Loading...

This article is published under a Creative Commons license and not by the author of the article. So if you find any inaccuracies, you can correct them by updating the article.

Loading...
Loading...

Soft skills как предикторы жизненного самоосуществления студентов Creative Commons

Link for citation this article

Степанова Любовь Николаевна,

Зеер Эвальд Фридрихович

Образование и наука, Journal Year: 2019, Volume and Issue: №8, P. 68 - 89, https://doi.org/10.17853/1994-5639-2019-8-65-89

Published: Jan. 1, 2019

Latest article update: Oct. 26, 2022

This article is published under the license

License
Link for citation this article Related Articles
Loading...

Abstract

Введение. Глобальные трансформации важнейших институтов современного общества, ускорение темпов его развития и тотальная цифровизация актуализируют поиск новых, ранее не изученных детерминант реализации потенциала человека. Возможными предикторами как профессионального, так и в целом жизненного самоосуществления личности, по мнению ученых, являются soft skills, или «мягкие» навыки, – развитые коммуникативные качества, высокий уровень саморегуляции, критическое мышление, умение убеждать, лидерство, креативность и т. п.
Цель представленного в статье исследования заключалась в эмпирическом изучении проявлений soft skills у студентов вузов во взаимосвязи с параметрами самореализации, выраженность которых позволяет прогнозировать степень успешности самоосуществления и саморазвития личности.
Методология и методики. На теоретическом уровне предпринят ретроспективный анализ понятий «самоосуществление» и «soft skills» в отечественной и зарубежной науке. Эмпирическая часть исследования выполнялось при помощи методик «Изучение устойчивости жизненного мира человека» (И. О. Логинова) и «Модифицированный опросник диагностики самоактуализации личности – САМОАЛ» (А. В. Лазукин, в адаптации Н. Ф. Калина). Для диагностики soft skills использовался методический комплекс, включающий опросник «Измерение коммуникативной и социальной компетентности» – КОСКОМ (В. Н. Куницына), методики изучения мотивации обучения в вузе (Т. И. Ильина), диагностики уровня рефлексии (A. B. Карпов), исследования отношения личности к инновациям (Н. М. Лебедева, А. Н. Татарко) и «Копинг-поведение в стрессовых ситуациях»; тесты «Готовность к саморазвитию» (В. Павлов, Т. А. Ратанова, Н. Ф. Шляхта), «Моя информационная культура» (Н. И. Гендина), «Способность к прогнозированию» (Л. А. Регуш). При обработке результатов применялся метод ранговой корреляции Cпиpмeнa.
Результаты и научная новизна. Рассмотрены различные подходы к пониманию и исследованию «мягких» навыков студентов. С опорой на обзор научных источников выделены основные группы soft skills: базовые коммуникативные навыки, навыки self-менеджмента и эффективного мышления. В совокупности они повышают качество решения конкретной личностью широкого круга профессиональных и общих жизненных задач. Авторы доказывают обусловленность благополучия профессионального и частного мира показателями soft skills студентов. Обладание коммуникативно-личностными ресурсами, владение теорией и практикой осуществления self-менеджмента (влияющего на мотивацию приобретения знаний и способность к рефлексии), умение мыслить продуктивно (строить прогнозы, проектировать, создавать и осваивать инновационные продукты) повышают психологическую устойчивость личности будущего специалиста, ее способность сохранять стабильность, сопротивляемость негативным явлениям при свободе поведения. Подчеркивается, что soft skills не только выступают ключевыми предикторами профессионального развития, но и обеспечивают формирование активной, творческой позиции по отношению к своей деятельности и собственной жизни. Резюмируется, что создание условий для развития soft skills студентов подготовит их к адекватному восприятию и реализации социально-профессиональных инноваций в будущем.
Практическая значимость. Результаты исследования могут быть полезны работникам системы профессионального образования – прежде всего, тьюторам и преподавателям, осуществляющим психолого-педагогическое сопровождение студентов вузов.

Keywords

Транспрофессионализм, soft skills («мягкие», навыки self-менеджмента, устойчивость жизненного мира, «гибкие» навыки), коммуникативные навыки, hard skills (узкопрофессиональные навыки), навыки эффективного мышления, предикторы жизненного самоосуществления

Введение


Динамичные изменения, происходящие в современном обществе: утверждение экономики IV технологического уклада, глобализация, цифровизация - приводят к существенным трансформациям, вследствие которых мир становится все более неопределенным и изменчивым. Традиционные профессии исчезают, другие модифицируются, некоторые, абсолютно новые, только возникают и утверждаются. В связи с этим утрачиваются первоначальная значимость категории профессии и актуальность узкопрофессиональной подготовки кадров, появляются новые термины: «трансфессия», «трансфессионализм», «транспрофессионализм» [1, 2]. Основной тенденцией высшего образования становится ориентация на социальную и профессиональную мобильность, психологическую гибкость, устойчивость к неопределенности, вырабатывание способности обнаружить и реализовать свой внутренний потенциал в усложняющемся, непрерывно развивающемся мире.


Вышесказанное актуализирует научный поиск установления факторов и условий, необходимых для формирования личности, склонной к самообучению, самостоятельному планированию своего развития и творческому самоосуществлению. Потенциальными предикторами как профессиональной, так и жизненной самоактуализации человека сегодня выступают не столько hard skills, или узкопрофессиональные знания, умения и навыки, сколько soft skills, или «мягкие», «гибкие» навыки, обеспечивающие успешность независимо от специфики профессиональной деятельности и направления ее реализации. По мнению зарубежных и отечественных ученых, к soft skills можно отнести развитые коммуникативные навыки, высокий уровень саморегуляции, критическое мышление, умение убеждать, лидерство, креативность и т. д.


Особую актуальность формирование soft skills приобретает для лиц юношеского возраста, успешность и конкурентоспособность которых во многом определяется широтой и универсальностью диапазона их профессиональных и жизненных знаний и навыков в различных областях.


Обзор литературы


Проблема жизненного самоосуществления личности не является принципиально новой для психологической науки, те или иные ее аспекты рассматривались учеными на протяжении XX века. Первыми к изучению внутреннего ресурса самоосуществления личности обратились психологи гуманистического направления А. Маслоу [3], К. Роджерс [4], Д. Бьюдженталь [5], Р. Мэй [6], позднее представители социокультурного психоанализа К. Хорни [7], Э. Фромм [8] и основоположник гештальт-те- рапии Ф. Перлз [9].


В России вопросами стратегий самоосуществления личности занимались К. А. Абульханова-Славская [10], А. Г. Асмолов [11], Б. С. Братусь [12], В. Е. Клочко [13], И. О. Логинова [14,15], В. И. Слободчиков [16], Е. В. Четошникова1 (Четошникова Е. В. Эмоционально-ценностные основания рефлексивной оценки жизненного самоосуществления: автореф. дис. … канд. психол. наук. Томск, 2008. 23 с.) и др.


Анализ работ названных авторов позволяет сделать следующие заключения.


Самоосуществление личности - это сложная междисциплинарная категория, которая в настоящее время активно используется в психологическом лексиконе, поскольку ее операционализация имеет потенциальную, пока не полностью исследованную значимость в психологическом понимании процесса реализации внутренних ресурсов человека.


Зарубежные и отечественные авторы чаще всего склонны толковать термин «самоосуществление» (self-fulfillment) как абсолютное выявление и реализацию своих возможностей и способностей, истинное самовыражение, подразумевающее наличие собственной активности индивидуума. Подчеркнем, что осуществить себя может только сам человек: используя свои интеллектуальные, личностные, волевые и иные ресурсы, он может достичь своих целей или упустить возможности их реализации.


Мы полагаем, что термин «самоосуществление» служит для объединения и упорядочения всей терминологической «разноголосицы» проявления «само-»: «самоактуализации», «самореализации», «самоопределения», «самотрансценденции» - и введения обобщенного представления о форме перевода человеческого потенциала возможностей и способностей в действительность как наивысшем проявлении миссии человека.


В науке нет однозначных данных о факторах и условиях, обеспечивающих эффективность жизненного самоосуществления личности. Разные авторы называют самые различные детерминанты этого процесса: интеллектуальные способности (С. А. Богомаз, В. Е. Клочко, О. М. Краснорядцев а) [17], копинг-стратегии (А. И. Алонцева, И. С. Морозова) [18], эмоционально-ценностную направленность, рефлексивные способности (Е. В. Четошникова)2 (Четошникова Е. В. Эмоционально-ценностные основания рефлексивной оценки жизненного самоосуществления: автореф. дис. … канд. психол. наук. Томск, 2008. 23 с), осмысленность жизни (Д. А. Леонтьев) [19] и т. д.


Обозначенные положения определили замысел нашего исследования, основная цель которого заключается в поиске взаимосвязи soft skills с параметрами самоосуществления студентов, выраженность которых позволяет определить наличие позитивных прогнозов относительно саморазвития личности в процессе жизненного самоосуществления.


Изучением проблем «мягких» и «твердых» навыков в нашей стране занимались О. Абашкина [20], О. В. Баринова [21], Е. Гайдученко, В. Давидова, А. Марушев [22], Н. В. Жадько [23], Д. Иванов [24], И. Клюковская [25], А. М. Новиков [26], Ю. Портланд [27], О. В. Сосницкая [28], Д. А. Татаурщикова [29], О. Чуланова [30].


Понятия hard skills и soft skills возникли по аналогии с английскими терминами «hardware» - компьютерное «железо» и «software» - программное обеспечение. Изначально компьютер - это определенный материальный объект, который можно потрогать, но основное в нем - это программное обеспечение, без которого функционирование машины невозможно. Нечто подобное можно сказать о навыках современного специалиста. Современные практические исследования доказывают, что профессиональный успех личности только на 15% зависит от жестких, узкопрофессиональных навыков и на 85% определяется мягкими, связанными с эффективной ориентацией в различных областях и видах деятельности. В связи с этим работодатели на этапе собеседования с потенциальным кандидатом предлагают ответить на вопросы или выполнить задания, не имеющие прямого отношения к профессиональным навыкам, свойственным определенной деятельности.


Важность soft skills подчеркивают аналитики Economic Forum, установившие десять основных компетенций, которые будут востребованы к 2020 году [31]. Согласно этому прогнозу, самой актуальной из них станет умение решать сложные задачи. Второй по значимости является критическое мышление, а третьей - креативность. Затем следуют компетенция управления людьми, навыки координации и взаимодействия, эмоциональный интеллект, способность к суждению и принятию решений, клиентоориентиро- ванность, умение вести переговоры и когнитивная гибкость. Все обозначенные характеристики относятся к soft skills.


Результаты анализа специальной литературы показывают, что в науке на сегодняшний день нет общепринятой и однозначной содержательной трактовки термина soft skills.


Большинство зарубежных авторов, среди которых S. Muhleisen, N. Oberhuber, Karrierefaktor, определяют «мягкие навыки» как личные качества человека, которые делают взаимодействие с другими людьми более эффективным и гармоничным [32].


Отечественные исследователи рассматривают понятие «soft skills» через призму своего восприятия и научных интересов. Однако практически все определения частично взаимосвязаны, а некоторые из них тесно переплетаются друг с другом (табл. 1).


Таблица 1 Контент-анализ дефиниции «soft skills»






















Д. А. Татаурши



Soft skills (англ. - «мягкие навыки») - это унифицироковаванные навыки и личные качества; которые повышают эффективность работы и взаимодействия с другими людьми. К этим навыкам относится: управление личным развитием, умение оказать первую помощь, умение грамотно управлять своим временем, умение убеждать, навык ведения переговоров; лидерство и т. д. [29]



О. В. Сосницкая



Soft skills - это коммуникативные и управленческие таланты. К ним относятся умение убеждать, лидировать, управлять, делать презентации; находить нужный подход к людям, способность разрешать конфликтные ситуации, ораторское искусство - в общем, те качества и навыки, которые можно было бы назвать общечеловеческими, а не те, который присуши людям определенной профессии [28]



E. А. Гайдученко, А. В. Марушев



Soft skills - это навыки, которые помогают быстро находить общий язык с окружающими, заводить и удерживать связи, успешно доносить свои идеи - быть хорошим коммуникатором и лидером. Понятие «soft skills» связано с тем, каким образом люди взаимодействуют между собой, эти навыки в равной степени необходимы как для повседневной жизни, так и для работы [22]



В. А. Давидова



Soft skills («мягкие навыки») - рассматриваются как приобретенные навыки, которые получил человек через дополнительное образование и свой личный жизненный опыт и которые он использует для своего дальнейшего развития в профессиональной деятельности. Вот почему эти навыки так ценятся на рабочем месте, а также при приеме на работу [33]



Важным этапом нашего исследования является выяснение того, какие конкретно навыки следует формировать в процессе профессиональной подготовки студентов, чтобы они в будущем смогли стать конкурентоспособными на рынке труда и выстраивать эффективные стратегии самоосуществления во всех сферах жизни.


Признаки обладающего «мягкими» навыками работника, обозначенные Ю. В. Портландом [27], представлены на рис. 1.


По мнению С. Мамаевой, понятие «soft skills» составляют качества, которые обеспечивают самостоятельность принятия решений и управление любыми жизненными и профессиональными ситуациями [34] (рис. 2).


С. В. Мамаева и В. А. Давидова рассматривают soft skills преимущественно как коммуникативные навыки: умение вести беседу, задавать вопросы, аргументировать свое мнение, использовать обратную связь [33, 34]. Схожую позицию занимает Д. А. Иванов, который к soft skills относит прежде всего коммуникативные и управленческие навыки [24]. Их примеры представлены на рис. 3.


О. Л. Чуланова ключевую роль в операционализации понятия «soft skills» отводит эмоциональной компетентности личности [30].



 




 


О. В. Абашкина, опираясь на результаты исследований, проведенных сотрудниками Института Макса Планка в Мюнхене, выделяет виды «мягких навыков», которые наиболее важны в современном мире [20] (рис. 4).



Выводы, полученные в ходе теоретического анализа, позволили выделить следующие три основные группы soft skills студентов:



  • базовые коммуникативные навыки;

  • навыки self-менеджмента;

  • навыки эффективного мышления.


Характеристики этих навыков представлены в табл. 2.


Таблица 2


Основные группы soft skills студентов
















Базовые коммуникативные навыки



Навыки self-менеджмента



Навыки эффективного мышления



•   умение слушать, убеждать;


•   способность аргументировать;


•   навыки публичного выступления;


•   самопрезентация;


•   способность к командной работе;


•   эффективное поведение в неопределенных, критических ситуациях;


•   толерантность к неопределенности



•   управление собственными ресурсами (саморазвитие, самообразование);


•  управление эмоциями;


•   планирование;


•   навыки целеполагания;


•   навыки тайм-менеджмента;


•   инициативность;


•   самоорганизация;


•   рефлексия;


•   информационная грамотность



•   гибкость;


•   перспективность;


•   аналитичность;


•   доказательность;


•   осознанность;


•   прогностичность;


•   креативность;


•   инновативность



 


Материалы и методы


Эмпирическое исследование основных групп soft skills студентов: базовых коммуникативных навыков, навыков self-менеджмента, навыков эффективного мышления - осуществлялось с помощью комплекса психодиагностических методик (табл. 3).


Особенности жизненного самоосуществления студентов диагностировались с использованием методики «Изучение устойчивости жизненного мира человека» (автор И. О. Логинова) [14, 15], а также методики «Модифицированный опросник диагностики самоактуализации личности (СА- МОАЛ)» (автор А. В. Лазу кин, адаптация Н. Ф. Калина3 (Модифицированный опросник диагностики самоактуализации личности САМОАЛ [Электрон. ресурс]. Режим доступа: http://testoteka.narod.ru/lichn/1/33.html (дата обращения: 11.12.2018). )) (табл. 4).


Таблица 3


Критерии и средства диагностики показателей soft skills студентов














































Параметры



Диагностические методики



Показатели



Базовые коммуникативные навыки



Опросник «Измерение коммуникативной и социальной компетентности» (КОСКОМ) В. Н. Куницыной



•   понимание ситуации;


•   эмоциональная стабильность;


•   умение самопрезентации;


•   социально-психологическая компетентность;


•   коммуникативная компетентность;


•   коммуникативно-личностный потенциал



Методика «Копинг- поведение в стрессовых ситуациях» (С. Норман, Д. Ф. Эн- длер, Д. А. Джеймс, М. И. Паркер; адаптированный вариант Т. А. Крюковой)



•   проблемно-ориентированный копинг;


•   эмоционально-ориентированный копинг;


•   копинг, ориентированный на избегание



Навыки self-менеджмента



Тест «Готовность к саморазвитию» (В. Павлов, Т. А. Натанова, Н. Ф. Шляхта)



•   готовность узнавать себя;


•   готовность самосовершенствоваться



Методика изучения мотивации обучения в вузе Т. И. Ильиной



•   мотивация приобретение знаний;


•   мотивация получения диплома;


•   мотивация овладения профессией



Методика диагностики уровня рефлексии А. В. Карпова



• рефлексивные способности



Тест «Моя информационная культура» Н. И. Гендина



• информационно-аналитическая культура



Навыки эффективного мышления



Тест «Способность к прогнозированию»


Л. А. Регуш



•   аналитичность;


•   осознанность;


•   гибкость;


•   перспективность;


•   доказательность;


•   общий уровень прогностичности



Методика исследования отношения личности к инновациям Н. М. Лебедевой, А. Н. Татарко



•   риск ради успеха;


•   ориентация на будущее;


•   общая инновативность



Таблица 4


Показатели и инструменты диагностики особенностей
самоосуществления студентов





















Параметры



Диагностические методики



Показатели



Устойчивость жизненного мира



Методика «Изучение устойчивости жизненного мира человека» (И. О. Логинова)



•    конструктивный характер проявления устойчивости;


•   неконструктивный характер проявления устойчивости;


•    стагнационный характер проявления устойчивости



Самоактуализация



Модифицированный опросник диагностики самоактуализации личности - САМОАЛ» (автор А. В. Лазу кин; адаптация Н. Ф. Калина)



•   ориентация во времени;


•   ценности;


•   взгляд на природу человека;


•   потребность в познании;


•   креативность;


•   автономность;


•   спонтанность;


•   самопонимание;


•   аутосимпатия;


•   контактность;


•   гибкость в общении



Наше исследование проводилось в сентябре 2018 г. на базе Куйбышевского филиала Новосибирского государственного педагогического университета. Респондентами выступили 80 студентов 1-2-х курсов факультета психологии в возрасте от 18 до 22 лет.


Для статистической обработки данных использовался метод корреляционного анализа (метод ранговой корреляции Спирмена).


Результаты исследования


Анализ первичных эмпирических данных позволил констатировать перечисленные далее особенности развития soft skill студентов.


Визуализация уровня развития базовых коммуникативных навыков, выявленного по методике КОСКОМ, представлена на рис. 5. На нем видно, что у опрошенных студентов наименее развиты умение самопре- зентации и уверенность в себе. Они испытывают сложности в ситуациях, когда необходимо грамотно и выигрышно представить свои достоинства, произвести благоприятное первое впечатление; им не удается выработать индивидуальный стиль общения и поведения, отражающий личностные качества и привлекающий окружающих. Возможно, это обусловлено отсутствием целенаправленного развития обозначенного навыка как в общеобразовательной школе, так и на начальных этапах обучения в вузе. Можно также предположить, что, поскольку студентами психологических факультетов зачастую становятся молодые люди, переживающие ситуации эмоционального неблагополучия и внутренней конфликтности, низкий уровень их самопрезентации имеет глубинные причины, связанные с самопринятием и аутосимпатией к собственной личности.



Примечание. Здесь и далее по горизонтали - показатели исследуемых параметров, по вертикали - средние значения этих показателей; пунктирной линией обозначено среднее значение в группе испытуемых.


Недостаток уверенности в себе, зафиксированный у испытуемых, свидетельствует об отсутствии адекватной, позитивной оценки ими собственных действий и способностей как достаточных для достижения значимых целей и удовлетворения потребностей. Однако именно вера в собственные силы - залог компетентности и конкурентоспобности. Следовательно, одним из необходимых направлений вырабатывания у студентов «мягких» навыков является глубинная, целенаправленная работа, нацеленная на самопознание, принятие себя и активизацию внутреннего индивидуального потенциала личности.


Результаты применения методики «Копинг-поведение в стрессовых ситуациях» продемонстрировали неразвитость у испытуемых копинга, ориентированного на решение жизненных задач (рис. 6).



Проблемно-ориентированный копинг предполагает гибкие изменения и выбор наиболее адекватной стратегии поведения в сложившихся обстоятельствах. Полученные диагностические данные говорят о затруднениях респондентов при анализе проблемных ситуаций, устранении препятствий своими силами, обращении за помощью к другим, более компетентным людям (педагогам, родителям, сверстникам), поиске необходимой информации для преодоления кризиса. Для того чтобы обучающиеся могли осуществлять эффективную и успешную деятельность в современном динамичном мире, необходимо на этапе профессиональной подготовки развивать их способности к решению сложных, неоднозначных задач.


Подобная работа подразумевает использование методов активного социально-психологического обучения, в частности тренингов, деловых и ролевых игр, кейс-методов.


Диагностика навыков self-менеджмента бакалавров по методике САМОАЛ показала низкий уровень развития таких показателей, как «взгляд на природу человека», «спонтанность», «мотивация овладения профессией» (рис. 7, 8).



Как ни парадоксально, студенты -психологи негативно относятся к природе человека, не испытывают симпатии и доверия к людям, не верят в человеческие возможности и способность к самоактуализации. У них слабо выражена спонтанность - качество, которое формируется в случае уверенности в себе и доверия к окружающему миру и проявляется в способности действовать под влиянием собственной инициативы, а не в рамках установленных шаблонов. То есть обучающиеся нуждаются в устранении психологических барьеров для создания прочных и доброжелательных отношений с окружающими, в повышении базового доверия к миру.


У бакалавров, опрошенных по методике изучения мотивации обучения в вузе, зафиксировано стремление к приобретению специальных психологических знаний и получению диплома о психологическом образовании, но не к овладению профессией педагога-психолога (рис. 8). Возможно, данный факт объясняется высокой степенью социальной ответственности профессии и большими психоэмоциональными затратами, которые не всегда сопровождаются достойным материальным вознаграждением.



Диагностирование навыков эффективного мышления по методике «Способность к прогнозированию» обнаружило дефициты развития показателей аналитичности и доказательности мышления (рис. 9).



Респонденты испытывали сложности в ходе осуществления логического анализа и синтеза информации, а также подбора фактов и аргументов для обоснования собственных суждений и выводов. Чтобы низкий уровень сформированности речемыслительных навыков не стал препятствием для решения жизненных и профессиональных задач, необходимо целенаправленное развитие у студентов мыслительных операций анализа, абстрагирования, обобщения, синтеза, сравнения, а также совершенствование у них навыков последовательного обоснования и аргументации собственного мнения и решения задач.


После первичного анализа данных был проведен корреляционный анализ, посредством которого нам удалось выявить статистически достоверные взаимосвязи между показателями soft skills и самоосуществления студентов.


Установлена прямая корреляционная зависимость устойчивости жизненного мира от коммуникативно-личностного потенциала (r= 0,48), мотивации приобретения знаний (r= 0,50), рефлексивных способностей (r=0,46), общей прогностичности (r=0,41) и инновативности (r=0,42). Таким образом, высокая степень устойчивости жизненного мира студентов определяется высоким уровнем развития их компетентности в сфере межличностного общения, выраженными учебно-познавательными мотивами, развитыми рефлексивными способностями, а также способностью к опережающему отражению действительности и умением находить и внедрять инновационные идеи в свою жизнь.


Обнаружена положительная корреляция между самоактуализацией студентов (шкала «Аутосимпатия») и показателями проблемно-ориентированного копинга (r=0,42), а также готовностью совершенствоваться (r=0,47). Следовательно, молодым людям, стремящимся к личностному росту и саморазвитию, использующим копинг, ориентированный на решение проблем, свойственны самопринятие, уважение к себе и интерес к собственной жизни и личности.


Стагнационный характер устойчивости жизненного мира студентов имеет отрицательные корреляции с показателями социально-психологической компетентности (r= -0,41) и информационно-аналитической культуры (r=-0,43). Преобладание стереотипных способов деятельности, недостаток ценностного отношения к жизни, сложности в решении дивергентных задач сопровождаются дефицитами эффективных межличностных отношений, а также сложностями поиска, хранения и переработки информации из разных источников.


Отрицательная корреляция обнаружена между неконструктивным характером устойчивости жизненного мира студентов и такими показателями социально-коммуникативной компетентности, как эмоциональная стабильность (r=-0,43), умение самопрезентации (r=-0,47), а также показателями инновативности личности: риском ради успеха (r=-0,41) и ориентацией на будущее (r=-0,41). Эмпирические факты свидетельствуют о том, что бакалавры с неконструктивным характером устойчивости жизненного мира имеют низкий уровень развития социально-коммуникативной компетентности: испытывают затруднения в презентации собственной личности и адаптации к сложившимся ситуациям; сохранении спокойствия и уверенности в себе. А неспособность студентов к планированию и прогнозированию личного будущего, неготовность пойти на риск ради успеха снижают продуктивность и результативность их самореализации.


Обсуждение и заключение


Подводя итоги, можно констатировать, что, несмотря на разработанность проблемы самоосуществления человека, в специальной литературе нет однозначных данных о факторах и условиях, обеспечивающих эффективность раскрытия личностного потенциала. Авторы называют самые разные детерминанты этого процесса: интеллектуальные способности, копинг-стратегии, рефлексивные способности, осмысленность жизни и т. д.


В ходе проведенного нами исследования установлено, что soft skills, или «мягкие» навыки, могут выступать предикторами самоосуществления личности. Базовые коммуникативные компетенции (реализация коммуникативно-личностного потенциала), навыки self-менеджмента (мотивация приобретения знаний, рефлексивные качества) и эффективного мышления (способность к прогнозированию, инновативность) повышают психологическую устойчивость личности, ее готовность противостоять трудностям, решать дивергентные жизненные задачи, сохранять стабильность и свободу поведения. Осознанная ориентация на личностный рост и самосовершенствование, использование проблемно-ориентированного копинга усиливают аутосимпатию и интерес к собственной жизни и личности.


Вместе с тем у значительной части испытуемых выявлена дефицитарность некоторых soft skills: низкий и средний уровни развития аналитических навыков и доказательности мышления, неуверенность в себе и неумение самопрезентации, отсутствие спонтанности поведения и мотивации овладения профессией, негативный взгляд на природу человека. Обозначенные характеристики могут существенно затруднять освоение профессии психолога и актуализацию внутреннего потенциала обучающихся.


Полученные данные подчеркивают необходимость психолого-образовательного сопровождения, нацеленного на выработку у студентов умений и способностей решать широкий круг социально-психологических задач как фактор наличия активной, творческой позиции по отношению к собственной жизни.


Перспективы дальнейших исследований могут быть связаны с разработкой программы целенаправленного развития «мягких» навыков в процессе обучения в вузе. Создавая условия формирования soft skills студентов, можно обеспечить расширение спектра вариативности способов их жизненного самоосуществления в динамично изменяющемся мире.


Список использованных источников



  1. Зеер Э. Ф. Психолого-педагогическая платформа формирования транспрофессионализма педагога профессионального образования / / Профессиональное образование. Столица. 2017. № б. С. 5-9.

  2. Зеер Э. Ф., Сыманюк Э. Э. Методологические ориентиры развития транспрофессионализма педагогов профессионального образования / / Образование и наука. 2017. Т. 19, № 8. С. 9-28 [Электрон, ресурс]. Режим доступа: https://doi.org/10.17853/1994-5639-2017-8-9-28 (дата обращения: 08.04.2019).

  3. Maslow A. Motivation and personality. New York: Harper and Row, 1970. 369 p.

  4. Rogers C. R., Dymond R. F. (Eds.) Psychotherapy and personality change: University of Chicago Press, 1954. 447 p.

  5. Bugental J. F. T. The search for authenticity: An existential-analytic approach to psychotherapy (Enlarged edition). New York: Irvington, 1981. 477 p.

  6. May R. Love and will. New York: Norton, 1969. 352 p.

  7. Horney K. The Neurotic Personality Of Our Time. New York: W. W. Norton and Co, 1937. 299 p.

  8. Fromm E. Values, Psychology and Human Existence // New Knowledge in Human Values. New York: Harper and Row, 1959. P. 151-164.

  9. Peris F., Hefferline R, Goodman P. Gestalt therapy: Excitement and growth in the human personality. New York: Gestalt Journal Press, 1951. 551 p.

  10. Абульханова-Славская К. А. Стратегии жизни. Москва: Мысль, 1991. 300 с.

  11. Асмолов А. Г. Психология личности: учебник. Москва: МГУ, 1990. 367 с.

  12. Братусь Б. С. Аномалии личности. Москва: Мысль, 1988. 304 с.

  13. Клочко В. Е. Человек как самоорганизующаяся психологическая система // Человек как самоорганизующаяся психологическая система: материалы региональной конференции, 20 октября 2010. Барнаул: Б ГПУ, 2000. С. 3-7.

  14. Логинова И. О. Исследование устойчивости жизненного мира человека: методика и психометрические характеристики / / Психологическая наука и образование. 2012. № 3. С. 18-28.

  15. Логинова И. О., Чупина В. Б., Стоянова Е. И., Живаева Ю. В. Исследование соотношения характера устойчивости жизненного мира студентов с типом жизненного сценария: на примере студентов малого города и мегаполиса [Электрон, ресурс] / / Известия ВГПУ. 2015. № 2 (97). Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/issledovanie-sootnosheniya-haraktera-ustoychivosti-zhiznennogo-mira-studentov-s-tipom-zhiznennogo-stsenariya-na-primere-studentov (дата обращения: 08.04.2019).

  16. Слободчиков В. И., Исаев Е. И. Основы психологической антропологии. Психология развития человека: развитие субъективной реальности в онтогенезе: учебное пособие для вузов. Москва: Школьная пресса, 2000. 384 с.

  17. Богомаз С. А., Клочко В. Е., Краснорядцева О. М., Подойници- на М. А. Стратегии самоосуществления у студенческой молодежи / / Вопросы психологии. 2018. № 1. С. 49-58.

  18. Алонцева А. И., Морозова И. С. Самоосуществление личности студентов на этапе вхождения в вуз [Электрон, ресурс] // Вестник КемГУ. 2013. № 3 (55). Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/п/samoosuschestvle-nie-lichnosti-studentov-na-etape-vhozhdeniya-v-vuz (дата обращения: 09.01.2019).

  19. Леонтьев Д. А. Личностный потенциал как потенциал саморегуляции // Личностный потенциал: структура и диагностика. Москва: Смысл, 2011. С. 107-130.

  20. Абашкина О. Soft skills: ключ к карьере [Электрон, ресурс]. Режим доступа: https://www.pro-personal.ru/article/7811-soft-skills-klyuch-k-karere (дата обращения: 09.12.2018).

  21. Баринова О. В. Понятие и сущность компетенции [Электрон, ресурс]. Режим доступа: http://novainfo.ru/article/1935 (дата обращения: 10.12.2018).

  22. Гайдученко Е., Марушев А. Эмоциональный интеллект [Электрон, ресурс]. Режим доступа: https://l-a-b-a.com/lecture/show/125(дата обращения: 11.12.2018).

  23. Жадько Н. В., Чуркина М. А. Обучение hard skills и soft skills - в чем разница? [Электрон, ресурс]. Режим доступа: http://hr-portal.ru/article/obuc-henie-hard-skills-i-soft-skills-v-chyom-raznica (дата обращения: 10.12.2016).

  24. Иванов Д. Путь к вершине. Факторы успеха. Что важнее: soft skills или hardskills? [Электрон, ресурс]. Режим доступа: http://www.colloquium.ru/article/hard_soft/hard_soft.php (дата обращения: 09.12.2018).

  25. Клюковская И. Функциональных навыков уже недостаточно? [Электрон. ресурс]. Режим доступа: http://www.management.com.ua/no- tes/soft_skills.html (дата обращения: 11.12.2018).

  26. Новиков А. М., Чошанов М. А. Компетенция и компетентность [Электрон, ресурс]. Режим доступа: http://epo.ucoz.com/index/kompetenci-ja_i_kompetentnost/0-7 (дата обращения: 10.12.2018).

  27. Портланд Ю. Что такое soft skills и почему они так важны для карьеры? [Электрон, ресурс]. Режим доступа: https://dnevnyk-uspeha.com/rabota- i-karera/chto-takoe-soft-skills-i-pochemu-oni-tak-vazhnyi-dlya-kareiyi.html (дата обращения: 11.01.2019).

  28. Сосницкая О. SOFT SKILLS: мягкие навыки твердого характера [Электрон, ресурс]. Режим доступа: https://www.dw.com/ru/soft-skills%D0% BC%D1%8F%D0%B3%D0%BA%D0%B8%D0%B5-%D0%BD%D0%B0%D0%B2%D1 %8B%D0%BA%D0%B8-%D1%82%D0%B2%D0%B5%D1%80%D0%B4%D0%BE% D0%B3%D0%BE%D1%85%D0%B0%D1%80%D0%B0%D0%BA%D1%82%D0%B5 %D1%80%D0%B0/a-4837922(дата обращения: 11.03.2019).

  29. Татаурщикова Д. Soft skills [Электрон, ресурс]. Режим доступа: https://4brain.ru/blog/soft-skills/ (дата обращения: 11.03.2019).

  30. Чуланова О. Л., Ивонина А. И. Формирование soft-skills (мягких компетенций) : подходы к интеграции российского и зарубежного опыта, классификация, операционализация / / Управление персоналом и интеллектуальными ресурсами в России. 2017. № 1 (28). С. 53-58.

  31. Ананьева Т. 10 компетенций, которые будут востребованы в 2020 году [Электрон, ресурс]. Режим доступа: https://hr-portal.ru/article/10- kompetenciy-kotorye-budut-vostrebovany-v-2020-godu (дата обращения: 11.02.2019).

  32. Muhleisen S., Oberhuber N. Karrierefaktor Soft Skills. Rudolf Haufe Verlag, Freiburg i. Br., 2005. 230 p.

  33. Давидова В. Слушать, говорить и договариваться: что такое soft skills и как их развивать [Электрон, ресурс]. Режим доступа: http://theor- yandpractice.ru/posts/11719-soft-skills (дата обращения: 11.12.2018).

  34. Мамаева С. Предпринимательство как особый вид деятельности [Электрон, ресурс]. Режим доступа: https://helpiks.org/5-63733.html (дата обращения: 11.01.2019).