Loading...

This article is published under a Creative Commons license and not by the author of the article. So if you find any inaccuracies, you can correct them by updating the article.

Loading...
Loading...

Организация деятельности психологической службы МЧС России Creative Commons

Link for citation this article

Шойгу Юлия Сергеевна

Национальный психологический журнал, Journal Year: 2012, Volume and Issue: №1, P. 131 - 133

Published: Jan. 10, 2012

Latest article update: Dec. 15, 2022

This article is published under the license

License
Link for citation this article Related Articles

Abstract

Рассказывается об организации психологической службы МЧС России. Рассмотрены ее основные задачи и направления работы. Особое внимание уделяется деятельности психологов МЧС по оказанию экстренной психологической помощи населению.

Keywords

Психологическая служба МЧС России, психология экстремальных ситуаций, экстренная психологическая помощь, психологическая подготовка сотрудников МЧС, чрезвычайные ситуации

Психологическая служба МЧС России была создана в 1999 году, но идея о необходимости этого подразде­ления возникла в 1995 году во время ликвидации последствий разруши­тельного землетрясения в Нефтегорске Сахалинской области. Тогда руко­водство МЧС России задумалось о не­обходимости создания подразделения, специалисты которого работали бы с людьми, чьи родственники погибли или пострадали при чрезвычайных ситуациях, и поддерживали бы самих пострадавших. Эта идея воплотилась в сентябре 1999 года, когда был создан Центр экстренной психологической помощи МЧС России, в то время еще как филиал Всероссийского центра экстренной и радиационной медици­ны им. А.М. Никифорова, позже он получил самостоятельный статус. Именно 17 сентября принято считать днем создания Центра и психологи­ческой службы МЧС России в целом.


Довольно быстро стало понятно, что один Центр экстренной психоло­гической помощи в Москве не удовлетворяет всем потребностям, и в 2003 году было принято решение объеди­нить всех специалистов-психологов, которые работают в МЧС России, в единую службу, которая будет работать по одним и тем же высоким стан­дартом.


Сегодня психологическая служба объединяет сотрудников Центра экст­ренной психологической помощи и шести его филиалов, психологов в тер­риториальных органах МЧС России, воинских частях, спасательных отря­дах, пожарных частях, учебных заведе­ниях, организациях и научно-исследо­вательских учреждениях МЧС России — всего более 700 человек.


С момента создания на психологи­ческую службу МЧС России возложе­но две основные задачи. Первая характерна для силовых ведомств — задача психологического сопровождения деятельности личного состава МЧС России: спасателей, пожарных, вра­чей, летчиков и других. Это профес­сиональный отбор, психологическая подготовка, коррекция и восстанов­ление психического здоровья, реше­ние проблем, возникающих в связи с выполнением профессиональных обязанностей.


Вторая задача уникальна — оказа­ние первой психологической помощи при чрезвычайных ситуациях. Оказа­ние экстренной психологической по­мощи населению, пострадавшему в чрезвычайных ситуациях, является функцией МЧС России, утвержден­ной Указом Президента Российской Федерации. Это направление работы во многом предопределило формиро­вание и развитие психологической службы министерства.


12 лет назад, когда экстренная пси­хологическая помощь только начала формироваться как область приклад­ной психологии, специалисты много спорили, возможен ли вообще такой вид работы, насколько он будет эффективен. Сегодня оказание экстрен­ной психологической помощи — это неотъемлемая составляющая мероп­риятий по ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций.


Экстренная психологическая по­мощь сравнима со скорой медицинс­кой — чем быстрее она будет оказана, тем больше шансов, что пострадав­ший человек сохранит свое психоло­гическое здоровье и сможет вернуть­ся к нормальной жизни. Именно по­этому психологи МЧС России прибывают в зону чрезвычайной си­туации одновременно со всеми опера­тивными службами и работают в круглосуточном режиме до окончания ра­бот по ликвидации последствий чрезвычайной ситуации.


Первые действия психолога в ЧС — помочь пострадавшему человеку справиться с сильнейшими эмоциональными реакциями. Это могут быть страх, гнев, агрессия, обида, тревога, безысходность, чувство утраты. Все эти острые реакции на стресс очень энергозатратны и опасны как для са­мого человека, так и для психологи­ческого здоровья окружающих.


В задачи психологов, которые ра­ботают в зоне чрезвычайной ситуации входит не только оказание экстренной психологической помощи, но и инфор­мационно-психологическая поддержка родственников погибших и пострадав­ших. Фактор неизвестности и инфор­мационного вакуума оказывает одно из самых пагубных воздействий на психи­ку пострадавших людей.


Довольно долго экстренная психо­логическая помощь развивалась в рам­ках работ по ликвидации последствий крупных федеральных чрезвычайных ситуаций в России. А с 2008 года на­чалось активное развитие региональной составляющей, специалисты пси­хологической службы стали чаще вы­езжать на местные чрезвычайные ситуации, количество выездов растет в разы год от года.


В повседневной жизни психологи МЧС России решают широкий круг задач по трем основным направлени­ям, которые неразрывно связаны меж­ду собой: психологическая диагности­ка, подготовка, профилактика и реабилитация.



В рамках психодиагностического обеспечения проводятся различные исследования. Это и профессиональ­ный психологический отбор, который позволяет оценивать степень соответ­ствия кандидатов на работу в МЧС России к требованиям профессии. Это и динамическое наблюдение за психо­логическим состоянием сотрудников Министерства в период прохождения службы, работы или учебы, которое позволяет выявлять психологические последствия, связанные с профессио­нальной деятельностью. Такие обсле­дования проводятся как в плановом режиме — раз в два года, так и после каждой крупной чрезвычайной ситу­ации. Кроме того, существует система социально-психологических исследо­ваний, которая позволяет оценить психологическое здоровье не только одного человека, но и коллектива в целом. Также психологи участвуют в работе аттестационных комиссий раз­личного уровня.


Второе направление работы — это психологическая подготовка сотруд­ников МЧС России. Когда это направление работы только начинало разви­ваться, специалисты психологической службы столкнулись с рядом сложно­стей. Во-первых, те, на кого направ­лена система обучения, не имеют ба­зового психологического образования, поэтому нужно было создать такую систему, которая позволяла бы в ко­роткое время освоить специалисту до­статочно большой объем специфичес­ких для него знаний и навыков. Во-вторых, психологические знания, которые нужны специалистам МЧС России для того, чтобы осуществлять свою профессиональную деятель­ность, находятся в совершенно разные сферах психологии. Курс психологи­ческой подготовки должен соответствовать двум запросам. Первый — что нужно сделать специалисту, чтобы в условиях экстремальной работы, само­му остаться здоровым человеком. Вто­рой — что нужно знать и уметь специ­алисту для того, чтобы общаться с людьми, с которыми он сталкивается в процессе профессионального взаи­модействия. Это и коллеги, с которы­ми нужно уметь эффективно взаимодействовать, и пострадавшие в чрезвы­чайных ситуациях, находящиеся в сложном психологическом состоянии.


Ведущим специалистам психоло­гической службы удалось учесть все эти аспекты и создать целостную и непрерывную систему психологической подготовки, позволяющей поддержи­вать необходимые для эффективной работы знания и навыки.


Следующее направление работы — профилактика и коррекция тех психо­логических проблем, которые возникают у специалистов в ходе их профес­сиональной деятельности в МЧС Рос­сии. Система психологического сопровождения в большой мере на­правлена на профессиональный пси­хологический отбор, диагностику, психологическую подготовку и про­филактику, но, тем не менее, может возникать потребность и в коррекци­онных мероприятиях, поскольку спе­циалисты экстремальных профессий сталкиваются с рядом психологичес­ких проблем, связанных с профессио­нальной деятельностью. Эти состоя­ния требуют внимания специалиста в рамках коррекционной и реабилита­ционной работы.


Психологическая коррекция мо­жет происходить в разнообразных формах. Программа разрабатывается индивидуально, в зависимости от по­требностей, которые определяются в ходе диагностических мероприятий. Наиболее часто коррекционные ме­роприятия происходят в виде индиви­дуальных консультаций с психологом или групповых занятий. Кроме того, психолог в коррекционной работе ис­пользует психофизиологическое оборудование, которое применяется как для профилактики функциональных расстройств, так и повышения резер­вных возможностей и восстановления организма.


Психологическая служба МЧС России постоянно развивается. За пос­ледние годы подготовлены норматив­ные документы по всем направлени­ям деятельности, создан методический инструментарий, появились стандар­ты в области психологической диагно­стики и подготовки.


Большая работа была направлена на решение задачи по материально-­техническому обеспечению. Проведе­на и получила практическую реализа­цию научно-исследовательская рабо­та по оснащению рабочих мест специалистов, в том числе комплекта­ми оборудования для комнат психоло­гической разгрузки. Создан комплект мобильного оборудования для работы в условиях чрезвычайных ситуаций, а специалисты службы теперь оснаща­ются специальной формой, которая разработана с учетом специфики дея­тельности психолога.



Психологи МЧС России активно используют в своей работе и возмож­ности новейших информационных технологий. В 2010 году была разрабо­тана автоматизированная информационная система «Психолог», которая позволила превратить рабочий компь­ютер каждого специалиста психологи­ческой службы, подключенный к ведомственной сети, в профессиональ­ный инструмент, который позволяет решать задачи по всем направлениям работы: диагностике, подготовке, кор­рекции и реабилитации, экстренной психологической помощи. В АИС «Психолог» интегрирована система прогнозирования социально-психо­логических рисков в чрезвычайных ситуациях. Кроме того, эта система содержит постоянно обновляющуюся информационную базу, которая отра­жает все события, которые происходят в психологической службе. Там разме­щены нормативные и методические документы, профессиональная лите­ратура, предусмотрена возможность для дистанционного общения специ­алистов, как в режиме «он-лайн» так и «офф-лайн».


В ближайшие годы планируется развивать психологические службы в образовательных и медицинских учреждениях МЧС России. Для этого запланированы мероприятия по реа­лизации программы психологической подготовки специалистов по единым стандартам, с применением современ­ных информационных технологий. Запланирована серьезная методичес­кая и научная деятельность в области коррекционной и реабилитационной работы.


Еще одна задача — подготовка спе­циалистов в области психологии экст­ремальных ситуаций. Это новое и очень востребованное направление деятельности, поэтому на базе МГУ имени М.В. Ломоносова с участием ведущих сотрудников психологичес­кой службы МЧС был создан государственный стандарт по специализации «Психология экстремальных и кри­зисных ситуаций», которая является основой для подготовки специалистов этого профиля. Данная программа активно внедряется и в других вузах Рос­сии. Эта работа позволяет психологам Министерства не только непосред­ственно участвовать в подготовке тех людей, которые осознанно еще во вре­мя учебы выбирают данную специали­зацию, и планируют работать в психо­логической службе МЧС России, но и вести научную работу, основанную на конкретном эмпирическом материале.


Планируется также реализовать большой блок задач в области межве­домственного и международного сотрудничества.