные структуры занимаются формированием молодежной политики и развитием образования в целом, тогда как оказание помощи в профессиональном самоопределении старшеклассников хотя и входит в их полномочия, но не является приоритетом.


Государственное регулирование в Индии охватывает и профессионально-техническое образование, которое контролируется Министерством развития человеческих ресурсов (Ministry of Human Resource Development - MHRD). Министерство инспектирует профессионально-технические курсы, читаемые в 11-х и 12-х классах школ, входящих в Центральный Совет по среднему образованию (Central Board of Secondary Education - CBSE). От школ требуется соответствие содержания и структуры курсов централизованной программе «Профессионализация среднего образовании». Данные курсы имеют двухлетнюю продолжительность и охватывают несколько направлений подготовки: молочное хозяйство, сельскохозяйственная техника и оборудование (сельское хозяйство), бухгалтерский учет и аудит (бизнес и коммерция), электротехника, кондиционирование воздуха и охлаждение (техника и технология), X-Ray техника, красота и здоровье (здравоохранение и медицина), сохранение фруктов и овощей, питание и управление [2].


Большой вклад в профориентационную работу с индийской молодежью вносят неправительственные организации и фонды. В стране их насчитывается более трех тысяч, наиболее известные и крупные среди них - Индийская ассоциация по развитию карьеры (India Career Development Association - ICDA) и Индийская ассоциация профориентации и планирования жизнедеятельности (Indian Association for Career and Livelihood Planning- IACLP). Основная задача таких структур состоит в поиске и отборе талантливой молодежи для продолжения обучения в колледжах и университетах внутри страны и за рубежом. При этом частные профориентационные центры и фонды не нацелены на взаимодействие со всеми школьниками, а сосредоточены на работе с избранными учащимися, проявившими особые способности и продемонстрировавшими высокие достижения.


Анализируя деятельность профориентационных систем различных стран, мы обнаружили интересную закономерность: чем выше в государстве уровень дохода на душу населения, тем большее влияние оно оказывает на профориентационную политику.


Развитые страны уделяют повышенное внимание личности учащегося, детально мониторят его склонности и способности, привлекают серьезные материальные и педагогические ресурсы для полноценной самореализации молодых людей, которым даже позволяется на определенном этапе жизни «паразитировать» на теле социума, пока они полностью не самоопределились. Сильная экономика может позволить себе проводить профориентационную политику, основываясь прежде всего на интересах индивида. В развитых странах, как правило, и спектр профессионального выбора насыщеннее: наряду с производственными специальностями распространены, а то и превалируют сервисные и обслуживающие направления деятельности. Встречаются и экзотические профессии, такие, например, как «собачий психолог» или «охотник за привидениями». Прямая привязка обучения к дальнейшей трудовой деятельности присутствует не всегда, а профориентация молодого человека исповедует принцип «лишь бы стал полноценным членом общества».


Иная картина в развивающихся странах. Профориентационная деятельность в них жестко увязана с интересами экономики и потребностями рынка труда, поскольку дефицита неквалифицированных трудовых кадров здесь, как правило, нет, а появляющиеся новые производства требуют специалистов конкретных направлений с четко сформированными знаниями, умениями и навыками. В этой связи и профориентационная работа построена линейно: способен молодой человек освоить определенные компетенции, значит, займет свое положение в трудовой и социальной иерархии, а все неспособные пополнят число низкоквалифицированных рабочих, занимающихся, по сути, обеспечением собственного пропитания. Интересы личности в странах с развивающейся экономикой отодвинуты на второй план и если учитываются, то как дополнение к повышению эффективности труда.


Обращает на себя внимание и тот факт, что как в развитых, так и в развивающихся странах ключевое место в профориентационной деятельности и обучении квалифицированных специалистов занимает языковая подготовка. Это обусловлено в первую очередь созданием высокотехнологичных производств на базе транснациональных компаний, а также невозможностью карьерного и профессионального роста без изучения опыта работы зарубежных коллег и конкурентов. Глобализация мировой экономики накладывает свой отпечаток на процесс профессионального самоопределения: молодые люди чаще стремятся получить профессию, востребованную в большинстве развитых стран, что обеспечит им не только достойный заработок, но и возможность трудовой миграции в быстро меняющихся условиях международного рынка труда.


Есть и еще одна закономерность, выявленная нами при сравнении особенностей систем профориентации в странах с различным уровнем экономического развития. Она касается времени начала знакомства детей с миром профессий и момента их окончательного самоопределения. В развитых государствах элементы профориентации обычно включены уже в программу младшей школы, тогда как итоговый выбор трудового поприща отложен до завершения старшей ступени обучения, причем предусмотрена возможность смены направления профессиональной подготовки в случае обнаружения несоответствия качеств индивида первоначально избранному профилю занятости. В развивающихся странах, напротив, отмечается более ранняя фиксация профессиональных предпочтений (в период окончания основной школы) и менее гибкое отношение к неудачному выбору специальности молодым человеком.


Объединяет зарубежные схемы профориентационной работы организация непрерывного, длящегося на протяжении всего школьного обучения, наблюдения за достижениями, склонностями и увлечениями детей, составление их портфолио и учет всех этих сведений при профконсультировании и отборе абитуриентов для продолжения профессионального обучения в колледжах или вузах. В России же, увы, при поступлении в подавляющее большинство вузов рассматривается только результат ЕГЭ, что часто отрицательно отражается на судьбе молодого человека в плане выбора будущей специальности: куда хватило баллов по выбранным предметам, туда и поступил.


Конечно, деятельность, способствующая профессиональному самоопределению молодых людей, может в разных странах обладать своей спецификой: например, испытывать серьезную религиозную (как в Израиле), расовую (как в США) или кастовую (как в Индии) нагрузку. Но общей является потребность экономик в высококлассных специалистах на основе отбора учащихся, способных к освоению сложных наукоемких технологий, имеющих явный потенциал профессионального роста и личностного развития.


Статья рекомендована к публикации д-ром пед. наук, проф. В. Л. Савиных


Литература



  1. Алиш ев Т. Б., Гильмутдинов А. X. Опыт Сингапура: создание образовательной системы мирового уровня // Вопросы образования. 2010. №4. С. 227-246.

  2. Бейн Дж. Профессиональное образование: необходимость для экономики Индии [Электрон, ресурс]. Режим доступа: http://www.uran.donetsk.ua/-masters/2013/lern/boyko_/library/ article3.htm.

  3. Вуоринен P., Зелот X., Аемпинен И. Профессиональная ориентация как инструмент взаимосвязи образования и рынка труда в России / / Вестник ТвГУ. 2013. Вып. 3. С. 24-33.

  4. Гриншпун С. С. «Академия X»: подготовка американских школьников к жизни и труду / / Педагогика. 2006. № 4. С. 103-108.

  5. Гриншпун С. С. Опыт создания государственной службы профориентации во Франции / / Педагогика. 2004. № 7. С. 85-91.

  6. Гриншпун С. С. Организация профориентации школьников в Великобритании / / Педагогика. 2005. № 7. С. 100-105.

  7. Гриншпун С. С. Подготовка учащихся к жизни и труду в школах Швеции / / Педагогика. 2007. № 3. С. 71-78.

  8. Гриншпун С. С. Профессиональная ориентация школьников в США // Педагогика. 2005. № 9. С. 65-72.

  9. Гуткин М. С. Использование Ф-те ста для диагностики развития профессионального самосознания школьников / / Психология. 1999. № 3. С. 114-121.

  10. Кожевникова М. Н. Педагогические условия адаптации учащихся из КНР в процессе довузовской подготовки: дис. ... канд. пед. наук. Москва, 2009. 154 с.

  11. Профессиональная ориентация школьников. Аналитическая записка / под ред. Н. М. Клыгина, Н. А. Лифантьевой. Вологда, 2010. 81 с.

  12. Радченко Л. Р. Политика британских колониальных властей в Индии в сфере высшего образования // Известия Самарского научного центра РАН.

  13. Т. 13. № 3. С. 187-189.

  14. Федотова Е. Е. Теория и практика подготовки к занятости учащихся общеобразовательных школ и профессионально-технических учебных заведений зарубежных стран: дис. ... д-ра пед. наук. Томск, 2003. 373 с.

  15. Хабиб А. Д. Модель межэтнической интеграции учащихся в системе образования Израиля: дис. ...канд. пед. наук. Москва, 2004. 199 с.

  16. Шамсутдинова И. Г., Павлова О. И. Профессиональная ориентация учащихся во Франции // Педагогика. 2007. № 4. С. 101-111.

  17. Dehaas J. Students like diploma-degree option at Guelph-Humber / / The Maclean’s Guide to Universities. August 2014. [Электрон, ресурс]. Режим доступа: http://www.macleans.ca/education/university

  18. ELGPN (2012b) Lifelong Guidance Policy Development: A European Resource Kit. ELGPN Tools 1. European Lifelong Guidance Policy Network, ELGPN, 2012.

  19. Parsons Frank. Choosing a vocation. Boston and New York: Publishing Houghton Mifflin Company. 182 p.